VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
О КРИТЕРИЯХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Изменившиеся социально — экономические условия ставят новые задачи перед системой высшего профессионального образования. Меняются ее социальные функции, которые обуславливают необходимость выработки новой модели обучения. В этой модели должны быть учтены современные инновации, новые педагогические и информационные технологии, направленные на личностно-ориентированный подход к формированию современного конкурентоспособного специалиста. Поэтому в настоящее время, наряду с государственным высшим образованием развивается негосударственный сектор.
Приоритетной задачей современного образования в любом из его секторов как государственном, так и негосударственном, является обеспечение подготовки конкурентоспособных выпускников для многофункциональной деятельности современного человека с высшим образованием.
Необходимость развития конкурентоспособности будущих специалистов отражается во многих нормативных документах, устанавливающих работу российской системы образования. Так, в программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы конкурентоспособность выпускника рассматривается с точки зрения показателя качества его подготовки в вузе. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы сформулирована основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому организация учебного процесса в вузе должна обеспечивать многогранное развитие личности и удовлетворение профессиональной потребности общества в квалифицированных конкурентоспособных специалистах [1].
Таким образом, для любого современного вуза одна из важнейших задач обеспечение условий не только для усвоения будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у него умения предложить на рынке труда сформированные навыки и способности в любой период времени и в разных ситуациях.
Анализ научных источников показал, что проблема конкурентоспособности будущих специалистов изучается в связи с проблематикой непрерывного профессионального образования квалифицированных специалистов. Категория «профессионализм» исследуется в отечественной литературе гораздо чаще, чем понятие конкурентоспособности. В то же время важно отметить большой интерес ученых к проблеме формирования конкурентоспособности современного специалиста. Экономические, социальные, профессиональные, психологические, профессионально-педагогические аспекты конкурентоспособности в своих работах рассматривали такие ученые как В.И. Андреев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.Ш. Масленникова, Л.М. Митина, Г.В. Мухаметзянова, Б.Д. Парыгин, М.И. Шилова, Е.С. Шишкина, Л.Г. Миляеваи др. [3,4,7,8].
В статье Е. Ю. Усенковой «К вопросу конкурентоспособности выпускников» подчеркивается тесная взаимосвязь образования и экономики. Для характеристики функционирования высшего образования используются такие экономические категории, как «рынок», «спрос», «предложение», «конкурентоспособность», «конкуренция», «маркетинг». Некоторые отечественные вузы применяют опыт зарубежных стран, используя маркетинговый подход к организации своей деятельности. Одним из средств такого подхода является прогнозирование конъюнктуры рынка труда. Маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает для вуза необходимость поиска и реализации образовательных технологий, которые обеспечивали бы выпускнику комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития [5].
А. В. Ковалев рассматривает конкурентоспособность не только как профессиональную, но и, в значительной мере, как индивидуально-личностную характеристику будущего специалиста. «Конкурентоспособность — это интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентации, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме и цивилизованно решать проблемы профессионального роста. Развитие конкурентоспособности носит системный характер. Это процесс, требующий создания определенных условий, среды, в которой осуществляется деятельность и происходит личностно-профессиональное развитие» [2].
Можно согласиться с тем, что конкурентоспособность выпускника означает широкий набор сформированных компетенций. При этом, каждый вуз сталкивается с проблемой — какие именно способности, качества, знания и умения обеспечивают конкурентоспособность специалиста — выпускника вуза. По мнению ряда специалистов для решения этой проблемы вся система образования должна иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста, на основе которой каждый уровень образования смог бы сформировать свою собственную подмодель. При таком подходе данные модель и подмодели выступали бы в качестве цели функционирования образовательных структур. Предложенные теоретические выводы могут прийти в конфликт с требованиями, которые предъявляет практика. Для каждого уровня образования в настоящее время сформирован свой набор компетенций, которыми должен обладать выпускник. Однако, в большинстве случаев в выработке этих компетенций не участвует потенциальный работодатель.
Практика подготовки студентов свидетельствует, что формируются в основном знания, умения и навыки профессиональной деятельности. Развитию конкурентоспособных качеств личности, которые обеспечивают продуктивность будущей профессиональной деятельности специалистов, уделяется явно недостаточное внимание. Причиной этого является разрыв в процессе подготовки будущих специалистов между теоретическими знаниями и умениями и их практического применения. Анализ показал, что к настоящему времени недостаточно разработана научно-методическая база данного процесса, не сформулированы общепризнанные критерии конкурентоспособности выпускника.
Формирование конкурентоспособности будущих специалистов должно протекать поэтапно при конструировании региональной системы профессионального обучения, в которой предусмотрен обязательный развивающий эффект и возможность студентам приобрести опыт творческой профессиональной деятельности.
Категория «конкурентоспособность выпускника» невозможно рассматривать вне связи с понятием «качество образования».
Обратим внимание на положение, закрепленное в Законе об образовании 2012г. В законе подчеркивается, что качество образования зависит не только от требований федеральных государственных образовательных стандартов, но и от потребностей физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность[6]. Полагаем, что проблема управления качеством образования является в настоящее время не до конца решенной. При этом, вышеуказанная проблема не решена и во всем мировом сообществе. Быстроменяющиеся экономические и социальные процессы в мире требуют достаточного быстрого процесса модернизации образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результатов образования.
Конкурентоспособность молодого специалиста напрямую зависит и от конкурентоспособности вуза. В настоящее время в высшем образовании существует конкуренция не только по горизонтали, но и по вертикали. Связано это с функционированием негосударственных вузов. Государственные и негосударственные образовательные организации две полноправные составляющие высшего образования. Государственные и негосударственные аккредитованные вузы должны работать на одном уровне и не иметь отличий по качеству образования. Однако, у негосударственных вузов появилась возможность уйти от стандартизированного подхода к образованию, появилась возможность выбирать формы обучения, формы и методы работы преподавателей, учебную и методическую литературу, совершенствовать учебные программы, распространять инновационные и авторские программы обучения. Существующее разнообразие форм обучения дает возможность найти образовательное учреждение, отвечающее целям и потребностям человека.
В настоящее время многие негосударственные вузы заняли свою нишу в системе подготовки конкурентоспособных кадров высшего звена. Негосударственный сектор в системе современного образования характеризуется как конкурентоспособная образовательная система, сформировавшаяся под влиянием целого ряда факторов:
несовпадение общественной и государственной стратегий развития образования как движущей силы его реформирования;
недостаточно быстрая реакция государственной системы образования на изменяющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в стране;
появление запросов определенных социальных групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их интересы и потребности;
нарастание общественного движения педагогов к инновационному образованию, не получившее полной реализации в рамках государственной системы;
недостаточность или отсутствие в рамках государственной системы образования управленческих структур, научно-исследовательских центров и т.п., определяющих условия и механизмы внедрения в образовательную практику наиболее перспективных моделей обучения и воспитания;
блокирование в предыдущие годы практико-ориентированных форм взаимодействия российского образования с зарубежными педагогическими системами [9].
Таким образом, негосударственная система образования способна быстро и оптимально реагировать на происходящие перемены, затрагивающие и сферу образования, откликаться на возникшие в обществе запросы, отражать мировоззренческие, этнические и прочие особенности личности. Можно предположить, что именно негосударственный сектор высшего образования более адекватен в решении задачи формирования конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами современного рынка труда.
Все выше сказанное определяет необходимость поиска новых подходов к развитию конкурентоспособности будущих специалистов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, гибкой адаптации к изменяющимся условиям профессиональной среды.
Список использованной литературы
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: миноблнауки.рф//xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/. – Загл. с экрана.
Ковалев, А. В. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста — гарант качества профессионального образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fedu2.meks. – Загл. с экрана.
Миляева, Л. Г. Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда [Текст] // Известия ИГЭА, 2009. №5.
Мухаметзянова, Г. В. Стратегические приоритеты модернизации российского профессионального образования в условиях его глобализации и интеграции [Текст] // Модернизация России: ключевые проблемы и решения. — Казань, 2012. – С. 95-97
Источник
Выявление признаков конкурентоспособности выпускника с точки зрения профессиональной педагогики и современного рынка труда
Весь XX век можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все больше ощущается потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями не только «о своей системе», но и о надсистемах, и в смежных областях знания, умеющих эти знания обобщать. По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия «системный подход».
До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако в тех областях знания, где аналитически добытого материала скопилось достаточно, возникает насущная потребность в его интеграции и систематизации, что может быть успешно сделано лишь на основе системного подхода, который органически сочетает в себе и анализ и синтез.
Системный подход — это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.
Большой вклад в развитие системного подхода в отечественной науке внесли ученые И.В.Блауберг, Б.С.Гершунский, М.С.Каган, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др. В их работах системный подход рассматривался в контексте философских воззрений, была выполнена характеристика различных уровней методологического анализа. Системный подход как один из элементов диалектики в разные годы рассматривался философами А.Н. Аверьяновым, Б.Г.Ананьевым, В.Г.Афанасьевым, В.Н.Сагатовским, Ю.А. Урманцевым и др.
Методологии системного подхода в педагогической науке посвящены работы А.И.Гурьева, Э.Н.Гусинского, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, А.Г.Кузнецовой, Н.Н.Нечаева А.М.Новикова, П.Н.Новикова, А.В.Петрова, В.В.Серикова, Г.Н.Серикова, В.Д.Шадрикова, Е.В Черкасовой и др.
В основе данного подхода лежит исследование объектов как систем. Методология и специфика данного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Российский философ и системолог В.Н.Сагатовский, полагает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система. Определить объект как систему — значит выделить то отношение, в котором он выступает как система.
А.Г. Кузнецова в монографии «Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике» отмечает: «Если понятие «подход» с момента своего появления в науке означало особый угол зрения на объект исследования, то системный подход соотносился еще и с выстраиванием особой исследовательской программы на основе этого угла зрения и дальнейшей конкретизации этой программы в особых методах».
В научной литературе можно встретить двоякое понимание системного подхода и разнообразие соответствующих ему методов: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. При организации нашего исследования нам пришлось использовать оба подхода.
На первом (теоретико-методологическом) этапе мы выполнили анализ изучаемой системы. При этом был изучен соответствующий понятийный аппарат, выявлены состав, структура системы, характеристики и свойства ее важнейших элементов. Была сделана попытка выяснить природу системообразующих факторов и механизм формирования связей между важнейшими элементами системы.
На втором (экспериментальном) этапе нами была разработана интегрированная форма организации обучения в виде междисциплинарного практикума. Он создавался с конкретной целью — повысить уровень профессиональной адаптации студентов ОУ СПО как на этапе учебно-производственной, так и производственной адаптации.
Важной целью современного образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО) является подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Следовательно, результатом деятельности образовательного учреждения СПО является конкурентоспособный выпускник, будущий специалист.
В «Современном словаре иностранных слов» понятие «конкуренция» (позднелатинское concurrentia
Источник