Что значит классовая принадлежность

Классовая принадлежность

Деление общества на классы было основным в теории стратификации, принятой в советском обществе. Согласно канонам марксизма в каждом обществе (за исключением коммунистического) существуют противостоящие друг другу классы. Их отношения носят характер антагонизма. Поэтому классовый подход широко используется в политической рекламе. Например, КПРФ, как и другие коммунистические партии, активно позиционирует себя как защитника интересов рабочего класса.

Между тем, не следует забывать, что классовая теория общества, детально разработанная К. Марксом, нашла свое развитие в трудах социологов. М. Вебер, к примеру, дополнил ее учением о том, что наличие высокой квалификации ставит человека в привилегированное положение относительно других. Он говорил о классе как о группе людей, обладающих сходными «возможностями жизни» или «жизненными шансами». Эти шансы означают возможность доступа для типичного представителя определенной общественной группы к экономическим и культурным благам.

В настоящее время при выделении социальных групп в целях сегментирования рынка часто используют модель стратификации, разработанную американским социологом У. Уорнером (1898-1970 гг.). Он предложил шестиклассовую структуру общества, весьма популярную по сей день: каждый класс объединяет людей с одинаковым рангом «престижности».

Верхушка высшего класса. Это элита общества, «пропуском» в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения.

Низший слой высшего класса. К их числу относятся профессионалы, лица свободных профессий и бизнесмены, получающие высокий доход. Они собственными усилиями достигли высокого положения, а не унаследовали его. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно они покупают самые большие дома, роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. Их часто называют нуворишами – богатыми выскочками.

Читайте также:  Что значит порок породы собак

Верхушка среднего класса. К этой категории относятся граждане, успешно делающие карьеру в бизнесе, политике и в других областях профессиональной деятельности. Это ученые – доктора наук, профессора в высших учебных заведениях. Они требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в общественной и культурной жизни, занимают активную гражданскую позицию.

Низший средний класс. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели, фермеры, ИТР (инженерно-технические работники), средний медицинский персонал, учителя, «рабочая аристократия».

Верхушка низшего класса. К этому классу относятся мелкие служащие (бухгалтера, операторы компьютеров) и «синие воротнички» – строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они имеют среднее общее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь заполнена повторяющимися изо дня в день событиями.

Низший класс. Рабочие низкой квалификации, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие в сельском хозяйстве. Основную часть их доходов уходит на питание и оплату коммунальных услуг.

18.3. Описательное сегментирование: стратификационные критерии

Стратификация – разделение человеческого общества на социальные слои. Существуют четыре стратификационных критерия, определяющих место человека в обществе. Это доход, престиж профессии, власть и образование.

Доход

Важнейшим критерием, определяющим место человека в обществе, является его доход. Измеряется, он, как правило, в денежном эквиваленте. Если в России принято считать доход за месяц, то в США – за год.

Исходя из получаемых доходов, принято различать три категории граждан: богатые, средний класс и бедные. Заметим, что это понятие широко используется в сегментировании по классовой принадлежности, о чем говорилось ранее.

Богатство в социологии означает максимальное обладание ликвидными ценностями, позволяющее человеку жить, не работая. Поэтому свой доход богатые получают от инвестиций, а не от заработной платы, как это имеет место с представителями среднего класса или с бедняками. Выделяют два типа богатых: старые богатые и новые богатые. В России 1990-х гг. их было принято называть «новыми русскими».

Для рекламной практики особо важен тот факт, что для тех, кто недавно вступил в сообщество богатых характерно престижное потребление. Иными словами человек приобретает массу ненужных дорогих вещей, стараясь подчеркнуть свой новый высокий статус. Поэтому ювелирные изделия, спортивные автомобили, яхты и другие предметы роскоши являются объектом рекламирования в тех случаях, когда целевой аудиторией являются новые богатые.

Рис. 18.1. Реклама элитного алкоголя. Целевая аудитория — состоятельные граждане

Что касается старых богатых и особенно тех, кто относится к категории миллиардеров, престижное потребление, напротив, нехарактерно. Они всем все доказали. При желании они могут позволить себе любое приобретение, но не видят в этом особого смысла. Здесь есть свой резон, так как фамилии Ротшильдов, Рокфеллеров, Морганов говорят сами за себя.

У престижного потребления в России есть рациональное звено. Так, во время интервью одна из известных в России топ-менеджеров заявила, что никогда не возьмет на высокооплачиваемую работу человека, одетого в костюм фабрики «Большевичка», потому что менеджер обязан быть лицом компании. При этом ее нисколько не волнует то, что Дж. Сорос и многие другие миллиардеры одеваются весьма скромно. Другой пример: соискатель должностного оклада в 6 тыс. долларов был отвергнут в результате собеседования с довольно жесткой формулировкой: «Тот, кто думает, что стоит шесть тысяч в месяц, не должен носить такую обувь». Почему так происходит? Ответ на этот вопрос можно получить из рассуждений одной россиянки, принявший участие в исследовании: «Конечно, истинного миллиардера порой невозможно отличить от рядового мужичка. На того же Билла Гейтса посмотрите. Но мы не Гейтсы, поэтому как ты выглядишь, столько ты и стоишь. А как еще быстро разобраться?»

Средний класс – это те, кто может удовлетворить физиологические и духовные потребности и с уверенностью смотрит в завтрашний день. Поэтому неслучайно, что именно средний класс, как самый многочисленный в успешно развивающемся обществе чаще всего выступает ядром целевых аудиторий.

В бедности социологи выделяют два основных уровня: относительный и абсолютный. Относительный уровень означает, что человек не может удовлетворять основным стандартам жизни, принятым в обществе. У него нет собственного жилья. Он не в состоянии приобрести собственный автомобиль и т.д. К абсолютной бедности относятся те, кто едва удовлетворяет даже базовые потребности. Это состояние нищеты и особая субкультура, проповедующая культ физической силы и девиантного поведения. Поэтому для рекламной индустрии граждане, находящиеся на самом социальном дне не представляют большого интереса.

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 2692 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Классовые различия

Принадлежность к какому-либо классу означает определенное социально-экономическое положение индивида или семьи в обществе, но не только это. Класс характеризует не только получаемый доход, но и род занятий, ближайших соседей, место жительства, и, самое главное, стиль жизни, то есть то, сколько свободного времени имеет человек и чем его заполняет, какую еду он предпочитает, каковы его интересы в разных областях искусства, что он читает, как путешествует и т. д. Хотя большинство американцев считают, что они принадлежат к среднему классу, существуют определенные социальные установки, ценности и особенности поведения, которые являются более тонкими показателями классовой принадлежности (Devore, Schlesinger, 1996, p. 57–67). Например, считается, что люди, принадлежащие к высшему классу, обычно отправляют детей в частные школы и колледжи и являются членами клубов; люди из среднего класса живут в пригородах, они считают своим долгом дать детям высшее образование, чаще всего в местных или государственных университетах; а люди из низших классов живут в больших городах, имеют квалифицированную или неквалифицированную работу, или вовсе являются безработными.

Итак, у нас есть общее представление о том, как в нашем обществе понимается классовая принадлежность. Однако здесь же таится и определенная опасность для специалиста. Даже если индивидуальный клиент или семья демонстрируют некоторые признаки принадлежности к определенному классу, это еще не означает, что они удовлетворяют всем критериям членства в этом классе. Например, руководящий работник компании теряет работу, и его дети из частного колледжа переходят учиться в государственный; мальчик из бедного городского района получает стипендию и первым из своей семьи поступает в университет. Такие ситуации могут показаться очевидными, однако есть и другие, не столь прозрачные примеры размывания границ между классами. Так, мальчик из бедного городского района может отчаянно хотеть поступить в колледж, у него есть способности, но нет ни денег, ни стипендии. К какому классу он относится?

Отсюда вытекает следующий ориентир: мы живем в стране, где классовая принадлежность по рождению не является неизменной. Класс – это растяжимое понятие, и мы сделаем ошибку, если будем механически приписывать нашим клиентам все характеристики их класса, особенно если есть свидетельства обратному. Мы должны помнить, что большая часть общества настроена на то, чтобы все люди оставались «на своем месте»; наша же задача состоит в том, чтобы помочь им улучшить свою социальную позицию. Тем не менее знание тех личностных характеристик, которые являются типичными для представителей определенных социально-экономических классов, а также встающих перед ними специфических и необычных проблем может оказаться полезным, особенно если это не тот класс, к которому принадлежим мы сами. Надо проявлять осторожность и не слишком доверяться собственным предубеждениям.

Классовые и этнические факторы взаимодействуют между собой. Ожидания, связанные с социально-экономическим статусом клиента, и ожидания, связанные с его культурной предысторией, перемешиваются сложным образом, делая его абсолютно непохожим на любого другого человека. Поэтому понять его во всей полноте весьма и весьма непросто. А если к этому добавить уникальные физические характеристики каждого, черты его личности, факты биографии, то уже не будет вызывать удивления, почему понимание другого человека является столь сложным и трудным процессом. Но будучи специалистами, чья профессиональная задача состоит в помощи людям, мы должны стремиться к максимально полному пониманию своего клиента, даже если для этого нам придется спрашивать его о таких вещах, в правдивости которых у нас нет никаких причин сомневаться (Aponte, 1994).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Уважать различия

Уважать различия Один из главных уроков отношений состоит в том, чтобы научиться уважать другого как равного. Признавая различия между полами, человек может радоваться им, вместо того чтобы ими манипулировать или пытаться их уничтожить. Для мужчины женщина может

Различия

Различия Сядьте лицом друг к другу и поддерживайте контакт глаз. Расскажите друг другу о своих особенностях, обо всем, чем вы отличаетесь и в чем противоречите друг другу и что вы чувствуете относительно этих различий. Не обвиняйте, не осуждайте и не спорьте, просто

Половые различия

Половые различия Пол в данной модели поведения роли не играет. Несмотря на широко распространенное убеждение, что женщины сплетничают и злословят чаще мужчин, научные исследования этого не подтверждают. Мужчины склонны к негативизму не меньше женщин, но называют свои

6. Индивидуальные различия.

6. Индивидуальные различия. Гипотеза, согласно которой мозг отчасти подвергается эндокринному влиянию, при всей кажущейся правоте еще должна быть доказана. В этом смысле представляет интерес применение лития для лечения маниакально-депрессивных психозов.

Культурные различия

Культурные различия Итак, базовые эмоции (гнев, страх, радость и некоторые другие) одинаковы у всех людей. У русских и китайцев, индейцев и эскимосов они проявляются одинаково. Это утверждение может показаться вам сомнительным, потому что ваш личный опыт наверняка говорит

Классовые нормы культуры речи

Классовые нормы культуры речи Нельзя говорить об английском речевом этикете, не упоминая классы, потому что любой англичанин, стоит ему заговорить, мгновенно обнаруживает свою принадлежность к тому или иному классу. Возможно, это в какой-то степени справедливо и и

Классовые нормы культурной речи. Гласные против согласных

Классовые нормы культурной речи. Гласные против согласных Первый индикатор классовой принадлежности — тип звуков, которым вы отдаете предпочтение при произношении, вернее, тип звуков, которые вы не произносите. По мнению представителей верхушки общества, они говорят

Классовые особенности

Классовые особенности Страсть англичан к усовершенствованию своих домов объясняется, конечно же, не только стремлением обозначить собственную территорию. Это — самовыражение в более широком смысле слова: твой дом — не только твоя территория, твой дом — это воплощение

Классовые основы психологической войны

Классовые основы психологической войны Современная эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, характеризуется дальнейшим усилением классового противоборства между трудом и капиталом, между силами социализма и капитализма.

Половые различия

Половые различия Среди всех возможных различий между людьми в наибольшей степени выражены, безусловно, различия по половому признаку. Первое, что мы спрашиваем при рождении ребенка – это мальчик или девочка? И первое, что мы автоматически отмечаем, когда мы видим

Источник

О классовой принадлежности Не национальность разделяет людей, а классовая принадлежность.

Классовая принадлежность человека определяется способом участия этого человека в производственных отношениях.

Поэтому, для определения принадлежности человека к тому, или иному классу необходимо ответить на вопрос: каким способом человек участвует в производственных отношениях ?

Или, другими словами: каким образом человек-участник производственных отношений получает свою долю произведенной трудовой стоимости ?

Современный человек может участвовать в производственных отношениях следующими способами:

— эксплуатируя, т.е. присваивая часть (трудовой) стоимости, произведенной трудом других участников производственных отношений – это капиталист,

— подвергаясь эксплуатации, т.е. присваивая лишь часть стоимости, произведенной собственным трудом, лишаясь остальной части этой стоимости в пользу других участников производственных отношений, в пользу капиталистов – это пролетарий,

— не эксплуатируя, и не подвергаясь эксплуатации, т.е. присваивая всю стоимость, произведенную собственным трудом – это мелкий буржуа.

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

(В.И.Ленин, Великий почин, ПСС, 5-е изд., т.39, с.15).

Источник

Оцените статью