Что значит команда отдать концы

WikiphilE

Агрегатор советов и знаний в сети

Как появилась фраза «отдать швартовы» и что она означает?

Во всех мультфильмах и кино про море, корабли, пиратов мы слышим, как капитан судна или его помощник кричит команду «Отдать швартовы!». Эта фраза четко ассоциируется с художественными произведениями, однако ее используют на настоящих судах и по сей день, причем не только на морских, но и воздушных.

Значение слова «швартовы»

Большая часть морской терминологии, связанной с видами судов, способами плавания, имеет арабские корни, в том числе слова «корабль», «галера», «адмирал». Это не удивительно, поскольку арабские мореплаватели первыми соединили торговыми путями Аравийский полуостров с Мадагаскаром, Цейлоном, Индией и даже Китаем еще в доисламский период.

А различные приспособления, механизмы – относятся к голландскому и английскому языкам, например камбуз, кнехт, мачта, такелаж. Технологическим развитием судостроения занимались европейцы, недаром именно в Голландии и Англии будущий император Петр I изучал морское дело. Он лично создал первый в России «Морской устав » в 1720 году, где упоминается швартов.

Есть две версии происхождения слова «швартов»:

  1. Голландские «zwaar touw» означают «тяжелый канат»;
  2. Английские слова «shore» и «tow» — берег и буксир.

Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.

Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.

Читайте также:  Что значит приказ распоряжение

В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.

Также в речи моряков используется слово «шварт», которое означает запасной якорь.

Канаты на корабле

В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем

Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти.

Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:

  • Стальной цепи;
  • Пеньки;
  • Синтетики (полипропилен, терилен);
  • Растительных волокон;
  • Парусины;
  • В древности – койры, волокон кокосовой пальмы;
  • Проволоки.

На судне встречаются такие канаты:

  1. Бакштов. Используют для крепежа мелких судов к кораблю, в том числе шлюпок;
  2. Стропы. Подходят для работы с грузами, подвешивания, привязывания и перемещения, как в пределах борта, так и во время разгрузки на берег;
  3. Буйареп. Крепится к якорю и за счет специального деревянного поплавка определяет его местоположение;
  4. Сорлинь. Контролирует работу руля и помогает в случае его поломки;
  5. Шпринги. Один из видов швартовых тросов, подается так, чтобы удерживать корабль в заданном положении при стоянке у причала.

Что значит отдать швартовы?

Команда «отдать швартовы» или «отдать концы» звучит на корабле в тот момент, когда судно готовится причаливать. В этот момент на пристани «принимают швартовы», то есть ловят конец каната и крепят судно к берегу. Одновременно с этим спускаются паруса, сбрасывается якорь.

Виды концов или выбросок:

Конец состоит из огона, линя, то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.

Швартовные операции

Причаливание к берегу и отчаливание от него кораблем – одни из самых сложных операций, требующих слаженной работы экипажа корабля и матросов на причале. Все вместе они называются «швартовыми операциями».

Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:

  1. Старшие члены команды: помощники капитана, механик, старший матрос – занимают положенные места на носу, корме.
  2. На конце швартового каната, осуществляющем крепление к причалу, находится петля, которая называется огон – от голландского «глаза»;
  3. На палубе и пристани установлены парные тумбы для крепления троса – кнехты;
  4. Конец пропускается через специальные отверстия в палубе – клюзы, киповые планки;
  5. Проложив канат парусиной в местах трения, концы по команде кидают сначала с носовой части, затем остальные;
  6. После закрепления канатов на морской узел места крепления покрываются противокрысиными щитами.

Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.

В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.

При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.

Морские узлы и крепление судна

Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:

  • Выбленочный узел с петлей. Название получил благодаря выбленкам – веревочным ступенькам, по которым матросы лезут на мачту. Используется для повязки канатов на предметы с гладкой поверхностью;
  • Узел полуштык. Страховочный узел, укрепляет коренной на случай повышенной нагрузки.

Как мы видим, швартовка – это трудоемкий процесс, связанный с мореходством и авиацией. В нем проявляется командная работа экипажа, совершенство технологических приспособлений на корабле. Несмотря на то, что термину как минимум три сотни лет, на флоте можно услышать команду «Отдать швартовы!» ежедневно до сих пор.

Видео: как спускают судно на воду

В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:

Источник

Значение словосочетания «отдать концы»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

отдать концы I

1. морск. разг. то же, что отдать швартовы!; команда, по которой надо отвязать судно от причала ◆ Матрос Пулькин, тихонечко звякнув цепью, втащил на палубу тяжелый якорь. // ― Отдать концы, ― приказал негромко рыжебородый капитан. // Дырка отвязал толстый канат. Валентин Постников, «Путешествие Карандаша и Самоделкина», 1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Отдать концы, ― выкрикивает капитан с мостика. Валентин Бережков, «Рядом со Сталиным», 1998 г. (цитата из НКРЯ)

отдать концы II

1. разг. то же, что отдать Богу душу; умереть ◆ Женя оглянулась на громаду Белого Дома и мысленно пожелала Главному поскорее отдать концы. Олег Дивов, «Молодые и сильные выживут», 1998 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Дело в том, что некоторое время назад мирно отдал концы после тяжёлой и продолжительной депутат Госдумы по Георгиевскому округу Ставрополья, председатель колхоза, фамилию его я запамятовал. Эдуард Лимонов, «Книга воды», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ламинария — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Свистать всех наверх или Самые известные морские команды.

Так повелось, что каждая сфера деятельности обладает своим в какой-то степени секретным языком, который принято называть профессиональным жаргоном. Люди, причастные к морю и кораблям не стали исключением. О морском жаргоне наслышан, наверное, любой – даже если под парусом ходить никогда не приходилось, то книги и фильмы о пиратах, гардемаринах и первооткрывателях не миновали никого. Поэтому компАс, абордаж, кок, камбуз и некоторые иные идиомы известны многим, но бывает и такое, что все слова отданной кем-то из экипажа команды знакомы и понятны, но общий смысл куда-то убежал. Предлагаем пробежаться по часто встречающимся командам, а также пополнить свой словарный запас несколькими морскими словечками.

Начнем с простого – «бить склянки». Если обратиться к истории, то долгое время на кораблях пользовались песочными часами. Наибольшей популярностью пользовались временные промежутки полчаса и четыре часа. Именно получасовые песочные часы были прозваны склянками. «Бить склянки» означает подавать сигнал о завершении временного промежутка, с помощью корабельного колокола. И, хотя, песочные часы на современных кораблях уже не используют, выражение осталось.

Продолжим немного угрожающим – «разоружить судно». Будете смеяться, но непосредственно к оружию выражение не имеет никакого отношения. Команда актуальна в самом начале длительной стоянки или зимовки судна и означает убрать в трюм паруса, выдернуть снасти такелажа, убрать блоки.

Еще одна совсем не очевидная команда – «Огни открыть», точнее она настолько похожа на «открыть огонь», что невольно закрадываются подозрения. Однако все именно так, как звучит – «огни открыть» значит что настало время отличительным огням занять свои места.

«Из бухты вон!» — если расшифровать совсем понятно, то вас всего лишь призывают уйти из опасной зоны. Бухта, в данном случае, не причал и не береговой объект, а всего лишь сложенный кругами (конусом) трос, на конце которого крепится якорь. Команда подается в момент отдачи якоря, то есть во избежание случайной травмы от троса.

Соответственно команда «отдать якорь» означает, что якорь нужно бросить в воду.

Кстати, «отдать паруса» тоже не о том, что кому-то сейчас вручат увесистый рулон ткани, а о том, что нужно освободить паруса от креплений, фиксирующих их в свернутом состоянии.

Команда «полундра!» известна не только морским волкам. Это выражение распространено и вне морской стихии, и означает, как вы знаете, «берегись!».

«Лавировать» тоже стало довольно универсальным термином – в морском деле это значит двигаться на парусах против ветра. А так как двигаться по прямой против ветра невозможно, то движение осуществляется зигзагами или галсами.

«Право руля!» — повернуть руль вправо, тут ничего сложного. А вот что означает «право на борт!»? Оказывается, в соответствии с этой командой руль нужно сместить вправо насколько это возможно.

Теперь поговорим немного о терминах. Например, о «вороньем гнезде». Это словосочетание дает довольно большой простор для фантазии, однако обозначает бочку, которая закреплена на верхушке мачты и используется для наблюдений.

Что такое «бриз» — можно и не говорить, все знают, что это такой ветер, но знаете ли вы, что он делится на дневной – морской бриз и ночной – береговой бриз? Название бриза означает направление ветра, разумеется.

Камбуз… Как много в этом слове слилось для любителей покушать, однако корабельная кухня так называлась не всегда. Изначально словом «камбуз» именовалась кирпичная корабельная печь.

Есть еще одно загадочное слово, которое должен знать каждый начинающий морской волк – гальюн. Именно так сейчас именуется корабельная уборная. Хотя раньше так назывался балкончик в носовой части корабля.

Команда «Свистать всех наверх» означает необходимость собрать весь экипаж на палубе.

Источник

Швартовные операции

Процесс постановки судна к причалу , швартовным бочкам и другим сооружениям, предназначенным для стоянки судов, а также к другому судну называется швартовкой. Отход судна от объекта, к которому оно было пришвартовано, называется отшвартовкой .

Под термином «швартовные операции» следует понимать все действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции — один из самых ответственных и сложных элементов рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и т. д.).

Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко , действия членов экипажа, участвующих в швартовных операциях, должны быть умелыми и слаженными. Для выполнения швартовных операций члены палубной команды расписываются по местам швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме — второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и плотник (старший матрос).

Подготовка к швартовке — необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заблаговременно предупреждают вахтенного механика, который готовит машину к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.

За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.

На ходовой мостик вызывается старший помощник капитана, в машинное отделение — старший механик.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.

До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.

Растительные или синтетические тросы, уложенные бухтами на банкетки, надо разнести по палубе. Огоны (гаши) тросов провести через швартовные клюзы или киповые планки и завести на палубу поверх фальшборта или релингов. Каждый швартов обнести в полшлага вокруг тумб парных кнехтов ниже приливов (через них трос будет потравливаться при подаче на берег, а в случае необходимости — быстро задерживаться креплением на кнехте); подготовить два-три бросательных конца.

Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012

Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.

Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.

По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.

рис. 45 Швартовка к причалу лагом

По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!» , сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки.

Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.

По окончании швартовки убирают бросательные концы и кранцы, излишнюю часть стальных швартовных тросов наматывают на вьюшки, а растительных и синтетических — укладывают на банкетки. На все швартовы надевают стандартные противокрысиные щиты.

рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос

а — растительного; б — цепного

Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.

рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу

а — при параллельном подходе к причалу; б — при перпендикулярном подходе к причалу

В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.

Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.

Завоз тросов осуществляют , как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, буксир принимает пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозит его на бочку.
Трос крепится к рыму бочки швартовной скобой или заводится дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым сверху и завозят обратно на судно, где он крепится).
Другой конец троса берется за турачку брашпиля, обтягивается втугую и крепится на кнехте. Крепление дуплинем предпочтительнее, чем скобой, так как при съемке с бочки можно будет выбрать трос, не посылая людей на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как люди сойдут с бочки.
Аналогично завозят, крепят на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы. При отсутствии буксира швартовные тросы завозят на судовой рабочей шлюпке. Шлюпка с матросами подходит под клюз, матросы принимают огон швартова со швартовной скобой и укладывают трос с запасом в 2—3 м в носовой части шлюпки.

Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.

рис. 48 Отход судна от причала на шпринге

При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.

Отшвартовка судна в зависимости от условий может осуществляться самостоятельно или с помощью буксиров. Рассмотрим отход от причала при тихой погоде на шпринге без буксира. По команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают машине самый малый передний ход (рис. 48, положение I). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого.
Судно, удерживаемое шпрингом, начнет отходить кормой от причала (положение II). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет чисто пройти мимо стоящих по корме судов, машине дают задний ход. Когда судно начнет двигаться назад, отдают шпринг и продолжают следовать задним ходом до возможного безопасного разворота судна.

Источник

Оцените статью