Что значит контингент испытуемых

Контингент испытуемых и методики исследования.

Наш контингент испытуемых это ученики старших классов школы. Мы применим к ним ряд методов, с помощью которых выявим факторы, влияющие на выбор профессии.

Среди основных методов исследования выделяют такие как анкетирование, тестирование и беседа.

Анкетирование – это эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету. Материал анкетирования подвергается качественной и количественной обработке. Анкетирование может быть как групповым, так и индивидуальным. [13]

Беседа – это широко распространенный в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося, при этом своим поведением, мимикой, жестами, вопросами воздействует на учащегося обуславливая ту или иную степень открытости и доверия или недоверия испытуемого. [13]

Тестирование – это психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностей особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах. [13]

Апробированные тесты, обладающие высокой надёжностью и валидностью, включающие стандартизированные правила проведения тестирования и обработки, интерпретации полученных данных, могут применяться педагогами, школьными психологами после предварительного обучения и овладения тестовыми методиками.

В этой работе мы применим тест: «Определение индекса групповой сплочённости СИШОР» (см. приложение) и самостоятельно подготовленную анкету, направленную на выявление факторов влияющих на выбор профессии.

С помощью теста «СИШОР» мы выявим, насколько сплочен коллектив.

Групповая сплочённость – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции класса, его сплочение в единое целое, — можно определить не только путём расчёта соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). [2]

С помощью ряда вопросов анкеты (см. приложение) мы выявим факторы, влияющие на выбор профессии. Узнаем, какие факторы в большей или меньшей степени влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников.

В данной главе мы рассмотрим получившиеся результаты, проанализируем их и сделаем выводы.

Рассмотрим результаты теста на «Определение индекса групповой сплочённости СИШОР» представленные в таблице №1.

Источник

Характеристика контингента испытуемых

По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростных способностей, так, как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.

Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости. Но не только сложные психические процессы приобретают новый вид в этот период жизни человека, но и происходит существенная перестройка всего организма подростка. [15]

Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину у мальчиков в 14-15 лет. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других.

Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость. [8]

Самый важный факт физического развития подростка — половое созревание, в 12 лет происходит прибавка роста около 6-10 см в год. Масса тела возрастает на 4-6 кг, а окружность грудной клетки увеличивается на 3-5 см, увеличение роста и массы тела в период от 12 до 16 лет составляет 25-30 см и 25-40 кг. Всё это учитель физической культуры должен принимать во внимание в практике проведения уроков, тренировок, соревнований и других спортивных мероприятий. [13]

Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений. Согласованность двигательных и вегетативных функций у детей 12-15 лет ещё не достигает своего совершенства. Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения на развитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высоким результатам в упражнениях скоростного характера. На этапе предварительной подготовки в работе с юными футболистами целесообразно использовать комплекс средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, укрепление здоровья и гармоническое развитие, овладение разнообразными навыками и умениями, обучение начальным основам техники и тактики футбола.

Задачи физической подготовки в это время состоят, прежде всего, в формировании двигательной функции юных футболистов, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание надо уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества.[17]

Следует подчеркнуть, что на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации быстрота воспитывается в тесной связи с ловкостью, что создает необходимую основу для успешного овладения рациональной техникой передвижения. В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным ростом быстроты движений, а в возрасте 12-14 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной силы.

Поэтому при воспитании быстроты надо стремиться к максимальному увеличению темпа бега и частоты движений, не требующих больших мышечных усилий. Предпочтение следует отдавать естественным движениям. Неоценимую помощь могут оказать спортивные и подвижные игры, упражнения, выполняемые в игровой форме, в форме соревнований.

Выполнение игровых упражнений заставляет юных футболистов проявлять максимум усилий для достижения победы. Игровой материал должен занимать до 50% общего времени занятий. Каждое упражнение выполняется кратковременно (10-15 секунд), в виде нескольких серий, интервал отдыха 2-3 мин. Важное значение имеет повторный бег с максимальной скоростью, выполняемый в виде эстафет на отрезках до 20 м. Кроме эстафет рекомендуется включать в занятия контрольные упражнения в беге на 10-15 м. Для развития сложной двигательной реакции и частоты движений следует широко использовать скоростные упражнения из различных стартовых положений, с изменением направления бега, по разнообразным зрительным сигналам. Это дает возможность избирательно реагировать с ответным действием на каждый из сигналов, моделируя сложные ситуации, возникающие в процессе игры. [36]

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Контингент испытуемых и методики исследования

Теоретический анализ и обобщение литературных источников позволили нам выдвинуть предположение о том, что школьная дезадаптация подростков приобретает свою специфику в зависимости от типа личностной направленности.

Полученные теоретические обобщения определили следующие задачи эмпирического исследования:

изучить проявления школьной дезадаптации в подростковом возрасте и выявить ее взаимосвязь с различными психологическими особенностями;

описать и проанализировать индивидуально-типические особенности школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа личностной направленности;

разработать методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации в зависимости от специфики ее проявления у подростков с разным типом личностной направленности для родителей и педагогов;

разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности.

В качестве гипотез выступили предположения:

1. Школьная дезадаптация подростков приобретает специфические особенности в зависимости от типа личностной направленности.

2. Сочетание школьной дезадаптации и типа личностной направленности дает индивидуально-типические особенности подростков — дезадаптантов.

Эмпирическое исследование проводилось в течение 2009 — 2010 гг. на базе МОУ «Кадуйская средняя общеобразовательная школа №1, №3» и МОУ «Мазская средняя общеобразовательная школа».

Исследование включало ряд этапов.

На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы, выявлялась психологическая сущность и особенности проявления школьной дезадаптации у подростков.

На втором этапе проводился анализ взаимосвязей школьной дезадаптации с различными параметрами, изучались и составлялись психологические характеристики индивидуально-типических особенностей проявления школьной дезадаптации у подростков.

На третьем этапе шла разработка методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации в зависимости от особенностей ее проявления у подростков с разным типом личностной направленности.

В исследовании приняли участие 217 человек, из них 106 подростков (59 мальчиков и 47 девочек), 106 родителей, 5 учителей.

В качестве методов исследования выступали: метод экспертных оценок, метод опроса, тестирование, констатирующий эксперимент, математико-статистические методы обработки исследования.

На первом этапе необходимо было изучить реальную картину распространенности школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Для этого 5 учителей заполнили методику «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О. В.) (см. прил.1) на каждого ребенка своего класса. Это позволило выявить зону адаптации каждого подростка к школе. Аналогичную методику заполняли родители на своего ребенка. По результатам данной методики в дальнейшем исследовании приняли участие 82 ученика, адаптация/дезадаптация, которых была отмечена как учителями, так и родителями.

В ходе изучения особенностей школьной дезадаптации в подростковом возрасте использовались следующие методики:

определение направленности личности (ориентационная анкета), позволяющая выявить тип личностной направленности у подростка (см. прил.2);

методика социометрических измерений (социометрия), позволяющая диагностировать межличностные отношения в классе (см. прил.3);

шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлова) (см. прил.4);

тест опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова) (см. прил.5);

методика «Что значит познать себя?» (по А.И. Красило) (см. прил.6);

диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой (В.Г. Маралов) (см. прил.7);

опросник В.Г. Маралова для учителей по выявлению типов социальной активности, социальной реактивности детей младшего школьного возраста (см. прил.8).

Представим описание используемых диагностических процедур.

Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О. В.).

Цель: изучение социально-психологической адаптации ребенка к школе. Бланк заполняется родителями (описание методики представлено в Приложении 1) [50].

В методике представлены 6 шкал, отражающих уровень адаптированности ребенка к школе:

I шкала «Успешность выполнения заданий»;

II шкала «Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий»;

III шкала «Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий»;

IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу»;

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»;

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребенка».

Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Опубликованная Б. Басом). (описание методики представлено в Приложении 2) [36]

Цель: определение личностной направленности.

Подросткам предлагалось ответить на 27 вопросов.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Методика социометрических измерений (социометрия)[7]

Цель: изучение межличностных отношений в классе.

Подросткам предлагалось при ответе на вопросы указать фамилии своих одноклассников, в адрес которых они сделали свой выбор (описание методики представлено в Приложении 3)

С помощью данной методики были выявлены социометрические статусы подростков в классных коллективах.

Тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова)[46]

Цель: выявление родительского отношения к детям.

Родителям предлагалось отвечать на вопросы, выразить свое согласие (1 балл) или несогласие с предложенными положениями (0 баллов), баллы суммировались. По результатам методики выявлялись 2 шкалы: «симбиоза» и «контроля», позволяющие выделить различные типы отношения родителей к детям в зависимости от сочетания уровней симбиотичности и контроля:

оптимальный тип (умеренная психологическая дистанция и умеренный контроль);

тревожно-контролирующий тип (высокий уровень симбиотичности и высокий контроль);

попустительский тип (высокий уровень симбиотичности с ослаблением контроля);

отчужденно-контролирующий тип (значительная психологическая дистанция, сопровождающаяся жестким контролем);

отчужденно-безразличный тип (различные промежуточные варианты) (описание методики представлено в Приложении 5).

Методика «Что значит познать себя?» (по А.И. Красило)[46]

Цель: определить способности к самопознанию.

Подросткам предлагается ответить на 20 вопросов, выбрав один из четырех вариантов ответа.

Методики позволяет выявить 5 уровней способности к самопознанию. (Описание методики представлено в Приложении 6);

Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой (В.Г. Маралов)[46]

Цель: выявить уровень уверенности и удовлетворенности собой.

Подросткам необходимо ответить на 10 вопросов, выбрав тот вариант ответа, который им наиболее соответствует.

По результатам методики выявляется три уровня уверенности и удовлетворенности собой. (Описание методики представлено в Приложении 7).

Опросник В.Г. Маралова для воспитателей и учителей по выявлению типов социальной активности, социальной реактивности детей дошкольного и младшего школьного возраста[47]

Цель: выявление типов социальной активности, социальной реактивности у подростков.

Педагогам предлагался опросный лист с характеристиками детей по четырем видам деятельности (по каждому виду деятельности предусмотрено пять групп). Учителю следовало записать каждого учащегося в одну из групп указанных характеристик. По результатам выделялись следующие группы:

1) дети инициативные и исполнительные;

2) дети с преобладанием инициативного поведения;

3) дети с преобладанием исполнительности;

4) социально импульсивные дети;

5) социально пассивные дети;

6) дети неопределенного типа (дети, у которых тип активности еще не сложился). (Описание опросника представлено в Приложении 8).

Для дальнейшей качественной и количественной обработки информации в ходе эмпирического исследования использовались такие методы математической статистик, как критерий углового преобразования Фишера (φ*) [61, с.162], дихотомический коэффициент корреляции (φ) [31, с.227].

Дальнейшая экспериментальная работа строилась с целью описания и анализа индивидуально-типических особенностей школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа личностной направленности.

Таким образом, на основе вышеуказанных методов и методик нами была собрана количественная и качественная информация по изучаемой проблеме. Теперь перейдем к непосредственному представлению результатов экспериментального исследования.

Источник

Читайте также:  Что значит просканировать каналы
Оцените статью