Что значит кольцевая рифма

Смежная, кольцевая, перекрестная рифмы

Смежная, перекрестная, кольцевая рифмы и их комбинации

Писать стихи хотя бы раз в жизни пробуют многие, желая настрочить оригинальное признание в любви или дифирамбы юбиляру, а то и просто вылить избыток эмоций на бумагу. В освоении искусства стихосложения начинающим поэтам, несомненно, пригодятся и некоторые теоретические познания в этой области.

Рифмовкой принято называть определенный порядок чередования рифмующихся строк, то есть строк с созвучными окончаниями, в строфе. По этому критерию обычно выделяют следующие рифмы:

Смежная (или парная) рифма предполагает, что смежные строки рифмуются последовательно одна за другой по парам: первая – со второй, третья – с четвертой. В виде простой формулы это можно выразить так: ААББ (одинаковые буквы означают строки с созвучными окончаниями). Такой подход к «ваянию виршей» является, пожалуй, наиболее распространенным среди людей, впервые берущихся за перо, вследствие технической простоты написания и высокой динамичности изложения текста. Особенно часто авторы используют этот вид рифмовки при создании литературных творений для детей. Самым известным примером, наверно, можно назвать стишок А. Барто про девочку Таню, которая «уронила в речку мячик». Бесчисленные детские скороговорки, считалки, загадки также изобилуют этим способом рифмовки. Впрочем, с его помощью и сама малышня с легкостью может поупражняться на поэтическом поприще.

Читайте также:  Макаревич что значит фамилия

В гости к нам пришла весна – (А)

Лес проснулся ото сна! (А)

Мы гулять пойдем по лужам! (Б)

До свиданья, злая стужа! (Б)

Перекрестная рифма подразумевает, что строки в строфе рифмуются через одну, «по очереди»: первая – с третьей, вторая – с четвертой. В виде простой формулы это выглядит следующим образом: АБАБ. Такая рифма наиболее популярна среди авторов. Зачастую она звучит более «изящно», чем смежная, достаточно универсальна при выборе ритма стихотворения, но вместе с тем не так уж технически сложна при ее создании. Строфы с таким видом рифмы гораздо проще заучить наизусть, так как две смежные несозвучные строки уже содержат своего рода «подсказки» к последующим двум рифмующимся с ними строчкам. Немало произведений, написанных с помощью этого подхода, отнесено к российской литературной классике и включено в школьную программу.

Застыло небо яркой синевою, (А)

Куда ни глянь – бескрайние луга. (Б)

Средь них река игривою волною, (А)

Петляя, лобызает берега. (Б)

Кольцевая (или опоясывающая) рифма относится к четверостишиям, где первая строка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Буквенная формула в этом случае такова: АББА. Образно говоря, получается этакая «матрешка» – две смежные созвучные строки вклиниваются в пару других созвучных строк, разделяя их. Написание такой рифмы – технически не самый простой процесс, ввиду чего поэты не так часто прибегают к ней. В русском народном творчестве этот вариант рифмовки отсутствовал — его появление в отечественной поэзии прослеживается с восемнадцатого века. Кольцевая рифма придает дополнительную красочность стихотворению и довольно часто используется в катренах (четверостишиях) сонетов.

Моя судьба — переплетение путей, (А)

Где каждый путник преподнес урок. (Б)

Случайных нет тропинок и дорог, (Б)

Как и случайных нет на них людей. (А)

Как правило, большинство поэтов при написании одного произведения используют лишь один из вышеописанных способов рифмовки. Но таким творческим подходом ограничиваются не все. Поэтому часто принято выделять еще одну разновидность рифмы.

Сплетенная (или смешанная) рифма – это общее название сложной рифмы, при создании которой было использовано несколько комбинаций рифмовок или же более двух рифмующихся строк с одинаковым созвучием окончаний. Схематически это может выглядеть совершенно по-разному: так, формула написания английского сонета – АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ, персидских рубаи – ААБА и т. д.

Сплетенная рифма – это высший пилотаж поэтического искусства. Не случайно один из ее ярчайших образцов, именуемый «онегинской строфой», принадлежит перу А. С. Пушкина. В свое время он был применен им в романе «Евгений Онегин». «Онегинская строфа» — постоянна, она всегда включает четырнадцать строк, объединяющих в сложную комбинацию парную, перекрестную и кольцевую рифмы. Сейчас изобретение «солнца русской поэзии» является каноническим (неизменным) видом строфы, используемым отечественными и зарубежными авторами.

Источник

Что такое перекрестная рифма? Перекрестная, парная, кольцевая рифма

Сочинять стихи в юности пытаются многие. Некоторые даже продолжают «страдать» этим и в зрелом возрасте, воображая себя современным Пушкиным — талантливым и непревзойдённым поэтом. Но, к сожалению, не всегда то, что выходит из-под пера самородков, можно назвать настоящей поэзией. Даже если не брать во внимание содержание виршей, яркость поэтических образов, то зачастую техническая сторона произведения оставляет желать лучшего.

Техника стихосложения

Важными условиями техники стихосложения являются размер (ритм) и рифма. Несмотря на то что сегодня появилась масса субкультур, где при стихосложении игнорируют размеренность и ритмичность строк, полностью отказаться от рифм даже им не удаётся. Примером тому сегодня служит модное молодёжное движение, называемое рэпом: юность ищет свои пути выражения внутреннего мира. И тем, кто развивает новые течения в поэтическом искусстве, и тем, кто является поклонником классического направления в поэзии, сегодня так важно знать, какие рифмы бывают в русском языке.

Перекрестная рифма

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют «рифма перекрестная». Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

Размышления на морском берегу

То не я – это чайки рыдали,

И прощались с ушедшим летом,

Не меня звали светлые дали…

Море им шептало ответы

На вопросы: «А как же жить дальше?

Как же выжить-то, неприкаянной?

Как не видеть во всём лжи и фальши?

Разобраться в душе, заваленной

Хламом боли, обид и сомнений?

Как ошибок суметь избежать

И из тысячи сотен решений

Верный, точный ответ отыскать?»

Но, устав от рыданий, умолкли

Чайки. Море в сон погрузилось.

И ответы, как в сене иголки,

Не найти, коль не Божья милость.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких способов рифмовки: либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара – женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх- или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу — явление довольно редкое.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: разбор на примере

В ранее представленном примере как раз прослеживается мужская, женская и дактилическая перекрестная рифма как вариант способа стихосложения. Например, в первом и последнем катренах наблюдается использование исключительно женских рифм, а во второй строфе первую и третью строку соединяет женская рифма, а вторую и третью – дактилическая. Третий катрен является образцом использования сочетания женская-мужская рифма. На самом деле здесь перекрестная рифма выражается схемой АбАб, где заглавная буква представляет собой женскую рифму, а строчная – мужскую.

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая – с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому — кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость – оставалось), а также во второй и третьей (руки – скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда – в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у Антиоха Кантемира в «Письме II к стихам своим».

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он – горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

О маме

Не забыла, отчего я дома,

Не забыла запаха родного.

Мама, я тебе купила розы!

Мамочка, прости, что уже поздно…

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

И глаза, когда-то ярко-синие,

Смотрят с фото – блёкло-голубые…

Волосы, роскошные, красивые,

Поредели, сделались седые…

Ты ждала меня здесь, у порога —

Только припозднилась я немного…

При разборе первого катрена становится ясно, что в его написании задействована парная рифма. Правда, ещё следует отметить, что здесь использована ассонансная рифма, в которой созвучны только гласные звуки, но не согласные.

Действительно, слова «дома» и «родного» на первый взгляд довольно сложно назвать рифмой. Но в слове «дома» последняя безударная гласная стоит во II слабой позиции, поэтому даёт редуцированный звук «ъ». В слове «родного» тот же звук даёт буква «о» в заударной позиции. Подобным образом можно разобрать слова «розы» и «поздно». Правда, эта рифма усиливается общим согласным «з».

Второй катрен был рассмотрен нами выше: здесь прослеживается опоясывающая или кольцевая рифма. В третьем четверостишии используется перекрестная рифма. И завершает онегинскую строфу, как того требует выбранный стиль, двустишие.

Вот такое это сложное дело – стихи писать. И всё-таки научить подбирать правильно рифмы, выбирать способ стихосложения, соблюдать ритмический рисунок можно даже робота. А вот вкладывать в произведение частичку своей души – это по плечу далеко не каждому.

Источник

Кольцевая рифма

Кольцева́я (опоя́санная, охватная) ри́фма — это рифма по расположению рифмующихся стихов, соответствующая схеме: абба, то есть созвучны первая и четвёртая, вторая и третья строки соответственно, например:

Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б)
Как в ваши каторжные норы (Б)

Доходит мой свободный глас. (a)

Кольцевая рифма часто применяется в катренах сонетов [1] :

Я вышел в путь и весело иду, (Б)
То отдыхая в радостном саду, (Б)

То наклоняясь к пропастям и безднам. (a)

Для русской народной поэзии опоясывающая рифмовка не характерна. В авторской русской поэзии она возникает на исходе силлабического периода в XVIII веке, например, у Антиоха Кантемира [2] :

Где вы лет тоскуете в тени за ключами! (Б)
Жадно воли просите, льстите себе сами, (Б)

Что примет весело вас всяк, гостей веселых. (a)

— А. Кантемир («Письмо II к стихам своим»)

Четверостишие с опоясывающей рифмовкой составляет вместе с двумя другими четверостишиями (с перекрёстной и парной рифмовкой) и заключительным двустишием онегинскую строфу [3] .

Примечания

  1. Катрен — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
  2. Статья Опоясанная рифма в Поэтическом словареА. П. Квятковского
  3. Онегинская строфа — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать статью.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Кольцевая рифма» в других словарях:

кольцевая рифма — см. охватная рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия

рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов

охватная рифма — см. рифма. Синоним: кольцевая рифма, опоясывающая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Онегинская строфа — вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине» (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы «Таврида» в 1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных между собой следующим образом (ж женская, м мужская рифма): а, б, а, б, в, в, г … Литературная энциклопедия

Источник

Оцените статью