Что значит коммерческая составляющая

Что значит коммерческая составляющая

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Источник

Как защитить коммерческую тайну компании

Чтобы обезопасить секретные сведения компании от разглашения, можно придать им статус коммерческой тайны. Рассказываем, как это сделать.

Что такое коммерческая тайна

Коммерческая тайна — это информация, которую компания не разглашает, чтобы увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить или улучшить своё положение на рынке либо получить любую другую коммерческую выгоду. Засекретить можно рецепт блюда или напитка, рыночную стратегию и тактику ведения бизнеса, списки клиентов и поставщиков, принципы ценообразования.

Коммерческой тайной, может быть всё, что вы считаете важным скрыть, за исключением:

  • Информации, которая содержится в учредительных документах ИП или юрлица и государственных реестрах;
  • Сведений о составе имущества государственного или унитарного предприятия и учреждения, об использовании ими средств госбюджетов;
  • Кадровой информации: о численности и составе штата, об условиях и охране труда, наличии вакансий и т. д.;
  • Сведений о задолженностях работодателей по зарплатам и социальным отчислениям;
  • Информации о доходах и выплатах некоммерческих организаций, а также об их размере и структуре, использовании бесплатного труда граждан (волонтёров, например);
  • Сведений о представителях предприятия, которые могут действовать без доверенности;
  • Условий конкурсов и аукционов по приватизации государственного и муниципального имущества;
  • Важных для общественности фактов: о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, противопожарной безопасности, качестве продуктов питания и выявленных в них нарушениях требований безопасности и т. п.;
  • Сведений о нарушениях предприятием или его руководством законодательства и привлечении за это к ответственности.
  • Другой информации, которую по закону нельзя скрывать. Например, банки обязаны публиковать финотчетность.

Все указанные данные засекречивать нельзя.

Обладатель коммерческой тайны обязан раскрывать её полиции, суду и иным госорганам по требованию. Запрос властей должен быть официально оформлен и подписан руководителем структуры, содержать причину и сроки удовлетворения требования. Госорганы, в свою очередь, обеспечивают сохранность информации от конкурентов.

Обладатель коммерческой тайны — это лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, и ограничивает доступ к этой информации. Только обладатель тайны вправе раскрывать её государству. Власти могут обязать рассекретить сведения руководителя предприятия или ИП, но не работников. Сотрудники не должны разглашать коммерческую тайну даже по официальному запросу.

Как оформить коммерческую тайну

  • Составьте перечень сведений, которые хотите засекретить.
  • Нанесите гриф «Коммерческая тайна» на все материальные носители, на которых они будут храниться, и укажите обладателя коммерческой тайны: Ф. И. О. и место жительства индивидуального предпринимателя или полное наименование и местонахождение компании.
  • Установите порядок обращения с коммерческой тайной и зафиксируйте в локальных документах фирмы (приказе, рекомендации, должностной инструкции отдельных работников). Идеальный вариант: положение о коммерческой тайне — документ, определяющий права и обязанности сотрудников по обращению с тайной, а также санкции за нарушения.
  • Определите круг лиц, которых допустите к скрытым сведениям, и ведите учёт этих людей. Вы можете завести специальный журнал учёта, а можете оформлять всё на компьютере и заносить сотрудников в базу данных, выдавать пароль под роспись.
  • Заключите с работниками дополнительное соглашение о неразглашении коммерческой тайны или обяжите их подписать положение. Обязанность хранить тайну можно прописать также в гражданско-правовых договорах с контрагентами.
  • Ознакомьте выбранных сотрудников с коммерческой тайной под расписку.

Как защитить коммерческую тайну

В трудовых договорах может фигурировать пункт «Охрана коммерческой тайны», но он не обезопасит ваши данные. Если сотрудник не ознакомлен под роспись с конкретной информацией, он просто не знает, что можно рассказывать о своей работе, а что — нет. Поэтому для надёжности подпишите дополнительное соглашение или положение.

Что можно прописать в соглашении или в положении:

Запрет передавать коммерческую тайну и раскрывать публично без согласия руководства организации;

Сотрудник может не понять, что значит «раскрывать публично». Во избежание недоразумений, напишите подробно, что именно он имеет право делать с полученными данными, тогда все остальные действия будут считаться разглашением. Или прямо укажите, что считается нарушением: ссылки на засекреченную информацию в текстах, обсуждение сведений где-либо, кроме переговорной комнаты, и с кем-либо, кроме установленного круга лиц.

Запрет использовать полученную информацию для другой деятельности, если это может нанести ущерб организации.

Например, сотрудник не может использовать производственный секрет компании, решив открыть своё дело, — даже после увольнения .

Обязанность работника обращаться в полицию и ставить в известность руководство при попытках шпионажа или шантажа с целью получить доступ к коммерческой тайне.

Вилли Вонка из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» закрыл фабрику из-за происков конкурентов, которые подсылали к нему шпионов и крали рецепты. Если бы самые верные работники, вроде дедушки Чарли, вовремя сообщали ему об этом, многолетнего перерыва можно было бы избежать.

Обязанность незамедлительно сообщать об утечке информации или утере носителей, на которых она хранится, возможных рисках разглашения и причинах, по которым сведения уже стали известны другим.

Если сотрудник, допущенный к коммерческой тайне, потерял флешку с секретной информацией, он должен сразу поставить в известность руководителя, чтобы тот успел предотвратить утечку данных .

Условия и сроки хранения коммерческой тайны после увольнения или выхода на пенсию.

Санкции за разглашение коммерческой тайны.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Считается , что работник, который получил секретные сведения непосредственно от их обладателя, получил их легально. Однако, если вы нигде не зафиксировали, что он ознакомлен с коммерческой тайной, вы не сможете привлечь его к ответственности. Поэтому заключайте с работниками соглашения и берите расписки.

Для работы над проектом Пётр Семёнович привлекает Владимира и знакомит его с секретными данными, не заключая соглашений и не беря расписок. Владимир передаёт их конкурентам. Но наказывать его не за что, ведь причастность к секретным сведениям ничем не подтверждается. Без документов, обязывающих хранить коммерческую тайну, привлечь работника к ответственности практически невозможно.

Ответственность за раскрытие коммерческой тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной.

Вы можете объявить проговорившемуся сотруднику выговор, оштрафовать или уволить — это дисциплинарное взыскание. Если работник оформлялся не трудовым договором, а ГПХ, то с него можно взыскивать убытки в рамках гражданского законодательства.

По гражданскому праву можно требовать возмещения убытков, полученных из-за разглашения коммерческой тайны, и с других лиц: компаний-партнёров, приглашённых специалистов, госучреждений. То есть вы можете предъявить к ним претензию или обратиться в суд и требовать денежных компенсаций.

Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:

  • Кто-то умышленно пытается завладеть вашей коммерческой тайной незаконным путём: похищает документы, подкупает или шантажирует сотрудников и так далее. Наказание нарушителю — до 2 лет лишения свободы или штраф до 500 000 рублей.
  • Банковскую, налоговую или коммерческую информацию разгласил сотрудник, который получил её легально. Наказание — до 3 лет лишения свободы или штраф до 1 000 000 рублей.
  • Кто-то умышленно разгласил коммерческую тайну в корыстных целях, и это причинило крупный ущерб фирме — до 5 лет лишения свободы или штраф до 1 500 000 рублей.

Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.

Специалистов, которым по долгу службы открыли коммерческую тайну, и они её разгласили, можно привлечь к административной ответственности и наложить взыскания, если тяжесть нарушения не подходит под уголовную статью. Штраф в таком случае составит: до 1 000 рублей — для граждан, до 5 000 рублей — для должностных лиц и адвокатов.

Если кто-то случайно или по ошибке получил доступ к коммерческой тайне и разгласил её, не подозревая о том, что нарушает закон, он не несёт ответственности за это. Однако вы можете после этого обязать его хранить информацию в секрете, и повторное разглашение не останется безнаказанным.

Короче

Режим коммерческой тайны может ввести любая компания. Засекречивать можно что угодно, кроме тех сведений, которые по закону нельзя скрывать.

Чтобы придать сведениям статус коммерческой тайны, нужно нанести на них гриф «Коммерческая тайна», указать правообладателя, прописать режим обращения с секретными данными и ознакомить с ними выбранных лиц. Всё это важно зафиксировать в документах компании и договорах с персоналом.

Если госорганы направляют мотивированное требование раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан это сделать.

Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Источник

Молчание — золото. Что такое коммерческая тайна и почему ее нужно хранить

Коммерческая тайна в нашей стране регламентирована довольно жестко, но именно она помогает компаниям развиваться и изобретать что-то новое, а не заимствовать у конкурентов.

Что такое коммерческая тайна

Любая компания в нашей стране наверняка хранит секреты различной степени важности. Это может быть, например, рецепт фирменного пирога, состав запатентованного лекарства или специально разработанная технология, информация о будущих скидках и планы развития. Каждая организация имеет право хранить такие данные в закрытом доступе, если правильно оформит внушительный пакет документов.

Коммерческая тайна обладает высокой ценностью именно потому, что закрыта от посторонних. Она может влиять на состояние дел в компании, ее успех, занимаемую долю на рынке и ценность акций. Если скрытые данные попадают к третьим лицам, они теряют свою значимость, а компания может понести убытки.

Руководство каждой организации самостоятельно решает, какие сведения считать тайной, и в обязательном порядке подписывает договор с сотрудником о неразглашении. Обладателем КТ является тот, кто владеет ей на законных основаниях.

Рассмотрим ситуацию: работник оформить кредит с низкой процентной ставкой, и финансовая организация запросила справку о зарплате с места работы по своей форме. Работник обращается в бухгалтерию, где ему выдают нужный документ, который он предоставляет банку. Является ли это разглашением?

По закону система оплаты труда не может составлять коммерческую тайну. Однако часто работодатели вносят эти данные в КТ, когда на их предприятии практикуется серая схема выплаты заработной платы. Информация о реальных зарплатах, попавшая к третьим лицам, спровоцирует множество проблем, в том числе и уголовного характера.

Что может входить в понятие «коммерческая тайна»

Сама суть коммерческой тайны (КТ) определяется буквой закона N 98-ФЗ. Чтобы информация оставалась в секрете и была защищена от разглашения, она должна соответствовать некоторым критериям.

  • Сведения касаются профессиональных функций компании. Допустим, фирма производит глазированные сырки по уникальной технологии и по специальному рецепту — эти данные попадают под понятие КТ.
  • Информация является очень важной для людей, не работающих в компании, и они за ней активно охотятся. Например, прямые конкуренты или недоброжелатели.
  • Сведения являются собственностью фирмы, и она вправе защитить их грифом «Совершенно секретно».
  • КТ не содержит информацию, относящуюся к государственной тайне: это другая категория, состав которой определяет правительство.

Владелец КТ тщательно охраняет ее всеми доступными законными способами, но обязан предоставлять ее органам государственной власти. Запрос должен быть официально оформлен, подписан руководством ведомства, от которого направлен, а также должен содержать информацию о причине заинтересованности и сроках исполнения.

Важно: владельцем КТ является руководитель предприятия, и только он может удовлетворить обращение. Рядовые работники, допущенные к закрытой информации, обязаны хранить ее — это прописано в законе. Представители власти, получив скрытые данные, также бережно защищают ее от утечки.

Перед запуском системы коммерческой тайны тщательно формулируют информацию о составе КТ, подробно прописывают внутренние правила для выполнения неразглашения и санкции за нарушение. Сотрудники компании, имеющие доступ к закрытым данным, обязаны внимательно ознакомиться с принципами конфиденциальности, перечнем охраняемых сведений и возможными наказаниями.

Важно: все договоренности о неразглашении подтверждаются подписью.

В коммерческую тайну могут входить не только ценные на сегодняшний день данные, но и те, которые могут обрести значимость в будущем:

  • данные клиентов, поставщиков, партнеров;
  • условия заключенных договоров и возможных контрактов;
  • политика определения цен на выпускаемую продукцию;
  • информация об имеющихся кредитах у предприятия;
  • данные об отделе маркетинга, исследованиях, бюджетах на рекламные кампании;
  • сведения об используемом на производствах и в управленческих блоках программном обеспечении, установленном на компьютерах;
  • информация о службе собственной безопасности и охране;
  • результаты проводимых планерок и совещаний;
  • под охрану попадает и деловая переписка.

КТ чем-то похожа на банковскую тайну: передача третьим лицам и той, и другой наказуема.

Что не составляет коммерческую тайну

Не все сведения можно оформить как КТ: по закону засекретить можно только ту информацию, которая представляет ценность. Допустим, были рассекречены часы работы предприятия. Фактически от утечки ничего не изменится, компания будет работать в том же режиме.

Также по закону нельзя скрывать некоторую юридическую информацию, которая должна быть в свободном доступе:

  • учредительную документацию ИП или юрлица;
  • информацию об освоении государственных бюджетов;
  • кадровые сведения: количество сотрудников, охрана труда, открытые вакансии;
  • данные о наличии долгов перед работниками или государством;
  • информацию о наносимом вреде людям: влияние на окружающую среду, соблюдение противопожарных норм и других;
  • списки граждан, которые могут представлять компанию и совершать действия от ее имени без доверенности;
  • данные о нарушениях и привлечении к ответственности как самого предприятия, так и его руководства;
  • другую информацию, регламентированную законом.

Рассмотрим три примера утечки информации.

Сотрудник рассказал конкурентам своей компании, что на производство приезжали экологи и выявили небольшие нарушения, которые устранили за два дня. Это не КТ: такая информация по закону не может быть закрытой, соответственно, появится в открытом доступе.

Сотрудник рассказал, что главбух предприятия выпивает до обеда по семь стаканов крепкого чая и съедает три шоколадных батончика. Это не КТ: информация не имеет ценности, и ее разглашение не повлияет на ход дел компании.

Работник передал конкурентам несколько писем с перепиской генерального директора своей компании с его заграничным партнером о готовящемся контракте. Эта информация охраняется, и ее обнародование попадает под санкции.

Как защитить КТ

Защита КТ от разглашения попадает под охрану закона после того, как в организации вводят специальный режим. В законе прописано, какие действия необходимо совершить, чтобы обезопасить себя в случае утечки. При составлении и заполнении документов нужно очень внимательно изучать все детали.

  1. Определяется набор сведений, входящих в состав КТ. Список должен быть точным, лаконичным и предельно ясным: это поможет в будущем в ходе судебных разбирательств доказать правоту.
  2. Устанавливается принцип обращения с информацией, его фиксируют на бумаге либо в электронном виде.
  3. Вписываются данные всех имеющих доступ, а также подробная инструкция по работе с документами.
  4. Определяется круг лиц, у которых будет доступ к КТ, и организуется их контроль. Видеокамеры, подпись при получении, надежный меняющийся пароль на компьютере — все методы пригодятся, но предварительно с порядком действий нужно ознакомить работников.
  5. Каждый сотрудник, имеющий доступ к засекреченным данным, должен быть ознакомлен с инструкцией и контрактом. После прочтения необходимо получить подпись работника, которая подтвердит его ознакомление с принципами обращения с КТ и степенью ответственности.
  6. Носитель с КТ оснащается специальной пометкой. Закон не регламентирует, каким образом будет поставлен гриф — в виде наклейки или надписью от руки. Еще необходимо обозначить полное название и фактический адрес (для юрлиц) или ФИО и место фактического жительства (для ИП).

Для того чтобы дополнительно защитить данные, в контракте сотрудника нужно вписать отдельные строки: запрет на передачу закрытой информации и запрет на ее использование в ущерб предприятия.

Для надежной защиты КТ порой требуются дополнительные расходы. Привлечение юристов, установка видеокамер и программного обеспечения поможет покрыть кредит для малого и среднего бизнеса от Совкомбанка. Оформить его можно даже с предоставлением облегченного пакета документов! Воспользуйтесь всеми преимуществами — возможностью участия в программах господдержки, дополнительным лимитом к расчетному счету и многими другими привилегиями.

Кто отвечает за разглашение

За разглашение КТ отвечает непосредственно тот сотрудник, по вине которого произошла утечка. Но только в том случае, если вина доказана и соблюден ряд условий:

  • сотрудник ознакомился со списком закрытой информации и поставил свою подпись, подтверждающую это;
  • сотрудник знает, какие меры к нему применят, если он допустит разглашение;
  • на предприятии соблюдены все условия для работы с коммерческой тайной.

Сотрудница отдела кадров поделилась с подругами в своей организации табелем с начисленной заработной платой. Документ быстро разошелся, каждый человек на предприятии знал, сколько получает коллега. В результате этой утечки внутри коллектива образовалось напряжение и непонимание, многие сотрудники уволились из-за разницы в выплатах.

Доказать вину сотрудницы довольно сложно: сотрудники увольнялись, не принося прибыль и заказы, но это доход, нацеленный на будущее. Допустим, массовое увольнение после разглашения КТ спровоцировало отмену крупных договоров, тогда связь между этими событиями можно будет доказать, а недополученную прибыль удержать с виновного.

Виды ответственности

Разглашение закрытой информации влечет за собой четыре вида взысканий.

  • Дисциплинарное: работник получает выговор, штраф или увольнение по статье.
  • Гражданско-правовое: позволяет получить возмещение убытков или недополученной прибыли не только с работников, но и с субподрядчиков.
  • Уголовное: наступает в случаях, когда третьи лица пытаются получить КТ при помощи шантажа, угроз жизни, похищения документов. Также применяется в отношении сотрудников, получивших сведения легально, и к лицам, которые разгласили КТ намеренно. Все эти правонарушения караются тюремным сроком от 2 до 5 лет либо крупными штрафами до 1,5 млн рублей.
  • Административное: применяется к сотрудникам, допустившим утечку, но тяжесть проступка не подходит для уголовного дела. Применяются денежные наказания до 5 млн рублей.

У каждой организации могут быть секреты, которыми она не хочет делиться. В этом случае информацию поможет защитить режим коммерческой тайны. Запустить его довольно сложно, а сам процесс требует помощи юристов. Помните, что всегда можно обратиться в суд и наказать виновных, если их действия, повлекшие утечку КТ, нанесли вред организации.

Источник

Читайте также:  Что значит реактогенная вакцина от коронавируса
Оцените статью