- Коммуникационный дизайн
- Что такое коммуникационный дизайн?
- Виды коммуникативного дизайна
- Где обучают на коммуникативного дизайнера?
- Где можно встретить примеры коммуникативного дизайна?
- Коммуникативный дизайн: где учиться и кем работать?
- Почему «коммуникативный» дизайн
- Страницы истории
- Особенности профиля
- Отличительные черты
- Сферы деятельности: особенности и отзывы
- Какой вуз выбрать
- Подходы к подготовке специалистов
- Заключение
Коммуникационный дизайн
Коммуникационный дизайн стал одним из самых перспективных и быстро развивающихся направлений графического дизайна. Его цель – создание визуальных образов, на которых будет строиться коммуникация с потенциальным потребителем продукта или пользователем предлагаемой услуги. Коммуникативный дизайн рекламы направлен на продвижение продукции при одновременном решении двух задач: передаче информации о продукте и формировании к ней требуемого эмоционального отношения. Специалисты по этому направлению дизайна востребованы на предприятиях самых разных отраслей.
Что такое коммуникационный дизайн?
Коммуникативный дизайн – это создание изображений, направленных на передачу информации зрителю с одновременным формированием нужной эмоциональной реакции. Это только примерное определение, так как данное направление дизайна активно развивается и приобретает дополнительные возможности. Специалисты могут работать с самыми разными визуальными графическими средствами от логотипа до сайта или рекламного билборда.
От графического дизайна это направление отличает цель создания образов. Специалисты по этому направлению создают не просто нейтральный рисунок, а графическое сообщение, ориентированное на конкретную целевую аудиторию. Оно должно одновременно передать информацию и вызвать эмоциональный отклик у зрителя.
Это направление также можно назвать частью дизайна визуальной коммуникации. Зрительные образы проникают в сознание намного быстрее слов и помогают формировать нужное отношение к продвигаемому продукту или бренду. Коммуникативный дизайн быстро развивается, специалисты используют все новые инструменты и приемы для эффективного взаимодействия с целевой аудиторией.
Виды коммуникативного дизайна
Сферы коммуникативного дизайна продолжают расширяться. Можно перечислить несколько наиболее востребованных видов графической коммуникации:
- Бренд-дизайн. Это разработка внешнего образа бренда, который должен производить положительное впечатление на потребителя. Коммуникационный дизайн и графический дизайн тесно связаны: изображения и другие визуальные образы должны передать пользователю нужную информацию и подтолкнуть его к выбору продукта.
- Реклама. Коммуникативная функция дизайна – не просто рассказать покупателю о товаре, а продемонстрировать его преимущества, заинтересовать, заставить сделать выбор в пользу конкретной продвигаемой марки.
- UI-дизайн – разработка внешнего облика мобильных приложений. Они должны быть максимально удобны и понятны для пользователя, и важную роль в этом играет отрисовка кнопок, расположение блоков на экране, панель навигации. Дизайнер должен создать интерфейс, который одновременно будет понятным и эстетичным.
- Wayfinding. Это разработка дизайна информационных указателей и всевозможных табличек, которые должны донести информацию до посетителя. Коммуникативный дизайнер должен придумать, как максимально эффективно передать нужное сообщение с помощью визуального образа.
- Web-дизайн. Роль коммуникативного дизайна в развитии веб-индустрии растет: прибыльность и эффективность сайта во многом зависит от его графического оформления и удобства для посетителя.
- Коммуникативно-средовой дизайн. Специалист занимается разработкой комфортной среды: это могут быть различные комплексы, сооружения, объекты. К этой сфере тесно примыкают ландшафтный и интерьерный дизайн.
Это только некоторые перспективные направления, продолжающие активно развиваться. Многие из них тесно связаны друг с другом.
Где обучают на коммуникативного дизайнера?
Графический коммуникативный дизайн становится востребованным у абитуриентов. Профильные программы обучения предусмотрены в ВШЭ, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, РГУ им. А. Н. Косыгина и в других крупных вузах. Абитуриенты поступают на программы бакалавриата с 4-летним сроком обучения, причем специальность может называться по-разному. В некоторых вузах есть общее направление «Дизайн», в котором абитуриент может выбрать направление «Информационно коммуникационные технологии в дизайне».
Чтобы освоить профессию и получить перспективную работу, специалист должен:
- Знать основы живописи и рисунка.
- Разбираться в видах и жанрах графики, графических техниках, уметь работать со шрифтами, фотографиями и иллюстрациями.
- Владеть графическими программами, такими как 3D-Max, Adobe: Photoshop, Illustrator и InDesign.
- Иметь развитое образное и пространственное мышление, чувство стиля, креативность, уметь мыслить нестандартно.
- Знать основы маркетинга и психологии покупателя для успешного взаимодействия с целевой группой.
Специалист в области коммуникативного дизайна может работать в самых разных компаниях: это рекламные агентства, дизайнерские студии, креативные бюро и многое другое. Также он может работать на себя: фрилансеры создают индивидуальные проекты по заказу. Уровень зарплаты существенно отличается: в среднем для начинающего специалиста он составляет 40 тыс. рублей, а верхнего предела практически не существует.
Важно понимать, что недостаточно один раз получить диплом: впоследствии специалисту придется постоянно повышать квалификацию. Для этого можно проходить различные курсы, самостоятельно осваивать новые программы и совершенствовать навыки.
Где можно встретить примеры коммуникативного дизайна?
Коммуникативный продукт – это визуальный образ, в который заложено сообщение для определенной целевой аудитории. Примеры повсеместно встречаются в брендировании товаров и в рекламе:
- Призывающие надписи на упаковках. Дизайнеру важно правильно выбрать цвет, шрифт, расположение, чтобы сообщение не осталось незамеченным.
- Персонализация упаковок. Потребителям нравится, когда дизайнеру удается создать впечатление, что продукт предназначен именно для них.
- Логотипы, отражающие идею бренда, позицию, которая компания использует при создании своего продукта.
Это только некоторые примеры сообщений, зашифрованных в графических образах. Коммуникационный дизайн повышает эффективность рекламы и делает товар более привлекательным для потребителя.
Источник
Коммуникативный дизайн: где учиться и кем работать?
Коммуникативный дизайн представляет собой определенный подход к проектированию, заложенный в учебно-методической работе. Предполагается обращение к потребителю, выразительность, информационность, актуальность. Дизайнер выступает коммуникатором между спроектированным им материалом и потребителем.
Почему «коммуникативный» дизайн
Предполагается связь, передача сообщения от одного человека к другому. Она подразумевает использование графических визуальных средств. Факультет коммуникативного дизайна занимается подготовкой специалистов, владеющих основами менеджмента, маркетинга, психологией общения. Чем занимаются выпускники?
Специальность «коммуникативный дизайн» предполагает передачу графической информации рекламного характера. Искусство заключается не только в ее разработке, но и в грамотном расположении материала на транспорте, в витринах магазинов, на фасадах домов.
Страницы истории
Коммуникативный дизайн появился в конце прошлого века. Среди тех направлений, которые наиболее интересны в данной области в настоящее время, выделим суперграфику на современном транспорте, декорирование многоэтажных домов, оформление супермаркетов.
Особенности профиля
Специальность «коммуникативный дизайн» предполагает владение не только методами графического дизайна, но и комплексом возможностей для визуального общения с клиентом. Это направление предполагает осознание профессионалом значимости коммуникабельности.
Как преподается в высшей школе коммуникативный дизайн? В БГУ, например, обучают студентов по программам, в рамках которых они знакомятся со всеми приемами, позволяющими привлекать в магазин покупателей, побуждать их к совершению покупок.
Отличительные черты
Чем выделяется коммуникативный дизайн? Профиль предполагает связь сразу нескольких специальностей. В нем сочетается реклама, компьютерный дизайн, полиграфическая сфера, веб-дизайн, промышленная графика, фотография. Эти инструменты в совокупности составляют особенность специальности, функционируют они на основе информационных технологий. Реклама в наши дни не является произведением искусства.
Коммуникативная функция дизайна заключается в быстром и эффективном продвижении определенной группы товаров на рынке.
Благодаря тому, что студенты приобретают навыки владения ИКТ, они способны с минимальными временными затратами проанализировать несколько вариантов, изменить составляющие, создать макет.
Сферы деятельности: особенности и отзывы
Заказчик знакомится с проектом на мониторе компьютера, при необходимости вносит изменения, дополнения. Именно в этом и заключается коммуникативный дизайн. Где работать выпускникам данного направления? Студенты, которые освоили основные графические программы, получившие диплом об окончании учебного заведения, могут трудоустраиваться в рекламные компании, полиграфические студии.
Какие требования предъявляются к абитуриентам, поступающим на направление «коммуникативный дизайн»? Отзывы свидетельствуют о том, что преподаватели особое внимание уделяют оценке художественных способностей абитуриентов. От владения навыками создания графического рисунка, демонстрации членам приемной комиссии заинтересованности в творческом подходе к созданию рекламных материалов зависит поступление в БГУ на бюджетной основе.
Какой вуз выбрать
Например, можно подать документы на направление «коммуникативный дизайн» в БГУ . Проходной балл на эту специальность на протяжении нескольких лет сохраняет высокое значение. Это является подтверждением востребованности и престижности такой специальности. Высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов по направлению «коммуникативный дизайн», в настоящее время в стране не так много. К примеру, в Москве обучение осуществляется в МГХПУ, в Московском государственном университете сервиса. Процесс обучения по данному направлению имеет существенные отличия в коммерческих и государственных вузах.
В коммерческих институтах в приоритете компьютерные технологии, а в государственных вузах программы обучения выстраиваются на классическом преподавании графического дизайна.
Подходы к подготовке специалистов
В БГУ особое внимание уделяется «работе руками». В университет поступают ребята, закончившие художественные училища, школы искусств, имеющие навыки работы с карандашом. Применение компьютерных графических редакторов в государственных вузах начинается только с третьего-четвертого курса. Безусловно, за незначительный временной срок сложно приобрести профессиональные навыки компьютерного дизайна. Однако, благодаря подобному распределению программного курса, студенты БГУ «нарабатывают мозоли», вручную создавая графические изображения. В коммерческих учебных заведениях довольно много таких студентов, которые не имеют представления о том, как пользоваться карандашом при создании эскиза. Преподаватели вынуждены тратить огромное количество времени на то, чтобы привить им первоначальные умения и навыки. Для обучения с нуля идеальным помощником становится персональный компьютер. Именно поэтому в методике обучения графическому дизайну в коммерческом вузе преподают с первого курса информатику.
Первоначально студенты изучают устройство компьютера, знакомятся с оперативными системами, учатся работать с текстовым редактором. Далее изучается точечная (растовая) графика, разнообразные иллюстративные эффекты. К примеру, среди заданий, выполняемых студентами коммерческого учебного заведения, можно упомянуть совмещение двух изображений для получение определенного эффекта.
На следующем этапе студенты осваивают векторную графику. Это работа с логотипами, нестандартными шрифтами, создание оригинальных иллюстраций.
Третий семестр предполагает изучение студентами программ верстки. В курс включена работа с текстом, иллюстрациями. Четвертый семестр базируется на специализации будущего дизайнера. Предполагается изучение цветоделения, допечатной обработки материала, дизайна компьютерных сайтов. Есть и 3D-графика, являющаяся специфической дисциплиной, изучаемой в рамках факультатива.
Заключение
Особенности курса «коммуникативный дизайн» зависят от специфики учебного заведения. В одних университетах особое внимание уделяют программам верстки, в других – векторной графике, а в некоторых — WEB-дизайну.
Отличаются и требования к процедуре поступления в коммерческих и государственных вузах. Претендент, подавший документы в государственное учебное заведение высшего звена, обязан пройти собеседование, в рамках которого он знакомит членов жюри со своими работами по живописи и рисунку, т.е. у поступающего должно быть портфолио с некоторым количеством готовых работ.
В процессе обсуждения материала, принесенного абитуриентом, он должен ответить на простые логичные вопросы, связанные с дизайном. По результатам собеседования комиссия делает вывод об уровне подготовки претендента по общехудожественным дисциплинам, целесообразности его зачисления в вуз на бюджетной основе. Средний конкурс в БГУ на данное направление составляет 3-4 человека на место. В более выгодном положении оказываются выпускники художественных училищ, ведь у них уже есть определенные профессиональные навыки.
Источник