Что значит командно административная экономика

Discovered

О финансах и не только…

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества.

Административно-командная (или командно-административная) система — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны:

  1. жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности;
  2. использование внеэкономических, в частности, идеологических методов управления;
  3. господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Главная черта административно-командной экономики — господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно-командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др.

К странам с административно-командной экономикой относились бывшие социалистические страны, теперь — КНДР. Ядром административно-командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в начале 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы так называемого военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-1920) и период новой экономической политики (нэп, 1921-1928).

Читайте также:  Что значит смайл скобочка

Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов:

  1. социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт;
  2. мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками — они считались «центральной фигурой земледелия»;
  3. частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности;
  4. государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием;
  5. патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку.

В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян.

В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов.

Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате, начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы — коллективные хозяйства, совхозы — имеющие государственный характер; МТС — машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнительную оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам.

Читайте также:  Cu46 сленг что значит

Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927-1928 гг. производство средств производства составило 49%, а производство предметов потребления 51%; в 1937 г. соответственно 57% и 43%.

Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промышленности. В 1927-1928 гг. производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5%, а для легкой — 60,5%, в 1937 г. — соответственно 57,8% и 42,2%.

Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической.

Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно-командной экономики. Важную роль в данной системе играло государственное директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно-командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.

Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.

В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Источник

Особенности командно-административной экономики

Существует 4 типа экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная и смешанная. Они различаются по форме собственности на средства производства и роли государства в управлении экономикой. Командная экономика – система, характеризующаяся абсолютным господством государства в организации экономической деятельности.

Сущность

Командно-административная экономика – способ управления хозяйством страны, при котором материальные ресурсы составляют общественную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством государственного планирования. Признаки командно-административной экономики:

  • все решения по использованию ресурсов, организации производства, распределению социальных благ принимает центральный плановый орган;
  • распределение ресурсов осуществляется на основе государственного плана;
  • руководство производственным процессом происходит посредством государственных директив;
  • в производстве господствуют крупные предприятия-монополисты, за счет которых осуществляется поддержка малорентабельных отраслей;
  • государство ограничивает верхний потолок личных доходов, проводит курс на их уравнительность;
  • государство жестко регламентирует систему и формы оплаты труда, контролирует миграцию рабочей силы;
  • отсутствуют рынки капитала, земли, ценных бумаг, труда;
  • рынок не является регулятором экономики;
  • производители господствуют над потребителями, что выражается в отсутствии выбора товаров и услуг.

Командно-административная экономика присуща государствам с тоталитарными политическими режимами: Кубе, Северной Корее, бывшему СССР.

Достоинства и недостатки

Командно-административная экономика основана на социалистической доктрине. Если главным принципом капитализма является стремление к достижению максимальной прибыли, то социализм ставит своей целью устранение социального неравенства. Командная экономика как форма выражения идей социализма, имеет свои преимущества и недостатки. Положительные проявления:

  • распределение ресурсов по важнейшим направлениям;
  • устойчивость экономики;
  • отсутствие экономических кризисов;
  • полная трудовая занятость населения;
  • стабильность и уверенность в будущем.

К недостаткам относятся:

  • ограничение свобод;
  • отсутствие предпринимательского интереса;
  • отсутствие конкуренции;
  • бюрократия и коррупция;
  • отсутствие стимулов к модернизации и повышению эффективности производства;
  • низкая производительность труда;
  • централизованное ценообразование;
  • дефицит одних товаров и перепроизводство других;
  • развитие теневой экономики.

В условиях командно-административной экономики происходит активное вмешательство государства во все сферы общественной жизни.

Заключение

Командно-административная экономика способна эффективно решать жизненно важные общественные задачи в условиях социальных катастроф и потрясений. Возможность быстрой мобилизации материальных, денежных и человеческих ресурсов позволяет обеспечить подъем промышленного производства и быстрый рост экономики. На определенном этапе недостатки бюрократического планирования приводят к кризису и требуют усовершенствования хозяйственного механизма, построения смешанной экономики.

План ответа по теме «Командно-административная экономика»

1. Командно-административная экономика в ряду экономических систем.

2. Понятие командно-административной экономики. Признаки:

  • государственное планирование;
  • централизованное распределение ресурсов;
  • руководство посредством директив из центра;
  • монополии крупных предприятий;
  • ограничение личных доходов;
  • регламентация оплаты труда и миграции рабочей силы;
  • отсутствие рынков капитала, земли, ценных бумаг, труда;
  • рынок не является регулятором экономики;
  • диктат производителей над потребителями.

3. Достоинства командной экономики:

  • распределение ресурсов по важнейшим направлениям;
  • устойчивость экономики;
  • отсутствие экономических кризисов;
  • полная трудовая занятость населения;
  • стабильность и уверенность в будущем.

4. недостатки командно-административной экономики:

  • ограничение свобод;
  • отсутствие предпринимательского интереса;
  • отсутствие конкуренции;
  • бюрократия и коррупция;
  • отсутствие стимулов к модернизации и повышению эффективности производства;
  • низкая производительность труда;
  • централизованное ценообразование;
  • дефицит одних товаров и перепроизводство других;
  • развитие теневой экономики.

Источник

Типы экономических систем

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие экономической системы

Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.

Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.

Тип экономической системы характеризует:

  • формы собственности;
  • способы распределения ограниченных ресурсов;
  • способы регулирования экономики.

Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.

Основные типы экономических систем

В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:

Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.

Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.

Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.

Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.

Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.

Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.

Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем

К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:

Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.

Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.

Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.

Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.

Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.

Отличительные черты экономических систем

Черты традиционной экономики

  • Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.
  • Характерно натуральное хозяйство.
  • Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.
  • Широкое развитие обмена товарами и услугами (бартер).
  • Незначительная роль предпринимательства.
  • Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.
  • Активная роль государства.
  • Объединенность членов экономических отношений.
  • Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.

Особенности командно-административной экономики

  • Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.
  • Производители не могут решать, что им производить.
  • У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
  • Преобладает государственная форма собственности практически на все ресурсы.
  • Управление всеми предприятиями из единого центра.
  • Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.

Черты рыночной экономики

  • Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
  • Рынок ориентируется на покупателя.
  • Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.
  • Государство почти не играет роли в распределении ресурсов, в том числе не производит общественные блага, не борется с безработицей и др.
  • Преобладание частной собственности.
  • Свободная конкуренция.
  • Самостоятельный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции.
  • Рыночная экономика развивается, при этом является крайне нестабильной.
  • Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Характерные черты смешанной экономики

У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:

  • Сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
  • Наличие частного и государственного сектора экономики.
  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.
  • Развитая инфраструктура.
  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.

Таблица с различиями видов экономических систем

Критерии отличия Традиционная экономика Командно-административная Рыночная Смешанная
Кому принадлежит собственность Преимущественно общине Преимущественно государству Преимущественно частным лицам Разнообразие форм собственности
Что производят Основано на традициях Общественные блага Потребительские товары Общественные и потребительские товары
Как производят Решает государство Решает производитель Решает производитель и государство
Для кого производят Для всех потребителей Для конкретных потребителей Для всех и для отдельных потребителей
Роль государства Активная Определяющая Охранная Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов

Достоинства и недостатки типов экономических систем

Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.

Источник

Оцените статью