- Классический танец
- См. также
- Полезное
- Смотреть что такое «Классический танец» в других словарях:
- Хореография: Классический танец
- Современный классический танец. Искусство классического танца
- История развития в России
- Термины
- Основные позы
- Народный танец
- Позиции ног
- Позиции рук
- Направления современного танца
- Бальные танцы
Классический танец
Класси́ческий та́нец — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности. В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ. Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.
Урок классического танца — совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. В классической школе урок состоит из нескольких частей:
- экзерсис y станка;
- экзерсис на середине зала;
- адажио;
- аллегро;
- упражнения на пальцах (в женском танце).
Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Классический танец» в других словарях:
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь
классический танец — система выразительных средств хореографического искусства, основанный на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в XVI XVII вв. * * * КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ… … Энциклопедический словарь
Классический танец — КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографич. иск ва, основанная на принципе поэтически обобщённой трактовки сценич. образа; формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Термин … Балет. Энциклопедия
Классический танец — (от лат. classicus образцовый) танец, опирающийся на обобщенно поэтич. принцип создания образа, имеющий др. традиции. Существуют разные системы К. Т. в Европе и странах Азии. Универсальность европ. К. Т. способствовала его распространению во всем … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Классический танец — канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщённой трактовки сценического образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. Как термин употребляется в … Большая советская энциклопедия
Классический танец народов Востока — КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ НАРÓДОВ ВОСТÓКА (классический танец народов Азии), понятие, включающее в себя танцы и танцевальные школы (системы), существующие с древних времён в странах Востока (Китай, Корея, Япония) и Юж. Азии (Индия, Шри Ланка, Бирма,… … Балет. Энциклопедия
Шри-Ланкийский классический танец — ШРИ ЛАНКИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. С древнейших времён танец в Шри Ланке (Цейлон) существовал в двух основных видах. Первый из них, т. н. Танец Дьявола, связанный с анимистическим культом, являлся выражением атавистических страхов и… … Балет. Энциклопедия
Кхмерский классический танец — КХМÉРСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, кампучийский классический танец. Классическое танцевальное иск во кхмеров имеет сложные истоки. В сельских местностях сохранились танцы, восходящие к ани мистич. культам доисторич. времен. Наиболее характерен… … Балет. Энциклопедия
Кампучийский классический танец — КАМПУЧИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, см. Кхмерский классический танец … Балет. Энциклопедия
Корейский классический танец — КОРÉЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. Зарождение танц. иск ва в Корее связано с земледельч. празднествами и обрядовыми играми, к рые сопровождались пением и плясками. В их основе аллегорич. воспроизведение явлений природы и трудовых процессов.… … Балет. Энциклопедия
Источник
Хореография: Классический танец
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой.
У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности — одном из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.
Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда — ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие — это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.
Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.
Экзерсис у опоры или на середине -Это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.
- demi plie — (деми плие)-неполное «приседание».
- grand plie — (гранд плие)-глубокое, большое «приседание».
- relevé — (релеве) — «поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.
- battement tendu — (батман тандю) — «вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
- battement tendu jeté — (батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
- demi rond — (деми ронд) — неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
- rond dejamb parterre — ( жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.
- rond de jamb en l’air — ( жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.
- en dehors — (андеор) — круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе, круговое движение внутрь.
- sur le cou de pied — (сюр ле пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.
- battement fondu — (батман фондю)-«мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
- battement frappe — (батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.
- petit battement — (пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение пье впереди и сзади опорной ноги.
- battu — (ботю) — «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
- double — (дубль) — «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар.
- passe — (пассе) — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.
- relevelent — (релевелянт) — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1–4 1–8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.
- battement soutenu — (батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левои, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.
- développe — (девелопе) — «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
- adajio — (адажио) — медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
- attitude — (аттетюд) — поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону — назад, голень влево.
- terboushon — (тербушон) — поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.
- degaje — (дегаже) — «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
- grand battement — (гранд батман) — «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
- tombée — (томбэ) — «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.
- picce — (пикке) — «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.
- pounte — (пуанте) — «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
- balance — (балансе) — «покачивание»,маятниковое движение ног вперед кверху — назад книзу, вперед — назад, вперед — назад кверху.
- allongée — (аллянже) — «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
- pordebras — ( бра) — «перегибы туловища»,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.
- temps lie — (тан лие) — маленькое адажио, на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 5. то же самое в сторону и назад.
- failli-(фай) — «летящий», ИП — 5 позиция правая впереди. Толчком прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад — толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз.
- allegro-(аллегро) — «веселый», «радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
Источник
Современный классический танец. Искусство классического танца
Классический танец сегодня является фундаментом любого танцевального направления. Его элементы формировались на протяжении многих лет и самыми лучшими преподавателями балетных школ мира. С этого направления начинают все новички, попадающие в чудесный мир танца.
Классический танец — это прежде всего зрелищность, красота и правильная основа любого танцевального движения. Неважно, в каком направлении будет развиваться танцор, начинать уроки он должен именно с него.
Классический танец — это движения, которые объединились в одну единую систему. Но для того чтобы эта система работала, её необходимо оживить. Одно дело, когда танец существует просто так, другое, когда он помогает раскрыть чувства и маленькую историю, как, например «Лебединое озеро».
История развития в России
Такое направление, как классический танец, появилось в России благодаря Петру I. Указ о собраниях 1718 года включал в себя обязательное проведение танцев. Немного позже танцы присутствовали в маскарадах и спектаклях. А в 1773 году в Москве открывается первая в России балетная школа.
С того времени и до сегодняшних дней эти школы дарят миру танцоров, которые своим талантом прославляют Родину.
Искусство классического танца имеет самую высокую форму в хореографии под названием балет. Это история, которая родилась благодаря музыке, но раскрылась в хореографии. Он разделён на 2 части: характерный и классический танец. Также он разделяется по следующим жанрам:
Термины
Каждый танцор обязан знать термины классического танца. Их большое количество, но ниже приведены лишь основные.
Адажио — в переводе с итальянского означает «медленно». Это упражнение включает в себя позы, наклоны, вращения и повороты, которые выполняются в медленном темпе. Главная задача адажио — научить танцоров плавно переходить от одного движения к другому, слушать музыку и вырабатывать устойчивость.
Аллегро — с итальянского переводится как «радостный». Представляет собой маленькие прыжочки, которые выполняются в конце разминки.
Антраша — с французского имеет значение «скрещённый». Это упражнение, в котором во время прыжка ноги танцора разводятся и несколько раз скрещиваются в быстром темпе. Такая техника показывает, насколько виртуозен исполнитель.
Па-де-буре — движение представляет собой мелкие шаги.
Гран — в переводе с французского означает «большой». К примеру, есть такое движение, как гран батман жете, при котором бросок ноги осуществляется на максимальную для танцора высоту.
Пар терр — «на земле». Движения, имеющие такие названия, означают, что их выполняют только на полу.
Препаросьон — с французского переводится как «приготовление». Любое движение, прыжок или вращение начинается с подготовки.
Кордебалет — это артисты, которые танцуют массовые номера.
Фондю — плавное движение, при котором ноги сгибаются и разгибаются.
Основные позы
Любая поза классического танца несёт в себе задачу. Но их объединяет одна цель — развитие координации движений. Самые основные позы, которые изучают танцоры в первый год обучения:
- Эпальман круазе вперёд. Руки поднимают в I позицию, при этом голова слегка наклоняется к левому уху, а взгляд — к кисти правой руки. Затем правая нога медленно отводится вперёд с вытянутым носком. Одновременно с ногой работают и руки: левая отводится в III позицию, правая — во II. Провожаем взглядом кисть правой руки.
- Эпальман круазе назад. Принцип движения тот же, что и в первом варианте, только здесь левая нога медленно отводится назад, при этом левая рука из I позиции плавно переходит в III, а правая — во II. Голова следит за движением правой руки.
- Эффасе вперед. Не отрывая от пола, ведём правую ногу вперёд. Левая рука плавно переходит из I позиции в III, а правая меняет положение на II. Когда руки оказываются в положении I позиции, голова должна смотреть прямо, а взгляд устремлён в кисти.
- Эффасе назад. Левая нога плавным движением отводится назад. Руки при этом выполняют все движения, что и в варианте вперёд.
Также существует такая поза классического танца, как arabesque (арабеск). Но так как она более сложная, новички выполняют её после того, как хорошо изучивают ранее показанные позы.
Народный танец
Народные классические танцы — это жизнелюбивый, яркий и праздничный вид искусства. Такой танец был создан не благодаря лучшим хореографам, как в случае с балетом, а из всего того, что нас окружает.
Являясь древним искусством, народный классический танец позволяет танцору за несколько минут из страстного испанского мачо превратиться в свободолюбивого цыгана. Изучая народные танцы, человек постигает культуру каждой национальности, а также различает широкую русскую душу и лёгкость движений народов Ирландии, азарт украинского гопака и мудрость Японии.
Народный танец даёт танцору прекрасную возможность побывать в любой стране, при этом не покидая стен танцевального зала.
Самые популярные виды классического народного танца:
Позиции ног
Главное оружие танцора — это его ноги. Любая позиция классического танца существует для выворотности ног. Дело не в том, чтобы красиво направить носки в разные стороны, а в том, чтобы вся нога, начиная с бедра и заканчивая пальцами ног, была повернута правильно. А чтобы этого достичь, необходимо ежедневно заниматься.
Существует 5 позиций:
1. Пятки вместе, а носки развёрнуты так, что ступни образуют на полу прямую линию.
2. Такая же, как и 1, только расстояние между пятками должно быть приблизительно 30 см.
3. Пятка одной из ног должна прикасаться к середине ступни другой ноги. Такая позиция в танцевальном мире используется и встречается редко.
4. Ступни вывернуты находятся параллельно друг другу. Таким образом, вес танцора находится ровно по центру, то есть не опирается на одну из ног.
5. Эта позиция аналогична 4, только здесь ступни должны быть плотно прижаты друг к другу.
Позиции рук
1 позиция. Руки слегка округлены и находятся на уровне диафрагмы. Ладони смотрят вовнутрь, плечи опущены. Руки и локти должны образовывать овал.
2 позиция. Раскрытые по сторонам руки должны находиться на уровне немного ниже плеча. Локти немного согнуты, пальцы собраны, а ладони и голова смотрят вперёд.
3 позиция. Руки немного округлены и подняты над головой. Кисти должны быть рядом, но не касаться друг друга. Ладони смотрят вниз, а голова — прямо.
Направления современного танца
Современный классический танец, как и любой другой жанр этой сферы, имеет много видов и направлений. Его считают самым большим разделом в хореографии. Каждое направление современного танца имеет свои особенности и манеры. Это делает его ещё более интересным и манящим.
Джаз — это танцевальное направление появилось ещё в 19 веке. У него имеются собственные ответвления, которые имеют свои манеры и движения. Степ, фристайл, афро-джаз, классический джаз, фанк, бродвей-джаз, соул — это лишь маленькая часть от общего количества видов. Самым виртуозным видом считается соул. Он очень похож на бальные танцы и включает в себя огромное количество сложных движений и трюков.
Модерн — полностью отказался от канонов классического танца и к каждому движению имеет свой философский подход. Здесь важно взаимоотношение танцора с ритмом и музыкой.
Бальные танцы
Это направление заслуживает отдельного внимания. Это не просто набор движений под музыку — это спорт, история, любовь и страсть, сложенные воедино.
Партнёры общаются друг сдругом при помощи движений, прикосновений и взглядов. Программа бального направления включает в себя 10 танцев, которые, в свою очередь, делятся на 2 группы: европейские и латиноамериканские.
Вальс — это самый благородный из всех танцев и единственный, который не претерпел изменений во времена танцевальной революции.
Танго — чувственный танец, где главную роль играет партнёр. Танец, полный страсти и гармонично сочетающий в себе быстрые, резкие и плавные движения.
Румба — такой же волнующий танец, как танго, но в то же время очень нежный и спокойный.
Ча-ча-ча — это удивительный танец, который основан на движении бёдер, ног. Его ритм не перепутать ни с каким другим (1,2, ча-ча-ча).
Источник