- Ящик Пандоры – что такое, смысл, происхождение, примеры употребления фразеологизма
- Что такое ящик Пандоры?
- Откуда взялось выражение: «ящик Пандоры»? Миф о Пандоре
- Пандора – кто это?
- Что находится внутри ящика?
- Значение фразеологизма «ящик Пандоры»
- Что значит «открыть ящик Пандоры»?
- Почему нельзя открывать ящик Пандоры?
- Происхождение «ящика»
- Альтернативные версии
- Откуда появилось выражение «Ящик Пандоры»
Ящик Пандоры – что такое, смысл, происхождение, примеры употребления фразеологизма
В современном искусстве часто фигурирует такое понятие, как «ящик Пандоры». Обычно оно олицетворяет что-то негативное и это вовсе не случайно. Как и большинство известных нам устойчивых выражений, эта фраза родом из Древней Греции.
Что такое ящик Пандоры?
Ящик Пандоры в первоначальном смысле – это артефакт из мифологии древних греков, упоминающийся в повествовании о Пандоре. Он представлял собой емкость, крупный сосуд для хранения, название которого впоследствии было неправильно трактовано.
Ларец Пандоры
Миф о Пандоре упоминается в произведении древнегреческого поэта Гесиода под названием «Труды и дни». В настоящее время выражение «ящик Пандоры» и его производные стали устойчивыми оборотами речи – фразеологизмами с негативной окраской. В литературе и искусстве большее внимание уделяется не самой Пандоре, а именно ящику.
Откуда взялось выражение: «ящик Пандоры»? Миф о Пандоре
Согласно древнегреческой мифологии, долгое время Землю населяли одни мужчины, в то время как женщинами были лишь богини. Имя Пандоры связано непосредственно с Прометеем и Зевсом. Прометей известен в мифологии как покровитель людей. Он вызвал гнев главного бога Олимпа, когда подарил людям огонь, различные знания и обучил ремеслам. Благодаря этому их жизнь стала лучше и счастливее.
Зевс был недоволен тем, что людям доступны многие знания и умения. Он беспокоился, что те перестанут приносить дары олимпийцам, ведь Прометей научил их защищаться от природных стихий, охотиться, создавать лекарства и т.п. К тому же, титан не просто дал человечеству огонь, а сделал это обманным путем, вопреки воле Зевса.
Громовержец придумал наказание для Прометея, не забыв и о людях. По приказу Олимпийца Гефест (бог-кузнец) создал из глины и оживил девушку. Афина-Паллада соткала для нее красивый наряд. Афродита наделила неотразимой красотой, а Гермес – умом, хитростью и изворотливостью.
Девушку назвали Пандорой – от древнегреческого «всем одаренная» или «одаряющая всем». Следующие события немного отличаются. По одной версии, Зевс вручил Пандоре тот самый ящик, в котором были заперты всевозможные бедствия. Он отправил девушку на Землю, запретив открывать ларец, но втайне надеялся, что любопытство возьмет верх.
Пандора открывает сундук с людскими бедами, иллюстрация
По другой версии – емкость уже была у людей и хранилась в доме титана Эпиметея, брата Прометея. При этом все знали, что ее нельзя открывать, иначе придется столкнуться с различными бедами. Возможно, этот ящик принес сам Прометей, который собрал и запер все невзгоды, чтобы защитить от них людей.
Так или иначе, вскоре Пандора затмила разум Эпиметея и стала его женой, несмотря на все советы Прометея не доверять Зевсу и не принимать его даров. Будучи весьма любопытной, девушка открыла ящик и выпустила зло, хранящееся в нем. Осознав свой поступок, она закрыла крышку, поэтому на дне осталась лишь надежда.
Этот момент вызывает больше всего споров среди мифологов, философов и психологов. После того, как Пандора открыла ящик, люди столкнулись со всевозможными невзгодами, которых не знали раньше, и оказались лишены надежды. Либо же, по другой версии, надежда все-таки выбралась из ящика, что лишь усугубило ситуацию, так как именно это чувство иногда не дает человеку двигаться дальше.
Пандора – кто это?
Пандора – это первая женщина на Земле согласно древнегреческой мифологии. Создана по указу Зевса из глины (или земли) богами: Гефестом, Гермесом, Афиной и Афродитой. Отправлена к людям в качестве мести Прометею за то, что он похитил божественный огонь. На Земле Пандора открыла ящик, из которого по миру разлетелись все несчастья.
Скульптуры Пандоры
По легенде у Пандоры с Эпиметеем родилась дочь Пирра, которая, в свою очередь, вышла замуж за сына Прометея – Девкалиона. По одной из версий после всемирного потопа, устроенного Зевсом на Земле, остались только Пирра и Девкалион. Поэтому их потомки считаются родоначальниками всего греческого народа.
Исследователи сравнивают Пандору с библейской Евой, которая тоже считается первой женщиной и праматерью всех людей. Как и Пандора, она создана Богом, а также стала виновницей последующих несчастий, после того как попробовала яблоко с запретного дерева.
Что находится внутри ящика?
Содержание мифа неоднократно видоизменялось и в дальнейшем трактовалось авторами по-своему. Первоначально содержание ящика Пандоры описывалось «мириадами бедствий». В более современных версиях упоминается о семи главных пороках, таких как печаль, гнев и т.п. Наличие надежды на дне ящика также остается под вопросом.
Значение фразеологизма «ящик Пандоры»
Фразеологизм «ящик Пандоры» означает источник неудач, бедствий, несчастий, которые оказались неожиданными. В некотором смысле похож на словосочетание «рог изобилия», но оно используется в положительном ключе, как источник богатства, достатка. Иногда речь может идти о человеке, слишком любопытном и непредсказуемом, необдуманные действия которого наносят вред и ему, и всем окружающим.
Необычная трактовка фразы появилась приблизительно в 17 веке – во время активного развития моды во Франции. Создатели модной одежды презентовали свои творения при помощи манекенов. Благородная публика не упускала возможности похвастаться новинками. Манекены в нарядах расставлялись в домах, а называли их Пандорами в знак того, что куклы сами доставали одеяния из сундуков.
Что значит «открыть ящик Пандоры»?
«Открыть ящик Пандоры» в современном смысле – это крылатая фраза. Она означает сделать что-либо с необратимыми последствиями. Выражение носит негативную окраску и предполагает разного рода неудачи, действия, которые нельзя исправить. Его используют как предостережение, чтобы предупредить человека не совершать необдуманные поступки, которые могут повлечь за собой множество проблем.
Почему нельзя открывать ящик Пандоры?
Ящик Пандоры нельзя открывать, так как по мифу в нем содержатся все возможные людские беды. Однажды открыв ларец и выпустив их, обратить последствия уже невозможно. Считается, что до того, как Пандора совершила этот поступок, люди никогда прежде не сталкивались с такими невзгодами.
Художники и скульпторы продолжают обыгрывать тему ящика Пандоры в своих творениях
Происхождение «ящика»
Примечательно, что в мифе о Пандоре не говорилось о каком-либо ящике. Вместо него упоминался специальный кувшин большого размера, который называли пифосом. Такие керамические емкости были распространены в Древней Греции, а особенно на территории Средиземноморья. Их использовали для хранения различных продуктов (масла, вина, рыбы и т.п.).
Исследователи проводят аналогию между Пандорой и пифосом с бедствиями, ведь по легенде девушка тоже была создана из глины. Почему же в таком случае до наших дней дошел именно «ящик Пандоры»?
Древнегреческий пифос, в котором по изначальной версии мифа хранились несчастья
По литературной традиции впервые слово пифос неверно перевел Эразм Роттердамский – «князь гуманистов» 16 века. В 1508 году ученый написал книгу «Пословицы» на латыни. В ней содержалось латинское выражение «Malo accepto stultus sapit», что в переводе означает «Глупый становится умнее после ущерба» или в русской интерпретации «Своей бедой всяк себе ума купит».
Чтобы объяснить эту пословицу примером, Эразм изложил историю о Пандоре. Здесь он как раз и допустил ошибку в переводе, либо же это было решение автора – заменить сосуд на ящик. Вместо «пифоса» он использовал слово «пиксис» – деревянный ящик или коробочка. К слову, именно по версии Эразма ящик был открыт Эпиметеем, а не Пандорой.
Альтернативные версии
В мифах древних греков и прочих произведениях тех времен неоднократно упоминаются различные сосуды, емкости с таинственным содержанием. При этом суть истории о Пандоре существенно меняется. Например, в эпической поэме «Илиада» Гомер писал о двух урнах, принадлежащих Зевсу. В одной из них были «счастливые» дары, а в другой – «несчастные».
Отрывок из поэмы “Илиада” древнегреческого поэта Гомера
Противоречит мифу Гесиода и произведение поэта Феогнида. По его версии в сосуде содержались не беды или пороки, а блага. То же самое говорит в своей басне древнегреческий баснописец Эзоп. Боги послали людям сосуд с благами, а какой-то человек, которого автор не называет по имени, открыл эту емкость и все блага разбежались. Но на дне осталась надежда, как символ того, что люди все же получат свои дары.
Итальянский живописец Джулио Бонасоне тоже изобразил на своей гравюре титана Эпиметея, который выпустил из сосуда 9 из 10 положительных качеств в виде женских образов, которые там хранились: счастье, свободу, справедливость, радость и другие. На краешке сосуда осталась надежда.
Источник
Откуда появилось выражение «Ящик Пандоры»
Многие из нас в своём лексиконе используют необычное выражение «ящик Пандоры». Произнося это словосочетание , мы указываем на предмет, событие или действие, которое содержит в себе угрозу необратимых и катастрофических последствий.
Некоторые ошибочно связывают это изречение с популярным фантастическим фильмом Джеймса Кэмерена «Аватар». Эта кинокартина переносит нас более чем на сто лет вперед, и рассказывает о войне двух цивилизаций на далёкой планете Пандора. На самом деле фраза «ящик Пандоры» или «открыть ящик Пандоры» пришла к нам не из будущего, а из прошлого – из легенды о древнегреческом божестве по имени Прометей.
До наших дней дошли разные варианты мифа о боге-бунтаре и мученике Прометее. Но наибольшее распространение получила легенда, которую в своей поэме «Труды и дни» изложил знаменитый древнегреческий поэт и мыслитель Гесиод (VIII – VII век до н.э.) . Эта история повествует о следующем.
Во время битвы между Зевсом и Кроном за власть и престол богов, Прометей проявил осмотрительность и поддержал своего двоюродного брата, бога-громовержца Зевса. После победы олимпийских богов это уберегло Прометея от кары, постигшей его близких родственников-титанов, и обеспечило довольно престижное место на Олимпе. При распределении вселенских полномочий ему было поручено представлять человечество в высшем совете. Так Прометей стал богом людей.
Почти на каждом заседании олимпийских богов Прометей требовал для людского рода поблажек и привилегий. Обращаясь к Зевсу, он говорил: «Люди несчастны! Ничто из того, что ты и твои сыновья им даёте, не избавляет их от недугов тела и души, тяжкого труда, страхов, растерянности и старческой немощи. Ты должен им помочь»!
Наконец Зевс внял призывам Прометея и оказал людям помощь.
Громовержец решил усовершенствовать процедуру определения жизненного пути каждого человека, которая до этого выглядела так. Каждое утро богини судьбы (Мойры) встречали Зевса на пороге его дворца и сообщали о жизнях людей, которым предстоит родиться в этот день. Здесь же, по обеим сторонам от входа, стояли два сосуда. Один из белого мрамора, в котором содержалось всё хорошее: доброта, любовь, красота, здоровье, разум, правда, честь и отвага. Другой из черного, где находилось всё плохое: болезни, усталость, уродство, безумие, старость, ненависть, жестокость и ложь. Верховный бог поочередно запускал руку в каждый сосуд, извлекал что-либо и передавал Мойрам, которые из этого пряли нити судьбы каждому из вновь появившихся людей.
Зевс призвал своего сына Гефеста и повелел ему изготовить бронзовый сундук с плотно закрывающейся крышкой. Потом он пересыпал содержимое черного сосуда в этот ящик и вручил его Прометею, сказав при этом: «Будь доволен. Я запер все беды человеческого рода. Возьми этот сундук, и вели хранить, чтобы его никто никогда не вздумал открыть. И тогда твои дорогие люди будут счастливы».
Спустившись с Олимпа, Прометей отдал на хранение бронзовый ящик своему младшему брату Эпиметею, и распространил слух среди смертных о своей великой победе над Зевсом. Люди посчитали, что своей новой, счастливой жизнью они обязаны только Прометею, и рейтинг доверия среди них к этому божеству значительно вырос.
Тщеславие вскружило Прометею голову, и вскоре он отважился на неслыханно дерзкий поступок — похищение божественного огня для людей. Прометей завел дружбу с богом огня и кузнецом Гефестом, и днями напролет пропадал у него в мастерской в пещере под вулканом Этна. Улучшив момент, Прометей спрятал тлеющий уголек в пустотелом стебле нартекса (это вид тростника) и передал его людям.
При виде тысячи огоньков, заблестевших на земле в руках людей, Зевса охватил безудержный гнев. Его привели в ярость высокомерие, наглость и вызывающее поведение Прометея. Возмездие последовало незамедлительно. Зевс приказал Гефесту сопроводить Прометея на Кавказ и приковать к вершине одной из гор. Гефест попытался примирить двух богов, но не одна из сторон не поддержала эту инициативу. Прометей не хотел унижаться и просить прощения, а Зевс не хотел проявлять к нему снисхождение.
Наконец Гефест и Прометей добрались до одной из высочайших вершины Кавказа — горы Казбек. Гефест опоясал своего друга бронзовым поясом и приковал к скале вместе с цепями. Но испытания, днем жарой от яркого солнца, а ночью холодом от жестоких морозов, были не единственным наказанием, уготованным Прометею. Как только Гефест удалился, прилетел огромный орел и набросился на опального бога. Хищная птица вонзила свои когти в живот и бедро приговоренного и стала клевать его печень. Каждый вечер орел поднимался в небо с кусками внутренностей узника в окровавленном клюве. За ночь печень Прометея восстанавливалась, а утром возвращался орел, и всё повторялось снова.
Зевс задумал наказать и смертных, но сделать это он решил не своими руками. Верховный правитель дал указание олимпийским богам создать очаровательную женщину, которая «украсила» бы род человеческий. Боги принялись за дело. Гефест взял у Великой праматери Геи немного глины, с помощью воды Океана замесил её, и вылепил прекрасное из всех когда-либо виданных подобие женщины. Он вдохнул частицу божественного огня в эту статую, и она обрела цвета и движения жизни. Афина облачила новорожденную в тончайшие одежды, а Афродита поделилась с ней своими украшениями. И наконец, Гермес вложил ей в уста речь, а также, по настоянию Зевса, наделил прелестницу пороками: ложью, притворством, хитростью, обидчивостью, злословием и нездоровым любопытством.
Зевс пригласил на Олимп Эпиметея и обратился к нему: «Поскольку ты не стал сообщником в преступлении своего брата, я благодарю тебя, и даю в жены это сделанное богами прекрасное создание. Она – совершенная женщина. Её зовут Пандорой, что значит «дар от всех».
Счастливый Эпиметей спустился с Олимпа и всем встречавшимся по пути людям гордо демонстрировал свою супругу: «Смотрите на вашу царицу, первую среди жён. Она творение богов. Ах, какие у нас будут красивые дети». Наконец Эпиметей привел Пандору в свое жилище. Та сразу же принялась осваивать новые владения. Переходя из комнаты в комнату, она открывала засовы, заглядывала в шкафы и осматривала утварь. «Только никогда не трогай этот бронзовый ящик» — предостерег свою жену Эпиметей. «Что там внутри» — спросила Пандора. «Не велено говорить» — последовал ответ. План Зевса сработал. Как только Эпиметей вышел на порог своего дома подышать свежим воздухом, Пандора, сгорая от любопытства, бросилась к бронзовому сундуку и открыла его.
Заключенные в нём беды человеческого рода разлетелись по всему свету и распространились среди смертных. Незваными они приходят к людям, принося им зло, болезни и страдания.
В наше время современными прототипами ящика Пандоры, являются ядерные чемоданчики. Этот аксессуар — неотъемлемый атрибут лидеров крупнейших ядерных держав (США, России, Франции). С помощью своих чемоданчиков главы этих государств могут в любой момент отдать приказ о применении ядерного оружия и устроить АПОКАЛИПСИС. Поэтому наличие ядерного чемоданчика зачастую является основным аргументом правоты в возникающих между странами разногласиях или спорах.
Говорят, что ядерные чемоданчики снабжены подробными инструкциями. Используя их, главы держав периодически тренируют свои войска по нанесению оппонентам ударов возмездия. Сегодня в политике страсти накалены до предела. Чтобы кто-либо сгоряча не нажал на красную кнопку, неплохо было бы каждую из таких инструкций дополнить предостережением Альберта Эйнштейна о неизбежной гибели всей цивилизации в случае применения кем-либо ядерного оружия. Это напоминание звучит так:
«Я не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой мировой войне будут сражаться палками и камнями».
Источник