Космогонические мифы
Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение богами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит по воле (слову) демиурга или путем порождения божеств и стихий мироздания богиней-матерью, первой божественной парой (небом и землей), богом-андрогином и т. п. В дуалистических космогониях демиург творит все благое, его противник — все дурное. Традиционные космогонические мифы — творение из тела первосущества (ср. Имир) или первочеловека. Завершение творения связано часто с уходом творца от дел созданной им вселенной и человечества и с переходом от времени мифологического (времен первотворения) к историческому. Описание гибели мира в эсхатологических мифах дается, как правило, в порядке, обратном описанию космогонии.
Академик Н.И. Кареев отмечал сильное влияние космогонического мифа на первоначальное решение «вопроса всех вопросов» о происхождении всего сущего: «пока развитие философии и науки не начинает давать народам новые основы для решения этого вопроса».
Ссылки
См. также
Литература
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Космогонические мифы» в других словарях:
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ — и космологические представления (к. п.) занимают особое место среди других форм мифо поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно временные параметры вселенной, т. е. условия, в которых протекает существование человека и… … Энциклопедия мифологии
Мифы и сказы — Греческая мифология, Пенелопа. Мифология (греч. μυθολογία, от греч. μῦθος предание, сказание и греч. λόγος слово, ра … Википедия
мифы — (др. греч. mythos – предание), древнейший жанр народного творчества; повествование, персонифицирующее в художественных образах общественные представления о природных и социальных явлениях, об устройстве мира в целом. Миф возникает в первобытном… … Литературная энциклопедия
АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ — мифы о происхождении (в том числе сотворении) человека. А. м. составная часть космогонических мифов. В А. м. не всегда отчётливо различимо происхождение всего рода человеческого и определённого народа (ср. известное тождество названия племени и… … Энциклопедия мифологии
ИНИЦИАЦИЯ И МИФЫ — Инициация (И.) (лат., initio «начинать, посвящать, вводить в культовые таинства», initiatio, «совершение таинств, мистерий»), переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных… … Энциклопедия мифологии
ИСТОРИЯ И МИФЫ — Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники, помогают в решении задач истории как… … Энциклопедия мифологии
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ — (от др. греч. έσχατος, «последний»), мифы о предстоящем конце мира. В противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого времени мифологического, Э. м. содержат пророчества о будущем конце света. Космогонические и… … Энциклопедия мифологии
СКАЗКИ И МИФЫ — В архаическом фольклоре различение между мифом и сказкой (С.) трудноустановимо. Выделяемые самими носителями традиции две формы повествования [пыныл и лымныл у чукчей, хвенохо и хехо у фон (Бенин), лилиу и кукванебу у киривна в Меланезии и т. п.] … Энциклопедия мифологии
Антропогонические мифы — один из способов осознания происхождения человека. Для культуры, основанной на мифологическим сознании, как правило, это космогонические представления о сотворении мира. Создание, происхождение, сотворение человека входит в общее мировоззрение… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
КОРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Созданная древними корейцами автохтонная культура испытала с начала н. э. заметное влияние китайской и индийско буддийской цивилизации. В некоторые исторические эпохи Корея выполняла роль культурно идеологического посредника между континентальной … Энциклопедия мифологии
Источник
КОСМОГОНИ́ЧЕСКИЕ МИ́ФЫ
В книжной версии
Том 15. Москва, 2010, стр. 431
Скопировать библиографическую ссылку:
КОСМОГОНИ́ЧЕСКИЕ МИ́ФЫ, мифы о происхождении мира, человека (антропогонич. мифы), отд. явлений природы и культуры (этиологич. мифы). Возникновение мира относится к особому «начальному», «раннему» времени, отделённому от историч. времени, но влияющему на него через обряды и воспроизводимому через К. м. Мир и его элементы могут появляться стихийно либо создаваться вследствие произвольных или непроизвольных действий зоо- и антропоморфных существ (напр., возникновение предка богов Бора из камней, которые лизала корова, – у скандинавов; создание мира из земли, принесённой со дна океана уткой или ондатрой, – у мн. народов Евразии и Америки; рождение солнца коровой – в егип. мифологии); часто функция творения приписывается определённым персонажам – демиургу , культурным героям [иногда в творении участвует пара персонажей, причём с одним из них связывается происхождение положительных, с другим – отрицательных явлений (см. в ст. Близнечные культы ); логич. завершение эта концепция получила в религ. дуализме , напр. в зороастризме ]. Ведущим мотивом для К. м. является мотив преодоления хаоса и установления порядка, структуры ( космос ). Создание космич. структуры может происходить через разделение перемешанных в хаосе явлений: космич. стихий (огонь, вода, земля, воздух), света и тьмы, неба и земли, моря и суши (создание острова посреди океана) и т. п. Космос часто описывается через образование его пространственных элементов – центра мира (мировой горы, мирового древа и т. п.), космич. зон (верхний, средний и нижний миры и т. п.). Распространены представления о предшествовавшем возникновению мира существовании космоса в зародыше в виде яйца (оно разбивается, из его половинок образуются небо и земля, из желтка – солнце и т. д.; иногда из мирового яйца появляются боги, люди и т. п.). Из сопоставления структуры Вселенной и человеческого тела (см. Микрокосмос и макрокосмос ) возникают К. м. о создании мира через расчленение тела первого человека (инд. Пуруша , сканд. Имир, кит. Пань-гу и т. п.): из его частей образуются разл. космич. элементы, категории людей и т. д.; т. о., создание мира мыслится как ритуальное убийство, т. е. как первое жертвоприношение . Мотив жертвоприношения присутствует и в мифах о космич. битве с чудовищем, из тела которого создаётся мир (напр., битва Мардука с Тиамат в вавилонской поэме «Энума элиш»); битва с хтонич. существами (чудовищами, богами первого поколения, мятежниками и др.) может заканчиваться их заключением в преисподней (греч. титаны в Тартаре , библейский сатана в аду и т. п.). Иногда творение представляется как порождение вследствие первичного соития («священный брак» – греч. ‘ ιερὸς γάμος ): Неба и Земли (напр., рождение гор, моря, нимф, титанов, киклопов и др. Ге ей и Ура ном – в греч. мифологии), Солнца и Луны (см. Солярные культы , Лунарные культы ), др. мифологич. персонажей. Рождение может происходить и необычным способом: от гермафродитов (напр., появление великанов от правой и левой ног Имира), от частей тела (напр., Афина из головы Зевса), от дуновения, из семени (напр., согласно др.-егип. мифу, бог солнца Атум сам оплодотворил себя, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов), крови (напр., рождение гигантов, нимф, эриний и богини Афродиты из крови оскоплённого Урана), слюны, пота и т. п. Наконец, творение может пониматься как ремесленное изготовление (напр., изготовление мира на гончарном круге егип. Хнумом; изготовление неба, светил, плуга, меча и др. героем-кузнецом Ильмариненом – в карело-финской мифологии; распространённым мифологич. мотивом является вырезание первых людей из дерева, вылепливание из глины, земли, часто замешенной на крови убитого чудовища, и т. п.) или как порождение мыслью и словом Творца (напр., егип. Птаха ).
Источник
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
и космологические представления (к. п.) занимают особое место среди других форм мифо-поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, т. е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества. К. п. концентрируются прежде всего вокруг актуального состояния вселенной: структура мира — набор, связь и функции его частей, иногда — их количественные параметры (синхронический аспект описания космоса). К. м. описывают, как возникла вселенная (диахронический аспект). Актуальное состояние вселенной в мифопоэтическом мышлении связывается воедино с её происхождением как следствие с причиной; ибо определение и объяснение состава мироздания и роли, которую играют в нём его объекты, равнозначно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов («операционная связь» синхронического и диахронического описаний). Таким образом, эти аспекты представляют лишь два проявления одной сущности: то, что порождено в ходе создания и устроения космоса, и является его составом; всё, что входит в состав космоса, возникло в ходе его развития. Но к. п. не полностью выводимы из К. м. и реконструируются отчасти при анализе ритуалов, языковой семантики и т. л.
Сфера космологического и космогонического для мифопоэтического сознания очень широка, поскольку оно отождествляет (или, по крайней мере, связывает, чаще всего однозначно) природу (макрокосм) и человека (микрокосм): человек создан из элементов мироздания, или наоборот, — вселенная происходит из тела первочело-века (см. Антропогонические мифы ). Будучи подобием вселенной, человек — один из элементов космологической схемы. Сфера социального, структура и механизм деятельности человеческого общества («мезокосма») также определяются с точки зрения мифопоэтического сознания в большой степени космологическими принципами и аналогиями, которые являются фактически внутренними характеристиками социума — в то время как профанический уровень жизни человека не входит в систему высших ценностей мифопоэтического сознания. Только в сакрализованном мире существуют и известны правила его организации, структура пространства и времени. Вне его — хаос, царство случайного. Переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу составляет основной внутренний смысл мифологии, содержащийся уже в архаичных мифах творения (где речь идёт о происхождении не космоса в целом, а тех или иных животных, явлений природы, обычаев и т. п., т. е. так или иначе, о достижении природной и социальной упорядоченности) и эксплицитно выраженный в К. м., характерных для более развитых мифологий. Лишь с оформлением социальных институтов, свойственных данному коллективу, и с появлением особой культурной традиции (началом «исторической эпохи») можно говорить о материале, осознаваемом не как космологический и уже не перерабатываемом К. м. Но и за пределами «мифопоэтической эпохи» космологическое мировоззрение и совокупность выработанных в его пределах операционных приёмов продолжает оказывать сильное влияние на способ интерпретации собственно не космологического материала, сохраняет значение образца и модели. К. п. и К. м. в значительной степени предопределили структуру и форму других мифов, трактующих вопросы происхождения, причинности и т. п. (этиологические мифы и др.), и многие фольклорные жанры (предание, легенда, сага, меморат и т. п.).
Как пространство, так и время для мифопоэтического сознания не гомогенны. Высшей ценностью (максимум сакральности) обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, т. е. «центр мира» (см. Середина мира ), и «в начале», т. е. само время творения (см. Время мифическое ). К. м. и к. п. связаны с этими координатами, задающими схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организующими весь пространственно-временной континуум. Ритуал (особенно календарный, прежде всего основной — годовой, отмечающий переход от старого года к новому) также соотнесён с ними. Ритуальный годовой праздник воспроизводит своей структурой ту порубежную кризисную ситуацию, когда из хаоса возникает космос. Космологический код в архаичных культурах обладает особенно большими «разрешающими» способностями; сами космологические классификаторы обнаруживают часто тенденцию к персонификации (ср. отец-небо, мать-земля; солнце и месяц в сюжете небесной свадьбы; см. Священный брак ) и вхождению в мифологические мотивы. Наконец, нужно подчеркнуть, что и в к. п. и в К. м. все время обыгрывается тема тождества в двух вариантах — положительном: «это есть то», и отрицательном: «это не есть то» (как в упанишадах). Эти самые общие космологические принципы объясняют довольно значительную однородность к. п. об устройстве вселенной в подавляющем большинстве мифопоэтических традиций (см. Космос ).
К. м. часто начинаются с описания того, что предшествовало творению, т. е. небытия, как правило, уподобленного хаосу. Тексты этого рода в самых разных традициях отличаются исключительным единообразием: описывающий состояние до творения помещает себя в эпоху, когда космос и все его части уже созданы. Таким образом, описание поэтапного возникновения и развития космоса дается из точки, являющейся итогом восстанавливаемого процесса развития мироздания, который представляется чем-то, что не может быть превзойдено в дальнейшем, но может продолжаться во времени или даже быть перечёркнутым в случае космической катастрофы (такой, как потоп; ср. синхронное описание вселенной из той же точки, которая выступает при этом как центр горизонтальной плоскости в общей схеме мироздания). При этом описание хаоса на языке «артикулированного» космоса предполагает серию негативных положений относительно основных элементов космического устройства. Ср. «Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашел я себе места, на которое я мог бы так встать. » (гелиопольская версия древнеегипетского мифа творения); «Это — рассказ о том, как все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное, тихое; и пространство неба было пусто. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов. Не было еще ничего соединенного. не было ничего, что могло бы двигаться. Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование. » («Пополь-Вух», Центральная Америка). Сходная картина представлена в скандинавской, ведийской, шумерской, аккадской, иудаистической, греческой, сибирских, полинезийских и многих других мифологиях.
Тексты другого рода, напротив, не акцентируют внимания на эпохе до творения, а непосредственно начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания (хотя подобное описание может включаться и в К. м. первого типа). Элементы, или стихии, — как правило, огонь, вода, земля, воздух, к которым иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру, — образуют первичный материал для строительства космоса (ср. в мифологиях индейцев Северной Америки, ведийской; возможны модификации, как в скандинавской мифологии, где мир возникает от взаимодействия огня и воды с холодом). Смешанные и неразделимые в хаосе, они разъединяются и «очищаются». Это разъединение скрытых в хаосе стихий представляет собой один из элементарных космогонических актов, которые совершаются при космогенезе (каждый из них может воплощаться в серии разных действий-мотивов; см., например, Ведийская мифология). К числу основных космогонических актов относятся, кроме того: установление космического пространства [разъединение неба и земли; формирование трёх космических зон (ср. три шага Вишну) и т. п.]; создание (установление) космической опоры (ср., например, сотворение первой тверди среди первоначального океана, специализированных вариантов опоры — мировой горы, мирового дерева и т. п., или укрепление на небе солнца, например Индрой); посредничество в пределах созданного космического пространства между космическими зонами (осуществляемое богами, нисходящими на землю или в подземное царство, жрецами, шаманами, иногда даже отдельными непосвященными, попадающими на небо или спускающимися в преисподнюю); наполнение пространства [божеством (например, Индрой), элементами-стихиями, конкретными объектами (ландшафт, люди, растения, животные), абстрактными сущностями (космические ткань, дым, тень и т. п.)]; сведение всего сущего к единому и выведение всего из единого (ср. мотив золотого зародыша, мирового яйца, первоэлемента, с одной стороны, и мифологический образ вселенной как единого божества, с другой) и т. д. В своей совокупности эти акты представляют как космогонический процесс, так и его результат — сотворенный космос, его состав и параметры. Порядок сотворения мира соответствует следующей идеальной схеме: хаос-> небо и земля-> солнце, месяц, звёзды-> время-> растения-> животные-> человек -> дом, утварь и т. д. Таким образом, К. м. описывают становление мира как результат последовательного введения основных бинарных оппозиций: небо — земля и т. п., и градуальных серий (основанных на постепенном возрастании или уменьшении какого-либо признака): растения-»животные-»люди и т. д.
Порядок творения подчёркивается часто введением числовых показателей, которые относятся или к порядковому номеру этапа творения, или к количеству элементов мироздания, возникающих на данном этапе его развития. В идеальной схеме оба эти варианта сводятся к одному, имеющему примерно следующий вид: «один объект на первом шаге порождает два объекта» — «два объекта на втором шаге порождают три объекта» — «три объекта на третьем шаге . » и т. д. (такая форма находит подтверждение в безразличии к размежеванию количественной и порядковой функции чисел в ряде архаичных культур, например в китайской традиции). Указанная структура основана на мифопоэтической логике схем порождения, зафиксированных во многих мифах творения. Ср., например, гелиопольскую версию:
Лит.: Барсов Е. В., Народные предания о миротворении, «Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских», 1886, кн. 4; Крейнович Е. А., Очерк космогонических представлений гиляков острова Сахалина, «Этнография», 1929, N 1; Каруновская Л. Э., Представления алтайцев о вселенной, «Советская этнография», 1935, № 4-5; Р а в-д о и и к а с В. И., Элементы космических представлений в образах наскальных изображений, «Советская археология», 1937, N 4; Г у р е-в и ч И. С., Космогонические представления и пережитки тотемического культа у населения Олеиекского района, «Советская этнография», 1948, N З; Аврорин В. А., Козьминский И. И., Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте», «Сборник Музея антропологии и этнографии», 1949, т. 11; Анисимов А. ф.. Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959;
Рыбаков Б. А., Космогония и мифология земледельцев энеолита, «Советская археология», 1965, № 1-2; Огибенин В. Л., Структура мифологических текстов «Ригведы» (Ведийская космогония), М., 1968, Топоров В. Н., О космологических источниках раннеисторических описаний, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 6, Тарту, 1973; Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976;
A n d r e e R., Die Flutsagen ethnographisch betrachtet. Braunschweig, 1891; L u k a s F., Die Grundbegriffe in den Kosmogonien der alten Völker, Lnz., 1893; C u s h l n g F. H., Outllnes of Zuni Creatlon myths, Wash., 1896; W a r r e n W. F., The Earliest Cosmologies, N. Y., 1909;
G a e r t e W., Kosmische Vorstellungen im Bilde prähistorischer Zelt: Himmelsberg, Erdnabel und Weltströme, «Anthropos», 1914, Bd 9; W e n-s l n c k A. J., The ideas ot the Western Semites concerning the Navel of the Earth, Amst., 1916;
K i r f e l W., Die Kosmographie der Inder nach den Quellen dargestellt, Bonn-Lpz., 1920;
Zur Eschatologle von Welt und Leben, Bonn, 1959; Enuma elish. The Babylonian Epic of Crea-tion, translation and commentary by S. Langdon, Oxf., 1923; D i e t e r i c h A.,Mutter Erde, 3 Aufl., Lpz., 1925; Ziegler K..Oppenheim S., Weltentstehung in Sage und Wissenschaft, Lpz. — B., 1925; Negelein J. v o n, Zum kosmologischen System in der altesten indischen Literatur, .Orientalistische Literaturzeitung», 1926, Bd 29;
N y b e r g H. S., Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdeennes, «Journal asiatique», 1929, t. 214; G r a n e t M., La pensee chinolse. P., 1934; Angulo de J., Porno creation myths, «Journal of American Folklore», 1935, v. 48;
B a u m a n n H., Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker, B., 1936; e r o ac e. Das doppelte Geschlecht, B., 1955;
•Schmidt W., Das Tauchmotiv in Erdschöpfungsmythen Nordamerikas, Asiens und Europas, B c6.:
Melanges de linguistique et de Philologie offerts a J. van Ginneken, P., 1937; A l s d o r f L., Zur Geschichte der Jaina-Kosmographie und Mythologie, «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1938, Bd 92; H a r v a V., Die religiösen Vorstellungen der altaischen Völker, Hels.. 1938; G o o d m a n I., Cosmological beliefs of the Cubeo Indians, «Journal of American Folklore», 1940, v. 53; Staudacher W., Trennung von Himmel und Erde, Tübingen, 1942; Siegel M., The creation myth and acculturation in Acatan, Guatemala, «Journal of Arnerican Folklore», 1943, v. 56; K o p p e r s W„ Der Urmensch und sein Weltbild, W., [1949]; E l i a d e M., Le mythe de l’eternel retour, [P„ 1949]; e r o w e, Le chamanisme et les techniques archaïques de l’extase, P., 1951; e r o »t e, Le sacre et le profane, [P., 1965]; e r o ac e, Aspects du mythe, [P., 1963]; Radin P., Origin myth ot the medicine rite, Balt., 1950 (Suppl. to «International Journal of American Linguistics», Me-moir 3), The world of primitive man, N. Y., 1953; J e n s e n A d. E., Mythos und Kult bei Naturvolkern. Wiesbaden, [1951]; A r u n-del Oel Re, Creation myths of the Formosan natives, [Tokyo, 1951]; M u g I e r C h„ Deux thèmes de la cosmologie grecque, P„ 1953;
Hoffmann K., Bemerkungen zur vedischen Kosmologie, «Orientallstische Literaturzeitung», 1954, Bd 49, N 9/10; P e t t a z z o n l R., Myths of Beginnings and Creatlon-Myths, B ero KH.: Essays on the history of religions. Leiden, 1954; M a r 6 t K., Die Trennung von Himmel und Erde, «Acta Antiqua», 1954, t. l. fasc. l; Hentze C., Tod, Auferstehung, Weltordnung, das mythische Bild im ältesten China, Bd 1-2, Z., 1955; Campbell J., The masks of God: primitive mythology, N. Y., 1959;
Bonfante G., Microcosmo e mac rocosmo nel mito indoeuropeo, «Die Sprache», 1959, Bd 5; Paulson I., Hultkranti Ä., Jettmar K., Die Religionen Nordeuraslens und der amerikanischen Arktis, Stuttg-, [1962]; Branden S. G. F., Creation legends of the ancient Near Fast, [L., 1963]; Long C h. H., Alpha: the myths of creation, N. Y„ 1963; Mole M-, Culte, mythe et cosmologie dans l’Iran ancien. P., 1963; Schier K., Das Erdschöpfung aus.dem Urmeer und die Kosmogonie der Vilospa, B KH.: Märchen, Mythos, Dichtung, Mflnch., [1963];
Koestler A., The act of creation. L., [1964];
B r o w n W. N., Theories of creation in the Rig Veda, «Journal of the American Oriental Society», 1965, v. 85; Freund Ph., Myths of creation, N. Y„ 1965; Séjourne L., La pensée dans anciens mexicains. P., 1966; Haberland E., Himmel und Erde in Nordost-Afrika, «Paideuma», 1967, Bd 13; Horsch P., Vom Schöpfungsmythos zum Weltgesetz, «Etudes asiatiques», 1967, Bd 21; Nicholson I., Mexican and Central American mythology. L., [1967]; Komoroczy G.. The Separation of sky and earth, «Acta Antiqua», 1973, t. 21; Van Gennep A., Mytheset légendes d’Australie, P., 1906; ero »ce, La formation des légendes. P., 1910; Leach M., The beginning. Creation myths around the world, N. Y., 1956, Mac Lagan D., Creation myths. Man’s introduction to the. world, L„
В. Н. Топоров.
Гелиопольская версия порождения.
Источник