Что значит коммуникативная задача автора

КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА» в других словарях:

Коммуникативная стилистика художественного текста — – новое направление совр. функц. стилистики, формирующееся на стыке с другими науками, комплексно изучающее целый текст (речевое произведение) как форму коммуникации и явление идиостиля. Комплексное изучение текста в данном случае предполагает… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Коммуникативная цель — – общее целевое начало (возможно, комплексное), целевой план, проект, который определяет, задает (или должен задавать) все речевое поведение субъекта в данном общении и в его отдельных репликах (или во всей монологической речи). Непродуманность… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

коммуникативная компетенция — ед. В теории речевой коммуникации: совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. Структура к. к. соотносительна со структурой языковой… … Учебный словарь стилистических терминов

коммуникативная цель — общее целевое начало (возможно, комплексное), целевой план, проект, который определяет, задает (или должен задавать) все речевое поведение субъекта в данном общении и в его отдельных репликах (или во всей монологической речи).… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Читайте также:  Статус неудачная попытка вручения что это значит

Научно-популярный подстиль — – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Психолингвистика — раздел лин. гвистики, науч. дисциплина, находящаяся на стыке традиционной лингвистики, психологии, физиологии речи. Предмет изучения П. речевое поведение человека, процессы, позволяющие индивиду осуществить акт коммуникации, кодировать и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Информативно-учебный диалог — речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в малой группе, в большой группе). Работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействия. И. у. д. представляет собой определенный текст … Педагогическое речеведение

Объяснительная речь учителя — разновидность информационной речи учителя, когда он стремится растолковать учебный материал с помощью различных приемов и способов его популярного изложения, таких, как пример, сравнение, описание, аналогия и др. Характерная черта О. р. у.… … Педагогическое речеведение

Письменные жанры профессиональной сферы общения — отчет, статья, монография, учебник, словарь, справочник. Жанры выполняют следующие функции: эпистемическую (отражение мира, хранение знаний), когнитивную (получение нового знания), коммуникативную (передачу специальной информации).… … Педагогическое речеведение

Источник

Статья по теме: Коммуникативные задачи как средство формирования грамотного чтения
статья по чтению по теме

В современном обществе интеллектуальное развитие личности школьника становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Одним из факторов , определяющих уровень интеллектуального развития учащихся является способность к критическому осмыслению прочитанного, поступающей информации, которые, в свою очередь, зависят от уровня развития грамотности чтения. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание развитие грамотности чтения, особенно на первой ступени образования. Грамотность чтения является основой саморазвития личности, т.к. грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Скачать:

Вложение Размер
kommunikativnye_zadachi_kak_sredstvo_formirovaniya_gramtnogo_chteniya_tatya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные задачи как средство формирования грамотного чтения

  1. Под грамотностью чтения (Г.С.Ковалева, Э.А.Красновский) предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия.

Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Чтение – письменный репродуктивный вид речевой деятельности, в результате которой мы получаем нужную информацию, эмоции или узнаем авторскую позицию. Цель обучения чтению – раскрытие смсыловых связей (понимание) речевого произведения, представленного в письменном виде. Для того чтобы научиться читать необходимо выработать определенные навыки и умения. Их две:

  1. навыки и умения, обеспечивающие техническую сторону (восприятие графических знаков, соотношение их с определенным значением);
  2. навыки и умения, позволяющие воспринять смысл текста ( установление смысловых связей в тексте, восприятие его содержания).

Можно различить два уровня восприятия теста: уровень знания (уровень информации) и уровень смысла (понимание замысла автора, оценка и отношение к нему читающего).

Как правило, любой читатель обращается к газете. журналу, научной или художественной литературе с конкретной целью. Эта цель определяется повседневными и профессиональными потребностями. Мы читаем для того, чтобы пополнить свои знания, опереться на мнение ученых, писателей в разговоре с друзьями и коллегами, обобщать информацию и выступить с сообщением или докладом написать статью на определенную тему. Если чтение не преследует никакой цели, даже развлекательной, оно теряет всякий смысл.

В этом случае даже трудно понимать читаемое.

Процесс чтения регулируют коммуникативные задачи, которые предстоит решать читателю в своей повседневной или профессиональной деятельности. Коммуникативные задачи регулируют процесс чтения.Так, если ставится задача ответить на письмо друга, интересующегося политическими новостями, то главным при чтении текстов становится поиск информации об этих новостях, после чего полученные сведения передаются в форме письма. Совсем по- другому будут читаться те же тексты, если выдвинута задача критически отнестись к этим новостям. Читатель будет отыскивать уязвимые места в рассуждениях, противоречия, попытки авторов увеличивать значение какого-либо события и т.д.

Обучение чтению младших школьников обычно строится от элементов к целому, т.е. считается, что, если учащийся усвоит отдельные буквы, научиться их озвучивать и сочетать друг с другом, начнет узнавать слова в тексте, он научится читать. Однако, как показывает психолингвистика, процесс чтения идет не путем «набора» слов, а на основе словесных или даже фразовых стереотипов, которые служат опорными признаками, благодаря чему слова понимаются сразу. Причем часть букв вообще может не замечаться. Этот навык не может быть развит, если у читателя не развита способность смыслового восприятия текста. Чтение – процесс не только примитивный, не такой простой, не такой механический, как это иногда еще представляют. Нельзя считать, что учащиеся смогут читать, не освоив такие мыслительные операции, как умение соотносить внешний образ слова с его внутренним содержанием, прогнозировать, предвосхищать, т.е. предвидеть следующие слова, фразы, отбирать нужную информацию в зависимости от целей чтения.

Коммуникативный метод предлагает при обучении чтению младших школьников опираться, как и при обучении устному общению, на ролевую игру.Например, участвуя в игре «Посещение театра» учащиеся демонстрируют, как они собираются в театр, как добираются до театра, как покупают билеты, выражая все. Что видят и чувствуют. Далее №зрители» превращаются в «актеров» и начинают читать роли и т.д. Таким образом, процесс обучения чтению тесно связан с будущей устной речью учащихся.

Кроме того, если на уроке учитель предлагает такие виды деятельности, как дискуссия, «круглый стол» и т.п., то этому должна предшествовать большая самостоятельная работа студентов с текстами, из которых они отберут информацию для устного общения. Итак, обучение чтению должно быть мотивировано, поскольку мы всегда читаем с определенной целью: получить информацию, развлечься, подготовиться к выступлению и т.д.

Учителю необходимо знать типы чтения и виды работы с текстом. Виды чтения: просмотровое (чтение с общим, поверхностным пониманием содержания); о ( чтение с пониманием всего содержания); выборочное ( поисковое чтение-нахождение нужной информации, цитаты , данных и т.д.); внимательное (анализирующее, изучающее чтение, максимально точное, медленное чтение).

Виды работы с текстом при чтении:

— чтение без предварительного снятия трудностей;

— чтение со снятием трудностей (предтекстовая работа);

-чтение про себя;

-индивидуальное чтение и т.д.

Рекомендуется уже в начальных классах знакомить учащихся с аутентичными текстами, принося в класс газеты, журналы, книги; предполагать по заголовкам определить, о чем текст, по оглавлению или цитате догадаться о содержании книги. Практиковать домашнее чтение, которое приучает младшего школьника работать с книгой, развивает навыки чтения, обогащает лексический запас учащегося, расширяет его эрудицию. При составлении плана урока учителю надо будет продумать, какие тексты читать и как. Можно предложить задания такого типа: подбирайте задания к тексту или текст к заданию; упражнения на анализ логический связей в тексте (покажите повторяемость, активизируйте фоновые знания) и т.д.

Таким образом, коммуникативные задачи включают чтение в контекст широкой деятельности – деятельности читателя. Если коммуникативная задача хорошо осознается читателем, то это позволяет ему сэкономить время на чтение и при этом повысить его эффективность.

  1. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова (1853 – 1924). // ж. Начальная школа. –2002. — № 9, с. 14.
  2. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // ж. Начальная школа. – 1989. — № 1, с. 33.
  3. Львов М.Р. Забытые страницы истории методов обучения грамоте. // ж. Начальная школа. –1992. — № 2, с. 80.
  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений. – М., 2000.
  5. Светловская Н. Н. Основы науки о читателе. // ж. Начальная школа. – 1994. — № 4, 6.

Источник

Коммуникативная задача: понятие, характеристика, цель и решение

Для того чтобы понять сущность технологии педагогического общения, важно проанализировать такое понятие, как «коммуникативная задача». Она является фоном, предполагает этапы решения: анализ ситуации, подбор нескольких вариантов, выбор оптимального, коммуникативное воздействие, анализ полученных результатов.

Определение

Коммуникативная задача – это педагогическая задача, которая переведена на язык общения. Именно поэтому при организации любого воспитательного действия нужно продумывать способы общения между его участниками.

Коммуникативная задача – это возможность установления и развития взаимоотношений между школьниками, что особенно важно на первом этапе формирования детского коллектива (в группе детского сада, в начальной школе).

Выделяют группы коммуникативных задач. Общие группы предполагают предварительное планирование. Текущие задачи появляются в рамках педагогического взаимодействия. Решение коммуникативной задачи – это основная задача воспитателя (классного руководителя).

Первая группа сводится к сообщению определенной информации, а также к побуждению детей к конкретным действиям.

Варианты повествования

В таком случае общая коммуникативная задача характеризуется следующими видами:

  • повествованием;
  • наименованием;
  • сообщением;
  • перечислением;
  • объявлением;
  • ответом.

Решая задачи коммуникативной деятельности, учитель реализует две главные цели: передает определенную информацию подрастающему поколению, побуждает детей к активным действиям.

Их можно рассмотреть как способ решения учебной задачи в рамках урока (внеурочного мероприятия).

Коммуникативные действия учителя

Выделяют четыре варианта:

  • стимулирующие;
  • корректирующие и оценочные (реагирующие);
  • организующие;
  • контролирующие.

Реализация коммуникативных задач в рамках новых федеральных образовательных стандартов осуществляется при преподавании любой учебной дисциплины.

Педагог должен осознанно и дифференцированно подбирать типы коммуникативных действий, которые способствуют активизации познавательного интереса ребенка, способствуют его социализации.

Этапы решения

Коммуникативные задачи по ФГОС предполагают поэтапный процесс. Сначала осуществляется моделирование планируемого общения. Процесс сопровождается следующими действиями:

  • осознание учителем стиля общения со своими учениками (воспитанниками);
  • мысленное восстановление специфики взаимоотношений в данном коллективе (коммуникативная память);
  • уточнение стиля общения в обновленных коммуникативных условиях.

Привлечение внимания

На этом этапе социально-коммуникативные задачи предполагают:

  • вербальный речевой контакт со школьниками, в рамках которого педагог делает паузу для привлечения их внимания;
  • использование наглядных пособий, таблиц, символов, знаков.

Для того чтобы закрепить установленные взаимоотношения, учитель улавливает степень готовности ребенка к продуктивному общению.

Вербальное общение

Основные коммуникативные задачи педагог решает с применением средств, которые повышают эффективность коммуникативного сотрудничества:

  • инициативность;
  • мобильность;
  • мимика, жесты, пантомимика;
  • управление общением;
  • смена интонации при передаче важной информации.

Организации обратной связи

Что еще позволяют решать коммуникативные задачи? Цель педагога – установление с ребенком (классом, группой) обратной эмоциональной и содержательной связи. Для этого он использует следующие методы и приемы:

  • оперативный индивидуальный и фронтальный опрос;
  • постановку вопросов для выяснения осознания и анализа выполненных задач.

От профессионализма педагога зависит микроклимат внутри классного коллектива (группы).

Формы работы с субъектами образовательной деятельности

Существует множество форм установления контакта между педагогом и учениками. Остановимся на некоторых эффективных формах:

  • фасилитация предполагает поиск и создание комфортных условий для самореализации подрастающего поколения;
  • взаимопонимание предполагает установление максимально осмысленных отношений между коллективами, социальными группами, отдельными людьми;
  • взаимовлияние связано с воздействием друг на друга (взаимовлиянием культур).

Невозможно решать коммуникативные задачи при отсутствии у педагога следующих качеств:

  • доброжелательности к детям;
  • аутентичности (естественности во взаимоотношениях с окружающими людьми);
  • конкретности, которая проявляется в готовности учителя четко и быстро отвечать на возникающие у школьников вопросы;
  • нравственной стабильности;
  • непосредственности в диалоге.

Функции фасилитатора

Педагог выполняет не только функцию учителя, но и обязанности классного руководителя. Фасилитаторы в зарубежных школах – это профессионалы, которые способствуют личностному росту ребенка. Такие педагоги создают оптимальные условия для успешной социализации каждого воспитанника.

Особенность фасилитатора в том, что он не «загоняет» ребенка в определенные рамки, чтобы управлять его психикой, а поощряет его творчество и желание самореализации.

Технология педагогического общения

Под ним подразумевается характер взаимодействия учителя и его подопечных. Стиль является устойчивой системой приемов, способов, которые проявляются в зависимости от конкретной ситуации.

Подробнее рассмотрим этапы педагогического общения, которые реализуют в виде техники общения (сумме коммуникативных умений слушать и говорить). Для работы педагог использует следующие средства: проблемные ситуации, занимательные сведения, эмоциональную и образную речь, исторические аспекты, отрывки из литературы.

Прогностический этап состоит в моделировании будущего общения в рамках подготовки педагога к мероприятию или уроку.

Для того чтобы общение было максимально результативным, нужно учитывать конкретный класс, настраиваться на позитив в общении к детским коллективом. Учитель подбирает стиль общения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним государство по новым федеральным образовательным стандартам.

Педагог должен избегать психологических стереотипных установок в отношении детей, пытаться ощущать планируемую на уроке атмосферу. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Для «коммуникативной атаки» важно уточнить стиль в обновленных коммуникативных условиях.

На этапе управления общением в рамках педагогического процесса педагог оперативно реагирует на начальный контакт с классом, переходит от организационных моментов (приветственного момента, усадки) к личностному и деловому общению.

Отличительные черты педагогических стилей

Демократический стиль общения предполагает рассмотрение ученика в рамках равноправного партнера в общении, коллеги во взаимодействии. Педагог привлекает ребят к планированию, постановке вопросов, учитывает их мнение, стимулирует самостоятельность суждения. При таком педагогическом подходе ученикам спокойно и комфортно.

При авторитарном стиле власть основана на насилии и страхе. Ребенок рассматривается в качестве объекта педагогического воздействия, он не является полноправным партнером. Педагог при принятии решения использует собственные права, не учитывает желания и возможности детей. Среди возможных последствий авторитарного стиля психологи отмечают потерю времени на страх и переживания, занижение школьниками самооценки, отсутствие инициативности, энтузиазма, трату времени на оправдание, попытки скрыть отрицательные результаты работы.

Либеральный стиль предполагает уход педагога от принятия важного решения. Он передает подобные полномочия в руки своих воспитанников, выполняет роль стороннего наблюдателя. Среди проблем, которые появляются при либеральном педагогическом общении, особенно опасен неустойчивый микроклимат в коллективе, появление конфликтов между одноклассниками.

Педагог должен быть примером для детей во всем:

  • постановке целей и задач, позволяющих мобилизовать классный коллектив;
  • во внешности и в поведении (быть подтянутым, опрятным, собранным, обаятельным, доброжелательным, активным);
  • в применении невербальных и речевых средств взаимодействия (активно включать мимику, контактировать с детьми глазами);
  • в осознании внутренней ситуативной настроенности школьников, передаче этого понимания школьникам.

Важным моментом является анализ использованной технологии общения. Целью данной стадии является диагностика и коррекция. Педагог соотносит поставленные цели с полученными результатами, оптимальность выбранных средств, методов общения.

Кинетические средства общения

Американским психологом Р. Бердвистлом предложен термин «кинетика», используемый для рассмотрения общения с помощью анализа движений тела. Изучение кинетики является огромной областью исследований в психологии, культурологии, педагогике. Самыми изученными на данный момент являются такие элементы кинетической структуры, как позы, жестикуляции, мимика, визуальный контакт, взгляд.

Выразительность речи учителя связана с его умением применять эти элементы кинетической структуры. Они воздействуют на зрительный канал детского восприятия, придают взаимоотношениям определенные нюансы.

По мимике педагог может узнать о своем ученике достаточно много интересного. Мимика самого педагогика должна быть понятной школьнику. В противном случае ребенок будет бояться «страшного» учителя, а процесс обучения не принесет желаемых результатов.

Именно поэтому в рамках обновления содержания отечественного образования во все учебные дисциплины были введены ФГОС. Они основываются на личностно-ориентированном подходе к воспитательному и образовательному процессу.

В системе гуманистического подхода к воспитанию предъявляются серьезные требования к мимике учителя, его умениям выстраивать позитивные взаимоотношения с другими людьми. Для того чтобы в полной мере выполнять задачу, поставленную обществом перед современной школой, педагоги должны использовать современные методы и приемы работы, в частности, решать коммуникативные задачи с помощью мимики и жестов. Позитивный настрой учителя, его искреннее желание «научить учиться» принесет желаемые результаты, поможет воспитать молодежь, имеющую активную гражданскую позицию.

Источник

Оцените статью