- Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?
- Понятие и структура анализа художественной литературы
- Особенности анализа разных типов художественных трудов
- Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
- Как делать анализ художественного произведения?
- История создания произведения
- Жанр произведения
- Название произведения и его смысл
- Тема, идея и проблематика произведения
- Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
- Система образов произведения
- Композиция произведения
- Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
- Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
- Особенности языка произведения
- Способы характеристики произведения
Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?
Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.
Понятие и структура анализа художественной литературы
Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.
Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:
- выявление основных поворотов сюжета;
- дача оценки характерам персонажей;
- обзор переломных событий сюжета и сопутствующих им обстоятельств.
Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:
- Историю создания. Изыскания помогут понять, что происходило в жизни автора в момент написания литературного труда.
- Название. Проведение исследований в этом направлении актуально только в том случае, если речь не идет о поэзии, где наименование часто совпадает с первой строкой стихотворения. Во всех остальных случаях название поможет определить ключевую идею произведения.
- Жанр. Определить его можно изучив характер изложения материала, тему и другие особенности текста.
- Тему, идею и проблематику. Изучив эти моменты, исследователь дает ответ на вопрос о том, что хотел донести до читателей автор. Сделать это можно, проанализировав проблематику.
- Композицию и сюжет. Для проведения анализа этих элементов потребуются хорошие теоретические знания. Исследователю придется изучить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и постпозицию.
- Конфликт. Он присутствует в большинстве художественных трудов, может быть внешним и внутренним. Именно вокруг конфликта и «закручивается» сюжет.
- Героев и образы. В анализе описываются положительные и отрицательные стороны персонажей.
- Позицию автора. В результате проведенных изысканий делается вывод об отношении автора к событиям, описанным в произведении.
- Художественные средства. При описании этих элементов также понадобятся глубокие теоретические знания. Придется вспомнить, что такое синтаксические конструкции, лексические единицы, эпитеты, гиперболы и многое другое.
Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.
Особенности анализа разных типов художественных трудов
Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:
- Проза. В современной литературе существует множество прозаических произведений. К этой категории относят романы, повести, рассказы, новеллы, мемуары, притчи и другие тексты. Чаще всего будущим филологам приходится анализировать именно их. Произведения объединяют такие признаки, как отсутствие рифмы и конкретика описания. При выполнении анализа внимание уделяется сюжетной специфике, главным и второстепенным героям и проблемам, затронутым в тексте. Специфика анализа такой литературы зависит от объема текста. Так, например, романы, как самые объемные литературные труды, требуют наибольшего внимания. Важно не запутаться в особенностях сюжетных поворотов, характеристиках ключевых и второстепенных персонажей. Считается, что полноценный обзор произведения можно написать только после его полного прочтения, но современные студенты «ухитряются» справиться с заданием после изучения краткого содержания. Использование в тексте нескольких цитат создаст видимость, что исследователь прочитал книгу.
- Поэзия. Под этим термином подразумевают короткое или длинное художественное произведение, написанное в стихах. Обзор лирических произведений существенно отличается от исследования прозы. В этом случае не всегда нужно анализировать конфликты, основных и второстепенных персонажей, название, авторскую позицию – в некоторых стихотворениях их просто нет. Но такой обзор требует обязательного внесения дополнительных пунктов. Исследователь должен указать тип рифмы и стихотворный размер. Более детального описания требуют художественные средства.
- Драма. Под этим термином подразумеваются пьесы. Это особый вид литературных произведений, описывающих жизнь персонажей через их поступки и разговоры. Ключевой особенностью таких творческих трудов является большое количество диалогов при минимуме действий. Соответственно и в самом анализе делается акцент на монологи и беседы героев. Особое внимание уделяется их переживаниям, мыслям. При написании такого обзора исследователю придется столкнуться с большим количеством метафор, сравнений и других элементов, которые автор использовал при создании труда.
- Фольклор. Будущие филологи должны уметь анализировать любые литературные произведения, не являются исключением и фольклорные. К этой категории относят сказки, былины, эпосы, саги, и другое творчество, описывающее традиции и историю определенного народа. При написании таких произведений значение имеют традиции, менталитет, религиозные убеждения представителей той или иной народности. При проведении анализа исследователь отображаем именно взаимосвязь между этими факторами.
Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:
- Делать заметки, фиксируя интересные мысли и идеи. В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание. Можно не только записывать основную идею произведения, проблематику, характеристику персонажей, но и отрывки текста, которые заслуживают внимания. Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.
- Фиксировать использованные автором литературные приемы. Чтобы изложить свою точку зрения и донести до читателей интересный, по мнению автора, рассказ, он использует метафоры, аллегории, повторения и другие приемы.
- Сосредоточиться на основной идее. Своевременное ее определение позволит сделать заметки и собрать достаточно материала для написания качественного анализа.
- Остановиться на форме литературного труда. Под эти термином подразумевают особенность построения текста. Для подготовки качественного анализа нужно отследить соотношение формы и содержания, проверить, есть ли между ними противоречия.
- Определить цели, которые ставил перед собой автор литературного труда.
Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.
Источник
Как делать анализ художественного произведения?
Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.
Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.
Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru.
История создания произведения
Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.
Жанр произведения
Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.
Название произведения и его смысл
В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.
Тема, идея и проблематика произведения
Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.
Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.
Система образов произведения
В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.
Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.
Композиция произведения
Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.
Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.
Особенности языка произведения
Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).
Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.
Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
Источник
Способы характеристики произведения
Комментированный пересказ произведения – основной прием рецензирования. Активно используются при этом приемы скрытого комментария: оценочные эпитеты, глаголы, словосочетания и т.д. (См. Тему 3.)
Характеристика фрагментов произведения предваряется или резюмируется оценкой. За характеристикой чаще всего следует анализ, который призван аргументировать выдвинутые оценки.
Самый важный структурный и композиционный фрагмент — анализ содержания и формы произведения. Жанр не предполагает анализ всех содержательных и формальных компонентов произведения. Главное выяснить авторское отношение к изображаемому, которое проявляется через построение характеров, сюжетный ход, пейзаж, жанровые и стилистические особенности.
Необходимо проанализировать художественные средства, с помощью которых создается образ:
— характеристика героя через его действия и поступки,
— прямая авторская характеристика,
— описание среды обитания,
— психологический анализ – чувства, мысли, побуждения героя,
— портрет героя, визуальный и речевой,
— характеристика героя другими действующими лицами,
Анализ этих элементов предваряется или заканчивается оценочным суждением.
Начнем с основной мысли автора, высказанной им в предисловии…
Писательница предпочла обычным мемуарам жанр романа.
Такова общая сюжетная схема рассказов.
Композиционные блоки рецензии
Традиционными являются следующие структурные элементы рецензии.
· Сообщение о произведении (автор, название, место и время издания)
· Общая характеристика-оценка произведения (комментированный пересказ сюжета, описание кульминационного момента, цитирование)
· Анализ содержания и формы
· Определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом.
· Обращение к читателю.
Названные композиционные блоки не обязательно строятся в этой последовательности.
В литературной рецензии структурный компонент «сообщение о произведении» подается как библиографическое описание: мелким шрифтом после названия. В театральных рецензиях это — своего рода событийный (репортажный или повествовательный) лид.
«Определение места произведения», как правило, начинает или завершает рецензию и выполняет роль тезиса. Этот фрагмент определяет угол зрения рецензента. Если речь идет о литературном новаторстве – значит, внимание в рецензии будет сосредоточено на эстетических достоинствах, если определяется социальная значимость произведения, значит, будет преобладать анализ содержания.
«Характеристика и оценка произведения». Особенностью рецензии является совмещение характеристики и оценки произведения. Представляя произведение, критик дает первые оценки.
Рецензент создает своего рода метатекст: главный его аргумент в подтверждение своих тезисов-оценок – цитаты (во всех видах их подачи: прямое и косвенное цитирование, несобственно-прямая речь). В газетном издании их не должно быть слишком много. Журнальная рецензия может позволить более подробное цитирование.
Виды рецензий
По объему: гранд-рецензия и мини-рецензия. Первая развернутая и более авторская (возможны лирические отступления, репрезентирующие личность автора). Такая рецензия характерная для специализированных изданий.
Более распространен в современной публицистике второй тип рецензии, для которого характерен сжатый динамичный анализ без лирических отступлений. Оценка здесь – четкая и емкая.
По характеру оценки: позитивная и критическая.
По теме: научная рецензия, литературная, театральная и т.д. В последнее время появляются новые виды рецензий – на телевизионную передачу, на рекламный ролик, музыкальный клип… и т.д.
Наиболее сложными считаются театральная и музыкальная рецензии.
Театральная рецензия потому, что предполагает сопоставительный анализ литературного произведения и его сценического воплощения. Нужно знать произведение, чтобы правильно оценить сценический образ, созданный режиссером и актерами.
Музыкальная рецензия. Музыкальное произведение – одно из самых сложных видов искусства. От музыкального критика требуется не только специальные знания, но и наличие специальных талантов – музыкального слуха, как минимум. В музыкальной рецензии усиливается задача грамотного и внятного разъяснения идеи музыкального произведения и его стилистических особенностей.
По адресату. Необходимо учитывать уровень знаний адресата рецензии или тип издания. В специализированном издании потребуется более профессиональный уровень рецензирования, с использованием специальной терминологии и знанием контекста. В общем издании, наоборот, необходимо избегать узко специальных тем и терминов.
При написании рецензии нужно помнить о ее рекламном эффекте. Рецензия в большей степени, нежели аннотация формирует потребительский спрос. Важным становится уже сам выбор предмета рецензирования. Учитывая это, особенно внимательно нужно отнестись к доказательности оценок. Малоубедительная рецензия, даже если она позитивна, может сыграть роль антирекламы.
Если центральная печать занимается рецензированием наиболее значимых в национальном масштабе явлений культуры, то местная печать призвана анализировать и – по мере сил — формировать местный культурный контекст. Отсутствие регулярной критики – это знак неблагополучия в культурной жизни. Причем это не только следствие, но и предпосылка. Публичная критика способствует формированию адекватной самооценки и, в конечном итоге, стимулирует творческий рост.
Практические задания
1. Заинтересовавшую вас рецензию проанализировать на предмет ее актуальности и особенностей композиционного построения. Определить тип рецензии.
2. Дать характеристипо Семиотикеку способов и средств комментирования.
3. Выбрать тему рецензии, наметить логику ее изложения и план композиционного построения материала.
4. Найти несколько вариантов лидов для разных типов рецензий. Дать их характеристику и определить целесообразность выбора.
Экзамен состоит из 4 вопросов.
2. Теория конкретных жанров.
3. Анализ публикаций текущей периодики из собранного студентом досье, в котором должны быть представлены все аналитические жанры. Схема анализа: характеристика темы и идеи, формы авторского присутствия (способов и средств авторской оценки), композиции, речевых средств..
4. Творческая работа. Дневное отделение – во всех жанрах, заочное – статья и колонка.
1. Аналитические жанры: параметры объединения. Новость в аналитических жанрах. Современное состояние аналитических жанров в отечественной журналистике, центральной и местной.
2. Анализ в публицистике: определение понятия, основные характеристики, разновидности и этапы. Отличие от научного анализа.
3. Методы сбора информации в аналитической журналистике: общее и особенное.
4. Идейно-тематическое своеобразие аналитической журналистики: тема, проблема, идея.
5. Основные этапы работы журналиста-аналитика.
6. Аргументация в аналитических жанрах: понятие, специфика, структура.
7. Аргументация в аналитике. Тезис: разновидности, требования к тезису.
8. Аргументация в аналитике. Аргументы: понятие, основные типы, требования логики к аргументам.
9. Выводы в аргументации: понятие, основные типы.
10. Способы аргументации (полнота аргументации, формы умозаключений, характер связи аргументов с тезисом и порядок предъявления аргументов).
11. Прямая и косвенная аргументация.
12. Порядок предъявления аргументов.
13. Индукция, дедукция и аналогия в аналитике.
14. Композиция в аналитических жанрах: понятие, основные виды композиционного построения, жанровые предпочтения.
15. Заголовочный комплекс в аналитических жанрах: специфика и структура.
16. Зачин в аналитических жанрах: своеобразие и основные виды.
17. Концовка в аналитических жанрах: функции и разновидности.
18. Корреспонденция: определение жанра, специфика предмета, особенности анализа и композиции, разновидности.
19. Особенности и приемы скрытого комментария в аналитике.
20. Разновидности зачинов в корреспонденции.
21. Основные типы корреспонденции.
22. Характеристика жанра корреспонденции в современной отечественной журналистике: распространение, основные издания, тенденции развития.
23. Статья: определение жанра. Предмет, специфика анализа, целевая установка. Особенности этапов работы над статьей.
24. Композиция статьи. Характеристика основных композиционных частей.
25. Виды статей: основания классификации и общая характеристика.
26. Проблемная статья и ее разновидности.
27. Полемическая статья: полемическая аргументация и композиционные особенности.
28. Приемы полемической аргументации. Требования логики, этики и психологии к полемике. Демагогические ошибки.
29. Состояние жанра статьи в современной периодике: рейтинг жанра, основные виды, тенденции развития.
30. Авторские жанры аналитики: общее и особенное. Характеристика авторских жанров в центральной и местной периодике: издания, авторы, особенности и перспективы развития.
31. Обозрение: определение, специфика предмета, приемов анализа и позиции автора. Композиционные особенности обозрения.
32. Типы обозрений.
33. Жанр обозрения в текущей периодике: издания и программы, авторы, основные виды, периодичность, тенденции развития.
34. Колонка: определение жанра, особенности предмета и анализа. Методы оперативного комментария.
35. Композиция колонки: принцип построения, характер основных композиционных частей. Зачин колонки: специфика и разновидности.
36. Характеристика состояния жанра колонки в современной российской периодике: периодичность, основные издания и авторы, тенденции развития. Жанр колонки в местной периодике.
37. Рецензия: определение жанра, предмет и характер анализа. Основные виды рецензий.
38. Композиция рецензии: специфика и структура.
39. Состояние жанра рецензии в текущей периодике: центральной и местной. Основные издания, авторы, тенденции.
40. Аналитический обзор СМИ: определение жанра, тема и характер анализа. Основные виды обзоров.
41. Жанр обзора СМИ в современной российской журналистике: периодика, телевидение, радио. Авторы, тенденции развития.
42. Речевые средства аргументации в аналитической журналистике.
43. Расследовательская журналистика как вид журналисткой деятельности: предмет, цели, основные методы и жанры.
44. Специфика методов сбора информации в журналистском расследовании.
45. Этапы журналистского расследования. Техника безопасности.
46. Журналистика расследований сегодня: в центре и в Перми. Издания, программы, Интернет-сайты, авторы. Основные зоны расследований. Проблемы и тенденции развития.
Литература
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. М., 2000.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998. 2005.
Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986.
Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971
Шостак М. И. Оперативное комментирование // Журналист. 1997. № 12.
Шостак М. И. Диалог и полемика // Там же. 1998. № 2.
Шостак М. И. Журналистское расследование // Там же. № 10.
Шостак М. И. Аналитическая публицистика. М.: ИМПЭ, 1999.
Источник