- Как работает система платон, и какие машины под нее попадают
- Что такое система «Платон»: сущность и основания для разработки
- Принцип работы системы
- Законодательный контроль системы
- Избирательность системы: какие машины попадают под неё
- Расчёт платежа и способы внесения начислений
- Нарушение правил и предусмотренные штрафы
- Порядок регистрации в системе «Платон»: установка и цена оборудования
- Сколько стоит установка прибора
- Оформление маршрутной карты
- Возможные пути обхода и их последствия
- Что фиксирует камера Платон и почему ее так боятся водители?
- Что такое камера Платон
- Что фиксирует камера Платон
- Принцип работы
- Как водители борются против Платона
- Вывод из строя датчиков
- Переоформление
- Не читаемость номеров
- Применение глушилок
Как работает система платон, и какие машины под нее попадают
Программа взимания платы за пользование федеральными трассами была разработана, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Отечественные автомобилисты приняли это нововведение весьма негативно, так толком и не поняв механизма действия. Как работает система «Платон» и так ли она плоха, стоит разобраться каждому владельцу грузового транспорта.
Что такое система «Платон»: сущность и основания для разработки
Эта система налогообложения была введена в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Главной целью её создания является компенсация расходов на ремонт дорожного покрытия, возникающих из-за превышения количества большегрузного автотранспорта, которого на момент начальной стадии разработки насчитывалось около 2 млн. единиц.
Основным обслуживанием системы занимается частная фирма «РТИТС», которая в равных долях принадлежит самой компании «РТ-Инвест» и Игорю Ротенбергу. В её обязанности входит взимание денежных средств за проезд большегрузов по трассам и перераспределение полученной суммы по различным уровням. Оплачивается операторская деятельность из федерального бюджета (около 10 млрд. рублей/год). Планируемые поступления от работы системы варьируются в пределах 20 – 40 млрд. рублей ежегодно.
Это интересно. «Платон» является платформой для проведения к 2020 году масштабной программы, согласно которой станет возможным полная замена 90% всего дорожного покрытия (без промежуточной реставрации) за счёт средств самой системы, без участия федерального бюджета.
Принцип работы системы
Работа системы заключаются в выполнении следующих операций:
- сбор информации;
- обработка поступающих данных;
- архивация всех сведений о перемещении многотонного транспорта по федеральным трассам.
На сегодняшний день совокупная протяжённость зарегистрированных трасс составляет более 50 тысяч км.
Расчёт налога происходит на основании выбранного маршрута.
Эту информацию фиксируют при помощи:
- бортового устройства – оно передаёт координаты в режиме реального времени через мобильную сеть, после чего происходит расчёт согласно тарифу пройденного участка дороги;
- маршрутной карты – она даёт право одноразового проезда до места назначения, размер выплаты при этом определяется во время её оформления.
Если в автомобиль устанавливается бортовое устройство учёта, то получить разовую карту маршрута для него уже невозможно.
Законодательный контроль системы
Первостепенное влияние на механизм регулирования этой системы налогообложения оказывает Федеральный закон №68-ФЗ от 06.04.2011. Он вносит поправки в Административный Кодекс РФ, которые устанавливают порядок внесения средств через систему «Платон» для автомобилей-большегрузов. Также этим законом предусмотрен запрет на бесплатное перемещение такого транспорта, нарушение которого влечёт наложение штрафа.
Механизм функционирования самой системы, его качество и правильная последовательность процессов соблюдается на основании Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах».
Все действия связанные с зачислением денежных средств, как и любые другие финансовые вопросы, регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.
За реализацию «Платона» как отдельного проекта отвечает «РосТех-Инвест ТС» и Дорожное агентство, которые выполняют свои обязательства на основании договора, заключённого на 13 лет согласно Приказу Правительства РФ №1662 от 29.08.14.
Избирательность системы: какие машины попадают под неё
Действие закона распространяется на все автомобили, грузоподъёмность которых 12 тонн и выше. Этот критерий является основополагающим, независимо от марки, фирмы, страны производителя и т.д.
Важно! Вес загруженного транспорта измеряется с учётом пассажиров и водителя.
Есть ряд категорий автотранспорта, которые освобождаются от оплаты (ст.31.1 Федерального закона №257-ФЗ):
- пассажирский спецтранспорт (исключение – грузопассажирские фургоны);
- служебные автомобили (пожарные машины, военные, скорой помощи, органов внутренних дел, коммунальные), при условии их оснащения спецсигналами;
- транспорт, являющийся частью состава вооружения Министерства Обороны РФ;
- грузовые машины, которые используются исключительно для транспортировки армейской техники и военного имущества.
Подобное разграничение обусловлено тем, что закон изначально разрабатывался непосредственно для дальнобойщиков, точнее для содержащих их компаний.
Расчёт платежа и способы внесения начислений
Окончательная сумма оплаты налога рассчитывается на основании стоимости проезда 12-тонников за 1 км и протяжённости учтённого маршрута.
Если с количеством км всё понятно, то вот тарификация, за непродолжительное время существования проекта, менялась уже несколько раз:
- на момент разработки «Платона» цена составляла 3,5 рубля за 1 км;
- в мае 2015 года были внесены поправки в ПП РФ №504, и цена поднялась до 3,73 рубля за 1 км;
- в ноябре того же года исходя ПП РФ №1191 был принят «льготный» коэффициент 0,41 и проезд составил 1,53 рубля за 1 км;
- в марте 2016 года тариф планировалось повысить до 3,06 рубля, но позже был продлён платёж 1,53 рубля за 1 км;
- в апреле 2017 года снова был пересмотрен расчётный коэффициент в ПП РФ №504, и теперь он равен 0,51 от первоначальной суммы (0,37), из-за чего тариф вырос до 1,91 рубля за 1 км.
Важно. На сегодняшний день расчёт конечного платежа можно обозначить формулой: 3,73 × 0,51 × Nкм, где Nкм – это общее количество пройденных км.
Способы оплаты представляют собой процесс безналичного расчёта. При установке бортового компьютера списание средств с лицевого счёта происходит автоматически. При оформлении маршрутной карты производится перевод на банковский счёт обслуживающего оператора. Также предусмотрена возможность оплаты картой через терминал, личный кабинет и мобильное приложение.
Нарушение правил и предусмотренные штрафы
Игнорирование требования оплаты фиксированной цены за км проезда грузового автомобиля считается несоблюдением Федерального закона №257-ФЗ. Кроме того, неисполнение правил использования расчётных механизмов также штрафуется.
К таким нарушениям относится:
- отключение бортового устройства;
- подключение нелицензионной техники;
- отказ от установки при продолжении транспортировочной деятельности;
- неисправность или неправильная работа;
- продолжение движения без маршрутной карты;
- смена маршрута без указания новых параметров.
Штраф в размере 5 тысяч рублей назначается в качестве первичного наказания собственнику машины, если тот является гражданином РФ. Если он имеет гражданство другой страны, то оплата штрафа возлагается на водителя.
Повторное нарушение увеличивает сумму штрафа в два раза. Это правило распространяется как на индивидуальных предпринимателей, так и на юридических лиц.
Порядок регистрации в системе «Платон»: установка и цена оборудования
Для того чтобы воспользоваться системой «Платон» водитель должен быть включён в официальную базу данных портала «platon.ru». Регистрация проводится как самостоятельно, так и обслуживающим оператором.
Сделать это можно:
- заполнив форму на официальном интернет-сайте;
- посредством обращения в Центр обслуживания;
- через специальный терминал.
Итоговая анкета должна содержать только достоверную информацию:
- личные данные собственника;
- номер лицевого счёта;
- электронный почтовый ящик и логин;
- характеристики транспортного средства.
Зарегистрировавшись, собственник грузового автотранспорта должен получить бортовое устройство, предварительно заключив договор на его использование.
Сколько стоит установка прибора
Оборудование предоставляется бесплатно в Центре обслуживания, на основании договора безвозмездного пользования. В нём указана стоимость бортового устройства (БУ 1201 – 6822,98 рублей), которое остаётся имуществом оператора. В случае потери, несанкционированного вскрытия или порчи эту сумму придётся возмещать.
Прибор устанавливается индивидуально на каждый автомобиль. Если количество выданных устройств ограничено, то можно самостоятельно их купить, оформив заявку в системе оплаты.
Оформление маршрутной карты
Маршрутная карта оформляется на основании предоставленных владельцем транспортного средства данных:
- начальное месторасположение и планируемая точка окончания поездки;
- возможные промежуточные пункты (при необходимости);
- число, месяц, год, время отправления;
- государственный номер машины;
- свидетельство о регистрации автомобиля (СОРС).
На основании этих данных рассчитывается сумма, которую нужно сразу оплатить:
- через терминал;
- через личный кабинет;
- платёжной картой на официальном сайте.
Карта выдаётся специалистом в Центре обслуживания или оформляется самостоятельно через терминал, личный кабинет или приложение.
Возможные пути обхода и их последствия
Несмотря на то, что система «Платон» существует сравнительно недавно, автолюбители уже придумали несколько способов её обмана:
- применение GPS-глушилок – самый распространённый способ, который блокирует получение данных через спутник;
- скрытие номерных знаков – слишком очевидный способ, за который, к тому же предусмотрен отдельный штраф;
- передвижение автопоездом – как утверждают некоторые водители, при таком способе искажается сигнал передачи и, с точки зрения закона, это не является нарушением.
Внимание! Информация представлена в ознакомительных целях. Необходимо помнить, что эксперименты такого рода могут закончиться весьма внушительным штрафом: для частных лиц – 5 тысяч рублей, для ИП – 40 тысяч рублей и для юридических лиц – 450 тысяч рублей.
Исходя из представленных сведений, можно предположить, что, несмотря на благородную цель, на деле система вышла довольно «сырой» и она требует серьёзной доработки. Но ответственности за невыполнение её правил это не отменяет, поэтому разумно будет оформить все необходимые документы и продолжать свою деятельность на законных основаниях.
Данное видео поможет понять, как именно работает система «Платон».
Источник
Что фиксирует камера Платон и почему ее так боятся водители?
Камера Платон — элемент одноименной системы, обеспечивающий сбор, хранение и обработку информации о движении грузовика в автоматическом режиме. В ее функции входит фиксация нарушения в случае превышения массы автомобиля более 12 тонн и касается всех федеральных дорог. Ниже рассмотрим, что это за опция, как она работает, и есть ли возможности ее обойти.
Что такое камера Платон
Чтобы разобраться, что такое камера Платон на дороге, важно понимать особенности такого оборудования. Такое устройство — контролирующий орган системы, созданной для обеспечения бесплатного проезда по государственным трассам и ориентированной на грузовики с общей массой больше 12 т. Сам термин «Платон» расшифровывается как «Плата за тонны». Система введена в действие в ноябре 2015-го и действует до сегодняшнего дня.
С учетом этого возникает вопрос, как выглядит камера Платон. По сути, это рамка с камерами для фиксации номерных знаков грузовика. Работает в комплексе с бортовым устройством, которое устанавливается в автомобиле, а после передает данные в Центр управления и мониторинга. Чтобы избежать штрафов, должна проводиться оплата с учетом действующего коэффициента индексации. До 31 января 2022 года ее размер будет составлять 2,34 рубля, после чего данные могут быть пересмотрены.
В роли оператора выступает компания РТ-Инвест, а сама система покрывает 50 774 км федеральных трасс. Если грузовик едет по другим дорогам, плата не берется. Система оплаты подразумевает два варианта:
- Оформление маршрутной карты через личный кабинет, приложение в смартфоне или Центр поддержки. Работа выполняется до поездки.
- Бортовое устройство. Устанавливается внутри грузовика и обеспечивает расчет оплаты автоматически.
В обоих случаях сумма рассчитывается с учетом пройденного расстояния. В большинстве случаев система Платон и камеры фиксации работают совместно. Задача второго устройства состоит в контроле трафика таких автомобилей по федеральным дорогам (на этом еще остановимся ниже). Контроль также осуществляется с помощью GPS и ГЛОНАСС.
Что фиксирует камера Платон
С учетом сказанного выше возникает вопрос, что фиксирует камера Платон, ведь контролирующим органам необходимо вовремя выявить нарушение. Отметим, что перемещение большегрузного транспорта по федеральным дорогам является нарушением. Отвечает за нарушение правила владелец грузовика по статье 12.21.3 КоАП РФ.
Если рассматривать, что контролирует камера Платон, стоит выделить следующие моменты:
- Маршрут движения транспортного средства.
- Номер грузовика.
- Факт оплаты и наличия денег на счету.
При этом система проверяет факт регистрации транспорта в специальном реестре и наличие оплаты. Для этого контроля на федеральных трассах устанавливаются специальные рамки Платон — камеры, что фиксируют на дороге нарушителей. Именно через них проезжает большегрузный транспорт со специальным оборудованием. В случае выявления нарушения камера передает данные в Центр поддержки с последующей автоматической проверкой.
Принцип работы
Разобравшись, что значит камера Платон, стоит разобраться с принципом ее работы. Сразу отметим, что в состав системы, обеспечивающей мониторинг, входят следующие элементы:
- Спутниковые системы Глонасс и GPS.
- Стационарные рамки (камеры) — 481.
- Автомобили с мобильным оборудованием.
Все эти элементы предназначены для контроля. Отвечая на вопрос, что делает камера Платон, стоит отметить, что в ее функцию входит фиксация грузового автомобиля, после чего данные передаются на сервер, обрабатываются и производится проверка на факт регистрации владельца и проведения оплаты.
Чтобы избежать наказания, собственник грузовика должен зарегистрировать транспорт в специальном реестре — системе по взимания дорожной платы. Здесь возможны следующие варианты оплаты:
- Личный кабинет.
- Расчетная запись.
- Приложение.
- Сервис Моби Деньги.
- Терминал.
- Центры обслуживания клиентов.
После проверки данных заявителю открывается доступ к расчетной записи, а также предоставляется логин и пароль для авторизации / входа в ЛК. До поездки должна быть оформлена маршрутная карта и проверена оплата.
После регистрации с владельцем заключается договор на использование специального устройства. С помощью такого прибора отслеживается маршрут и списываются деньги с расчетной записи (при наличии средств). При этом системы Глонасс и GPS периодически передают данные в систему.
Если же рассматривать, как работает камера Платон, здесь применяется классический принцип. Сначала фиксируется номер авто с последующей отправкой его для сверки в общую базу.
Как водители борются против Платона
Зная, что означает камера Платон для видеофиксации, многие автовладельцы успешно с ней борются. Для этого используются следующие методы.
Вывод из строя датчиков
Это наиболее популярный метод, подразумевающий выполнение следующих шагов:
- Уточнение мест нахождения рамок / камер Платон.
- Получение информации о расположении патрулей.
- Выключение прибора перед камерой или использование кастрюли для предотвращения сигнала.
Это эффективный вариант, ведь камеры Платон не устанавливаются каждые 10-15 км, поэтому обойти такие ограничения вполне реально.
Переоформление
Следующий способ, как обойти ограничение — оформление грузовика на другого человека. Известно, что штрафы юридического лица больше, чем у частников. Следовательно, многие компании в РФ переоформляют транспортные средства на физических лиц без недвижимости, автомобиля, ценностей и постоянного заработка.
Именно такому человеку приходят платежки. Если оплата не производится, к нему приходят приставы, но из-за отсутствия средств он не может заплатить, а работники ФССП не имеют рычагов влияния, чтобы его заставить. Чтобы избежать ареста грузовика, владелец периодически перечисляет деньги за небольшую плату в счет выплаты задолженности.
Не читаемость номеров
Наиболее простой путь, ориентированный на использование специальных решеток или других средств, предотвращающих нормальное считывание камерами Платон или ошибки с их стороны. Дополнительно можно выключить прибор, чтобы повысить эффективность.
Применение глушилок
В продаже легко найти устройства, предназначенные для подавления определенной частоты и позволяющие глушить блок Платон по желанию. Такие устройства отличаются радиусом действия, габаритами, рабочей частотой, скоростью работы и т. д. Главное — определиться с подходящим вариантом.
Важно понимать, что обход правил и обман является незаконным. Чтобы исключить утечки из бюджета мобильные патрули учащают и расширяют географию патрулирования. Выявить глушилку или отключение / включение оборудование трудно. Если же инспектору удается это сделать, грузовик отправляется на штрафплощадку, а владелец (физлицо или юрлицо) получает штраф.
Зная, что такое камера Платон, и для чего она нужна, проще определиться со способами обхода ограничений. В комментариях расскажите, приходилось ли вам сталкиваться с такой системой, и какие еще способы обмана можно использовать.
Источник