Что значит категория студента

Что значит категория студента

Статья 33. Обучающиеся

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры — лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели — лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

9) экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

2. Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

3. Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Иным категориям обучающихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.

Источник

Что значит категория студента

Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся– от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений, аспирантов и докторантов.

Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем, к сожалению, не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательству, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин одноименное ему понятие «обучающийся» почти не встречаются, а там, где они есть, содержание их подробно не раскрываются. Между тем, научная и практическая необходимость в этом более чем очевидна, поскольку считать обучающимся просто любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, подобучающимсяв дальнейшем будем считатьиндивида (физическое лицо), который: а) является обладателем и носителем конституционного права на образование и соответствующих законных интересов, б) обладающий универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), в) выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, форм и, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами.

Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в зависимости от соответствии оттипаивидаобразовательных учреждений, уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели).

В соответствиис формами обученияможно выделить такие категории обучающихся как:

обучающиеся по очной форме обучения;

обучающиеся по заочной форме обучения;

обучающиеся по вечерней форме образования;

Есть еще одна категория обучающихся, которая не может быть отнесена к названным категориям — обучающиеся в семье, поскольку их обучение осуществляется вне стен образовательного учреждения, хотя остальные основные требования (соответствие содержания обучения образовательным программам и государственным образовательным стандартам) сохраняются.

В зависимостиот способа финансирования образовательных услугобучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях (предприятия, учреждения, различного рода общественные объединения и организации). Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Источник

Кто такой студент и как ему живется?

Кто такие студенты

В общепринятом понимании студент – это учащийся высшего или среднего специального учреждения. В переводе с латинского – это человек, который усердно работает, занимается, к чему-то стремится. Сегодня это понятие применяется к людям разного пола и возраста, которые проходят определенный вид обучения для получения степени бакалавра, магистра или квалификации специалиста.

Аспиранты и интерны не являются студентами, так как уже окончили вуз.

Категории студентов

Всего в России в 2660 высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях) учатся 5,2 миллиона студентов – бакалавров, специалистов и магистров. В этой большой семье есть:

  • очники – они посещают занятия в вузах, принимают участие в семинарах, слушают лекции, сдают зачеты, курсовые и дипломные работы, экзамены, проходят практику по специальности;
  • заочники и вечерники – эти студенты проводят в аудиториях меньше времени, обучение в основном происходит самостоятельно; учащиеся заочных отделений приезжают в вуз два раза в год, чтобы сдавать сессии;
  • целевики – проходят обучение по официальному направлению предприятия или организации, где они работают или собираются трудиться после выпуска;
  • бюджетники – учащиеся, поступившие в высшие учебные заведения и получающие образование на бесплатной основе; такие студенты могут рассчитывать на получение стипендии;
  • контрактники – получают образование по заключенному с вузом договору, согласно которому обязаны своевременно оплачивать свое обучение; таким студентам стипендия не положена даже при высокой успеваемости;
  • иногородние и международные – это те, кто с целью получения образования совершил переезд в пределах одного государства или за его границы.

В некоторых странах (например, США) межрегиональные студенческие миграции невыгодны университетам и колледжам, большинство которых – частные, поэтому плата, взимаемая с приезжих, намного выше стандартной стоимости обучения. Так вузы стимулируют жителей штата поступать в местные учебные заведения.

О студентах с юмором

Студент – это не имя, фамилия и даже не звание и не социальный статус, а состояние души. Жизнь любого, кто поступил в институт или университет, существенно меняется.

  • В будни студента врываются такие стрессовые понятия, как сессия, зачет, коллоквиум, экзамен, деканат, академическая задолженность, но есть и приятные моменты, например, стипендия, особенно повышенная.
  • Первый семестр обучения обычно самый сложный, но студент привыкает к веселым будням и волнительным сессиям, пробираясь через тернии экзаменов к заветной цели – получению диплома.
  • Больше всего учащиеся институтов и университетов любят торжественную церемонию посвящения, стипендию и посиделки в общаге.
  • Студенты всеядны, но при этом вечно голодны. Многие из них питаются шоколадками и кофе, некоторые обходятся пивом и сигаретами.
  • Самый тяжелый период в жизни любого студента – сессия. В это время лучше его не трогать. Понять, что зачетный период начался, помогут яркие отличительные особенности внешности и поведения среднестатистического вузовца, ведущего отчаянную краткосрочную борьбу за выживание: усталость, нервозность, синяки под глазами, трясущиеся руки, спутанная замедленная речь или, наоборот, чрезмерная говорливость.

Несмотря на сложность студенческого пути, своевременная сдача сессий и предупреждение внезапного появления дополнительных частей тела («хвостов»), отсутствующих у всех остальных представителей Homo sapiens, гарантируют получение необходимой квалификации и документа, подтверждающего это.

Те, кто хоть раз сталкивался со студентами, знают, что это особый вид людей, которые способны с легкостью выкрутиться из любой ситуации. Они жизнерадостны, надежны, любознательны и готовы ежедневно получать научные и не очень знания, чтобы стать хорошими профессионалами.

Источник

Студент

Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России только учащиеся в вузах. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.

Студенты очного отделения обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачёты и экзамены, выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, подработках, общественно-политической жизни.

Для заочного и вечернего обучения используются несколько иные правила: студенты являются слушателями более сжатого курса лекций, а студенты-заочники нередко приезжают в учебное заведение только для сдачи экзаменов.

В вузах, где обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры (Болонская система), наименование студент применяется для обеих ступеней, например, студент бакалавриата, студент магистратуры. Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант.

В России и ряде других стран лиц, обучающихся в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, называют учащимися. (В широком смысле это название относится ко всем людям, где-либо обучающимся.)

В России до 1918 года студентами называли также выпускников вузов, ещё не имеющих опыта практической работы [источник не указан 1104 дня] .

Содержание

Возникновение понятия

Во время возникновения первых университетов латынь являлась языком науки и делопроизводства. Студентов в те времена называли школярами (scholaris — ученик, от лат. schola — школа). Этот термин все ещё используется в настоящее время по отношению к школьникам, а иногда к тем, кто отличается неглубокими, ограниченными знаниями.

В ранний период Нового времени появилось обозначение лат. studiosus («интересующийся»). Немного позднее появилось слово studente (причастие настоящего времени), которое и по настоящий момент служит в русском языке [1] обозначением для учащегося высших учебных заведений.

Законодательное закрепление

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

В статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливается понятие студента вуза: «Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения».

Специального федерального закона, регулирующего сферу среднего профессионального образования, в Российской Федерации не существует.

В законе РФ «Об образовании» понятие «студент» не прописывается, используется более общий термин, применимый ко всем уровням среднего и профессионального образования — «обучающийся».

Пространственная мобильность

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Уже в средние века студент часто покидал место постоянного проживания своей семьи с целью поиска лучшей для себя школы или даже определённого учителя, в иных случаях целью было надежда обрести деловые и личные связи и, тем самым, легче трудоустроиться в более привлекательным в каком-либо отношении (научном, культурном, профессиональном, религиозном и т. д.) месте. В XIX века появилась и усилилась мода на обучение в столицах, а также заграницей, причём часто в нескольких ВУЗах. В ХХ веке, с появлением современных средств транспорта и СМИ, студенческая подвижность и сопровождающие её перемещения к местам обучения получила ещё большее распространение.

По степени удалённости студента от места постоянного проживания своей семьи выделяются: иногородние студенты, совершившие переезд с целью получения образований в пределах одной страны, и международные студенты, выезжающие на учёбу зарубеж. В некоторых странах студенческие переезды за пределы региона своего постоянного проживания пресекаются командно-административными приёмами. Например в США и Канаде к ним относится повышение платы за обучение студентов студентов из других округов до уровня, который в несколько раз превышает плату, взимаемую со студентов своего округа.

Доля и особенности студенчества в общественной жизни

Ещё чуть более двух столетий назад доля студентов среди всего населения была весьма невелика в силу чисто хозяйственных ограничений: при существующих подходах и производительности труда в производстве питания и промышленности общество не могло себе позволить содержать слишком много студентов. К концу ХХ века многие наиболее деятельные в промышленном и научном отношении страны устранили для себя подобные ограничения и технически могут себе позволить проводить через вузы едва ли не 100 % выпускников средней школы. Определённую заинтересованность в этом проявляют и сами высшие и средние специальные учебные заведения, поскольку число студентов — один из привычных и хорошо понимаемых обществом признаков значимости того или иного учебного заведения.

При этом выяснилось, что расширение доли студентов в обществе имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным обычно относят:

  • повышение общего уровня книжной культуры и просвещения в обществе;
  • облегчение поиска нужного специалиста для промышленности, науки, культуры, политики и т. д. из числа собственных граждан;
  • облегчение управляемости более обученным обществом через средства широкого оповещения, культуры и рекламы.

Из отрицательных сторон:

  • чем большую долю населения привлекают к студенчеству, тем сложнее отобрать на каждое студенческое место лиц с высоким уровнем природных способностей к деятельности, обычно связывавшейся с выпускником, например, университета.
  • при этом обучение каждого студента требует заметных средств и если полученные знания не используются с должной отдачей для общества в жизни выпускника, то вложения в его (её) обучение себя не оправдывают.
  • обучение в высшей школе требует много лет и от самих студентов (5-6 лет в высшей школе, затем нередко аспирантура и т. д.), в связи с чем в «развитых» странах увеличивается средний возраст вступления в брак и, как неизбежное следствие, снижается среднее число детей в семье. Особенно яркий пример в этом отношении — нынешняя Германия.
  • даже не слишком удачливые и не слишком способные к профессиональной деятельности по оконченной специальности выпускники университетов и иных известных учебных заведений зачастую считают ниже своего достоинства трудиться на должностях, которые не подразумевают «высшего образования». Не востребованные в то же время и по специальности, такие лица нередко начинают бунтовать против обучившего их, но не предоставившего рабочее место государства. Последнее было особенно характерно для России XIX и начала ХХ века (особенно разночинцы, которым было «высочайше даровано» право поступать в университеты, но мало кто ждал после выпуска на сравнительно немногочисленных в то время соответствующих должностях, на которых хватало и дворянских отпрысков).

В СССР и постперестроечной России указанные недостатки привычно усугубляются тем, что многими существенными сторонами жизни высшей и профессиональной школы командуют не сами вузы, а министерство финансов, к примеру, определившее ещё с советских времён довольно жёсткую норму числа студентов на одного преподавателя (12 к 1) для государственных вузов [источник не указан 41 день] . С одной стороны это, конечно, бережёт государственные средства, с другой — принуждает вузы «тащить» зачастую даже явно неспособных к обучению по данной специальности до диплома. В советские времена такие обычаи довольно быстро привели к обесцениванию общественного признания званий научного работника и инженера, огромная доля выпускников с инженерными дипломами на деле трудилась в качестве техников (при этом находясь на инженерных должностях) и рабочих, кто-то становился артистом или режиссёром, а то и просто бродягой.

Заметим, что в западноевропейских вузах (начиная с Сорбонны, на фронтоне которой уже века приходящих встречает надпись: «Чего не дал Бог, не даст и Сорбонна») обычным считается куда большая доля отсева.

Другим значимым и внешним к выбору профессии обстоятельством для попытки стать студентом в России, как известно, уже многие десятилетия является срочная служба в армии, вернее её устройство по принципу, высказанному ещё Будённым (людей у нас хватает, вот только лошадей маловато).

В итоге, среди жителей средних и больших российских городов возобладало мнение, что не окончить (любым способом) вуз или техникум равнозначно законченному алкоголизму, наркомании, судимости или иной признак неудачника в жизни. Таким образом, окончание вуза в общественном сознании приравнялось к общеобразовательной школе. Как следствие — при упадке науки и промышленности в России число студентов на 100 тыс. населения куда больше чем, например, в США (и это при том, что в последних учится куда большая доля иностранных студентов, чем в России), а к качеству российских дипломов за редкими исключениями с большим опасением относятся уже не только в Западной Европе, но и, к примеру, в Индии и Бразилии. [источник?]

В культуре

  • Гаудеамус — студенческая песня (гимн) на латинском языке
  • «Из вагантов» (Музыка Д. Тухманова, перевод Л. Гинзбурга, из вагантов (XI—XIII века)) [2]

Источник

Читайте также:  Что значит увидеть белого паука
Оцените статью