- Какие тормозные колодки лучше?
- Виды тормозных колодок
- Материал изготовления автомобильных колодок
- Металлические
- Органические (безасбестовые)
- Полуметаллические
- Керамические
- Коэффициент трения автомобильных колодок
- Категории качества тормозных колодок
- Дополнительная маркировка
- Как не наткнуться на некачественную подделку
- Лучшие производители
- Советы по выбору тормозных колодок в авто
Какие тормозные колодки лучше?
Качество тормозных колодок – один из факторов который обеспечивает безопасность автомобиля. Количество ДТП, произошедшее из-за того, что подводили тормоза, и часто это была проблема именно с тормозными колодками, просто неисчислимо.
Именно тормозные колодки, которые являются переходным узлом от гидравлической системы к механическому процессу торможения, являются теми деталями, на которые приходится максимальное количество сил трения и нагрева. Именно пара – тормозная колодка и тормозной диск является наиболее значимой в тормозной системе. И поэтому всегда возникает вопрос, какие тормозные колодки лучше?
Что представляет собой тормозные колодки?
Тормозная колодка представляет собой металлический каркас, к которому прикреплена фрикционная часть колодки. Причем фрикционная часть может иметь самый разный химический состав, который известен только самому производителю, и может существенно варьироваться.
Нужно понимать, что в зависимости от состава фрикционной части тормозных колодок, меняются характеристики всего узла. Некоторые производители стараются избавиться от шума при торможении. Поэтому в составе материала содержится некоторое количество графита, который не только устраняет шум, но и снижает вероятность прикипания колодок к тормозному диску или барабану.
Кроме этого могут варьировать как количество, так и виды металлических составляющих, которые находятся во фрикционной массе. Наличие металла в тормозной массе делает колодки более шумными, но при этом улучшает теплоотдачу тормозных колодок. Но может в ущерб коэффициенту трения.
Таким образом, можно увидеть, что идеальных колодок, которым бы в одинаковой степени были присущи только положительные характеристики, просто не существует. И сказать о том, какие тормозные колодки лучше, однозначно нельзя. Любой состав тормозных колодок является неким компромиссом. Компромисс заключается в том, что появляются определенные качества, но при этом другие качества минимизируются.
Материалы для производства тормозных колодок
В зависимости от применяемых материалов тормозные колодки можно условно разделить на четыре вида.
Первый вид – полуметаллические тормозные колодки. В них достаточно большое содержание металлических включений. Общий объем металла в виде металлической стружки, металлической пыли, может достигать 60%. Причем металлы используются разные, в том числе сталь и цветные металлы, например, медь. Связующим является неорганический компонент.
Эти колодки обладают определенными недостатками. Во время трения о тормозной диск или барабан они создают слишком много шума. Именно металл, который трется о металл и создает этот шум. Кроме этого полуметаллические колодки тормозов несколько теряют свои свойства при низких температурах. К положительным чертам можно отнести высокую теплоотдачу, которая обеспечивается большим содержанием металла.
Второй тип – колодки, сделанные на основе органических химических соединений. В качестве связующего вещества в них выступают специальные смолы, которые способны выдерживать высокие температуры. В качестве армирующих компонентов выступают волокна резины, стекла, углеродистых материалов, кевларовые волокна.
Колодки достаточно мягкие, поэтому менее шумные. Но при этом истираются достаточно быстро, создавая много пыли, которая является абразивом и постепенно стирает поверхность тормозных дисков и тормозных барабанов. Такие колодки обеспечивают мягкое торможение, но не очень хорошо отводят тепло.
Еще один тип тормозных колодок – колодки с небольшим содержанием металла. Максимальное количество металла в объеме фрикционной смеси составляет до 30%. Тормозные колодки этого типа являются производными от колодок на основе органических соединений. Связующее обычно применяется то же самое. А добавление в состав металла улучшает отведение тепла. Но при этом увеличивается шумность колодок. Стираются они менее быстро, чем колодки второго типа.
Следующий тип тормозных колодок – керамические. На сегодняшний день, это, пожалуй, лучшее, что есть на рынке. Связующим таких колодок является керамическая масса, в состав который включено некоторое количество металлических фракций. Это и сталь, и цветные металлы. Все это в виде стружки или металлической пыли.
Включение металла нужно для того, чтобы обеспечивать отвод тепла. При соприкосновении с металлическими поверхностями тормозного диска или тормозного барабана, колодки такого типа не дают много пыли. Поэтому износ тормозных дисков не сильно большой. Можно отнести такие колодки к малошумным.
Технология производства тормозных колодок
Ответ на вопрос о том, какие тормозные колодки лучше, зависит и от технологии их производства.
От того, какая технология используется, зависит качество колодок. Используются две различные технологии. А именно:
1. Технология холодного прессования;
2. Технология горячего прессования.
При применении второй технологии происходит еще и процесс спекания. И таким образом фрикционная масса получается более плотной и соответственно меньше изнашивается при трении.
После того, как фрикционная часть колодки сформирована, она подвергается обязательному шлифованию. И по внешнему виду, вернее, по следам работы шлифовального инструмента можно определить, насколько качественная тормозная колодка. Для некачественной шлифовки характерны следы в виде прямых линий.
Как выбрать качественные тормозные колодки?
Нужно понимать, что лучше «родных» тормозных колодок – ничего нет и быть не может. Т.е. это те тормозные колодки, которые выпускаются на заводе-изготовителе автомобилей. Именно такие колодки идеально подойдут, но при этом стоить будут достаточно дорого. Они идут в фирменной упаковке с максимальным количеством различной защиты от подделок.
Несколько дешевле обойдутся колодки, которые являются запчастями, которые выпускают дочерние предприятия основного завода. Здесь могут наблюдаться определенные отклонения от основного стандарта, хотя эти отклонения не являются критическими. Стоят такие колодки дешевле, чем колодки «родные».
Еще дешевле будут стоить колодки, которые выпускаются для определенной страны, в которой эксплуатируются автомобили. К этим колодкам должно быть самое пристальное внимание во время покупки. Нужно внимательно осматривать внешнее состояние колодок, наличие дефектов на поверхности фрикционной части, прочность крепления основания и фрикционной части.
Источник
Виды тормозных колодок
Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 02 марта 2021 .
Категория: Автотехника.
То, насколько качественно будет работать тормозная система, зависит от своевременной замены тормозных колодок и их правильного выбора. К счастью, при приобретении запчастей этого типа не требуется держать в голове массу параметров. Но есть несколько важных характеристик, которые нужно обязательно учитывать, особенно, когда на рынке представлено огромное количество колодок от самых разных отечественных и иностранных производителей.
Материал изготовления автомобильных колодок
Существует 4 варианта колодок, в зависимости от материала изготовления.
Металлические
В зависимости от модели в составе металла для таких колодок может быть от 10 до 30% меди. Допускается добавление органических материалов для повышения трения и улучшения эксплуатационных характеристик изделий. Но металлические колодки считаются устаревшими и реже используются из-за нескольких важных недостатков:
- повышенного шума;
- образования угольной пыли;
- необходимости производить замену колодок каждые 10 000 км.
Большинство производителей авто уже отказались от такого материала. Сегодня металлические колодки устанавливают преимущественно на продукцию АвтоВАЗа или совсем старые иномарки.
Органические (безасбестовые)
Изделия изготавливаются с использованием углерода, смол, стекла, а также кевларовых волокон. Благодаря этим материалам торможение осуществляется более плавно и мягко. Соответственно на тормозные диски и барабан оказывается минимальное воздействие, что повышает срок эксплуатации и прочность этих элементов.
Однако сами тормозные колодки стираются тоже довольно быстро. Замену требуется выполнять каждые 10 000 – 15 000 км. Также они выделяют повышенное количество угольной пыли. В органических колодках может быть не более 15% металла.
Полезно! Такие модели не стоит использовать при агрессивном вождении.
Полуметаллические
Это золотая середина, так как в составе таких моделей может быть от 30 до 65% стали и меди. При этом могут использоваться черные, цветные и комбинированные металлы. Дополнительно в состав добавлен графит, неорганические материалы и дополнительные связующие компоненты.
Из преимуществ таких моделей можно выделить более высокую твердость, за счет чего колодки служат дольше, и относительно невысокую стоимость. Также полуметаллические системы демонстрируют хороший теплоотвод. Но так как они тверже, то и шуметь будут чуть сильнее, чем органические.
Керамические
Это самый дорогой, но и самый лучший тип колодок. Первоначально ни использовались только для специализированного транспорта, но позже их начали ставить и на обычные автомобили. По прочностным характеристикам керамика не уступает стали. Такие колодки обладают высокой термостойкостью и способны сохранять работоспособность даже если они используются в экстремальных условиях. Еще один плюс заключается в том, что в процессе торможения изделия не издают писка. Керамические модели долговечнее и надежнее. Кроме этого современная керамика не так агрессивна к металлическим дискам.
Керамические колодки отличаются стабильным коэффициентом трения. У полуметаллических моделей он может меняться, что не очень хорошо.
Коэффициент трения автомобильных колодок
Согласно стандарту SAE J661. Коэффициент трения (µ) указывается в виде двух букв (GF, CC и прочие). Первая означает средний коэффициент трения, который определяется при 90, 122, 149 и 205 градусах. Вторая буква означает средний горячий коэффициент трения, рассчитывающийся, когда колодка восстановилась после сильного нагрева.
Расшифровка букв по SAE J661 следующая:
- C – коэффициент составляет менее 0,15;
- D – от 0,15 до 0,25;
- E – от 0,25 до 0,35;
- F – 0,35 – 0,45;
- G – от 0,45 до 0,55;
- H – от 0,45 до 0,80.
Чем выше цифры, тем лучше будет показатель сцепления колодок с дисками и барабанами. Также высокий коэффициент встречается у более дорогостоящих запчастей. На цену может оказывать влияние категория колодок, от которой зависит, для каких целей была произведена продукция.
Категории качества тормозных колодок
Есть 3 категории колодок:
- I категория. Колодки поставляются от производителей для комплектации на конвейере. Изделия обладают самым высоким качеством, но в свободной продаже можно найти не более 10% такой продукции. На таких моделях указывается отметка О. Е.
- II категория. Чаще всего встречается на рынке. Это колодки Aftermarket, которые устанавливаются на поддержанные автомобили. При этом качество таких изделий не уступает аналогам, сошедшим с конвейера.
- III категория. Данный тип колодок ориентирован исключительно на рынок развивающихся стран. Они обладают довольно низким качеством и эффективностью.
То есть I категория представляет собой оригинальные колодки, которые можно заказать только у производителя. Колодки II категории можно самостоятельно приобрести на рынке. Главное, чтобы продавец не выдал в качестве продукции Aftermarket модели III категории или вовсе подделки.
Дополнительная маркировка
Если производитель представляет на рынке колодки категории Aftermarket, то он может отклоняться от технологии производства О. Е. на 10%. Но при этом должны соблюдаться все требования сертификации. Самым жестким и распространенным стандартом считается ECE R-90. Если колодки не соответствуют данному стандарту, то в ЕС они не могут продаваться. Но на наших рынках на такие модели можно наткнуться, поэтому всегда проверяйте, указано ли на колодке 90R или R90 (маркировка должна быть не только на упаковке, но и на задней стороне колодок).
Перед R90 указывается буква Е и цифра. Эта маркировка соответствует стране производителя. Например, Е1 – это Германия, Е2 – Франция, Е3 – Италия, Е11 – Великобритания.
Также должен быть указан номер самого сертификата соответствия (например, R-01146\015), номер запчасти, согласно каталогу (D3027). Дополнительно указывается значение KN, то есть рецептуры изготовления фрикционного материала. Например, если на колодке указано KN105, то это говорит, что твердость состава составила 105. Чем больше эта цифра, тем тверже и сами колодки.
Определить дополнительные характеристики автомобильных колодок можно по их цвету:
- Черный. Это классические повседневные колодки, рабочая температура которых может доходить до 400°С.
- Зеленый. Высокотемпературные модели с увеличенным коэффициентом трения. Они могут нормально функционировать при температурном режиме от 600 до 350 °С. Им стоит отдавать предпочтение, если автовладелец любит агрессивный стиль вождения.
- Красный. Колодки этого цвета устанавливаются на гоночных или трековых авто. Максимальная рабочая температура для таких изделий может доходить до 750 °С. Благодаря высоким характеристикам, колодки не истираются при частом и резком торможении на высокой скорости.
- Желтый, голубой или синий. Такие цвета говорят о том, что колодки произведены специально для использования в тяжелых условиях. Они обладают повышенным коэффициентом трения и могут выдерживать до 900 °С. Наибольшую эффективность колодки демонстрирую после 100-200 °С. Соответственно им необходим предварительный нагрев. Такие изделия часто используют стрирейсеры.
- Оранжевый. Колодки узкоспециализированного типа, трековые. Могут разогреваться до 1000 °С.
Как не наткнуться на некачественную подделку
Производители прикладывают немалые усилия к тому, чтобы на рынок не поступали подделки и не понижали их рейтинг. Но полностью исключить такой вариант невозможно. Поэтому нужно проявлять бдительность и всегда обращать внимание на несколько важных моментов:
- На настоящих колодках всегда указывается сертификационный знак.
- На поверхности изделий не должно быть никаких инородных тел. Допускается наличие только микроскопических смол.
- Маркировка на упаковке должна полностью соответствовать тому, что указано на самих колодках. Если отличается хоты бы одна цифра, то это является четким свидетельством того, что перед вами подделка.
- Если колодки выпущены производителем, то в упаковке с запчастями также вы найдете сертификат, паспорт соответствия, гарантийный талон. Некоторые дополнительно кладут инструкцию по самостоятельной установке запчасти.
На колодках всегда указывается уникальный код товара. Его можно сверить на сайте производителя.
Лучшие производители
Если говорить о производителях, которые предлагают наиболее качественные тормозные колодки, то стоит выделить:
- Ate (Германия). Компания занимается производством колодок более 100 лет. Фрикционные материалы постоянно совершенствуются. В состав добавляют цветные металлы, улучшающие характеристики запчастей. Колодки Ate относятся к премиум классу.
- Nisshinbo (Япония). Лучшие тормозные колодки для автомобилей японского производства. Колодки обладают уникальной конструкцией с диагональным пазом. Благодаря такому решению обеспечивает равномерный контакт колодки с диском, снижается уровень шума или вибрации во время торможения.
- Zimmermann (Германия). Производитель предлагает более 1000 вариантов колодок для самых разных автомобилей. Преимуществом продукции является строгий контроль производства и соответствие стандартам качества. На производстве используется технология спекания. Благодаря этому решению значительно минимизируется период притирки.
Также высоким качеством славится продукция производителей:
Для автомобилей отечественного производства стоит также рассмотреть продукцию:
- Sts – широкий ассортимент, качество не уступает иностранным аналогам;
- Вати – производят колодки без добавления асбеста;
- MarKon – продукция по низкой стоимости, но приемлемого качества.
Советы по выбору тормозных колодок в авто
Стоит отметить, что на передние колодки обычно оказываются более высокие нагрузки, поэтому на переднюю ось лучше выбирать изделия подороже и с более долгим эксплуатационным сроком. Также стоит обратить внимание еще на несколько нюансов:
- Условия местности эксплуатации авто. Если езда осуществляется по холмистой или горной местности, то нагрузка на тормозную систему будет заметно выше. Предпочтение стоит отдавать более твердым колодкам. В составе должно быть большое содержание металлов.
- Вес авто. Для тяжелых автомобилей стоит выбирать тормозные колодки усиленного типа.
- Скорость езды. Если вы предпочитаете агрессивную езду, то лучше покупать более дорогие колодки с дополнительным слоем.
При передвижении преимущественно в городских условиях с небольшой скоростью нет смысла покупать спортивные или узкоспециализированные колодки. Некоторые думают, что более дорогие спортивные модели прослужат дольше, но такие изделия часто требуют прогрева. Соответственно при низких температурах их коэффициент трения значительно ниже. Поэтому в них нет никакого смысла, если вы стоите в пробках, более того, они будут менее эффективными.
Источник