- Кто такой коммуникабельный человек и что это означает?
- Кто такой коммуникабельный человек?
- Как распознать коммуникабельного человека?
- Что значит быть коммуникабельным?
- Преимущества коммуникабельности.
- Как стать коммуникабельным человеком?
- 1. Держать равновесие.
- 2. Не спешить.
- 3. Слушать, не теряя контакта.
- 4. Не оценивать.
- 5. Проявлять инициативу.
- 6. Работать над собой.
- Что такое коммуникабельность человека, как развить
- Что такое коммуникабельность человека
- Коммуникабельность: как развить
Кто такой коммуникабельный человек и что это означает?
О том, что быть коммуникабельным – хорошо и выгодно, знают все. Составляя резюме, мало кто забывает упомянуть, что он – коммуникабельный человек. Но что на самом деле представляет собой это качество и каков настоящий портрет его обладателя?
Кто такой коммуникабельный человек?
Коммуникабельный человек — это тот, кто владеет способностью установить контакт с окружающими, быстро адаптируясь в новой среде. «Поддающийся общению, сообщению» — вот что означает слово коммуникабельный, если перевести его с латинского «communicabilis».
Существует ошибочное мнение, что коммуникабельный человек — это экстраверт, любящий поболтать и рассказать о себе. Но так ли это? На самом деле в отличие от общительного говоруна и хорошего рассказчика коммуникабельного человека отличает неимоверная тактичность, грамотно поставленная речь, образованность и интеллигентность, толерантность, а также много других положительных качеств.
Как распознать коммуникабельного человека?
- Он не говорит ради того, чтобы просто говорить, а преследует конкретную цель: переубедить партнера, найти компромисс с недовольным клиентом, повысить доверие и так далее.
- Такая личность точно знает, как вести диалог, чтобы добиться результата.
- Ему легко дается переход с одного стиля разговора к другому, он уверенно держит себя, имеет харизму, без проблем находят темы для общения.
- С таким собеседником могут общаться люди любого возраста, сословия, национальности. С ним интересно проблемному подростку и преклонного возраста профессору.
- Разговор с коммуникабельным человеком всегда полезен и интересен обеим сторонам, потому что качественно отличается от пустой болтовни говоруна.
- Гибкость характера, сдержанность, быстрая адаптация к новым условиям, инициативность, лидерство – вот естественные черты коммуникабельной личности.
- Для него любая беседа – это диалог, а не упоенный монолог. Ему всегда важна обратная связь.
- Воспринимает общение как творческий процесс, импровизирует.
- Готов без подготовки выступить перед большой аудиторией, находит тон и стилистику речи в соответствии с аудиторией.
- Толерантен, космополитичен, избегает радикальности.
- Контролирует внимание слушателей, создает комфортные условия для беседы.
Что значит быть коммуникабельным?
Этот вопрос однажды прозвучал во время занятия, посвященного культуре общения. Преподаватель спросил находящихся в аудитории слушателей: «Кто является примером коммуникабельного человека?». Он разрешил назвать как реальную личность, так и литературного персонажа. Главное – вспомнить того, кто владеет умением общаться и легко контактировать с другими.
Желающих ответить нашлось много. Некоторые называли имена своих друзей, приводя в пример факты с их биографии. Иные вспоминали примеры некоммуникабельности, предлагая пойти от обратного.
Но самым интересным оказался ответ решительной ученицы: «Дерсу Узала. Коммуникабельный – это качество, которое отлично характеризует героя».
Присутствующие застыли в недоумении, ведь как героя книги Арсеньева «Дерсу Узала» можно назвать общительным, если он, будучи нанайцем и прожив всю жизнь в глухой тайге, практически не видел людей? А что уже говорить об его речевых навыках?
Сверстники подумали, что их одноклассница пошутила, а лектор озадаченно спросил: «Почему вы так считаете? Объясните нам».
Девушка ответила, что этот литературный герой научился «читать тайгу», то есть умел распознавать следы зверей и предугадывать погоду, знал свойства всех растений. Он был уверен, что все живые существа, включая растения и животных, умеют разговаривать.
Она продолжила дальше, приводя аргументы из его жизни: «Он сумел померить песней поссорившихся военнослужащих, его уважали везде, где бы он ни появлялся. Старому нанайцу удавалось расположить к себе, не промолвив ни единого слова. А кто из нас может похвалиться подобным достижением?»
Слушатели молча согласились с доводами. А лектор понял, что эту тему его ученики освоили на «отлично».
Преимущества коммуникабельности.
Коммуникабельность придает уверенности в себе. Человек, обладающий характерными навыками, готов контролировать ситуацию и стать лидером в новом коллективе. Эти же навыки помогают читать партнера, видя его явные и скрытые мотивы поведения.
Обладая этой чертой, мы можем обратить внимание аудитории и донести к ней нужную информацию, что является инструментом достижения собственных целей.
Коммуникабельный человек легко налаживает сотрудничество между двух сторон. В этом случае навыки используются не для того, чтобы отстоять свое, а для создания взаимовыгодного диалога, нахождения компромисса. Искусство состоит в том, чтобы умело и грамотно соединить личные цели с целями партнера.
Навыки эффективного общения бесценны во время переговоров – как коммерческих так и дипломатических. Основная задача таких встреч – найти компромисс, оставаясь при своих интересах и целях.
Умение быстро разрешить конфликт – ещё одно преимущество мастера эффективного общения, Важно точно поставить вопрос, сформулировать проблему, предложить варианты ее разрешения. Именно этого умения не хватало двум народам – тупоконечникам и остроконечникам, с которыми встретился Гулливер во время приключений в произведении Джонатана Свифта.
Как стать коммуникабельным человеком?
1. Держать равновесие.
Спокойные, уверенные в себе и дружелюбные люди всегда располагают к себе. Следует избегать заискивания, спешки, дрожания в голосе, а также обращать внимание на невербальные способы общения, которые выдают волнение или, наоборот, убеждают в силе и стойкости. Непринужденная поза, взгляд в глаза, ровные тон и голос не только обращают внимание аудитории, но и заставляют ее уважительно относиться к говорящему.
2. Не спешить.
Встречая человека «по одежке», не стоит формировать о нём свое мнение. Бывает, что выводы, сделанные о собеседнике в первые часы общения, совершенно не соответствует действительности. Создав образ человека в своей голове, мы интуитивно вырабатываем тактику общения и модель поведения с ним. Ошибка может дорогого стоить. Лучше стараться в любом человеке искать только положительные стороны.
3. Слушать, не теряя контакта.
Важно, чтобы собеседник ощущал внимание к себе, чувствовал, что его слушают. Убедить в этом можно, если большую часть разговора смотреть в глаза, выражать эмоции от услышанного, задавать логичные вопросы, не перебивать.
4. Не оценивать.
Следует избегать критической оценки чужих реплик. Когда мы сомневаемся в компетентности человека или в правдивости его слов, адресант закрывается и становится недоступен для качественного диалога. В итоге теряют оба, так как эффективные коммуникации не произошло.
5. Проявлять инициативу.
Коммуникабельный человек должен выработать привычку улыбаться собеседнику, начинать разговор и здороваться первым. Став инициатором беседы, он имеет право вести ее и быть ответственным за исход диалога. Собеседник подсознательно понимает это и проявляет уступчивость.
6. Работать над собой.
Чтобы не стоять на месте, нужно пополнять словарный запас и расширять кругозор. Это происходит, когда мы занимаемся саморазвитием, читаем литературу, изучаем тенденции в разных отраслях. Информация, которую мы подчерпнем, поможет вести беседу естественно и непринужденно.
Мы подробно рассказали о том, кто такой коммуникабельный человек и какими качествами он обладает. Коммуникабельность имеет много преимуществ. Но чтобы овладеть искусством качественного общения с окружающим миром, стоит приложить усилия. Наши советы подскажут, в каком направлении двигаться.
Источник
Что такое коммуникабельность человека, как развить
Вопрос, что такое коммуникабельность и как ее развивать, волнует всех, кто хочет достичь успеха в карьере. Сегодня это одно из самых востребованных качеств на рынке труда. Коммуникабельность упоминают как одно из обязательных требований к претендентам на занимаемую должность работодатели. Она стала одним из непременных пунктов в резюме тех, кто находится в поисках работы. Расскажем подробнее о том, что такое коммуникабельность и как ее можно развить.
Что такое коммуникабельность человека
Коммуникабельность — это качество, позволяющее найти общий язык с различными людьми. Это способность к общению.
Термин «коммуникабельный» обычно употребляют по отношению к человеку для характеристики его навыков. По отношению к процессу передачи информации используют слово «коммуникативный».
Среди синонимов термина «коммуникабельность»:
- общительность;
- контактность;
- совместимость.
Коммуникабельность, как и умение работать в команде, относят к так называемым социальным гибким навыкам (soft skills) — набору навыков, которые не зависят от особенностей конкретной работы, но позволяют достигать успеха на профессиональном поприще.
Коммуникабельность считают составной частью эмоционального интеллекта — умения распознавать свои и чужие эмоции. В частности, израильский ученый Рувен Бар-Он в середине 1990-х представил модель социального и эмоционального интеллекта, в которой коммуникабельность была одной из 15 составляющих наряду с самоуважением, самовыражением, эмпатией и прочими способностями.
Считается, что коммуникабельный работник:
- способен легко вступать в переговоры, успешно их вести и добиваться нужного результата;
- умеет живо и непринужденно общаться с клиентами любого возраста и пола;
- уверен в себе и способен легко приспособиться к меняющимся условиям.
Коммуникабельность — это важный навык, необходимый для успешного существования в обществе. Умение связно говорить не равно коммуникабельности и автоматически не делает человека интересным собеседником. В обществе встречаются люди, у которых навыки коммуникабельности развиты в разной степени.
Фото: brooksgroup.com: UGC
Психологи считают, что причиной слаборазвитых коммуникативных навыков могут стать действия родителей в раннем возрасте. В частности:
- Попытки переучить ребенка использовать в качестве главной не левую, а правую руку. «Переученные» левши, как правило, вырастают замкнутыми людьми.
- Недостаток занятий по развитию мелкой моторики. Как известно, моторика связана с развитием мозга и косвенно влияет на способности высказывать свои мысли.
- Нехватка полноценного общения. Часто взрослые ограничивают свое взаимодействие с ребенком простым сюсюканьем, в то время как с малышом с раннего возраста необходимо разговаривать, чтобы ускорить развитие речи и навыков коммуникации.
- Игнорирование родителями потребностей ребенка делает его замкнутым.
Во взрослом возрасте барьерами, препятствующими развитию коммуникабельности, являются:
- Стресс и неумение контролировать свои эмоции.
В состоянии эмоционального напряжения люди теряют способность слышать других и осознавать собственные действия.
- Неумение сосредоточить внимание на одном предмете.
Успешное общение требует усилий и желания понять слова собеседника. Одной из важных психологических проблем современного общества является фаббинг — периодическое отвлечение внимания на мобильные устройства в процессе общения.
Часть коммуникации между людьми происходит на невербальном уровне.
Психологические опыты показали, что люди в состоянии прочитать язык тела собеседника. Поэтому так называемые закрытые позы в виде скрещенных рук или ног, руки в замке и прочие дают сигнал, что общение неприятно собеседнику и он подсознательно желает его скорейшего прекращения.
Психологи выделяют такие модели коммуникабельности:
В данной модели человек стремится всеми возможными средствами показать свое превосходство над собеседником: повышает голос, входит в пределы личного пространства партнера, перебивает говорящего.
В отличие от предыдущей модели, ей присущи чрезмерная уступчивость, неуверенный тон разговора, смущение и произнесение фраз тихим голосом.
Выдерживание длительных пауз в разговоре для максимально точного и педантичного ответа.
Способность как быстро включиться в разговор, так и легко от него отвлечься. Стремление закончить фразу за собеседника, если тот медленно формулирует мысль.
Помимо таких позитивных качеств, как умение общаться с разными людьми, внимательности и спокойствия, у людей с развитыми навыками коммуникабельности могут проявляться и такие недостатки, как:
- Стремление привлечь к себе излишнее внимание.
- Желание втянуть собеседника в долгий разговор.
- Сарказм и некоторая агрессивность по отношению к человеку, не жалеющему вступать в беседу.
Проверить развитие собственной коммуникабельности позволяет небольшой экспресс-тест. У человека слабо развиты навыки общения, если его:
- Расстраивает необходимость доклада на совещании или конференции.
- Пугает необходимость вмешаться в конфликт коллег из-за нежелания испортить отношения с ними.
- Страшит необходимость высказать свою точку зрения даже о хорошо знакомом предмете.
- Раздражают вопросы типа «как пройти» от незнакомцев на улице.
- Нервирует ожидание деловой встречи.
Фото: classicalhypnosis.ru: UGC
Коммуникабельность: как развить
Коммуникабельность, как и любой другой навык, можно развить. Для этого специалисты рекомендуют:
- Заниматься самосовершенствованием. Регулярно читать книги, посвященные улучшению коммуникативных навыков.
- Сохранять настрой на успех и выступать инициатором в общении, не избегать возможности поговорить с незнакомыми людьми.
- Уделять внимание невербальной стороне общения. В частности, принимать во время разговора открытые позы, улыбаться, смотреть в глаза собеседнику кивать головой, давая понять, что его слова находят понимание и так далее.
- Контролировать собственные эмоции в процессе общения: делать необходимые смысловые паузы, соблюдать ясность формулировок.
Фото: missbagira.ru: UGC
Лучшим считается тот собеседник, который мало говорит, но способен выслушать. Поэтому для развития коммуникабельности одной из ключевых предпосылок является активное слушание. Его суть заключается в умении:
- Сосредоточить фокус внимания на говорящем, его переживаниях и ощущениях.
Важно показать собеседнику важность того, что он говорит, периодически интересуясь, как он себя чувствовал в ситуации, о которой рассказывает.
Человек любит говорить только о самом себе. Поэтому естественной реакцией на любую фразу собеседника является желание рассказать о своих переживаниях или аналогичной ситуации. Этого следует избегать и внимательно выслушивать историю говорящего до конца.
- Наклонить левое ухо ближе к говорящему.
Считается, что левое полушарие головного мозга обрабатывает речь и эмоции. Поэтому использование левого уха ускорит попадание информации в нужный отдел головного мозга.
Выслушав собеседника, стоит повторить то, что он сказал, дословно или перефразировать собственными словами. Затем поинтересоваться, это ли он имел в виду.
Фото: ihappymama.ru: UGC
Специалист в области общения Алан Пиз отмечает, что для начала разговора с незнакомым человеком есть две универсальные темы: ситуация и он сам.
Начав разговор, о себе не стоит заводить разговор до тех пор, пока собеседник не задаст соответствующий вопрос. Инициировать беседу можно, задав вопрос, высказав мнение или констатировав факт.
Среди приемов эффективного общения специалисты называют:
- Прием трех «да». Понимания с собеседником легче достичь, если задать три вопроса или высказать три суждения, с которыми он непременно согласится.
- Отказ от использования в речи негативно окрашенных и агрессивных слов, которые способны подсознательно отпугнуть собеседника. Их стоит заменять более мягкими и нейтральными формулировками. Например, вместо «нужно» использовать «хотел бы», вместо «ужасно» — «небольшие трудности», а вместо «страшно» — «немного тревожно».
- Проявлять эмоции и говорить на повышенных тонах допустимо только при описании позитивных событий. Для разговора о негативных ситуациях не стоит повышать голос и проявлять излишнюю эмоциональность.
- Улыбаться, использовать юмор, который называют «универсальным социальным клеем», и самоиронию.
Также психологи рекомендуют создать собственную модель коммуникабельности. Для этого необходимо на листе бумаги написать:
- Собственную жизненную философию (свое отношение к важным вещам: семье, здоровью, религии и так далее).
- Образ, который должен возникнуть у собеседника при общении.
- Собственные достижения и провалы, которые могут быть интересны потенциальному собеседнику.
- Свои цели и мечты, которые можно обсудить с собеседником в разговоре.
- Четко сформулированные на бумаге мысли способствуют ясности суждений и закреплению желаемого образа в подсознании.
Коммуникабельность — важный и востребованный навык, который позволяет достичь успеха не только в карьере, но и других сферах жизнедеятельности. Поэтому важно уделять внимание и прилагать усилия для его развития и закрепления.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Источник