Игра преемников: Мишустин подминает министерства под себя
Премьер создает Координационный центр, как это изменит структуру управления?
С апреля 2021 года в правительстве РФ начнет работать новая структура, которая практически не имеет аналогов среди существовавших ранее в России госорганов — Координационный центр. Задачей структуры станет «обеспечение оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций» при работе с оперативными задачами, выделенными проектами и при «разрешении инцидентов». Как пишет «Коммерсант», она заметно изменит всю схему управления в высших кругах, поэтому правительству как минимум в 2021 году придется работать в двух форматах — старом и новом.
Подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным постановление правительства № 171 о создании «Координационного центра правительства РФ» было опубликовано 22 февраля. Документ создал правовую основу для работы Координационного центра, а вот руководитель КЦ там не указан. Предполагается, что им станет один из вице-премьеров, а общее руководство останется за самим председателем правительства.
Несмотря на новшества, фактически центр уже существует с мая 2020 года. Как сообщают СМИ, именно тогда на базе Аналитического центра при правительстве была создана специальная площадка для отработки того, что в Белом доме называют «инцидентами». В их число, среди прочего, вошли вопросы о невыплатах врачам, работающим с COVID-пациентами, снабжении горячим питанием школьников младших классов и ликвидации дефицита лекарственных препаратов. Сейчас самый актуальный вопрос на повестке дня — массовая вакцинация от COVID-19.
Принципиально, что все перечисленные случаи требовали координации между федеральным центром и регионами, а также коммерческими структурами. Кроме того, КЦ должен будет стать связующим звеном между «штабами» во главе с профильными министрами, а также заниматься отдельными поручениями президента и премьера.
В правительственных документах Координационный центр описывается, как часть стратегии цифровой трансформации исполнительной власти и как «аналитическая экосистема». Эксперты предполагают, что он должен «ликвидировать ведомственные монополии на оперативную информацию», а полученные и проанализированные данные использовать для дальнейшего планирования. Не случайно в постоянном штате Координационного центра — специалисты по организации, big data, проектному управлению, социологи, под конкретные задачи собираются внешние экспертные группы.
Кроме того, Координационный центр должен привести к некоей стандартизации работы правительства в целом. Если раньше любые проблемные ситуации разрешались профильным министерством под ответственность его главы, и каждый раз это решение могло быть разным, то теперь все это должно осуществляться командой КЦ. Это приведет к усилению аппарата правительства и постепенному упразднению существующей модели управления.
Директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ, политолог Павел Салин считает, что новая структура должна привести к укреплению позиций премьера Мишустина, если, конечно, она будет работать так, как планируется.
— Судя по информации из открытых источников, Координационный центр — это один из проектов Михаила Мишустина. В рамках латентной борьбы потенциальных преемников его котировки серьезно повысились, и он пытается расширить свою ресурсную базу. Но делает это неявно, бьет по окружению своих противовесов в правительстве и пытается подобрать под себя ресурсы, которые существовали, но не в концентрированном виде.
Главный вопрос в том, насколько функциональной будет эта структура, и чем она реально будет заниматься. С институциональной точки зрения это нечто вроде Ситуационного центра при администрации президента, который был создан лет 15 назад. Но тогда эта идея так и почила в бозе, ни к чему не приведя.
Сейчас речь идет о создании института, который в критические моменты будет концентрировать в рамках особых полномочий ресурсы правительства без соблюдения долгих бюрократических процедур. Не совсем ясно только, кто и как будет определять, когда именно наступил такой критический момент, и каким критериям он должен соответствовать. Поэтому большой вопрос, как все это будет работать на практике.
«СП»: — То есть то, что раньше решали министерства при ЧС, теперь будет делать Координационный центр?
— Да, речь именно о том, что в критической ситуации ресурсы, которые распределены по правительству, и для получения которых нужно преодолеть множество бюрократических преград и межведомственных согласований, передаются в руки Координационного центра. Определяющим станет то, кто будет решать, какую ситуацию считать критической. Поскольку вся эта структура создается вокруг Аналитического центра при правительстве РФ, можно сказать, что это ведомство премьерское, соответственно, и решение будет принадлежать ему.
«СП»: — Значит, Координационный центр усилит позиции Михаила Мишустина?
— Потенциально да, но все будет зависеть от того, как эта структура будет работать и будет ли. Я уже говорил, что в свое время создавалась подобная структура при администрации президента, но это ни к чему не привело. Все ушло в пар. Поэтому нужно посмотреть, дадут ли Мишустину реализовать этот проект, и как он будет работать. Пока что это только идея, о которой написали СМИ. Большой вопрос, во что она выльется.
Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что в нынешних условиях наличие подобной структуры для координации между центром и регионами власти необходимо, особенно в свете предстоящих выборов.
— Вряд ли у кого-то есть сомнения в необходимости координации действий федеральных властей и регионов, особенно в условиях форс-мажоров. И, тем более, в нашем, по факту централизованном, унитарном государстве.
Ситуация с COVID-19 сделала это очевидней и подтолкнула власти к определенным выводам. Вспомните, что в начале пандемии всю ответственность переложили на регионы, а те, в свою очередь, смотрели на федеральный центр и думали, как бы не ошибиться. Определенный баланс в органах исполнительной власти, в том числе региональных, при решении форс-мажоров или задач повышенной срочности необходим.
Хотя говорят, что Координационный центр — это принципиально новая структура в правительстве, я предполагаю, что аналоги в новой истории все же можно найти, особенно если заглянуть поглубже. Потому что проблема координации между федеральной властью и субъектами вставала и в 90-е годы, да и вообще существовала всегда.
«СП»: — Как создание КЦ изменит расстановку сил в управленческом аппарате?
— Для региональных элит и руководителей подобное решение Белого дома работает на повышение авторитета Мишустина, как премьера и как политика. Если говорить о потребностях регионов, они нуждаются в обратной связи и возможности срочно решать наболевшие вопросы, такие, как дефицит лекарственных препаратов или получение экстренной финансовой помощи для выполнения социальных обязательств.
Возможно, это не самый смелый, но шаг к централизации, выстраиванию баланса отношений и согласованному участию в решении проблем как центра, так и регионов. Если посмотреть на опыт решения проблем, связанных с природными катаклизмами или стихиями, мы увидим, что связующе звено между правительством и регионами просто необходимо.
Опять же, если говорить о цифровизации, повышении скорости и качества принятия решений и управления в целом, способности быстро давать результат, такая структура также очень нужна. Быстрые результаты сейчас особенно актуальны, потому что социальное самочувствие явно вверх не идет, а у нас впереди федеральные выборы, а потом, возможно, и транзит власти. Способность оперативно решать проблемы в том или ином регионе становится критичной.
«СП»: — Почему такая необходимость назрела именно сейчас?
— Думаю, директивное управление сверху вниз по принципу «я начальник, ты дурак» забуксовало и начинает потихоньку себя изживать. Как будет на самом деле работать новая структура — вопрос открытый, но правительству нужно хотя бы показать понимание проблемы, продемонстрировать готовность к инновационным подходам. Потому что проблем будет все больше, и их решение в традиционном бюрократическом стиле не гарантирует быстрых результатов.
Сейчас, мне кажется, тема реформ, запущенных Мишустиным, больше имиджевая. Но в дальнейшем придется так или иначе и в самом деле менять управленческие практики, особенно в случае роста напряженности стране. Для этого нужно, чтобы реагирование было максимально оперативным, и такая структура, как Координационный центр, будет в этом плане полезна.
Источник
Здесь видно все: как работает координационный центр российского правительства
ФОТО : ТАСС / Метцель Михаил
Важно, чтобы государство слышало своих граждан, чтобы сохранялась двусторонняя связь. В России у правительства для этих целей появился координационный центр. Как он работает? Расскажет специальный корреспондент «МИР 24» Анна Деркач.
По поручению президента Российской Федерации создан координационный центр правительства. Он был построен за рекордные 30 дней. Экскурсию для президента премьер Мишустин проводит лично. Это святая святых координационного центра. Сюда стекается информация из российских регионов и принимаются самые оперативные решения.
Этот зал – всевидящее око координационного центра. Сотрудники могут просмотреть любую камеру видеонаблюдения в любом городе, одновременно подключить 65 участников и вывести на связь чиновника любого уровня. Вот вице-премьер Татьяна Голикова из виртуального пространства докладывает о социальных выплатах. В мае прошлого года от шквала заявок рухнул сайт госуслуг. Координационный центр тогда только создавался, и его специалисты помогли запустить портал уже через сутки. Российские семьи получили пособия на 650 миллиардов рублей.
«У нас тут работают все вице-премьеры, но особенно часто Григоренко. Он облюбовал себе место в переговорной комнате «Крым». Туда все хотели, получить это место», – сказал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
Переговорным не зря присвоили географические названия. Регионам здесь уделяют особое внимание. Решать проблемы на периферии помогают ЦУРы – центры управления, созданные в каждом субъекте. Их задача – находить болевые точки и предлагать пути решения.«У нас работает система инцидент-менеджер, которая мониторит социальные сети и позволяет нам выявить проблемные вопросы жителей региона», – сказала руководитель ЦУР Псковской области Анастасия Григорьева.
С декабря псковский ЦУР обработал почти 10 тысяч обращений. Люди жаловались на разбитые дороги, бездействие чиновников, проблемы ЖКХ. В разработку сотрудники берут не только реальные происшествия, но и так называемые риски.
«Если люди не могут донести до своей управляющей компании какую-то систематическую проблему, например, нарушения в системе газоснабжения или водоснабжения, с помощью наших систем мы можем подать это обращение на уровень вышестоящий», – добавила Анастасия Григорьева.
«Это, безусловно, очень современный инструмент управления, все очень наглядно, дает возможность реагировать на происходящие события, обмениваться информацией, получать обратную связь и корректировать действия правительства», – сказал президент РФ Владимир Путин.
Центр помог решить еще одну проблему. Учеников начальных классов теперь бесплатно кормят в школах. «Дети отмечают, что питание стало разнообразнее, вкуснее, и самое главное преимущество – это сильно облегчило семейный бюджет», – отметила мама Ольга Алексеева.
Ольга признается, что школа и так сплошное разорение. А сдавать на обеды по 150 рублей в день могли позволить себе далеко не все родители.
«Где-то порядка четырех тысяч в месяц, а если у семьи двое детей, то сумма увеличивалась в два раза», – сказала директор департамента образования администрации Дзержинска Ольга Палеева.
Обеспечить начальные классы бесплатными обедами – президент поручил это во время прошлогоднего послания Федеральному собранию. Но из 40 300 российских школ 415 оказались технически не готовы. А из-за них страдали целые регионы.
«Стали разбираться здесь, в координационном центре. Как это обычно бывает? Если хотя бы одна школа региона не соответствовала требованиям, то и весь регион не получал федеральных дотаций», – отметил российский премьер.
«Родительские комитеты очень часто не допускаются до проверок качества питания, совершенно непонятно, почему. Я понимаю, что нельзя с улицы в грязных галошах на кухню зайти, понятно, есть определенные санитарные требования, но и это можно организовать должным образом», – сказал президент РФ.
Такие вопросы в правительстве называют «инцидентами». Это все, что хорошо придумано, но почему-то пошло не так. Вот, например, ковидные выплаты врачам за работу в «красной» зоне у некоторых обнулились из-за неточной формулировки в постановлении.
«На всю страну прогремели такие суммы, а получили вот эти 200 рублей, 700 рублей. Просто плюнули в нас вот этими копейками», – пожаловалась фельдшер скорой помощи Василиса Коновалова.
От таких цифр в расчетном листке фельдшер владимирской скорой Василиса Коновалова дар речи потеряла. Президент четко обещал младшему медперсоналу по 25 тысяч за работу в «красной зоне», а ей весной прошлого года заплатили 761 рубль.
«Надо наладить эту работу, чтобы нужная информация, именно нужная, не причесанная, не красиво оформленная, а именно объективная информация поступала в соответствующие структуры, накапливалась и обрабатывалась», – добавил Владимир Путин.
Всего за время пандемии медикам выплатили больше 60 миллиардов рублей. Ковидные деньги врачи получают и сегодня. «Большой брат» внимательно следит за каждой выплатой.
Источник
Что значит координационный центр
Координационный центр Правительства Российской Федерации
Координационный центр Правительства Российской Федерации
Координационный центр Правительства Российской Федерации является постоянно действующим органом при Правительстве Российской Федерации, образованным в целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), проработки приоритетных задач Правительства Российской Федерации и выполнения выделенных проектов.
Основными задачами Координационного центра являются:
а) обеспечение немедленного реагирования и оперативного разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в Российской Федерации, требующих координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
б) выработка предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;
в) управление реализацией приоритетных задач Правительства Российской Федерации в форме выделенных проектов в рамках необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
г) обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации оперативного доступа к необходимым данным информационных ресурсов, включая существующие государственные информационные системы, в целях использования достоверной информации при принятии решений Правительством Российской Федерации и в рамках исполнения задач, координируемых Координационным центром.
Источник