Тематические статьи
Белая береза
Белая береза
Ни об одном дереве, наверное, не сложено у нас столько песен и стихов, как о белоствольной березе. С детства мы привыкли видеть в березе символ Родины, символ России.
Имя «берёза» было дано этому дереву еще в глубочайшей древности. Корень этого слова — общий во всей индоевропейских языках. Литовское «бержас», древнеиндийское «бхурйас», скандинавское «бьёрк», немецкое «бирке» — все это разные варианты одного и того же слова, древнейшим корнем которого было индоевропейское «bhe» — «светлый», «сверкающий». Береза была священным деревом древних славян, ее связывали с культом богов, охранявших, сберегавших человека (слова «беречь», «оберег» — амулет — тоже по происхождению близки к ее названию). «Березозолом» называли в древней Руси месяц апрель — в этом месяце береза начинает зеленеть (корень «зол» мы находим в слове «зеленый»). А там, где климат теплее, береза распускается раньше — и украинский «березень», так же как чешский «brezen» («бржезен»), — это март.
Береза славится не только своей красотой. В старину ее называли деревом четырех дел: «первое дело — мир освещать, второе дело — крик утишать, третье дело — больных исцелять, четвертое дело — чистоту соблюдать».
Первое дело — мир освещать
На протяжении столетий бедные крестьянские избы России освещала березовая лучина.
«И горит лучина.
Издавая треск,
На полати, стены
Разливая блеск. «
В народе давно заметили, что березовая лучина горит лучше, чем любая другая. Из-за высокой плотности березовой древесины ее теплотворная способность на единицу объема (2600 ккал/дм3) гораздо выше, чем у ольхи (2000), сосны (1800), ели и осины (1700). По этой же причине и горит береза медленнее. Березовые поленья — лучшее топливо для домашних печей: они дают много «жара» — раскаленного древесного угля. Недаром на весь мир славилось железо уральских металлургических заводов, работавших на древесном угле. Современная промышленность выпускает столько металла, что для нее не хватило бы никаких березовых лесов. А вот для лесохимии береза остается важным сырьем: в результате сухой перегонки березовых дров получают уксусную кислоту и метиловый спирт.
Второе дело — крик утишать
Для этой цели служил березовый деготь — черная маслянистая пахучая жидкость. В старину им смазывали колеса телег и карет, которые без смазки скрипели и пищали на все лады. Извлекали — «сидели» деготь из бересты, которую сдирали весной длинными лентами.
Сейчас березовый деготь уже не употребляется для мазки, но своего значения он не потерял: им обрабатывают кожу для придания ей мягкости.
Береста и сама по себе ценное сырье. Из нее сейчас делают туесы — посуду для воды, корзины, корыта, короба для ягод, разные художественные изделия; ею обертывают столбы, зарываемые в землю, и нижние венцы срубов: содержащиеся в бересте фенолы обладают антисептическими свойствами и предотвращают гниение. Берестяные легкие лодки делали везде, где только растет береза, — от берегов Печоры до дальневосточного Приморья. В бересту даже одевались. Еще в 1882 г. на одной из выставок в Москве демонстрировался полный мужской костюм, сплетенный из берестяных лент. Такие костюмы делали в Финляндии, в Олонецкой и Архангельской губернии.
А знаменитые берестяные грамоты? Ведь только благодаря этому удобному, прочному, а главное, дешевому материалу в северных русских землях уже в XI-XV веках грамотность проникла в самые широкие слои населения. На бересте писали деловые письма и любовные послания, оформляли юридические акты и просто учились писать: в Новгороде при раскопках была найдена берестяная «тетрадь» мальчика Онфима, где он старательно переписывал азбуку и рисовал зверей.
Третье дело — больных исцелять
Кто не пробовал березового сока? Ранней весной от корней к стволу поднимается сок с растворенными в нем сахаристыми веществами (более 2%), белком, яблочной кислотой. Крупная береза дает больше ведра сока в сутки. Собирают его так: с южной стороны ствола просверливают дырочку, вставляют в нее соломинку или тонкий прутик, а снизу подвешивают стеклянную или берестяную посудину (железная банка не годится: она окисляется). Березовый сок очень полезен. В народе его применяют при лечении золотухи, цинги, камней в почках и мочевом пузыре. А на Урале и в Сибири березовый сок превращают в шипучее «лесное шампанское». Его разливают по бутылкам, добавляют в каждую по две чайные ложки сахарного песку и по три—четыре изюминки. Бутылки хорошо закупоривают и ставят в холодное место. Такой напиток сибиряки называют «березовицей».
Только не нужно чересчур увлекаться сбором березового сока: не забывайте, что он нужен самому дереву. Старая сибирская пословица предупреждает: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». ..
Целебными свойствами обладают чуть ли не все части березы. Начнем хотя бы с почек. Крутой настой из них с давних времен знаком человеку: им обычно моют голову, чтобы не падал и не секся волос и не сохла кожа. В народной медицине настой из почек применяют как мочегонное , желчегонное и отхаркивающее средство, лечат им раны, порезы, фурункулы, ревматизм. Собирают почки весной, когда они только набухают: в это время они самые душистые и смолистые. Ветки березы срезают, связывают в пучки и сушат на воздухе, а потом почки обмолачивают. Для приготовления настоя 5 граммов сухих почек кипятят 15 минут в стакане воды, настаивают в течение часа и, процедив, принимают по полстакана четыре раза в день через час после еды. Высушенные березовые почки находят применение и в парфюмерии: их используют для приготовления помад, кремов и других косметических средств.
Березовый деготь благодаря высокому содержанию фенолов является сильным антисептиком и применяется при кожных заболеваниях — экземах, стригущем лишае, чесотке, различных сыпях и язвах. Деготь входит в состав мази Вишневского, широко используемой в хирургической практике, и мази Вилькинсона, применяемой для лечения чесотки и некоторых грибковых заболеваний кожи.
На стволах березы иногда встречаются черные наросты размером от кулака до арбуза. Внутри они коричневого цвета. Это — чага, паразитический гриб. В Ленинграде, в Ботаническом институте АН СССР, долгое время велись исследования березовой чаги: ведь в народной медицине настойку чаги применяли от рака. Выяснилось, что, хотя на злокачественную опухоль такая настойка не действует, она заметно улучшает общее состояние больных. Были предложены и уже выпускаются несколько препаратов из чаги для лечения больных раком и язвенной болезнью.
Четвертое дело — чистоту соблюдать
Тут дело простое: каждый год в лесах заготавливается великое множество березовых метел и веников.
А какая русская парная баня обходится без веника? И, наверное, не случайно веники для бани заготавливают именно березовые: листья березы тоже обладают целебными свойствами. Запасают березовые веники обычно во второй половине июня — «через две недели после Троицы»: к этому времени на березе распускаются все листья.
Действие березовых листьев на организм, как сейчас принято говорить, комплексное. Во-первых, отвар из молодых листьев березы (10 г на стакан воды) — хорошее мочегонное средство при отеках сердечно-сосудистого происхождения. Ингаляция паров, выделяющихся при заварке листьев, помогает при кашле и простуде. Молодые березовые листочки сибиряки применяют и от радикулита: полотенцем, на котором разложены листочки, обвязывают спину и повторяют это два-три раза. А хорошая баня — это и ингаляция, и вареные листья, и компресс, и горячая ванна. Какая болезнь устоит против такой комбинации?
Много еще можно было бы рассказать о березе. Но рассказ будет совсем уж неполным, если не сказать ничего о том, как украшает береза наши большие города. Многим москвичам и приезжим, наверное, помнится тихий, зеленый березовый оазис на шумной Смоленской площади, напротив высотного здания. А вспомните парки и березовые рощи Подмосковья — в них и дышится как-то особенно легко. Береза должна стать ведущей породой в декоративном уборе наших городов.
Источник
Что значит крик утешать про березу
КУДЕСА | Языческие традиции | Мифы славян запись закреплена
Берёза стоит на первом месте по количеству посвящённых ей строк русскими поэтами, причём поэты первой половины Х1Х в. чаще обращались к дубу и сосне, а со второй половины Х1Х в. начинается поэтический культ берёзы. Частое обращение русских поэтов, писателей, художников, композиторов к концепту «берёза» говорит о том, что он занимает важное место в языковом сознании русских людей и, следовательно, может претендовать на роль концепта русской культуры. Материалом для исследования стали фольклорные тексты, произведения А. Пушкина, А. Фета, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Прокофьева, К Симонова, М. Бубеннова, А. Дементьева, А. Куинджи, М. Нестерова, В. Фельдмана.
Для выяснения основного лексического значения слова «берёза» обратимся к «Словарю русского языка» под редакцией С. И. Ожегова: «Берёза — лиственное дерево с белой корой» [8, с. 36].
Теперь рассмотрим этимологию слова. «Берёза» — слово общеславянского, индоевропейского характера (сравните латышское ВЕ^В, древнеисландское ВЛЕЫК, древненемецкое ВШКА). Общеславянское ВЕ^А восходит к индоевропейскому ВИЕЫЕО -суффиксальному производному от ВИЕЫ -светлый, ясный, образованному от того же корня ВИЕ — белый. Дерево названо по белому цвету коры. Но в ряде мест берёза означала «дерево».
Так, В.И. Даль в своём словаре указывает, что «в Питере берёзка обратилась в общее название всякого лиственного дерева» [5, с. 83]. По сведениям Большой советской энциклопедии на территории России произрастает около 50-ти видов этого дерева, тогда как всего их более 100. Различают два основных вида белой берёзы — пушистую и бородавчатую с плакучими ветвями, словно девичьи косы. Это дерево, наиболее распространённое из лесных древесных пород на Руси, что подтверждают многочисленные топонимы и гидронимы: Берёзовка (до 10 рек), деревни Берёзовка, Березняки, Берёзовое, Березянка, Берёзки, Березенцы (есть почти в каждом районе и области, в Березово был сослан вместе с семьёй сподвижник Петра I А. Меньшиков). Обычны и русские фамилии, производные от слова «берёза»: Берёзкин (герой рассказа Ю. Нагибина «Дети лепят из снега»), Березовский, Березин, Берест.
Закономерно присутствие в русских устойчивых сочетаниях и фразеологических единицах наименования «берёза»: берёзовая каша, пень берёзовый, стройная как берёзка.
Народное творчество — это часть национальной культуры, а, по определению Ю. С. Степанова, концепт — это сгусток культуры в сознании человека, поэтому естественен наш интерес к народным обычаям, пословицам, загадкам, ибо они фиксируют человеческий опыт и отношение народа к берёзе.
Несмотря на исключительную распространенность и популярность берёзы ещё в древние времена, наименование её не нашло широкого отражения ни в русских пословицах и поговорках, ни в народных приметах (Берёза не угроза, где стоит, там и шумит. Услан берёзки считать (сослан в Сибирь). Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого), ни в памятниках письменности древнерусского языка (впервые это слово встречается в Двинской грамоте ХУ в.: ««Се купи Павле Труфановичь у Григорья у Ивановича землю полъ полча высокого з березы на камень да до ручея»). Дело в том, что древние народы, в том числе и славяне, поклонялись различным животным и растениям, которые считались священными, и называть их своими именами было нельзя. Анты (предки древних славян) почитали и поклонялись рекам и деревьям. Ещё в Х11-Х111 вв., да и позднее, у восточных славян сохранялась вера в священные деревья.
В славянской мифологии берёзу почитали, прежде всего, как символ русалок, берегинь — добрых, светлых, помогающих человеку духов (связаны со словами «беречь», «оберегать»). Древний человек думал, что знаки добра, «обереги» отгоняют злых духов и защищают человека от лиха, беды, поэтому многие обереги делались из бересты, ветками берёзки украшали жилище, в некоторых областях у порога клали берёзовое полено.
Берёза считалась покровительницей юных дев. Не случайно на Руси сложили загадку, где берёза и девушка сливаются: «Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан» (берёзка) и устойчивое сравнение: стройная как берёзка. Берёза связана со сказаниями о Берендеевом царстве.
Есть сведения, что некоторые племена славян, жившие на территории западной России и Белоруссии, хоронили людей в бересте, может, поэтому берёза считалась вместилищем душ умерших [13, с. 164]. Не случайно на погостах, кладбищах («Ведь шумит такая же берёза / На могиле матери моей», Н. Рубцов), на могилах солдат, которые погибли, защищая Россию, растут берёзы.
В давние времена год начинался не ёлкой, а берёзой. Название первого месяца года было березозол — апрель (от берёза и зол/зел — зелёный). И сейчас в украинском языке сохранилось название березень, в чешском — брезен, в белорусском саковник от «сок» (в северных землях в это время берёзы не зеленели, а в них начиналось движение сока). «Берёзовый» новый год существовал до середины Х1У в., когда начало года перенесли на сентябрь, на время сбора урожая. Однако праздник берёзки остался, им отмечали окончание весенних полевых работ. Во время весеннего праздника Семика рубят берёзки, красят яйца в жёлтую краску, готовят караваи, сдобники. С рассветом молодёжь расставляла берёзки по домам, улицам, дворам, девушки надевали берёзовые веники. В Тульской губернии семицкая берёза называлась кумою, а в замо-сковских селениях мужчину с берёзкой в руках называют кумом, а девицу в венке кумою. В старину старики хаживали встречать Семик на могилах родителей, отсюда молодёжь отправлялась в рощи завивать венки из берёз, кумились, крестили кукушку, сестрились, меняясь крестами, вокруг берёзы водили хороводы, пели: «Во поле берёза стояла, / Во поле кудрявая стояла;/ Некому берёзу заломати, / Некому кудряву заломати» или «Берёза моя, берёзонька! / Берёза моя, белая, / Берёза моя кудрявая» до глубокой ночи, поэтому в народе берёзу называют весёлой, весёлкой [5, с. 347-348]. Во многих местах семицко-троицкий праздник заканчивался тем, что развитую берёзку срубали, бросали в воду или рожь. Берёзка должна была передать свою растительную силу земле или воде. Сегодня праздник берёзки сохраняется в отдельных деревнях России, в троицу многие люди идут в берёзовые рощи, парки, чтобы посидеть под берёзой, православные храмы в этот большой праздник украшаются зелёными ветками берёз. Девичьи хороводы вокруг берёзки легли в основу всемирно известного хореографического ансамбля «Берёзка».
С этим деревом издревле связаны многие народные обычаи. Так, существовал красивый свадебный обряд, по которому в день свадьбы для невесты ставили берёзку, увитую лентами, которая получала название «краса». Невеста пряталась за «красу», когда приезжал жених, он должен был выкупать и невесту, и «красу». Интересна ещё одна роль берёзы в свадебных обрядах: если девушка была согласна выйти замуж, она передавала свахе ветку берёзы, а если отказывала, то посылала ветку сосны, ели, дуба. До сравнительно недавнего времени фразеологизм берёзовая каша имел два значения, связанные с ритуалами: 1) весенняя обрядовая каша с берёзовыми почками на праздник берёзки; 2) ритуальное битьё [5, т. 1, с. 83]. Сегодня первое значение почти утрачено, а второе используют в речи в изменённом виде.
Пожалуй, берёза занимала ни с одним деревом не сравнимое место в жизни русского человека, о чём свидетельствуют загадки, дошедшие до нас: Есть дерево об четыре дела: первое дело — мир освещает, другое дело — крик утешает, третье дело — больных спасает, четвёртое дело — чистоту соблюдает (лучина, дёготь для колеса, березовый сок., веник). С одного дерева да четыре угодья: первое — от темной ночи свет, второе — некопаный колодец, третье — старому здоровье, четвёртое — разбитому связь (лучина, сок, веник и береста). Мудрые загадки народа говорят о той роли, которую играла берёза в жизни русского человека: из берёсты делали посуду, лукошки, плели лапти, которые носили повсеместно крестьяне ввиду их дешевизны. Её использовали в древности как материал для письма, особенно на русском Севере. До нас дошли берестяные грамоты Новгородские, поэтому берёсту называют русским папирусом.
Берёзовые дрова согревали в лютые морозы, а веник из берёзы считается лучшим для паренья в русских банях: он от усталости и болезней избавляет. В Древней Руси побеждённые племена даже платили дань берёзовыми вениками. Византийский историк Прокопий Кесарийский (около 500565 гг.) писал, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти. Немецкий учёный Адам Олеарий (1603-1671) в своём «Описании Московии» сообщал, что на Руси нет ни одного города, ни одной деревни без парной бани, где русские могут выносить чрезвычайный жар, они велят себя бить разгорячёнными берёзовыми вениками.
Весной в берёзовых лесах собирали сок, очищающий кровь и восстанавливающий силы после долгой зимы, а летом подберёзовики.
Прутья берёзы гибкие, поэтому многие века их использовали для «назидания непослушных»: Берёза ума даёт. Сотворил Бог дурака, сотворил и берёзу. Накормить берёзовой кашей (о розгах).
Ещё в старину были широко известны лечебные свойства берёзы: вешние почки, настой из берёзовых листьев, берёзовый гриб-чага.
Исходя из этимологии и народного творчества, можно предположить, что в «генетической памяти» русских заложен следующий код «берёзы», которая не только согревала, освещала, мыла, лечила, но и украшала жизнь русского человека. Однако это «историческое» ядро постоянно дополняется.
При употреблении концепта «берёза» в произведениях разных авторов он приобретает дополнительные семантические признаки. Прежде всего, концепт «берёза» ассоциируется с известным хрестоматийным стихотворением Сергея Есенина «Берёза» 1913 г.
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ключевыми словами и словосочетаниями стихотворения следует считать: «белая берёза», «принакрылась снегом», «на пушистых ветках», «белой бахромой», «в сонной тишине», «в золотом огне», «а заря лениво», «серебром». Они позволяют увидеть в стихотворении белую берёзку под окном в сонной тишине, украшенную белой бахромой и снежным серебром.
Лирический герой любуется берёзой под своим окном в час утренней зари, когда «горят снежинки золотым огнём», а снег на ветках лежит каймой и бахромой, не потревоженный в ранний час ни птицей, ни человеком, ни ветром. Образ берёзы, принакрытой снегом, создаёт атмосферу созерцательности, задумчивости. Ощущение замедленности, приглушённости ярких и активных проявлений жизни создаётся в стихотворении особой лексикой («стоит», «принакрылась», «в сонной тишине», «лениво обходя кругом») и цветовой гаммой (белый, серебряный, золотой). Концепт «берёза», вынесенный в название стихотворения, уточняется в первой строчке — «белая берёза» — и вновь повторяется в третьей строфе. Для Есенина берёза — символ родной земли, дома, поэтому она и стоит под его окном. С образом берёзы у поэта связаны самые тёплые воспоминания о доме, семье, матери.
С концептом «берёза» в стихотворении С. Есенина связаны особая музыкальность, метафоричность образов, цветовые и звуко
вые ощущения погружения в бело-серебряное царство тишины.
Похожий образ любимого дерева зимой создал Афанасий Фет в стихотворении «Печальная берёза» (может, есенинское стихотворение было навеяно прочтением стихотворения А. Фета, а может зимняя берёза вызвала у разных поэтов, живших в разное время, похожие ассоциации):
Печальная берёза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Уже в названии стихотворения выражен мотив грусти, печали. Весёлая весенняя и летняя берёзка зимой печальна, несмотря на то, что «разубрана» морозом, и её новый наряд «радостен для взгляда», особенно если в нём играют лучи денницы. И всё же сквозь пушистые, переливающиеся на солнце ветви берёз чувствуется светлая печаль, которую поэт подчёркивает словом «траурный наряд». Спит природа зимой, спит в новом наряде и берёзка под окном в ожидании весны.
В 1828 г. А. С. Пушкин пишет стихотворение «Ещё дуют холодные ветры», в котором описывает начало весны, пробуждение природы после долгого зимнего сна, и в этой картине поэт создаёт народно-поэтический образ берёзы, используя постоянный эпитет «кудрявая», уменьшительно-ласкательный суффикс (листочки), повтор предлога «у»: «Скоро ль у кудрявой у берёзы / Распустятся клейкие листочки». Пушкинская берёзка молода, весела.
Именно такой видит берёзку и поэт Александр Прокофьев в стихотворении «Люблю берёзку русскую»:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
В стихотворении условно можно выделить две части, каждая из которых начинается доминантным словосочетанием — «берёзку русскую», — отражающим восприятие А. Прокофьевым этого дерева. Для него берёза прежде всего символ России. Поэт открыто говорит о своей любви к русской берёзке, светлой, кипучей и грустной, плакучей. В отличие от фетовской и есенинской спящей белой берёзы, перед нами весёлое, светлое деревце «с зелёными серёжками», «с красными застёжками, «в белом сарафанчике», которую можно встретить везде: в поле, у реки. Это дерево любимо и почитаемо русским народом, о чём свидетельствует вторая часть стихотворения, где поэт вспоминает праздник берёзки, когда девушки водили хороводы вокруг неё, кумились, пели песни, плели, сидя под берёзкой, венки. Образ берёзки — России приобретает дополнительный семантический признак, когда читаешь заключительные строки стихотворения: «Под ветром долу клонится и гнётся, но не ломится!» Они объясняют, почему именно берёза стала символом России: на долю нашей страны, её народа выпало немало испытаний, но не сломили Русь, не покорили её великий народ, так и стройная, хрупкая на вид берёза клонится под ветром к земле, но не ломается.
Прокофьев неоднократно в своём творчестве обращался к образу России, и всегда родина ассоциировалась с «белоногими пущами берёз», со светлой и грустной русской берёзкой. В 1945 г. А. Прокофьев пишет стихотворение, в котором концепт «берёза» осмысляется по-новому:
У края дороги, от милых подружек в сторонке,
Склонилась берёзка над омутом чёрной воронки.
Над омутом свесились кос изумрудные пряди.
Увидев, что плачет берёзка, я обнял её, и погладил,
И тихо сказал ей: «Не плачь, дорогая, не надо,
Ты радость большого, войной потрясённого сада.
Пройдут и прокатятся годы, и, может, забудешь о лихе,
Ты, свете мой тихий, мой тихий!»
В этом поэтическом произведении берёзка, склонённая «над омутом чёрной воронки» ассоциируется с женским образом: «свесились кос изумрудные пряди», «плачет берёзка», «не плачь, дорогая». Не случайна эта ассоциация: берёзы красивы и стройны, как девушки, белы и чисты, как невесты (ср.: М. Цветаева «берёзы-девственницы»), поэтому её на Руси считали покровительницей красных девушек, наши прадеды называли берёзу светлым, тёплым деревом и из её бересты делали обереги. Какие бы испытания ни ложились на женские плечи, душа славянки остаётся светлой, доброй, тихой, так и берёзка у края дороги осталась «радостью большого, войной потрясённого сада». Они для поэта «свет мой тихий».
Сергеева О.В.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАВТРА В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ
Источник