- Ошибка Р0420 эффективность катализатора. Почему все сразу бегут удалять катализатор? Не спешите паниковать.
- Здравствуйте дорогие друзья!
- Забило, развалился катализатор. Признаки и определение через ELM327
- ELM327 в помощь
- Диагностика катализатора
- Минусы такого метода
- Похожие новости
- Как проверить катализатор ELM327 или любой диагностикой
- Диагностика катализатора
- Как проверить наличие катализатора и его состояние
- Забитый катализатор. Как проверить катализатор на забитость
- Как проверить катализатор. Видео
Ошибка Р0420 эффективность катализатора. Почему все сразу бегут удалять катализатор? Не спешите паниковать.
Здравствуйте дорогие друзья!
Сегодня продолжаем статьи из цикла диагностики автомобиля. Сегодня рассмотрим такую избитую тему как катализатор (каталитический нейтрализатор) на бензиновом двигатели. Сажевые фильтры дизельных автомобилей рассматривать не будем. В интернете очень много статей на данную тему, но не во всех статьях можно найти корректную информацию. В этой статье постараюсь максимально раскрыть эту тему. Что такое катализатор. Какие неисправности его могут быть. Как их определить и чем грозит неисправный катализатор. Можно ли ездить с неисправным катализатором. Почему появляется ошибка Р0420.
Многим знакома ситуация, что у Вас появилась ошибка Р0420(Эффективность катализатора(нейтрализатора) ниже порога) и все специалисты кричат в голос Вам нужно удалять катализатор!? Правы ли эти мастера?
В составе выхлопных газов автомобиля содержится довольно много токсичных веществ. Для предотвращения их попадания в атмосферу используется специальное устройство, получившее название каталитический нейтрализатор или просто катализатор. Его установка стала следствием борьбы за экологию и более строгими Евронормами по выбросам. Состав и работа практически всех катализаторов одинаковая.
Выхлопные газы попадают в катализатор где заполняют керамические блоки. Металлы-катализаторы палладий и платина провоцируют реакцию окисления, в результате которой несгоревшие углеводороды СН преобразуются в водяной пар, а угарный газ СО в углекислый. Восстановительный металл-катализатор родий преобразует NOx (оксид азота) в обычный безвредный азот. В атмосферу выбрасывается уже очищенные отработанные газы.
Ключевым моментом эффективности катализатор служит его способность к накоплению кислорода. Избыточный кислород, участвующий в процессе горения, будет накапливаться в нейтрализаторе до определенного момента насыщения. Если имеется дефицит кислорода, то он высвобождается в нейтрализаторе, поддерживая реакцию окисления, насколько это возможно. В течении времени катализатор теряет свои свойства по накоплению кислорода. Простыми словами катализатор теряет свои химические свойства, при этом он будет в прекрасном состоянии физически, чистые соты и отличная проходимость.
Какие же виды неисправностей бывают у катализатора?
1) Он потерял свои «химические» свойства. Сам катализатор(керамика с сотами) в отличном состоянии, соты чистые, проходимость отличная, но в нём больше не происходят химические процессы и он уже не может накапливать нужное количество кислорода. Вот в этом случаи мы и увидим ошибку Р0420, есть и другие причины, о них ниже. Дело вот в чём. Диагностикой катализатора занимается ЭБУ по показаниям датчика кислорода(лямбда-зонда). В автомобиле с катализатором(если одна выхлопная магистраль) установлено два датчика кислорода, первый перед катализатором управляющий, второй диагностирующий катализатор. Скажу кратко и простыми словами. ЭБУ «оценивает и сверяет» сигнал первого и второго датчика, а также время отклика второго. В разных ЭБУ точнее современных и старых немного разные алгоритмы, но принцип один это анализ сигнала второго датчика кислорода относительно первого. Либо анализ сигнала второго датчика относительно других параметров. Если сигнал второго датчика будет повторять первый, то через несколько циклов диагностики появится ошибка Р0420. Чтобы полностью описать процесс диагностики катализатора ЭБУ в разных системах нужно писать отдельную статью, если Вам это интересно то напишите, сяду и сделаю статью. И так, если у Вас катализатор потерял свою эффективность, то не бегайте с круглыми глазами и не спешите его удалять если он физически целый. Со временем он конечно может начать разрушаться, но это может занять годы и тысячи километров. У знакомого на Форде так умер катализатор на 220 тыс. км и он его не стал трогать, сейчас пробег 350 тыс. км и катализатор стоит целый в идеальном состоянии, но функцию свою не выполняет. Решением этой проблемы служит замена катализатора, либо просто удалить, поставить обманку или перевести(прошить) систему на Евро-2. Только удалять нужно правильно, либо вместо катализатора врезать трубу таким же диаметром как основная, либо пламегаситель.
Выявить эту неисправность достаточно просто. Посмотреть сигнал второго и первого датчика кислорода в разных режимах и на разном топливе, если сигнал повторяется то катализатор умер «химически», чтобы душа была спокойна можно его осмотреть с помощью видеоэндоскопа. Катализатор можно попробовать «прожечь» для его восстановления, например если он собрал много сажи, об этом ниже. Если он физически целый, то можно ездить дальше. Почему я написал на разном топливе? Потому как ошибка Р0420 может появиться из-за некачественного бензина. Изъездите подозрительный бензин и заправьтесь на другой заправке и уже будет видно.
2) Физическое разрушение. Катализатор разрушился,»сплавился» . Тут уже дело сложнее. При такой неисправности ошибку Р0420 Вы можете и не увидеть, а вот потерю динамики автомобиля заметите.
Источник
Забило, развалился катализатор. Признаки и определение через ELM327
У меня есть много статей про катализатор, например, очень полезная — как его проверить. Там я использовал различные методики, однако все может оказаться гораздо проще. Сейчас на современных авто имеется два датчика кислорода (они же «лямбда-зонты») один перед этим «фильтром», другой после. Так вот – если грамотно считать с них показания, то можно примерно оценить состояние и износ каталитического нейтрализатора. В общем статья очень полезная, как обычно будет и видео версия в конце …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Сложность проверки катализатора заключается в том, что просто так его снять и посмотреть очень сложно! А тем более если машина у вас каталась хотя бы 50 – 70 000 км, то сделать это сложно вдвойне. Потому как болты прикипают, их чуть ли не срезать нужно.
Можно конечно залезть через «лямбду-зонт» например эндоскопом, но ее также нужно открутить, а с ней может быть аналогичная ситуация что и с креплениями.
Хотелось бы без разбора и прочих танцев с бубном — и знаете, такой метод есть.
ELM327 в помощь
Да – да, именно через него. Я вообще считаю, что он должен быть у каждого автовладельца, особенно современных авто, где куда датчиков и прочий электроники (у меня есть подробная статья, в ней я четко и по полкам рассказал, что и как настраивать)
Для тех, кому лень читать, немного расскажу – ELM327 это определенный сканер, который может читать показания различных датчиков и скидывать ошибки (в том числе и CHECK ENGINE).
Эти устройства есть как проводные, так и работающие без проводов (через Bluetooth или WIFI). Вам нужно установить его в специальный разъем на автомобиле обычно это OBD2 и подключить к своему смартфону или планшету.
Однако чтобы считать ошибки и показания, вам нужно установить на смартфон или планшет специальную программу, сейчас самая популярная это TORQUE.
Будем считать, что все мы это сделали, это элементарно. Но для тех, кто все же это не понимает, смотрим вот это видео, все расстановится на свои места.
Диагностика катализатора
Я буду считать, что все просмотрели это видео и сейчас все могут настраивать программу и наш сканер.
После того как мы наладили подключение с автомобилем, в программе, вам нужно добавить специальные окна. Я вам настоятельно рекомендую «графики»
Нажимаем и держим на пустом экране в открытой программе – далее «добавить прибор» — в списке ищем пункт – «НАПРЯЖЕНИЕ 1-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — затем повторяем все тоже самое, только добавляем «НАПРЯЖЕНИЕ 2-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1».
Второй набор датчиков «CAT B1S1» и «CAT B1S2» — они показывают температуру до катализатора и после.
Теперь запускаем двигатель, и ждем, чтобы машина прогрелась до рабочей температуры, летом хватит 5 – 7 минут.
И вот теперь начинаем считывать показания с первых датчиков по напряжению, важно чтобы обороты были холостые (газовать не нужно):
«НАПРЯЖЕНИЕ 1-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — это первый лямбда-зонт, его график будет идти то вверх, то вниз, это абсолютно нормально. Это говорит нам о том, что ЭБУ корректирует подачу воздушно-топливной смеси. То обогащая ее, то обедняя.
«НАПРЯЖЕНИЕ 2-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — вот это для нас самый интересный параметр. Нормальное его значение колеблется в районе 0,7 – 0,9. Причем желательно чтобы график был как можно прямее, без волн и скачков. О чем нам это говорит? Все просто – катализатор дожигает вредные газы, и через второй лямбда-зонт проходит большое количество кислорода. Значит он работает правильно.
Если график находится на уровне 0,5-0,6 или тем более 0,1-0,2 – то это плохо! Значит катализатор, уже плохо очищает отработанные газы (его поверхность износилась) и его скоро нужно будет менять
НАБОР «CAT B1S1» и «CAT B1S2» — первый показывает температуру до катализатора, второй после. Так вот у нормально работающего элемента, показанию до (CAT B1S1), будут выше, чем показания после (CAT B1S2), примерно на 10%. Происходит это потому что газы вырывающиеся из двигателя максимально разогреваются в катализаторе, но выходя из него немного остывают (на 7-10%).
Если показания и на первом датчике температуры и на втором одинаковые, то это говорит что скорее всего каталитический нейтрализатор посыпался. И газы идут напрямую. Нужно менять
Как видите все легко и просто. Не нужно ничего разбирать и откручивать все понятно и так.
Минусы такого метода
Конечно же есть и минусы (куда же без них). Начнем и программы – не всегда (не на всех автомобилях) отображаются показания первого лямбда-зонта. Конечно это не критично, все же нам важны показания со второго (а практически всегда отображается). Но хотелось бы иметь полную картину.
НУ и последнее, этот тест показывает износ, забитость и полностью разрушение катализатора. То есть если процесс у вас только начался (сыплется передняя часть), то его можно и не увидеть, тут только эндоскоп или полностью снятие.
Сейчас видео версия, там все разжевано «от и до».
На этом заканчиваю, думаю мои материалы были вам полезны. ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР
(24 голосов, средний: 4,42 из 5)
Похожие новости
Срок службы катализатора. Когда его нужно менять?
Удаление катализатора. Плюсы и минусы, расход, прошивка – раскры.
Как открутить прикипевший болт (гайку). Разберем глушитель, колл.
Источник
Как проверить катализатор ELM327 или любой диагностикой
На этой странице покажу, как можно проверить катализатор при помощи ELM327 либо KKL VAG-COM 409.1, или любым другим диагностическим адаптером.
Главная цель любого диагноста заключается в том, чтобы поставить верный диагноз автомобилю. А главная цель хорошего диагноста – сделать то же самое, но только не откручивая ни одной гайки и, по возможности, даже не открывая капот.
Именно этим мы сейчас и займемся.
Наша задача – оценить состояние каталитического нейтрализатора на эффективность и пропускную способность. Короче, проверить его работоспособность и не забит ли он. Причем, сделать это не снимая его с автомобиля.
Я покажу, как проверить катализатор при помощи адаптера KKL VAG-COM 409.1 и программы Chevrolet Explorer.
А также при помощи адаптера ELM327 и программы для смартфона Car Scanner (на видео)
Но Вы можете использовать любой сканер и любую программу. Смысл один и тот же.
Как выбрать и купить диагностический адаптер, смотрите на странице Адаптеры для диагностики автомобиля
Диагностика катализатора
Оценить состояние катализатора можно не только визуально, но и программными методами.
Для этого подключаемся к диагностическому разъему автомобиля и запускаем любую диагностическую программу. В моем случае будет использована программа Chevrolet Explorer
Из всего многообразия параметров нам необходимо всего два:
📌 Абсолютное давление во впускном коллекторе
📌 Показания датчика кислорода, который установлен после катализатора (ДК2)
Как проверить наличие катализатора и его состояние
Итак, первая проверка заключается в проверке эффективности катализатора. Также такой проверкой можно проверить установлен ли, вообще, катализатор на автомобиле. Возможно предыдущий владелец его удалил и добросовестно утаил этот факт при продаже автомобиля. А удаленный катализатор на небольших пробегах является тревожным сигналом по нескольким причинам, но наиболее важных две:
📌 Были проблемы с двигателем, вследствие чего катализатор вышел из строя
📌 Авто было в ДТП и катализатор пострадал физически
В общем, отрываем диагностическую программу и смотрим за показаниями датчиков кислорода
📢 Внимание! Проверки проводить на холостом ходу прогретого двигателя
Как мы видим, сигнал ДК1 имеет пилообразную форму, а сигнал ДК2 имеет ровную линию с напряжением около 700-800 мВ.
Если мы видим подобную картину, значит катализатор на автомобиле установлен и хорошо работает.
Теперь смотрим другой график
В данном случае сигнал ДК2 частично повторяет сигнал первого датчика кислорода. Это означает, что катализатор скорее всего установлен, но уже имеет низкую эффективность. Его необходимо удалять или заменять, пока он не начал сыпаться и его крошки не попали в цилиндры и не натворили там делов… Это относится к коллекторным катализаторам.
📍Справка. Коллекторный катализатор устанавливается в непосредственной близости к выпускному коллектору и находится очень близко к выпускным клапанам. А так как выхлопные газы имеют пульсирующий характер движения, то продукты распада катализатора могут попадать в цилиндры двигателя.
Вот еще похожие случаи
В данных ситуациях сигнал ДК2 полностью повторяет сигнал первого датчика. Это означает, что катализатор полностью вышел из строя, либо его там уже нет.
Вот такая простая проверка всего лишь одного параметра позволяет многое узнать о катализаторе автомобиля.
🔺 Примечание. Если вместо ДК2 установлена обманка, тогда данная проверка почти не имеет смысла. Поэтому посмотрите, установлен ли ДК2, нет ли у него какой-либо проставки и не было ли вмешательства в его проводку.
Забитый катализатор. Как проверить катализатор на забитость
Для проверки прогреваем мотор и смотрим параметр “Абсолютное давление во впускном коллекторе”
Оно должно составлять 28-33 кПа на холостом ходу прогретого двигателя
Теперь открываем дроссельную заслонку и повышаем обороты. Давление должно снизиться до 22-24 кПа
Если Вы наблюдаете такую же картину, значит катализатор и выхлопная система не забиты.
Вот пример забитого катализатора
Как мы видим, дроссельная заслонка открыта полностью (на данном авто предел открытия 70%. это Шевроле Лачетти 1.6), а давление во впускном коллекторе поднялось до атмосферного – 99 кПа. Это означает, что мотору очень тяжело. Также можно обратить внимание на то, что обороты не поднимаются выше 4000, хотя педаль газа выжата в пол. Это означает, что выхлопная система забита.
🔺 Примечание. Не спешите сразу приговаривать катализатор. Обойдите авто и посмотрите, возможно кто-то пошутил и заткнул выхлопную трубу. Или, двигаясь задним ходом, нагребли снега в выхлоп.
Как проверить катализатор. Видео
Я также записал видео, где кратко показал проверку катализатора при помощи адаптера ELM327.
Вот так, всего лишь пара параметров позволяет проверить катализатор даже не открывая капот
Источник