- КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- Полезное
- Смотреть что такое «КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» в других словарях:
- Художественная реальность и художественная концепция
- Целостность издания как критерий его оценки. Художественная концепция авторского произведения и общий замысел издания. Особенности моделирования литературно- художественного издания
- Целостность издания как критерий его оценки
- Художественная концепция авторского произведения и общий замысел издания
- Концепция
- Общий замысел
- Особенности моделирования литературно-художественного издания
КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .
Полезное
Смотреть что такое «КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» в других словарях:
художественная концепция — творческий замысел Совокупность художественных составляющих бренда (изображения, позиционирования, основной идеи, темы и цветовой палитры). [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN creative… … Справочник технического переводчика
концепция — и; ж. [лат. conceptio] 1. Система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление. Научная к. Выработать концепцию. 2. Основная мысль, идея произведения, сочинения и т.п. К. статьи. Художественная к. романа. * * … Энциклопедический словарь
концепция — и; ж. (лат. conceptio) 1) Система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление. Научная конце/пция. Выработать концепцию. 2) Основная мысль, идея произведения, сочинения и т.п. Конце/пция статьи.… … Словарь многих выражений
ИДЕЯ художественная — (от греч. idea представление) воплощенная в произв. иск ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека (Концепция художественная). И. составляет ценностно идеологический аспект худож. произв. и… … Эстетика: Словарь
ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — одна из центральных категорий эстетики., раскрывающая гносеологическую специфику иск ва, П. х. не исчерпывается ни «жизнеподобием», ни верностью худож. образов «правде жизни». В достижении П. х. не меньшую роль играет худож. воображение, фантазия … Эстетика: Словарь
МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — вид интеллектуальной деятельности, направленной на созидание и восприятие произв. иск ва, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания, конечным целям, социальным функциям и способам включения в общественную… … Эстетика: Словарь
ЗАКОНЫ ЭСТЕТИКИ — существен ные связи эстетической деятельности, творческого процесса, рождающего произв. иск ва, а также 3, собственно худож. деятельности, социального бытия, функционирования, восприятия и развития иск ва, развертывания мирового худож. процесса.… … Эстетика: Словарь
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — продукт худож. творчества, в к ром в чувственно материальной форме воплощен духовно содержательный замысел его создателя художника и к рый отвечает определенным критериям эстетической ценности; осн. хранитель и источник информации в сфере худож… … Эстетика: Словарь
Изолированный мозг — Художественная концепция изолированного мозга Изолированный мозг полностью отделённый от организма мозг (или голова), который сохраняет свою работоспособность и … Википедия
Космический лифт — Художественная фантазия: вид на космический лифт, поднимающий с Земли грузы на орбитальную станцию, «космический порт» … Википедия
Источник
Художественная реальность и художественная концепция
4. Художественная реальность и художественная концепция.Художественная реальность представляет мир в его целостности. Целостность — неотъемлемое свойство художественного мира. Произведение — космос духа, художественный мир, складывающийся из художественных образов. Этот мир похож на реальный: в нем богатые тоже плачут, а бедные тоже радуются, в нем люди любят и ненавидят, рождаются и умирают, как в реальном. Пластичность не только изобразительных, но и литературных образов такова, что мы видим портреты героев и окружающие их вещи с той же очевидностью, с какой мы видим их в жизни. Перед нами предстает и художественный микромир тончайших чувств человека, и макрокосмос целой эпохи бытия человечества. Художественный мир может быть велик, сомасштабен исторической реальности. «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Толстого — это целые миры, размеры которых вселенски огромны. Однако при всем жизнеподобии художественный мир существенно отличается от мира реального обобщенностью персонажей, ситуаций, деталей и их подчиненностью единой художественной мысли, во имя которой этот вымышленный мир создается. «Вымышленное. порой не имеет аналогов в реальности, но неверно говорить о чисто субъективном. Мир иллюзий не
становится реальностью, однако не перестает быть миром, объективным универсумом, исполненным смысла и совершенства. Пусть воображаемый кентавр не скачет в действительности по настоящим лугам. но и он наделен своеобразной независимостью по отношению к вообразившему его субъекту. Это виртуальный или, пользуясь языком новейшей философии, идеальный объект» (Ортега-и-Гассет. 1991. С. 203).
Художественная реальность — система художественных образов, несущая художественную концепцию мира и личности, подчиненная этой концепции и пластически воплощающая ее. Так, художественный мир в произведенияхэкзистенциализма раскрывает принципиальное одиночество человека и абсурдность его жизни; в произведениях экспрессионизма — враждебность мира личности, сюрреализма — непостижимость и загадочность бытия. В произведениях поп-арта художественный мир — сореальность, некий параллельный действительности космос. В реализме художественный мир несет в себе идеи ответственности личности за судьбу человечества, утверждает значение культуры в переходе человека «от горизонта «я» к горизонту всех» (П. Элюар). В произведениях социалистического реализма художественный мир — это трудная современная реальность, которую человек насильственно преобразовывает во имя абстрактного будущего, обещающего быть светлым.
Художественный мир чувственно достоверен и материально насыщен. Он состоит из всех природных стихий (земли, воздуха, воды, огня), из всех предметов «первой» природы (гор, лесов, рек, морей) и «второй», рукотворной природы (зданий, мебели, вещей). В этом мире действуют человеческие характеры и из их взаимодействия складываются обстоятельства, в нем живет общество и протекает история. Однако и вещи, и природные стихии, и характеры, и обстоятельства, и сам исторический процесс — лишь обобщенные, концептуально нагруженные образы. Жизнеподобие обусловлено склонностью искусства отражать действительность в формах самой действительности. Жизнеподобие художественного мира относительно, так как во имя более четкого выражения концепции и более полного выражения эстетического отношения к изображаемому явлению даже реалистическое искусство способно заострять (например, в сатире), преувеличивать (гипербола), преуменьшать (литота), деформировать (гротеск) явления. Художественная реальность порой отступает от жизнеподобия. Однако у этих отступлений в реалистическом искусстве всегда есть мера, не позволяющая разрушать представления о действительности.
Конкретная чувственность пластических образов создает художественный мир, обладающий свойствами непосредственности, самодеятельности, незаданности, случайности, то есть, на первый взгляд, качествами самой действительности, статусом факта жизни. Однако эта незаданность
и реальность — иллюзия, ибо эта художественная реальность создается во имя выражения определенной художественной концепции мира и личности. Тем не менее воссоздание непосредственности жизни влечет за собой известную власть материала над художником и неполное соответствие замысла и результата.
Художественная концепция произведения запечатлевается в восьми пластах, каждый из которых передает определенный тип взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами.
Первый пласт («я — я» )
Первый пласт («я — я» ) — внутренние коммуникации, внутренние взаимодействия личности, определяемые противоречиями подсознания и сознания, «нецензурированного» сознания и социальных норм. Этот пласт несет философско-психологическую проблематику, раскрывает «диалектику души», передает поток сознания и показывает границы моего «я», мои отличия и сходства с другими, мое предназначение. В этом пласте произведения осуществляется художественное самосознание (осознание человеком себя как личности). Этот пласт в развернутом виде появляется лишь в романтизме.
Второй пласт («я—ты»)
Второй пласт («я—ты»)—коммуникации человека с другим человеком. Этот пласт — носитель нравственной проблематики.
Третий пласт («я —мы»)
Третий пласт («я —мы») — общение и взаимодействия личности с социальной средой (классом, нацией, народом, государством, обществом). Этот пласт в произведении носитель социально-политической и правовой проблематики.
Четвертый пласт («я — все мы»)
Четвертый пласт («я — все мы»)— отношения человека с человечеством и историей. Этот пласт — носитель философии истории, соцоиально-философских проблем.
Пятый пласт («я — всё»)
Пятый пласт («я — всё») — личность и природная среда, ее окружающая. Этот пласт — носитель естественнонаучных и натурфилософских проблем.
Источник
Целостность издания как критерий его оценки. Художественная концепция авторского произведения и общий замысел издания. Особенности моделирования литературно- художественного издания
С точки зрения редакторской оценки произведения, наиболее существенны следующие составляющие критерия художественности текста: единство содержания и формы, художественная правда, оригинальность авторской манеры, эмоциональная емкость и ассоциативное богатство, целостность.
Целостность издания как критерий его оценки
Редактор создает целостное издание. Критерий целостности изобразительного ряда определяется многими показателями. Прежде всего целостность предполагает общность художественной манеры всех иллюстраций, общность подхода к раскрытию материала: степень детализации объектов, композиционное построение каждого рисунка, гармония цветового решения. Кроме того, целостность, очевидно, предполагает некие объединяющие начала изобразительного ряда, и, следовательно, расположение иллюстраций, связь и взаимодействие их между собой необходимо использовать для обеспечения достаточно полного общего представления о содержании книги.
С точки зрения редакторской оценки произведения, наиболее существенны следующие составляющие критерия художественности текста: единство содержания и формы, художественная правда, оригинальность авторской манеры, эмоциональная емкость и ассоциативное богатство, целостность.
Важным оценочным критерием художественности является целостность восприятия образов, всего повествования. Образ возникает в сознании не как сумма отдельных элементов, а как единая поэтическая картина. Об этом писал М. Горький: «Надо, чтоб читатель воспринимал образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними, не соображал: «Как это?». О том же говорил А. П. Чехов: «Беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».
Оценивая произведение с точки зрения целостности, редактор ориентируется на чувство полноты и завершенности, которое возникает после чтения. Причем речь тут идет не о полноте и завершенности судеб героев, а о полноте и завершенности реализации замысла. Этой стороне издания уделял особое внимание А. Блок. Так, он писал о книге С. Городецкого «Русь»: она «лишена цельности. В ней нет упорства поэтической воли, того музыкального единства, которое оправдывает всякую поэтическую мысль».
Художественная концепция авторского произведения и общий замысел издания
Концепция
Издание — это произведение печати, подготовленное с целью передачи читателю содержащегося в нем литературного или изобразительного материала. Издание имеет определенную внешнюю форму, соответствующее художественное оформление и полиграфическое исполнение и установленные выходные сведения.
Элементами издания являются литературное произведение и аппарат.
Литературное произведение — это произведение письменности, имеющее общественное значение.
Концепция издания — это замысел, который связывается с конструктивным принципом подготовки произведения к печати. В концепции отражается основная точка зрения редактора на издание — его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические и полиграфические средства исполнения.
Факторы, определяющие концепцию издания: целевое и функциональное назначение, читательский адрес, характер информации, а также экономические и организационно-технические условия работы над книгой.
Разрабатывая концепцию издания, редактор мысленно связывает произведение, при необходимости с корректировкой его содержания и формы, с предполагаемым изданием, представляя в их единстве гармоничное целое. Концептуальный подход отражает понимание сущности будущей книги и реализуется как в общем планировании конкретного производственного цикла, так и в частных творческих и производственных процессах при подготовке издания.
Работая над выпуском какого-либо произведения, редактор (совместно с автором) определяет вид будущего издания и в соответствии с ними определяет оптимальную форму представления произведения: материальную конструкцию и способ печати, состав аппарата, макет художественного оформления и пр.
Редактор выбирает издание с определенными видо-типологическими характеристиками, которое максимально соответствует специфике произведения (виду литературы, жанру, рассматриваемому в нем предмету, авторскому «я») в ориентации на потребности и возможности определенной читательской группы. Для того чтобы убедиться в правильности выбора, редактор должен обосновать видо-типологические характеристики выбранного издания. Для такого обоснования требуется, во-первых, выявить специфику произведения и, во-вторых, уяснить место будущего издания в ретроспективном, текущем и перспективном книжном потоке.
Разработанная концепция позволяет рассмотреть вопрос о подготовке издания. Для подтверждения решения о публикации необходимо определить рентабельность издания, проанализировать экономическую ситуацию в издательстве, возможности имеющейся полиграфической базы, учесть творческие и производственные возможности редакционного коллектива.
Концепция конкретизирует типологические параметры предполагаемого издания, четко и полно раскрывает его замысел, задачи, общие принципы подбора и организации материала. Она должна быть разработана в достаточной степени и включать в себя реальные и достоверные параметры, которые, кроме того, должны полностью согласовываться друг с другом. Концепция всегда конкретна, она привязана к реальным читательским потребностям, к ситуации на книжном рынке, учитывает экономические и иные возможности издательства.
Самостоятельное значение имеет разработка конкретных механизмов реализации концепции (замысла издания): подбор авторов, общие вопросы организации и координирования подготовки и выпуска издания и др.
В принципе возможны следующие ситуации:
- редактор имеет дело с оформившейся концепцией, предлагаемой коллективом разработчиков;
- редактор самостоятельно разрабатывает концепцию.
Чаще всего действует первый вариант, однако это вовсе не означает, что в таком случае редактор не будет иметь отношения к концептуальным аспектам издания. Все практические вопросы редактор соотносит, сверяет с общим замыслом.
Для редактора важно детально разобраться в существе предлагаемой концепции, выявить основные составляющие замысла будущего издания. Прежде всего необходимо уяснить общие принципы подбора и систематизации материала, что станет основанием для определения конкретных методов подготовки издания. Важно учитывать в том числе и прагматический аспект: работа с материалом, «погружение» в него потребует принятия конкретных решений на всех уровнях (словника, предметно-тематической группы статей, отдельной статьи или какого-либо ее элемента и др.). Анализируя концепцию будущего издания, редактор идет по своеобразной спирали, которая разворачивается от самых общих характеристик (целевое назначение и читательский адрес) до самых конкретных (расположение элементов статьи друг относительно друга, система выделений, помет, сокращений); будущее издание приобретает при этом все более определенные черты.
Находят конкретизацию и самые общие, ключевые типологические параметры. Так, в период планирования издания необходимо четко определить характер читательской аудитории, ее образовательный уровень, особенности профессиональной подготовки и возможные запросы. Это позволит уточнить профиль издания, отобрать материал, имеющий прямое отношение к его теме и назначению, оптимально организовать материал и справочный аппарат, решить вопросы иллюстрирования и т.д.
Таким образом, центральный момент в разработке концепции — максимально четкое определение целевого и читательского назначения издания с последующей их конкретизацией.
Таким образом, все аспекты концепции взаимосвязаны, ни один из них не может рассматриваться изолированно от других.
Общий замысел
Выход в свет издания художественной литературы, как и любого издания, обусловлен объективной общественной потребностью, общественным интересом, объектом которого могут быть: вся совокупность произведений этого вида литературы (музыки, изобразительного искусства), т.е. мировая художественная литература, национальная литература в целом, все или часть творчества одного или нескольких писателей, одно конкретное произведение, отрывок из одного или нескольких произведений одного или нескольких авторов. Каждый такой объект может быть представлен читателю в виде издания, и каждое издание будет иметь соответствующий этому объекту общий замысел.
Общий замысел любого издания правомерно определить как «книжный» способ (т.е. процесс и преходящий промежуточный результат) удовлетворения и средство формирования объективного общественного интереса к тому или иному явлению литературы, музыки, искусства.
Трудно вообразить и не существует в издательской практике единое издание, общим замыслом которого было бы удовлетворение общественного интереса ко всей мировой литературе или любой национальной литературе. Но совокупность всех когда-либо и где-либо разрозненно и в разное время выходивших изданий реализует этот замысел. Наоборот, нетрудно представить себе и назвать примеры изданий, общий замысел которых заключался бы в том, чтобы представить с той или иной степенью полноты творчество одного писателя или часть его творчества, или часть творчества нескольких авторов, или одно произведение, или отрывки из произведений одного или нескольких авторов.
Естественная и объективная дифференциация издательских способов удовлетворения общественного интереса к различным явлениям художественной литературы позволяет и все издания разделить на несколько видов по критерию общего замысла: собрание сочинений, сборник, отдельное издание одного произведения .
Любое конкретное издание произведений любого вида литературы по критерию общего замысла представляет собой издание одного из перечисленных видов.
Общий замысел собрания сочинений — отражение творчества автора в целом с полнотой, достаточной для характеристики его творчества. Общий замысел сборника — отражение части творчества одного или нескольких авторов, выделенной по тому или иному признаку. Общий замысел третьего вида издания в особом определении не нуждается.
Издание идентифицируется как собрание сочинений не по количеству произведений, а по принципу их отбора в соответствии с общим замыслом. В любое собрание сочинений войдут произведения в количестве, исчерпывающем, полном или достаточном для отражения творчества автора в целом — во всех видах, родах, жанрах литературы и музыки. Примечательно, что в мировой издательской практике отсутствуют собрания изобразительных произведений (точнее, репродукций) одного художника. Изобразительное искусство представлено изданиями сборников (авторских и коллективных).
Как правило, изданию собрания сочинений предшествуют издания сборников и моноизданий, которые как бы готовят культурный контекст для включения в него всего творчества автора.
Вид издания не зависит от количества томов. Есть однотомные собрания сочинений, например, Полное собрание сочинений А.С. Пушкина в одном томе (1949 и 1984); многотомным может быть авторский или коллективный сборник, отдельное издание одного произведения.
Собрания сочинений характерны для эпохи книгопечатания. В рукописной традиции преобладали сборники и отдельные произведения. Первыми собраниями сочинений можно считать издания античных классиков, выпущенные в 1495-1500 гг. итальянским первопечатником Альдом Мануцием и подготовленные по рукописным источникам филологами организованной им так называемой «Новой академии». Одним из первых в английской традиции собраний сочинений считается издание «Комедии, трагедии и хроники Уильяма Шекспира» (1632).
Первыми отечественными собраниями сочинений можно считать Собрание разных сочинений в стихах и прозе . Михаила Васильевича Ломоносова. Кн. 1. СПб., 1754; Сочинения как стихами, так и прозою Василия Тредиаковского. Т. 1-2. СПб., 1752; Собрание разных сочинений в стихах и прозе . Михаила Васильевича Ломоносова. 2-е изд. С прибавлениями. Кн. 1-2. М., 1757-1759; Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе Александра Сумарокова. Ч. 1-10. СПб.: Н.И. Новиков, 1781-1782; Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова, с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде еще не напечатанных творений. Т. 1-4. СПб.: Иждивением Имп. Акад. Наук, 1784-1787.
Появление собраний сочинений свидетельствует о высоком уровне развития национального самосознания, филологической науки и книжной культуры.
Сборник как вид издания дает наибольшее количество подвидов, ибо его общий замысел (отражение части творчества) может быть ограничен литературоведческой и издательской задачей, в соответствии с которой часть творческого наследия одного или нескольких авторов выделяется по какому-то определенному признаку.
Две основные группы, на которые делятся сборники, — это авторские сборники и коллективные сборники . Авторские сборники могут быть жанровые, хронологические, тематические, жанрово-хронологические и др. Коллективные могут составляться не только по этим признакам, но и по многим другим: географическому, национальному, по признаку принадлежности авторов к одному литературному течению, школе, литературной группе, общественно-политической группировке и т.п.
Исторически сложились и существуют в книжной практике такие подвиды коллективных сборников, как альманах, антология, хрестоматия.
Альманах — это исторически сложившаяся разновидность коллективного сборника. Название пошло от арабского al manach (календарь), распространенного вида арабской рукописной книги, содержавшей астрономические и астрологические сведения. Альманахи получили широкое распространение в европейской книжной культуре. Именно календари-альманахи первыми перешли из рукописной традиции в печатную. Одно из первых произведений печатного станка — гутенберговский «Астрономический календарь», датируемый 1447 г. Постепенно календарное содержание альманахов расширяется сведениями по истории, политике, литературе, нумизматике, торговле. В 1454 г. И. Гутенберг напечатал «Турецкий календарь», содержавший не столько календарные, сколько религиозно-политические призывы к христианскому миру против турок (в 1453 г. Византия пала под натиском Оттоманской империи).
В XVI — XVII вв. альманахи-календари разделяются на собственно календари и альманахи. Последние развиваются далее как литературно-художественные сборники, представляющие либо периодичные, либо одноразовые издания. Первые литературные альманахи появились во Франции («Альманах муз». Париж, 1764-1883), в России — в конце XVIII в. В пушкинские времена альманахи стали настолько излюбленной формой публикации литературных новинок, что В.Г. Белинский назвал этот период в истории русской литературы «альманашным». Во второй половине XIX в. альманахи уступили место «толстым» журналам и возродились в начале XX в. Альманахи прочно удерживаются и в современном книжном деле.
Основные видовые признаки альманаха — множественность авторов и произведений разных видов литературы, разных, но малых жанров (или относительно самостоятельных фрагментов произведений больших жанров), абсолютная или относительная новизна включенного в альманах произведения, изысканность художественно-полиграфического оформления. Нередко для красоты и покупательской мотивации альманахом называют просто коллективный жанровый сборник — «Альманах зарубежной фантастики».
Антология (от греч. anthologia, букв. — собрание цветов) — разновидность коллективного сборника, чаще всего поэтических произведений. Составителем первой греческой антологии «Венок» считается поэт Мелеагр (60 г. до н.э.). Своеобразными антологиями были древнерусские «Изборники». Антологии духовных поэтических текстов были распространены в православной рукописной и печатной книжной культуре (например, «Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых», 1903 и 1909). В светской литературе нового времени антологиями назывались сборники античных поэтических текстов, а затем стихов, написанных в подражание античным поэтам.
С конца XIX в. антологии чаще всего составлялись как своды той или иной национальной поэтической культуры, представленной лучшими именами и избранными произведениями. Среди классических антологий можно назвать: «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней в переводе русских поэтов» (под ред. В.Я. Брюсова, 1916); «Русская поэзия XX века» (сост. И.С. Ежов и Е.И. Шамурин, 1925). Широко издавались антологии национальной поэзии в серии «Библиотека поэта», а также антологии поэзии практически всех времен и народов в русском переводе, жанровые поэтические антологии, например «Парнас. Антология античной лирики» (1980), «Русский сонет 18 — нач. 19 в.» (1983), «Русский романс» (1987), «Венок сонетов: Антология» (1993). В современном книгоиздании слово «антология» используется в названиях изданий, которые, строго говоря, антологиями не являются: «Антология педагогической мысли России XVIII в.» (1985), «Антология современной фотографии» (1986-1987).
Хрестоматия (греч. chrestomatheia, от chrestos — хороший, полезный и mantano — изучаю) — исторически сложившаяся разновидность коллективного сборника учебного предназначения. Содержит полные тексты произведений или фрагменты, систематизированные в последовательности их изучения по программе учебного курса. Тексты в хрестоматии составляют или расширяют источниковую базу учебной дисциплины. Для гуманитарных наук история их объекта и история знания об этом объекте, фиксированные в текстах, являются актуальной составляющей развивающегося содержания науки (таковы философия, история, психология, обществоведение, языкознание, литературоведение, книговедение и др.). Поэтому такие дисциплины особенно оснащены хрестоматиями. Обычно хрестоматии имеют сопроводительный аппарат научно-популярного характера (предисловие от составителей, общая вступительная статья, небольшие вводные статьи к каждому тексту, комментарии для адекватного понимания деталей текста, указатели для удобства навигации по изданию).
Очень часто на титульных листах многотомных и однотомных изданий можно увидеть обозначения: «Избранное», «Избранные произведения», «Сочинения», в которых, однако, нет типологической определенности. Если общий замысел такого издания — отражение творчества автора в целом, но на избранном составе произведений, особенно ярко характеризующих все стороны творческой деятельности автора, — это собрание избранных сочинений.
Если «Избранное» отражает только часть всего творческого наследия или отдельные этапы литературной деятельности автора, то это будет сборник избранных произведений.
Следствием видовой принадлежности того или иного издания является состав авторских текстов. Но именно следствием, а не критерием. Для того чтобы правильно определить, к какому виду отнести то или иное издание художественной литературы, например издание произведений одного автора, нужно представить себе общий объем его творческого наследия и исходя из этого по составу вошедших в издание произведений определить общий замысел, который является критерием вида издания. Если это сборник, то его видовая идентификация тоже требует умения адекватно оценить принципы отбора произведений в соответствии с общим замыслом издания.
Общий замысел — это конкретно-историческая категория и объективный критерий вида книжного издания. Таковым он является и для изданий произведений всех других видов литературы. Однако типологические черты каждого конкретного вида литературы детерминируют видовые характеристики и названия видов, отличные от названий видов издания произведений художественной литературы. Например, отдельное издание одного произведения научной литературы называется монографией; учебной литературы — учебником или учебным пособием; колоссальный коллективный сборник в справочной литературе называется энциклопедией — универсальной или отраслевой, энциклопедическим словарем.
Неразработанность типологии литературы по уровню жанровой структуры приводит и к неразработанности системы видов издания.
Особенности моделирования литературно-художественного издания
Формирование массива изданий состоит из различных процессов, которые определяются спецификой издаваемой литературы. Так, издание классических произведений, переиздание лучших произведений современных писателей осуществляется многими издательствами и включает разработку концепции издания: отбор произведений, моделирование издания, работу над иллюстрациями и аппаратом.
На основе концепции, с учетом специфики литературного произведения разрабатывается модель издания.
Общая, принципиальная модель издания должна включать наиболее значимые и обобщенные признаки издания, необходимые для того, чтобы вскрыть его сущность. К таким признакам, которые можно считать необходимыми и достаточными, следует отнести функциональное назначение , читательский адрес , характер информации и конструкцию . Конечно, на практике характеристика конкретного издания не ограничивается только перечисленными признаками, и это нужно учитывать при редакторской подготовке каждого издания в отдельности. Что касается общей модели, она предложена как один из результатов научного исследования, проведенного Книжной палатой.
До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию изданий (книги). Существует несколько вариантов типологических моделей, отдельные из которых представляют собой определенную знаковую систему (схему, таблицу и т.п.), составленную из научных категорий и понятий, в своем единстве отражающих социальную сущность книги как способа информационного общения. Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. Гречихина . Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании — на уровне свойств, существенных признаков, объединяющих это реальное многообразие. Все последующие систематические категории в направлении от абстрактного к конкретному (от самого верхнего к самому нижнему) должны быть богаче по содержанию и меньше по объему.
Вид книги является единичной научной категорией, которая определяет нижний предел систематизации. Вид отражает только книги-индивиды и их свойства, которые не подвергаются дальнейшему логическому делению. Такова одна точка зрения.
Согласно другой позиции, на которой стоит Книжная палата, на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания, о чем уже было сказано в начале раздела. Используется понятие и типа издания, который обозначает самый низкий предел систематизации. Тип издания рассматривается как конкретная модель издания, единичное типичное явление, отдельное издание в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.
Различные признаки имеют разную значимость в формировании типовой модели. Наиболее существенные признаки позволяют создать четкую, определенную модель типа издания. Вторичные признаки могут не оказывать особо заметного влияния на изменение типа издания.
Чтобы сформировать модель типа издания, входящего в видовую группу изданий, нужно определить возможно большее число его признаков, которые должны выйти в модель. Основываясь на примере из «Типологии изданий», возьмем вид справочных изданий. В его составе тип издания должен иметь как минимум такие признаки: функциональное назначение издания — справочное, научно-популярное, читательский адрес — массовый читатель, характер информации — универсальный энциклопедический словарь, алфавитный, с предметным и именным указателями, конструкция — иллюстрированный, однокрасочный, высокая печать, однотомный, переплет стандартный и т.д. Если в модели этого типа изменить хотя бы некоторые существенные признаки (например, функциональным изменением будет справочное, научное издание и читателями — специалисты), мы получим другой тип издания. Так обстоит дело со вторым подходом к типологии изданий.
По третьему варианту, автором которого является Н.П. Лавров, систематизация изданий и их типизация основываются на понятии типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям в целевом назначении и характере информации.
Из трех названных и отчасти рассмотренных концепций в практике издательского дела и редактирования имеет распространение и используется типология книжной палаты. Издания, их основные виды, а также термины и определения представлены в ГОСТ 7.60-90. Стандарт дает определение только видов изданий и не имеет в своем составе термина «тип издания».
21.05.2017, 3853 просмотра.
Источник