- Что значит колумб замоскворечья
- А вы знаете, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
- Начало творческого пути Островского
- Первые шаги в драматургии
- Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
- Наш Колумб: почему Александра Николаевича Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (3 фото)
- Творческий путь и проба пера в драматургии
- «Колумб Замоскворечья» – кто ты?
- «Колумб Замоскворечья»: 190 лет со дня рождения Александра Островского
- Почему формула колумб замоскворечья приросла к островскому. Архив блога «ВО!круг книг»
- А вы знаете, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
- Начало творческого пути Островского
- Первые шаги в драматургии
- Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
Что значит колумб замоскворечья
КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
Жизненные явления, которые легли в основу первой комедии Островского, были знакомы ему с детства. Он родился и вырос в Замоскворечье-так называлась часть города за Москвой-рекой, где издавна селилось купечество и всякий простой люд: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники.
Отец будущего драматурга — чиновник, служивший в суде,- надеялся, что сын его станет адвокатом. В 1840 году Александр Островский поступил на юридический факультет Московского университета.
Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского. Юноша жадно слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста.
Непреоборимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами он старался не пропускать ни одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор — и на всю жизнь — высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский.
Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым судейским чиновником все полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.
Написанные Островским в 40-е годы статьи, очерки, стихи свидетельствуют о том, что разнообразные жизненные впечатления переполняли будущего драматурга. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем, чтобы в живой, изящной форме произносить свой суд над жизнью. Истинно народный писатель, по его мнению, должен знать хорошо свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться.
Островский избирает поприще драматурга, так как драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы.
Так готовилось появление комедии Свое люди — сочтемся!. Эта пьеса принесла Островскому славу. Автора ее назвали Колумбом Замоскворечья, а его комедию — купеческими Мертвыми душами.
Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. На донесении цензора Николай I начертал резолюцию: . напрасно печатано, играть же запретить.
Так двери театра были закрыты перед Островским. Имя его занесли в списки неблагонадежных лиц, и драматург был отдан иод негласный надзор полиции. В темных тайниках ее завели очередное дело — дело о литераторе Островском. А судебное начальство предложило губернскому секретарю Островскому подать прошение об увольнении.
Источник
А вы знаете, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
Чтобы понять, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», необходимо проследить за жизнью и творчеством Александра Островского с самого начала. А началось все в столице России, в районе Замоскворечье, находившемся напротив Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки. Там и родился будущий великий драматург.
Начало творческого пути Островского
Решив для себя, что учеба в этом университете не для него, Александр Николаевич прервал обучение. Он поступил работать в суд мелким чиновником по настоянию отца. Это решение сыграло важную роль в становлении его творчества, так как за время работы он увидел массу самых разнообразных характеров людей, а также огромное множество невероятных мошеннических схем. Это утверждало его во мнении, что люди готовы на все ради наживы. Эти жизненные впечатления, желание придать им литературную форму, вершить свой собственный суд над жизнью купеческого сословия, подтолкнули Островского к драматургии и стали одной из причин, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья».
Первые шаги в драматургии
Огромную славу и уважение принесла писателю его первая пьеса «Свои люди — сочтемся», она прогремела пронзительной сатирой, обличающей бесчестный мир. К сожалению, талант автора привлек внимание не только критиков и поклонников, но и правительственных цензоров. Пьеса была запрещена к постановке на длительный срок, а автор попал под полицейский присмотр.
Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
Одним из первых произведений драматурга становится очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В нем автор знакомит читателей с особенностями быта и нравов купечества. Он воспринимает Замоскворечье как отдельное государство, в котором царят косные, угнетающие порядки. Но не только отрицательные черты выведены драматургом в его пьесах. Есть у купечества и то, чем он восхищался – это способность на протяжении веков сохранять истинные религиозные русские нравы. Александр Николаевич открывает для всех это особенное сословие. Ранее никто из писателей не обращался к подобным темам, вот почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», по аналогии с путешественником, открывшим миру Америку.
Несмотря на то что во многом его малая родина расстраивала великого драматурга, он сохранил к ней в своей душе теплые чувства. Для него Замоскворечье олицетворяло всю Москву, которую он искренне любил.
Источник
Наш Колумб: почему Александра Николаевича Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (3 фото)
Почему Островского часто называют «Колумбом Замоскворечья»?
Именно в Замоскворечье – московском районе, где проживало огромное количество представителей купечества и среднего класса, и родился будущий великий драматург. С детских лет он впитывал особый местный колорит. Мать мальчика рано скончалась, а отец – известный адвокат надеялся, что наследник продолжит его дело. Островский действительно поступил на юридический факультет. Но это стало больше отправной точкой в его становлении как литератора, поскольку в университете он познакомился с талантливыми преподавателями, привившими студенту интерес к увлеченным литературным спорам и диспутам.
Творческий путь и проба пера в драматургии
Поняв, что юриспруденция – это не то, чем он хотел бы заниматься, юноша бросил учебу и по настоянию отца поступил на работу в суд мелким чиновником. Эта скромная должность на самом деле раскрыла перед Островским невероятные перспективы и позволила наблюдать за самыми разнообразными человеческими характерами и умами, изобретавшими сотни мошеннических схем, начиная с простейших и заканчивая виртуозными.
Именно стремление облечь накопленные впечатления в литературную форму и вершить над представителями купечества свой особый суд и дало будущему писателю толчок к занятиям драматургией. Первая же пьеса под названием «Свои люди – сочтемся» принесла автору всенародное признание. Но острая сатира и злободневная тема наряду с интересом ценителей и критиков привлекли внимание и цензоров. Пьесу запретили ставить, а ее автор надолго попал под полицейский присмотр.
«Колумб Замоскворечья» – кто ты?
Одним из первых произведений Островского стали «Записки замоскворецкого жителя», опубликованные в 1847 году в газете «Московский городской листок». В нем автор ярко описывает особенности быта и жизненного уклада представителей купечества. Купцы предстают перед читателем как жители отдельно взятой страны, на территории которой царит гнетущая атмосфера косности.
Но автор подробно рассматривал не только отрицательные стороны представителей этого сословия. Он искренне восхищался, к примеру, их умением на протяжении долгих столетий сохранять чистоту религиозной мысли и устоев. Столь детально и подробно и при этом ярко, художественно и выпукло до Островского купечество не рассматривал ни один автор. Собственно, после этого Александра Николаевича и стали называть «Колумбом Замоскворечья», проводя аналогию с первооткрывателем: как Колумб открыл для мира Америку, так и Островский явил людям истинную суть купечества.
Хотя во многом малая родина и расстраивала великого драматурга, все же он очень сильно ее любил и писал о ней: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Замоскворечье для него было символом Москвы, к которой Островский испытывал трепетные чувства, считая ярким памятником русской культуры и народной памяти.
Источник
«Колумб Замоскворечья»: 190 лет со дня рождения Александра Островского
Ровно 190 лет назад в Москве родился Александр Островский, «отец» Снегурочки и бесприданницы и одна из ключевых фигур русского национального театра. В день рождения литератора M24.ru вспоминает самые яркие цитаты из его произведений.
В 1923 году в Замоскворечье на Малой Ордынке родился будущий автор «Грозы» и «Бесприданницы» и отец-основатель великой русской драматургии Александр Островский. Не знать Островского сегодня не только стыдно, но и практически невозможно. Все школьники России сопереживают несчастной Катерине и учат наизусть цитату критика про одинокий «луч света в темном царстве». В большинстве уважающих себя и традиции театров идут постановки пьес Островского, а одну из 38 экранизаций уж точно каждый мог видеть не в школе, так по телевизору.
Островскому по праву приписывают звание основателя русской драматургии. Это он вывел на сцену провинциалов, чиновников и купцов. За описание купеческого быта его даже стали называть «Колумбом Замоскворечья». Впрочем, сами представители купеческого сословия поначалу были недовольны произведениями автора: нажаловались на пьесу «Свои люди – сочтемся!», напечатанную в 1850 году, да так, что ее запретили к постановке, а автора уволили и отдали под надзор полиции на целых одиннадцать лет.
Это печальное обстоятельство вовсе не помешало Островскому стать известным и востребованным драматургом. С 1853 года в московском Малом и питерском Александринском театрах почти каждый сезон ставились его пьесы. К Островскому же пришли с непростой задачей создать спектакль-феерию, постановку, в которой участвуют сразу три труппы: драматическая из Малого театра, временно оставшаяся без здания, и оперная и балетная Большого, благородно оставившего бесприютных артистов под своей крышей. Драматург написал «Снегурочку».
Как известно, лучше всего за автора говорят его произведения. Редакция M24 решила вспомнить самые яркие цитаты Александра Островского.
«Свои люди – сочтемся» (1949)
Устинья Наумовна: Что говорить, матушка, что говорить! Ну, уж хлопотала, хлопотала я для тебя, Аграфена Кондратьевна, гранила, гранила мостовую-то, да уж и выкопала жениха: ахнете, бралиянтовые, да и только.
Подхалюзин: А нешто я вас не люблю, Самсон Силыч, больше отца родного? Да накажи меня бог. Да что я за скотина!
Подхалюзин: А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлете — в луковице не обочтем.
Борис Григорьевич: Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно.
Катерина: Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Кулигин: Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
Раиса. Вы давно в меня влюблены?
Бальзаминов. В четверг после обеда, на прошлой неделе.
Красавина. Ты человек глупый, значит.
Бальзаминов. Как же, глупый! Ишь ты, дурака нашла!
Матрена. А что, умен?
Бальзаминов. Ты молчи, не твое дело!
Красавина. Ты послушай! ты человек глупый, значит тебе.
Бальзаминов. Да что ты все: глупый да глупый! Это для тебя я, может быть, глуп, а для других совсем нет. Давай спросим у кого-нибудь.
Красавина. Давай спросим! Да нечего и спрашивать. Ты поверь мне: я человек старый, обманывать тебя не стану.
Бальзаминова. Какой же ты?
Бальзаминов. В мечтах я себя представляю, маменька, что я высокого роста, полный и брюнет.
Бальзаминова. Разумеется, лучше.
Лыняев: Да разве кругом нас люди живут? (. ) Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.
Мурзавецкая: И барышни тоже волки?
Лыняев: Самые опасные. Смотрит лисичкой, все движения так мягки, глазки томные, а чуть зазевался немножко, так в горло и влепится.
Лыняев: И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают.
Беркутов: Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди.
Источник
Почему формула колумб замоскворечья приросла к островскому. Архив блога «ВО!круг книг»
кого, кто и почему называли «колумбом замоскворечья»? и получил лучший ответ
Ответ от Алеся Краева[гуру]
Александра Николаевича Островского, потому, что «открыл» в своих произведениях простой быт, мещанскую жизнь и прочее тогдашнего Замоскворечья.
Колумб Замоскворечья
Александр Николаевич Островский
К середине девятнадцатого века Замоскворечье стало символом купеческой России. Этот символ возник во многом благодаря творчеству выдающегося драматурга Александра Николаевича Островского. Темой многочисленных пьес этого театрального деятеля стали быт и нравы купеческого сословия. Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали, что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве, зачастую в Замоскворечье.
Быт купечества
Купеческие семьи во времена Островского жили замкнуто. И вот в 1840-х годах двадцатилетний литератор Александр Островский опубликовал свои очерки «Записки замоскворецкого жителя».
На улице Малая Ордынка напротив храма св. Николы в Пыжах во дворе за воротами стоит двухэтажный домик. В этом доме родители писателя снимали две комнатушки. 12 апреля 1823 года здесь родился будущий драматург. Недолго прожила здесь семья Островских, переехав отсюда в Монетчики, а позднее на Житную улицу.
«Я знаю тебя, Замоскворечье, имею за Москвой-рекой друзей и приятелей и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам, знаю тебя и в праздник и в будни, и в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам», — писал драматург позднее, уже переехав в другой район.
В 1831г. , когда мальчику не было еще девяти лет, умерла после тяжелых родов его мать, Любовь Ивановна. Отцу его, Николаю Федоровичу, предстояло одному воспитывать трех сыновей и дочь.
Отец много работал, благосостояние его росло. В 1834г. он купил два новых дома на Житной улице. Через четыре года после смерти Любови Ивановны отец Островского женился на Эмилии Тесин. Среди предков ее было два поколения знаменитых королевских архитекторов Швеции.
Николай Федорович купил пять домов. Земельные владения Островских стали занимать, таким образом, чуть ли не целый квартал. Один дом отец отдал Александру Николаевичу. В этом, несохранившемся до наших дней доме, драматургом были созданы такие произведения, как «Гроза», «Свои люди — сочтёмся», «Доходное место», «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «Бедность — не порок» и др. Здесь бывали у него писатели (Достоевский, Гончаров, Тургенев, Григорович, Писемский) , актёры, музыканты, композиторы.
Всероссийскую известность Островскому принесла его комедия «Свои люди — сочтёмся! » (или «Банкрот», 1849 г.) .
В 1861г. пьеса «Свои люди» игралась в Большом театре. Зал был переполнен, артистам и автору после окончания спектакля была устроена шумная овация. Хотя по обычаю императорской сцены авторам не разрешалось раскланиваться с подмостков вместе с артистами, бурно вызываемый публикой Островский трижды подходил к барьеру ложи и кланялся зрительному залу. А потом молодежь, встретившая Островского в артистическом подъезде, вынесла его на руках на улицу, без шубы, в двадцатиградусный мороз, намереваясь нести его так до дома на Николо-Воробьинском. Благоразумие все же взяло верх, кто-то набросил на него шубу, его усадили в сани. До дому его провожала толпа в несколько сот человек.
Искусство и развлечения
А вы знаете, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
Чтобы понять, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», необходимо проследить за жизнью и творчеством Александра Островского с самого начала. А началось все в столице России, в районе Замоскворечье, находившемся напротив Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки. Там и родился будущий великий драматург.Этот район славился тем, что здесь проживала огромная масса среднего класса и купеческих семей, запомнившаяся писателю постоянным поиском и извлечением выгоды для себя. Будущий драматург рос и постигал премудрости жизни, впитывая в себя местный колорит. Его мать умерла очень рано, на тот момент мальчику было всего 8 лет. Отец служил адвокатом и имел частную практику, он мечтал, что сын пойдет по его стопам, поэтому настоял на том, чтобы Островский поступил в Юридический университет. Но этот шаг лишь приблизил драматурга к литературному творчеству, так как в учебном заведении он познакомился со многими одаренными профессорами, которые привили ему интерес к литературным беседам и дискуссиям.
Начало творческого пути Островского
Решив для себя, что учеба в этом университете не для него, Александр Николаевич прервал обучение. Он поступил работать в суд мелким чиновником по настоянию отца. Это решение сыграло важную роль в становлении его творчества, так как за время работы он увидел массу самых разнообразных характеров людей, а также огромное множество невероятных мошеннических схем. Это утверждало его во мнении, что люди готовы на все ради наживы. Эти жизненные впечатления, желание придать им литературную форму, вершить свой собственный суд над жизнью купеческого сословия, подтолкнули Островского к драматургии и стали одной из причин, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья».
Первые шаги в драматургии
Огромную славу и уважение принесла писателю его первая пьеса «Свои люди — сочтемся», она прогремела пронзительной сатирой, обличающей бесчестный мир. К сожалению, талант автора привлек внимание не только критиков и поклонников, но и правительственных цензоров. Пьеса была запрещена к постановке на длительный срок, а автор попал под полицейский присмотр.
Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
Одним из первых произведений драматурга становится очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В нем автор знакомит читателей с особенностями быта и нравов купечества. Он воспринимает Замоскворечье как отдельное государство, в котором царят косные, угнетающие порядки. Но не только отрицательные черты выведены драматургом в его пьесах. Есть у купечества и то, чем он восхищался — это способность на протяжении веков сохранять истинные религиозные русские нравы. Александр Николаевич открывает для всех это особенное сословие. Ранее никто из писателей не обращался к подобным темам, вот почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», по аналогии с путешественником, открывшим миру Америку.
Несмотря на то что во многом его малая родина расстраивала великого драматурга, он сохранил к ней в своей душе теплые чувства. Для него Замоскворечье олицетворяло всю Москву, которую он искренне любил.
Творчество А. Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.
А. Н. Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.
У Александра Николаевича было две жены. С первой своей женой, Агафьей Ивановной, простолюдинкой драматург прожил в гражданском браке почти 20 лет. Дети от первого брака умерли еще в детстве. Второй женой Островского стала актриса Мария Васильевна Бахметьева, которая родила писателю шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей.
К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в плагиате. островский драматург творчество театр
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!» (первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году, по мысли великого князя Константина Николаевича, состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов, и которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.
К концу 50-х в творчестве Островского назревают крупные перемены. Во-первых, он постепенно отошел от почвеннических идей и кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга костей, он все больше сближался с петербургской редакцией «Современника» и, хотя никогда не поддерживал революционные идеи Чернышевского и Добролюбова, разделял их взгляды на искусство. Журналисты «Современника», в свою очередь, к концу 50-х годов увидели в Островском пример настоящего реалистического творца и перешли от его критики к исключительно высокой оценке творчества.
В конце 50-х годов изменился и характер творчества Островского, что особенно ярко проявилось в пьесах «Доходное место» (1856) и «Гроза» (1859). Для многих поклонников Островского оказалось неожиданным появление «Доходного места», сатирически изображающего жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Здесь не было привычной для Островского купеческой среды, кроме того, в отличие от поэтического настроя комедий начала 50-х годов, неожиданностью стала и довольно мрачная атмосфера пьесы. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступается от своих идеалов. Все же, в последний момент, он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно — Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе. Не случайно цензура запретила постановку пьесы, осуществленную на сцене только в 1863. Многие критики также не приняли новое, «обличительное» направление творчества Островского и заговорили об оскудении его таланта. Сотрудники «Современника», впрочем, придерживались иного, куда более высокого мнения о «Доходном месте», выраженного Добролюбовым в его статье «Темное царство».
Публикация в 1860 пьесы «Гроза» ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, — не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» не только воспела Катерину, чье самоубийство, по мнению критика, было не проявлением слабости, а единственным оставшимся для нее возможным протестом.
Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидели в «Грозе» не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время «Гроза» вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет — все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.
В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
С января 1866 года он был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.
В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
В последние годы жизни писатель много работал, несмотря на болезни. Все летние время проводил в имении Щелыкове. В этом имении было написано 19 пьес, среди которых «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы». Здесь он занимался переводами (известно, что он владел 5 иностранными языками).
- 14 июня 1886 года Островский скончался в своем имении, похоронен в селе Ноколо-Брежки Костромской области на церковном кладбище у Храма Святителя Николая Чудотворца.
- 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому.
А. Н. Островский — поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье. Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва — патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники. В Москве все русское становится понятнее и дороже. »
Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам. Москва нам мать!»
За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта — «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим — останавливается у первой станции железной дороги. «
«Зачем лгут, что Островский «устарел»,- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу».
Островский — главный среди российских писателей (и не только среди них) уроженец Замоскворечья. Малая родина дала великому драматургу огромный материал для творчества, а он отблагодарил тем, что стал ее настоящим голосистым певцом. Меня часто преодолевал вопрос — а почему «Колумб Замоскворечья»? Ведь и к Островскому у писателей действие происходило по Москве-реке. Вспомним хотя бы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. А самым старым литературным произведением о Замоскворечье является «Сказание о попе Савве и о великой славе» — яркое сатирическое произведениеXVII века.
Из сорока семи пьес Островского в тридцати двух действие происходит в Москве. В Замоскворечье — на Пятницкой, Большой и Малой Ордынке и других улицах и переулках — до сих пор сохранились дома времени Островского. Есть специальные исследовательские работы, посвященные изучению домов, описанных в пьесах драматурга. Иногда Александр Николаевич географически конкретно указывал место действия. Например, в пьесе «Козьма Захарьич Минин-Сухоруков» оно происходит по Москве-реке, против Кремля; направо забор Климентовского острога с бойницами и воротами, налево деревянная церковь святого Климента.
Отец Островского Николай Федорович закончил Духовную академию, но по стопам своего отца — священника — не пошел, а выбрал гражданскую службу. Он служил сначала в общем собрании Московских департаментов Сената, а затем занимал более прибыльную должность секретаря департамента Московской палаты гражданского суда. Николай Федорович занимался частной юридической практикой, работал внутри и скоро неплохо в этом преуспел. Он был самым востребованным и известным адвокатом в Замоскворечье. Среди его клиентов были и известные богатые купцы, и мещане, и чиновники — их не раз встречал будущий писатель в доме своего отца и видел в них прототипов героев своих будущих пьес.
Удивительно, но ни одна из трех церквей, в приходе которых состояли Островские — Покрова Пресвятой Богородицы в Голик, Воскресения Словущего в монетчик и иконы Божией Матери Казанская на Житнем дворе — не сохранилась. Когда у Николая Федоровича появились лишние деньги, он завел отличную библиотеку — одну из лучших частных библиотек в Замоскворечье. В книгу в семье Островского всегда относились с уважением, а любовь к чтению Александр Николаевич унаследовал еще от деда-священника. По воспоминаниям самого драматурга, именно благодаря большой библиотеке отца он весьма рано ознакомился с русской литературой и почувствовал склонность к авторству.
А. Н. Островский — поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье. Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и происходит по твоим широким улицам и мелким частым перечнем». Да это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва — патриотический центр государства, она недаром называется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники. В Москве все русское становится понятнее и дороже. »
Большое внимание уделяет Островский и описания чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленская («Бедная невеста ») , ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, « серого коня и беговых дрожек » (« Праздничный сон — до обеда ») , бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты ») , карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место »).
Александра Николаевича Островского называли « Колумбом Замоскворечья », района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, которые шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого « простого состояния » — купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходит в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по своим законам — законам любви и добра.Герои пьесы « Бедность не порок » [. ]
Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящим» именем. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим бессмысленным, грубым характером он наводит страх на окружающих, это «жестокий хохотали», «пронзительный мужик». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердился! Голубчики, не рассердился! »Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, обидеть человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Диком, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: «Что же тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.
Целостная, честная, искренняя, она не способна к лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и Кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости « темного царства ». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героини « Грозы »: в переводе с греческого « Екатерина » означает « вечно чистая».Катерина — натура поэтическая. В [. ]
В «Грозе » Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Екатерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеет врать. « Обманывать? Я не умею; скрыть? то ничего не могу » , — говорит она Варваре. В религии Екатерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.Вийдя [. ]
Жизненные явления, которые легли в основу первой комедии Островского, были знакомы ему с детства. Он родился и вырос в Замоскворечье — так называлась часть города за Москвы-реки, где издавна селилась купечество и всякий простой народ: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники.
Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского. Юноша жадно слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста.
Остыв к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым судейским чиновником все полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.
Так двери театра были закрыты перед Островским. Имя его занесли в списки неблагонадежных лиц, и драматург был отдан йод негласный надзор полиции. В темных тайниках ее завели очередное дело — дело о литератора Островского. А судебное начальство предложило губернском секретарю Островскому подать прошение об увольнении.
Так, в разговоре об Островском нампомог рабочий вариант сценария фильма « Мой дом театр », который снимался на «Мосфильме» в 1975 году лег на полку. А сценарий театральной гостинойп Чехову очень украсили фрагменты по рассказам других произведений Антона Павловича, а такжепроходивший в Москве весной 1998 года ТретийМеждународний театральный фестиваль имениА.П.Чехова.
В пьесах Островского есть героини, наиболее полно выражают суть своей природы-женщины уязвимы, чуткие, нежные сердцем- Екатерина из «Грозы», Лариса Огудалова из «Бесприданницы», Саша Негина с «Таланты ипоклонники», Ксения Кочуева с «Не от мира сего «и многие другие. Они написаны Островским с особойлюбовью и сочувствием. Островский вел в этом мире по-мужски, но восприятие жизни у него, видимо, было женское. Слить в единоесуществование мужской дух (а композициясчитается традиционно чужой женской стихии, исам Островский шутил, что такая работа женщине непод силу) и женскую душу — это была большая удачаТворения. Лучшего для драматурга труднопожелать.
В театральных вечеров было рабочееназвание — «Мой Островский », «Мой Чехов », темсамым нам хотелось выразить свое отношение кетим драматургам, мы не боялись битьпристрастними, и своей главной задачей считалидобиться такого глубокого погружения в творчестве этих авторов, чтобы по окончанииразговора наши читатели могли вынести своеличностное отношение к ним и тоже могли сказать «Мой Чехов », «Мой Островский ».
Островского — драматурга так частобранили в почасовой печати 70-х — 80-х годов ХIXвека, что современники с опозданием догадались, что он — классик. Большинству и в голову неприхода записывать что-либо о своих встречах иразговорах с ним, а спохватились, когда билопоздно: начали напрягать память, присочинить, придумывать.
26. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.
Тест предстаавляет собой перечень вопросов по содержанию рассказа В.Г.Распутина » Уроки французского » , на которые ученики должны ответить «Да или нет «. Данный тест дает возможность быстро и легко.
10. О каком рассказе Тургенева, впоследствии вошедшего в цикл « Записки охотника » , Белинский сказал: « Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил » ?
А. Н. Островский изобразил в своих пьесах патриархальный русский быт купечества, вывел на страницы пр-й колоритные образы купцов, мелкое чиновничество, мещан, глубоко исследовал национальный русский характер, чего в рус. лит. почти не было. Купцы и мелкие чиновники жили в Замоскворечье-Островскому с детства была знакомы их жизнь и психология.
Купеческий мир открылся широкой публике в театре Островского. Первооткрывателя назвали «Колумбом Замоскворечья».А. Н. Островский — поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье. Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости.Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон — до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).
Источник