Что значит колосится рожь

Содержание
  1. КОЛОСИТЬСЯ
  2. Смотреть что такое «КОЛОСИТЬСЯ» в других словарях:
  3. рожь колосится
  4. Смотреть что такое «рожь колосится» в других словарях:
  5. Значение слова «колоситься»
  6. колоси́ться
  7. Делаем Карту слов лучше вместе
  8. Синонимы к слову «колоситься&raquo
  9. Предложения со словом «колоситься&raquo
  10. Цитаты из русской классики со словом «колоситься»
  11. Сочетаемость слова «колоситься&raquo
  12. Понятия, связанные со словом «колоситься»
  13. Отправить комментарий
  14. Дополнительно
  15. Предложения со словом «колоситься&raquo
  16. Значение слова колоситься
  17. Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
  18. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
  19. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
  20. Примеры употребления слова колоситься в литературе.
  21. Что значит колосится рожь
  22. Этимология
  23. Поверья и легенды
  24. Почитание колоса
  25. Жатвенная обрядность
  26. Продуктивная магия
  27. Апотропейная функция колоса
  28. Колос в народной медицине
  29. Двойной колос
  30. Гадания

КОЛОСИТЬСЯ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое «КОЛОСИТЬСЯ» в других словарях:

КОЛОСИТЬСЯ — КОЛОСИТЬСЯ, колошусь, колосишься, несовер. (к выколоситься). Вырастая, давать, выпускать колосья. Рожь колосится. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

колоситься — колоситься, 1 е и 2 е л. не употр., колосится (не рекомендуется колосится) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

колоситься — сится; нсв. (св. выколоситься). Вырастая, выпускать колосья (о злаках). Уже колосятся хлеба. ◁ Колошение, я; ср … Энциклопедический словарь

колоситься — си/тся; нсв. (св. вы/колоситься) см. тж. колошение Вырастая, выпускать колосья (о злаках) Уже колосятся хлеба … Словарь многих выражений

колоситься — КОЛОСИТЬСЯ, несов. (сов. выколоситься). 1 и 2 л. не употр. Образовывать (образовать) колос в результате роста, развития (о злаках) [impf. (of cereals) to form ears]. Hа фермерских полях уже колосится рожь. Бригадир поделился радостью: «Хорошие в… … Большой толковый словарь русских глаголов

Читайте также:  Предусмотреть то через 30 дней рено каптур что значит

Колоситься — несов. неперех. Вырастая, образовывать колосья (о злаках). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

колоситься — колоситься, колошусь, колосимся, колосишься, колоситесь, колосится, колосятся, колосясь, колосился, колосилась, колосилось, колосились, колосись, колоситесь, колосящийся, колосящаяся, колосящееся, колосящиеся, колосящегося, колосящейся,… … Формы слов

колоситься — колос иться, ится … Русский орфографический словарь

колоситься — (II), колошу/сь, лоси/шься, ся/тся … Орфографический словарь русского языка

колоситься — 2.2.6.1., ССМ 1 … Экспериментальный синтаксический словарь

Источник

рожь колосится

Русско-латышский словарь . 2013 .

Смотреть что такое «рожь колосится» в других словарях:

РОЖЬ — РОЖЬ, ржи, твор. рожью, мн. ржи, ржей, жен. 1. только ед. Хлебный злак, молотые зерна которого служат обычно для выпечки черного хлеба. Рожь колосится. Озимая рожь. || Зерна этого злака. Мешок ржи. 2. только мн. Растущая рожь; ржаное поле (обл.) … Толковый словарь Ушакова

Рожь посевная — ? Рожь Ржаное поле Научная классификация Царство: Растения Отдел: Покрытосеменн … Википедия

РОЖЬ — жен. (от родить?) хлебное, колосовое растенье Secale cereale, из семьи злаков, ржина, ржица, ржичка, южн. жито, озимина, озимь; но есть и яровая рожь, рожь ярица, твер. овод. Американская, ассирийская, египетская рожь, род пшеницы, Triticum… … Толковый словарь Даля

Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. — Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. См. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Рожь — У этого термина существуют и другие значения, см. Рожь (значения). Рожь посевная Коло … Википедия

Рожь — (Secale cereale L.) злак, разводимый во многих странах, но не известный в диком состоянии (см. ниже). Стебли у него развиваются пучками по несколько, они прямые, высотой иногда до 2 м. Листья плоские, с длинными влагалищами, и вместе со стеблем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рожь, в сельском хозяйстве и мировой экономике — Содержание: История культуры озимой Р. в России. Площадь посева. Сбор и вывоз. Происхождение. Сорта. Биологические сведения. Климат. Почва. Севооборот и удобрение. Обработка земли. Сев. Уход. Сорные травы. Болезни и враги из царства животного. Р … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОЛОСИТЬСЯ — КОЛОСИТЬСЯ, колошусь, колосишься, несовер. (к выколоситься). Вырастая, давать, выпускать колосья. Рожь колосится. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СПЕТЬ — 1. СПЕТЬ1, спою, споёшь. совер. к петь в 1, 2 и 4 знач. «Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.» Пушкин. «Чудные птицы посядут на пни, чудные песни споют ей они.» Некрасов. 2. СПЕТЬ2, спею, спеешь, несовер. 1. Созревать, становиться… … Толковый словарь Ушакова

СПЕТЬ — 1. СПЕТЬ1, спою, споёшь. совер. к петь в 1, 2 и 4 знач. «Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.» Пушкин. «Чудные птицы посядут на пни, чудные песни споют ей они.» Некрасов. 2. СПЕТЬ2, спею, спеешь, несовер. 1. Созревать, становиться… … Толковый словарь Ушакова

КОЛОСИТЬСЯ — ( ошусь, осишься, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр., сится; несовер. Вырастая, давать колос. Рожь колосится. | совер. выколоситься ( ошусь, осишься, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), ится. | сущ. колошение, я, ср. К. хлебов. Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова

Источник

Значение слова «колоситься»

КОЛОСИ́ТЬСЯ, —си́тся; несов. (сов. выколоситься). Вырастая, выпускать колосья (о злаках). Они шли теперь по дороге, по обе стороны которой стояли хлеба, еще зеленые, но уже начавшие колоситься. Каронин-Петропавловский, Снизу вверх.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КОЛОСИ’ТЬСЯ, ошу́сь, оси́шься, несов. (к выколоситься). Вырастая, давать, выпускать колосья. Рожь колосится.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

колоси́ться

1. ботан. с.-х. о злаках: вырастая, давать колос ◆ У мужиков уже давно колосилась рожь, высыпался овес и кустилось просо, а у него едва начинал только идти хлеб в трубку, пятка колоса еще не завязывалась. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: затеваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «колоситься&raquo

Предложения со словом «колоситься&raquo

  • Под благотворными лучами солнца колосилась пшеница, обеспечивая человека хлебом.

Цитаты из русской классики со словом «колоситься»

  • У мужиков уже давно колосилась рожь, высыпался овес и кустилось просо, а у него едва начинал только идти хлеб в трубку, пятка колоса еще не завязывалась.

Сочетаемость слова «колоситься&raquo

Понятия, связанные со словом «колоситься»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «колоситься&raquo

Под благотворными лучами солнца колосилась пшеница, обеспечивая человека хлебом.

С одних урожай был уже собран, на других ещё колосились пушистые травы, отяжелевшие от семян.

У обочины дороги, рядом с аномальной зоной, на длинном отрезке, уходящем в поле, колосился бурьян.

Источник

Значение слова колоситься

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

колошусь, колосишься, несов. (к выколоситься). Вырастая давать, выпускать колосья. Рожь колосится.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

(-ошусь, -осишься, 1 и 2 л. не употр., -сится; несов. Вырастая, давать колос. Рожь колосится.

сов. выколоситься (-ошусь, -осишься, 1 и 2 л. не употр.), -ится.

сущ. колошение, -я, ср. К. хлебов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

несов. Вырастая, образовывать колосья (о злаках).

Примеры употребления слова колоситься в литературе.

Однако Бранкович постарался, чтобы болезнь Петкутина была как можно более безопасной, и наградил его сенной лихорадкой, той самой, что возникает весной, когда начинают колоситься травы и цветы осыпают ветер и воду пыльцой.

Засады не было, вокруг мирно колосился ячмень, да бродили с жеванием на лицах полуразумные скоты, козлы да овцы.

И еще крутилась у него в голове поговорка, что зеркало в церковь не приносят, и, желая отогнать эти мысли, майор Похвалич уставился на усы полковника Крачуна и чуть было не спросил, не сеет ли он их, что они так хорошо колосятся.

Вытянутой в сторону рукой Зоська ведет по стеблям колосящейся ржи, вспугивая осевших на ночлег серебристых бабочек, острохвостые ласточки лихо носятся в погожем предвечернем небе, и за отцом тянется горьковатый аромат березовых веток, целую охапку которых они наломали в роще.

Поля пшеницы, уже колосившейся, переливисто-волнистой, чередовались с плантациями кукурузы и сахарной свеклы, хотя уже много попадалось и пустополья, густо заросшего золотой сурепицей и другими буйными сорняками.

Между бороздками блестящей коричневой кожи ее курчавые волосы колосились древними резисторами, вплетенными через случайные интервалы, маленькими цилиндриками коричневой феноловой смолы с цветокодированными кольцами краски.

Дорога шла мимо ворот, а если сойти с дороги, то справа россыпь камней, где кони поломают ноги, слева же колосится хлебное поле, но здесь не Британия — по чужому полю не поскачешь.

Ах, хозяин, картоха пожухла, не хотят колоситься хлеба, Мол нет мочи расти, мол на рынок пусти, Мол мне более и жизнь не люба.

Это снова приводит нас к космогоническому значению смеха, который возбуждает в Земле ее производящую силу и заставляет ее цвести и колоситься.

Поправляя черную повязку, что всегда выдавало его взволнованность, Матарс задерживал взор на каждом из убитых кизилбашей, тесно покрывших своими телами крутой скалистый отрог: вот этот красноголовый никогда уже вновь не ворвется в грузинский город, этот не посягнет на честь грузинки, этот вот не осквернит храм, увенчивающий гору, этот не испоганит источник, журчащий в кизиловых зарослях, а этот не оросит кровью глехи колосящуюся долину, которая веселит сердце пышным летним убранством и оглашается грустно-нежным весенним напевом.

Отсюда Ведрин и Фрейде повернули на главный двор, когда-то усыпанный песком, а теперь превратившийся в поле, где вперемешку росли дикий овес, подорожник, люцерна и крестовник, колосясь и спутывая свои бесчисленные чашечки.

Он ступал в нежном свете утренней зари, вокруг него пребывали великие милости Божьи — маслины, виноградные лозы, колосящиеся поля, и псалом радости рвался из груди его, устремляясь в небо.

Повсюду зрели финики, свисая во множестве с финиковых пальм, везде колосилась рожь и пшеница, повсюду шел обмолот, обработка пестицидами и сев, тарахтели трактора и сыто мычали волы, рыхлящие землю плугами, радостно стрекотали сенокосилки, ходили важно, как аисты по пашне, налоговые инспекторы с табличками, делая пометки, и семенили за ними, озабоченно глядя им через плечо, полуграмотные землевладельцы или надсмотрщики, силясь понять — сколько сдерут нынче, не больше бы, чем в прошлом году.

Пурпурные овалы-островки оказались чем-то вроде колосящихся злаков — точнее початков, плотных и глянцевитых.

С каждой своей фразой комиссар испытывал все больший подъем, и вера в справедливость сказанного комком поднималась от сердца выше и выше и уже ключом била где-то в горле, и теперь имели смысл не сами слова, а то, как они были сказаны — пружинно, на втором дыхании прирожденного трибуна, каким Струмилин и был, на том замесе отчаянности и убежденности, который не раз был брошен в хаос и гул тысячной митинговой толпы, в поле, колосящееся штыками, и направлял острия штыков в одну точку, как магнитный меридиан правит компасную стрелу точно на полюс.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: kolosit’sya
Задом наперед читается как: ясьтисолок
Колоситься состоит из 10 букв

Источник

Что значит колосится рожь

Ко́лос — соцветие большинства злаков и некоторых других растений, в котором цветки расположены вдоль конца стебля.

Этимология

Ко́лос — укр. ко́лос, ст.-слав. класъ; додственно алб. kall «колос, соломинка»; далее сюда же коло́ть. Колос буквально — «колющий, острый».

Поверья и легенды

Колос, колосья — по народным представлениям , средоточие вегетативной силы хлебных злаков, символ плодородия, благополучия, богатства, счастья; объект почитания и магическое средство.

Согласно легендам, колос некогда рос пучком от самой земли, однако Бог укоротил его в ответ на жалобы жниц, что трудно жать растущие от самой земли колосья (смолен.). Господь наказал людей за непочитание хлеба, за жадность: когда Бог в образе нищего попросил кусок хлеба, ему дали корки с пола (в.слав.); хозяйка бросила в лицо Христу сырое тесто вместо хлеба (укр.); мать вытерла испачкавшегося ребенка горстью колосьев (словац., болг.), хлебом, блином (полес., рус., укр.). Христос оставил колос на самом конце стебля по просьбе св. Петра (харьков.), Богородицы, по просьбе кошки и собаки (закарпат., краков., родоп.), поэтому первую лепешку из нового зерна отдают собаке и кошке (полес., пол., укр.). Колос, брошенный Господом собакам по их просьбе (гроднен.), перехватил человек и посеял зёрна, так на земле появился хлеб (бел., укр.).

Почитание колоса

В России начало колошения ржи отмечали как большой праздник и пекли обрядовое печенье под названием колосья (костром.). Русские праздновали день св. влмч. Феодосии (29.V/11.VІ), покровительницы ржи, которую называли Колосава, Колосовица, Колосянка. Топтание колосьев считается грехом (Родопы). Период колошения хлебов в поверьях связывается с окончанием пения соловья, кукования кукушки («кукушка давится колосом ячменя, житным колосом», «Потеряв соловейко голос через яшный колос»), а также с появлением русалок.

В Юрьевском у. Владимирской губ. отмечен обычай «водить/гонять колосок»: на Троицу молодежь, стоя в два ряда, бралась попарно за руки, девочка лет двенадцати (ее наэывали колосок) шла по рукам участников хоровода до поля озимой ржи. Во время шествия пели песню-заклинание: «Пошел колос на ниву, / На белую пшеницу! / Уродится на лето / Рожь с овсом, со дикушей [гречиха], / Со пшеницею!». На поле девочка срывала горсть колосьев и бежала с ними к церкви, где бросала их.

Жатвенная обрядность

Колос — центральный символ жатвенной обрядности. Обряды с колосом отмечают главные моменты жатвы — ее начало (зажинки) и конец (см. Жатва), поэтому особо почитались первые и последние сжатые К. Срезал пераые К. чаще всего сам хозяин (Украина, Великопольша); иногда хозяйка или специально выбранная для этого жница, легкая на руку (в.слав,); священник (укр., рус.); старший работник (луж.). Из первых сжатых колосьев делали букетики, которые выкупал хозяин, что символизировало начало жатвы (словац.). Первые срезанные колосья хозяин поля бросал на середину поля для хлебного демона (житьня баба) (кашуб.); их приносили домой, оставляли в амбаре на целый год (болг.). Первыми колосьями обвивали мальчика, поднимали его вверх и пели песни (болг.); обвивали основание придорожного креста, прося у Бога обильный урожай (кашуб.). Первые сжатые колосья наделялись лечебной силой (великопол.); они охраняли от ломоты и боли в пояснице в течение всей страды, их затыкали за пояс в первый день жатвы (рус., сербы Косова), ими опоясывались (Польша, Босния, Лесковацкая Морава), следя, чтобы узел был сзади (витеб.).

Из последних колосьев плели венок жатвенный, завивали «бороду», связывали последний сноп, изготовляли ритуальные предметы: пирамиды, кресты, треугольники, квадраты, букеты из колосьев, цветов и веток, антропоморфные фигуры; украшали колосьями деревья, шесты, серпы, косы, возы. Последние колосья оставляли в середине поля, полагая, что именно в них находится плодородная сила (болг. берекет) и что они вернут земле эту силу. См. «Борода». Колосья озимого хлеба (семь, девять, двенадцать, тридцать) оставляли на краю поля как знак окончания жатвы (пол.). Колосья из последнего снопа сплетали в виде треугольника или просто перевязывали лентой и цветами и хранили в доме (у двери, в красном углу, под стрехой) или в амбаре (ю.слав.). У болгар в последний день жатвы каждый из жнецов, захватив горсть колосьев, говорил: «Полная рука, полный амбар». Последние колосья уподоблялись пуповине, соединяющей колос с Матерью-Землей: в Польше жнице с насмешкой говорили: «Смотрите, какая смелая, «пупок» сжала».

На Успение Пресвятой Богороднцы освящали первые сжатые колосья (полес., укр., пол., морав.), жатвенные венки (винниц.), снопики колосьев и букеты, в которые входили колосы из первой сжатой горсти хлеба или по три колоса каждого из злаков, и вешали их около дверей внутри и на внешней стороне дома (вост. Польша). Последние колоски, освященные на Успение, лежали до сева, когда зерно из них хозяин клал в семена (о.слав.). В день Рождества Богородицы (8.ІХ) иконы украшали колосьями (в.слав.).

Продуктивная магия

Чтобы колосы на хлебах был длинным и полновесным, совершали превентивные магические действия: лапша, клецки и т. п. для праздничного стола готовились длиннее и толще, чем обычно (кашуб., пол., укр., словац.); в первый день сева варили крупных вьюнов (Моравская Силеэия, Словакия); на Пасху хозяин (хозяйка), откусив большой кусок кулича, шел есть его в поле (морав.); в день св. Марка (25.IV) или на Пасху после молебна на поле катали круглые хлебы по озими, чтобы колосы были тяжелыми (морав., словац.). Сербы Лесковацкой Моравы на Рождество катали на хлебном поле рождественский калач, громко крича при этом: «Какой голос, такой колос». Русские весной заставляли священника кататься по зеленям и приговаривали: «. пусть уродится долог колос, как у нашего батюшки-попа волос». Чтобы не было пустых колосьев, в центральных р-нах Болгарии праздновали Власовден (11.II). Кашубы на Рождество стреляли из охотничьих ружей в сторону хлебного поля, чтобы колосья выросли большими. В дрогичинском Полесье колядники говорили хозяину, получая дар: «Дай, Божэ, гэтакы колоскы, як гэты пырожкы»; в болгарской колядке высказывалось пожелание: «Класовете да станат като лъжици». В день св. Варвары «кормили» воду в источнике кашей и приговаривали: «Пусть будет большой колос до пояса. «

Чтобы колосья не были пустыми, не сеяли во время безлуния (р-н Славонской Пожеги, Пирин. кр.), в новолуние (рус.), накануне «Семена Стовба» (1.1Х) (витеб.); в Симеонов день запрещалось стирать и сушить белье (болг.). В период от Рождества до Нового года, а также в адвент, нельзя было молотить хлеб и рубить дерево, так как на всем пространстве, где был слышен звук молотьбы и рубки, летом будут пустые колосья (Вармия и Мазуры). Нельзя было спать и даже лежать в Сочельник и в пасхальную ночь, чтобы колосья не полегли в поле (чеш., словац., полес.).

С помощью колоса урожаю, плодородию поля можно было нанести ущерб, отобрать «спор» у хлеба: ведьма переплетала, срезала колосья во время цветения ржи (рус.); перебрасывала колосья, сорванные с четырех углов чужого поля на свое поле, гумно, в амбар (словац. Гонт, с.зап. Болгария, с.вост. Сербия); во время жатвы вешала а своем амбаре три срезанных ею колосья, которые помогали «переманить» к ней зерно соседей (костром.). Колдун сжинал серпом по несколько колосков в разных местах (рус.), забирая «спор» с хлеба (см. Ведьма, Залом, Пережни, Спор). Чтобы плодородие не «ушло» из дома и хлеб хорошо родился, утром Иванова дня срывали колосья и клали под иконы (рус. Белозерье); во время жатвы каждая хозяйка приносила с поля один колос и клала его на очаг (болг. Видинско, Михайловградско).

Продуцирующая символика колоса использовалась в обрядах: мать невесты клала в правый башмак дочери два ржаных колоса, чтобы вызвать плодородие и обилие в хозяйстве будущих супругов (витеб.). Во время свадьбы в доме над образами, в каждом углу, за потолочными балками вешали девять пучков колосьев (полтав.). Хлебными колосьями украшали деревце свадебное (иногда его делали из пучка колосьев и перевязывали красной лентой), каравай и др. ритуальные предметы, чтобы у молодых всегда был хлеб (укр.). В рождественский хлеб крачун втыкали овсяный колос, чтобы уродился овес (закарпат.). На Новый год ночью привязывали колос, полный зерна, к плодовому дереву, чтобы на нем было много фруктов в наступающем году (Великопольша). Начиная молотьбу, затыкали во все углы гумна (риги) по несколько колосков, чтобы умолот был обильным (рус.). Хлебные колосья крали с чужого поля и скармливали своей корове, чтобы она давала больше молока и масла (Вост. Родопы). В Болгарии новогодняя палочка сурвакница украшалась хлебными колосьями и золотой монетой. В Македонии (Малешево) на Игнатов день (20.ХІІ) во время обходов домов дети несли в правой руке колосья пшеницы, сено, солому, кукурузу и в каждом доме раздавали принесенное «на счастье».

Апотропейная функция колоса

Чтобы чужой «не унес спор», пришедшего на поле человека связывали жгутом из колосьев Каждому, кто приходил первым на поле во время жатвы, жницы обвязывали жгутом из колосьев руки или ноги (луж., с.зап.пол., чеш., словац.) и требовали выкупа. В Полесье хозяина обвязывали перевяслом, подбрасывали его, а он должен был откупиться деньгами или водкой. Чтобы ведьмы не отобрали урожай, на Юрьев день хозяин обходил поля, срывал с четырех сторон по несколько колосков пшеницы и запирал их в своем амбаре (болг., сербы Боснии). На божнице всегда хранили несколько колосков хлеба (Забайкалье), полагаясь на их защиту. На Рождество в Словакии пастух гусей в каждом доме оставлял прут с хлебными колосьями и веточкой пихты на конце; хозяин весной затыкал его в поле или прикреплял на дом для охраны от стихийных бедствий. Букет из хлебных колосьев и трав охранял дом от грозы и молнии (пол.). Знахарь пучком подожженных колосьев обезвреживал мышей, истребляющих хлеб (рус.).

Колос в народной медицине

Болезнь волос костоед’ «выманивали» на сорванный во время цветения ржаной колос (рус.); прикрывали рану метелкой ржаных колосьев и говорили: «. Волос ты, волос, выйди на ржаной колос» (Новгород.). При трудных родах роженицу поили водой с двенадцати ржаных колосьев (владимир.). Девять колосков яровой пшеницы, связанных по три, прикладывали к больным глазам, приговаривая: [Волосы, идите на эти колосья] (чеш., морав.). Для профилактики глазных недугов прикладывали цветущие колосья к глазам. Чтобы уберечься от болезней, ели на Новый год клецки с ржаным колосками внутри, съедали цветки с трех, шести или девяти колосков (пол.); по три цветка с трех колосков ржи (ю.чеш.). Тремя колосками из первого снопа во время страды заговаривали спину: «Как эти колоски гнутся, / Так чтобы и у рабы Божьей Марьи / Спинка гнулась, сгибалась. » (архангел.).

Двойной колос

Двойной колос (два и более колоска на одном стебле: рус. двойчатка, житная матка, спориш, спорынья, супорыжка, царь-колос; бел. диал. блызнёта, двачкы, спорышики; болг. класцар, житна матка, близнаци, майка на нивата — Странджа) считался воплощением плодоносной силы, обеспечивающей урожай (см. Два). В поверьях находка двойного колоса сулила счастье, успех в течение семи лет (укр., пол.), для чего его носили за лентой шляпы (верхнесилез.; луж.); девушке предвещала скорое замужество (колос носили при себе, зашив в одежду); парню — женитьбу, замужней женщине — рождение близнецов. В то же время у болгар находка двойного колоса предвещала смерть хозяина поля (Ловеч); в Страндже существовало поверье, что двойной колос мог быть и хорошим, и плохим знаком: если его находили в яровой ржи — это предвещало смерть одного из членов семьи, колос тут же закапывали в землю, если в озимой — это к добру. Двойной колос озимой ржи, найденный во время начала жатвы, оставляли в снопе, если же его обнаруживали до начала жатвы, завязывали в платок и бросали в первый сноп, приготовленный для молотьбы (болг.).

Считалось, что двойной колос способствует плодовитости скота: если корова или овца съест его, родится двойня (брест., гомел., витеб.), ср. в.слав. ритуал скармливания спорыша овцам. Вместе с тем иногда опасались давать двойной колос корове: она может не разродиться двойней или будет давать плохое молоко (витеб.). У белорусов Витебщины найденный во ржи двойной колос предвещал рождение в семье близнецов, что было плохим знаком. В некоторых местах существовал запрет есть двойной колос женщине (см. Близнецы).

Для получения обильного урожая хозяин срывал во время жатвы двойные колоски и хранил их до сева, добавляя в посевное зерно (болг.). С их помощью заговаривали болезни, в Иванов день искали клады (з.укр.), совершали вредоносные действия, направленные на отбирание зерна (болг. обиране на житото), для этого двойные колоски ведьме приносила с чужого поля птичка «мамник» (Сред. и Вост. Родопы). Три двойных колоска ржи вместе с черным петухом зарывали при постройке мельниц под бревно, где будет дверь (новгород.), а водяному приносили в жертву три стебля с двойным колосками. Зерна двойного колоса пшеницы незаметно давали съесть жениху и невесте, чтобы они были неразлучны (закарпат.).

Гадания

Гадания по колосу о сроках сева и об урожае. На Новый год хозяин на гумне зубами выдергивал из копны стебли: колос с зерном означал урожайный год, пустой — неурожай; оставлял на ночь на дворе связанные горстями колосьев разных злаков: те, что к утру покрывались инеем, обещали урожай (рус.). Колос с четным числом зерен сулил урожайный год (Хелм. воев.). Три колоса из жатвенного венка, которые соответствовали трем срокам сева — раннему, среднему или позднему, закапывали в землю. По тому, какой из трех колосков раньше других прорастал, определяли срок сева, чтобы получить богатый урожай (чернигов.). В Малопольше брали по одному колосу из снопов, уложенных на передней, средней и задней части первой телеги, и закапывали в землю, — они символизировали соответственно ранний, средний и поздний сроки сева. Колос, который давал самый крепкий росток, указывал срок сева и самый обильный урожай на будущий год.

По колосу девушки гадали о замужестве: считалось, что первая, схватившая колос из несрезанной «бороды» и завязавшая на ней красную нитку, первой выйдет замуж (болг. Сливен. окр.); та, которая выхватит из последнего снопа самую большую горсть колосков овса, выйдет за богатого жениха (смолен.). Гадали по количеству зерен, выпавших из колоса, когда девушка стучала руками по столу во время рождественского ужина (четное их число сулило замужество) (полес.). На Рождество, Крещение, в Андреев день вытягивали колос из-под скатерти, выдергивали из стога, из соломенной крыши: если колос оказывался с зерном — девушка в наступающем году выйдет замуж (пол., словац.) за богатого (в.слав.), за холостого (пол.), без зерен — за бедного (в.слав.); отсутствие колоса на соломинке сулило брак с вдовцом (пол.), девичество (укр.), бедную жизнь в замужестве (рус.).

Источник

Оцените статью