Что такое концепт-кар?
Очень часто можно услышать или прочитать, как многие говорят «концепт», «концепт-кар», «концептуальный автомобиль». А что это значит? Разберемся в данной статье.
Концепт-кар или концептуальный автомобиль это уникальный автомобиль, созданный автопроизводителем, для того, чтобы продемонстрировать новый стиль в дизайне или новые технологии. Концепты часто показывают на международных авто салонах для того, что бы оценить реакцию потенциальных потребителей на новые радикальные проекты, которые могут пойти в серийное производство.
Харли Эрл — дизайнер General Motors, которому часто приписывают изобретение концепт-кара, много сделал для его популяризации через своё передвижное шоу Motorama в 1950-х годах.
Концепт-кар никогда не отправляется непосредственно в производство, в наше время он подвергается множеству изменений, прежде чем проект будет завершен, ради практичности, безопасности и стоимости.
Концепт-кар часто имеет радикальные инновации в дизайне или двигателе. Некоторые из них созданы из нетрадиционных экзотических или дорогих материалов, как например бумага или углеродное волокно, или сверхлёгкие сплавы. Другие имеют двери, открывающиеся вверх или, например, шесть колёс. Из-за таких непрактичных или убыточных вещей многие концепты так и не выходят за рамки макетов или даже простых компьютерных набросков. Более традиционные модели могут быть собраны в полный размер и в рабочем состоянии. Большинство концепт-каров располагаются где-то по середине и не представляют собой конечный продукт. Очень малая часть концептов, представленных на выставках, могут передвигаться быстрее 20 км/ч. Статичные макеты, как правило, сделаны из воска, глины, металла, стекловолокна, пластика, либо комбинации этих материалов.
Когда срок полезного использования концептуального автомобиля заканчивается, он, как правило, уничтожается. Некоторые могут быть сохранены в музее компании или спрятаны на складе. Есть и уникальные случаи, когда спустя десятилетия концепт получал вторую жизнь в каком-нибудь кинофильме, как например Lincoln Futura 1954 года стал Batmobile в 1966 году.
Источник
Концепт-кар
Концепт-кар (англ. concept — идея, car — автомобиль ) — прототип будущего автомобиля, предназначенный для демонстрации нового стиля, нового дизайна и технологии. Их часто выставляют на автошоу для проверки реакции зрителей, а уже по ней определяется будущее тех или иных решений. Создание первого концепт-кара приписывается дизайнеру General Motors Харли Эрлу (англ. Harley Earl ).
Концепт-кары практически никогда не идут в производство, а способствуют созданию и поддержанию образа той или иной марки, подготавливают общественное мнение к радикальным изменениям в дизайне или технической составляющей, устанавливают своего рода задел для стимулирования будущих исследований и разработок. [1]
Содержание
Дизайн
Каждый концепт-кар является своего рода произведением искусства. Внешний вид должен доставлять эстетическое удовольствие и передавать дух марки. [2] Концепт-кары часто предлагают революционные решения в дизайне или устройстве двигателя. В некоторых используют нетрадиционные, экзотические или дорогие материалы, начиная от бумаги до углеродного волокна и необычных сплавов. Другие имеют необыкновенный экстерьер, например, дверь в стиле «крыло чайки», 3 или 6 (или более) колес, необычные возможности, которых нет на серийных автомобилях. Из-за многих непрактичных или невыгодных находок, концепт-кары часто так и остаются макетами или даже компьютерными чертежами. Другие, более жизнеспособные модели, могут стать полностью функциональными, с двигателем, трансмиссией и т. д. Большинство концептов так и не превращается в конечный продукт. Недействующие макеты, как правило, сделаны из воска , глины , металла, стекловолокна, пластика или различных сочетаний всего вышеперечисленного. Как только необходимость в концепте отпадает, он уничтожается. Но многие сохраняются — или в музее компании, или спрятаны в хранилище. Один неиспользуемый, но работоспособный концепт, хранившийся в Северном Голливуде, штат Калифорния, Lincoln Futura (1954), стал автомобилем Бэтмена в одноименном фильме компании ABC в 1966 году.
Источник
Концепт-кары — мечта на колесах.
Они слишком прекрасны, чтобы ездить по городским улицам. А также слишком дороги и чересчур уникальны. Концепт-кары — мечта на колесах, которую вы вряд ли встретите на ближайшем перекрестке. При слове «концепт-кар» воображение тут же услужливо рисует нечто футуристическое. Однако откуда же взялось это слово?
Американский гигант General Motors в начале эры создания концепт-каров использовал термин «экспериментал» (Experimental), затем «дрим-кар» (Dream-car). Ford придерживался этого же названия, а вот Crysler предпочитал именовать их «идея-кар» (Idea-car). Итальянцы слегка высокомерно говорят «студио» (Studio), а есть еще более высокопарное итальянское обозначение — «прототип». Есть и общеупотребительное название — «шоу-кар» (Show-car).
Gm-press.com попробует классифицировать этот набор концепт-каров?
Дрим-кар — пусть будет лишь плод мечтаний, как, например, Lincoln Futura Batmobil.
Lincoln Futura Batmobil
Или автомобиль, о котором можно только мечтать — уж слишком он технологичен для серийного производства, как Opel Monza. Концепт-карами назовем образцы с реальным материальным воплощением, которые, возможно, однажды станут основой серийного автомобиля — как гениальная Lancia Megagamma от Джуджаро. Идея-кар обычно имеет минимум одну инновационную дизайнерскую находку, как экстравагантные хвостовые плавники у модели Crysler Dart от Ghia. Понятие «студио» в переводе означает «исследование» и в действительности является размышлением дизайнеров на тему формы, например Ferarri Modulo Pininfarina.
Ferarri Modulo Pininfarina
Ну а термин «прототип» подразумевает уже экспериментальные образцы, которые после доработки будут запущены в серийное производство, — Lamborgini Countach от Нуччо Бертоне.
Lamborgini Countach от Нуччо Бертоне.
Что же касается понятия «шоу-кар», то оно является собирательным для всех выше обозначенных автомобилей — главное, чтобы они были представлены широкой публике (ведь далеко не все супер автомобили «идут в народ»). Конечно, не стоит принимать нашу шутливую классификацию суперкаров всерьез. Верно лишь одно: это всегда единственные в своем роде машины, которые не предназначены для езды по улицам и которые нельзя купить. Именно невозможность покупки отличает их от итальянских автомобилей Fuori, что соответствует английскому понятию one off и русскому «эксклюзивный, единственный в своем роде». Все они сделаны в одном экземпляре на заказ, как знаменитая Maserati 5000 для персидского шаха.
Maserati 5000 сделанная в единственномэкземпляре для персидского шаха
Эту модель сегодня часто выставляют на автосалонах и конкурсах — «авто на заказ» переживает сейчас свое второе рождение. И на них можно ездить! А вот участь суперкаров после выставки печальна: их ждет пожизненное заключение на складе или утилизация. Только редкие подлинные шедевры попадают в музеи или навсегда остаются в статусе шоу-каров — по сути, мертворожденных автомобилей.
Основатель концепт каров Харли Эрл.
Создателем направления one off считается великий Харли Эрл, легендарный американский автомобильный дизайнер. Харли был родом из Голливуда и хорошо знал законы, по которым работает шоу-бизнес. Когда в 1927 году он поступил на службу в General Motors, это была примитивная организация, следующая принципу «Сделай и продай». Дизайн был совсем не в чести, но Эрл сделал все, чтобы переломить ситуацию, используя для этого и возможности PR, и прямые звонки президенту компании. После премьеры в нью-йоркском отеле Waldorf Astoria знаменитое шоу GM Motorama отправилось на гастроли по США и собрало почти миллион зрителей! На нем помимо обновленных коллекций всех серий GM публике демонстрировали еще и фантастические концепт-кары.
Они были нужны Эрлу по трем причинам. Во-первых, он проверял реакцию публики на будущие дизайнерские находки: одна-единственная ошибка могла стоить ему места. Во-вторых, он морально готовил общественность к цветам и формам будущих серий. Это было важно, так как GM работал медленно, целых два года уходило на разработку новой модели, хотя дизайн был готов уже через 12 месяцев. И, в-третьих, Харли Эрл привлекал общественное внимание к собственной персоне и к своей команде, что делало его незаменимым для бизнеса. С тех пор технологии привлечения внимания практически не изменились. Харви Эрл садился в концепт-кар и ехал в загородный клуб, чтобы произвести впечатление на местных богачей. И это срабатывало.
Buick Y-Job, считающийся первым в мире концепт-каром, воплотил мечту Эрла о плоском горизонтальном автомобиле.
Первый концепт-кар Buick Y-Job
Приземистый родстер имел низкую посадку на маленьких колесах, иначе высокий мужчина с трудом поместился бы в салоне. Buick Le Sabre 1951 года рекламировал, наверное, самое знаменитое изобретение Эрла Харли — панорамное ветровое стекло, ставшее неотъемлемым элементом модных автомобилей 1950-х — or Cadillac Sedanet до Opel Kapitan и Fiat 1100.
Итальянские студии Bertone, Ghia и Pininfarina рассматривали концепт-кары прежде всего как рекламу, привлекающую заказы. В демократической послевоенной Европе стало ясно, что рынок авто по спецзаказу будет становиться все меньше и меньше, поэтому будущее мастерских должно быть подстраховано комбинацией из дизайнерских идей и серийного производства. Три главных автошоу в Турине, Женеве и Париже стали в 1950-е годы чем-то вроде недели высокой автомобильной моды. Весь мир обсуждал линии Pininfarina наравне с нью-лук от Диора! Конкуренция между туринскими законодателями автомобильной моды была тогда очень высока.
«Смело, радикально, экстравагантно» — знаменитый конструктор Нуччо Бертоне предоставил своим дизайнерам полную свободу действий. Три модели Berlinetta Aerodinamica Tecnica от Франко Скалионе стали, возможно, самым восхитительным воплощением скорости в форме автомобиля, свидетельствуя о невероятном мастерстве, способном превратить лист жести в великолепный трехмерный объект. Благодаря этой способности Бертоне удалось получить свой первый большой заказ — серийное производство Giuliette Sprint.
Более элегантный и осторожный «кутюрье» Пининфарина получил тогда заказ на версию родстера. Опытному и именитому мастеру понадобилась целая вечность, прежде чем дизайнерская задумка была запущена в серию. Представленная им в 1956 году модель Super Flow 3000 имела форму космической ракеты. Однако прошло еще десять лет, прежде чем был выпущен новый Alfa Spider.
Разработка Super Flow 3000,прошло 10 лет и появился Alfa Spider
В 1966 году обтекаемая форма под названием Super Flow все еще считалась привлекательной, но уже не была перспективной. Год спустя дизайнер студии Bertone Марчелло Гандини шокировал общественность новой клиновидной формой Alfa Romeo Carabo, в то время как студия Pininfarina проповедовала тип кузова фастбэк в модели ВМС 1800. Как видим, сделать концепт-кар не всегда означает предсказать будущее автомобильной промышленности. А вот в особо удачных случаях получается даже спровоцировать изменение социально-культурной парадигмы (такова сила воздействия четырехколесных красавцев на нас, их поклонников).
Название модели Kar-a-sutra архитектора Марио Беллини говорит само за себя. Платонический плод сексуальной революции, совместное детище Citroen, Pirelli и мебельного производителя Cassini будто бы специально создано для выставки в музее МоМА 1972 года. Это мобильное воплощение идеи Беллини о поп-архитектуре на колесах, в котором пассажиры-жители сами становятся арт-объектом.
Прикольный автомобиль Kar-a-sutra
Поднимающаяся крыша ломает стереотипное противопоставление жилья и автомобиля и открывает автопромышленности новые горизонты, представляя автомобиль как пространство для жизни.Прямого наследника у этой идеи не было, но не являются ли все авто с одно объемной бескупонной компоновкой (такие, как выпускаемый и сегодня минивэн Renault Espace) потомками Камасутры из Kar-a-sutra?
Постмодернистский автомобиль часто притворяется классикой. Так, выпущенное в 2013 году импозантное Concept Coupe от Volvo с удовольствием заимствует не только форму, но и многие дизайнерские элементы у Volvo Р 1800 Coupe 1959 года. Современные концепт-кары редко уделяют внимание внутренней отделке салона и сосредотачиваются на внешнем облике — таковы традиционные стратегии PR.
Спортивный автомобиль BMW Gina Light Vision — шедевр Криса Бэнгла с игрой выпукло-вогнутых поверхностей корпуса и бесшовной внешней текстильной обшивкой, натянутой на двигающуюся подструктуру и морщащейся при открывании дверей или включении фар.
BMW Gina Light Vision
Столь же фантастичен на вид и концепт Toyota Fun Vii, облицовка которого служит экраном для проекции различных изображений. Пассажиры уже не важны — автомобиль живет своей собственной жизнью, автономной и виртуальной.
Еще один Bmw, концепт i3, предсказал форму электромобиля как соединение двух структур: защитной конструкции из карбона и легкой поверхности из пластика. Получился своего рода панорамный архитектурный объект, который в серии, к сожалению, вышел сильно видоизмененным. Кстати, серийная модель i3 привлекает внимание к следующей дилемме: почему концепт-кары должны выглядеть лучше, чем их прямые серийные потомки?
Было бы разумнее поступить наоборот. Топ-модель среди простых легковых автомобилей Seat Leon SC взяла за основу показанный за три года до серийного выпуска концепт-кар Seat IBE. И, наконец, третий, самый важный сегодня аргумент Харли Эрла: современные дизайнеры не обращают внимания на сложности серийного производства и пожелания клиентов, а зачастую воспринимают концепт-кар как произведение искусства и площадку для проекции собственного тщеславного эго.
Источник