- Тезис — что это такое, зачем нужен и как использовать, примеры в повествовании.
- Что такое ТЕЗИС — определение, значение простыми словами.
- Этимология слова «тезис».
- Компоненты тезиса.
- Место тезиса в тексте.
- Виды тезисов.
- Признаки хорошего тезиса.
- Пример тезиса.
- Важность тезиса.
- Нарративный (повествовательный) тезис.
- Функция тезиса в художественной литературе.
- Отличия между академическим и художественным тезисом.
- Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения
- Определение тезиса — что это такое
- Тезисный план — как писать научные тезисы
- Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)
- Пример тезиса по направлению доброта и жестокость
- Пример тезиса по теме «Отцы и дети»
- Тезисы по направлению «Мечта и реальность»
- Краткое резюме
Тезис — что это такое, зачем нужен и как использовать, примеры в повествовании.
Тезис – это утверждение или центральная идея, которую автор выдвигает в начале и будет поддерживать на протяжении всего последующего текста; точка зрения, которую пытается доказать автор.
Что такое ТЕЗИС — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Тезис – это аргумент / утверждение / высказывание, которое будет защищено (доказано) в исследовании / сочинении / рассуждении. Тезис также известен как претензия или аргумент.
Тезис является точкой зрения, которую автор считает истинной, и которая будет доказана посредством фактов или ситуаций, подкрепляющих эту центральную идею. Тезисы чаще всего встречаются в академической литературе и играют более тонкую, но аналогичную роль в художественной литературе.
Сильный тезис определяет тему для обсуждения, резюмирует основные аргументы и убеждает вашу аудиторию продолжить чтение текста. Он определяет разницу между вдумчивым исследовательским проектом и простым пересказом фактов.
Этимология слова «тезис».
Слово «тезис» происходит из греческого языка и означает «что-то выдвинутое». Определение тезиса развилось из этого значения в предложение, обоснованность которого автор хочет доказать.
Компоненты тезиса.
Обычно, хороший тезис состоит из двух компонентов:
- Тема: рассказывает читателю, о чем ваше эссе.
- Аргумент по теме: доказывает, объясняет ваши логические утверждения и идеи по теме; опровергает альтернативные утверждения.
Место тезиса в тексте.
Тезис обычно можно найти в следующих местах текста:
- в последнем предложении первого абзаца;
- в конце введения, если во введении несколько абзацев;
- в начале заключения, если тема требует большого обсуждения или если повествовательная организация применяется ко всему тексту.
Виды тезисов.
Изложение тезиса, которой вы пишете, может варьироваться в зависимости от типа статьи (высказывания, эссе), что вы пишете:
- Аргументативный: представляет дискуссионную тему и аргументы, подтверждающие ее.
В аргументированном эссе писатель занимает конкретную позицию по спорной теме. Эта позиция и утверждения, подтверждающие ее, являются аргументом. В отличие от пояснительных тезисов, аргументативные тезисы позволяют автору занять позицию по предмету (например, о более глубоком смысле художественного текста или о лучшей политике в отношении социальной проблемы) и убедить читателей в своей позиции. В основной части аргументированного эссе используются примеры и другие доказательства, подтверждающие мнение автора.
Например: В «Укрощение строптивой» Шекспир использует юмор, маскировку и социальные роли, чтобы критиковать отсутствие власти у женщин в елизаветинской Англии.
- Аналитический: представляет положение и объясняет, как оно поддерживается.
В аналитическом тезисе анализируется или разбивается проблема, или идея на различные части. Затем автор оценивает тему и ясно представляет читателю порядок анализа.
Например: политика школы, согласно которой учебный день начинается на час позже, выявила три связанных преимущества: учащиеся были более внимательными в классе, более позитивно относились к школе и лучше выполняли домашние задания.
- Пояснительный (разъяснительный): представляет тему и объясняет, что читатель узнает из вашей статьи.
Изложение пояснительного тезиса основано исключительно на фактической информации. Он не содержит личных мнений или утверждений, не подкрепленных доказательствами. Вместо этого он точно сообщает читателю, какой будет тема, и затрагивает основные моменты, которые будут рассмотрены в эссе.
Например: основные компоненты здорового образа жизни — это полноценная диета, регулярные упражнения и полноценный сон.
Признаки хорошего тезиса.
Тезис является основным утверждением эссе. Он должен раскрывать читателю суть или идею статьи, или сочинения. Хороший тезис будет четко идентифицирован в статье, он будет узким, целенаправленным и конкретным. Изложение тезиса всегда должно быть законченным предложением. В некоторых случаях тезис может растянуться на два предложения, но его следует сформулировать кратко, а не обсуждать в целом абзаце.
Тезисы могут отличаться в зависимости от типа статьи. В аргументированном эссе тезис должен четко излагать ваше мнение или точку зрения по проблеме. В эссе сравнения и сопоставления тезис должен показать, чем два рассматриваемых объекта похожи и различны. Организация или тип эссе повлияют на построение тезисного предложения. Это помогает отразить цель статьи. В некоторых случаях ваш тезис будет служить дорожной картой и даже может быть гидом для вас и вашего читателя по остальной части эссе, представляя основные моменты рассказа и то, как они связаны друг с другом и как в конце концов формируют главную идею.
Попробуйте эти тесты, чтобы узнать есть ли у вас хороший тезис:
- Вдохновляет ли тезис разумного читателя на вопрос: «Как?» или «Почему?»
- Избегает ли тезис общих формулировок и / или широких слов, таких как «все», «ни один» или «каждый»?
- Ведет ли тезис читателя к тематическим предложениям (подтемам, необходимым для доказательства тезиса)?
- Можно ли адекватно развить тезис в требуемом объеме статьи или проекта?
Если вы не можете ответить положительно на эти вопросы, тогда внесите изменения в свой тезис, чтобы улучшить его.
Думайте о тезисе как о корешке вашего высказывания. Как все части вашего тела связаны с позвоночником, а без позвоночника ваше тело не могло бы стоять, так и в вашем эссе все части должны быть связаны с тезисом, а без тезиса эссе не выдержит. Части, которые не соединены, должны быть пересмотрены, чтобы они действительно соединялись, или же были исключены. Тезис не ограничивается одним местом в эссе; он проходит через все ваше высказывание, от начала до конца.
Когда у вас есть рабочий тезис, вы должны подумать, какие существуют контраргументы против него. Это поможет вам уточнить тезис, а также заставит задуматься об аргументах, которые вам нужно будет опровергнуть позже в своем эссе. При этом важно помнить, что у каждого аргумента есть контраргумент. Если у вас его нет, то это не аргумент: это может быть факт или мнение, но не аргумент.
Хороший тезис должен быть интересным и, возможно, даже спорным. Он должен привлечь читателей к вашей работе и побудить их узнать больше.
Тезис всегда должен совпадать с остальной частью вашей работы, чтобы передать основную мысль. По мере того как вы пишете, ваши идеи могут меняться, особенно когда вы проводите исследования. Ваша основная мысль изменится, когда вы будете больше писать и вникать в свои собственные мысли по предмету. Не бойтесь изменять тезис в соответствии с вашими новыми идеями и убеждениями.
Пример тезиса.
- Тема: свобода вероисповедания.
- Тезис: Всем гражданам Соединенных Штатов должно быть разрешено свободно исповедовать религию по своему выбору без вмешательства со стороны правительства.
- Пояснение: В этом тезисе автор занял позицию, согласно которой все граждане должны иметь право исповедовать свою религию по своему усмотрению. Правительство не должно принуждать граждан к принятию какой-либо религии, и оно не должно преследовать членов какого-либо религиозного сообщества.
Важность тезиса.
Тезисы важны для определения позиции автора относительно темы или идеи. Они помогают представить эссе и сосредоточить внимание читателя.
Нарративный (повествовательный) тезис.
Нарративный тезис можно найти в повествовательных эссе или в литературе. Они создают сцену для урока, который будет изучен или преподан через художественное сочинение. В любом случае важно, чтобы тезис был ясным, чтобы эффективно передать сообщение автора.
- В мемуарах Малалы Юсуфзай «Я Малала» тезис можно найти на первых страницах ее рассказа.
Год назад я ушла из дома в школу и больше не вернулась. Я была ранена пулей талибов, и вылетела из Пакистана без сознания. Некоторые люди говорят, что я никогда не вернусь домой, но в глубине души я твердо верю, что вернусь. Быть оторванным от страны, которую любишь, никому не стоит желать.
В этом тезисе Юсафзай устанавливает основу своих мемуаров, которые должны рассказать историю о том, как она была вынуждена покинуть свой дом.
- В «Лолите» Владимира Набокова тезис можно увидеть в строке:
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресл.
Здесь рассказчик устанавливает личность молодой нимфы, которой он нездорово одержим в истории. Лолита – маленький ребенок, а он взрослый мужчина. Следовательно, это утверждение вызывает у него неприятное чувство, которое сохраняется на протяжении всего романа.
- В «Бочке амонтильядо» Эдгара Аллана По тезис можно найти в первой строке рассказа. Монтрезор сразу же заявляет о своей цели:
Тысячу ран Фортунато я нанес, как мог, но когда он рискнул нанести оскорбление, я поклялся отомстить.
В этом заявлении Монтрезор говорит, что будет стремиться отомстить после того, как Фортунато неправильно обошелся с ним. Начав рассказ с повествования, тезис устанавливает цель оставшейся части повествования.
Функция тезиса в художественной литературе.
Тезис в литературе устанавливает цель работы или представляет урок, который писатель попытается преподать в сочинении (мораль). Это позволяет сосредоточить читателя уже в начале сочинения, чтобы эффективно вовлечь его в рассказ.
Хотя тезис литературного произведения может быть труднее понять и извлечь из основного текста, чем из академического письма, он столь же важный. Писатели имеют определенную точку зрения, с которой они пишут, и могут создавать стихи и романы, чтобы доказать истинность определенных идей.
Отличия между академическим и художественным тезисом.
В то время как академический писатель основывает свои аргументы на фактах и данных, литературный писатель часто использует ситуации и эмоции, которые они вызывают, чтобы подтвердить определенные идеи. Этот процесс может занять больше времени, чем в создании академических тезисов, и все же результат часто может быть более сильным. Когда авторы стихов и прозы апеллируют к эмоциям, а также к логике (как к эмоциям, так и к логике), читатель с большей вероятностью будет убежден в определенном сообщении, а также запомнит его в течение более длительного периода времени.
Источник
Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.
Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.
Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.
Определение тезиса — что это такое
Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.
В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.
Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.
В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.
После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.
В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.
Тезисный план — как писать научные тезисы
Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.
Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.
Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:
- Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
- Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
- Цель работы.
- Задачи, которые вы ставите перед собой.
- Актуальность выбранной темы.
- Методы исследования.
- Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
- Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
- Перспективы.
Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.
Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.
Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.
Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)
Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.
В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.
Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:
Ремесленников тысячи, творцов – единицы.
Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:
- Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
- Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
- Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.
К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».
Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.
Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.
Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.
Пример тезиса по направлению доброта и жестокость
Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:
Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.
Предлагаем следующие аргументы:
- Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
- Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
- Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.
В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.
Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.
Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.
Пример тезиса по теме «Отцы и дети»
Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:
Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.
Аргументы могут быть такими:
- Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
- Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
- Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.
Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.
Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.
В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.
С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.
Тезисы по направлению «Мечта и реальность»
Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.
Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:
- Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
- Пустые мечты приводят к разочарованиям.
- Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.
Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».
Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.
Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.
Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.
Краткое резюме
Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.
Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.
Источник