Что значит креативный ответ

Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал

Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить

Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.

Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:

  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:

  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

Читайте также:  Пневмонии два что это значит

Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:

  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”. В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.

Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:

  1. изменение окружающей среды
  2. применение специальных техник

Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.

Что может повысить креативный потенциал:

1. Переключения между задачами

Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.

Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.

Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.

Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.

Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.

Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.

2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно

При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.

Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: «Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд». Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.

Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.

Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.

3. Музыка

Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.

Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания «придумайте как можно больше способов использования кирпича». А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.

Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.

Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.

4. Юмор

Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.

Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.

Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.

У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.

Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.

5. Воспроизведение идей (recall)

За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.

По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.

Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.

Часть 3. Какие книги почитать

Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.

Василий Лебедев. CRAFT
Майкл Микалко. Рисовый штурм
Майкл Микалко. Взлом креатива
Эдвард де Боно. Гениально
Генрих Альтшуллер. Найти идею
Марк Леви. Гениальность на заказ
Дейв Грей. Лиминальное мышление
Джулия Кэмерон. Путь художника
Гарет Мур. Латеральная логика

Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.

Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.

Источник

Что Такое Креативность? Определение Простыми Словами

Сегодня часто можно услышать «креативная идея», «креативное решение». Что такое креативность, и что значит креативный человек? Креативность в наши дни очень популярна, но не все понимают значение данного слова. Можно ли стать креативным, и как это сделать? В каких сферах больше всего востребовано данное качество? Кто из жителей планеты признан самым креативным? Ответы можно найти в данной статье.

Что такое креативность?

Креативность – это способность выходить за рамки традиционных идей, правил, шаблонов, отношений и т. п., и создавать новые значимые идеи, формы, методы, интерпретации и т. д; оригинальность, прогрессивность или воображение. Вот что такое креативность.

Понятие «креативность» иногда путают с творческими способностями. Это не одно и то же. Креативный человек может повстречаться у каждого на пути. Такие гении создают шокирующие произведения искусства, поначалу не признаваемые обществом, но потом становящиеся классикой. Их творения выбиваются из струи, стоят особняком, а порой противоречат всему, что было создано до этого.

Креативный человек – это тот, кто нестандартно мыслит и выделяется из толпы. Причем, делает это не специально, не на показ. Нельзя назвать креативным человека, который, стремясь к оригинальности, просто напялил несуразную одежду и вышел в ней на улицу. Да, на него обратят внимание и запомнят. Однако конструктива в таком поведении нет, и о креативности речь не идет.

Креативным можно назвать человека, который благодаря своему умению мыслить нестандартно, и видеть объект с разных сторон, всегда способен найти неожиданное решение проблемы, которое большинству других не придет в голову. Это люди-новаторы, революционеры, первооткрыватели. Они смело толкают «двери», незамеченные остальными, и дарят окружающим возможность увидеть, познать, понять нечто новое, ранее спрятанное от глаз толпы.

Все, чем человек пользуется сегодня и что имеет, когда-то было открыто креативными людьми. Кому-то из древних пришла в голову идея смешать муку с водой и запечь все это на раскаленном камне. Так человечество получило хлеб. Кто-то придумал пиццу, побросав остатки продуктов на лист теста, понял, что из кислых лимонов можно делать сладкий лимонад, изобрел кока-колу или ракету. Подобных примеров можно приводить великое множество.

Не обязательно креативный человек должен быть творцом эстетических ценностей. Нестандартный ум и умение видеть проблему под разными углами даже больше пригодится в сферах более практичных. Например, в бизнесе, психологии, рекламе. Даже обычная домохозяйка, отличающаяся креативностью, способна сделать много полезного. Например, придумать эффективный способ мытья посуды или изобрести новый рецепт шикарного торта.

Смелый, с развитым воображением, активный, открытый всему новому, нестандартно мыслящий, свободный от стереотипов – вот что означает креативный человек. Многие считают, что стать креативным – это просто, но так ли это?

Как стать креативным?

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.

2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.

3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей, а именно:

    чувство юмора; легкость на подъем; наблюдательность; умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое; независимость от предрассудков и шаблонов; проницательность; готовность к риску.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Профессии для креативных людей

Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Педагогу нужно уметь оригинально подать материал и найти подход к каждому ученику. Доктор должен выбрать из множества единственно правильные решения, ставя диагноз и назначая лечение (ведь каждый случай индивидуален). Следователь, поразмыслив креативно, быстрее вычислит преступника и т. д.

Есть профессии, в которых без креативности делать просто нечего. Здесь она необходима как воздух. Основной список таких сфер деятельности:

    реклама, маркетинг пиар-менеджмент; мода и дизайн; предпринимательство; журналистика; режиссура; архитектура; фотография; веб-дизайн.

Все профессии, связанные с данными сферами, предполагают создание продукта, который нужно реализовать. Чем креативнее будет творение, а также методы его подачи, тем больше шансов нас успех. Нестандартность важна в большинстве профессий. Особенно если они предполагают прямой контакт с людьми.

Самые креативные люди в мире

Степень креативности того или иного человека оценивать очень сложно. Все это очень субъективно и неоднозначно. Речь ведь не идет о чем-то конкретном, что можно просчитать. В мире постоянно составляются различные рейтинги креативных людей. Среди умерших фигурируют такие представители литературы, как Кафка, Сартр, Камю. Из художников – Ван Гог и Пикассо, из музыкантов – Майкл Джексон, Принц, Дэвид Боуи.

Среди ныне живущих, согласно последнему рейтингу, самыми креативными людьми планеты являются:

► Американский предприниматель, изобретатель, инженер – Илон Маск.

► Актеры Кейт МакКиннон и Алек Болдуин, пародировавшие Клинтон и Трампа в ходе предвыборной гонки.

► Дизайнер Том Форд.

► Директора суперуспешных компаний Тереза Херд, возглавляющая Intel, Густаво Лаури, курирующий We Believers и другие.

Всего в списке 50 позиций. Каждую из них занимает по-настоящему необычная личность, которая смогла добиться в своей деятельности огромных высот и поразила всех чем-то выходящим из ряда вон.

Это и является главным показателем креативности. Если она не причиняет вреда окружающим – то вполне может стать пожизненным штампом. Это сделает жизнь более интересной и успешной.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Источник

Оцените статью