Что значит клавирные произведения
Слово «клавир» во времена Баха служило общим обозначением для всех клавишных инструментов: от органа до клавесина и клавикорда (любимого инструмента Баха). Исполнители того времени по строению и, возможно, по цифрованному басу определяли, для какого инструмента произведение предназначено: для органа или клавесина. Клавирная музыка Баха сегодня, как правило, исполняется на фортепиано.
• Инвенции ВWV 772—786
• Симфонии ВWV 788—801
• Французская увертюра ВWV 831 (Клавирные упражнения, 2-я часть)
• Четыре дуэта (Клавирные упражнения, 3-я часть) ВWV 802—805
• 7 токкат ВWV 910—916
• Гольдберг-вариации (Клавирные упражнения, 4-я часть) ВWV 989
• Каприччио, фантазии, прелюдии, фуги и т. д.
• Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха (1720 г.)
• Две нотные тетради Анны Магдалены Бах (1722/1725 гг.)
Интенсивное развитие светской, инструментальной музыки в XVI-XVII веках было проявлением тенденции, общих для всего искусства эпохи Возрождения. Стремление освободиться от опеки и власти церкви, от средневековой идеологии, приблизить искусство к жизни и выразить в нем чувства и мысли, которыми живет человек, вдохновляло художников того времени. Именно в эту пору музыка завоевывает независимость, становится самостоятельной областью духовной культуры. Появление оперы знаменовало окончательное «отделение» музыки от церкви, высокую зрелость музыкального искусства, его способность к безграничному развитию.
Заметный подъем клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века; он связан с деятельностью выдающихся мастеров: Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти (1685-1757), Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха и других. Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует особенно выделить значение Баха как величайшего новатора в области клавирного творчества. Так же как и другие знаменитые музыканты XVIII века, Бах опирался на богатый, веками накопленный опыт. Восприняв самое интересное и лучшее, чем обладали школы клавирного искусства Италии, Англии, Франции, Бах не пренебрег тем, что было создано у него на родине.
В Германии складывалась своя национальная школа клавирной музыки. Правда, господство органа замедлило этот процесс, и клавир долгое время занимал подчиненное положение. Тем не менее большинство крупных немецких композиторов трудилось над созданием репертуара и для этого инструмента. Фробергер, Керль, Муффат, так же как Пахельбель или Букстехуде, сочиняли множество пьес для клавира, но в них значительно сильнее сказывалось влияние итальянских и французских композиторов.
Более самостоятельным и новым было творчество Иоганна Кунау — непосредственного предшественника Баха на посту кантора школы св. Фомы. Кунау принадлежит много клавирных сочинений, и при жизни его они пользовались большой известностью. Особенно популярны были так называемые «Библейские сонаты» — программные произведения; их поэтическое содержание навеяно некоторыми эпизодами из Библии.
Кунау один из первых применил для клавира форму циклической сонаты, заимствовав ее из скрипичной литературы; он затронул в клавесинной музыке более сложную сферу образов и чувств, нуждающихся в новых средствах музыкального воплощения. В этом Кунау вплотную приблизился к Баху. По мнению Ромена Роллана, «Библейские сонаты», как и некоторые другие пьесы Кунау, дают основание считать его «не только прямым предшественником Иоганна Себастьяна Баха. но, судя по многим местам, и безусловным для него образцом».
Однако и здесь, в клавирной музыке, так же как и в органной, Бах несоизмерим ни с одним своим предшественником или современником. Исключительная многогранность, гигантские масштабы новаторства, упорные, настойчивые поиски выразительных средств, способных с наибольшей полнотой выразить всю новизну задуманного, сближают Баха с Моцартом, а еще больше с Бетховеном.
Бах не ограничивался разрешением отдельных частных задач, он решительнее и целеустремленнее, чем все его современники, работал над тем, чтобы поднять бытовые формы и жанры клавирной музыки на высоту и уровень большого, возвышенного искусства.
Бах первый ощутил универсальность клавира. Он превратил этот инструмент в настоящую творческую лабораторию, где, не стесняемый внешними запретами и церковным контролем, мог свободно экспериментировать и осуществлять самые смелые проекты и идеи.
Сфера чистого клавесинизма не была чужда Баху; известно его увлечение музыкой Франсуа Куперена; однако установившиеся в творчестве композиторов-клавесинистов приемы выразительности, формы и жанры не всегда соответствовали глубоким замыслам и характеру баховских образов. Перед Бахом стояла насущная задача: преодолеть ограниченность средств, которыми располагала клавесинная музыка, и заставить инструмент, предназначенный для аккомпанемента или непритязательного домашнего музицирования, заговорить серьезно и внушительно о значительных и важных явлениях жизни, сделать его пригодным для передачи больших чувств и мыслей.
В своей работе над созданием новых жанров и над отдельными клавирными произведениями Бах ориентировался не столько на собственно клавесинную музыку, сколько на то новое, что принесло развитие мировой музыкальной культуры о самых различных ее видах.
Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические и технические приемы, особенности формы, жанров и делает их достоянием клавирного искусства. Он безгранично расширяет художественные средства инструмента, обогащает его новой виртуозной техникой, преображает самое содержание музыкальных образов. Благодаря Баху сделалось очевидным, что клавиру, так же как органу, доступна сфера высокой лирики и патетики, что к клавиру применимы новые принципы итальянской скрипичной школы — виртуозный, концертный стиль, кантиленность мелодики.
Новизна образного содержания видоизменила тематизм, потребовала разработки новых приемов изложения и развития, насытила музыку клавира идеями и чувствами большой значимости.
Бах ввел в творческую практику ряд жанров, немыслимых ранее в клавирной музыке. Он по-новому трактует клавирную сюиту, широко использует импровизационные и имитационные формы, практиковавшиеся раньше преимущественно в органной музыке. Применяя достижения скрипичного искусства, он способствует образованию нового жанра клавирного концерта. Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется огромным количеством всевозможных вариаций и педагогических пьес. Труду мыслителя-новатора и вдохновенного художника, труду мастера, проницательного и кропотливого, обязана фортепианная музыка своим блестящим будущим. Бах был ее основоположником.
Бах писал для клавира на протяжении всей своей творческой жизни — в Арнштадте и Веймаре, в Кётене и Лейпциге. Но только в Кётене композитор достиг в этой области того совершенства, которым обладал уже в органной музыке. В Кётене были созданы Французские и Английские сюиты, двухголосные и трехголосные инвенции, первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга» и многие другие клавирные произведения. Даже такой далеко не полный перечень позволяет судить об исключительной разносторонности и многообразии замыслов и жанров, которых никогда ранее не знала клавирная музыка.
Источник
Клавирный
Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .
Смотреть что такое «Клавирный» в других словарях:
клавирный — прил., кол во синонимов: 1 • клавишный (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
клавирный — клав ирный … Русский орфографический словарь
органно-клавирный — … Орфографический словарь русского языка
органно-клавирный — орга/нно клави/рный … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Бах, Иоганн Христиан — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бах. Иоганн Христиан Бах, картина английского художника Томаса Гейнсборо, 1776 (M … Википедия
Иоганн Христиан Бах — Иоганн Христиан Бах, картина английского художника Томаса Гейнсборо, 1776 (Museo Civico, Болонья) Иоганн Христиан Бах (5 сентября 1735 1 января 1782) композитор эпохи классицизма, одиннадцатый и самый молодой сын Иоганна Себастьяна Баха. Также… … Википедия
Скрипичные концерты И.С. Баха — Скрипичные концерты И. С. Баха концерты для скрипки, струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя два концерта для одной скрипки и струнных и один концерт для двух скрипок и струнных. В каталог… … Википедия
Скрипичные концерты И. С. Баха — Скрипичные концерты И. С. Баха концерты для скрипки, струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя два концерта для одной скрипки и струнных и один концерт для двух скрипок и струнных. В каталог… … Википедия
БАХ — крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера
И. С. Бах — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия
Источник
Значение слова клавирный
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Соотносящийся по знач. с сущ.: клавир, связанный с ним.
Свойственный клавиру, характерный для него.
Примеры употребления слова клавирный в литературе.
И доставил истинное удовольствие музыканту, сыграв наизусть его клавирные пьесы, В Веймар до Баха из разных городов доходили все новые похвалы его исполнительскому искусству.
Тем новым, что внес Филипп Эмануэль в клавирное искусство, был особый тип лирической кантиленной мелодики, близкий художественным принципам сентиментализма.
Скрипичные и клавирные концерты, партиты и сюиты, сонаты для скрипки и флейты, для гамбы.
Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность: игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами.
Ранней осенью в Дрездене собралась после летних вакаций вся придворная знать, а музыкальная жизнь была ознаменована приездом на гастроли из Парижа блестящего виртуоза — клавесиниста, сочинителя органных и клавирных произведений Луи Маршана.
Будучи уже пожилым, он своим искусством клавирной и органной импровизации буквально потряс короля, который по случаю приезда старого Баха отменил свой концерт.
Его уже не было в живых, но племянник хорошо помнил дядю, а мотеты и клавирные сонаты Иоганна Михаэля знал наизусть, ноты их, собственноручно переплетенные, лежали на дне дорожного сундука вместе с произведениями других авторов.
Фрескобальди — один из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположник итальянской органной и клавирной школы.
Великий Бах, тщательно изучавший музыку своих современников, выделил сонаты Альбинони, пластичную красоту их мелодий и на две из них он написал свои клавирные фуги.
С другой стороны, как например, в Сонате для альта и клавира, в 12 полонезах, во многих клавирных сонатах причудливый тематизм, поразительная смелость и насыщенность гармонии, изощренность мажоро-минорной светотени, резкие ритмические сбои, структурное своеобразие напоминают некоторые моцартовские, бетховенские, а порой даже и шубертовские и шумановские страницы.
Лист за листом появлялись в свет из нотопечатни пробные оттиски новых клавирных пьес Баха.
Бортнянский создает большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку — клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг.
Большой интерес представляют клавирные сонаты Гайдна, в которых фантазия композитора, поистине неистощимая, каждый раз открывает новые варианты построения цикла, оригинальные способы оформления и развития материала.
Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др.
Однако вопреки превратностям судьбы Гайдн сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее, и серьезность профессиональных устремлений — он изучает клавирное творчество Ф.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: klavirnyiy
Задом наперед читается как: йынривалк
Клавирный состоит из 9 букв
Источник
Клавир
Под строгим взглядом преподавателя будущий дирижер оттачивает тончайшие движения рук. Здесь, в дирижерском классе, он освоит немало произведений, прежде чем ему доверят работать с оркестром или хором (хотя бы в качестве практиканта), но ведь наблюдать живую реакцию на дирижерский жест необходимо уже на этом этапе, иначе невозможно научиться дирижированию! На помощь студенту и его наставнику приходит пианист – он становится первым музыкантом, которым управляет будущий дирижер, а ноты, по которым он играет, называются клавиром.
Слово «клавир» – это сокращенное немецкое Klavierauszug, которое переводится как «извлечение для клавира». Так именуется фортепианное переложение сочинений, в исполнении которых по замыслу композитора участвует оркестр, причем для фортепиано приспосабливается только оркестровая часть музыкальной ткани, а партии хора, солистов-певцов или солирующих инструментов остаются в неприкосновенности. Одну из ситуаций в музыкальной практике, когда требуется клавир, мы обозначили выше, но точно так же школьники и студенты-музыканты в классе работают над произведениями, написанными для солирующего инструмента с оркестром, и на зачетах или экзаменах исполняют их под фортепианный аккомпанемент. Да и взрослые певцы и музыканты разучивают такие сочинения под фортепиано, прежде чем встретиться с оркестром. Иногда клавирные варианты звучат со сцены – например, когда певец, выступая с аккомпаниатором-пианистом, включает в концертную программу оперную арию.
Произведение, в исполнении которого участвует оркестр, очень часто «рождается» как клавир: в фортепианной фактуре композитор намечает все основные линии и элементы, а затем «расцвечивает» эту основу оркестровыми «красками».
Но, как мы уже говорили, немецкое слово означает «извлечение для клавира»… но что имеют в виду музыканты, когда говорят, например, о «клавирном творчестве Иоганна Себастьяна Баха» – может быть, речь идет о произведениях, которые великий композитор сначала написал для оркестра, а затем сделал их переложения? Нет, в данном случае имеется в виду другое значение слова «клавир». Так в XVII-XVIII столетиях собирательно именовали все клавишные музыкальные инструменты: клавикорд, клавесин и их разновидности, фортепиано (когда оно появилось) и даже орган. В настоящее время клавиристами именуют музыкантов-аутентистов, играющих на молоточковом фортепиано (старинной разновидности этого инструмента).
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Период
Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]
Думка
Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]
Генерал-бас (Basso continuo)
«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]
Источник