- Основные виды конкурентов
- Какие они?
- Прямые и косвенные
- Косвенная конкуренция
- Неявная конкуренция
- Потенциальная конкуренция
- Товарная конкуренция
- Как их распознать?
- Конкуренты и стратегии
- Прямые и косвенные конкуренты: определения и примеры
- Прямые конкуренты
- Косвенные конкуренты
- Прямая и косвенная конкуренция в маркетинге
- Виды конкуренции: прямые, косвенные и другие
- Кто такие прямые конкуренты?
- Кто такие косвенные конкуренты?
- Кто такие товарные конкуренты?
- Кто такие неявные конкуренты?
- Кто такие потенциальные конкуренты?
Основные виды конкурентов
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.
Какие они?
Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.
Прямые и косвенные
Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:
- рынок сбыта;
- покупатели товара, работ или услуг;
- товары, работы или услуги.
Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.
Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:
- аналогичные обувные магазины;
- обувные интернет-магазины;
- предприниматели, торгующие обувью на рынке;
- крупные торговые центры, в которых оборудованы пункты торговли обувью;
- обувные склады, где налажена розничная торговля наравне с оптовой.
Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.
Косвенная конкуренция
Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.
Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.
Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.
Неявная конкуренция
Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.
Потенциальная конкуренция
Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).
Товарная конкуренция
Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.
Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.
Как их распознать?
В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.
Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.
Возможностей здесь много:
- Отраслевые выставки, бизнес-форумы и подобные им мероприятия позволяют познакомиться с конкурентами наиболее близко, получить информацию из первых рук.
- Изучение ассортимента торговых точек конкурирующих фирм дает возможность встать на место потенциального покупателя, заметить недочеты и успешные решения в продвижении товара, воспользоваться чужим опытом.
- Информация специальных изданий, новостных тематических лент — в них упоминаются самые важные события и значимые конкуренты.
- Торговля через интернет, поиск торговых точек с помощью поисковых систем дают информацию не только покупателям, но и бизнесменам: какие запросы наиболее востребованы, какие фирмы готовы удовлетворить их. Правильно сформулированный запрос дает результаты поиска, анализ которых очень важен с точки зрения определения реальных конкурентов фирмы.
- Опрос потребителей, специалистов по закупкам, других участников рынка, непосредственно связанных с приобретением продукта. В составлении опросных листов и проведении мероприятий здесь необходим грамотный, заинтересованный, а не формальный подход. Какие фирмы, продающие тот или иной продукт, известны респондентам, какие заслуживают наибольшего доверия — такие вопросы и подобные им помогут выявить конкурентов.
Конкуренты и стратегии
Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:
- Позиционная. Ее суть – постоянное обновление бизнеса, выпуск новых видов товара. Лишает конкурентов возможности обойти компанию и занять лидирующие позиции.
- Оборонительная. Хорошее знание проблем и слабых мест бизнеса, защита своих интересов, упреждающие меры. Цель – свести к нулю попытки конкурентов воспользоваться проблемными моментами в собственных интересах; достигается с помощью ценовой политики, акцентирования внимания потребителя на достоинствах продукта.
- Упреждающая. Обесценивание усилий конкурента по развитию бизнеса с помощью встречных акций, розыгрышей призов, скидок. Цель – не дать возможности конкуренту закрепиться на рынке.
- Контрнаступательная. Другая сторона оборонительной стратегии, достаточно жесткий комплекс мер, направленный на выявление слабых сторон бизнеса конкурента. Впоследствии рекламная компания и другие меры продвижения продукта разрабатываются с учетом недостатков конкурента, акцентирования внимания покупателей на них.
- Стратегия выгодных позиций. Уход с менее выгодных сегментов рынка, «сдача без боя» таких сегментов конкурентам. Одновременное усиление выгодных позиций, концентрация ресурсов именно в этом направлении. Цель – сохранить наиболее выгодных клиентов, платежеспособных, постоянных.
Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.
Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.
Источник
Прямые и косвенные конкуренты: определения и примеры
Для успеха бизнеса важно правильно оценивать свои возможности и возможности других игроков рынка. Только так вы адаптируете маркетинговые усилия под запросы клиентов.
Уловив, в чем различия между прямыми и косвенными конкурентами, вы составите полную картину положения дел в индустрии. Поймете, как отстроиться от оппонентов. Сможете достойно реагировать на их кампании.
Прямые конкуренты
Предположим, ваше маркетинговое агентство работает с ресторанами. Но на рынке есть и другие компании, сотрудничающие с ресторанным бизнесом. Эти фирмы — ваши прямые конкуренты.
Прямая конкуренция важна для предотвращения монополий. Поэтому о ней нельзя забывать даже на самых маленьких рынках.
Примеров много. McDonald’s и Burger King — прямые конкуренты. Они предлагают один продукт одной аудитории.
Часто их противостояние превращается в рекламную войну. Оппоненты не только подчеркивают свои преимущества, но и пытаются подорвать репутацию друг друга. Например, в этой кампании:
Два бутика женской одежды в небольшом городе тоже прямые конкуренты.
Digital-компании — яркий пример прямой конкуренции. Instagram и Snapchat предлагают своим целевым аудиториям похожие функции: исчезающие истории, обмен сообщениями.
Косвенные конкуренты
Прямая и косвенная конкуренция в маркетинге
Анализ прямых конкурентов помогает совершенствовать рекламные кампании. Реагировать на послания соперников и отстаивать свои позиции. Масштабные противостояния брендов нередко попадают в СМИ и обсуждаются в соцсетях. В результате приносят хороший охват и рост продаж.
Анализ косвенной конкуренции способствует выходу на более широкую аудиторию. Люди, покупающие подарки, выбирают между вашим магазином и похожими точками с другими товарами. Вы можете привлечь их с помощью адаптированных рекламных кампаний. В интернете косвенные конкуренты нацеливаются на одни и те же ключевые слова для привлечения трафика из поисковиков. Оценив их позиции, вы сможете занять первые позиции в выдаче.
Источник
Виды конкуренции: прямые, косвенные и другие
- Кто такие прямые конкуренты?
- Кто такие косвенные конкуренты?
- Кто такие товарные конкуренты?
- Кто такие неявные конкуренты?
- Кто такие потенциальные конкуренты?
На свободным рынке каждая отдельная взятая компания борется за клиентов. Клиенты = деньги. Существует множество методик для сегментации и определения уровня конкуренции. Сейчас я хочу рассказать о первичных простых понятиях: прямая и косвенная конкуренция.
Кто такие прямые конкуренты?
Прямые конкуренты — это компании из вашей ниши, работающие с вами на одном рынке сбыта, воющие с вами за один сегмент потребителей, выпускающие похожие товары и т.д.
Так например, интернет-агентства, работающие в одном ценовом сегменте «сайты до 50000 рублей» на рынке Омска будут являться прямыми конкурентами друг-другу. Два бренда мужской одежды премиум-сегмента, расположенные в торговом центре, тоже напрямую конкурируют за своих покупателей.
Такие конкуренты могут сильно влиять на ваш бизнес.
Всем известные примеры таких конкурентов — The Coca-Cola Company и PepsiCo, BMW и Audi, McDonald’s и Burger King, за чьими баталиями не один год с увлечением наблюдает весь мир.
Кто такие косвенные конкуренты?
Косвенные конкуренты — компании с разным продуктом для одной и той же группы целевых потребителей. Часто, конкурирующая составляющая — цена за товар или услуги (которая в свою очередь обосновывается качеством, сервисом и пр.).
Например, для той же The Coca-Cola Company косвенным конкурентом будет «Вимм-Билль-Данн», который производит соки под торговой маркой J7. Хотя правильнее будет сказать производил, ведь в 2011 году «Вимм-Билль-Данн» был поглощен PepsiCo. Хороший пример того, что косвенные конкуренты часто объединяются, чтобы стать еще сильнее.
Пример косвенной конкуренции на ценовой составляющей — любой производитель бюджетных смартфонов и Apple. И задача этого производителя убедить целевую аудиторию, что его продукция тоже ого-го и не стоит платить за известность бренда. При этим разрыв цен не должен быть слишком велик. Вряд ли конкурентом отеля Ритц-Карлтон сможет стать дешевый хостел на окраине Москвы, а вот какой-нибудь бутик-отель вполне на это способен.
Кто такие товарные конкуренты?
Если у компаний схожие товары, но различные целевые потребители, то они являются товарными конкурентами. Какое-то издательство выпускает женский журнал про моду, например, Hearst Corporation — издатель Cosmopolitan. Тогда оно будет товарным конкурентом для выпускающих мужской журнал, например GQ. Продукты ориентированы на разные группы покупателей, соответственно и маркетинговые компании будет разные.
Еще пример — производители профессиональных альбомов для художников MOLESKINE и обычных детских альбомов для рисования. Или производитель обычных молочных продуктов и производитель соевых «молочных» продуктов. Такие конкуренты тоже часто объединяются, чтобы захватить больше сегментов рынка. Например, Danone под разными торговыми марками производит и продает оба эти вида молочных продуктов.
Кто такие неявные конкуренты?
У неявные компаний конкурентов могут быть разные продукты и услуги, разные целевые группы. Но их объединяет одна важная метрика — ограниченное количество денег в карманах потенциальные потребителей.
Чтобы понять, кто такие неявные конкуренты, я приведу пример: Компания «Ikea» будет являться косвенным конкурентом для турагенств, так как и мебельная компания конкурируют в сезон отпусков за деньги их потенциальных клиентов. Человек может потратить свои отпускные, либо на новую мебель, либо на путевку и отдых.
В категорию неявных конкурентов могут попасть совершенно неожиданные представители бизнеса. Например, сеть магазинов «Детский мир» перед новогодними праздниками конкурирует с сетью «Л’Этуаль» за семейный бюджет отведенный на подарки. По такому же принципу неявными конкурентами могут являться салон красоты и ресторан. Потребитель сам решает, на что ему важнее потратить средства. А задача конкурентов склонить его выбор в свою пользу.
Кто такие потенциальные конкуренты?
Можно выделить и еще один вид конкуренции — потенциальные конкуренты. Это компании, которые могут выйти на ваш рынок, с аналогичным продуктом или услугой. Потенциальных конкурентов в свою очередь можно тоже разделить на прямых, косвенных.
Самыми явными потенциальными конкурентами являются фирмы из других географических регионов. Например, распространение Starbucks на восточные регионы России — это серьезная опасность для местных региональных кофеен.
Возможность расширение ассортимента -тоже конкурентная угроза. Например, когда Danone пополнил перечень своих товаров соевыми продуктами, то стал мощным конкурентом для других мелких производителей безлактозных и веганских продуктов.
Источник