Что значит комплементарный товар

Комплементарные товары

Комплементарные блага — это несколько товаров (более одного) которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.

В экономических терминах комплементарные товары характеризуются тем, что изменение спроса на один товар вызывает изменение спроса на другой в том же направлении.

Товары считаются комплементарными, если значение перекрёстной эластичности меньше нуля.

Примером функциия полезности для комплементарных благ являесят Леонтевская функция: U(X,Y. Z) = Min(X,Y. Z)

общественные — частные — общие — общедоступные — клубные — неконкурентные
конкурентные и исключаемые
комплементарные vs. взаимозаменяемые
даровые vs. редкие, позиционные
(не-)длительного пользования — промежуточные — потребительские — инвестиционные
блага Гиффена — неполноценные — нормальные — блага Веблена — первоклассные
явного качества — скрытой полезности — одобряемые

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Комплементарные товары» в других словарях:

Комплементарные Товары — См. Товары взаимодополняемые Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Комплементарные товары — [complements] см. Взаимодополняемые товары … Экономико-математический словарь

комплементарные товары — товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к зубной пасте служит зубная щетка, а к зубной щетке футляр для нее. При изменении спроса на один из… … Словарь экономических терминов

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ТОВАРЫ — (см. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Комплементарные блага — (комплементы) это несколько товаров, которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло. Товары считаются… … Википедия

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА — взаимодополняющие друг друга товары, например ботинки и шнурки к ним. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА — взаимодополняющие друг друга товары, например, телевизор и электрический ток … Юридическая энциклопедия

ТОВАРЫ КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ — (см. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА — взаимодополняющие друг друга товары, например, телевизор и электрический ток … Энциклопедический словарь экономики и права

комплементарные блага — взаимодополняющие друг друга товары, например ботинки и шнурки к ним … Словарь экономических терминов

Источник

Что значит комплементарный товар

Замещающие товары (или просто заменители) — это продукты, которые удовлетворяют общую потребность, а комплементарные (дополняющие) товары (просто дополнения) — это продукты, которые предпочтительно потреблять вместе, нежели по раздельности.

Когда цена продукта растет, то спрос на его заменители увеличивается, а спрос на его дополнения уменьшается.

Одним из детерминантов спроса, то есть факторов, которые могут вызвать сдвиг кривой спроса на продукт, является цена соответствующих товаров.

Вообще существует два типа связанных товаров: (1) товары, которые могут быть потреблены вместо продукта, и (2) товары, которые потребляются вместе с продуктом. Первое называется замещающим благом, а второе — дополняющим благом.

Взаимозаменяемые товары

«Кока-Кола» и «Пепси», «iPhone» и «Galaxy S series», «Nike» и «Adidas» — вот лишь несколько примеров товаров-заменителей.

Если цена на «Кока-Колу» вырастет, спрос на «Пепси» должен увеличиться, потому что многие потребители «Кока-Колы» перейдут на «Пепси». Точно так же цены на iPhone и Galaxy S влияют на их взаимный спрос.

Учитывая, что есть много фанатов, которые будут переориентировать свои расходы, чтобы позволить себе iPhone даже после повышения цен, многие рациональные потребители будут взвешивать собственное предпочтение одного продукта перед другим и премию, которую они готовы заплатить.

Комплементарные товары

Смартфоны и чехлы к ним, билеты на авиаперелеты и бронирование отелей и так далее — это примеры комплементарных товаров, то есть товаров, которые обычно используются/потребляются вместе.

Если iPhone становится дорогим и его предложение на рынке соразмерно уменьшается, спрос на чехлы для iPhone также снизится. Спрос на продукт в определенной степени зависит от стоимости его дополнительных товаров.

Другие примеры дополнительных товаров включают, в частности, автомобили и бензин, Биг-Мак и Макфрис, кофе и чизкейк и так далее.

Заменители, дополнения и перекрестная эластичность спроса

Степень зависимости спроса на продукты и их заменители или дополнения может быть измерена путем расчета их взаимной перекрестной эластичности спроса.

Перекрестная эластичность спроса измеряет процентное изменение количества потребляемого продукта, которое происходит в ответ на процентное изменение цены замещающего товара.

Если перекрестная эластичность спроса положительна, то продукция является товаром-заменителем. С другой стороны, если поперечная эластичность отрицательна, то продукты являются дополнениями.

На следующем графике показано, что происходит со спросом на два замещающих товара, iPhone и Galaxy S, когда цена Galaxy S меняется:

Когда цена Galaxy S изменяется от $ 950 до $ 1050, значение требуемого количества падает с 330 миллионов в год до чуть более чем 290 миллионов. В ответ кривая спроса на iPhone смещается наружу, то есть спрос на него увеличивается.

Источник

Что значит комплементарный товар

Двойственное влияние на спрос оказывают цены других товаров, реализуемых на рынке в этот же период времени. Между спросом на исходный товар и ценой его заменителя (субститута) существует прямая зависимость. Так, рост цен на кофе будет способствовать увеличению спроса на чай — продукт, удовлетворяющий сходную потребность. Противоположное воздействие будут оказывать цены на товары, увеличивающие выгоду от использования исходного блага (так называемые дополняющие или комплементарные товары). Так, повышение цены на компьютеры может повлечь за собой сокращение спроса на дискеты. [c.266]

Чувствительность спроса на определённый товар к изменению цен других товаров называется перекрёстной эластичностью спроса. Для товаров-заменителей, или субститутов, перекрёстная эластичность положительна, для дополняющих или комплементарных товаров — отрицательна. Я. Б. Крылова. [c.267]

На рынке потребительских товаров всегда существуют товары-субституты (заменители) и комплементарные (взаимодополняющие) товары. Например, субститутами выступают мясо и рыба, масло и маргарин, а комплементарными товарами — автомобили и бензин, фотоаппараты и фотопленка и т.д. Изменение цен на них прямо влияет на объем спроса на заменяющие или дополняющие их товары. Если происходит, к примеру, повышение цен на мясо, это может, при прочих равных условиях, увеличить спрос на рыбу. Если дорожает сливочное масло, то увеличивается объем спроса на маргарин и т.д. [c.165]

Кроме цен производимых товаров на их предложение оказывают влияние и уровень цен на товары-заменители, цен комплементарных товаров, а также уровень общественно необходимых затрат на их производство, величина налогов или дотаций государства, число продавцов на рынке, рыночные ожидания, уровень доходов от производства. Общую функцию предложения можно записать как Qs = Т (Рь PZ. .. Рш С, N, Тх, I. ), где С — затраты на производство, N -число производителей, Тх — налоги и доходы I, многоточие означает наличие и ряда других факторов, определяющих предложение товаров. [c.170]

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ТОВАРЫ — см. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ [c.317]

ТОВАРЫ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ (КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ) — товары, способные удовлетворять потребность только при совместном употреблении, например автомобиль и топливо, фотоаппарат и пленка и т.п. Для рынка таких товаров характерна обратная зависимость между ценой на один из них и спросом на [c.165]

На спрос влияют не только цены, но и неценовые факторы доходы потребителя вкусы и предпочтения ценовые и дефицитные ожидания цены товаров-субститутов и комплементарных товаров количество покупателей и др. [c.30]

Справка монопсонист — монопольный покупатель комплементарные товары или услуги — товары или услуги, без доступа к которым эффективное потребление и покупки выпускаемого рассматриваемым предприятием основного продукта невозможны). [c.133]

Изменения факторов (отличных от цены товара), определяющих объем спроса, сдвигают кривую спроса, вызывая изменение и равновесной цены, и равновесного объема. Увеличение цены товара-субститута сдвигает кривую спроса вправо, увеличивая тем самым и цену, и объем. Точно так же увеличение числа потребителей, изменение их вкусов по отношению к данному товару или их ожиданий относительно роста цен в последующем периоде сдвигают кривую спроса вправо. Увеличение цены комплементарного товара сдвигает кривую спроса влево, уменьшая тем самым цену и объем. [c.55]

Взаимодополняемые (комплементарные) товары [c.55]

Взаимодополняемые (комплементарные) товары [c.785]

ТИПЫ ТОВАРОВ — термин, обозначающий классификацию продуктов по типу покупателя и по путям доставки товара к нему. Выделяют два основных типа потребительские и промышленные товары. Потребительские товары включают товары длительного и кратковременного пользования, а также услуги. По способу покупки они делятся на товары повседневного спроса, товары предварительного выбора и товары повышенного спроса. Товары длительного пользования — товары, изделия, используемые потребителями в течение нескольких месяцев, лет, например телевизор, холодильник, автомобиль. Товары кратковременного пользования — потребительские товары со сроком использования до одного года или полностью потребляемые за один или несколько циклов. Предметы первой необходимости — наиболее нужные и часто употребляемые вещи, предметы, товары экономически числовым критерием отнесения предметов потребления к группе первой необходимости служит величина эластичности спроса на них по доходу, которая должна быть меньше единицы, так как с ростом дохода люди стремятся приобретать предметы не первой необходимости, а более редкие товары. Предметы роскоши — предметы, без которых можно обойтись в жизни, товары изысканного вкуса, доступные по цене только состоятельным людям, семьям. На такие товары импортного производства иногда устанавливают повышенные ставки таможенных пошлин. Товары пассивного спроса — товары, о которых потребитель вообще не знает, либо даже знает, но пока не задумывается об их покупке. Товары повседневного спроса — товары, регулярно, часто используемые в личном, семейном потреблении. Широко известные товары — товары, которые покупаются без предварительного сбора информации о них, поскольку обладают общеизвестными качествами и высоким имиджем. Например, автомобили мерседес , телевизоры панасоник и т.п. Товары предварительного выбора — товары, которые приобретаются после оценки ассортимента, сравнения с аналогами по качеству и цене, с учетом данных о производителе, а также на основе реального опыта пользования этими или аналогичными товарами к ним относятся, как правило, товары длительного пользования. Низший товар — товар, спрос на который падает при росте количества этого товара и смещается в сторону товаров более высокого качества. В условиях роста доходов потребителей эти товары постепенно вытесняются из потребления и заменяются более качественными товарами. Взаимодополняемые (комплементарные) товары — товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к зубной пасте служит зубная щетка, а к зубной щетке — футляр для нее. При изменении спроса на один из таких товаров спрос на другой меняется аналогичным образом. [c.141]

Товары комплементарные — взаимодополняющие, удовлетворяют одну потребность покупателя. Цены на основные и спрос на дополняющие товары находятся в обратной зависимости (п. 1.5). [c.239]

Источник

Товары-комплименты: как с их помощью повысить продажи

В этой статье наш эксперт рассказывает, какие у продукции компании бывают конкуренты, кроме прямых, и как товары-заменители и товары-комплименты влияют на выполнение планов продаж.

  • Что такое товары-заменители и товары-комплименты.
  • Как обе группы товаров влияют на продажи продукции.
  • Что такое конкуренция на уровне решений.
  • Как комплементарные товары помогают повышать продажи компании.

Товары-заменители и товары-комплименты

Товары-заменители, также называемые субститутами, и товары-комплименты, являющиеся дополняющими – это две группы товаров, оказывающих серьезное влияние на возможность компании достигать плановых показателей, которые компания устанавливает в отношении своей продукции. Заменители снижают спрос на товары предприятия, перетягивая на себя часть потребителей. Комплименты, наоборот, увеличивают спрос за счет повышения потребительской ценности предлагаемого покупателям набора. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Товары-заменители

Заменители – это товары или услуги других производителей и продавцов, которые полностью или в большой степени могут заменить потребителям товары или услуги анализируемой компании. При этом они не являются полными аналогами, то есть прямыми конкурентами, поскольку производятся или оказываются по другим технологиями.

Например, заменителями являются:

  • Традиционные магазины и маркетплейсы, работающие в онлайн-формате, – в них потребитель может удовлетворить свою потребность в нужных ему продуктах питания или непродовольственных товарах.
  • Чай и кофе – два наиболее часто приводимых в качестве примера продукта – оба являются горячими напитками, помогают согреться, тонизируют или помогают сделать перекус или потребление сладкого более приятным.
  • Ноутбук и планшет – оба гаджета позволяют выполнять схожие функции, потребители выбирают наиболее удобный для себя вариант или имеют оба устройства.
  • Бумажные и электронные книги – книги (произведения) одни и те же, но предполагают разные способы их чтения.

Однако есть и товары, у которых нет заменителей. Например, в легковом автомобиле без внесения в него изменений не может быть использовано ничего, кроме бензина. А для работы бытовой и офисной техники свечи и небольшие аккумуляторы не заменят надолго электричество.

Согласно модели пяти сил Портера, заменители являются одной из важнейших конкурентных сил, оказывающих влияние на бизнес, наряду с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Также о них говорит и Филипп Котлер, предлагая классификацию конкурентов, с которыми может столкнуться предприятие:

  • Желания-конкуренты – это любые товары и услуги, которые потребитель может захотеть приобрести вместо запланированной покупки конкретного товара или услуги предприятия. Например, человек может откладывать на отпуск, а под влияние рекламы покупает новую модель телефона. Предсказать появление таких конкурентов крайне сложно, поскольку они будут отличаться у каждого конкретного потребителя и ограничиваются только его фантазией.
  • Товарно-родовые конкуренты – это товары-заменители, которые мы рассматриваем в этой статье. Они представляют собой другие способы удовлетворения одной и той же потребности потребителей. Например, из точки А в точку Б люди могут добраться самолетом, поездом, на автомобиле, а в случае небольших расстояний даже пешком.
  • Товарно-видовые конкуренты – это схожие товары, отличающиеся набором характеристик. Это не заменители, а аналоги. Например, стиральная машина с сушкой или без.
  • Бренды-конкуренты – это разные бренды (марки) максимально схожих между собой товаров. Например, стильные машины Indesit, Ariston, Bosch и др.

Как правило, компании анализируют только две последних группы конкурентов. Но чтобы иметь успех на рынке, сегодня нужно отслеживать действия конкурентов на всех уровнях, постоянно изучая своих потребителей и получая от них обратную связь.

Товары-заменители и продукция компании имеют перекрестную эластичность больше нуля. Это значит, что снижение цен на субституты приводит к снижению спроса на товары и услуги предприятия. Действует и обратная ситуация. Поэтому анализируя причины падения продаж или планируя ценовые маркетинговые активности, важно учитывать, что часть потребителей может уйти к заменителям, а часть, наоборот, прийти от них.

Объемы такого перетекания покупателей зависят, прежде всего, о стоимости переключения, включающей не только денежные, но и временные затраты потребителей, а также психологические барьеры (например, страх новизны), связанные с переходом с привычной продукции на заменители. Яркий пример изменения спроса можно было наблюдать на российском рынке продуктов питания в 2014 году под влиянием кризиса. Рост цен на свинину и говядину привел к росту спроса на более бюджетное мясо птицы.

Также важно учитывать цены на субституты при ценообразовании для новых продуктов. Если цена не попадет в рынок, обеспечить желаемый объем продаж не получится. Поэтому при проведении ассортиментно-ценового мониторинга важно учитывать как цены прямых конкурентов, так и заменителей.

Бизнесу важно понять, что времена, когда нужно было знать только прямых конкурентов, прошло. Сегодня важно понимать новые потребительские ценности, уметь выявлять истинные потребности клиентов и строить путь клиента, чтобы понимать, какие субституты могут «свернуть» покупателя в сторону от продукции компании. Современные потребители все чаще ищут не конкретные товары или услуги, а решения своих проблем (способы удовлетворения потребностей). Иными словами, конкуренция смещается на уровень решений.

Если в конце ХХ века в ответ на свои запросы россияне имели в среднем 2-3 варианта, сейчас для них открылись широчайшие возможности. Покажу на примере. Представьте себе, что поздно вечером вы уставшие выходите с работы и все, о чем вы мечтаете, это побыстрее и желательно вкусно поужинать. Потребность – утолить голод. Вспоминая советское прошлое, поход в ресторан считался символом шикарной жизни, доступным лишь избранным. Сегодня же к вашим услугам рестораны, кофейни и фастфуд. А если вы решите поесть дома, вы можете зайти в круглосуточно работающий магазин, воспользоваться сервисом доставки еды или наборов для ее приготовления на дом. Все это решения, позволяющие удовлетворить вашу потребность. Еще один пример. Если вы захотели выпить кофе, вы можете, например, зайти в кофейню, взять стакан кофе в точке coffee to go, сварить кофе в кофемашине (здесь тоже есть разные решения) или в турке, воспользоваться френч-прессом или сделать себе растворимый кофе, качество и вкусовые характеристики которого ежегодно повышаются. И это не все варианты. Думаю, вы назовете еще не менее трех-четырех.

Товары-комплименты, или комплементарные товары

Перейдем к товарам-комплиментам. Они, в отличие от субститутов, помогают компании наращивать продажи, если продаются в наборе, увеличивая потребительскую ценность продукта за счет дополнения. Они направлены на удовлетворение одной и той же потребности потребителей и нередко не могут «работать» друг без друга. Например, смартфон и чехол для него, принтер и картридж, часы и батарейки, автомобиль и бензин, телевизор и спутниковая антенна.

Основной и дополняющий товар могут быть как одного производителя и даже бренда (например, кофемашина и капсулы для нее), так и разных производителей, но подходящих друг к другу (например, часы и батарейки). При этом нередко товар-комплимент может подходит к разным основным товарам. Например, лыжные палки могут подойти к лыжам разных производителей.

В отличие от субститутов, спрос на комплименты неэластичный. Это значит, что при росте цен на основные товары произойдет снижение спроса на них и, как следствие, снижение спроса на дополняющие товары. Исключение – это расходные материалы, которые приобретаются регулярно. Если у потребителя уже есть принтер, он будет приобретать картриджи независимо от изменения цен на принтеры, которые есть в продаже.

Товары-дополнители – это прекрасный повод для коллаборации и партнерских программ. Например, совместная реклама стиральных машин и порошков, маркетинговые акции на АЗС «кофе + шоколадка», подарки за покупку дорогих смартфонов в виде наушников или power bank и т.п. Как правило, именно с помощью комплиментарных товаров осуществляется так называемая допродажа (продажа любых дополнительных товаров, увеличивающих средний чек). Чаше всего она встречается в рознице и в сфере личных продаж на потребительских и b2b-рынка. Например, продажа не только автомобиля, но и комплекта зимних колес и спутниковой сигнализации.

При формировании своей ассортиментной матрицы компания должна ответить на вопрос, будет ли она вводить в ассортимент товары-заменители и товары-комплименты собственного производства или сторонних поставщиков. В первом случае таким образом она частично снижает переключение потребителей на продукцию других компаний, при этом давая покупателям возможности выбора: нетбуки и ноутбуки, каждый из которых может удовлетворить потребность в доступе к интернету.

В случае с товарами-комплиментами используются разные варианты. Чтобы увеличить потребление комплиментов своего бренда производитель может привязать основной продукт только к собственным дополнителям. Так поступают производители кофейных аппаратов и капсул для них. Другой вариант – это предоставление потребителям возможности самостоятельно выбрать, какой дополнитель им больше нравится или подходит. Например, разные варианты аксессуаров в магазине одежды или обуви.

Дополнительные товары важно не просто иметь в наличии, для тех, кто про них знает, но и современно предлагать тем потребителям, которым они могут понадобиться. При этом важно продавать не сам комплимент, но и ценность, которую оба товара формируют вместе (удобство, экономия, больший срок эксплуатации, стиль и др.).

Подводя итоги статьи, хочу заметить, что в силах каждой компании минимизировать влияние субститутов и использовать важность для потребителей комплиментов. Важно проанализировать своих потребителей, анализировать широкий круг конкурентов и формировать свою ассортиментную матрицу в соответствии с результатами исследований и целями бизнеса.

Источник

Читайте также:  Что значит горшочек с медом
Оцените статью