Что значит коммунарские сборы

Коммунарские сборы в школе. Совет школы

Существовавшее в Советском Союзе коммунарское движение было возрождено в августе 2011 года молодёжью Воронежа и Москвы, тогда же состоялись первые коммунарские сборы. Так началась активная деятельность автономной межрегиональной некоммерческой организации — Движения Коммунаров, основанная на теориях педагогики, созданных великим А. С. Макаренко и И. П. Ивановым. Первые коммунарские сборы имели организационный характер: была принята Декларация ДК и обсуждён Устав.

Возрождение

В 2011 году под Воронежем прошёл первый межрегиональный слёт, в котором участвовала молодёжь, организованная энтузиастами из Москвы и Воронежа. На нем и было принято решение возродить славное коммунарское движение. Целое лето проходили коммунарские сборы и учредительные конференции. В начале августа межрегиональная организация была создана и зарегистрирована. В конце этого же месяца уже были проведены вторые коммунарские сборы, где ряды организации были значительно пополнены.

В следующем году появилось третье отделение — в Ульяновске. Следующий межрегиональный слёт проходил в 2013 году, где было обсуждено членство этой организации в Союзе добровольцев России (Всероссийская общественная организация). Решение было положительным и вступление состоялось. При этом законы коммунарских сборов не поменялись, сохранились все структуры, Устав и действующая Декларация. А главное то, что традиции первого движения коммунаров, которое началось в далёком 1956 году, тоже оказались абсолютно интересны, своевременны и полезны для сегодняшней действительности.

Это была инициатива И.П. Иванова, известного ленинградского педагога. Коммунарское движение родилось из субкультурного объединения пионервожатых, которое называлось Союзом энтузиастов. Это были творчески настроенные молодые люди, ищущие неформальные пути в развитии советской педагогики. Пионервожатые были буквально влюблены в идеи Антона Семёновича Макаренко и всячески их пропагандировали.

Читайте также:  Что значит полновесный браслет

В 1958 году была внедрена эта методика и составлена первая программа коммунарских сборов в Школе пионерского актива, которая существовала во Фрунзенском районе Ленинграда. Через год эта Школа стала называться Коммуной, где уже были разработаны атрибутика, законы, принципы деятельности (основа — общественная польза). К распространению этих идей подключилась «Комсомольская правда», с её помощью движением заинтересовались в ЦК ВЛКСМ и стали активно помогать коммунарскому движению.

Сборы

Полвека назад теория и практика воспитания обрела феномен, который оказал огромное воздействие на мировоззрение многих поколений учителей и школьников. Коммунарской методике удалось создать целую систему организационных форм и приёмов в воспитании подростков, которая формировала и развивала в них коллективное начало, укрепляя процесс совместной деятельности взрослых и детей. И сегодня Коммунарские сборы являются идеальной моделью разновозрастного коллектива. Опыт предшественников взят за основу в действии: ученическое самоуправление, выездная школа ученического актива — всё это родилось не сегодня.

Коммунарский сбор — главное событие в году. Он проводится на каникулах несколько дней подряд, однако организаторы работают не только задолго до начала его, но и много месяцев после. Начинается подготовка к сборам обычно за два месяца до каникул. Формируются отряды из 7-11 классов (разновозрастность здесь принципиальна), а также в состав отрядов включаются выпускники школы — студенты и даже совсем взрослые люди, давно окончившие свои вузы, но имеющие возможность и желание работать с детьми.

Роль школы

Состав отрядов утверждает совет школы, где сборы организуются. Естественно, педагоги, работающие здесь, несут всю ответственность за проведение сборов, за жизнь и здоровье участников-коммунаров. Это, можно сказать, «генералитет», имеющий авторитет непререкаемый, несмотря на всё ученическое самоуправление. В рамках сборов проводятся самые разнообразные мероприятия — чаще всего творческие или спортивные, но набирает силу деятельность коммунаров, имеющая социальный характер.

Продуманные мероприятия помогают быстро познакомиться и сплотиться в новом для них коллективе. Это могут быть маленькие спектакли в форме КВН, вечера танца и песни, спортивные игры. С тех пор, когда прошли первые сборы с выездной школой актива, ход этого мероприятия достаточно хорошо выверен, программы продуманы. В них включены и творческие коллективные дела, и психологические тренинги, и деятельность в социальной сфере. Участниками коммунарских сборов обычно бывают дети, представляющие свой совет школы на городском или региональном уровне. Бывают даже родительские отряды, выполняющие задания наравне с детьми, что тоже является хорошей формой, поддерживающей принцип разновозрастности.

Значение

Эта практика имеет высокую социальную значимость, поскольку детям такая форма воспитания просто необходима. Вернувшиеся со сборов буквально зажигают активностью свой класс. Видны их резко возросшие организаторские способности, умение ладить с коллективом, желание участвовать в мероприятиях, которые проводятся на уровне школы, города, региона. «Коммунарские сборы — это маленькая жизнь,» — заявляют вернувшиеся и берут в свои руки ученическое самоуправление в школе.

На самом деле впечатлений мало не бывает. Самое ценное — живое общение, совместная деятельность, что повышает не только комуникативные навыки, но и помогает реализовать многие скрытые способности каждого участника. Дети получают свои первые представления о товариществе, коллективизме, коммунарстве. На этом устойчивом фундаменте формируется мировоззрение, всесторонне развиваются способности за счёт активной пропаганды самообразования, реализуются разнообразные программы — культурные, спортивные, социальные.

Структура

Эта общественная организация является межрегиональной, поскольку в её структуре существуют три отделения по регионам: Московское городское, Воронежское и Ульяновское областные отделения МОО ДК. Руководящий орган — Слёт МОО ДК, в региональных отделениях — Коммунарский сбор, для которого составляется специальная программа, где заранее запланированы мероприятия: тренинговые занятия, способствующие сплочению каждого отряда, мастер-классы, которые раскрывают креативное мышление, навыки целеполагания. Разрабатывая социально-значимые проекты, взрослые воспитывают в детях патриотизм, ответственность.

Чтобы оперативно руководить Слётом, выбирается Центральный Совет из трёх человек — из каждого регионального отделения по одному. В советской школе самым главным человеком пионерского возраста был председатель совета дружины. Сейчас в школе есть президент школьного совета. Но суть практически не поменялась. Коммунары разрабатывают различные направления деятельности, тематически объединив дела и действия в комплекс. Такие комплексы называются «операциями». Обычно разработанных направлений несколько, и все они достаточно объёмны. Поэтому лучше подробнее рассмотреть самые удачные из них.

«Чистый берег»

Очень полезной и общественно значимой стала операция «Чистый берег», направленная на проблемы экологической ситуации в поймах водоёмов. Коммунары и представители других присоединившихся организаций постоянно проводят рейды и трудовые десанты, очищая прилегающие к малым рекам, прудам, озёрам территории, устанавливают таблички с агитационными материалами, беседуют с отдыхающими относительно соблюдения чистоты в полюбившихся им местах.

Население данных районов информируется о той экологической ситуации, которая явно неутешительна. Особенно это касается пойм рек, протекающих в городах. Коммунары взаимодействуют с исполнительной властью и местным самоуправлением, привлекают добровольцев для решения санитарных и экологических проблем. Первые рейды прошли в сентябре 2011 года в московском Отрадном, далее — ежегодно и повсеместно.

«Рубеж Славы»

Очень широко представлена в деятельности коммунарского движения направленность военно-патриотическая. Самый яркий пример тому — операция «Рубеж славы». Каждое лето и каждый декабрь отмечаются выездами коммунаров в места боевой славы. Летом проводятся субботники там, где захоронены бойцы Красной Армии, а в декабре — в дни контрнаступления под Москвой — коммунары всегда посещают памятники Советским воинам: едут под Дмитров, в Яхрому (Перемиловские высоты), под Волоколамск, где остановили фашистов 28 героев-панфиловцев, и во многие другие места.

Другая операция называется «Память». Коммунары едины в борьбе за историческую справедливость, за объективное освещение истории Советского Союза, за сохранение его культурного наследия. «Память» — это пикеты и митинги, обращения во властные структуры страны. Также проводятся трудовые десанты, чтобы участвовать в сохранении памятников истории. Организуется шефство: коммунары следят за памятником Ленину на Лосиноостровской и памятником Кирову на Добролюбова, за могилой Т. И. Гаврилова, командира партизанского отряда в Красной Поляне (посёлок Северный).

Эра милосердия

Огромный комплекс мероприятий проводят коммунары в отношении людей, которые попали в трудную ситуацию. Милосердие, человечность, сострадание воспитываются у школьников с самого раннего возраста. Они собирают вещи, помогая пунктам социальной помощи, пропагандируют среди населения содействие друг другу. Интересна акция, проводимая ежегодно, когда под Новый год коммунары бывают в малообеспеченных семьях. Они приходят в костюмах Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика и других сказочных персонажей, поздравляют детей, дарят им подарки, которые предварительно закупают на собранные пожертвования.

В Ульяновске коммунары шефствуют над приютом, где помогают ухаживать за бездомными животными, — не только материально, но и своим трудом. Кроме того, коммуна не может не поддерживать те или иные требования жителей, которые могут касаться градостроительной политики, а также экологии и многих других животрепещущих проблем. Составляются петиции, проводятся встречи с руководителями местных властных структур. Но здесь более всего участие принимают не школьники, а студенты, хотя старшеклассники тоже живо заинтересованы в социальной справедливости, которую хотят видеть в своей стране.

Школьники

Старшеклассникам-коммунарам уже очень скоро предстоит занять собственную ступень в общественной иерархии, а потому они уже сейчас должны уметь правильно расставить приоритеты, быть добросовестными не только в своём деле, но и в оценках дел, за которые отвечают другие люди. Они должны уже сейчас уметь подчиняться и управлять, планировать и организовывать.

Структура ученического самоуправления как ни одна другая работает для этой цели. Если посмотреть внимательно, можно увидеть в ней точную модель общества. Даже президент школьного совета в ней есть. Именно в рамках такой модели школьники могут освоить самые эффективные и рациональные методы и способы деятельности, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Коллектив

Если работает ученическое самоуправление в школе, значит, коллектив сложился. Самоуправление — вовсе не цель. Это воспитательное средство самой высшей из своих форм. Именно в таких условиях может развиваться каждый член коллектива. Однако далеко не все станут лидерами, что общеизвестно. Восемьдесят процентов людей, как всегда, будут только функционировать.

Коммунарские сборы для школьников оказывают воспитательное воздействие не только на детей, но и на взрослых, находящихся рядом с ними. В сжатые сроки происходит становление коллектива. При этом каждая личность вносит невероятно большой вклад в общее дело. Отсюда и высокие результаты деятельности коммунарского движения.

Источник

Коммунарский сбор

Контекст появления понятия «коммунарский сбор» (КС)

Понятие «коммунарский сбор» по нашему мнению появилось вместе с коммунарским движением. Сегодня это общественное явление хорошо изучено и описано. Коммунары 60-80-х годов, уже прошлого столетия, – это наиболее активная часть молодёжи, которая не хотела мириться с засильем формализма и бюрократии в комсомольских и пионерских организациях Советского Союза, с их монополией на проявление общественной активности и создало своё движение, свои коллективы, клубы, которые назывались КЮКами (клубы юных коммунаров), КИМами (клубы имени Макаренко).

В 80-х годах прошлого века это движение насчитывало, по мнению С. Соловейчика, более 300 тысяч юношей и девушек. А началось всё с Игоря Петровича Иванова. Правда многие коммунарские коллективы отрицали своё происхождение от Коммуны Юных Фрунзенцев (КЮФа) и Коммуны имени Макаренко (КИМа) в Ленинграде, и считали, что зародились самостоятельно, по велению своей души и сердца. Мы оставим этот спор в стороне и рассмотрим то, что объединяло практически все коммунарские коллективы. А таким объединяющим организационным началом являются коммунарские сборы – Осинки, Веснянки (иногда Маёвки). Будем в дальнейшем коммунарский сбор писать с большой буквы «Сбор», а собрание людей в конкретный момент времени будем обозначать с маленькой буквы — «сбор».

Итак, коммунарский Сбор – это дело КЮКа. Клуб задумывает его (на своём общем сборе), готовит его (по советам дел), проводит и подводит его итоги (опять же на общем сборе клуба). Можно сказать, что коммунарский Сбор — это коллективное творческое Дело КЮКа (мы специально написали это слово с большой буквы – «Дело» – для отличия от других дел, из которых состоит большой Сбор и повседневная жизнь клуба).

Это важный момент, так как если попробовать провести Сбор без коллектива единомышленников, которые имеют организационный опыт проведения подобных Дел, то даже при соблюдении всех организационных форм коммунарского Сбора может получиться серое невзрачное мероприятие. Говорить о том, что коммунарский Сбор – как организационная форма всегда достигает результата нельзя. Но с другой стороны, если кто-то захочет попробовать, то отговаривать его мы не станем – дерзайте, может быть у Вас и получится.

Первое определение КС. Коммунарский Сбор (1) — это коллективное творческое Дело коллектива единомышленников (КЮКов, КИМов и других коммунарских объединений), имеющих опыт совместной коллективной творческой деятельности.

Что должно быть решено до начала Сбора?

1. Для начала тем, кто задумал провести Сбор, следует ответить на вопросы — Для чего это Дело нужно? Зачем его проводить? Что считать удачным Сбором, а что нет? Что это даст вашему объединению?

Коммунарские коллективы проводили Сборы преследуя как минимум две цели. Внутреннюю — рост организационных умений и навыков своих членов, раскрытие их способностей и дарований за счёт решения более сложных задач, с которыми в обыкновенной школьной, досуговой и дворовой жизни они не сталкиваются. И внешнюю – привлечь в свои ряды тех юношей и девушек, которые разделяют их взгляды, убеждения и готовы стать их соратниками.

Соответственно все участники сбора должны были понять, а кто такие коммунары, что они делают, чем занимаются, какие имеют взгляды и убеждения, какие ценности разделяют, по каким законам живут? И в Сборе это должно быть отражено. Как правило, коммунарским коллективом готовилась театрально-музыкальная композиция, которая показывалась в первый день Сбора на вечере знакомств и отражала жизненную позицию членов клуба.

2. Проводилось коллективное планирование Сбора на общем собрании клуба: выбирались комиссары и командиры отрядов, намечалась тематика и основные дела каждого дня сбора, определялись службы сбора, решалось какие делегации из дружественных объединений следует пригласить, определялось место проведения Сбора и число участников.

В результате коллективного планирования выбирался СБОРКОМ (сборный комитет) Сбора во главе с Комиссаром Сбора (слов «Комиссар» мы написали с большой буквы, чтобы отличать его от слова «комиссар», который стоит во главе каждого отряда Сбора или от комиссара, стоящего во главе одного дня). Комиссар отвечал за весь Сбор и решал все вопросы, связанные с его подготовкой, проведением и обсуждением. Естественно, что это был наиболее опытный член клуба (иногда взрослый — педагог, студент или старший член клуба). Он же вёл школу комиссаров и командиров, которые будут возглавлять работу отрядов Сбора. По каждому дню Сбора выбирался комиссар дня, который отвечал за все дела дня. Также по каждому делу выбирались руководители советов дел. Руководил ими комиссар дня (иногда он руководил и советом дела). Кроме того, выбирались комиссары служб сбора (или просто командиры сводных отрядов).

Итак, получается, что практически весь Клуб занимается подготовкой к Сбору. Давайте посчитаем. Допустим, проводится «Веснянка» (Сбор в весенние школьные каникулы) на 5 дней. К примеру, на Сборе 10 отрядов по 12-15 человек в каждом. Это 10 комиссаров и столько же командиров отрядов – 20 человек. Каждый день проводится по 3-4 дела, во главе каждого стоит свой совет дела — около 15-20 дел и столько же руководителей. Все службы Сбора состоят из членов клуба, за исключением Хозвзвода, который каждый день состоит из представителей разных отрядов. Это ещё около 15-20 человек. Получается около 60 юношей и девушек активно заняты в подготовке Сбора, а остальные члены клуба входят в советы дел (многие одновременно и в несколько). Получается, что если в КЮКе около 100 человек, то Сбор – это Дело для всех кюковцев. Правда в реальной жизни наиболее активные члены клуба руководят несколькими советами дел, а иногда комиссары берут на себя ещё и руководство советом дела Сбора.

Так складывалась организационная структура Сбора.

3. После проведения сбора-планирования «Веснянки» («Осинки»), начинался не менее ответственный этап подготовки. Все выбранные группы начинали свою работу по подготовке Сбора.

а) Комиссар Сбора собирает СБОРКОМ для определения общей тематики каждого дня Сбора. Составляется его примерный план проведения. Комиссар же руководит службой оповещения, которая отвечает за привлечения ребят на Сбор, продумывает условия участия в Сборе (что нужно принести с собой, плата за питание, сменная обувь, одежда и пр.). Также комиссар Сбора рассматривает варианты приглашения делегаций на Сбор, их численный и возрастной состав.

б) После того как составлен план Сбора, начинают собираться советы дел и готовить дела Сбора. Советы дел могут давать свои советы, рекомендации руководителям служб Сбора, советоваться с Комиссаром Сбора и другими членами Сборкома для лучшего проведения дела. Возможен и такой вариант, когда подготовка части дела поручается какому-либо отряду. Тогда это обязательно согласуется с комиссаром и командиром отряда.

в) Службы Сбора начинают свою работу, как с учётом тематики дней Сбора, так и с учётом рекомендаций и пожеланий советов дел. Кроме этого у них остаётся простор и для собственного творчества по реализации своих задумок, как новых, так и старых, т. е. тех, которые не были реализованы на прошлых Сборах. Во главе этих служб, как правило, стоят старички клуба, которые имеют опыт участия в работе этой службы Сбора. При необходимости службы Сбора могут обращаться за помощью к отрядам через командиров и комиссаров. Командир хозвзвода договаривается о помещении, где будет проходить Сбор, подготавливает спальные места (если Сбор многодневный), решает вопрос с питанием участников, с уборкой помещений Сбора и пр.

г) Комиссар Сбора начинает работу школы командиров и комиссаров (ШКК). В программе этой подготовки обязательно изучение книги А. Н. Лутошкина «Как вести за собой?!». По своей сути это школа юного лидера. Комиссары – это старички клуба, которые были, как минимум, в роли командира на одном из Сборов. Они исполняют роль вожатых, которым нужно сдружить, сплотить первичный коллектив Сбора – свой отряд. Командиры — это первые помощники комиссара, они имеют опыт жизни на сборе, хотя бы в качестве рядового участника.

Комиссар и командир выращивают на протяжении всего Сбора из своего отряда коллектив, общину, коммуну. Для этого у них есть все возможности Сбора, а также своё отрядное время. По численности первичный коллектив колеблется от 7 до 15 человек.

Сплочённые дружные отряды – залог успеха Сбора, поэтому подготовке комиссаров и командиров отрядов уделяется самое пристальное внимание не только Комиссаром Сбора, но и всеми «старичками» Клуба.

Комиссары и командиры отрядов продумывают свои возможные действия до начала Сбора и делятся своими задумками с другими руководителями отрядов, советуются со старейшинами клуба.

К началу Сбора им нужно подготовить и подготовиться:

  • вариант деления участников Сбора по отрядам (возможны самые различные варианты, но, как правило, стараются, чтобы отряды были разновозрастные);
  • форму проведения сбора-знакомств (как внутри своего отряда, так и со всем Сбором – службами Сбора, его законами, другими отрядами);
  • варианты названия отряда, его эмблемы, девиза, речёвки, песни и т. д.;
  • варианты представления своего отряда на общем сборе-знакомств;
  • особенности проведения ежевечернего огонька своего отряда;
  • как будут выбирать дежурного командира каждого дня, как будут обсуждать его работу на вечернем огоньке, каким отличительным знаком он будет обладать и т. д.;
  • варианты участия в делах Сбора (возможно, что им уже будут даны рекомендации советов дел);
  • к проведению одного из дел только своего отряда (или совместного дела с другим отрядом);
  • к проведению одного из дел для всего Сбора (в случае, если отряду дано такое поручение);
  • к участию в делах и выполнению заданий служб Сбора (которые должны быть оговорены заранее).

Заканчивается этап подготовки Сбора. Назначена дата и время прихода его участников. Продуманы все дела Сбора. Готовы комиссары и командиры отрядов. Уже вывешено первое оформление – место общего сбора всех участников. Определены отрядные места и спальни, готова принять посетителей столовая.

Определение второе. Коммунарский Сбор (2) – это проба сил коммунарского объединения, насколько его участники готовы справиться с поставленными задачами и прожить вместе с пришедшими ребятами эти дни так, чтобы они стали ярким, запоминающимся событием для всех его участников на всю жизнь.

Проведение Сбора

Определение третье. Коммунарский Сбор (3) – это процесс, в котором происходит активное взаимодействие всех его участников и для которых он становится ярким эмоциональным событием их личностного роста. И это справедливо от новичков, кто первый раз соприкоснулся с жизнью коллектива, до старичков клуба, которые руководят Сбором. Предположим, что перед нашим мысленным взором проходит вся клубная жизнь Комиссара Сбора (мы коснёмся в основном такого дела как Сбор, хотя есть ещё и другая жизнь КЮКа). Её можно представить таким образом:

1. Новичок – первый раз пришёл на одно из дел клуба или на Сбор (Осинку или Веснянку).

2. Дежурный командир отряда Сбора.

3. Член клуба – принял решение участвовать в жизни клуба.

4. Командир отряда – вместе с комиссаром стоит на отряде.

5. Член совета дела по подготовки дела на Сборе.

6. Комиссар отряда на сборе.

7. Руководитель совета дела одного из дел Сбора, член Сборкома.

8. Участник одного из сводных отрядов Сбора (служб).

9. Руководитель (комиссар) одной из служб Сбора, член Сборкома.

10. Комиссар одного из дней Сбора – полностью отвечает за все дела этого дня, координирует работу советов дел и служб Сбора, член Сборкома.

11. И, наконец. Комиссар Сбора – человек, который отвечает за весь Сбор от начала до конца, руководит Сборкомом.

Получается, что за 2-3 года любой новичок может пройти от 7 до 11 ступенек своего личностного роста. На каждой ступеньке растёт его ответственность за общее дело клуба, но растут и его организационные навыки, больше раскрываются его способности и дарования. Все ребята придя в клуб начинают делать что-то такое о чём даже и не подозревали, раскрываются с самых неожиданных сторон, открывают свои самые глубинные таланты. Ребята начинают писать песни, сочинять стихи, музыку, рисовать, заниматься дизайном, писать сценарии, составлять литературно-музыкальные композиции, иллюстрировать любимые книги, снимать фильмы по своим же сценариям, много читают, обсуждают прочитанное в отрядах, смотрят вместе фильмы и участвуют в диспутах. И высказывание одного известного классика о том, что только в коллективе возможна подлинная свобода личности, расцвет её способностей и дарований, на коммунарском Сборе воплощается в жизнь. Сбор для его участников становится настолько ярким образовательным событием, что многие ребята измеряют свою жизнь «до Сбора» и «после».

Определение четвёртое. Коммунарский Сбор (4) – это особая атмосфера, особая среда для расцвета всех способностей, дарований, талантов каждого его участника, но в особенности организационных умений и навыков, организационной компетентности всех его организаторов.

В любом коммунарском Сборе есть дела, которые повторяются изо дня в день. К этим делам относятся:

1. Отрядный Огонёк. Это не только подведение итогов дня в кругу, как минимум по трём вопросам — Что сегодня было хорошо? Что плохо? Что нужно сделать, чтобы завтрашний день стал лучше? Это и обсуждение работы дежурного командира, и выборы дежкома на следующий день. Это и предложения дежкому по тому, что нужно сказать на общем вечернем сборе, кого отметить, кого похвалить, как оценить работу Комиссара Дня? Ведёт вечерний отрядный огонёк командир отряда, а комиссар ему помогает, если есть в этом необходимость. Командир и комиссар – создают настрой Огонька, подбирают песни, задают тон разговора. Не обязательно Огонёк проходит при свечах (это скорее атрибут прощального огонька), но ведущие стараются разнообразить это действие. Как? Это их творчество. Кто-то рассказывает интересные истории, кто-то пишет стихи, кто-то исполняет песни под гитару, а кто-то на каждый Огонёк приносит интересную реликвию – книгу, картину, амулет и пр.

Существуют негласные правила проведения обсуждения дня. Одно из них – начинают разговор с самого малоопытного члена отряда, кто первый раз на Сборе. Ведь если начнут говорить более опытные ребята, то новички будут стесняться и могут вообще промолчать. Другое правило заключается в том, что если ты не можешь ничего сказать положительного о дне, о работе дежурного командира или по любому другому вопросу, то лучше не говорить вообще. Из этого совсем не следует, что коммунары говорили только о хорошем. Они говорили обо всём, и критика их всегда была справедлива, аргументирована и полезна для отряда, Сбора. Это правило для тех, кто не умеет ничему радоваться, а только вносит пессимистические настроения.

Среди Огоньков особо выделяются огоньки-знакомства и огоньки прощальные. Если можно было бы снять на плёнку эти два огонька, между которыми пролегает Сбор, то ярко бросилась бы в глаза та перемена, те изменения в ребятах, в отряде, которые произошли за дни Сбора. И песни поются по-другому, и говорят все без исключения, и орлятский круг стал роднее и ближе.

2. Общий сбор-знакомство. На этом собрании всех участников выступают и представляют свои родившиеся коллективы не только отряды Сбора, но и СБОРКОМ, все службы Сбора, все делегации, которые приехали из других городов и обязательно выступает КЮК со своей композицией, рассказывающей о Клубе. Это всегда яркое начало Сбора, дающее настрой на все последующие дни. Всегда по-разному и красочно оформлялся задник, пространство сцены, зала. И обязательно оформители писали названия всех отрядов Сбора, заключив их в самые различные формы — это могли быть пожелтевшие листья на «Осинке» или нежные зелёные листочки «Веснянки», иногда названия отрядов можно было прочесть в шариках, а иногда в свитках папируса. Но для каждого Сбора оформители старались не повторяться.

3. Общий сбор подведения итогов дня. Каждый день Сбора заканчивается общим собранием. Все отряды собираются после вечерних огоньков и рассаживаются по кругу (как правило, в актовом зале, рекреации или столовой). Звучит песня – «Спокойно, дружище, спокойно, у нас ещё всё впереди…». Ведущий – Комиссар дня, ему помогает Комиссар Сбора. Выступают дежурные командиры от каждого отряда. Обсуждение идёт по тем же вопросам. Если кто-то желает, то он может дополнить своего дежкома или высказать своё личное мнение по любому поводу. Заканчивается общий сбор подведения итогов дня также песней – «Сумерки землю окутали нежно, звёзды по небу рассыпались вдруг…». Общий сбор подведения итогов не должен быть длинным – высказывались по делу, благодарили наиболее запомнившихся участников, а в конце вставали в орлятский круг, желали всем доброй ночи – «День отшумел, и ночью объятый Сбор наш отходит ко сну…» и расходились по спальням.

4. Совет командиров и комиссаров. После общего сбора остаются командиры и комиссары отрядов вместе с Комиссаром дня (приглашаются руководители делегаций). Комиссары говорят о Сборе глазами своих отрядов. Особо обращают внимание на новичков Сбора, на их настрой, на их отношение к происходящему на Сборе. Думают, а как их увлечь Сбором, как помочь найти своё место в отряде, Сборе. Отдельно говорят о дежурных командирах, об их первом организационным опыте. Так же обсуждают вопросы отрядной жизни, но с точки зрения организаторов Сбора. Если на Сборе есть делегации, то после совета командиров и комиссаров они могут остаться на своё собрание, если в этом у них есть необходимость.

5. Собрание СБОРКОМа, которое иногда происходит параллельно с советом командиров и комиссаров. Собираются руководители служб Сбора, Комиссар дня, руководители советов дел прошедшего и предстоящего дня. Это всё члены КЮКа. Тут уже идёт обсуждение на другом уровне, на уровне тех, кто задумывал сам Сбор, кто его организовал и проводит. Обсуждается насколько он идёт правильно, что следует изменить, на что обратить внимание. Ведёт это обсуждение Комиссар Сбора. Здесь уже не устанавливают правил, регламента, а обсуждают то, что считают нужным для пользы общего для всех Дела. Комиссары и командиры отрядов могут присутствовать на обсуждении дня Сборкомом.

6. ЛЭП (любите эти песни). Коммунары поют на Сборе каждую свободную минуту. Становятся в орлятский круг и начинают петь. Но когда в плане дня стоит ЛЭП, то это означает, что будут разучивать новые песни. Раньше песни писали на плакатах и вывешивали для всеобщего обозрения. Сейчас для этих целей хорошо подходит мультимедийная аппаратура, которая без труда проецирует любой текст на экран.

7. Прощальный сбор. В последние годы КЮК проводил это дело в форме театрализованного представления под общим названием «Голубая лампа». Совет дела готовил общую канву, прописывал сюжет, репетировал, служба оформителей меняла зал до неузнаваемости. Каждый отряд получал задание и выступал по ходу проведения «Голубой лампы». Расходиться всем совершенно не хотелось и дело затягивалось иногда и за полночь.

Распорядок дня Сбора (повторяющиеся действия)
8.30 Подъём.
8.30 – 9.00 Физическая зарядка (либо общая в спортивном зале, либо по отрядам под руководством ДК).
9.00 Сбор нового состава Хозвзвода у столовой.
9.00 – 9.30 Утренний туалет.
9.30 – 10.00 Завтрак.
10.00 – 10.30 Общая линейка – основной итог прошедшего дня и план на день.
10.30 – 13.30 Подготовка и проведение утренних дел по плану Сбора (отрядных, межотрядных, общих для всего Сбора, десанты Сбора – выходы на улицу, за пределы школы).
13.00 Сбор Хозвзвода у столовой.
13.30 – 14.00 Обед.
14.00 – 16.00 Отрядное время которое каждый отряд использует по своему усмотрению, главное, чтобы было тихо – тихий час.
16.00 – 19.00 Подготовка и проведение дневных дел по плану Сбора.
18.30 Сбор Хозвзвода у столовой.
19.00 – 19.30 Ужин.
19.30 – 21.00 Вечернее общее дело Сбора.
21.00 – 21.30 Отрядный Огонёк – подведение итогов дня.
21.30 – 22.00 Общий сбор подведения итогов дня.
22.00 – 23.00 Вечерний туалет.
22.00 – 22.30 Совет командиров и комиссаров отрядов (СКК).
22.30 – 23.00 Собрание СБОРКОМа.
23.00 Отбой.
Примерные дела «Веснянки-02»
Время Дело Место проведения Зона ответственности
1 день – Организационный – «Давайте познакомимся!»
16.00 – 16.30 Сбор в вестибюле школы. Распределение по отрядам. Вестибюль школы Комиссар Сбора
Командиры отрядов
16.30 – 17.30 Отрядный Огонёк знакомства Отрядное место Комиссары отрядов
17.30 – 19.00 Командный тренинг – верёвочный курс Спортивный зал Совет дела СБОРКОМа
19.30 – 20.30 Подготовка к общему сбору-знакомств Отрядные места Комиссары и командиры отрядов
20.30 – 21.30 Общий сбор-знакомство Актовый зал СБОРКОМ
КК отрядов
2 день – Детства – «Все мы из родом детства…»
10.30 – 11.30 Весёлые старты Спортивный зал (улица?) Совет дела
КК отрядов
11.30 – 13.30 Фабрика «Очумелые ручки» (подготовка подарков для детского дома) Холлы, отрядные места Совет дела
16.00 – 17.00 Подготовка к концерту в школе (или детском доме) Отрядные места КК и ДК отрядов
17.00 – 17.30 Проезд к месту концерта Улица Дежурные командиры отрядов
17.30 – 18.30 Концерт «Поделись улыбкою своей!» Школа (или детский дом) Совет дела
КК отрядов
18.30 – 19.00 Возвращение к месту проведения «Веснянки» Улица ДК отрядов
19.30 – 20.15 Подготовка к вечернему делу «Все мы родом из детства» Отрядные места КК и ДК отрядов
20.15 – 21.30 Вечернее общее дело «Все мы родом из детства…» Актовый зал Совет дела
3 день – Фольклора – «Ой, и ты Россия, матушка Россия…»
10.30 – 11.45 Потешные игры и забавы Школьный двор Дежурные командиры отрядов
11.45 – 13.30 Народные ремёсла Руси (игра по станциям) Отрядные места Совет дела
Командиры отрядов
16.00 – 18.00 Подготовка к Ярмарке, изготовление поделок Отрядные места Дежурные командиры отрядов
18.00 – 19.00 Ярмарка-продажа своих поделок, гуляние, кукольные забавы Актовый зал Дежурные командиры отрядов
19.30 – 20.00 Подготовка по отрядам к Вечерине Отрядные места Командиры и комиссары отрядов
20.00 – 21.30 Вечерина – танцы, игры, забавы, хороводы, песни, частушки Актовый зал Совет дела
4 день – А. Грина – Алые паруса!
10.30 – 11.45 Подготовка к песенному фестивалю «В нашу гавань заходили корабли!» Отрядные места Дежкомы отрядов
11.45 – 12.30 Песенный фестиваль «В нашу гавань заходили корабли!» Актовый зал Совет дела
12.30 – 13.30 Межотрядные дела по подготовке к викторине «Знатоки творчества А. Грина» Отрядные места Командиры и комиссары отрядов
16.00 – 18.00 Викторина «Знатоки творчества А. Грина» (игра по станциям с итоговым общим сбором подведения итогов) Отрядные места
Актовый зал
Совет дела
18.00 – 19.00 Подготовка к ролевой игре «Зурбаган» Отрядные места Дежкомы отрядов
19.30 – 20.00 Продолжение подготовки к ролевой игре Отрядные места Дежкомы отрядов
20.00 – 21.30 Сюжетно-ролевая игра по мотивам произведений Александра Грина «Зурбаган» Актовый зал Совет дела
Законы коммунарского сбора

1. ТВОРЧЕСТВО. Закон творчества звучит так: «Каждое дело – творчески, а иначе – зачем?»

2. ДЕЛА. Закон дела кратко можно сформулировать так: «Не соласен – возражай, возражаешь – предлагай, а предлагаешь – делай».

3. НЕ ПИЩАТЬ. Этот закон мажорного тона идёт от Антона Семёновича Макаренко. С его трудами ребята были хорошо знакомы, но самая любимая книга была всё же «Педагогчиеская поэма». Кратко его можно представить так: «Даёшь мажорный тон, как нас учил Антон».

4. ЗАБОТА. Заботливое отношение к людям, вещам и природе выражалось у коммунаров в девизе: «Наша цель – счастье людей!»

5. ПЕСНЯ. Знаменитый орлятский круг стал своего рода символом коммунаров – стоящие в кругу мальчишки и девчонки, доверчиво положившие руки на плечи друг друга. Песня во все времена была и остаётся объединяющим началом любого объединения, по отношению к песне можно говорить об отношениях в коллективе. Кратко закон песни звучит так: «Знаешь песню – пой, не знаешь – слушай!»

6. ВНИМАНИЕ. Когда собирается вместе много людей, то бывает трудно установить тишину. Для этого есть закон поднятой правой руки: «Если поднята рука правая, говорить не имею права я!»

7. НОЛЬ-НОЛЬ. Начинать все дела в назначенное время — значит уважать коллектив и тех, кто проводит дело.

8. ТЕРРИТОРИЯ. Все участники Сбора приходят на него добровольно, но это как правило подростки, то есть несовершеннолетние и поэтому старшие на Сборе отвечают за их здоровье и безопасность. А, следовательно, покидать Сбор можно только с разрешения старшего (как правило это Комиссар Сбора).

9. ИМУЩЕСТВО. Любой Сбор проходит в помещении, которое клубу не принадлежит (как правило это школа). А значит нужно очень бережно относиться к имуществу, которым пользуются участники Сбора. Всё должно быть оставлено так, как было. Если, по какой-либо причине случилась поломка, то либо она устраняется самостоятельно, либо решается вопрос с представителем школы о возмещении ущерба. Все вопросы использования имущества помещения для Сбора решаются хозяйственной службой (хозвзводом) до начала Сбора. Особенно оговаривается использование стен, на которых развешивается оформление Сбора и информация службы Пресса.

10. МТС. Этот закон появился сравнительно недавно и звучит как «мобильная телефонная связь». Пользоваться мобильными телефонами никто не запрещает, но их использование не должно мешать проведению Сбора. Режим телефонов должен быть переведён в беззвучный.

Таким образом, мы рассмотрели понятие «коммунарский сбор» 80-х годов с различных сторон и описали условия его эффективного проведения. Надеемся, что этот опыт пригодится современным педагогическим отрядам, которые во многом повторяют, переизобретают опыт коммунарских коллективов (сами того и не подозревая), в их практической работе с детьми.

(В сб. «Материалы Международной научно-практической конференции «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» 5-7 ноября 2013 г.»)

Источник

Оцените статью