- Конспект урока (по ФГОС ) по математике на тему: «Координатный угол»
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Урок математики «Координатный угол. Координатные точки» (4класс)
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока (по ФГОС ) по математике на тему: «Координатный угол»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Начальная школа ХХ I века 4 класс.
Тема урока: Координатный угол
Научить детей строить точки с указанными координатами, читать и записывать обозначения вида: А(2; З).
научить детей строить координатную сетку;
вести термины: «начало координат», «оси координат», «координатный угол»,
подготовить учащихся к изучению в старших классах более сложного понятия «координатная
закрепить умения выполнять вычисления в случаях вида: 123+123, 16+12
Развивать внимание, глазомер;
развивать у детей пространственные представления и умения ориентироваться на плоскости;
развивать математическую речь
воспитывать аккуратность, самостоятельность
В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва Учебник для учащихся 4 класса Первая часть
М.: «Вентана-Граф», 2010;
В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1
М.: «Вентана-Граф», 2010;
В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика: 4 класс: методика обучения
М.: «Вентана-Граф», 2010;
Зеленихина О.В. Математика. 4 класс. Волгоград:Учитель-АСТ, 2005.-112с.
5. Ивашова О.А. , Останина Е.Е. Технологии начального математического образования.
Часть 1.Учебно-методическое пособие . – СПб.:Издательство ВВМ,2012.-188 с.
Оборудование урока для учителя:
Интерактивная доска, цветной маркер, мел, учебник, рабочая тетрадь №1, методичка,
Оборудование урока для учащихся:
учебник, рабочая тетрадь № 1, тетрадь в клеточку, простой карандаш, линейку, резинку, ручку.
План урока с указанием времени по этапам:
Проверка выполнения домашнего задания
Подготовка к активной познавательной деятельности
Сообщение темы и цели урока
Усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания новых знаний нового материала и закрепление знаний
Систематизация и обобщение знаний
Итог урока, информация о домашнем задании
Организационное завершение урока
Этапы, учебные задачи и содержание урока
Речь и деятельность учителя
Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).
1. Организационный: подготовка учащихся к работе.
Встали, приготовились к математике.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок!
Сегодня на уроке нам понадобится:
Тетрадь № 1, тетрадь маленькая в клеточку, ручка, линейка, карандаш.
Встали ровненько! Молодцы! Тихонечко сели.
2. Проверка выполнения домашнего задания:
Дима, пройди, пожалуйста, посмотри, все ли дети сделали домашнее задание.
Хорошо! У всех я проверю сегодня на продлёнке, а Лейле объясню задачу. Не забудь ко мне подойти, а сейчас посмотрите на доску.
Хорошо! Дима просматривает наличие у детей выполненного д.з. в тетради. Дети показывают выполненные задания.
— Все сделали! Только Лейла не сделала задачу, так как не знает как её решить.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).
Устный счёт: закрепление выполнять вычисления в случаях вида 123+123, 16+12
Вам нужно решить примеры. В клеточки под ответами подставить соответствующие буквы и прочитать имя одного из героев мультфильма
« Каникулы в Простоквашино».
Дети решают. Подставляют в клеточки свои ответы.
Многие не доделали до конца, а догадались когда решили пример с «П».
4.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое координатный угол и как его построить.
Откройте маленькую тетрадь и запишите: число, классная работа, зелёной пастой тему урока. Спишите с доски без ошибок.
Дети оформляют тетрадь. Записывают:
21.10. Классная работа.
5. Усвоение новых знаний: формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях
Для того, чтоб лучше понять, что такое координатный угол, давайте построим числовой луч и отметим на нём точку по координате.
Давайте построим луч Ох.
Учитель показывает заранее построенный луч на интерактивной доске и комментирует.
Возьмём линейку , отметим начало луча О, поставлю точку, начало луча. Проведу прямую, покажу стрелочкой направление луча , внизу назову луч Ох, подпишу х.
Одному сантиметру будет равен единичный отрезок, отмечу на числовом луче 6 единичных отрезков.
А(4) – ТОЧКА С КООРДИНАТОЙ 4.
Откройте учебник на стр. 61. Прочитайте задание № 266.
Где находится удав?
Где находится мартышка?
Правильно, можно назвать, конечно, сначала ряд, в котором сидит зритель, а затем его место, так обычно и говорят. Но мы с Вами будем сначала называть место зрителя, а затем ряд, в котором он сидит. Так, например, у Лисы место 4, ряд 2.
Какое место и какой ряд указаны на билете зайца?
Какое место и какой ряд указаны на билете волка?
Прочитайте вопрос над рисунком и ответьте.
Федя: У луча есть начало , но нет конца, луч бесконечен.
Дети строят луч под руководством учителя.
Алина читает задание.
В первом ряду сидит удав и мартышка, в первом ряду сидит на втором месте удав , а рядом мартышка.
— У льва место 6, ряд 2.
-У зайца место 6, ряд 4.
— У волка 5 место, 2 ряд.
Дети читают вопрос и отвечают.
-Заяц между белкой и ежом.
— Волк между лисой и львом.
Сейчас мы немного отдохнём. Встаньте , пожалуйста.
Учитель включает физкультминутку «Ёлочка», дети повторяют движения под музыку.
Дети встают и выполняют под музыку физкультминутку, повторяют движения ёлочки, подпевают.
7. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
Сейчас нам в тетради нужно будет построить координатный угол. Давайте сначала прочитаем, что же это такое. Учебник, страница 62.
Дима, прочитай громко, чётко, не торопясь.
Теперь мы построим координатный угол в тетради.
Учитель на доске показывает.
Пропустите вниз 7-8 см.
Отмечаю точку О ( начало отсчёта) и провожу две оси Ох и Оу, образующие прямой угол.
Выберите единичный отрезок , удобно взять длину одной клеточки.
Посмотрите, у Вас тоже в учебнике взята за единичный отрезок одна клеточка. Сделайте как в учебнике, сверьте, всё ли Вы правильно сделали.
Учитель проходит по классу и проверяет, чтоб дети правильно выбрали единичный отрезок.
Дети читают текст на страничке.
Дети начинают чертить в тетради.
Пропустили вниз место.
Отмечают точку О, проводят две оси Ох и Оу, подписывают х, у.
Сверяют свои записи с учебником, исправляют.
8. Систематизация и обобщение знаний: обеспечение усвоения системы знаний
Поработаем с рисунком нижней части учебника.
Найдите, пожалуйста, точку А.
Начертим координатный угол в тетради, пропустив вниз 6 см.
Запишу на доске А(2;4), такая запись читается так:
Точка Ас координатами два, четыре.
Так как первая координата-число 2, то на оси ОХ
находим число 2; вторая координата- число 4;
это число находим на оси О Y . На пересечении вертикальной и горизонтальной линий отмечаем точку. Это и будет точка А с координатами 2;4.
В этом же координатном углу отметьте сами точку с координатами 4;2. Назовите, например, её точкой В.
Валя, подойди к доске и отметь эту точку.
Дети, послушайте, какой вывод можно сделать:
Координаты точки представляют пару чисел, переставлять которые нельзя: точки А (2;4) и В (4;2) не совпадают, они расположены в разных местах координатной сетки.
По очереди называем сейчас точки и их координаты, глядя на рисунок нижней части с.62 учебника.
№ 267 выполним устно. Называем точки и их координаты, т.е. пары чисел.
Дети смотрят в учебник.
Дети пропускают 6 см вниз и чертям координатный угол в тетради, слушая объяснение учителя.
Записывают: А (2;4).Вместе с учителем находят точку.
Дети находят эту точку у себя в тетради и сверяют с доской.
Валя находит эту точку на доске в координатном углу.
Дети слушают вывод.
Дети называют координаты точек:
К(3;0), Е(9;0), С (6;1), Х(5;5), М(0;6), Y (8;8), D (0;3)
1). Дети называют точки:
А: два,семь ; В: шесть, семь; С: шесть, три; D : два, три.
2) М: один, ноль; К: четыре, семь; Е: семь, четыре.
9. Итог урока, информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.
Что нового сегодня узнали на уроке?
Что научились строить?
— Какие задания для Вас оказались сложными?
-Сегодня на уроке активно работали и правильно отвечали: Алина, Валя, Федя, старался Сергей.
Анар успевал за классом, всё записывал в тетрадь. Молодцы!
Посмотрите на № 268, этот номер Вам предстоит выполнить дома. Если Вы прочитаете буквы в том порядке, в котором указаны координаты, то получится красивое слово. Запишите № 268 в дневнике- это 1 номер вы сделаете устно, 2 номера будет по большой тетради-№ 109, 110.
Откройте большую тетрадь и посмотрите на задание № 109, справа записаны точки, рядом Вам надо будет записать их координаты, а в № 110 отметить точки в координатном углу, не забудьте их назвать.
Кому не понятно домашнее задание?
— Мы узнали, что такое координатный угол, как его построить, как нужно находить точку и записывать её координаты.
Дети слушают кого похвалит учитель.
Смотрят на № 268, некоторые дети пытаются прочитать сразу.
Записывают в дневник: № 268 (у), б.т. № 109, 110
Открывают большую тетрадь и слушают рекомендации учителя.
10. Организационное завершение урока
Урок окончен. Приготовьтесь к следующему уроку.
Дети убирают учебные принадлежности, готовятся к следующему уроку, выходят из класса на перемену.
Оформление записей в тетради учащегося.
Задачи урока определены правильно;
Все задачи реализованы;
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС, программе, теме, поставленным задачам, а также уровню развития и особенностям детей.
На уроке использовалась интерактивная доска, что позволило учителю заблаговременно подготовиться к уроку (подготовить материал для устного счёта, начертить ровно координатный угол по клеточкам), что способствовало лучшему восприятию учебного материала. Обучающие видели образец координатного угла, понимали, как найти точку с координатами. Всё это позволило наиболее полно решить образовательные задачи урока.
На уроке удалось выдержать запланированную структуру, всё было выполнено.
Деятельность на 1 и 2 этапе урока у детей сформирована до автоматизма, учитель данный метод использует постоянно;
3 этап был полностью выполнен детьми самостоятельно. Так как данный вид работы используется часто, у детей задание не вызвало затруднений.
На 4 этапе урока дети сами смогли без вопросов записать число, классная работа, тему урока и были готовы слушать учителя дальше;
на 5 этапе урока дети сами смогли построить луч, обозначить точку, активно работали по учебнику, было много хоровых ответов.
Физкультминутку дети с удовольствием самостоятельно и активно провели под музыку.
На 7 этапе прочитали сами, что такое координатный угол и некоторые сильные ученики начертили координатный угол сами, другие внимательно слушали учителя.
8 этап урока оказался для учащихся более сложным, так как впервые им приходилось находить точки на координатных осях и искать их пересечение. Этот этап урока оказался самым длительным по времени.
Учителю пришлось пройти по классу и проконтролировать правильность нахождения точки в координатном углу.
Дети, которые играли когда-то уже в игру «Морской бой» очень обрадовались такой теме урока, оживились и с лёгкостью выполняли последующие задания.
В последнем задании ( назвать точки и их координаты) многие дети допустили ошибки.
На подведении итогов дети ждали, что учитель назовёт именно его и внимательно слушали, но при объяснении домашнего задания дети стали отвлекаться, пришлось потратить много времени для сбора детей, чтоб продолжить объяснение. Возможно, дети утомились и хотели уйти на перемену.
Последний этап прошёл быстро. Дети сами стали всё убирать. Готовиться к следующему уроку, выходить из класса.
На уроке применялись приёмы активизации познавательной деятельности
учеников. Давались разнообразные задания, что способствовало преодолению природной пассивности и активному включению в учебный процесс. А так же использовалось задание на сравнение, что помогло лучше освоить и запомнить учебный материал.
На этапе усвоения новых знаний продолжалось формирование ведущих идей и понятий курса. Ученики в процессе объяснения учились по рисунку в учебнике определять места животных, что способствовало плавному переходу к изучению темы, начертили луч.
Такой подход позволил существенно повысить уровень математического
образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый
интерес к занятиям математикой.
Закрепление было организовано на поисковом уровне.
Объём и характер домашнего задания соответствовал возрастным особенностям младших школьников.
Источник
Урок математики «Координатный угол. Координатные точки» (4класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Координатный угол 4 б кл..docx
Координатный угол, координатные точки.
открытие новых знаний и способов действий
Педагогические задачи: создать условия для формирования понятия «координатный угол»; способствовать развитию умений решать арифметические задачи, строить точки с указанными координатами
познакомятся с понятиями «координатный угол», «оси координат ОХ и ОУ », «начало координат», «координаты точки»;
научатся: читать координаты данной точки; выполнять построение точки с указанными координатами
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: контролируют действия партнера
Личностные: имеют желание учиться, понимают границы собственного знания и «незнания»
Организационная структура урока
Содержание деятельности учащихся
I. Актуализация опорных знаний.
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
560 = 250 : 5 + 570 + 150 – = 310
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
560 = 250 : 5 + 510 570 + 150 – 410 = 310
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
II. Открытие нового знания, нового способа действия.
На доске заранее начерчены числовые лучи
-Что начерчено на доске? (докажите)
— Что может быть на луче?
— Прочитай название луча?
— Сейчас соединяю эти два луча и что получаю?
— Как называется такой угол, вы узнаете, открыв учебники на стр.69.
-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
-Мы можем уже сейчас сказать, что такое координатный угол? ( Это два числовых луча, исходящих из одной точки в виде угла ).
— А для чего он нужен, вы мне ответите в конце урока?
Отвечают на вопросы учителя.
-Это числовые лучи, т.к. есть начало и нет конца.
-На луче могут быть единичные отрезки – координаты.
Дети открывают учебники и читают тему.
-Изучать координатный угол.
Отвечают на вопросы учителя.
Работа по учебнику
Чтение рубрики «Обрати внимание» стр.69-70.
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.
– Волк и Заяц купили билеты на футбольный матч. В каком ряду и на каком месте будет сидеть Волк?
– В каком ряду и на каком месте будет сидеть Заяц?
– Между кем из зрителей сядет Заяц?
– Между кем сядет Волк?
– Кто будет правее Зайца?
– Кто будет левее Волка?
– Какой билет у Удава?
– Какой билет у Мартышки?
– Какой билет у Жирафа?
– Итак, для того чтобы точно описать расположение какого-нибудь предмета, его обозначают точкой и указывают координаты на координатной сетке. Сетку строят так. Выбирают точку О (начало координат) и из нее проводят под прямым углом два числовых луча – ОХ и ОУ . (Чертит.) Эти лучи образуют координатный угол. Положение любой точки определяется двумя числами: первое указывается по горизонтальной оси ОХ , а второе – по вертикальной оси ОУ . Так, расположение точки А можно описать парой чисел – 2 и 4. (Показывает.)
– Опишите парами чисел расположение остальных отмеченных точек.
– Назовите пары чисел, соответствующие вершинам каждой фигуры.
– Какое слово зашифровано на рисунке?
Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
– Во 2-м ряду на 5-м месте будет сидеть Волк.
– В 4-м ряду на 6-м месте будет сидеть Заяц.
– Между Белкой и Ежиком сядет Заяц.
– Между Лисой и Львом сядет Волк.
– Белка будет правее Зайца.
– Лев будет левее Волка.
– У Удава – 1-й ряд, 1-е место.
– У Мартышки – 1-й ряд, 3-е место.
– У Жирафа – 3-й ряд, 6-е место.
Называют координаты точек:
Записывают координаты точек:
Рис. 1. А (2; 7), В (6; 7), С (6; 3), D (2; 3).
Рис. 2. К (4; 7), Е (7; 4), М (1;0). ___________________________________
Устно называют буквы и читают получившееся слово.
– На рисунке зашифровано слово «умница»
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.
Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль действий по результату
III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Работа в тетради № 111 с тр . 34 .
— Для чего он нужен координатный угол?
Организует работу по закреплению нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.
— Сейчас мы потренирумся находить места в зрительном зале.
Отвечают на вопрос учителя.
— Для того чтобы точно описать расположение каког о-нибудь предмета указывают его координаты на координатной сетке (координатном угле).
Самостоятельная работа и взаимопроверка.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия
IV. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что называют координатным углом?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что вызвало затруднение?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя .
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оценивать уровень владения учебным действием
Выполнить: тетрадь № 112, 113,115 стр. 34- 36.
Записывают домашнее задание в тетрадь.
Выбранный для просмотра документ аннотация..docx
Аннотация к уроку «Координатный угол. Координатные точки»
Урок математики в 4 классе разработан по программе УМК «Начальная школа 21 века».
Данный урок в образовательной программе 4 класса по математике входит в раздел «Координатный угол» В данном разделе – это единственный урок.
Задачи урока: создать условия для формирования понятия «координатный угол»; способствовать развитию умений решать арифметические задачи, строить точки с указанными координатами .
Для более наглядного изучения геометрического материала использовала метод исследования. Такая модель построения урока способствует развитию интеллектуально — творческих способностей каждого ребёнка. А групповая форма деятельности учащихся позволила эффективно усвоить материал. Включены задания повышенной трудности, но, благодаря разнообразным методам работы, дети сами находили путь решения этих заданий. Использование интерактивной доски позволило как заинтересовать детей, так и закрепить изученный материал. Наглядно – демонстрационный материал сопровождал все этапы урока. На заключительном этапе урока дети продемонстрировали способность давать адекватную оценку своей деятельности.
Источник