Что такое плюсовка и минусовка
Сегодня мы поговорим о том, что такое плюсовка и минусовка. Эта статья будет интересна всем, кто интересуется пением, а также записью вокала.
Что такое минусовка
Для начала дадим определение для такого понятия, как минусовка. Минусовка, или минусовой трек (англ. minus track) – это специально подготовленная музыкальная запись, на которой, по сравнению с первоначальным вариантом, отсутствует голос или какой-либо инструмент. Чаще всего встречаются именно голосовые (вокальные) минусовки, но бывают и другие. К примеру, вам может встретиться минус для пианино, гитары или бас-гитары. Минусовки часто используются для записи вокальной партии в студии с последующим сведением записанного материала и мастерингом готового трека. Также минусовые треки применяются в концертной деятельности, как известными исполнителями, так и певцами-любителями. Дело в том, что позволить себе живое исполнение аккомпанемента песни может далеко не каждый певец, и вот тогда на помощь и приходит качественно подготовленная в музыкальной студии минусовая фонограмма. Теперь обратимся к первой части нашего вопроса.
Что такое плюсовка
Плюсовка, или плюсовая фонограмма – это полноценная запись песни, на которой звучат все инструменты и голос. То есть плюсовкой можно считать любую песню, которая официально выпущена и которую вы слушаете дома через любимый плеер. Известные артисты нередко выступают на сцене, используя не минусовую фонограмму, а плюсовку. При этом они якобы поют, но на самом деле просто открывают рот, иногда «вживую» выкрикивая что-то в паузах для достоверности. Это, конечно, совершенно бесчестно по отношению к зрителю, но таковы уж современные реалии.
Что такое плюсовка и минусовка?
Почему я пою лучше вместе с плюсовкой?
Именно такой вопрос часто задают непрофессиональные вокалисты, которые недавно начали пробовать себя в этой роли. На этот вопрос есть несколько ответов.
- Во-первых, когда вы поете, или пытаетесь петь в унисон с профессиональным певцом, голос которого был записан и обработан в студии с использованием эффектов, вам проще попадать в ноты. Голос на записи будто бы «ведет» вас, подсказывает, как петь. И вам действительно становится петь гораздо проще по сравнению с тем случаем, когда вы используете минусовку той же песни, то есть аккомпанемент без вокальной партии.
- Во-вторых, плюсовая фонограмма, включенная на достаточной громкости, попросту маскирует недостатки вашего голосового аппарата.
- В-третьих, когда вы поете под плюс, вы психологически не можете отделить свой голос от голоса певца на записи, для вас они становятся единым целым. Поскольку, как уже говорилось, запись песни была сделана с применением специальных обработок в студии звукозаписи, получившийся музыкальный гибрид на ваш слух кажется чем-то действительно удачным.
- В-четвертых, стоит отметить, что многие люди в принципе негативно относятся к звучанию своего голоса, соответственно при пении под плюсовку этот момент может нивелироваться. Проблема с восприятием собственного голосового тембра может происходить из-за того, что свой голос мы слышим совсем иначе, нежели голоса других людей. Это объясняется, в том числе, наличием т.н. костной проводимости. Не будем вдаваться в анатомические подробности, но суть в том, что не нужно бояться и стесняться своего голоса, возможно, он вовсе не так уж плох. И будучи записанным и обработанным в студийных условиях ваш голос может зазвучать очень даже привлекательно. Для этого звукорежиссеры используют, в том числе, тюнинг и другие вокальные обработки.
- В-пятых, два голоса, поющих в унисон, почти всегда звучат более привлекательно, чем один голос. Таковы уж особенности восприятия музыки человеком. Поэтому нередко в студии записывается т.н. голосовой даблтрек – спетая одним и тем же вокалистом в унисон дублирующая партия, которая «подмешивается» при сведении к основному вокальному треку. Подобный дублирующий трек в студийных условиях может записывать и второй вокалист, в том числе противоположного пола. Но в этом случае прием называется уже не даблтреком, а бэк-вокалом.
Итак, мы рассказали о том, что такое плюсовка и минусовка, почему так приятно петь под плюсовую фонограмму и, напротив, сложно под минусовку. Удачи в покорении творческих вершин!
Источник
Блог аранжировщика
Что это такое
Что такое МИНУСОВКА, многие меня спрашивают. Попытаюсь объяснить. Термин придумали музыканты. Чтобы сразу направить в правильное русло вашу мысль, скажу, что это похоже на караоке, но лишь поверхностно, с первого взгляда. Караоке — это пение под аккомпанемент ящика, который воспроизводит все песни звуками, которые в него зашиты, воспроизводя миди-файлы, или разновидность миди-файла. Т. е. звучание всех караоке-песен — примерно одинаково по саунду. Также в караоке, чтобы человек-не-музыкант-желающий-попеть не ошибся — тихонечко прописана лидирующая партия каким-нибудь инструментом, например, пан-флейтой.
Минусовка есть любое музыкальное произведение, будь то песня, инструментальная композиция,
или концерт для симфонического оркестра с большим барабаном. Суть её в том, что в этом полотне аранжировки отсутствует не ЛИДИРУЮЩАЯ партия (сольный инструмент или вокал, как правило), а ЛЮБАЯ партия может отсутствовать. Минусовка гораздо сильнее приближена по звучанию к оригиналу, чем караоке, т. к. в ИДЕАЛЬНОМ ВАРИАНТЕ минусовка пишется теми же средствами, что и оригинал. Подбираются инструменты, звуки, обработка звука, звучащие партии снимаются подробно, т. е. штрих, фразировка, динамика, а не набор нот, отдалённо напоминающий оригинал (караоке).
Минусовку записать не просто. Ведь, опять же в ИДЕАЛЬНОМ ВАРИАНТЕ, «минусописателю» необходимо повторить студийный путь оригинала. Т. е. все партии отслушать и по-новой записать своими руками. Какая партия отсутствует — зависит от целей. Караоке, впрочем, тоже можно отнести к разряду минусовок. Но не наоборот. Т. е. минусовка — не всегда есть караоке.
Зачем это нужно
В нашей стране минусовки получили огромную популярность прежде всего у вокалистов и . вокалисток в ресторанах. Это происходит по многим причинам, друг от друга и независящим. Например, не всякий владелец ресторана, бара, и т. д. может позволить себе содержать хорошую живую команду. Или не хочет. Или, может быть так, что двух человек — достаточно. Или. вы лучше знаете.
Как используют минусовки? Носитель не играет роли. Главное, чтоб было удобно быстро находить нужную композицию. В основном это минидиск. На который пишут эти самые минусовки. Работают 2-3 человека, поют, или играют, или и то, и другое. и главный музыкант — минидиск:) Я и сам так работаю, хотя, надеюсь, постепенно всё придёт обратно, к исполнению вживую. Сейчас люди работают с мр3-плеерами, айпадами и ноутбуками.
Когда я учился барабанному делу в музыкальном училище — я писал для себя минуса, где есть всё, кроме барабанов. Партия барабанов мною снималась, записывалась на ноты, разучивалась — и исполнялась под сии минусовки. Тоже я проделывал с басом. Существуют аудио-школы для музыкантов. Не важно, барабаны, вокал, бас, или гитара —
это очень действенный способ обучения, когда вы имеете возможность послушать ПЛЮС, который записал музыкант ОЧЕНЬ высокого уровня (при этом ваша партия громче),
отследить по нотам, что именно он играет, и, потом, под МИНУСОВКУ попытаться это повторить самому. Если нет аудио-школы — просто берётся вещь, в которой играют или поют так, что вам очень уж хочется также — снимайте партии, пишите минусовку:)
Как это делается
Хорошие минусовки пишутся в студиях. Живыми инструментами. Или синтезаторами.. Всё зависит от направления и цели. Студийная, грамотно записанная минусовка не может звучать плохо, ИМХО. Многие «домашние» музыканты, бывает, тоже хорошо пишут. Но это оттого, что они дома имеют возможность чувствовать себя, как в студии.
Это даже сейчас недёшево. Поэтому возникли способы изготовления минусовок, которые не требуют дорогущего оборудования. Достаточно PC с соответствующим набором
софта и MIDI-клавиатуры. Наличие последней, некоторые подвергают сомнению:).
Минусовки каждый пишет по-своему. Кто как привык.
Я повеселился, когда узнал, что кроме «забивок», «нарезок» и «родных» -минусовок, существуют ещё и «удавки» 🙂
Это когда используется звуковой редактор, например, «Sound Forge» и DX plugin, например «Vocal remover» из серии плагинов Analog-X. Или подобный.
Ранний George Benson давится великолепно, т. к. он не использует практически никакой голосовой обработки типа реверберации.
Правда, вместе с голосом, «удавливается» ещё и партия баса с большим барабаном. Плагин вычитает из сигнала монофоническую составляющую.
А бас, вокал и большой барабан, как правило, пишутся по центру стереопанорамы. «Нарезку» делают используя места в ПЛЮСЕ, на которых нет вокала, и они подходят
по гармонии, ритму, голосоведению и пр.. Т. е., в редакторе вы подменяете места с вокалом (или инструментом, смотря, что надо убрать) местами, которые найдутся для подмены. Бывает, что их нет, или мало. Тогда получается, как правило очень плохой гибрид. «Минусописатель» часть берёт из оригинала, а часть сам записывает в секвенсор и «подшивает». 🙂 Конечно, как правило — разница огромная. «Забивка» она и в Африке. Есть секвенсор, есть звуки. Есть уши, руки, внимательность и знания. В зависимости от наличия последних четырёх качеств и получаются хорошие, или плохие забивки. «Родные» минусовки называются так оттого, что они записаны именно для того человека, который исполняет сие, от чего мы имеем минус. Песня, чаще всего. (Где их берут — не знаю, но есть предположения.:) «Родная» минусовка — не всегда хорошо. То бэк-вокал вдруг хором, а на сцене — пол-человека:) То трубач с тромбонистом виртуально тутти провернули 32ми 🙂 А на сцене — тамбурин один.
А бывает они так сильно отличаются от того, что пишет «минусописатель» местного заведения, что на глазок заметно, ху из ху, так сказать. Так что много хорошо — тоже плохо.
И вообще, а вдруг к вам в бар заглянет эта самая звезда, под родной минус которой вы поёте? Мне лично — было бы неудобно:).
Как это делаю я
Начинал я в прошлом веке:) В 1990-м году.
В моём распоряжении бало два магнитофона «Ростов-105», Vermona-synth, Vermona-piano, Электроника-стрингс с крутым эффектом «слалом», отечественный «Поливокс», куча гитар и примочек, а также барабаны «Тактон» и пульт «Электроника ПМ. », которая на наших 5-ти штырьковых DINах. Это всё происходило в Мурманском дворце пионеров, куда меня занесло (и что коренным образом повлияло на мою деятельность в будущем) с моими сокурсниками по училищу, а теперь друзьями, чтобы заняться совместным творчеством.
Далее я начал работать в ресторанах, и каждый клавишный инструмент, который был в том или ином коллективе, был для меня возможностью самообразоваться.
Как-то раз мы с товарищем обложились словарями, и перевели мануал к ROLAND D20 с тетрадкой и карандашиком. Потом ещё и ещё. С тех пор я читаю эти мануалы без перевода. Потом пошли Энсоники SQ, SD, TS, KT, MR. Отчего-то по Энсоникам я пошёл:). Дальше — больше. Я понаехал из Мурманска в Москву. Собрал себе РС на 200MMX, и думал, что с TRIPLE DATом я всё смогу. Выяснилось, что можно его и не иметь. Не обязательно. В основном мр3-минусовки, лежащие на сайте, записаны либо просто на Энсонике, либо на Энсонике и драммашине ALESIS SR16, либо на Энсонике и Гигастудии. Раньше, при использовании Гигастудии мне хватало P-III450 на BX, 256RAM и SB Live Value, который уже и не выпускают. Энсоник давно продан и сейчас я ВСЁ делаю в среде CUBASE SX, который сам по себе ничего особенного не просит, но вот VST- плагины — даже очень просят. Например VSTi Spectrasonics Stylus RMX и Toontrack Drum From Hell просят очень много памяти и быстрого процессора и много места на дисках.
Поэтому машина сейчас такая: Core2Duo 2.4GHz на i965 и 2Gb памяти. Звук — M-Audio FW Audiophile. 3Tb на 4х HDD. Кстати, о HDD: не реклама, но с Seagate Barracuda никогда проблем не было. Главное их охлаждать нормально.
Конечно, если есть возможность записать не софт, а живой инструмент — всегда её использую. Есть пульт MACKIE 1202 VLZ PRO, гитара Lead Star и гармоника YAMAHA P-32D.
Я считаю, даже на этом, при наличии желания, можно написать более-менее приличное. Итак, беру плюс, слушаю его раз
547, далее ищу звуки в моих VST и AKAI — залежах.
Если их нет — сэмплирую сам. Далее пишу барабанный трек, бас, и т. д. до конца. Далее ещё раз
768 всё это слушаю, устанавливаю баланс инструментов средствами секвенсера.
Далее делаю миксдаун в CUBASE, или с пульта всё пишу в Sound Forge — вобщем, получаю файл, где всё принципиально звучит как надо. После чего проезжаю по этому файлу Audio Plug-In Chainer-ом из состава Sound Forge, в который входят 3 устройства: TC Native Parametric EQ, Waves L2 Ultramaximizer и Waves analyzer, чтобы отслеживать RMS. В результате получаю то, что висит на сайте в разделе МР3. Под это можно работать, ИМХО. Всё это результат компромисса. Можно и по-другому делать. Но необходимы финансовые вливания:) Многие пишут в Vegas, Emagic LOGIC, кто-то в других программах, но это дело привычки и вкуса.
Заключение
Теперь о том, что такое МИНУСОВКА, и с чем её едят — вы знаете гораздо больше, чем до прочтения сего манускрипта. Чему рад. Также, должен добавить, что всё выше изложеное — лично моё видение этого явления. Если есть вопросы — пишите бочками.
Источник
Что такое минусовка?
Музыкальный жаргон полон специфических слов и выражений. Некоторые из них, такие как “теплый ламповый звук” или “лабух”, прочно вошли в обыденную речь людей, далеких от музыки, а другие только готовятся стать частью лексики и требуют разъяснения. Поклонникам караоке хорошо известен термин “караоке-минусовка”. Давайте подробно разберемся, что же это за зверь такой и с чем его есть.
Музыка без вокала
Когда впервые появился минус доподлинно неизвестно. Уже в 20—30-х годах XX века выпускались пластинки с мелодиями популярных песен без записи вокала. Они предназначались для домашнего пения в кругу семьи. С развитием телевидения минус перебрался в музыкальные шоу. Мы довольно подробно рассказывали об этом в статье “Эволюция караоке”. В 60-х на американском телевидении выходила телепередача “Пой вместе с Митчем”, где совмещали музыку и текст внизу экрана, чтобы зрители могли подпевать во время просмотра.
Минусовка оказалась крайне востребованной среди артистов, желающих добиться идеального выступления на любой площадке в любых условиях и не зависеть от случайных обстоятельств. Обратной стороной медали стало появление фонограмм с плюсом, то есть с записанным вокалом, когда исполнитель просто открывает рот на сцене. Если пение под минус воспринималось зрителями нормально, то плюс вызывает ожесточенные споры до сих пор.
С одной стороны, “фанера” заметно облегчила жизнь артистам, которые активно двигаются по площадке и танцуют, с другой – выглядит это не совсем честно, так как публика заплатила деньги за живое исполнение, а не прослушивание альбомной записи, даже на мощном концертном оборудовании. Новую жизнь фонограмма приобрела с появлением караоке. Минус и текст на экране словно ждали, пока кому-то придет в голову объединить их в одно целое.
Сводный топ-2020 с главными музыкальными хитами весны!
Минусовка и караоке
Чем сложнее становились караоке-системы, тем более качественными становились и караоке-песни. Самые первые минусовки представляли собой кавер-версии популярных композиций, сыгранные на синтезаторе. Со временем на смену простеньким минусам в кодировке формата MIDI пришли студийные треки с профессиональными аранжировками, записанные профессиональными музыкантами, и лицензионные оригиналы, предоставленные правообладателями. По сути, разница между музыкой, звучащей в альбоме исполнителя, и фонограммой на караоке-системе окончательно исчезла.
Производители караоке, как правило, предпочитают разрабатывать свои форматы файлов. Это позволяет добиваться поставленных задач в плане качества трека и его модуляции, а также предотвращает кражи песенных баз и их перепродажу – процесс расшифровки файла может оказаться не настолько рентабельным делом, чтобы этим заниматься.
Трек для караоке состоит из:
- Минусовка (mp3, ogg, wav, aac и другие аудиоформаты)
- Синхронизированная лирика (txt, midi, xml и т. д.)
К распространенным форматам караоке-файлов относятся:
- MIDI. Содержит описание мелодии (которая потом синтезируется синтезатором) и текст, который привязан к таймингу. Но качество этих песен очень сильно зависит от синтезатора, который собственно звук и синтезирует.
- CD+G (MP3+G). Этот формат популярен на Западе. Изначально CD+G применялся на CD-дисках, где лирика на экране отрисовывалась за счет растровой графики, состоявшей всего из 16 цветов и обладавшей очень низким разрешением. Современные реализации MP3+G обладают лучшим качеством, но все равно имеют много ограничений.
- KFN. Формат значительно популяризирован в Европе. Не в последнюю очередь благодаря тому, что его “научились” проигрывать много сторонних приложений под ПК.
Компания Studio Evolution использует собственный формат файлов EK2, разработанный специально для караоке-систем Evolution. Это один из наиболее совершенных форматов на данный момент, включающий в себя:
- Оригинальную минусовку в студийном качестве.
- Лирику (текст), синхронизированную не только по времени, но и с указанием тональности, что позволяет производить оценку пения в реальном времени.
- Отдельные дорожки с эффектами LiveFX.
- Отдельную дорожку вокальной партии.
Иногда минус без голоса в караоке дополняется бэк-вокалом. Это придает выступлению настоящий концертный размах. Вместе с исполнителем на фоне могут звучать как несколько голосов, так и целый стадион, энергично подхватывающий припев. Раньше добиться подобного звучания можно было только в высококлассном караоке-клубе с бэк-вокалистками, музыкантами и профессиональным звукорежиссером, а теперь благодаря современным минусовкам Studio Evolution и LiveFX концертное шоу зазвучит у вас в гостинной.
Название караоке происходит от японских слов “пустота” и “оркестр”. В зависимости от контекста караоке может означать и тип развлекательного заведения, и исполнение под фонограмму, и непосредственно устройство для проигрывания минусовки. Но каким бы ни был контекст, мы всегда представляем микрофон, яркий свет экрана с титрами и атмосферу праздника. Так что же такое караоке?
Источник