Закрепощение крестьян – церковная и государственная удавка: рассмотрим со всех сторон
Крепостное право – подтверждённое законодательно положение, при котором крестьянин не мог уйти с земли, за которой закреплён, без разрешения власти. Беглого крестьянина ловили, наказывали и насильственно возвращали назад. Крепостного по решению помещика могли продать, сослать на каторгу, отдать в солдаты.
Причины закрепощения крестьян:
—Природная среда. Изъятие прибавочного продукта, необходимого для развития общества в суровых климатических условиях обширной России, требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения.
—Противостояние крестьянскойобщины и общинного сознания поместному землевладению. Крестьяне воспринимали пахотную землю как Божью и царскую собственность, считая в то же время, что она принадлежит тому, кто на ней работает. Распространение поместного землевладения, а особенно стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е. создать «барскую запашку», которая гарантировала бы удовлетворение их потребностей, особенно в военном снаряжении, а главное — давала возможность эту землю непосредственно передать в качестве наследства своему сыну и тем самым закрепить за своим родом практически на вотчинном праве) встречало сопротивление общтны, которое возможно было преодолеть только полностью подчинив себе крестьян.
— Государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.
—Влиянием бедствий и разрушений, вызванных опричниной (1565 — 1572 гг.) и Ливонской войной (1558 — 1583 гг.). В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия рабочей силой, а государства — налогоплательщиками.
—Закрепощение облегчалось деморализацией населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике, как царском человеке, присланном свыше для защиты от враждебных внешних сил.
1. Судебник 1497г. (ст. 57) устанавливает довольно простую форму крестьянских переходов. Крестьяне имели право переходить из волости в волость, из села в село за неделю до и неделю после Юрьева дня. При выходе устанавливалась плата с каждого двора (пожилое) на обработанных землях в размере — 1 руб., а на менее плодородных лесистых землях — полтины.
2. Судебник 1550 г. Ст. 88 уточняется порядок взимания пожилого. Появляется новый «ворота» — 1 руб. 50 коп. За крестьянами ушедшими в Юрьев день остается право собрать зимний урожай. Устанавливает плату за повоз в 2 алтына со двора. Конкретизируются подати с хлеба, которые выплачивались в царскую казну.
3. 80-е годы 16 в. «Заповедные лета» — запрет перехода. Крестьянство оказалось закрепощенным, хотя первоначально эта мера рассматривалась как временная.
4. 1597 г. — Пятилетний срок сыска беглых крестьян ( 7 лет — при Годунове; 10 лет — при Шуйском; 9 лет — при Михаиле Романове). В 1592 г. — перепись крестьянского населения.
5. Соборное уложение 1649 г. — юридическое закрепощение крестьян. «Суд о крестьянах» (глава 11). 1) Бегство крестьян не освобождало их от крепостной зависимости. Бессрочный сыск. Они подлежали возвращению с их имуществом. Частновладельческие, переписные и отказные (фиксировали переход крестьян) книги. Все крестьяне, попавшие в эти книги вместе с прямыми и боковыми min до 3-4 колона становились крепостными. Для установления родства применялась пытка. 2) Курс на продворянскую политику. Если крестьяне убегут из вотчин бояр в поместье дворян, то их можно не возвращать, а если наоборот, то гос-во оказывало поддержку в розыске крестьян. 3) Для укрывателей беглых крестьян — штраф 10 руб. за каждого беглого, за каждый год проживания. 4) Вводился институт выкупа, если девушка выходила замуж в др. хоз-во, то за нее должны были заплатить.
Т.о. в середине XVII века положение различных категорий зависимого сельского населения оформилось с достаточной четкостью. Но на этом дальнейшее развитие крепостного права не остановилось. Начавшийся процесс превращения поместья в вотчину окончательно закрепился при Петре I. Положение крепостных в период его правления ухудшилось. В 1741 г. крепостных устранили от принесения присяги на верность государю. Формально они были вычеркнуты из числа граждан. Указ 14 декабря 1747 г. разрешил куплю-продажу крестьян для отдачи в рекруты, в 1760 г. — у помещиков появилась возможность ссылать своих крестьян в Сибирь. В дальнейшем оформившееся в XV — XVII вв. крепостное право продолжает развиваться вплоть до 1861 г. — до проведения крестьянской реформы, отмены крепостного права.
Причины возникновения крепостного права
В XV веке молодое Русское государство вело непрерывные войны: на юго-востоке с Казанским ханством, крымчаками и ногайцами, на западе со Швецией и Литвой (позднее Речью Посполитой). Содержать огромную профессиональную армию казна не могла, поэтому сформировалась поместная система. Служилый человек (воин, профессиональный военный) «испомещался» на данной ему князем земле. То есть, на время службы эта земля принадлежала ему — с неё он и его семья должны были кормиться. За это он был обязан нести воинскую и пограничную службу.
Но сама по себе земля не кормит, её нужно обрабатывать. Учитывая, что служилый человек проводил на украинах (границах) и в походах до десяти месяцев в году, сам он этого делать не мог, даже если бы умел и хотел. Более того, помимо пропитания с земли он должен был приобретать и содержать всё необходимое для похода: коня, оружие, доспехи. Нужны были крестьяне, которые обрабатывали землю и обеспечивали помещика всем необходимым.
Так же нужно отметить низкий уровень производительности сельского хозяйства. Если в странах Средиземноморья урожай доходил до 1:12 (посеянный мешок пшеницы давал 12 мешков урожая), в Европе это 1:6, на Руси — 1:3. Крестьянину было непросто прокормить себя и свою семью. Поэтому когда феодал начинал отбирать часть продукта для удовлетворения своих потребностей, крестьяне стремились сбежать. Еще один фактор — нашествия врагов и эпидемии, от которых тоже бежали на лучшие земли. Плотность населения резко снижалась, и как следствие, сокращалось количество произведённой продукции.
Самым масштабным периодом, когда многие территории практически обезлюдели, стала Смута. Чтобы обеспечить зарождающееся дворянство материальными ресурсами, необходимо было закрепить крестьян на земле.
Уложение царя Алексея
Уже к концу XVI в. Юрьев день лишился почти всякого значения в жизни; в XVII в., по Уложению царя Алексея, право перехода крестьян было совсем отменено и по закону. Но память о Юрьеве дне долго жила еще в крестьянстве, дожила и до наших дней в полной горькой иронии пословице: „Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Помимо порядных, которые продолжали заключаться и после 1649 г., Уложение установило новый способ для поступления в крестьяне „вольных людей». Желавший сделаться крестьянином, должен был идти в Поместный приказ; здесь его расспрашивали, действительно ли он вольный, потом записывали в крестьяне и „отдавали» в крестьянство служилому человеку в вечную крепость. Бегство крестьян, по Уложению, строго карается; ряд наказаний определён и для тех, кто укрывает беглых. Но Уложение старается все-таки отличать крестьян от холопов; оно вообще запрещает крестьянам давать на себя служилые кабалы; в делах гражданских крестьянин имеет право иска и является ответчиком; Уложение устанавливает плату за безчестье и увечье крестьянина, крестьянин может даже вступать в торговые сделки с землевладельцем.
Но Уложение нигде не говорит, в чём заключается суть отношений крестьян и землевладельцев; оно слишком мало обеспечивало личность крестьянина, не устанавливало наказания господину за неумышленное убийство крестьянина или за жестокое обращение с ним, причинившее смерть; Уложение совсем не определяло, сколько землевладелец должен дать земли крестьянину и какие повинности, в каких размерах может он с крестьянина требовать; Уложение дозволило далее, в случае задолженности землевладельца, когда ему „откупиться нечем, править с него иск в поместьях и в вотчинах, на людях его и на крестьянах».
Не давая ясного и точного определения прав и обязанностей землевладельцев и крестьян, Уложение предоставляло создать эти обычаи житейской практике. Не сдерживая и не направляя жизнь, закон тем самым допускал злоупотребления, которые, раз сложившись и повторяясь, принимали значение обычая, и тогда с ними трудно становилось бороться.
Можно отметить целый ряд таких злоупотреблений, ставших обычными. Так, нигде в Уложении не найдём статьи, которая говорила бы, что помещики могут подвергать крестьян телесным наказаниям, на деле же кнутом и палкой ведётся всё тогдашнее хозяйство. По смыслу Уложения крестьянин был прикреплён к земле: это значит, его нельзя было оторвать от пашни, но в силу неточности закона вошла в обиход мысль, что это можно делать.
Источник
Дали вольную — крестьяне недовольные
Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают.
В столице государства российского неспокойно. Наступила середина марта 1861 года. Что-то будет… Смутные тревоги и надежды витают в воздухе. Император изволит вскоре объявить о важном решении — вероятно, крестьянского вопроса, что так давно обсуждается. «Дворовые люди» ждут воли, а их господа боятся — не дай бог народец выйдет из повиновения. В сумерках по Гороховой, Большой Морской и другим улицам тянутся к тринадцати съезжим дворам возы с розгами, а за ними чеканят шаг солдатские роты. Полиция принимает их в подчинение и готовится к волнениям после прочтения царского манифеста.
И вот настало утро 17 марта, и манифест об освобождении крестьян зачитан, однако в Петербурге и Москве спокойно. Крестьян в это время в городах мало, уже разъехались с сезонной работы по деревням. Священники и чиновники читают народу документ Александра II там, на земле: «Крепостное право на крестьян, водворённых в помещичьих имениях, отменяется навсегда». Император следует своему обещанию: «Мы положили в сердце своём обет обнимать Нашею Царскою Любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и сословия…». То, чего думающие русские люди жаждали целое столетие, сделано! Александр Иванович Герцен пишет из-за границы о царе: «Его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников. Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания, против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их. Это ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут… Мы приветствуем его имя освободителя!»
Не зря Герцен радуется. Русский крестьянин наконец-то получил волю. Хотя… не совсем. Иначе зачем готовить розги и вводить в столицу войска?
Землю крестьянам?
Вся проблема в том, что крестьян освободили без земли. Потому правительство и боялось волнений. Во-первых, дать волю всем и сразу оказалось невозможно хотя бы потому, что на проведение реформы требовалось 2 года. Пока в каждую деревню огромной России доедет грамотный человек и составит уставные грамоты и всех рассудит… А в это время всё будет по-прежнему: с оброком, барщиной и прочими повинностями. Только после этого крестьянин получал и личную свободу, и гражданские права, то есть выходил из практически рабского состояния. Во-вторых, даже это не означало конец переходного периода. Земля оставалась в собственности помещиков, а значит, земледельцу придётся ещё долго зависеть от собственника — пока не выкупит у него свой надел. Так как всё это обмануло надежды крестьян, они стали роптать: как это — свобода и без земли, без домов и угодий, да ещё годами платить барину?
Манифест и Положение о крестьянах читали, в основном, в церквях местные батюшки. Газеты писали, что весть о свободе встретили с радостью. Но на деле люди выходили из храмов с поникшей головой, хмурые и, как писали очевидцы, «в недоумении». Министр внутренних дел П. А. Валуев признавал: манифест «не произвёл сильного впечатления в народе и по содержанию своему даже не мог произвести этого впечатления. (…) «Так ещё два года!» или «Так только через два года!» — слышалось большей частью и в церквах, и на улицах».
Историк П. А. Зайончковский приводит типичный случай, который произошёл с одним сельским священником — ему пришлось остановить чтение царского документа, так как крестьяне подняли страшный шум: «Да какая же это воля?»; «В два-го года-то все животы наши вымотают». Публицист Ю. Ф. Самарин 23 марта 1861 г. писал: «В толпе слышались отзывы: «Ну, не того мы ждали, не за что и благодарить, нас надули» ».
Село Бездна и бездна проблем
В 42 губерниях империи дошло до волнений — большей частью мирных, но всё же тревожных. За 1861−1863 гг. произошло более 1100 крестьянских выступлений, вдвое больше, чем за предшествующие 5 лет. Протестовали, конечно, не против отмены крепостничества, а против такой отмены. Крестьяне думали, что обманывают их помещики — подкупили священников и дурят, а настоящую царскую волю и манифест скрывают. Ну, или корысти ради трактуют его по-своему. Мол, не мог царь русский такое придумать!
Народ сбегался к грамотным людям и просил их истолковать манифест правильно — в крестьянских интересах. Затем они отказывались отрабатывать барщину и платить оброк, не дожидаясь никакого двухгодичного срока. Увещевать их было сложно. В Гродненской губернии около 10 тыс. крестьян отказались нести барщину, в Тамбовской — около 8 тыс. Выступления продолжались 2 года, но пик их пришёлся на первые несколько месяцев. В марте крестьянские волнения усмиряли в 7 губерниях — Волынской, Черниговской, Могилёвской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В апреле — уже в 28, в мае — в 32 губерниях. Где не получалось успокоить людей уговорами, где били священников и громили волостные конторы, приходилось действовать силой оружия. В подавлении выступлений участвовало 64 пехотных и 16 кавалерийских полка.
Не обошлось без человеческих жертв. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. Мужики сбежались к наиболее грамотному из них — Антону Петрову, и он подтвердил: царь дарует волю немедленно, и ничего они помещикам больше не должны, а земля отныне — крестьянская. Так как он говорил то, что все желали услышать, молва о Петрове быстро дошла до окрестных селений, гнев народа и отказ от барщины стали массовыми, а в Бездне собрались 4 тыс. крестьян. Генерал-майор граф Апраксин подавлял бунт с 2 ротами пехоты. Так как бунтовщики отказались выдать Петрова, граф приказал стрелять по ним (к слову, совершенно безоружным). Через несколько залпов Петров сам вышел к генералу из окружённой народом избы, но солдаты уже успели убить 55 крестьян (по другим данным, 61), ещё 41 человек скончался позже от ран. Эту кровавую расправу осудили даже губернатор и многие другие чиновники — всё-таки «мятежники» никому не причинили вреда и не держали в руках оружия. Тем не менее военный суд приговорил Петрова к расстрелу, а многих крестьян — к наказанию розгами.
Секли непокорных и в других сёлах — по 10, 50, 100 ударов… Где-то, наоборот, крестьяне погнали карателей. В Пензенской губернии в селе Черногай мужики с вилами и кольями заставили отступить пехотную роту и взяли в плен солдата и унтер-офицера. Затем в соседней Кандиевке собрались 10 тыс. недовольных помещиками. 18 апреля генерал-майор Дренякин пытался уговорить их прекратить бунт — не помогло; затем он угрожал им — без толку. И тогда генерал, хотя и понимал, что крестьяне искренне заблуждаются в толковании императорского манифеста, отдал приказ дать залп. Тогда бунтовщики подняли руки: «Все до одного умрём, не покоримся». Жуткая картина… Вот что, по воспоминаниям генерала, произошло после второго залпа: «Я показал подвинувшейся ко мне толпе походный мой образ (благословение матери) и клялся пред народом, что говорю правду и правильно толкую высочайше дарованные крестьянам права. Но клятве моей не поверили». Стрелять тоже оказалось бесполезно. Пришлось солдатам арестовать 410 человек, только тогда остальные разбежались. Усмирение Кандиевки стоило жизней 8 крестьян. Ещё 114 человек поплатились за неповиновение. Шпицрутены, розги, ссылки на каторгу, тюрьма.
Количество случаев, в которых пришлось подавлять волнения войсками, никто не считал, но речь идёт о нескольких сотнях. Иногда появления пехотной роты и разъяснений офицеров хватало, чтобы крестьяне поверили в подлинность Манифеста и успокоились. За всё время не погибло ни одного военного — лишнее подтверждение тому, что гневался народ не на государя и не на государевых людей в мундирах. К счастью, история Бездны и Кандиевки — исключения. В большинстве случаев удавалось усмирить народ уговорами, угрозами или небольшими наказаниями. К середине 1860-х годов волнения сошли на нет. Крестьяне смирились со своей горькой участью.
Трагедия отмены крепостного права заключается в том, что эта реформа — без сомнения, самая сложная в жизни великого Александра II — не могла быть быстрой и безболезненной. Слишком глубоко крепостничество пустило свои корни в жизнь народа, слишком сильно определяло все отношения в обществе. Государство опиралось на людей, значительную часть которых кормила крепостническая система, и не могло отнять у них всё, но в то же время не могло выкупить у них землю целиком. Лишить имущества корыстных дворян — погибель для царя и государства, но и держать в рабстве миллионы людей — тоже. Единственное возможное решение, которое и принял Александр в этой патовой ситуации, — попытка провести компромиссную реформу: освободить крестьян, хотя бы и обязав их заплатить выкуп (выкупные платежи отменили только в 1905 году). Да, это решение получилось не самым удачным. Как писал Некрасов, «одним концом по барину, другим по мужику». Но, так или иначе, с рабством было покончено.
- Анисимов Е. «Императорская Россия». СПб: Питер, 2008
- Джаншиев Г. «Эпоха великих реформ: Том 1». М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008
- Зайончковский П.А. «Отмена крепостного права в России». М., 1968
- Фокин А.Ю. «Законодательство 1861 г. и реакция крестьян Саратовской губернии» // Студенческий электронный журна «Стриж». ВГСПУ, 2018, № 3 (20)
Источник