- Требования к гостиницам категории «без звезд»
- I. Здание и прилегающая территория
- II. Техническое оборудование и оснащение
- III. Номерной фонд
- IV. Санитарные объекты общего пользования
- V. Общественные помещения
- VII. Услуги
- IX. Технологии обслуживания, внешний вид персонал
- Критерии бальной оценки гостиниц
- Критерии бальной оценки персонала
- Требования к номерному фонду
- Звёздность гостиниц — как это работает?
- Категория «Без звезд»
- Одна звезда
- Две звезды
- Три звезды
- Четыре звезды
- Пять звезд
Требования к гостиницам категории «без звезд»
Требования к категориям гостиниц и других средств размещения Российской Федерации установлены «Положением о классификации гостиниц», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» (далее — Положение) .
В соответствии с приложением № 4 к Положению, к гостиницам категории «без звезд» предъявляется следующий набор обязательных требований.
I. Здание и прилегающая территория
Внешнее освещение здания и прилегающей территории в тёмное время суток:
- освещение центрального входа, наружное освещение подходов к зданию
- вывеска с информацией, предусмотренной требованиями нормативных правовых актов
II. Техническое оборудование и оснащение
Аварийное освещение и энергоснабжение:
- аккумуляторный источник электропитания в аварийном режиме для световых указателей (знаков безопасности), исправные аккумуляторные фонари у дежурного персонала
- круглосуточное горячее, холодное
(в районах с перебоями водоснабжения должен быть обеспечен минимальный запас воды не менее чем на сутки и подогрев воды); - бутилированная питьевая вода в номере или питьевая вода в кулере в коридоре (бесплатно)
(Требование является обязательным для районов, где отсутствует подтверждение соответствия качества воды централизованных систем питьевого водоснабжения требованиям санитарных правил и нормативов (при обеспечении питьевой водой посредством централизованных систем питьевого водоснабжения).
Требование является обязательным для гостиниц, у которых отсутствует подтверждение соответствия качества воды нецентрализованного водоснабжения требованиям санитарных правил и нормативов (при обеспечении питьевой водой при нецентрализованном водоснабжении))
Система отопления, обеспечивающая допустимую температуру воздуха в номерах гостиницы (наличие системы отопления не является обязательным для сезонных гостиниц, находящихся в южной климатической зоне Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край. Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Ростовская область), работающих в период с мая по сентябрь включительно.
Допустимая температура в номерах 18-24 градусов по Цельсию в холодный период года, 20—28 градусов по Цельсию в теплый период года)
- система вентиляции (естественная и (или) принудительная), обеспечивающая циркуляцию воздуха и исключающая проникновение посторонних запахов в жилые помещения
Лифт в здании (требование не является обязательным в случае невозможности установки лифта по техническим причинам (при наличии документального подтверждения). При отсутствии лифта обеспечивается бесплатная доставка багажа):
- высотой более 5 этажей
Круглосуточная работа лифта (при наличии)
Наличие телефона:
- связь с персоналом из номера (не обязательно для:
— гостиниц с количеством номеров 15 и менее;
— загородных отелей, туристских баз, баз отдыха) - телефонная внутренняя связь (без выхода за пределы средства размещения) или кнопка вызова обслуживающего персонала (100 % номеров)
Система классификации: |
Категория «без звезд» |
Категория 1 звезда |
Категория 2 звезды |
Категория 3 звезды |
Категория 4 звезды |
Категория 5 звезд |
Категории номеров: |
Номер «Сюит» |
Номер «Апартамент» |
Номер «Люкс» |
Номер «Студия» |
«Джуниор сюит» |
Номер I категории |
Номер II категории |
Номер III категории |
Номер VI категории |
Номер V категории |
Критерии |
Персонал |
Виды гостиниц: |
Городские отели |
Культурное наследие |
Курортные отели |
Апарт-отели |
Мотели |
Хостелы |
Загородные отели |
В Севастополе |
III. Номерной фонд
Площадь номера, за исключением номеров категорий «джуниор сюит» и «студия» (без учета площади санузла, лоджии, балкона), не менее:
- одноместного — 9 м 2 (допускается уменьшение площади на 5 %);
- двухместного — 12 м 2 (допускается уменьшение площади на 5 %)
Многоместные номера (вместимостью 3 и более человек), площадь которых определяется из расчета на каждого проживающего, не менее м 2 :
- 6 — для средств размещения круглогодичного функционирования
(- допускается уменьшение площади на 5 %;
— для хостелов допускается не менее 4 м 2 на одну кровать (одноярусную или двухъярусную), расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка не менее 75 см); - 4 — для средств размещения сезонного функционирования
(для хостелов допускается не менее 4 кв. м на одну кровать (одноярусную или двухъярусную), расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка не менее 75 см)
Санузел в номере (умывальник, унитаз, ванна или душ):
- площадь санузла не менее: 1,75 м 2
Вентилятор (для гостиниц, расположенных на территориях, относящихся к южной климатической зоне Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край. Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Ростовская область))
IV. Санитарные объекты общего пользования
- вблизи общественных помещений
(требование не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 15 и менее (при условии обеспечения доступа гостям в служебный туалет)) - оборудование:
- туалетные кабины,
- умывальник с горячей и холодной водой (смеситель),
- зеркало,
- мыло (диспенсер с жидким мылом),
- туалетная бумага;
- бумажные полотенца (или электрополотенце);
- крючки для одежды, корзина для мусора
- общий туалет для проживающих в номерах без туалета не менее 2 (мужской и женский) на этаж из расчета:
для мужчин одна туалетная кабина (унитаз) на 10 человек или по одному унитазу и писсуару на 18 человек;
для женщин одна туалетная кабина (унитаз) на 10 человек
(допускается один туалет с одной туалетной кабиной на этаже при количестве мест в номерах на этаже 6 и менее)
Ванная комната (душевая):
- из расчета одна душевая кабина (душевая стойка) на 20 человек, проживающих в номерах без ванны или душа;
- оборудование (душевая кабина, туалетная кабина, умывальник с горячей и холодной водой (смеситель), зеркало, туалетный стол, мыло (диспенсер с жидким мылом), крючки для одежды, корзина для мусора)
V. Общественные помещения
Общественные помещения с мебелью и другим оборудованием, соответствующие функциональному назначению помещения
Холл (не обязательно для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)
Служба приёма и размещения:
(при наличии нескольких корпусов или нескольких видов гостиниц в одном гостиничном комплексе на одной территории допускается единая служба приема и размещения)
Вешалки в холле и в общественных помещениях
Телевизионный зал (требование не является обязательным при наличии телевизоров в каждом номере. Допускается расположение телевизионного зала в общественном помещении гостиницы)
VII. Услуги
Служба приема — круглосуточный прием (в домах отдыха, пансионатах, туристских базах допускается наличие службы приема, с которой можно связаться круглосуточно)
Вручение корреспонденции гостям
Утренняя побудка (по просьбе)
Ежедневная уборка номера горничной
Ежедневная заправка постелей
Смена постельного белья: 1 раз в 5 дня
Смена использованных полотенец: 1 раз в 3 дня
- предоставление утюга, гладильной доски, гладильная комната
Иные услуги:
- хранение багажа
- вызов такси
Туристские услуги:
- туристская информация в службе приема и размещения (в холле гостиницы)
Медицинские услуги:
- вызов скорой помощи, пользование аптечкой
IX. Технологии обслуживания, внешний вид персонал
Наличие письменных стандартов для персонала, фиксирующих функциональные обязанности и установленные правила работы
Критерии бальной оценки гостиниц
Кроме соответствия обязательным требованиям гостиницам категории «без звезд» необходимо набрать минимальное допустимое количество баллов по результатам:
- городские гостиницы (отели):
- 19 баллов при наличии санузлов в номере
- 16 баллов при отсутствии санузлов в номере
- гостиницы в зданиях, являющихся объектами культурного наследия и(или) на территории исторического поселения:
- 19 баллов при наличии санузлов в номере
- 16 баллов при отсутствии санузлов в номере
- курортные отели, санатории, дома (центры) отдыха, пансионаты:
- 20 баллов при наличии санузлов в номере
- 15 баллов при отсутствии санузлов в номере
- комплексы апартаментов:
- 22 балла при наличии санузлов в номере
- мотели:
- 19 баллов при наличии санузлов в номере
- 15 баллов при отсутствии санузлов в номере
- загородные отдели, туристские базы, базы отдыха:
- 21 балл при наличии санузлов в номере
- 18 баллов при отсутствии санузлов в номере
- хостелы:
- 19 баллов при наличии санузлов в номере
- 16 баллов при отсутствии санузлов в номере
- городские гостиницы (отели):
- 14 баллов для гостиниц с количеством номеров более 50
- 14 баллов для гостиниц с количеством номеров 50 и менее
- гостиницы в зданиях, являющихся объектами культурного наследия и(или) на территории исторического поселения:
- 14 баллов для гостиниц с количеством номеров более 50
- 14 баллов для гостиниц с количеством номеров 50 и менее
- курортные отели, санатории, дома (центры) отдыха, пансионаты:
- 22 баллов для средств размещения с количеством номеров более 50
- 16 баллов для средств размещения с количеством номеров 50 и менее
- комплексы апартаментов:
- 14 баллов для средств размещения с количеством номеров более 50
- 14 баллов для средств размещения с количеством номеров 50 и менее
- мотели:
- 12 баллов для мотелей с количеством номеров более 50
- 12 баллов для мотелей с количеством номеров 50 и менее
- загородные отдели, туристские базы, базы отдыха:
- 22 балла для средств размещения с количеством номеров более 50
- 22 балла для средств размещения с количеством номеров 50 и менее
- хостелы:
- 15 баллов для хостелов с количеством номеров более 50
- 15 баллов для хостелов с количеством номеров 50 и менее
Критерии бальной оценки персонала
Кроме требований, указанных выше, персоналу гостиницы категории «без звезд» необходимо набрать по критериям бальной оценки персонала гостиниц:
- 19 баллов для гостиниц, находящихся в эксплуатации более 3 лет
- 19 баллов для гостиниц, находящихся в эксплуатации менее 3 лет
Требования к номерному фонду
Номерной фонд оценивается отдельно в соответствии с требованиями к гостиничным номерам различных категорий.
Примечание. В текст внесены исправления обнаруженных технических ошибок в соответствии с Протоколами заседаний Совета по классификации при Федеральном агентстве по туризму от 25.01.2021, 08.04.2021, 28.04.2021.
Источник
Звёздность гостиниц — как это работает?
В 2013 году Правительство РФ утвердило отдельное распоряжение об официальном присвоении московским гостиницам и отелям категорий звездности.
Звезды для отеля в России — это не просто вывеска над входом, их количество теперь строго регламентируется правилами и международными стандартами. Согласно положениям документа, утвержденного Министерством культуры РФ, в стране есть 6 категорий для гостиниц: от уровня «без звезд» до пятизвездочного.
Присвоением звездности занимаются аккредитованные организации, они проводят инспекцию по основным параметрам, начисляют баллы, классифицируют российские отели. Полученная категория выдается на срок 3 года, после чего нужно проходить процедуру подтверждения регистрации. Итак, как принято характеризовать гостиницы в России по звёздной шкале.
Категория «Без звезд»
По основным критериям отель не соответствует требованиям, имеет меньшее количество номеров, чем регламентировано документами, обстановка создана без учета международных требований. Это очень экономичные отели, где условия проживания весьма скромные. Не имеют звездности также нестандартные гостиницы в России, которые не получается классифицировать по общепринятым параметрам.
Минимальная площадь номера для одного человека: 9 м², для двух – 12 м².
В комнате должно быть достаточно свободного места для передвижения проживающих, свободного использования мебели, размещения личных вещей.
Минимальная площадь санузла – 1,75 м².
Исключение – гостиницы в исторических зданиях в центре Москвы с запретом на перепланировку.
горячего, холодного водоснабжения;
·системы центрального отопления;
пассажирского лифта для зданий высотой более 5 этажей;
внутренней телефонной связи между постояльцами и персоналом, телефона общего пользования;
системы вентиляции воздуха.
Здание и прилегающий участок территории
Требуется наличие вывески над входом в здание.
Места общего пользования должны быть обставлены мебелью, техникой, нужной для выполнения функций конкретного помещения.
Обязательно наличие службы приема и размещения гостей, вешалок для верхней одежды, телевизионного зала в холле или отдельном помещении.
Круглосуточная служба приема постояльцев.
Ежедневная уборка, замена белья не реже 1 раза в 3-5 дней.
Предоставление стиральных машин, утюгов.
Хранение багажа, ценностей.
Наличие медицинской аптечки, возможность вызвать скорую помощь.
Достаточное число сотрудников для организации эффективной круглосуточной работы.
Цена за номер в мини-гостинице на окраине Москвы начинается от 360 рублей. Ближе к центру стоимость похожего номера может достигать 2,5 тысяч. Гостиница «без звёзд» — не всегда плохая. Возможно, она просто не вписывается в классификацию из-за обязательной мелочи, но сама по себе обладает роскошными большими номерами и сервисом. Тут нужно рассматривать каждую в отдельности.
Одна звезда
Классификация гостиниц выполняется по следующим критериям:
Не менее 25 процентов одно- и двухместных номеров от всего фонда отеля площадью от 9 и 12 м² соответственно. Отдельные санузлы в номерах площадью не меньше 1,75 м². Размер многоместных номеров (от 3-х человек) рассчитывается с учетом удобства каждого гостя, исходя из требования – не менее 6 м² на одно место.
вентиляторов в номерах;
лифта (для зданий выше 5 этажей);
внутреннего телефона в номерах и телефона общего пользования;
аварийного резервного освещения;
Здание и прилегающий участок территории
Требуется установка вывески.
Площадь холла от 9 м².
Наличие отдельных помещений для отдыха, приема пищи, смены униформы для персонала, подсобных комнат.
Телевизионный салон, круглосуточный ресепшен.
Ежедневная уборка с заправкой кроватей.
Прием гостей в режиме 24 часа.
Утренняя побудка при необходимости, вручение корреспонденции постояльцам.
Предоставление техники для глажения одежды.
Хранение вещей, ценностей.
Вызов медицинской помощи, наличие аптечки.
Континентальный завтрак в утреннее время.
Сотрудники должны под роспись ознакомиться со стандартами работы.
Число персонала должно обеспечивать круглосуточную работу отеля.
Цена за стандартный номер начинается от 550 рублей в области и достигает 3,5 тысяч в центре и элитных районах (Хорошёво-Мневники, Тверская, Таганская).
Две звезды
Для получения рейтинга гостиница должна соответствовать перечисленным выше параметрам плюс дополнительным критериям оценки, перечисленным в таблице:
Не менее половины номеров на 1 и 2 места. Площадь – 9 и 12 квадратных метров соответственно. Отдельные санузлы в 50% номеров площадью от 2,5².
Система постоянного поддержания в жилых помещениях температуры не ниже 21,5 градусов Цельсия.
Бесплатный доступ к чистой питьевой воде высокого качества в кулерах в местах общего пользования.
Здание и прилегающий участок территории
Обязательно наличие отдельной вывески над входом в ресторан/бар/кафе при гостинице.
Отдельный вход из отеля в гостиничное кафе без выхода на улицу.
Площадь холла от 20 до 40м².
Доставка багажа в номер.
Униформа единого вида и бейджи для рабочего персонала.
Стоимость номера на 1 человека – от 700 рублей (район м. Беговая, конечные станции центральных веток) до 3, 500 рублей в центре города.
Три звезды
Средняя категория, для получения которой отель должен соответствовать общим требованиям
для классификации (из таблицы 1) и дополнительным, перечисленным ниже:
100 процентов одно-, двухместных и семейных номеров площадью 12 и 15 м².
Наличие соединенных номеров с количеством комнат более 1.
Отдельный санузел во всех номерах площадью от 2,5 м².
генератора аварийного питания;
резервной системы подачи горячей и холодной воды в случае отключения;
системы поддержания температуры от 21,5 градусов в номерах и от 18,5 – в общественных помещениях;
лифта в зданиях выше 3 этажей;
городского телефона во всех номерах;
междугородней/международной телефонной связи.
Здание и прилегающий участок территории
Внешнее освещение гостиницы, прилегающей территории.
Парковочные места для автомобилей.
Вывеска с подсветкой в темное время суток.
Отдельный вход для персонала.
Площадь холла – от 30 м².
Служба приема и распределения гостей с зоной ожидания, подачей напитков, радио/музыкой.
Декоративное оформление зон общего пользования: ковры, растения, картины, украшения.
Индивидуальные ячейки для хранения ценностей.
Доставка багажа из машины до номера.
Стирка, химчистка вещей в течение 24 часов.
Средства размещения информации для туристов.
Расширенный завтрак, двух- и трехразовое питание с доставкой в номера.
Требования аналогичны двухзвёздочным отелям.
За одноместный номер в трехзвездочном отеле в центре столицы придется заплатить от 2 300 руб., проживание за пределами МКАДа дешевле: от 2 000 руб. (Фили, Замоскворечье, Хамовники).
Четыре звезды
Получить 4 звезды после классификации гостиница может при соответствии всем описанным выше требованиям плюс дополнительным:
Минимальная площадь номеров на 1 человека – 14 м², на двоих – 16 м².
Площадь санузла – от 3,8 м².
Установка для очистки, фильтрации питьевой воды.
Система круглогодичного кондиционирования воздуха в жилых помещениях.
Система принудительной вентиляции с изоляцией комнат от посторонних запахов.
Видеонаблюдение во всех местах общего пользования.
Лифт на второй и последующие этажи с длительностью ожидания не более 30 сек.
Городская, междугородняя, международная телефонная связь в номерах.
Интернет в общественных зонах.
Звукоизоляция, защищающая от шума сильнее 35 ДБ.
Термостаты в номерах.
Здание и прилегающий участок территории
Вход для постояльцев с козырьком от атмосферных осадков, тепловой завесой.
Холл площадью от 30 м².
Гардероб рядом с помещениями общего пользования.
Бизнес-центр с компьютерами, печатной техникой.
Фитнес-зал с тренажерами.
Магазин розничной продажи товаров, продуктов питания.
Служба поиска постояльцев.
Ежедневная смена полотенец, постельного белья – не реже 1 раза в 2 дня.
Мелкий ремонт одежды, чистка обуви.
Отправка, доставка факсов.
Встреча и проводы гостей.
Безналичная оплата услуг.
Аренда авто, заказ билетов на сухопутный, воздушный, морской транспорт.
Услуги гида, организация экскурсий.
Цена пребывания в таком отеле за сутки: от 3 до 4,5 тысяч рублей.
Пять звезд
Лучшая из существующих классов. Что минимально подходящая под условия ниже, что лучшая в мире гостиница, будут обладать пятью звёздами.
Не менее 5% номеров категории «люкс».
Площадь номеров от 14-16 м², санузла – от 3,8 м².
Круглосуточный пассажирский и служебный (грузовой) лифты.
Внутренняя система радиовещания.
Полное покрытие сетью Интернет.
Электронные замки, видеокамеры с функцией круглосуточной записи.
Здание и прилегающий участок территории
Требования аналогичны четырехзвездочной гостинице.
Ресторан с несколькими залами, круглосуточный бар, ночной клуб.
Круглосуточная доставка пищи в номера.
Ежедневная уборка, смена белья, замена полотенец.
Индивидуальные средства личной гигиены.
Покупка, бронирование билетов на мероприятия.
Элитный уровень сервиса – максимально быстрое обслуживание гостей, помощь в решении всех вопросов.
Пятизвездочные отели — дорогое удовольствие. За номер в центре Москвы можно заплатить более 10 000 рублей. Средний ценник в гостиницах у м. Тверская, Таганская – 7 000 руб.
Источник