Что значит камерная съемка

Снимаем камерный портрет

Приветствую читателей журнала PhotoCASA! Меня зовут Анатолий Карпов, я фотограф-портретист. Благодаря предложению редакции написать статью у меня появилась уникальная возможность поделиться некоторыми своими идеями и лайфхаками, которые могут быть полезны моим коллегам, так же, как и я, увлекающимся портретной фотографией или планирующим заняться этим жанром.

Фотография для меня — это не хобби, а дело, которому я посвящаю все свое время. Это и работа, которая кормит, и отдушина, позволяющая абстрагироваться от каких-то бытовых нюансов, и вдохновение, помогающее реализовать в жизни те фантазии, которыми обычно полны мысли художника. В данный момент у меня два основных направления деятельности: это клиентская классическая портретная фотография и обучение фотографии и ретуши.

Если говорить о коммерческих съемках, то в большинстве случаев заказчик приходит с пониманием, что ему очень нравится стиль, но он не может конкретизировать, как именно он видит себя в кадре. Тогда мы начинаем общаться. Иногда что-то приходится активно советовать, зачастую от чего-то отговаривать, поскольку я понимаю, что клиенту данный образ не подойдет, но компромисс всегда находится. Хотя при желании во время фотосессии мы можем снять и в том образе, который очень хотел клиент, а мне показался сомнительным. Затем вместе смотрим удачные кадры, из которых нужно выбрать от 6 до 12 для художественной обработки, и вот тогда, как правило, клиент понимает, что мои советы были не напрасны.

Читайте также:  Что значит прием таблеток сублингвально это как

Порой слышу вопрос от своих коллег, почему я предлагаю пакеты по 6 или максимум 12 фотографий. Ответ очевиден: в камерном портрете при правильно спланированном съемочном процессе на 1–2 образа для одного человека при съемке в течение двух часов красивых неповторяющихся кадров в принципе больше и не получится. Да, красивых может быть намного больше (если модель раскрепощена, то за 2 часа съемки на выходе можно получить до 250 хороших качественных кадров). Но чтобы каждый кадр был неповторим, выглядел, как картина, которая имеет индивидуальную ценность, нужно тщательно и продуманно выбирать. Кроме того, обработка одной фотографии — это долгий и кропотливый процесс, который может занимать у меня от 8 до 15 часов. Каждый снимок в результате представляет собой произведение искусства, а это всегда штучный товар. Ускоряться в этом процессе — означает уходить в масс-маркет. Он имеет место быть, но я предпочитаю работать в другой нише. Абсолютно не критикую тех, кто делает быстро и качественно, но нужно понимать — это совершенно иной продукт для другой категории клиентов.

Что касается съемочного процесса, я считаю, что именно красивый свет является залогом успеха. Я предпочитаю работать с импульсным светом, поскольку мне он кажется более интимным, волшебным и таинственным. Я часто хожу в картинные галереи, учусь у старых мастеров. Учиться можно бесконечно: построению композиции, позам, свету, цвету. Все, что мне импонирует в живописи, наиболее полно можно воплотить именно с импульсным светом. Мне безумно нравится техника Низкий ключ, ведь такой портрет кажется более драматичным, энергетически наполненным. Световые схемы могут быть совершенно разными: от одного источника света (как на картинах Караваджо, Рембрандта) до пяти. Поверьте, выбор световой схемы обязательно должен отвечать замыслу, главной идее. Не всегда чем сложнее выстроен свет, тем лучше результат. Помним о классиках, они-то знали толк в красивом свете. Создавая камерный портрет, уделите максимум внимания позам и деталям: взгляду, положению кистей рук, пальцам, складкам одежды, локонам. Старайтесь избегать манерности и натянутости в позах — это будет заметно и подсознательно оттолкнет зрителя. Нужно создать иллюзию естественности, расслабленности модели. Некоторым, особенно взрослым, крайне сложно раскрепоститься перед камерой. Мои лучшие кадры обычно получаются во второй половине съемочного процесса, когда модель
привыкла к обстановке, ко мне, к процессу и… немножко устала. И вот тогда начинается настоящая съемка: когда человек готов не просто смотреть в камеру, но и говорить взглядом.

Главное отличие камерной портретной съемки от фэшн состоит в процессе работы с моделью. В фэшн модель двигается, и фотограф тоже
двигается и ловит удачный ракурс, делая серию снимков. При камерном портрете модель статична, соответственно и фотографу нет необходимости бегать по студии, его задача — оценить позу модели и светотеневой рисунок на ней и скорректировать его до нужного результата.

Для этого иногда необходимо несколько раз поправить наклон головы, увести направление взгляда на миллиметры в сторону, чуть изменить изгиб шеи, слегка поправить пальцы, чтобы они выглядели изящно и естественно. В данном случае модель — она же натурщица.
Замирать в нужной позе совершенно без движения даже на несколько секунд –— это сложно. Потому что клиенту кажется, что он и не двигался, подумаешь, немножко голову наклонил…
Но когда я показываю на мониторе кадр и объясняю нюанс этого «немножко», тогда модель уже осознает, что любое, даже мимолетное ее движение может либо испортить кадр безвозвратно, либо сделать его шедевром. А это уже сопричастие, сотворчество. Это мотивирует и фотографа, и модель.

Обычно во время съемки я работаю с ассистентом, который стоит за мной и корректирует позы модели, может подойти и поправить положение рук, прическу либо складочки на платье. Работать вдвоем крайне удобно, ведь при съемке я концентрируюсь на одних моментах, например, на свето-теневом рисунке, бликах в глазах и т.д., а ассистент на других: в порядке ли прическа, не видны ли лишние нюансы в костюме модели, нет ли дисторсии на лице при улыбке, падает ли нужный блик на жемчужную сережку…

О камерном портрете и процессе его создания я могу говорить бесконечно. Это творчество и обучение одновременно. Коллегам, которые уже
снимают в этом жанре или только собираются в него погрузиться, я желаю неиссякаемого запаса идей для новых образов, удачных поисков
световых решений и хороших наставников!

Источник

Двухкамерная видеосъемка — что это и как проводится

Съемка любого торжества и мероприятия на видео носитель сегодня стандартная операция. Люди заказывают оператора на детские утренники, свадьбу, юбилеи.

Это позволяет иметь на память интересные кадры и сюжеты с любого мероприятия. Их интересно пересматривать в кругу родственников, можно отправить знакомым, которые не смогли присутствовать на торжестве.

Видеоматериал хранится долгие годы и дает возможность следующим поколениям увидеть уже ушедших родственников. Сегодня много компаний предлагает свои услуги по фото и видео съемке. В предложенных услугах часто встречается предложение двухкамерной съемки, качественно выполнят которую в Питере специалисты вот тут.

Чем отличается двухкамерная съемка от обычной съемки одной камерой.

В этом процессе задействовано два оператора, каждый из которых проводит самостоятельную съемку на свою камеру. Именно такой вид съемки позволяет запечатлеть все важные и интересные моменты со всех сторон. Операторы находятся на разных съёмочных позициях и могут охватить весь торжественный процесс.

В определённые моменты церемонии (произнесение клятвы, тоста, пожелания) необходимо видеть параллельно обоих собеседников. В этом моменте вторая камера незаменима.

При монтаже эти моменты соединяются, и создается полное впечатление о событии. Бывают моменты, когда нужно видеть реакцию большого количества людей на происходящий момент. При этом тоже присутствие двух операторов дает общую картину.

Достоинства использование двухкамерной съемки.

  • Многосторонний обзор происходящего события.
  • Одновременная съемка нескольких мест в одно и то же время. Например, на съемке свадьбы, принято снимать подготовку и сборы невесты и жениха. Происходит это в одно время в абсолютно разных местах. Наличие двух операторов легко решает этот вопрос.
  • Своеобразная страховка. При съемке специально приготовленных сцен бывают моменты, которые не получились должным образом. Их приходится переснимать. Наличие двух операторов помогает качественно осветить любой момент, и не будет утомлять присутствующих повторением определенных действий.
  • Разное видение. Каждый оператор по-своему ведет съемку и освещает событие. Присутствие двух снимающих человек позволяет представить разное видение и при монтаже получается интересное и увлекательное видео.

Недостатки двухкамерной съемки.

Единственным недостатком является оплата услуг двух операторов.

Источник

Значение слова «камерный»

2. Спец. Имеющий камеру (во 2 знач.), состоящий из камер. Камерный шлюз. Камерная печь.

3. Спец. Приготовленный в камере (во 2 знач.); производимый в особых камерах. Камерный процесс производства серной кислоты. Камерная серная кислота.

КА́МЕРНЫЙ 2 , —ая, —ое. Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников. Только у Корзиных я познакомилась с камерными произведениями Кюи и поняла их прелесть. Салина, Жизнь и сцена. Камерная музыка, то есть музыка для одного или нескольких исполнителей, еще сравнительно недавно — в прошлом веке — исполнялась чаще в домашней, чем в концертной обстановке. Кабалевский, Про трех китов и про многое другое. || Исполняющий такие произведения, такую музыку. Камерный певец. Камерный оркестр.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КА’МЕРНЫЙ 1 , ая, ое. Прил. к камера в 1 знач. К. сторож.

КА’МЕРНЫЙ 2 , ая, ое [от латин. camera — комната] (муз.). 1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных произведениях). К камерной музыке относятся романсы, трио, квартеты и т. п. Камерная вокальная литература. || Исполняющий камерную музыку. К. певец (в противоп. оперному). 2. Предназначенный для небольшого круга слушателей, отличающийся интимными, домашними качествами. Ему выступать перед публикой нельзя — голосок у него к.

КА’МЕРНЫЙ 3 , ая, ое (тех.). 1. Прил. к камера в 3 знач.; состоящий из камер; с камерой. К. шлюз. Камерная печь. Камерное орудие. 2. Производимый в особых камерах или приготовленный в камере. Камерное производство (сорта серной кислоты). Камерная серная кислота.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ка́мерный

1. техн. относящийся к камере (1), а также состоящий из камер

3. муз. театр. предназначенный для небольшого помещения и узкого круга слушателей или зрителей

Источник

Значение слова « Камерный »

В словаре Ожегова

КАМЕРНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. камера. 2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр. 3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерное ис-кусство. К. голос. || сущ. камерность, -и, ж. (к 3 знач.).

В словаре Ефремовой

В словаре Д.Н. Ушакова

КА́МЕРНЫЙ, камерная, камерное. прил. к камера в 1 ·знач. Камерный сторож.
II. КА́МЕРНЫЙ, камерная, камерное (от ·лат. camera — комната) ( муз. ).
1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных произведениях). К камерной музыке относятся романсы, трио, квартеты и т.п. Камерная вокальная литература.
| Исполняющий камерную музыку. Камерный певец (·в·противоп. оперному).
2. Предназначенный для небольшого круга слушателей, отличающийся интимными, домашними качествами. Ему выступать перед публикой нельзя — голосок у него камерный.
III. КА́МЕРНЫЙ, камерная, камерное ( тех. ).
1. прил. к камера в 3 ·знач.; состоящий из камер; с камерой. Камерный шлюз. Камерная печь. Камерное орудие.
2. Производимый в особых камерах или приготовленный в камере. Камерное производство (сорта серной кислоты). Камерная серная кислота.

В словаре Энциклопедии

1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабженный камерой. 2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).

В словаре Синонимы 4

водопарокамерный, воздушнокамерный, двухкамерный, многокамерный, однокамерный, пневмокамерный, пятикамерный, трехкамерный, узкокамерный, форкамерный, четырехкамерный

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

I

Относящийся к камере, камерам. Помещение камерного типа.
II

1. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких музыкальных инструментах. Концерт камерной музыки.

2. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерные формы искусст-ва. Камерность — свойство камерного.

Источник

Словари

1. соотн. с сущ. камера I 1., связанный с ним

2. Расположенный в камере [камера I].

1. соотн. с сущ. камера II 1., связанный с ним

2. Свойственный камере [камера II 1.], характерный для неё.

3. Состоящий из камера II 1..

4. Имеющий камеры [камера II 1.].

5. Производимый в особых камерах [камера II 1.].

1. Предназначенный для исполнения небольшим числом исполнителей (о музыкальных произведениях).

2. Исполняющий такие музыкальные произведения (о музыканте-солисте или ансамбле из нескольких человек).

3. Отличающийся небольшими размерами и рассчитанный на узкий круг слушателей и зрителей.

КА́МЕРНЫЙ 1 , камерная, камерное. прил. к камера в 1 знач. Камерный сторож.

КА́МЕРНЫЙ 2 , камерная, камерное (от лат. camera — комната) (муз.).

1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных произведениях). К камерной музыке относятся романсы, трио, квартеты и т.п. Камерная вокальная литература.

|| Исполняющий камерную музыку. Камерный певец (в противоп. оперному).

2. Предназначенный для небольшого круга слушателей, отличающийся интимными, домашними качествами. Ему выступать перед публикой нельзя — голосок у него камерный.

КА́МЕРНЫЙ 3 , камерная, камерное (тех.).

1. прил. к камера в 3 знач.; состоящий из камер; с камерой. Камерный шлюз. Камерная печь. Камерное орудие.

2. Производимый в особых камерах или приготовленный в камере. Камерное производство (сорта серной кислоты). Камерная серная кислота.

КА́МЕРНЫЙ, -ая, -ое.

2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр.

3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерное искусство. К. голос.

| сущ. камерность, -и, жен. (к 3 знач.).

1) Относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер.

Помещение камерного типа.

2) Предназначенный для небольшого, узкого круга специалистов, зрителей.

3) Для небольшого числа музыкальных инструментов или голосов.

Камерная музыка, то есть музыка для одного или нескольких исполнителей. [в прошлом веке] исполнялась чаще в домашней, чем в концертной обстановке (Кабалевский).

Камерная музыка является специфической разновидностью музыкального искусства. Сочинения этого жанра пишутся для небольшого состава исполнителей и предназначены для домашнего, «комнатного» музицирования (отсюда и название). Для камерной музыки характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств. Она обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки камерной музыки восходят к эпохе Средневековья. Современные виды камерного инструментального ансамбля — дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д. — сформировались в творчестве представителей венской классической школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы.

1. к Ка́мера (1 зн.).

2. Спец. Имеющий камеру, состоящий из камер (2 зн.). К. шлюз. К-ая печь.

3. Спец. Приготовленный в камере (2 зн.); производимый в особых камерах. К. процесс производства серной кислоты. К-ая серная кислота.

1. Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников. К-ая музыка. К-ые произведения Чайковского. К. концерт (концерт из произведений камерной музыки). // Исполняющий такие произведения, такую музыку. К. певец. К. оркестр.

2. Отличающийся небольшими размерами; рассчитанный на небольшой круг людей. Офорт как к-ая форма искусства. К. голос. Находиться в камерной обстановке.

Ка́мерность, -и; ж. К. исполнения.

ка́мерный — 1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабжённый камерой.

2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (например, камерное искусство).

1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабженный камерой.

2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).

КАМЕРНЫЙ — 1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабженный камерой.

2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).

Имеющий камеру (во 2 знач.), состоящий из камер.

Камерный шлюз. Камерная печь.

Приготовленный в камере (во 2 знач.); производимый в особых камерах.

Камерный процесс производства серной кислоты. Камерная серная кислота.

Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников.

Только у Корзиных я познакомилась с камерными произведениями Кюи и поняла их прелесть. Салина, Жизнь и сцена.

Камерная музыка, то есть музыка для одного или нескольких исполнителей, еще сравнительно недавно — в прошлом веке — исполнялась чаще в домашней, чем в концертной обстановке. Кабалевский, Про трех китов и про многое другое.

Исполняющий такие произведения, такую музыку.

Камерный певец. Камерный оркестр.

ка́мерный; кратк. форма -рен, -рна

ка́мерный, ка́мерная, ка́мерное, ка́мерные, ка́мерного, ка́мерной, ка́мерных, ка́мерному, ка́мерным, ка́мерную, ка́мерною, ка́мерными, ка́мерном, ка́мерен, ка́мерна, ка́мерно, ка́мерны, ка́мернее, пока́мернее, ка́мерней, пока́мерней

прил., кол-во синонимов: 15

1 ка́мер/н/ый¹ (от ка́мер/а).

2 ка́мерн/ый² (оркестр).

Слово является производным от «камера», распространившемся в конце XVII в. Буквальное значение слова: «для небольшого круга лиц».

Искон. Суф. производное от камера в значениии «комната, небольшое помещение». Буквально — «предназначенный для находящихся в комнате» и, значит, «для узкого круга».

— 1) относящийся к камере; состоящий из камер, свойственный камере, производимый в особых камерах.

2) ( лат. camera свод, комната) в искусстве — предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей; к-ая музыка — музыка, написанная для небольшого состава инструментов или голосов (в противоположность музыке оркестровой, хоровой); наиболее часто встречающиеся формы к-ой музыки — сонаты, трио, квартеты, квинтеты, а также романсы, вокальные дуэты, терцеты и пр. с сопровождением одного или нескольких инструментов; к. оркестр — оркестр небольшого состава, ядром которого является ансамбль исполнителей на струнных инструментах.

Ка́мерный анса́мбль — 1) группа исполнителей камерной музыки (трио, квартет и др.), выступающая как единый художественной коллектив.

2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.

КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ — КА́МЕРНЫЙ АНСА́МБЛЬ,

1) группа исполнителей камерной музыки (трио (см. ТРИО), квартет (см. КВАРТЕТ) и др.), выступающая как единый художественный коллектив.

2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.

КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ — 1) группа исполнителей камерной музыки (трио, квартет и др.), выступающая как единый художественный коллектив.

2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.

КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГ ОПЕРА» — создан в 1987. Художественный руководитель — Ю. И. Александров (с 1987).

Ка́мерный музыка́льный теа́тр «Санктъ-Петербу́ргъ о́пера» — создан в 1987. Художественный руководитель — Ю. И. Александров (с 1987).

КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГ ОПЕРА — КА́МЕРНЫЙ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ТЕА́ТР «САНКТЪ-ПЕТЕРБУ́РГ О́ПЕРА», создан в 1987. Художественный руководитель — Ю. И. Александров (с 1987).Театр не стационарный, работает на различных площадках в Эрмитажном, Александринском, Юсуповском театрах, Меньшиковском и Павловском дворцах, дворце Белосельских-Белозерских (Муниципальный культурный центр) и др. В репертуаре произведения Д. С. Бортнянского (см. БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович), М. И. Глинки (см. ГЛИНКА Михаил Иванович), А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), И.-С. Баха, Г. Генделя, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Дж. Россини, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, А. П. Петрова, А. Г. Шнитке и др.

Спектакли: «Сокол» Д. С. Бортнянского, «Орфей» Е. Фомина, «Женитьба» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Верую» В. Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» А. Смелкова, «Осторожно! Баба Яга!» В. Плешака, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Колокольчик», «Рита» и «Да здравствует мама!» Г. Доницетти, «Избрание капельмейстера» Й. Гайдна, «Бастьен и Бастьена» В.-А. Моцарта, «Белая Роза» У. Циммермана, «Игра о Робене и Марион» А. де ля Аля, «Человеческий голос» Ф. Пуленка.

Дирижеры, исполнители дирижеры: В. Афанасьев, М. Виноградов; режиссеры: Ю. И. Александров, Т. Карпачева; исполнители: В. Гирдюк, H. Глинкина, О. Ковалева, В. Сельдюков и др.

Ка́мерный орке́стр — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовыми, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка XVII-XVIII вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерти гросси, сюиты и др.), а также современные произведения.

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР — КА́МЕРНЫЙ ОРКЕ́СТР, небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка 17-18 вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерто гроссо (см. КОНЧЕРТО ГРОССО), сюиты (см. СЮИТА) и др.), а также современные произведения.

КАМЕРНЫЙ оркестр — небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка 17-18 вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерто гроссо, сюиты и др.), а также современные произведения.

КА́МЕРНЫЙ ОРКЕ́СТР (от позднелат. и итал. camera — комната, палата) — сокращенный симфонич. оркестр, состоящий из 15-30 исполнителей. Составы К. О. весьма различны. В основе К. О. — небольшая группа струнных инструментов, к к-рым добавляются деревянные духовые (до 8 инструментов), валторны и иногда трубы, реже тромбоны, литавры, другие ударные, арфа, фп. или клавесин и т. д. в зависимости от требуемого в партитуре состава.

Понятие К. О. сформировалось в начале 20 в. как противоположность большому симфонич. оркестру позднего романтизма. Оркестр 18 в. (например, в симфониях Гайдна и Моцарта), совпадающий с соврем. К. О., в свое время таковым не считался, т. к. другого в то время еще не существовало. Границы между малым симфонич. оркестром, К. О. и ансамблем солистов достаточно условны и часто определяются субъективными представлениями авторов музыки. Один и тот же коллектив может исполнить, например, «Концерт Буфф» С. М. Слонимского для К. О., «Вальс-фантазию» М. И. Глинки (малый симфонич. оркестр) и «Гимны» А. Г. Шнитке (ансамбль солистов).

К. О., как правило, очень мобильны, они приспособлены для выступлений в разных залах, не только чисто музыкальных, но и музейных, дворцовых и т. п.; их состав может варьироваться. Все это послужило причинами широкого распространения в наше время подобных коллективов.

Ка́мерный теа́тр — московский, основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актёра — виртуозного мастера всех театральных жанров и форм, Камерный театр тяготел к «чистым» жанрам — трагедии и комедии. Среди постановок: «Фамира-кифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока и «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940). Ведущая актриса — А. Г. Коонен. В 1949 Таиров был отстранён от руководства театром, в 1950 в обстановке «борьбы с космополитизмом» театр был закрыт, часть труппы вошла в Московский драматический театр им. Пушкина.

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — КА́МЕРНЫЙ ТЕА́ТР в Москве, основан в декабре 1914 режиссером А. Я. Таировым, (см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) который возглавлял его в течение 35 лет, вплоть до закрытия (1949).

На пороге нового театра

Для Таирова создание экспериментального театра, провозглашавшего яркую театральность, было закономерным шагом. Покинув Свободный театр К. А. Марджанова и (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович)з-за неудовлетворенности современным состоянием театра, Таиров решив создать свой, не похожий на другие, театр. Он нашел дом братьев Паршиных на Тверском бульваре в Москве и уговорил их переделать его для театра. Позднее Таиров писал, что создание Камерного театра было похоже на волшебную сказку из «Тысячи и одной ночи».

Театр открылся 25 декабря 1917 премьерой «Сакунталы» Калидасы (см. КАЛИДАСА), показав зрителю абсолютно эстетскую, малоизвестную пьесу индийского драматурга.

Этот первый спектакль, как и многие другие, Таиров построил так, что в центр выдвигалась героиня, которую сыграла его будущая жена А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна). Ее актерское дарование и потенциал во многом определили репертуар Камерного театра.

Камерность Камерного театра

В предреволюционный период были поставлены «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) (1916), «Саломея» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) (1917), «Король Арлекин» Р. Лотара (1917), «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1917) и др. Особенно заметным стал спектакль «Фамира-Кифаред», в котором Таиров наиболее законченно реализовал свои эстетические принципы в области сценического оформления и актерской игры.

В Камерном театре не звучали современные темы, он уводил зрителя в далекое прошлое или вымышленную реальность. Неслучайно было и увлечение пантомимой, в которой наиболее чисто звучала театральная форма, не отягощенная содержанием и «серыми буднями».

В начале 1917 из-за финансовых проблем и конфликта с братьями Паршиными Камерный театр был закрыт, но не распался и в новом сезоне открылся в другом здании. Лишь после 1917 театр вновь вернулся на Тверской бульвар.

Взлеты и неудачи

Однако Камерному театру «шершавый язык плаката» оказался чужд. Идеи «Театрального Октября», выдвинутые Вс. Э. Мейерхольдом (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) после пролетарской революции, не были восприняты Таировым. Камерный театр входил в то большинство старых театров, которые не желали рвать со своим дооктябрьским творческим наследием.

В самые тяжелые годы Гражданской войны Таиров поставил мелодраму Э. Скриба (см. СКРИБ Эжен) и Г. Легуве «Адриенна Лекуврер» (1919) и феерическую комедию «Принцесса Брамбилла» по Э.-Т. А. Гофману (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей) (1920), в которых с блеском проявилось его возросшее мастерство.

В 1922 Таиров, завершая линию художественных поисков в области формы, осуществил великолепную постановку «Федры» Ж. Расина. (см. РАСИН Жан) Он ставит «Федру» так, как не ставил ее никто, приблизив к канонам древнегреческой трагедии в духе Еврипида. (см. ЕВРИПИД)

Другой спектакль Таирова — «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (см. ЛЕКОК Шарль) (1922) — стал одним из самых любимых в Москве спектаклей. Его задор и свежесть отвечали настроению публики, которая устала от тягот войны.

В 1923 Камерный театр отправился на гастроли во Францию и Германию. Заграничные гастроли, рассчитанные на пять недель, вылились в семимесячное турне, причиной которого явился грандиозный успех. Спектакли театра, особенно «Федра», раскололи театральный мир Парижа, а в Германии создали Таирову славу лидера театральной революции. Правда, гастрольный фурор никак не отразился на финансовой стороне дела — театр по возвращении в Москву оказался банкротом. Финансовый кризис усугубился кризисом творческим.

В декабре 1923 состоялась премьера таировского спектакля «Человек, который был четвергом» по Г. К. Честертону (см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит). Надежды, которые возлагал режиссер на эту постановку, не оправдались: спектакль, пронизанный урбанистическим духом эпохи и созданный по новейшей конструктивистской моде, так и не стал событием. Другие постановки 1920-х гг. («Гроза» А. Н. Островского, (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) 1924, и «Кукироль» П. Г. Антокольского, (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) 1925), также не вывели театр из кризиса.

Снова в лидерах

В декабре 1924 с размахом праздновалось десятилетие театра. Таирову и Коонен были присвоены почетные звания заслуженных артистов. Но свой юбилей Камерный встречал не в лучшей форме. Необходимо было менять художественные ориентиры театра в направлении сближения с современностью. На смену эстетским концепциям имажинистского (см. ИМАЖИНИЗМ) и конструктивистского спектакля в Камерном театре сформировалась концепция «структурного реализма», воплощенная в трилогии пьес Ю. О»Нила (см. О`НИЛ Юджин): «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1927), «Негр» (1929). Таиров был первым режиссером, сумевшим оценить «умение писателя проникать в темные глубины подсознания современных людей». До сих пор таировские постановки считаются лучшим воплощением пьес О»Нила в России.

К концу 1920-х гг. Камерный театр становится одним из лидеров не только русского, но и мирового театра. На выставке в Париже в 1925 театр завоевал Большой приз, макеты театра заслужили высокую оценку на международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926), Милане (1927) и Магдебурге (1927). В 1925 в Кельнском университете был установлен бюст Таирова как признание его вклада в развитие театра.

Несмотря на то что Коонен была несомненным премьером Камерного театра, он все-таки не был театром одной, пусть и гениальной актрисы. В разные годы на его сцену выходили такие мастера, как: И. Аркадин, П. П. Гайдебуров (см. ГАЙДЕБУРОВ Павел Павлович), М. И. Жаров (см. ЖАРОВ Михаил Иванович), В. В. Кенигсон (см. КЕНИГСОН Владимир Владимирович), Л. Лукьянова, Е. Уварова, Л. Фенин, Б. Фердинандов, Н. Церетели, С. Ценин, Н. Чаплыгина, В. Шершеневич (см. ШЕРШЕНЕВИЧ Вадим), К. Эггерт. Незабываемыми останутся образы Тезея в исполнении Эггерта («Федра»), Ипполита и Ибена — Церетели («Федра», «Любовь под вязами»), кочегара Янки — Ценина («Косматая обезьяна»), Алексея — Жарова («Оптимистическая трагедия»).

Успех театра был во многом связан с привлечением талантливых художников для создания декораций: С. Ю. Судейкина (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), В. А. Симова (см. СИМОВ Виктор Андреевич), Г. Б. Якулова (см. ЯКУЛОВ Георгий Богданович), Б. А. Фердинандова, А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна), А. А. Веснина (см. ВЕСНИНЫ), братьев Стенбергов (см. СТЕНБЕРГИ), В. Ф. Рындина (см. РЫНДИН Вадим Федорович) и др. Каждое имя знаменовало собой шаг в неизведанное, но Таиров смело шел на эксперименты.

В конце 1920-х гг. политика официальных властей в отношении искусства начала меняться, это проявилось в ужесточении административного воздействия на театры. К десятилетнему юбилею революции в театре должны были показать «Заговор равных» М. Левидова о событиях Великой французской революции. Однако спектакль был запрещен к показу по постановлению Политбюро.

Сразу после премьер были запрещены «Багровый остров» М. А. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич) (1928), «Наталья Тарпова» (1929). Тем не менее в 1930-е гг. театр продолжал активную работу. Лучшие спектакли этого периода: «Опера нищих» («Трехгрошевая опера») Б. Брехта (см. БРЕХТ Бертольт) — К. Вейля (см. ВЕЙЛЬ Курт) (1930), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (см. ВИШНЕВСКИЙ Всеволод Витальевич) (1933), «Египетские ночи» Пушкина-Шекспира (1935),«Модам Бовари» по Г. Флоберу (см. ФЛОБЕР Гюстав) (1940).

В конце 1930-х гг. театр снова «не угодил» постановкой комической оперы А. П. Бородина (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич) «Богатыри» по либретто Д. Бедного (см. БЕДНЫЙ Демьян) (1936). Официальной критикой спектакль был назван глумлением над русской историей и снят.

После войны театр оказался в очень сложном положении, коллективу с такой эстетической программой, ориентацией на западных драматургов, крайне сложно было выжить в условиях кампании «борьбы с космополитизмом». Многие замыслы так и не удалось реализовать: в 1948 был снят после генеральной репетиции «Веер леди Уиндмиер» О. Уайльда. Снизился художественный уровень спектаклей, посещаемость упала. Последним по-настоящему таировским спектаклем стал «Старик» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) (1946).

В мае 1949 вышло постановление Комитета по делам искусств об отсутствии связи Камерного театра с современностью, и театр был расформирован (вместо него, в том же здании открылся Драматический театр им. А. С. Пушкина). Таиров был отстранен от занимаемой должности главного режиссера, что в значительной степени способствовало его трагической гибели в психиатрической больнице весной 1950.

Камерный театр стал одним из самых ярких экспериментаторских проектов, оказавших значительное влияние на развитие русского и мирового театра. Спустя годы после его закрытия были написаны десятки статей и книг, посвященных Таирову и его театру. Запоздалое прозрение вылилось в объективную оценку вклада Камерного театра в сценическое искусство.

КАМЕРНЫЙ театр московский — основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 — академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актера — виртуозного мастера всех театральных жанров и форм, Камерный театр тяготел к «чистым» жанрам — трагедии и комедии. Среди постановок: «Фамира-кифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока и «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940). Ведущая актриса — А. Г. Коонен. В 1949 Таиров был отстранен от руководства театром, в 1950 в обстановке «борьбы с космополитизмом» театр был закрыт, часть труппы вошла в Московский драматический театр имени Пушкина.

КА́МЕРНЫЙ ТЕА́ТР — осн. в Москве 12 дек. 1914. Создатели т-ра — А. Я. Таиров и А. Г. Коонен. В осн. его эстетики лежала чистая театральность, приоритет формы, что сближало поиски А. Я. Таирова с символистскими течениями в иск-ве нач. 20 в. Программа т-ра определяла выбор репертуара. А. Я. Таиров поставил спектакли: «Духов день в Толедо» М. А. Кузмина (1915), «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917), «Принцесса Брамбилла» Э Т. А. Гофмана (1918), «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба (1919), «Федра» Ж. Расина (1921). Спектакли К. Т. отличались живописностью, выстроенностью концепции. В гл. ролях мн. постановок раскрылось тонкое актер. мастерство А. Г. Коонен. В 20-е гг. К. Т. вынужден был изменить свою репертуар. линию. Это диктовалось общей полит. обстановкой в стране и угрозой закрытия т-ра. Но А. Я. Таирову удалось сохранить высокий уровень постановок, выбирая для них соответствующий драматургич. мат-л («Косматая обезьяна» и «Любовь под вязами» Ю. О’Нила, обе — 1926). На сцене К. Т. состоялась 1-я пост. «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского (1933) с А. Г. Коонен в роли Комиссара. В 1934 была поставлена инсценировка «Египетских ночей» А. С. Пушкина. Одним из лучших спектаклей К. Т. стала «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940). В годы Вел. Отеч. войны К. Т. ставит «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, А. Крона и Вс. Азарова (1943) и «У стен Ленинграда» Вс. Вишневского (1944). В К. Т. сформировался блестящий актер. ансамбль, в к-рый, кроме А. Г. Коонен, входили Н. Г. Церетели, С. А. Ценин, М. И. Жаров, В. А. Торстенсен и др.

В последние годы существования К. Т. и его создатели подверглись жесточайшей травле со стороны властей. В 1949 из т-ра были изгнаны А. Г. Коонен и А. Я. Таиров, к-рый не смог перенести этого, заболел и скончался. В 1950 К. Т. был закрыт, а в его помещении открылся Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина.

Источник

Оцените статью