10. 5. Барышня-крестьянка. Смерть можно будет побо
10.5. «Барышня-крестьянка».Продолжение. «Смерть можно будет побороть. «
Эпиграф из «Душеньки» И.Ф. Богдановича как бы нацеливает читателя на то, что девушка Лиза, переодеваясь то в крестьянку, то в барышню, представляет собой воплощение Душеньки-Психеи. В таком случае, Алексей должен воплощать собой Амура. По сюжету Амур вначале должен предстать для Психеи чудовищем, — но этого у Пушкина нет. Если только не считать того, что при первой встрече Лизы-Акулины с Алексеем, из-за кустов выскочила прекрасная легавая собака, которая напугала девушку. Собака предстала – и то временно, — чудовищем. И зовут её, как и должно звать чудовище, – Сбогар.
Все мы знаем по комментариям, что «Сбогар» — это название популярного в пушкинское время романа Шарля Нодье. Дальше этого комментария мы обычно ничего о Сбогаре не знаем и не интересуемся им, — а зря!
У Нодье так зовут предводителя шайки разбойников, именующих себя «братьями общего блага» (вам это ничего не напоминает?). Сбогар наделён молвой огромным ростом и внушающей ужас внешностью. То есть, настоящий Сбогар представлялся людям истинным чудовищем.
В романе Нодье герой разделён на «доброго» и «злого», — как «злой» – он разбойник Жан Сбогар, как «добрый» – монах Лотарио.
В повести Пушкина его герой целиком – «добрый», — и только отголоском того, другого, «злого», — является его пёс, которого зовут грозным и романтическим именем – Сбогар, — и который напугал в первую минуту знакомства Лизу-Акулину.
Интересно, что имя этого пса оказывается на ту же букву, что имя героя первой повести цикла – «Выстрел», — Сильвио. «Сильвио» — имя-маска, имя-прикрытие. Непонятно, имя ли это, фамилия ли, прозвище ли? В переводе с латинского его можно воспроизвести как «Лесной», — но Лесной – это и Дубровский (лес – дубрава)! Правда, Дубровский – это русский разбойник, а Сильвио «казался русским», но носил иностранное имя.
Фамилия Алексея так же «лесная» — Берестов. И встречаются герои в роще, — вероятно, берёзовой.
По дошедшим до нас свидетельствам, — когда мальчик Саша Пушкин впервые столкнулся со смертью, — летом 1807 года, в которое в подмосковном Захарове умер его младший братик Николенька, — он попросил,- в случае, если и он тоже вдруг умрёт, — чтобы похоронили его в любимой берёзовой роще. Мысль о том, что он будет лежать среди светлых стволов и шума кудрявых берёзовых веток, видно, утешала мальчика. (Так нас всех поражает в детстве мысль о собственной смерти, и мы все находим то или иное утешение для себя, чтобы примириться с этой чудовищной мыслью. )
Сильвио умер бесследно, — и в общем бесславно, — битва под Скулянами была греками под предводительством Ипсиланти проиграна. Если б его историю не передал Ивану Петровичу Белкину подполковник И.Л.П., а последний не записал её, — а сосед его не передал бы повесть издателю А.П., — мы и не узнали бы, что жил-был такой Сильвио. А ведь натура у него при этом незаурядная, индивидуальность яркая, и характер героический. Но он — человек вне культуры, и тем более — вне русской культуры. Он — романтическая личность типа Алеко, который хочет воли «лишь для себя». Правда, потом он сумел подняться над собой и захотеть воли уже для других — для греческого народа, — и всё же это — продолжение той же индивидуалистической позиции. В чём корень этой индивидуалистической позиции? Видимо, в том, что человек, стоящий на ней, игнорирует присутствие Бога и участие Бога в его собственной жизни, — как и в жизни народа. Он для самого себя — главный, первый. Это — с одной стороны, — хорошо, — поскольку выделяет его из толпы, из массы. С другой стороны, это — путь Люцифера, — в пушкинское время его совершил в своей жизни Наполеон. Это — путь чудовища.
Характерно то, что в жизни Сильвио вообще не присутствует женщина. Ему не нужна любовь. Без любви он остался мёртвым. Путь Сильвио — по большому счёту — путь мертвеца. Он — человек первобытный, лесной, телесный. Он как будто и вырвался из толпы, как будто и захотел почувствовать себя Человеком — с большой буквы, — но ушёл в эту толпу обратно, смешавшись среди трупов под Скулянами, и даже имени его мы не знаем, поскольку Сильвио — это не православное имя, это какое-то прозвище, подобное прозвищу французского разбойника — Жана Сбогара. Таким образом, — мы полагаем, — в собаке Алексея Берестова что-то должно нам напомнить героя повести «Выстрел» — Сильвио. Если учесть, что при старой орфографии имя Сбогар писалось с твёрдым знаком, то и количество букв в этих двух именах — одинаковое.
Кроме собаки с романтическим именем, у Алексея есть ещё такой романтический атрибут, как чёрное кольцо с мёртвой, — Адамовой, — головой. В Христианстве считается, что именно смерть Адама, — то есть, вернее, грех его, который сделал его смертным, — искупил своей смертью на кресте Иисус Христос. Поэтому у подножия креста принято помещать Адамову голову. Для западной мифологии эмблема головы Адама символизирует смертность человека — «memento mori», — а для православной она — символ Воскресения. Понятное дело, что играющий в романтика Алексей носит своё кольцо именно с западной «печальной» мыслью о смерти. Но оно может стать для него и символом Воскресения.
10.5.1. «Усильем Воскресенья. «.
Лиза Муромская в образе дочери сельского кузнеца Акулины клянётся святой пятницей (возможно, у Пушкина здесь были заглавные буквы, но в наших изданиях эти слова написаны с прописных.) Некоторые комментаторы недоумевают: «никто никогда не клялся святой Пятницей!». Кто она такая? Или — что.
Во-первых, все мы помним, что пятница — постный день, потому что пятница — последний день Страстей Христовых, — Страстная пятница. В пятницу умер Христос.
Во-вторых, у нас на Руси почитали святую Пятницу — фольклорный персонаж, родственный Мокоши (богине смерти), — девушки приносили для неё и бросали в колодцы пряжу, полотенца, — чтобы задобрить Пятницу. (Пятница считалась покровительницей колодцев, а так же — рукоделия и
свадеб.) Эта языческая Пятница объединилась в народном сознании с христианской святой — Параскевой (Параскева в переводе с греческого — «пятница»), — римской христианкой, казнённой в пятницу. И эта же Параскева ассоциировалась в православном сознании — с Девой Марией.*
А в западном сознании Параскева была Венерой (во Франции — пятница — Vendredi) и Фрейей (в Германии — der Freitag, в Англии — Friday).
Дева Мария, — в свою очередь, — соединилась с представлением о Душе-Психее, — и считалась воплощением именно русской Души.
Таким образом, клянясь святой Пятницей, Лиза клянётся как бы народным представлением о Деве Марии. Но так же и сама она является живым воплощением Душеньки-Психеи, — о чём предупреждает нас эпиграф из поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька», — «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша!»
И — мы тут подумали, что Пушкин, — может быть, имел в виду то, что в любом наряде надо разглядеть Душу, — Русскую Душу, — Народную Душу. Лиза, одеваясь крестьянкой Акулиной, остаётся в основе своей — в душе своей — самой собой. Она только меняет «приёмы» — «низко кланялась, . качала головою наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом. » , — вместо того, чтобы говорить по-французски и делать книксен. Приёмы меняются, но — не суть, — не душа её. Иначе Лиза была бы смешна и нелепа в крестьянском облике, — а она в нём — органична, — как органична была в своём танце Наташа Ростова — другое литературное воплощение Русской Души.
«Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы …? Но дух и приемы эти были те самые .. русские , которых и ждал от нее дядюшка». . Анисья Федоровна прослезилась, «глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей.. графиню, которая умела понять все то , что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
И простодушный Алексей Иванович Берестов влюбляется не в княгиню или графиню, не в помещицу Муромскую, а — в Душу, представшую ему в облике милой девушки в простом синем (новалисовский цвет) сарафане.
В поэме Богдановича строки, взятые Пушкиным для эпиграфа, продолжаются так:
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша,
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ли где сидишь у шалаша,
Во всех ты чудо света,
Во всех являешься прекрасным божеством,
И только ты одна прекраснее портрета.
Мы, конечно, думаем, что Лиза Муромская одета при встречах с Алексеем Берестовым как пастушка, но. Но зовут эту пастушку — Акулина, — по-батюшке — Васильевна (дочь Василья-кузнеца). Имя «Акулина» значит «Орлица», имя «Василий» — соотносится со словом «Царь» (от греческого «базилевс»). «Орлица-Царица»! Вот вам — и «дочь кузнеца».
Наперсницей Лизы, способствовавшей её знакомству с Алексеем, является девушка по имени Настя — Анастасия. Надо сказать, что Параскеву — Пятницу так же называли и Анастасией. Само имя «Анастасия» значит — «Воскресение», «Воскрешающая». Среди гостей у поварихи Берестовых есть некая Ненила, так Параскеву Пятницу звали и Неонилой — тоже. Но все эти образы вобрал в себя единый прекрасный образ Богородицы. И в каждой чистой русской девичьей и женской душе светится частичка Её чистого пламени.
Своим решением «жениться на крестьянке и жить своими трудами» Алексей выбирает Душу, Душу Живую, — не взирая на то, во что эта Душа одета и к какому сословию относится её носительница. И благодаря этому решению герой становится на путь бессмертия.
* «Происходило органичное соединение образов Параскевы и Богородицы, что отразилось в фольклорном материале, где в духовном стихе о милостивой жене дева Мария именовалась и Богородицей и Пятницей:
«Стояла милослива жена да милосердна
Во край пути да край дорози.
Во сне ей и Пятница явилась,
Сама пресвятая Богородица…»
(олонецк.; Чичеров В.И. 1957. С. 41).
В народных представлениях Пятница и Богородица — защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий. » / «Параскева», авт. Ольга Баранова. Интернет.
Источник
Вот те святая пятница
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое «Вот те святая пятница» в других словарях:
Вот тебе (те) святая пятница — Устар. Прост. Божба, клятвенное заверение в чём либо. И ты не обманешь меня? Не обману. Побожись. Ну вот те святая пятница, приду (Пушкин. Барышня крестьянка) … Фразеологический словарь русского литературного языка
ЗУБЫ ЗАГОВАРИВАТЬ — ЗУБЫ ЗАГОВАРИВАТЬ. Выражение зубы заговаривать полно экспрессивной свежести; оно свойственно фамильярному стилю устной речи. Оно значит: вводить в заблуждение, стараться обмануть, отвлекая посторонними разговорами . Это переносное значение нельзя … История слов
Грааль — Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль» Святой Грааль загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой либо заветной цели, часто недостижимой или… … Википедия
Священный Грааль — Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль» Святой Грааль загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой либо заветной цели, часто недостижимой или… … Википедия
Священный грааль — Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль» Святой Грааль загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой либо заветной цели, часто недостижимой или… … Википедия
Чаша Грааля — Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль» Святой Грааль загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой либо заветной цели, часто недостижимой или… … Википедия
Святой Грааль — Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль» Святой Грааль (старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradal … Википедия
Вашкинский муниципальный район — Герб Страна … Википедия
Вашкинский район Вологодской области — Вашкинский муниципальный район Герб Страна Россия Статус Муниципальный район Входит в Вологодскую область Административный центр Липин Бор Н … Википедия
Вашкинский район — Вашкинский муниципальный район Герб … Википедия
Источник
Что мы знаем о святой Параскеве, прозванной Пятницей?
Двадцать седьмого октября христианская церковь отмечает день памяти святой, прозванной Параскевой-Пятницей. Святая Параскева известна как покровительница свадеб, и дни, посвященные ее памяти, и сегодня почитаются набожными людьми. Что же нам известно о святой, прозванной Пятницей? Какие поверья и запреты связаны с днем ее поминовения?
Эту христианскую святую особенно почитают женщины и девушки. Незамужние девицы обращаются к ней с просьбой о скором замужестве: «Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее!»
Издавна Параскева воспринималась людом в качестве бабьей заступницы. Крестьянки видели в ней свою святую покровительницу и приписывали ей много чудес. По поверью, одной из забот этой святой было принимать роды.
Существует легенда, согласно которой Параскеву позвали помочь роженице. Она пошла, и оказалось, что пригласили ее на повой (принимать роды) черти. Но дева не растерялась. Она приняла младенца и надела на него крест. После третьих петухов нечисть исчезла, оставив святую деву с ребенком на руках.
Однако черти не успокоились. Они считали, что младенец должен принадлежать им. Чтобы отнять ребенка у Параскевы, они подговорили нечестивого царя, дабы тот казнил деву. Царь это исполнил. Казнь была совершена в пятницу, поэтому Параскева и стала называться Пятницей.
Житие святой Параскевы говорит, что она родилась в семье благочестивых родителей. Долгое время они не могли иметь детей. Настоящим горем в библейские времена считалась бездетность. Господь смилостивился, услышав молитвы несчастных, и дал им дитя. Девочка родилась в пятницу, в честь этого дня ее и нарекли (Параскева — на греческом языке «пятница»). Икона «Параскева Пятница» в окладе. Урал, около 1800 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В юности благочестивая дева поклялась сохранить целомудрие и дала обет безбрачия. Во времена гонений христиан при императоре Диоклетиане Параскеву привели на суд, устроенный правителем области. Увидев удивительную красоту юной христианки, тот предложил ей отказаться от христовой веры и выйти за него замуж. Параскева отказалась, за что была обезглавлена.
Памяти святой Параскевы посвящен не только один день — 27 октября, но и каждая пятница недели. В праздник и в каждую пятницу верующие в память о святой мученице придерживаются множества запретов:
- не занимаются рукоделием;
- ограничивают себя в пище;
- не предаются веселью;
- не стирают;
- не купают младенцев;
- не работают в поле и на огороде.
Если верить народной примете, та, кто в день, посвященный этой святой, рукодельничает, приговаривает своих родителей быть на том свете слепыми.
Не придерживающийся пятничного поста, согласно народной мудрости, может утонуть.
Смеющемуся по пятницам, если верить народным поверьям, жизнь принесет немало горестей и слез. Каноническое изображение святой Параскевы. Икона XV века, Вологодский музей
Фото: ru.wikipedia.org
Существует множество легенд, связанных с нарушением этих запретов. Одна из них повествует о том, что Пятница превратила в лягушку женщину, отказывающуюся ее почитать. Считается даже, что лягушки на земле появились из-за гнева святой Параскевы.
Другая легенда рассказывает о том, как святая покарала женщину, работавшую в ее день, тем, что содрала с нее кожу и повесила ее на станке, на котором та работала.
По народным представлениям, все пятницы требуют поста и почитания.
Существуют поверья, согласно которым от Параскевы-Пятницы зависит то, сколько лет проживет человек.
Одна легенда рассказывает следующее. Однажды встретил на дороге работник святую Параскеву. Предложил он ей разделить с ним хлеб-соль, за это Параскева, решив отблагодарить его за щедрость души, сказала, чтобы он шел в село и женился на богатой девушке-сироте. А жить он будет сто лет. Работник так и поступил.
В последний день его жизни пришла к нему святая, а он не захотел умирать и попросил у нее еще сто лет жизни. Пятница согласилась. Через сто лет работник снова попросил святую угодницу подарить ему еще сто лет жизни. Снова согласилась Параскева. Икона «Пресвятая Богородица Умиление и Святая Параскева Пятница» XVII века
Фото: ru.wikipedia.org
Когда она пришла к нему через сто лет вместе с костлявой спутницей, работник ей обрадовался, поскольку уже устал от жизни. Она велела ему следовать за ней. Привела работника Пятница к месту, которое ему очень понравилось и где ему захотелось остаться навсегда, но святая не позволила и повела его дальше. Второе место тоже пришлось мужику по вкусу, но и здесь не оставила его святая. Подойдя к третьему месту, она толкнула его в пропасть, и он угодил прямо в ад. Параскева сказала:
— Прожил бы ты одну сотню лет, остался бы в первом месте, вторую — во втором, а за триста лет жизни ты так много нагрешил, что жить тебе в аду.
Эта легенда в некоторой степени объясняется тем, что славянская Пятница была покровительницей душ умерших. Поэтому Пятницкие церкви строили обычно на кладбищах, а Пятницкие монастыри — кладбищенские, в старину назывались Божедомки.
Объяснение стойкому почитанию Пятницы можно найти отчасти в выражении «семь пятниц на неделе», корнями уходящем в даль веков. В наше время мы его употребляем в отношении людей ненадежных, на которых ни в чем нельзя положиться. Почему же звучит именно этот день, а не другой?
Существует предположение, что когда-то давно, еще в языческие времена, пятница была свободным от работ днем, как теперь воскресенье. В этот день люди посещали базары, торги, ярмарки. Как часто бывает, заключались и договора, результат которых переносился на следующую неделю, то есть на пятницу следующей недели. Так пятница была общепризнанным днем обещаний. Если каждый день — пятница, значит, каждый день одни обещания. Однако, как известно, далеко не все обещания выполняются.
Память о святой угоднице Божьей Параскеве дошла до наших дней, выражаясь в почитании пятниц и в соблюдении пятничных запретов. Не поленитесь соблюдать их и вы, чтобы заручиться поддержкой этой почитаемой христианской святой.
Источник