- Discovered
- О финансах и не только…
- Административно-командная экономика
- Особенности командно-административной экономики
- Сущность
- Достоинства и недостатки
- Заключение
- План ответа по теме «Командно-административная экономика»
- Типы экономических систем
- Понятие экономической системы
- Основные типы экономических систем
- Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
- Отличительные черты экономических систем
- Черты традиционной экономики
- Особенности командно-административной экономики
- Черты рыночной экономики
- Характерные черты смешанной экономики
- Таблица с различиями видов экономических систем
- Достоинства и недостатки типов экономических систем
Discovered
О финансах и не только…
Административно-командная экономика
Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества.
Административно-командная (или командно-административная) система — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны:
- жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности;
- использование внеэкономических, в частности, идеологических методов управления;
- господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Главная черта административно-командной экономики — господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно-командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др.
К странам с административно-командной экономикой относились бывшие социалистические страны, теперь — КНДР. Ядром административно-командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в начале 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы так называемого военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-1920) и период новой экономической политики (нэп, 1921-1928).
Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов:
- социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт;
- мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками — они считались «центральной фигурой земледелия»;
- частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности;
- государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием;
- патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку.
В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян.
В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов.
Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате, начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы — коллективные хозяйства, совхозы — имеющие государственный характер; МТС — машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнительную оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам.
Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927-1928 гг. производство средств производства составило 49%, а производство предметов потребления 51%; в 1937 г. соответственно 57% и 43%.
Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промышленности. В 1927-1928 гг. производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5%, а для легкой — 60,5%, в 1937 г. — соответственно 57,8% и 42,2%.
Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической.
Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно-командной экономики. Важную роль в данной системе играло государственное директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно-командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.
Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.
Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.
В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.
Источник
Особенности командно-административной экономики
Существует 4 типа экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная и смешанная. Они различаются по форме собственности на средства производства и роли государства в управлении экономикой. Командная экономика – система, характеризующаяся абсолютным господством государства в организации экономической деятельности.
Сущность
Командно-административная экономика – способ управления хозяйством страны, при котором материальные ресурсы составляют общественную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством государственного планирования. Признаки командно-административной экономики:
- все решения по использованию ресурсов, организации производства, распределению социальных благ принимает центральный плановый орган;
- распределение ресурсов осуществляется на основе государственного плана;
- руководство производственным процессом происходит посредством государственных директив;
- в производстве господствуют крупные предприятия-монополисты, за счет которых осуществляется поддержка малорентабельных отраслей;
- государство ограничивает верхний потолок личных доходов, проводит курс на их уравнительность;
- государство жестко регламентирует систему и формы оплаты труда, контролирует миграцию рабочей силы;
- отсутствуют рынки капитала, земли, ценных бумаг, труда;
- рынок не является регулятором экономики;
- производители господствуют над потребителями, что выражается в отсутствии выбора товаров и услуг.
Командно-административная экономика присуща государствам с тоталитарными политическими режимами: Кубе, Северной Корее, бывшему СССР.
Достоинства и недостатки
Командно-административная экономика основана на социалистической доктрине. Если главным принципом капитализма является стремление к достижению максимальной прибыли, то социализм ставит своей целью устранение социального неравенства. Командная экономика как форма выражения идей социализма, имеет свои преимущества и недостатки. Положительные проявления:
- распределение ресурсов по важнейшим направлениям;
- устойчивость экономики;
- отсутствие экономических кризисов;
- полная трудовая занятость населения;
- стабильность и уверенность в будущем.
К недостаткам относятся:
- ограничение свобод;
- отсутствие предпринимательского интереса;
- отсутствие конкуренции;
- бюрократия и коррупция;
- отсутствие стимулов к модернизации и повышению эффективности производства;
- низкая производительность труда;
- централизованное ценообразование;
- дефицит одних товаров и перепроизводство других;
- развитие теневой экономики.
В условиях командно-административной экономики происходит активное вмешательство государства во все сферы общественной жизни.
Заключение
Командно-административная экономика способна эффективно решать жизненно важные общественные задачи в условиях социальных катастроф и потрясений. Возможность быстрой мобилизации материальных, денежных и человеческих ресурсов позволяет обеспечить подъем промышленного производства и быстрый рост экономики. На определенном этапе недостатки бюрократического планирования приводят к кризису и требуют усовершенствования хозяйственного механизма, построения смешанной экономики.
План ответа по теме «Командно-административная экономика»
1. Командно-административная экономика в ряду экономических систем.
2. Понятие командно-административной экономики. Признаки:
- государственное планирование;
- централизованное распределение ресурсов;
- руководство посредством директив из центра;
- монополии крупных предприятий;
- ограничение личных доходов;
- регламентация оплаты труда и миграции рабочей силы;
- отсутствие рынков капитала, земли, ценных бумаг, труда;
- рынок не является регулятором экономики;
- диктат производителей над потребителями.
3. Достоинства командной экономики:
- распределение ресурсов по важнейшим направлениям;
- устойчивость экономики;
- отсутствие экономических кризисов;
- полная трудовая занятость населения;
- стабильность и уверенность в будущем.
4. недостатки командно-административной экономики:
- ограничение свобод;
- отсутствие предпринимательского интереса;
- отсутствие конкуренции;
- бюрократия и коррупция;
- отсутствие стимулов к модернизации и повышению эффективности производства;
- низкая производительность труда;
- централизованное ценообразование;
- дефицит одних товаров и перепроизводство других;
- развитие теневой экономики.
Источник
Типы экономических систем
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие экономической системы
Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.
Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.
Тип экономической системы характеризует:
- формы собственности;
- способы распределения ограниченных ресурсов;
- способы регулирования экономики.
Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.
Основные типы экономических систем
В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:
Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.
Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:
Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.
Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.
Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.
Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.
Отличительные черты экономических систем
Черты традиционной экономики
- Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.
- Характерно натуральное хозяйство.
- Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.
- Широкое развитие обмена товарами и услугами (бартер).
- Незначительная роль предпринимательства.
- Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.
- Активная роль государства.
- Объединенность членов экономических отношений.
- Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.
Особенности командно-административной экономики
- Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.
- Производители не могут решать, что им производить.
- У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
- Преобладает государственная форма собственности практически на все ресурсы.
- Управление всеми предприятиями из единого центра.
- Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.
Черты рыночной экономики
- Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
- Рынок ориентируется на покупателя.
- Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.
- Государство почти не играет роли в распределении ресурсов, в том числе не производит общественные блага, не борется с безработицей и др.
- Преобладание частной собственности.
- Свободная конкуренция.
- Самостоятельный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции.
- Рыночная экономика развивается, при этом является крайне нестабильной.
- Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Характерные черты смешанной экономики
У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:
- Сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
- Наличие частного и государственного сектора экономики.
- Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.
- Развитая инфраструктура.
- Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.
Таблица с различиями видов экономических систем
Критерии отличия | Традиционная экономика | Командно-административная | Рыночная | Смешанная |
Кому принадлежит собственность | Преимущественно общине | Преимущественно государству | Преимущественно частным лицам | Разнообразие форм собственности |
Что производят | Основано на традициях | Общественные блага | Потребительские товары | Общественные и потребительские товары |
Как производят | Решает государство | Решает производитель | Решает производитель и государство | |
Для кого производят | Для всех потребителей | Для конкретных потребителей | Для всех и для отдельных потребителей | |
Роль государства | Активная | Определяющая | Охранная | Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов |
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.
Источник