- катапультирование
- Полезное
- Смотреть что такое «катапультирование» в других словарях:
- Катапультирование. Что чувствует пилот истребителя
- Катапультирующиеся кресло
- Сложность системы
- Безопасность не гарантия
- Каково это — катапультироваться из самолета
- Как катапультируются лётчики?
- Катапультирование из самолета. Спасательная капсула самолета.
- История
- Катапультирование на Hustler
- Катапультирование на ХВ-70
- Отделяемая кабина
катапультирование
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн . 2006 .
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .
Полезное
Смотреть что такое «катапультирование» в других словарях:
катапультирование — КАТАПУЛЬТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что (спец.). Выбросить ( расывать) из летательного аппарата с помощью специальных устройств. Катапультируемое кресло. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
катапультирование — сущ., кол во синонимов: 1 • выбрасывание (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
катапультирование — Процесс покидания летчиком самолета с помощью катапультной установки. Примечание Под термином «летчик» понимается любой член экипажа самолета. [ГОСТ 22284 76] Тематики установки катапультные … Справочник технического переводчика
Катапультирование — У термина «катапульта» существуют и другие значения. Катапультируемое кресло КМ 1М (МиГ 21, МиГ 23, МиГ 25, МиГ 27. На МиГ 29, Су 17, Су 24, Су 25, Су 27, Як 141 применяется катапультное кресло К 36ДМ). Музей техники города Шпейер … Википедия
Катапультирование — 1. Катапультирование Процесс покидания летчиком самолета с помощью катапультной установки. Примечание. Под термином «летчик» понимается любой член экипажа самолета Источник: ГОСТ 22284 76: Установки катапультные. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Катапультирование — ср. 1. процесс действия по несов. гл. катапультировать, катапультироваться 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Катапультирование — 1) способ и процесс покидания ЛА экипажем в аварийной ситуации с помощью специальных устройств; 2) процесс взлёта самолёта с борта авианесущего корабля с помощью катапульты … Словарь военных терминов
катапультирование — катапульт ирование, я … Русский орфографический словарь
катапультирование — (2 с), Пр. о катапульти/ровании … Орфографический словарь русского языка
катапультирование — я; ср. к Катапультировать и Катапультироваться. Произвести к … Энциклопедический словарь
Источник
Катапультирование. Что чувствует пилот истребителя
Технология катапультирования пилотов из самолетов прошла целую столетнюю эволюцию, от парашютов до автоматизированного катапультирования. Но путь этот был долгим и тернистым.
Катапультирующиеся кресло
Проблема в катапультирующихся (эжекторных) кресел, в том, чтобы взрыв выбрасывающий пилота за борт самолета – не превратил в яичницу самого пилота. Сейчас технология позволяет просчитывать даже такие нюансы как отсутствие кислорода. Например, если летчик катапультировался на высоте, где недостаточно воздуха, парашют не раскроется до тех пор, пока уровень кислорода не будет достаточным для нормального дыхания.
Сложность системы
После того, как пилот тянет ручку катапультирования, реакция срабатывания происходит через 0.2 сек , со скоростью 15 метров в секунду кресло вылетает из кузова самолета. Кроме того, у кресел есть ракеты, которые выстреливают и задают вектор катапультирования пилота в кресле. Еще во время катапультирования ремни безопасности зажимают корпус и ноги пилота. В креслах предусмотрена воздушная подушка, если приземление происходит на воду, она надувается.
В зависимости от производителя кресел, есть разные доп. опции типа особенностей в расположение подушек безопасности и т.д. Кстати, самым основным производителем кресел-катапульт для самолетов является компания Martin Baker. Она занимает 60% всего рынка, потом идут французы и Россия.
Безопасность не гарантия
Несмотря на постоянные улучшения в разработке кресел, есть главная проблема – физика. Чаще всего катапультирование происходит на очень высокой скорости самолета и пилот может травмировать не только от неудачной посадки, но и вообще от самого процесса катапультирования.
Тем не менее, есть статистика, которая насчитывает более 13 000 пилотов, чьи жизни были спасены благодаря работе катапультирующих систем.
Источник
Каково это — катапультироваться из самолета
КАПИТАН ДАРРЕН «БАМ-БАМ» УИЗ, 29 лет, пилот BBC:
«Катапультирование — лучший способ испытать свое тело на прочность. Иногда люди при этом гибнут. Или теряют конечности: руки-ноги отрываются или гнутся в дугу. Я лично стал меньше ростом: был 174 см, а стал на 2 см короче. Дело было в тренировочном полете в Виргинии. Я пилотировал F-15E (американский истребитель. — Esquire). На борту были я и мой стрелок Красти. Идем на бреющем, с высокой скоростью. И вдруг вижу: справа промелькнул стервятник. Тут же машину сильно встряхнуло, и раздался взрыв. Это птицу засосало в двигатель. Через пару секунд хвост и правый борт оказались в пламени. Начинаю набирать высоту, но машина не поддается и заваливается на правое крыло. Надо сваливать. Сообщаю по радио ведомому, чтобы держался подальше, и даю команду: «Покинуть самолет!»
С обеих сторон кресла по ручке. Дергаю за них. Механизм срабатывает — отстреливается стекло кабины. Теперь совсем шумно, ветер хлещет. Взлетает заднее кресло — Красти выбросился. Остаюсь в машине один — кажется, на целую вечность, хотя прошло меньше секунды. Стискиваю ручки. Глаза закрыл. Весь напрягся — знаю, сейчас такой луна-парк начнется! Слышу: ведомый радирует диспетчерам, что мы вынуждены катапультироваться. И вылетаю из кабины сам.
Даже не знаю, как это описать. Сидишь в кресле, к которому приделана ракета. И стартуешь из самолета, который летит со скоростью 480 км/час. Да, к креслу действительно приделан ракетный двигатель. Он выпихивает тебя из самолета и еще метров 60 проносит по воздуху на реактивной тяге. В общем, набираю высоту с ускорением в 22 g. Если сравнить с аттракционами, то там максимальное ускорение составляет 2 g. Чувствую себя так, словно во мне полторы тонны весу. Ноги, спина и задница отяжелели. Ускорение вжимает меня в спинку кресла, пытается согнуть в дугу — вынуждает уткнуться лбом в колени. Такое ощущение, будто на тебя навалилась куча врагов: бьют кулаками, тянут во все стороны сразу. Чувствую, ремешок шлема врезался в подбородок. Шлем прямо срывает с головы. Кожа на подбородке лопнула под давлением изнутри. Я аж застонал. И тут, как и полагается, кресло подбрасывает меня в воздух. Я впервые открываю глаза. Вижу: кресло улетает. Автоматически раскрывается парашют. Скорость падает. Стропы сильно дергают меня за плечи. Дальше лечу плавно. Весь процесс — с момента, когда я дернул за ручки, до раскрытия парашюта — продлился секунды три-четыре. Открыв глаза, поискал глазами Красти: вон он спускается на парашюте. Смотрю в другую сторону — горящий самолет втыкается в землю. Как назло, около единственного дома в этой дикой горной местности. К счастью, никто не пострадал».
Источник
Как катапультируются лётчики?
С момента появления авиации встал вопрос, как спасти лётчика при неизбежном крушении самолёта,как же это сделать? Давайте разберемся!
На первых самолётах катапультирующих устройств не существовало.У пилота был только парашют для спасения.Если всё шло по «не по плану» лётчик выкарабкивался из кабины и позже открывал парашют.Такая система имела существенные минусы,но выбирать не приходилось.
Когда скорости самолётов были не большие, вылезти из кабины было не так сложно,но когда скорости приблизились и превысили 360 км/ч начали появляться проблемы.Так как большая скорость сильно прижимала лётчика к креслу, было сложно просто вылезти.Требовалось оттолкнуться так чтобы не удариться об киль или крыло,иногда ручку управления направляли вперёд чтобы пилота просто «выкинуло»,но так не всегда получалось.Так же стоит учитывать что пилот может быть ранен, а самолёт серьёзно поврежден.
Первые катапультируемые кресла были созданы и произведены в Германии, в 1939.Первым в мире СЕРИЙНЫМ боевым истребителем с катапультируемым креслом стал He 219.После катапультирования лётчику надо было оттолкнуться от кресла и раскрыть парашют.
Современные «кресла» достаточно автоматизированные и далеко ушли от своих «предков».Буду рассказывать на примере знаменитого российского кресла К-36ДМ производства НПП «Звезда».К-36ДМ возможно является лучшим «креслом» в своём роде.В чем же уникальность?
Кресло К-36ДМ позволяет спасти лётчика и уберечь его от всевозможных травм при катапультировании,по статистике 97% пилотов катапультировавшихся на кресле К-36ДМ смогли вернуться в строй и продолжать полёты.Чтобы обучить лётчика высшего класса нужно очень много времени и денег( около 10 млн. долларов ).Активация кресла производится в ручную лётчиком,нужно «дернуть» за рычаг активации(красные ручки).Дальше кресло делает всё само,описывать можно долго, поэтому предлагаю посмотреть всё это на картинке:
Есть очень интересный факт про систему катапультирования на ЯК-38 ( палубный штурмовик с вертикальным взлетом ).Дело в том, что система катапультирования была автоматической,то есть она сама решала о катапультировании пилота( была только на ЯК-38 ).Был один случай когда на полностью исправном самолёте,при испытании на заводском аэродроме, система просто «выбросила» лётчика из кабины.Я думаю лётчик ОЧЕНЬ удивился от происходящего.(Позже дефект устранили)
Источник
Катапультирование из самолета. Спасательная капсула самолета.
Спасательная капсула – это катапультируемое закрытое устройство, которое предназначено для спасения летчика из летательного аппарата в сложных аварийных ситуациях. В практике применяются герметичные капсулы, позволяющие лететь без скафандра и парашюта, обладающие непотопляемостью.
Существует две схемы капсульного спасения:
Отделяемая кабина для экипажа.
Катапультируемая индивидуальная закрытая капсула для летчика.
История
В 50-х годах в боевой авиации начали появляться совершенно новые катапультируемые средства, повышающие эффективность эксплуатации открытых катапультируемых кресел. При авариях устройство катапультирования срабатывает по сигналу в автоматическом режиме. Летчика вместе с креслом закрывают специальные щитки. В образовавшейся кабинке используемое оборудование более разнообразное. Оно повышает безопасность после момента катапультирования.
Только герметичные спасательные капсулы получили практическое применение. Они защищают человека от динамического воздействия давления, аэродинамического нагрева от перегрузок при торможении. Кроме того, такая капсула позволяет летать без скафандра, парашюта и обеспечивает нормальное приводнение.
Самой первой капсулой считается разработанная в США для военно-морского самолета F4D «Skyray». Но на тот момент капсула так и не применялась. После этого разработкой спасательных капсул для бомбардировщиков В-58 и ХВ-70 занялась компания Stanley Aviation. Для Valkyrie диапазон скоростей для отсоединения капсулы начинается со 150 км/ч и варьируется в пределах скоростей до М=3.
Катапультирование на Hustler
Применяемая в капсуле самолета автоматика осуществляет подготовку к покиданию, катапультированию и приземлению. В качестве подготовки имеется в виду придание телу летчика фиксированного положения, закрытие и герметизация капсулы. Механизм катапультирования срабатывает при помощи рычагов, которые расположены на подлокотниках.
Испытания спасательных капсул на бомбардировщике Convair B-58 Hustler
Сначала зажигается пороховой заряд. Его газы попадают в механизм герметичного закрывания – создается давление, соответствующее 5000-метровой высоте. Когда капсула закрывается, у пилота есть возможность управлять самолетом, поскольку штурвал остается в нормальном положении непосредственно внутри капсулы. У нее есть иллюминатор, который дает возможность наблюдать за приборами.
Видео топ-5 катапультирований в последний момент.
Такая конструкция позволяет лететь дальше. Процесс катапультирования работает по принципу катапультированных сидений, укомплектованных ракетными двигателями. После нажатия рычага катапультирования начинается воспламенение порохового заряда. Выделенные газы выбрасывают фонарь кабины. Далее происходит запуск двигателя. Стабилизирующий парашют выбрасывается, инициируюя раскрытие на поверхности щитков-стабилизаторов. Внутренняя аппаратура жизнеобеспечения включается сразу же. Анероидные автоматы на таймерах вызывают открытие главного парашюта и наполнение резиновых амортизирующих подушек, которые смягчают удар при приводнении или приземлении.
Катапультирование на ХВ-70
Капсула оборудована обтекателем, состоящим из 2 половин, кресло может изменять свой угол наклона. Стабилизация положения капсулы обеспечивается двумя цилиндрическими трехметровыми кронштейнами телескопического типа. Стабилизирующими парашютами оборудовали концы кронштейнов. Силовая установка выбрасывала капсулу на высоту в 85 метров. Снижение происходит при помощи спасательного парашюта. Его диаметр – 11 м. Приземление осуществлялось благодаря амортизатору в виде резиновой подушки, которая наполнялась газом. Подобные капсулы обеспечивают возможность работы экипажа из 2 человек в кабине вентиляционного типа. Внутри капсулы находился набор предметов жизненной необходимости: удочка, радиостанция, вода, продовольствие, ружье.
Отделяемая кабина
При создании отделяемой кабины для экипажа главной задачей считалось разработать более легкий и удобный в эксплуатации тип спасения. Кабина должна была повысить устойчивость в полете и уменьшить время подготовки в сравнении с катапультируемыми капсулами и сиденьями.
В практике эксплуатация аварийной системы покидания летательного аппарата очень сложное занятие. Механические связи, провода и бортовое оборудование в обычных условиях должны соответствовать требованиям полноценного функционирования и надежности, при этом разъединение должно происходить за доли секунды.
Самым рациональным считается отделение кабины с носовой частью фюзеляжа или с частью фюзеляжа, который образует вместе с кабиной легко разъединяемый герметизированный модуль. В конструктивном плане оба варианта могут сильно отличаться в зависимости от способа приземления. Посадка может осуществляться на воду или на сушу. В некоторых вариантах экипаж должен покинуть капсулу на определенной высоте до момента приземления. Проведенные испытания показали, что самым приемлемым типом кабины может быть цельноприземляемый, поскольку он более надежен.
Первые кабины применялись в экспериментальных экземплярах Bell X-2 и Douglas D-558-2 Skyrocket. В Х-2 применялась кабина, которая отделялась вместе с носовой частью. Она опускалась на парашюте до конкретной высоты, и пилот покидал ее привычным способом при помощи парашюта.
Рычаг для катапультирования
В 1961 году во Франции запатентовали отделяемую кабину, оборудованную надувными поплавками. Предполагалось, что во время аварии электрический механизм отделит кабину от летательного аппарата, включит ракетные двигатели и откроет стабилизаторы. В самой высокой точке полета при понижении скорости до нуля предусматривалось открытие парашюта.
В США разрабатывались два варианта отсоединяемых кабин. Stanley Aviation конструировала кабину для F-102, Lockheed – F-104 Starfighter. Практическое применение так и не реализовалось.
Современные кабины нашли практическое использование только в 2 сверхзвуковых самолетах В-1 Lancer и F-111. С такой кабины первое покидание осуществилось в 1967 году, когда F-111 попал в аварию. Экипаж произвел катапультирование на высоте 9 км на скорости 450 км/ч. Приземление благополучное.
Фирма McDonnell разрабатывала полностью герметизированную кабину самолета. Пилоты могли летать без специального оборудования. Покидание самолета было полностью безопасным. Отсоединение кабины происходило после нажатия рычага, который располагался между креслами экипажа. Когда команда была подана, вся система начинала работать в автоматическом режиме. Кабина отделяется, элементы управления и проводов разъединяются. Ракетный двигатель включается.
В зависимости от скорости и высоты полета двигатель отбрасывает кабину на 110-600 метров от самолета. В самой верхней точке полета кабина выбрасывает стабилизирующий парашют и станиолевые полоски, которые облегчают радиолокационное обнаружение для спасательных служб. После 0,6 секунд выбрасывания работа двигателя прекращается и происходит выпуск главного парашюта.
При разработке программы конструирования В-1 предусматривалось применение отделяемой трехместной кабины, как и у самолета F-111. Но из-за внушительной стоимости кабины, необходимости проведения исследований, сложности самой конструкции и обслуживания приняли решение о применении таких кабин только в трех первых экземплярах самолета. Во всех остальных экземплярах эксплуатировали сугубо катапультируемые сиденья.
История создания спасательной капсулы. Видео.
Источник