Что значит коммерческие деньги
3.12. Деньги коммерческие и некоммерческие
В рыночной экономике необходимо различать два типа денег: коммерческие (инвестиционные) и некоммерческие (потребительские) . И не только различать, но и разделить все деньги на эти два типа. Эти деньги нельзя отличить друг от друга, по какому либо внешнему признаку. Они постоянно переходят друг в друга. Тип денег можно отличить только по целям, для достижения которых их тратят.
Коммерческие деньги (инвестиционные денежные средства) используют для того, чтобы с их помощью создавать доход их владельцам. Когда их тратят, то прогнозируют, какой доход и через какое время получат владельцы этих денег. С их помощью не увеличивают потребление товаров для семьи и государства, а создают будущий доход. Такие деньги не влияют на уровень цен товаров конечного потребления, а, следовательно, от их количества не зависят покупательная способность денег и инфляционные процессы. Такие деньги можно назвать инвестиционными, коммерческими или оборотными деньгами, так как их тратят в коммерческих целях — в целях производства доходов для их собственников.
Некоммерческие деньги (потребительские денежные средства) служат для удовлетворения конкретных потребностей их владельцев. Когда их тратят, то не прогнозируют, какой доход они принесут. Они не используются в коммерческих целях. Семья, покупая продукты питания, не вычисляет, какой она получит доход в будущем от такой траты денег. Однако для собственника предприятия деньги, предназначенные для выплаты заработной платы, являются инвестиционными, так как он вычисляет свой будущий доход, выплачивая зарплату. Если граждане, получившие зарплату, направляют часть ее в коммерческие банки, то и эта часть денег остается коммерческой (инвестиционными денежными средствами), так как граждане вычисляют, какой доход принесет им эта часть денег в будущем.
Такое разделение денег (неизвестное экономической науке, но известное каждому собственнику малого предприятия) приводит к формированию наиболее эффективной финансовой системы и денежной политики государства.
Количество некоммерческих (потребительских) денег в государстве, под воздействием основного закона рынка, определяет реальные цены на товары конечного потребления, а, следовательно, покупательную их способность, от которой зависит уровень инфляции или дефляции.
Количество же коммерческих (инвестиционных) денег определяет степень использования ресурсов общества, в том числе и трудовых, в коммерческих целях, в целях создания доходов для общества.
В рыночной экономике (в отличие от российской “ псевдорыночной ”) процесс ценообразования начинается с цен на товары потребления. Цены на средства производства под воздействием основного закона рынка зависят только от их способности влиять на производство и реализацию товаров потребления, но не наоборот, как это считают многие российские экономисты (и “либералы”, и “государственники”). Сохранившийся затратный механизм ценообразования на продукцию большей части предприятий в России и в других посткоммунистических странах (себестоимость плюс прибыль) — еще одно подтверждение нерыночного характера работы производительных сил, несмотря на предоставление предприятиям коммерческой свободы.
До тех пор, пока цены на средства производства не будут определяться ценами на товары потребления, экономика России и других пост коммунистических стран не может быть признана рыночной. Любые рыночные методы воздействия (неотвратимое банкротство, запрет на бюджетное финансирование предприятий, их реструктуризация, сокращение производства якобы нерентабельной продукции, борьба с инфляцией путем сокращения эмиссии денег, запрет бартерного обмена и взаимозачетов.) на экономику России, еще не перешедшую на денежные (рыночные) отношения, вместо положительного результата приведут к обратному . В нерыночной российской среде нужно использовать и нерыночные методы для устранения угрозы экономических катастроф, в том числе и эмиссионные, несмотря на сильнейшее противодействие им со стороны наших и зарубежных “монетаристов”. Лучше жить с “плохими” инфляционными деньгами, чем совершенно без денег!
Наиболее эффективная денежная политика в рыночной экономике должна поддерживать постоянную покупательную способность некоммерческих денег и количество коммерческих денежных средств, достаточное для использования всех ресурсов общества в активной коммерческой деятельности по производству доходов для общества.
В связи с таким выводом необходимо отметить, что политика поддержания курса валют, сокращения дефицита бюджета и эмиссии денег, поддержания курса акций на фондовых рынках и другие монетарные меры, не связанные с выше перечисленными , являются ошибочными и ведут к дестабилизации экономики.
Пропорция коммерческих и некоммерческих денег в мелких хозяйствах может достаточно эффективно определяться самими собственниками денег. Они способны правильно определять — какую часть денег направлять для производства доходов, а какую часть отнести семье на потребительские расходы. Этим и объясняется успех реформ в Китае и нэпа в России, когда основная масса работающих была занята в мелких крестьянских хозяйствах, торговле и предприятиях промышленности группы “Б”.
В условиях развитого промышленного производства эффективная пропорция денежных средств, направляемых на производство доходов и на потребление, без регулирующей роли государства установиться не может. Такая пропорция устанавливается дифференциацией налогов на денежные средства, направляемые на потребление и на производство доходов.
Низкие налоги или их отсутствие на денежные средства, направляемые на производство доходов (деньги предприятий), и высокие налоги на денежные средства, направляемые на потребление (деньги граждан), приводят к увеличению инвестиций и к уменьшению расходов на потребление.
Однако это вовсе не должно означать сокращение общей массы денег, направляемых на потребление. Их количество должно поддерживаться национальным банком из условия сохранения постоянной покупательной способности потребительских денег, чтобы не допускать ни разрушительной инфляции (понижение покупательной способности денег), ни еще более разрушительной дефляции (повышение покупательной способности денег).
Изменение покупательной способности потребительских (населения и бюджетных) денег во времени приводит к ложной рентабельности работы предприятий по производству и реализации товаров конечного потребления. При инфляции происходит лишь численное, ложное увеличение прибыли предприятий. При дефляции — ложное ее снижение, вследствие чего наступают ложные массовые банкротства (кризисы перепроизводства). По цепочке банкротства затем переходят и на производство сре дств пр оизводства. Ложные банкротства гораздо опаснее для экономики, чем ложное завышение прибыли предприятий. Дефляция, вызванной сокращением количества денег в хозяйственной деятельности, оказалась главной причиной Великой депрессии в США.
Ложное банкротство при дефляции приводит к остановке производства, а ложное повышение рентабельности при инфляции к неэффективной трате ресурсов.
При инфляции тратят дорогие деньги, а получают увеличенное количество дешевых, чем и объясняется искусственное повышение рентабельности предприятий. Хозяйствующие субъекты реагируют на такую ложную экономическую информацию увеличением процента за кредиты денежных средств. Кредиты становятся дорогими. В условиях непрогнозируемого роста цен долгосрочная и среднесрочная кредитная деятельность резко сокращаются, что, в конечном счете, приводит к стагфляции, то есть к спаду производства при увеличении количества денег у потребителей (при инфляции).
При дефляции заем денег становится разорительными для производителей товаров. Они занимают дешевые деньги, с низкой покупательной способностью, а вынуждены отдавать дорогие, да еще и с процентами.
По этой причине золотой эквивалент денег из-за накладываемых им ограничений на рост массы денег, которая не поспевала за ростом объемов производства, приводила к так называемым циклическим кризисам перепроизводства. Избавление от долговых обязательств собственников предприятий перед кредиторами, происходило за счет массовых банкротств. При банкротстве новые собственники, освобожденные от груза долговых обязательств, могли снова начать производство товаров, что приводило к оживлению, а затем к бурному подъему экономики. Но затем и новые собственники снова попадали в ситуацию ложных банкротств (спад производства и кризис перепроизводства). При дестабилизирующей монетарной политике государства кризис мог достигать катастрофических размеров. Огромное количество нереализованных продуктов питания и толпы голодных — главная характеристика экономики США в те времена. Дело доходило даже до уничтожения громадного количества товаров потребления, чтобы остановить падение цен на них, остановить дефляцию. Самое главное лекарство от этой болезни — это увеличение массы денег в экономике, что и сделал Рузвельт с помощью финансирования широкомасштабных общественных работ. Однако простая эмиссия денег и без этих работ привела бы к более быстрому выходу экономики США из кризиса тридцатых годов.
Золотой червонец в России в двадцатых годах также привел к кризису платежеспособности, что и стало главной причиной отказа руководства СССР от нэпа и переходу к пятилетним планам развития народного хозяйства, т. е. к плановой экономике. Задним числом можно сколько угодно обвинять Сталина за отказ от нэпа. Но в то время, когда экономику всего мира поразила Великая депрессия, все человечество с надеждой смотрело на эксперимент с плановым ведением народного хозяйства в России, который мог бы найти альтернативу безумному состоянию мировой экономики в то время. Великий Эйнштейн по этому поводу высказывался так: “Потомки с благодарностью будут вспоминать опыт России, впервые доказавшей возможность планового ведения хозяйства”.
При формировании экономической политики государства большое значение имеют процессы перехода денег из коммерческих в потребительские и наоборот. Таких переходов может быть несколько.
Собственники коммерческих предприятий отчисляют часть доходов предприятий (деньги предприятий — коммерческие деньги) от продажи товаров и услуг на свои потребительские расходы. В этом случае коммерческие деньги предприятия превращаются в потребительские деньги в виде доходов собственника. Необходимо при этом отметить, что производство доходов для собственника предприятия (потребительские деньги) является целью работы коммерческого предприятия и положительно воздействует на состояние экономики государства.
Собственники коммерческих предприятий, выплачивая заработную плату наемным трудящимся и наемной администрации предприятий, переводят коммерческие денежные средства предприятий в потребительские деньги наемного труда, если те будут тратить их для удовлетворения своих потребностей. Однако надо отметить, что заработная плата не является целью работы коммерческого предприятия. Для собственника предприятия деньги, которые идут на оплату труда, являются инвестиционными. Они ничем не отличаются от денежных средств, идущих на закупку сре дств пр оизводства и товаров, необходимых для коммерческой деятельности предприятия. Но деньги, переходя в руки наемного труда, которые они хотят потратить на удовлетворение своих потребностей, превращаются в потребительские.
То же происходит, когда предприятия выделяют деньги на спонсорскую помощь или на благотворительные цели. Они переводят коммерческие деньги предприятий в потребительские. Но если оплата труда носит инвестиционный характер, стимулирующий производство товаров, то спонсорская и благотворительная деятельность уменьшают инвестиционную деятельность предприятий, что оказывает негативное влияние на экономическую деятельность предприятий.
Когда государство забирает денежные средства предприятий через налоги в бюджет, то происходит тот же самый процесс перевода коммерческих денег предприятий в потребительские, так как бюджетные расходы относятся к некоммерческим расходам. Однако если доходы собственника — цель работы коммерческих предприятий (она заставляет собственника оставлять достаточно денежных сре дств дл я коммерческой деятельности предприятий, думая о своих будущих доходах), а заработная плата стимулирует труд для увеличения доходов предприятий, то налоги с денег предприятий носят антиэкономический характер. Налоги на денежные средства предприятий уничтожают коммерческие деньги и увеличивают количество потребительских, что равноценно эмиссии денежных средств, используемых обществом для потребления.
Нельзя в целях наполнения бюджета использовать налоги на денежные средства предприятий и пошлины на товары .
Они могут играть только регулирующую роль, искусственно повышая себестоимость товара и сокращая объемы его производства, например, алкогольной, табачной продукции, экологически вредных технологий, а также их импорт и экспорт.
Нужно отметить, что кражи денег у предприятий и у граждан влияют на экономику по-разному. Кража денег у предприятий наносит двойной ущерб обществу, ибо уничтожает инвестиционные деньги предприятий, что приводит к спаду их активной деятельности. Перейдя через руки преступников в потребительский сектор, краденые деньги играют такую же роль, как и фальшивые. То есть воры денежных средств у предприятий выполняют еще и роль фальшивомонетчиков для экономики государства. Если происходит кража денег у граждан, то экономическая активность в обществе не уменьшается. И трудящиеся, и собственники коммерческих предприятий на следующий день после кражи будут заниматься тем же самым, что и до нее (возможно и более активно, чтобы восполнить свои потери). При этом количество потребительских денежных средств в экономике не меняется. Но если деньги крадут у предприятий, это приводит к сокращению объемов производства и занятости из-за недостатка денег на оплату труда и закупку инвестиционных товаров для предприятий. Общее количество инвестиционных денежных средств в экономике страны уменьшается.
Источник
4.5. Деньги коммерческих банков (безналичные деньги)
Так и я непробудно, не считая потери и Не копя рубли радости моей.
Подводил в лирической бухгалтерии Балансы моих великолепных дней! (1918 г.)
Деньги коммерческих банков— это бессрочные (либо до востребования) вклады небанков в кредитных институтах (коммерческих банках).
В некоторых странах, например в Германии, деньги коммерческих банков называют также бухгалтерскими деньгами, или жироденьгами. В России близкой категорией является понятие «безналичные деньги». Деньги коммерческих банков _ это самый объемный денежный инструмент современного денежного обращения.
Коммерческие банки — банки, обязательства которых принимаются в качестве платежных средств.
Так как деньги — это обязательства денежных эмитентов, то к деньгам, в принципе, можно отнести все позиции пассивной стороны баланса коммерческого банка. Примерный объединенный баланс коммерческих банков приведен в табл. 4.8.
Банковские ресурсы образуются путем проведения банками пассивных операций и отражаются в пассиве баланса банка. Таким образом, пассивные операции — это операции по формированию и пополнению банковского капитала и его ресурсной базы. Пассивы коммерческого банка представляют собой его кредитный потенциал, состоящий из собственных и привлеченных ресурсов. Самые весомые пассивные позиции обычно занимают взаимные вклады коммерческих банков (13) идепозиты небанков (14). При этом не все компоненты позиции (14) считаются платежными средствами, а лишь бессрочные депозиты.
Объединенный баланс кредитных институтов, приведенный в табл. 4.8, свидетельствует о том, что на основе денег центрального банка, находящихся в распоряжении коммерческих банков (поз. 1 и 2 активов центрального банка — табл. 4.7), создается большая по объему величина денег коммерческих банков (пассивная
млрд ден.ед. Активы Пассивы 1 Кассовая наличность 18,59 13 Поступления от кредитных 1222,18 2 Активы в центральном банке 88,57 институтов 3 Чеки, инкассовые свидетельства 5,79 14 Поступления от небанков. 2247,87 4 Кредиты кредитным институтам 1568,87 в том числе: 5 Бухгалтерские кредиты и ссуды 2474,76 а) бессрочные депозиты (349,30) небанкам б) срочные депозиты 6 Прочие кредиты небанкам 156,37 — до 3 месяцев (266,35) 7 Ценные бумаги 193,46 — от 3 месяцев до 4 лет (136,91) — свыше 4 лет (498,83) 8 Балансовые требования 1,66 в) накопительные депозиты (929,27) 9 Мобилизационные и ликвида^ 1,40 ционные бумаги г) текущие кредиты (67,21) 10 Долговые обязательства собст^ 9,61 15 Долговые финансовые рас^ 840,53 венной эмиссии писки в обращении 11 Паи 59,28 16 Резервы 37,69 12 Прочие активы 92,13 17 Стоимостные урегулирования 175,28 18 Прочие пассивы 129,26 Итого 4670,49 Итого 4670,49
поз. 14 табл. 4.8). Деньги коммерческих банков передаются экономическим субъектам на основе соответствующих кредитов (активные поз. 5 и 6 табл. 4.8). Создавая деньги, коммерческие банки нуждаются в определенном количестве денег центрального банка. Вспомним, что при этом коммерческие банки должны хранить в центральном банке минимальные (обязательные) резервы (определенный процент от вкладов в коммерческих банках). Рассмотрим теперь процесс создания денег коммерческими банками.
4.5.1. Создание денег одним коммерческим банком
Вы просите сто талеров назад, но путаете дебет вы и кредит.
Я лучше дам еще вам пятьдесят: в копеечку расчет мне с вами выйдет.
Эфим Кц (1731-1790)
Предложение денег возникает в результате создания денег центральным банком (наличные деньги: банкноты и монеты в обращении плюс резервы), а также — коммерческими банками (безналичные деньги). Создание денег центральным банком, как правило, подчинено реализации макроэкономических целей (экономический рост, борьба с инфляцией, осуществление политики занятости, а также Достижение равновесного платежного баланса).
А прежняя не годится, я баланс перещупаю.
Я итог попробую на язык, как редьку. (1913 г.)
В. Г. Шершеневич (1893-1942)
При пассивном создании денег коммерческих банков величина общего предложения денег в экономике не изменяется: имеет место простое преобразование денег центрального банка в деньги коммерческих банков без увеличения общего объема денежной массы. Это происходит следующим образом. Коммерческий банк получает от своего клиента деньги центрального банка и оформляет на имя этого клиента бессрочный вклад в деньгах коммерческого банка.
Рассмотрим пассивное создание денег коммерческих банков на условном примере. Клиент помещает в коммерческом банке А деньги центрального банка на сумму 1000 денежных единиц в виде банкнот или монет (Ср) и на основании этого открывает вклад до востребования (0Р) на эту же величину. В результате этой трансакции баланс банка А изменился следующим образом: наличность в деньгах центрального банка (Ср) — активы и обязательства до востребования (Ор) — пассивы возросли в одной и той же пропорции. Актив Банк А Пассив С, 1000 йр 1000 | I 1000 I 1000 1
Данная трансакция привела к увеличению объема безналичных денег, но не оказала никакого влияния на общее предложение денег, так как общая масса денег в небанковском секторе не изменилась. Изменился лишь структурный состав денежной массы.
Данный процесс является пассивным созданием безналичных денег (а если клиент затребовал вклад до востребования в наличных деньгах, то пассивным уничтожением безналичных денег). 4.5.1.2.
Активное создание денег
Минфин приехал в ЦСКА Великой дружбе!
Занять деньжонок, Минфин подался в КГБ,
А тот уехал в ЦП К, А тот вдруг помер.
Ловить воронок. Нарочно выдумал такой
Тогда Минфин пошел в РК, Позорный номер.
А тот на службе! Вот так порой с приятелями пьешь.
Он изменил наверняка А нужен миллиард, так фиг у них займешь!
При активном создании денег коммерческих банков общее предложение денег в экономике увеличивается, что происходит в результате «монетизации» нсдс^ нежных активов (золота, валюты, ценных бумаг, недвижимости, товаров, и т.
Таким образом, активное создание денег коммерческими банками происходит при следующих операциях: •
при покупке коммерческим банком неденежных активов; •
при выдаче коммерческим банком кредитов.
Рассмотрим активное создание денег коммерческих банков на условных примерах. Допустим, коммерческий банк приобретает у испанка ценные бумаги (В), за которые расплачивается собственными безналичными деньгами (т. е. открывает счет до востребования для небанка).
В этом случае баланс коммерческого банка имеет вид: Актив Банк А Пассив В 1000 Ор 1000 I 1000 2 1000 Эта трансакция имеет принципиально иной, нежели в п. 4.5.1.1, а именно:
В результате дайной трансакции денежная масса (и предложение денег) в экономике увеличилась на 1000
Подобное же произойдет, если коммерческий банк выдаст кредит (К) величиной 1000 денежных единиц. Актив Банк А Пассив К 1000 о. 1000 I 1000 I 1000 В данном случае предложение денег также увеличилось на 1000 йр
Границы создания денег
И фальшивомонетчик борется За свободу печати.
Дон-Амшшдо (Л. П. Шполянский (1888-1957))
Один коммерческий банк теоретически способен создавать безналичные деньги до тех пор, пока не достигнет грамнцы ликвидности76, т. е. до тех нор, пока он будет способен исполнять платежи но своим обязательствам.
В реальности, однако, при создании безналичных денег существуют и другие ограничения: 1)
норма минимальных (или обязательных) резервов (гир); 2)
норма депонирования денег (с).
Рассмотрим эти ограничения.
Ограничение 1: норма минимального резервирования (гчо). Если бы в экономике не было банков, то деньги существовали бы только в наличной форме, а их сумма свелась бы к количеству рублей на руках у населения77. Но современная рыночная экономика немыслима без банков. Для начала предположим, что банки принимают вклады, но кредитов не выдают. Пусть клиент поместил в коммерческий банк А 1000 денежных единиц денем центрального банка (Св) и открыл депозит (Dp).
Допустим, что банк А не выдает кредитов и не получает дохода от своих акти-, вов. Он, возможно, берет с клиентов лишь небольшую плату за покрытие соб* ственных издержек. Заинтересованность вкладчиков заключается в том, что хранить деньги в банке надежнее, чем в «чулке*. Если банки помещают в резервы 100% (денежных вкладов, то банковская система не оказывает никакого влияния на предложение денег.
Однако в реальной действительности коммерческие банки часть своих вкладов направляют на кредитование (например, семей для покупки жилья или пред при- ятий для инвестиций в производственные фонды). При этом на случай ностребо- I вання вкладов коммерческому банку всегда необходим определенный резерв Как известно, в современной банковской системе коммерческие банки обязаны держать определенный процент rMD от своих совокупных вкладов в качестве беспроцентных минимальных (или обязательных) резервов MR в виде денег центрального банка.
Резервная база (reserve base) — объем обязательств кредитной организации, служащий основой расчета для резервных требований.
Норма резервирования — установленное центральным банком соотношение обязательных резервов к базе резервирования.
Минимальные (обязательные) резервы могут существовать в виде наличности в портфеле коммерческого банка либо в виде бессрочных вкладов у центрального банка.
Величина минимальных резервов коммерческих банков устанавливается центральным банком. Для упрощения нашего дальнейшего изложения пусть норма минимальных резервов (норма резервирования депозитов) по вкладам до востребования r4D — 10%.
При норме резервирования rMD — 10% депозиты 1000 Dp должны быть покрыты минимальными резервами в размере 100 MR. В результате в распоряжении коммерческого банка остаются избыточные резервы на сумму: 10006’а- 100 MR “ -900 UR. Актив Банк А Пассив MR 100 DF 1000 UR 900 Z 1000 I 1000 Эти избыточные резервы коммерческий банк может предоставлять в кредит либо покупать на них ценные бумаги до тех пор, пока избыточные резервы полно-
гтью не трансформируются в минимальные резервы.
На практике ставка минимального резервирования бессрочного депозита может изменяться в пределах: 0 “ ^ %)> а норма наличных денег равна 25% (с — 25%).
Повторим еще раз, что процесс депозитной экспансии закончится тогда, когда у банков больше не останется избыточных резервов, а публика будет держать на руках нужное ей количество наличных денег (С). Это означает, что сумма общих резервов плюс наличности в обращении должна быть равна объему депозитов до востребования:
к + с-гкю° + гио ° + сГ>
Создание денег системой коммерческих банков
Все банки обанкротились. Все вклады
Не дали дивидендов. Ни гроша.
Но от инфляции спасла Душа.
А большего богатства и не надо.
А. А. Мандель (род. в 1925 г.)
Суть механизма создания денег системой коммерческих банков заключается в превращении избыточных банковских резервов в минимальные резервы. Рассмотрим это на примере.
Предположим, что система коммерческих банков состоит из двух банков: А и В. При этом гмо “ 10% не* 50% одинаковы для каждого банка и неизменны.
В начале создания наличных денег предположим, что банк А обладает избыточными резервами иЯ — 1000, которые возникли из вкладов наличности акционеров (ЕК). Актив Банк А Пассив ия 1000 ЕК 1000 I 1000 1 1000
На эту сумму банк предоставляет своему клиенту К ссуду (Ш). Сумма записывается на счет клиента К (?)%). Актив Банк А Пассив ил 1000 ЕК 1000 04 1000 О*? 1000 I 2000 I 2000
Клиент К распоряжается ссудой следующим образом: он переводит своему кредитору С, клиенту банка В, 1000 денежных единиц, в результате чего величина счета в банке В (Ося) увеличивается на 1000 денежных единиц. В итоге данной трансакции клиента К банк А уменьшает свои избыточные резервы (1/Л), передавая их банку В. Балансы банков А и В приобретают вид: Актив Банк А Пассив ЭЛ 1000 ЕК 1000 I 1000 I 1000 Актив Банк В Пассив ия 1000 0е, 1000 ? 1000 1 1000
В соответствии с показателем наличной квоты с клиент С снимает со своего счета 50% наличных денег, которые перетекают в небанковский сектор. Счет клиента С уменьшается до 500, 10% из которых банк В должен держать в виде минимальных резервов (т. е. /?ЛШ — 50). Поэтому избыточные резервы банка В сокращаются с 1000 до 450:
1000 — 500 (СР) — 50 (Л/Я) — 450 (1/Л), и баланс банка В приобретает вид Актив Банк В Пассив Ш 50 0е/. 500 ия 450 г 500 I 500
Во второй фазе процесса создания безналичных денег банк В способен выделить своему клиенту Н кредит (Кн) на сумму избыточных резервов (Яу- 450). Этот кредит будет оформлен как депозит клиента Н, т. е. (0/,/>). Актив Банк В Пассив т 50 tf. 500 UR 450 ЕҐ, 450 Кн 450 I 950 I 950
Клиент Н распорядился своими активами следующим образом: он передал всю хр на сумму 450. Актив Банк В Пассив MR 50 DPp 500 Кн 450 I 500 I 500 Актив Банк А Пассив DA 1000 450 UR 450 ЕК 1000 I 1450 1 1450
Г-н А’ переводит половину своего вклада в наличность (т. е. 50% от 450 — 225). На ту же сумму (D*p) сокращается величина его счета в банке А. В свою очередь, банк А должен держать 10% этого вклада в качестве минимальных резервов: 225(Dxp) = 22,5 (ймо). В результате этого баланс банка А принимает вид: Актив Банк А Пассив DA 1000.00 ЕК 1000,00 MR 22,50 225,00 UR 202,50 I 1225,00 I 1225.00
Обратим внимание, что величина избыточных резервов в результате произведенных трансакций постепенно сокращается. Избыточные резервы преобразуют»! ся в минимальные резервы. На этом прервем наши рассуждения.
Вывод: процесс создания денег коммерческими банками способен продолжаться до тех пор, пока все избыточные резервы не трансформируются в минимальные резервы: (1/Я -»МИ).
Теперь определим, какой объем денег способна создать система коммерческих банков в результате трансформации избыточных резервов в минимальные резервы..
Источник