- Покраска детали без отличия в цвете (метод перехода)
- Покраска автомобиля переходом. Мастер-класс
- Подготовка к покраске автомобиля
- Покраска
- Формирование перехода
- Подведение итогов
- Как покрасить в переход?
- Вопрос: Стоит ли красить «в переход» и когда это имеет смысл делать?
- Вопрос: Как готовить элемент к покраске «в переход»?
- Вопрос: Как маскировать зоны перехода и нужны ли «карманы»?
- Вопрос: Как наносить базу светлый металлик?
- Вопрос: Как наносить в переход лак?
- Вопрос: Как полировать переход по лаку?
Покраска детали без отличия в цвете (метод перехода)
Что такое метод “перехода” и зачем он нужен?
Окрашивание методом перехода необходимо в том случае, если красится часть кузовной панели. Делается плавный переход с окрашиваемой области на неокрашиваемую зону с «родным» цветом. Также переход необходим при окрашивании новой детали кузова. В этом случае переход делается на соседние прилегающие детали, имеющие оригинальный цвет автомобиля. Каков алгоритм «перехода»? И почему бы не подобрать цвет краски по цвету оригинальной детали и не красить без перехода? Давайте рассмотрим подробнее, что и как.
Почему не желательно красить встык, сделав подбор краски?
Подбор цвета не всегда получается идеальным, кроме того, оттенок может отличаться, даже если покрашено одной и той же краской, но настройки покрасочного пистолета разные и расстояние до детали другое, а также разное количество слоёв. Всё это больше всего относится к светлым краскам с эффектом «металлик», «перламутрам», а также к ярким цветам, в особенности, к красному. То есть при разных настройках краскопульта зерно «металлика» может ложиться по-разному, и визуально будет видно отличие при покраске «встык». Если окрашивается панель кузова краской без эффекта «металлик» или «перламутр», то вполне реально, при хорошем подборе цвета, покрасить «встык» так, чтобы свежеокрашенная деталь не бросалась в глаза.
Человеческий глаз так устроен, что видит отличие оттенка или структуры краски именно при резкой границе. К примеру, слабое отличие в оттенках цвета, которые имеют две разные детали, расположенные рядом, будет «бросаться» в глаза. Если же цвет с другим оттенком будет плавно распылён на соседнюю деталь, то чёткой границы разделения цветов не будет, и две детали будут казаться одинаковыми. Это и есть тот самый метод «перехода». Если Вы гарантированно хотите «попасть» в цвет, то сделать «переход» на соседнюю деталь необходимо. То же самое касается «перехода» в пределах одной панели кузова. Если сделать «переход» правильно, то свежая краска будет выглядеть, как единое целое со всей краской детали. Теперь рассмотрим, как правильно сделать «переход».
Сразу стоит упомянуть, что можно делать переход по краске и далее всю деталь залакировать, а можно и по лаку тоже сделать переход.
Как подготовить деталь?
— Место перехода необходимо обработать наждачной бумагой P1500 (по-мокрому), Р1200 (по-сухому) или серым скотч-брайтом с матирующей пастой. Заматовать окрашиваемую поверхность следует с запасом. Некоторые мастера, если деталь не большая, матуют всю деталь.
— Если обработка производилась по-мокрому, необходимо обмыть деталь и тщательно просушить. Далее продуть и обезжирить.
— Если панель, на которой будет делаться «переход» небольшая, либо будет лакироваться вся, то заклеиваем не окрашиваемые прилегающие панели маскировочными материалами, а саму деталь всю оставляем открытой. Если же кроме перехода по краске, будет делаться переход по лаку, то чуть дальше края зоны, где будет граница лака, наклеивают специальную полоску поролона, плавную границу от которой легко убрать полировкой. Остальную, не окрашиваемую область закрывают укрывным материалом.
Как красить методом “перехода”?
— Красить нужно несколькими слоями, не пытаясь за один раз перекрыть ремонтное пятно. Каждый слой распыляется на несколько сантиметров дальше предыдущего. Обязательна межслойная сушка. При завершении слоя курок покрасочного пистолета плавно отпускается, а пистолет одновременно поворачивается в сторону границы перехода. Стоит отметить, что при окрасе переходом, используя краску с эффектом “металлик” имеет свои тонкости. Для того чтобы частицы, которые дают данный эффект, выглядели как в заводской краске, применяют специальный слой, который называется “бесцветная база” (или биндер). Этот состав наносится на всю деталь до нанесения краски, для правильной ориентации частиц. Более подробно о нанесении краски “металлик” и плавном переходе этого типа краски можете прочитать в статье “как красить металликом”.
— Когда переход по краске готов, то через 20–30 минут нужно начинать лакирование. Лакируется вся деталь, либо делается переход по лаку. Граница перехода лака должна быть дальше границы перехода по краске. Лак должен полностью закрыть свеженанесённую краску. Лак наносится полноценным слоем там, где была окрашена деталь, а дальше этой зоны курок краскопульта плавно отпускается.
— После того, как лак немного подсохнет, на зону перехода наносится специальный растворитель для переходов. Перед использованием данного растворителя подачу с бачка на пистолете нужно отрегулировать, чтобы не сделать подтёка. Она должна быть минимальной, так как растворитель очень жидкий. Можно добавить в растворитель для переходов немного лака, сделав его гуще, чтобы снизить вероятность образования подтёка при нанесении.
- Зона матирования
- Бесцветная база
- База
- Бесцветный лак
- Лак с добавлением разбавителя для переходов
При недостатке опыта переход по лаку лучше не делать, а после перехода по краске лакировать всю деталь.
В целом можно сказать, что при правильном применении метода покраски плавным переходом, исключается проблема «непопадания в цвет».
Источник
Покраска автомобиля переходом. Мастер-класс
Окраска методом перехода довольно сложна. Александр Васин из Kuzov Lab покажет, как правильно покрасить детали авто переходом. Доступен видео урок, чтобы сразу перейти к просмотру, пролистайте вниз страницы.
Подготовка к покраске автомобиля
В уроке, как правильно красить автомобиль переходом, работы выполняются на стойке и крыше VW Passat.
Перед покраской освобождается доступ к ремонтируемым деталям автомобиля. Стык стекла с кузовом продувается, а поверхности, которые нужно покрасить — обезжириваются.
Обезжиривание обязательно при каждом переходе от работы с абразивами к нанесению ЛКМ.
Прежде всего закрываются салон автомобиля и кузовные панели, сопряженные с требующими покраски элементами. Матирование под грунт выполняется кругом P240, а зачистка коррозии — P120.
Место, где на авто была ржавчина, покрывается шпатлевкой А1 ANTI RUST. Высохшая шпатлевка обрабатывается:
- вручную с абразивом P120;
- машинкой с кругом P180–240;
- абразивной губкой.
После необходимо закрыть все не нуждающиеся в покраске участки деталей кузова автомобиля. Сначала применяется эпоксидный грунт А1 830 1 K EPOXY PRIMER. Затем область, которую будут красить, обрабатывается грунтом-наполнителем А1 511 HS. Когда он высох, наносится сухое проявочное покрытие, и ремонтируемые детали шлифуются.
Затем с авто снимается пленка, и определяется место перехода. Базой правильно будет покрасить примерно на 15 см дальше зоны ремонта грунта, а лак нанести с отступом еще 10–15 см. В видео урока сформирована прямоугольная область перехода, но сделать ее полукруглой также правильно, если так удобнее красить.
Площадь на расстоянии 20–30 см от перехода заполировывается, хотя красить ее не требуется. Благодаря этому:
- с ЛКП автомобиля удаляются налет и загрязнения;
- убирается старая риска;
- лаковое покрытие «раскрывается», что улучшает адгезию.
Место, которое красят, матируется смоченным мягким кругом Velvet 1500 от sia. Важно получить ровные границы перехода, как на видео. Затем кузов автомобиля закрывают, кроме мест, которые нужно красить, и еще раз обезжиривают.
Покраска
База наносится краскопультом DeVilbiss GTI Pro Lite с головой HV25 (дюза 1,2) при давлении 1,75 бара по направлению к центру загрунтованного пятна.
После подсыхания краски всю поверхность, включая глянец, следует протирать липкой салфеткой.
Второй раз базой красят, наступая на первый слой и немного переходя в опыл. Чтобы правильно покрасить выравнивающим слоем, давление снижают до 1,5 бара. Это позволяет сделать переход без использования контактной смеси.
Формирование перехода
Для лака применяется краскопульт с головой ТЕ 20 (дюза 1,4). Первый слой должен не доходить до глянца на 1–2 см, а второй — на такое же расстояние заходить на старое покрытие. Сразу после этого следует размыть границу перехода растворителем.
Размывать на крыше сложно, даже если покрасить все правильно, как на видео, поэтому мелкие недочеты допустимы — они уберутся полировкой. После покраски и получаса сушки при 60 °C автомобиль можно расклеивать. Еще примерно через 2 часа отремонтированные детали авто полируются с Farecla G3 Premium.
Остается закрепить молдинг, и автомобиль готов.
Подведение итогов
Чтобы правильно покрасить автомобиль переходом необходимо:
- тщательно подготовить поверхность к покраске;
- точно выбрать место перехода;
- минимизировать попадание краски на место перехода;
- лаком сначала не доходить 1–2 см до глянца, а второй раз — сделать заход на него;
- сразу размывать границы перехода.
Посмотреть «вживую», как красить переходом, можно в видео уроке:
Источник
Как покрасить в переход?
Вопрос: Стоит ли красить «в переход» и когда это имеет смысл делать?
Ответ: Стоит, и стоит маляру недёшево 🙂
А если серьёзно, то большую часть ремонтов небольших повреждений имеет смысл красить с применением технологии локального ремонта (Smart Spot Repair), а не пытаться замучать до смерти колористку, чтобы она умудрилась идеально подобрать краску для работы «в стык» и все непопадания в цвет сваливать на неё (или на него в редких случаях), а не на себя и свои «кривые руки». А кривые они поначалу у всех, и я был не исключение 16 лет назад, когда только начинал заниматься кузовным ремонтом. И в этом нет ничего удивительного, так как технология работы «в переход» имеет ряд особенностей, занимает больше времени и требует применения специальных материалов, которые не нужны чтобы «облить» элемент целиком.
Переход желательно делать в наименее заметном или наиболее узком месте элемента. При покраске передней части крыла идеально сделать переход над аркой, при покраске заднего крыла — на стойке в месте её заметного сужения. Отдельная тема — локальная покраска капота. Она имеет смысл только если ремонтируем угол капота — все работы со всеми зонами переходов займут четверть его площади и практика показывает, что меньше практически никак не выходит на светлых металликах. Локальный ремонт в центре таких элементов, как капот, двери, крышка, не имеет смысла делать вообще — затраты времени на подготовку и полировку вдвое превысят время на покраску всего элемента. Во всяком случае, лакировать нужно весь элемент целиком, а вот базу в некоторых случаях можно и «разбросать» локально, чтобы сохранить «родную» краску на краях детали, которые сопрягаются в одной плоскости с другими элементами.
Покраска в переход на соседний элемент мы в данной статье касаться не будем, так как это тема другой статьи, в которой я расскажу про покраску трёхслойкой и работу тонированным лаком.
Вопрос: Как готовить элемент к покраске «в переход»?
Ответ: Да так же, как при покраске всего элемента. Только более тщательно.
Да-да, чем тщательнее и без лишней спешки подготовишь, тем меньше вероятность в течение гарантийного периода попасть «на перекрас» из-за отслоения лака и прочих косяков.
В отличие от покраски всего элемента, где заматовал и вперёд, крась, подготовка различна для зон перехода по базе и по лаку и также различается для солидов (неэффектных цветов), тёмных и светлых металликов и перламутров.
Зона перехода под базу. Р800-Р1000 мокрый абразив или Р400-Р500 сухой. В принципе, практически как и для зачистки грунта — для светлых металликов соответственно абразив берём мельче. Как и под переход по лаку шлифовать желательно перекрёстными движениями. Круговые движения могут проявиться после сушки неприятными рисками, которые невозможно будет заполировать, так как они под базой. Можно применять серый абразивный войлок с матирующей пастой Menzerna Liquid Matt, 3М 09308 Prep and Blend или без неё, просто с водой. Но после матирования очень желательно перебить риску более мелким абразивом — войлоком золотого цвета или абразивными губками 3M Softback Sanding Sponge 115х140mm, Smirdex 920 Sanding sponges с ультратонким или микротонким зерном, либо абразивами на поролоновой основе соответствующих градаций.
Зона перехода под нанесение лака. Здесь существуют два варианта подготовки — шлифовка или полировка.
- При шлифовке идеально работать абразивом 3M Trizact1000 и 3000. Он дорогой, но брагодаря особой технологии микрорепликации (изготовления абразивных зерен в виде одинаковых по высоте пирамидок), даёт идеальную риску с очень малым разбросом по глубине, что сильно сказывается на качестве при последующей просадке лака после полного высыхания. Начинаем матовать лак Trizact 1000 мокрым способом и перебиваем риску Trizact 3000, более тщательно в сходе на старый полированный лак и в меньшей степени ближе к зоне перехода по базе. Для шлифовки лака также можно применять абразивы на поролоновой основе Mirka Abralon, абразивные губки 3M Softback Sanding Sponge 115х140mm и Smirdex 920 Sanding sponges с микротонким зерном, белый или золотистый абразивный войлок.
- При полировке нужно выбирать самую крупноабразивную пасту, какая только есть в наличие. И обязательно на водной основе! Не следует брать одношаговые пасты — результат может быть непредсказуемый из-за их сложного химического состава. Оптимальные варианты — это 3M™ Perfect-It™ Fast Cut Compound 09374 (белый колпачок) И только замерзающий вариант, он действительно на водной основе — нет смысла загонять в риску под лак всякую лишнюю химию, так как отслоение лака или дикая кратерность совсем не порадует ни вас, ни вашего клиента. Также можно применить пасту Menzerna Heavy Cut Compound 1000 и другие аналоги, коих немало в разных брендах.
Смысл полировки в том, чтобы убрать тончайший верхний окисленный слой лака и всевозможные загрязнения и создать микрорельеф, достаточный для адгезии лака, разбавленного переходным растворителем. Подготовка полировкой актуальна на современных автомобилях последних лет выпуска, имеющих крайне тонкое заводское ЛКП толщиной всего 60-70мкм вместе с оцинковкой!
Стоит отметить, что подготовка полировкой имеет смысл под премиальные лаки в идеальных условиях работы в профессиональной ОСК чтобы исключить последующую полировку зоны перехода. При работе бюджетными продуктами или в неидеальных условиях гаражного сервиса я бы порекомендовал только шлифовку, так как всё равно надо будет убирать сорность и избежать полировки не удастся.
Вопрос: Как маскировать зоны перехода и нужны ли «карманы»?
Ответ: И снова не спеши! Поспешишь — людей насмешишь.
А себе добавишь работы как минимум с долгой полировкой, как максимум попадешь на перекрас, так как опыл базы в переходе по лаку не лечится. Только ампутация!
И да, карманы нужны, без них качественный переход на минимальной площади сделать очень сложно. Единственный вариант обойтись без кармана — это когда хотя бы половина детали без повреждений и лакируется элемент до кантика или целиком без перехода по лаку.
При стандартной маскировке кузова нужно учесть размер зоны перехода под базу в зависимости от цвета от 15 сантиметров под тёмные и цвета средних тонов и от 25-30 сантиметров под светлые металлики. На переход по лаку достаточно оставить 15-20 сантиметров. Для исключения образования уступа по лаку на край маскировки желательно наклеить поролоновый валик. Он же предотвратит случайное прилегание бумаги кармана к окрашиваемой поверхности.
Глубина карманов должна быть 20-25 сантиметров. Самый минимум — это 15 сантиметров, при меньшей глубине вероятность брака сильно возрастает. Для карманов удобно иметь отдельный рулон узкой маскировочной бумаги шириной 300мм. Для усиления края кармана можно подвернуть бумагу на пару сантиметров или наклеить малярную ленту.
Вопрос: Как наносить базу светлый металлик?
Ответ: Предварительный танец с бубном будет в самый раз 🙂
Но если бубна нет а красить надо, то нужно делать то же самое, но с краскопультом, а лучше с двумя одновременно. В одном из них будет краска, а в другом прозрачный биндер или биндер наполовину с краской. Это касается в первую очередь светлых металликов, с тёмными цветами и солидами любого цвета всё намного проще.
Первый слой базы наносим как обычно на грунтовочное пятно с минимальным выходом в зону перехода. При малой укрывистости краски можно так же нанести и второй слой после обычной промежуточной сушки.
Перед нанесением следующего слоя нужно вторым краскопультом предварительно нанести прозрачный биндер или любой вариант Color Blend на зону перехода не додувая до кармана около 5-10 сантиметров и уменьшая толщину слоя ближе к краю нанесенной базы. Биндер в сумме с базой должен давать полный мокрый слой, но не полтора или два слоя, иначе потечёт!
Далее наносим базу на зону ремонта с плавным сходом на только что нанесенный мокрый биндер чтобы зерно правильно расположилось и не стало «раком», как это обычно бывает с перепылом на сухой поверхности. Базой в любом случае не додуваем до конца нанесенного биндера.
Повторяем аналогично следующий слой или два слоя до полного укрывания зоны ремонта и нивелирования перехода по базе в зоне перехода. Каждый последующий слой базы должын растягиваться по биндеру дальше предыдущего на несколько сантиметров. В случае работы со сложным цветом последние один-два слоя можно наносить базой, вполовину разведенной биндером.
Обязательно даём нормальную межслойку после каждого слоя до матовения чтобы видеть реальную картину — на мокром видно намного хуже. После нанесения припыльного слоя даём стандартную сушку перед лаком. Я рекомендую в гаражных условиях при отсутствии интенсивной вентиляции давать сушку не 15 минут, как в ОСК, а 40-60 минут при температуре воздуха 18-23С и 25-30 минут в летний период при температуре выше 25С. Недосушенная база останется под лаком как пластилин и может дать местами отслоение лака. Но и пересушивать тоже нельзя — внешний эффект будет тот же, потеря адгезии и отслоение лака.
Вопрос: Как наносить в переход лак?
Ответ: Поспешность хороша при ловле блох. и лакировке «в переход»
И снова желательно иметь два почти одинаковых краскопульта 🙁
За более чем 10 лет специализации в локальном ремонте мне бывало приходилось одновременно красить небольшие участки на 5-6 элементах вкруг по всему автомобилю. При такой лакировке никакие рекомендации по быстрой смене лака на переходный растворитель выполнить не засушив лак нереально. Поэтому я использую в таких случаях два мини-краскопульта. Один у меня SATA minilet 3000 1.2SR под базу и лак, а второй такой же, но с дюзой 1.0SR под биндер и переходный растворитель. Если покраска на большой площади, то стандартный краскопульт под базу и лак и миниджет под переходный растворитель.
Начинаем наносить лак как обычно с тонкого припыльного (для полуторослойных лаков) или полного слоя не додувая до кармана сантиметров 5-10. Настраиваем второй краскопульт на минимальную подачу переходного растворителя и пониженное до 0.5-1.2 Бара давление. Избыточный растворитель моментально уйдёт в потёки и вызовет кучу головной боли при полировке.
Даём соответствующую лаку межслойную сушку или без неё для некоторых полутораслойных лаков, наносим второй слой, также не додувая до кармана несколько сантиметров.. Сразу же быстро убираем карман и раздуваем лак в переход не доходя до поролонового валика даже опылом порядка 5 сантиметров.
Меняем краскопульт и наносим капельно на зону схода переходный растворитель. Даём несколько секунд на растворение опыла и аккуратно дополнительно распыляем растворитель там где необходимо до получения однородной глянцевой мокрой поверхности без кратеров и нерастворенного лакового опыла. Не дуем даже растворитель до поролонового валика иначе будет окантовка!
После нескольких минут, достаточных для растворения опыла и испарения переходного растворителя, снимаем поролоновые валики. Даже хороший валик при сушке может отклеиться на вертикальной поверхности и прилипнуть к свежему лаку.
Всё! Можно включать сушку (если она есть) и идти отдохнуть.
Вопрос: Как полировать переход по лаку?
Ответ: Сметаем с нового на старое. Вот и весь секрет 🙂
Полировать только после хорошей просушки, иначе лак в переходе вынесет напрочь! Я обычно после сушки основного покрытия зону перехода пропекаю дополнительно ИК-лампой ещё 10-15 минут. И только после полного остывания в течение примерно часа или на следующее утро начинаю полировку.
При полировке перехода желательно работать ротационной машинкой, орбитальная полировалка может испортить переход. Дело в том, что полировальник должен двигаться со свеженанесённого лака на старое отверждённое покрытие и никак не наоборот! При обратном движении очень велика вероятность срыва тонкого слоя лака и образование заметного уступа с рваным краем.
Если имеется сорность, а она обычно есть, то её нужно предварительно убрать специальными абразивными средствами — микротонкой абразивной бумагой 3M™ Wetordry™ 401Q или Smirdex 270 Waterproof paper sheets градаций от 1500 и выше с водой, Trizact 3000 или Mirka Abralon 2000 и выше. Пылинки убираются локально микрофинишными дисками 3M Trizact™ Finesse-it™ 466LA или 3M™ Finesse-it™ 268L Stikit™ на красном шлифовальном бачонке 3M™ Finesse-It™ Stikit™ или аналогичном. После всех манипуляций с пылью я обычно выравниваю риску во всей зоне перехода по лаку с помощью диска Trizact 3000 вручную или на орбитальной шлифовальной машинке без пылеотвода с малым ходом эксцентрика 2.5-3мм.
Далее лак полируется стандартным способом полировальными пастами с соблюдением вышеописанного направления вращения полировальника.
Источник