О косности мышления и его роли в отношениях
Моя коллега Шуламит Крайтлер, которая много лет занимается исследованиями с области особенностей мышления, часто использует на своих лекциях аналогию, помогающую выйти за рамки сложившихся представлений о чем-либо. Она приносит с собой апельсин и вставляет в него несколько десятков палочек-зубочисток, а затем спрашивает: «Сколько зубочисток можно вставить в апельсин?» Слушатели отвечают, что очень много. После чего она говорит, что апельсин – это аналогия того аспекта реальности, который мы рассматриваем. Палочки – ракурсы, смысловые векторы и способы его рассмотрения.
«Так вот, – заключает она, – большинство людей, для анализа и глобальных выводов о чем-либо использует 3-5 ракурсов. Огромная часть «апельсина-аспекта» остается вне их поля осмысления». И тут у всех начинается оторопь. Они осознают – а ведь
это действительно так.
Если мы намеренно не занимаемся развитием своего мышления, не практикуем умение смотреть на привычные вещи под новым углом, оно становится косным, инертным, шаблонным.
Множество проблем в отношениях связано с этой косностью и ограниченностью восприятия. Особенно если речь идет об отношениях с близкими и значимыми для нас людьми.
Например, часто бывает так – человек хочет измениться, но он сталкивается с огромной проблемой, так как у всех членов семьи о нем сформировалось устойчивое представление, и что бы он ни делал, они просто не воспринимают его другим. И вот, он уже ловит себя на том, что снова ведет себя как обычно.
Однако, проблема косности мышления связана не только с окружающими. Дело в том, что и у самого человека о себе складываются определенные, не подвергаемые сомнениям представления. В такой ситуации он постепенно теряет доступ к свежим силам и ресурсам своей личности. Он становится не способен порождать новые состояния. Время идет, меняются условия, среда, окружающий мир, а человек продолжает воспринимать себя как прежде, его реакции и поведение становятся неадекватными ситуации. Сам того не замечая, человек делает одни и те же действия и ждет при этом другого результата. Он совершает кучу попыток, выматывается, силы заканчиваются, а результата нет.
Часто бывает так, что все возможные решения проблем в отношениях находятся за рамками восприятия этого человека, так сказать – на «другой стороне апельсина», но привычные шаблоны мешают ему видеть выход.
И если человек все же хочет выбраться из этого состояния, ему важно поместить себя в «зрячую среду». В среду, где в «апельсинк» появятся новые палочки, иные, свежие взгляды на вещи.
И тут конечно важно, чтобы эта среда была безопасной, в которой человек может раскрыться и решиться сделать шаг в неизведанное. Где он будет готов рискнуть отказавшись от привычных шаблонов, создать в своем сознании нечто новое.
Раскрытие прежде скрытых граней себя и происходящего, в свою очередь. дают человеку энергию для создания нового действия, для акта чистого само-сотворения.
Есть множество примеров, когда свежий взгляд на ситуацию меняет отношение к вещам и вызывает изменения. Например, человек привык воспринимать свою мать как властную и сильную женщину, а на группе, благодаря другим участникам, осознает, что она уже очень старый и слабый человек.
Или женщина, привыкшая воспринимать действия своего мужчины как негативные, осознает, что это форма заботы. Ей помогли мужчины в группе, когда поделились своим взглядом на вещи. Пара палочек в апельсине и картина происходящего уже совсем другая.
Увы, часто люди сами лишают себя свободы и способности видеть многогранность реальности и себя в ней, подстраиваясь под навязанные концепции и шаблоны, уже не подвергая их сомнению.
#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ТекстСилы #ЖивыеОтношения #ОЛюбви #ИзобильноеМышление
Картина итальянского художника Antonio Nunziante
Источник
Косность мышления
Спросите у кого-либо: какие два месяца подряд имеют по 31 дню? В подавляющем большинстве случаев вам ответят: «Июль и август». Очень редко кто назовет и два других месяца: декабрь, январь!
Подумайте сами и попросите подумать других, как из шести спичек построить четыре равносторонних треугольника со сторонами, равными длине спички?
Для решения этих задач, как и многих аналогичных, с которыми приходится сталкиваться в жизни, надо суметь преодолеть косность мышления, посмотреть на задачу с новой, не шаблонной точки зрения.
Ведь все привыкли начинать счет по месяцам с января (чаще всего, считая по косточкам на левой руке), а кончать декабрем, Иной, правильный ответ на первый вопрос чаще других дадут, вспомнив о декабре и январе, учащиеся и педагоги, для которых учебный год начинается с сентября.
Чтобы решить задачу со всадниками, изображенными на рисунке на стр. 173, надо суметь отрешиться от мысли о неделимости нарисованных лошадей, от необходимости сажать всадников именно на этих, нарисованных лошадей. У лошадей же, на которых нужно посадить всадников, передние ноги .будут от одной из нарисованных лошадей, а задние — от другой.
Из-за такой же косности мышления многие не сразу догадываются, что мать Леночки в одном из прошлых рассказов — это одна из встретившихся друзей детства. Фраза «встретились два человека, друзья детства», шаблонно понятая, вызывает образы двух мужчин, поскольку «человек» й «друг» — слова мужского рода.
Задачу с лодкой также мешает быстро решить шаблонное понимание первой фразы. Легче представить себе, что они вдвоем подошли к лодке, чем так, как было на самом деле: они пришли независимо друг от друга к разным берегам, и сначала переправился один, а потом другой. И каждый продолжал свой путь.
Любопытен или любознателен?
Свистните — и дремлющий щенок, у которого еще очень мало собственного опыта, сразу насторожит уши.
Любопытство, любознательность — все это проявление потребности человека к познанию. В этом их общность. Но стремление к познанию при любопытстве не имеет цели, оно — самоцель: посмотреть, чтобы увидеть; узнать, чтобы знать. Поэтому любопытство не приносит человеку пользы, не обогащает его. Удовлетворенное любопытство гасит стремление к дальнейшему познанию.
Любознательность же целенаправленна. При стремлении удовлетворить любознательность человек всегда понимает, зачем он хочет что-либо познать. Поэтому любознательность обогащает опыт человека, и понятое открывает перспективы дальнейшего познания.
Но и у любознательности’ могут быть разные цели. Как, шьвашему, что руководит вечно шушукающейся обывательницей в ее стремлении подслушать разговор соседей — любопытство или любознательность? Конечно, любознательность. Ее цель ясна. Она подслушивает для того, чтобы сплетнями отравить жизнь соседям и укрепить свою славу хорошо осведомленного человека. Так что не сама по себе любознательность, а цели, которым она подчинена, определяют ее ценность.
Не из любопытства развилась любознательность, а, наоборот, любопытство — это любознательность, потерявшая свою цель. Можно кратко сказать: любопытство — это бесцельная любознательность. А раз так, то из любопытного не очень трудно сделать любознательного. Ему нужно помочь найти стоящие цели для стремления к познанию, приобретшему уродливую форму любопытства. Но это значит, что разрывать любопытство и любознательность также не надо. Любопытный все-таки лучше, неже
ли ничем, не интересующийся человек, особенно если это молодой человек.
А ребус рисунка на стр. 159 решается так: разгадывать ребусы и шарады можно лишь с терпением. Но если вы посмотрели сюда раньше, чем сами его решили, вы проявили любопытство. Если же вы так делали и при поиске «четвертого» лишнего, и решая загадки других рисунков, и еще не читая книги, прочли рассказ на стр. 103, возможно, что любопытство является чертой вашего характера.
Источник
Боязнь перемен и косность мышления
Все стабильно, все спокойно, ум наслаждается отсутствием перемен, отдыхает – это желание, пожалуй, встречается у многих людей, да и не мудрено. Только вот что делать, если отсутствие перемен втягивает в жизненную рутину? Выхода два: продолжать прежний образ жизни, или менять ее.
Большой преградой к переменам, может стать страх перемен, косность мышления. Только вот на пути к переменам встречается неизвестность. А что там? Как дальше? Что будет потом? А может лучше ничего не менять? Только вот у жизни, свои правила, которые побуждают раскачать привычный образ жизни, и жизнь просто приходиться менять.
А что делать, если образ жизни уже не устраивает, и присутствует боязнь перемен? Страдать и ждать, что дальше будет только хуже? Можно и подождать, если на это есть время и желания, а можно и начать действовать.
Давно отметил, занимаясь психологией, что боязнь перемен, это одно из немногих, чего люди боятся более всего. Даже на сеансах психотерапии, когда люди приходят за переменами, впадают в прострацию, когда эти перемены наступают, пусть даже к лучшему. Многие клиенты даже возвращают себя в привычный образ жизни с привычными симптомами. Я иногда могу спросить человека – «чем будешь заниматься, когда от тебя уйдут симптомы»? Редко когда я могу услышать хоть один вменяемый ответ. Часто люди цепляются за привычный симптом, как за единственную, знакомую возможность существовать.
Боязнь перемен – откуда он берется?
Вот человек воспитывается и растет в определенных системах верований, эта система верований формирует костяк мышления. Костяк мышления формирует жизнь. Если что-то не соответствует системе верований, от того, как правило, человек уходит.
Например, человек проработал долго на определенном месте; условия стали тяжелыми, зарплату не платят, но боязнь перемен, не позволяет человеку принять новые решения. Даже до такого доходит, что человек продолжает ходить на работу, которая не вознаграждается.
Помнится случай, когда на одном предприятии закончились заказы, и работников отправили в отпуск за свой счет. Только вот, находились сотрудники, которые приходили на работу без оплаты. Тогда еще шутки ходили, что скоро работники будут доплачивать предприятию за выход на работу. А все из-за того, что у этого человека есть определенная система верований, которая побуждает боязнь перемен.
«Под лежачий камень вода не течет» — помните такую поговорку? Вот только сейчас вспомнил, как я в детстве искал червей на рыбалку, и достаточно их находил именно под лежащим камнем.
А, вот что я еще вспомнил про боязнь перемен, это то, как люди искусно находят оправдания своему страху перемен. Порой даже можно услышать вполне смешные ответы, только это уж совсем не смешно.
Встречал людей, для которых перемены в жизни, это сплошной драйв. Им нравится проверять себя на «слабо», нравится отправляться в те места, о которых они ничего не знают. От таких людей, по непонятной мне причине веет силой, энергией, жизнью… Боязнь перемен, это не для них!
Встречали таких людей? Я — ДА! Многому меня научили в юношеские годы, многому я так и не успел у них научиться.
Косность мышления
Змею, по причине того, что она, держа голову прямо, способна огибать преграды, называют мудрой. Получается что мудрость, это гибкость, и в первую очередь мышления. Не способность гибко мыслить, порождает косность мышления, застой.
Хорошим примером может послужить то, если мышцы ног не тренировать, они атрофируются. Если в озеро не поступает чистая вода, то в нем образуется болото. Похожая история получается и с мышлением, только с более плачевными последствиями. Человек, обладающий косностью мышления, не может принимать самостоятельных решений, испытывает жуткую панику при необходимости принять новое решение, или найти выход из необычной ситуации. То, что выходит за приделы привычного способа жизни, вызывает ступор, и страх.
Думаю, что причиной косности мышления, является низкая активность в детстве. Еще причиной косности мышления служит тот факт, что ребенку в детстве родители запрещали принимать самостоятельные решения, ограничивали его в общении и территориальных прогулках, заставляли сидеть дома.
Я могу еще долго писать про боязнь перемен, про косность мышления, но это будет мало иметь какого смысла, пока Вы сами не ответите себе честно (если Вас это касается) на вопрос «каких перемен я боюсь, и что в этом страшного»? Ответ всегда с Вами, и не обязательно делать визит к психологу, чтоб узнать его. Автор статьи — психолог онлайн Андрей Букшук. 09.09.2010
Источник
«Нет» косности мышления
Автор Татьяна Попова.
Такими вопросами задаются многие школьники, в основном те, кто завтра выходит «в жизнь». Перед каждым выпускником стоит проблема профессионального и личностного самоопределения, о которой уже рассказывалось в нашей статье КЕМ быть или КАКИМ быть, вот в чем вопрос.
Размышления этих ребят, связанные с планированием жизни, выбором профессии, поиском смысла жизни, упираются в главный вопрос: «Каков портрет современного успешного человека?».
Все юноши и девушки хотят чувствовать себя в реальном мире свободно и уверенно, быть готовыми к любым непредвиденным ситуациям, уметь критически оценивать факты и события, конструктивно решать сложные проблемы и адекватно реагировать на окружающую действительность.
Для этого необходимо иметь определенные качества личности и такие свойства мышления, как энергичность, гибкость, нестандартность, диалектичность, раскрепощенность, критичность, рефлексивность и т.п. Такое мышление позволяет соотнести уровень собственных притязаний со своими реальными возможностями, выработать адекватную самооценку и ценностные установки, сформировать активную жизненную позицию. Сегодня очень важно не столько уметь находить точные взвешенные решения готовых задач и проблем, сколько уметь увидеть проблему, вычленить ее из многообразия «текучести» и сформулировать, а в случае необходимости изобрести новые средства для ее решения. Важно уметь взглянуть на ситуацию без предвзятости, увидеть ее такой, какова она в реальности. А косному, инертному, шаблонному мышлению это не под силу.
Преодолеть косность и развить вышеперечисленные свойства мышления позволяют многие методы. Один из них – как можно чаще решать задачи, связанные с нестандартными жизненными ситуациями. Огромное количество таких ситуаций не укладывается в рамки типовых решений. Невозможно придумать ответы на все вопросы, которые ставит жизнь. Отвечая на них, всегда важно помнить правило: в случаях затруднения нужно искать нетипичные пути решения проблемы, «выходить» в другую плоскость, за привычные рамки.
Необходимо также решать задачи, требующие неоднозначного ответа, задачи с недостающими или избыточными данными. На страницах нашего сайта во многих статьях приводились подобные задачи и их возможные решения, например, в таких: Другое измерение, Хватит ли терпения, В ногу со временем.
Для профилактики косности и развития интересующих нас свойств мышления полезно выполнять и такие упражнения на преодоление стереотипов:
1) Разгадайте анаграммы и прочтите текст.
2) Не читая слова, как можно быстрее назовите их цвета.
3) Прочтите зеркально отображенные предложения. Где должны находиться зеркала?
4) Сделайте вывод из каждой пары посылок и сравните оба умозаключения. Не пропустите подвох.
- Все ребята 9 класса знают таблицу умножения.
Васечкин — ученик 9 класса.
Вывод: _________________________________________________ - Все ребята 9 класса знают таблицу умножения.
Васечкин знает таблицу умножения.
Вывод: _________________________________________________
5) Расставьте в прямоугольной комнате 10стульев по три у каждой стены.
6) В каждой строке найдите существительные.
уплмышлениечафюряьщэчофц дтюпмвыгутажбшапроекцияпи лкдзюхэчфстандартшойкжбряц плозюхэчлогикаспйзьюфчэкюз дуклпоцрадирижабльбжкугыв мсианеосмвыисторияпгоепаит бажребийабшряпусвлегызашря цкутзаданиелекдзюхэчорямочт |
7) Вставьте в существительные пропущенные буквы вместо черточек и найдите как можно больше слов.
д—ч-а | -р-к | к-с-о-к- | -т-а-а |
8) Восстановите как можно быстрее известные поговорки.
а) применить иметь хорошо главное ум мало хороший его
б) им глупец который найдёт большего станет глупца ещё всякий восторгаться
9) Напротив каждого выделенного слова поставьте в правом столбике номер предложения, в котором оно должно находиться. Сделать это нужно за несколько секунд.
Есть слово колючее — дождик , | |
Есть слово зеленое — цель , | |
Есть слово промокшее — ежик , | |
Есть слово упрямое — ель . | |
Есть книжное слово — синица , | |
Есть слово пушистое — смех , | |
Есть слово лесное — страница , | |
Есть слово веселое — снег . |
10) Как можно быстрее найдите ошибки в записи действий, необходимых для рисования контура этой собачки.
Источник