- Как развить в ребенке коммуникабельность? статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
- Что такое коммуникативные навыки?
- Зачем ребенку коммуникативные навыки?
- Желание общаться
- Знать, как общаться
- Умение общаться
- Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников
- От рождения до 2 лет
- От 2 до 4 лет
- От 4 до 6 лет
- От 6 лет и старше
- Методы развития коммуникативных навыков
- Игры на развитие коммуникативных навыков
- Упражнения, развивающие коммуникативность
- Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни
- Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка
- Возможное нарушение коммуникативных навыков
- Советы родителям
- Выводы
Как развить в ребенке коммуникабельность?
статья по теме
Эта статья поможет родителям научить ребёнка общаться с разными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить в ребенке коммуникабельность?
Умение общаться – очень важное качество в человеке, необходимое на протяжении всей его жизни, но проблемы в общении возникают у многих людей независимо от возраста. Кому-то легко прижиться в коллективе, в обществе, а кому-то это дается с большим трудом. Многие подростки не могут складывать отношения со сверстниками в реальной жизни, зато в социальных сетях они пользуются успехом и имеют по несколько сотен друзей.
Эта проблема чаще встает перед родителями только тогда, когда они замечают, что у их ребенка не складывается общение с одноклассниками, и это порой проявляется в виде конфликтов со сверстниками. Но на эту проблему для начала нужно взглянуть с другой стороны: не как построение отношений между детьми, а как проблема в общении в целом.
Важно родителям научить общаться ребенка с разными людьми, независимо от возраста и пола, а также других категорий разделения людей. Пусть ребенок пробует находить подход в разговоре не только со сверстниками, но и с бабушками, сидящими у подъезда, с уборщиком мусора во дворе, с маленьким малышом, играющим в песочнице или с вечно раздраженным соседом.
Учить ребенка общаться нужно еще с возраста, когда он еще любит играться в песочнице. Здесь он наладит общение с такими же малышами, как и он сам, возможно с ним заговорит мама или бабушка чужого ребенка. В этой ситуации можно понаблюдать за реакцией вашего малыша. Например, на вопрос, что он построил из песка, ребенок может с легкостью ответить, да еще и рассказать о себе много нового, другой малыш может ничего не сказать в ответ и отодвинуться подальше. С этого момента родителям можно задуматься о том, что уже пора в ребенке раскрывать все его коммуникативные способности.
Пока ребенку не исполнилось десять лет, у вас есть время, чтобы повлиять на развитие его личности. Такого ребенка не так сложно, как подростка, уговорить что-то сделать. При попытках общаться с людьми хвалите и поощряйте его за это.
Бывает ситуации, когда приходят взрослые гости и заваливают его кучей вопросов, касающихся школы и личной жизни. Ребенок, не умеющий поддерживать разговор, так и норовит убежать в другую комнату. Ваша задача – попросить его пообщаться с гостями хотя бы не больше получаса.
Еще одна ситуация, когда возникает проблема при общении, если ребенок не может наладить разговор, например, со своей бабушкой, которую давно не видел. В этом случае вы должны помочь ему: подскажите, как ответить на тот или иной вопрос, какие вопросы необходимо ему самому задать. Заранее объясните, что разговор должен продолжаться как можно дольше. Это позволит ему развить коммуникативные навыки.
Если вы берете с собой малообщительного ребенка на отдых, то старайтесь как можно чаще знакомиться с новыми людьми, при этом общаться с ними на разные темы. При этом вы можете попросить своего ребенка сделать самостоятельно заказ в ресторане, попросить что-нибудь у проводника в поезде или спросить у проходящего мимо человека о времени. Побуждайте свое чадо к знакомству со сверстниками, с которыми вы едете в этот момент или находитесь в том месте, где они играют или просто отдыхают по близости с вами.
Какие существуют родительские ошибки?
Если вы сами являетесь малообщительным человеком и зачастую устаете от разговора с людьми, то вам привить ребенку чувство коммуникабельности будет довольно сложно. Вы должны понимать, что только на практике, а не словами, можно добиться того, что ребенок научиться общаться с людьми.
Многие родители, желая исправить в ребенке нежелание общаться, ведут его к психологам или сами заводят с ними разговоры по душам. В итоге это не приведет к результату, а если и приведет со временем, то вы рискуете потратить много денег и нервов, как своих, так и ребенка.
Бывает, что родители начинают решать проблему, когда ребенок уже стал подростком. Это возраст, когда его психология не подается гибкости. Поэтому, чем раньше вы начнете с ним заниматься в этом направлении, тем больших успехов вы достигнете в этом плане. Хорошо, если вы выбрали для ребенка детский сад, а не домашнее воспитание, там он оказывается в тех условиях, когда просто вынужден общаться с малышами, а также воспитателями. Частое присутствие гостей в доме или походы на природу с семьями, где есть дети, способствуют тому, что ребенок научится быть общительным.
Родители должны осознавать, что ребенок может не освоиться в обществе, если перепоручать эти вопросы специалистам, только в домашних бытовых условиях, где подражателями будут родители, ребенок со временем сможет привыкнуть к общению и социализироваться в современном мире.
Источник
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребованным и популярным. Но если он научился доносить свои мысли до окружающих и общаться с людьми — в его руках ключ к личному успеху.
Вот только ключ этот не дается каждому человеку при рождении. Хорошая новость — навыки общения с людьми в ребенке можно и нужно развивать. И наша статья подскажет родителям, как это сделать правильно.
Содержание статьи:
Что такое коммуникативные навыки?
В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:
- навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
- навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).
Зачем ребенку коммуникативные навыки?
Чтобы не остаться одному. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если человек не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».
Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.
Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса), затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.
Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.
Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.
Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:
- желание общаться;
- знание основ социального общения;
- собственно умение общаться.
Желание общаться
Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими. Дети этого не умеют.
Знать, как общаться
Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т.д.
Умение общаться
Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:
- умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
- доброжелательность, дружелюбие;
- умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
- умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
- умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
- умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.
Еще один важный компонент умения общаться — активное слушание. Оно обычно труднее всего даётся детям-холерикам. Им не терпится как можно больше рассказать о себе, своих впечатлениях, увлечениях. Высказывания собеседника отодвигаются на второй план.
Если ребенок успешно овладел этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.
Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников
На каждом возрастном этапе коммуникативные навыки детей развиваются и совершенствуются.
От рождения до 2 лет
В этот период ребенок делает первые шаги не только в физическом плане, но и в коммуникативном. Круг общения детей в этом возрасте ограничен мамой, папой и другими близкими родственниками. Дети учатся доносить свои потребности взрослым и, в свою очередь, понимать собеседника.
От 2 до 4 лет
В этом возрасте ребенок открывает для себя мир сверстников. Он понимает что вдвоём или в компании веселее, чем одному. На первый план выходит эмоционально-практическая связь с другими детьми: ребенок строит диалог, играет. Он ощущает себя причастным к обществу: «Мы играем», «Мы бегаем» и т. д. Постепенно словарный запас детей пополняется, и коммуникативные навыки развиваются быстрее.
От 4 до 6 лет
Общение в дошкольном возрасте — способ познать мир и жизнь в её многообразии. Взаимодействие происходит в игровой форме. В этом возрасте могут вспыхивать конфликтные ситуации, поскольку дети в этом возрасте ещё эгоцентричны. Пятилетний ребёнок уже осознаёт, насколько важны слова в общении со сверстниками. Постепенно дети переходят на более высокую ступень общения.
От 6 лет и старше
К этому возрасту коммуникативные навыки ребёнка частично сформированы. Общение у младших школьников формируется избирательно, возникают постоянные предпочтения. Ребенок сам выбирает друзей и приятелей, осознает тонкости взаимодействия с теми или иными людьми.
По мере взросления ребёнок получает новое представление об участниках своего круга общения, их интересах, сторонах характера. Так он учится оценивать не только других, но и себя, свои возможности.
Методы развития коммуникативных навыков
Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра.
Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:
- Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
- Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
- Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.
Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно.
Игры на развитие коммуникативных навыков
Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.
Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.
- Игра «Хор животных». Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: «кря-кря», «мяу-мяу», «ква-ква-ква». Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
- Игра «Комплименты». Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
- Игра «Мышеловка». Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется «мышка». Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.
Упражнения, развивающие коммуникативность
Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.
Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:
- Разместить на доске карточки с изображениями людей, на лицах которых можно отследить определённые эмоции. Далее нужно рассказать небольшую историю о конкретном человеке. К примеру: «Это — Вася, он грустит, потому что сломалась его любимая игрушка». Ведущий спрашивает у детей, как можно помочь Васе, игроки по очереди предлагают свои варианты.
- Доску разделить на две половины, одну пометить знаком «+», другую — «-». Далее дети по очереди выходят к доске, им предлагается несколько картинок. Каждый участник выбирает «плохой» и «хороший» вариант. Важно, чтобы направление картинок было одинаковым, к примеру, целая и разбитая чашка, улыбающийся и плачущий мальчик. Игрокам надо составить по картинкам небольшой рассказ.
- Коллективное слушание художественного произведения. Лучше начинать с небольших сказок. Взрослый читает её детям, а затем все коллективно обсуждают сюжет. Особое внимание нужно уделять действиям персонажей, выделять хорошие поступки. Негативные моменты также нужно отмечать, вместе с детьми выясняя, почему так делать нельзя.
Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.
Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни
Чтобы ребенок научился, а главное — захотел общаться с окружающими людьми, с самого детства ему нужно обеспечить:
- психологический комфорт;
- возможность общаться с людьми разного возраста;
- поддержку родителей и педагогов при организации общения в группе.
В первые годы жизни человека коммуникативные навыки формируют или не формируют родители и члены семьи. Именно им отведена важнейшая роль — научить ребенка общаться. Для этого вовсе не обязательно быть педагогом. Достаточно взять на заметку несколько советов и действенных методик.
Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка
Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.
Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:
- «Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры.
- «Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными.
- «Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.
- «Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем.
- «Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются. Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки.
- «Проблемный ребёнок». Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.
- «Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.
Возможное нарушение коммуникативных навыков
Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:
- Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
- Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
- Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.
Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:
- Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
- Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
- Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
- Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.
Советы родителям
Эти рекомендации для родителей могут показаться слишком простыми и даже обыденными. Но именно эти несложные повседневные занятия — ключ к развитию навыков общения:
- Искренний интерес к жизни ребёнка. Полезно регулярно задавать сыну или дочери вопросы о прожитом дне. Важно поощрять желание рассказывать всё в подробностях. Также нужно обсуждать спорные ситуации, которые вызвали у детей затруднение или непонимание.
- Альтернатива словам. Помимо вербального (словесного) общения, полезно практиковать умение разговаривать на языке тела. Дети должны усвоить, что свои желания, эмоции, чувства и настроение можно передать позой, мимикой, жестами.
- Обратная связь. Не стоит общаться исключительно в режиме интервью. Родителям также полезно рассказывать детям, как прошёл их день.
- Позиция здорового невмешательства. Психологи рекомендуют вмешиваться в детские конфликты только в самом крайнем случае. Решая проблемы со сверстниками самостоятельно, дети учатся находить выход из сложных ситуаций, попутно повышая уровень коммуникации.
- Учитывать мнение ребенка. Хорошо, если малыш научиться рассуждать о своих чувствах, размышлять о них. Поэтому свои ежедневные решения он может и должен взвешивать. Для этого можно задавать вопросы типа: «Чем бы могли заняться сегодня?», «Что будем готовить на ужин?» и т.д.
Ещё одно занятие, которое способствует развитию навыков общения — совместное чтение и обсуждение книг. Не стоит расстраиваться, если ребёнок регулярно выбирает одно и то же произведение. Так маленький человек научится понимать действия героев, давать оценку их поведению. Родители могут задавать наводящие вопросы, подталкивать детей к рассуждениям.
Выводы
Коммуникативные навыки — не врожденные, взаимодействию с окружающими можно научиться. Если Ваш ребенок испытывает сложности в общении со сверстниками в саду или на площадке, специалисты детских центров развития и садов «Бэби-клуб» с радостью придут на помощь. Наши занятия и грамотно составленные программы побуждают интерес к общению, помогают детям раскрепоститься, развить коммуникативные знания, умения и навыки.
Источник