- Значение слова «автобус»
- авто́бус
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
- ПО ЗАКОНУ
- «О» «Б» «А» «Н» «А»
- ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
- КСТАТИ
- До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
- ПО ЗАКОНУ
- «О» «Б» «А» «Н» «А»
- ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
- КСТАТИ
Значение слова «автобус»
АВТО́БУС, -а, м. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус) — безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки 9-ти и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту, или с любым другим видом автономной тяги. (Автобус в традиционном понимании.) В более широком смысле (и технически) автобус — любое безрельсовое самоходное (то есть моторное) транспортное средство, технически предназначенное для перевозки пассажиров и способное (в отличие от трамвая и др. направляемых видов пассажирского транспорта) маневрировать на дороге (в частности: перестраиваться из одного ряда движения в другой, объезжать встреченное по ходу движения препятствие или развернуться в любой точке маршрута). При этом неважно использует автобус бортовой источник энергии (автобус в традиционном понимании: аккумуляторные, суперкондесаторные, дизельные, газотопливные автобусы и автобусы на топливных элементах), или питаются энергией извне через контактную сеть (провода или токоведущая шина) (троллейбусы), или используют гибридную систему питания (троллейбусы с системами автономного хода, дуобусы). В частности троллейбус питающийся электроэнергией через контактную сеть тем не менее обладает многими качествами автобуса: самоходность, безрельсовый ход, маневренность (в том числе: способность перестраиваться из одного ряда движения в другой и, следовательно, объезжать препятствия). То есть троллейбус вполне можно считать особой разновидностью автобуса. (Конечно многие троллейбусы обладают меньшей чем обычный — полностью автономный — автобус маневренностью. Ограничивающим фактором в данном случае является длина токосъемных штанг. Также обрыв проводов контактной сети способен блокировать движение на целом сегменте троллейбусной сети. Но современные троллейбусы, оснащаемые системами автономного хода и системами автоподъема-автоопускания токосъемных штанг, сохраняя достоинства троллейбуса практически уже ни в чем не уступают обычному автобусу в маневренности и способны пройти до 1-3 км на автономном ходу. В частности это позволяет такому троллейбусу благополучно объезжать препятствия с опущенными токосъемными штангами, если это невозможно сделать с поднятыми токосъемными штангами. Также такой троллейбус нечувствителен к обрывам проводов контактной сети, и способен подобно обычному автобусу совершать короткие объезды участков линий, по которым движение по какой-то причине (например из-за ремонта дороги) невозможно. Далее конечно, об автобусах рассказывается в основном в традиционном понимании термина «автобус». О троллейбусах см статью «Троллейбус».)
Автобусы длиной менее 5,5 метров называются микроавтобусами (по российской классификации — автобусы особо малого класса), в остальном мире к микроавтобусам относят автобусы и минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.
АВТО’БУ’С, а, м. [иностр. из auto — сокращение automobile и bus — сокращение omnibus]. Многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному маршруту.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
авто́бус
1. транспортное средство, автомобиль, предназначенный для перевозки восьми и более пассажиров ◆ Лы́жники во́зле университе́та сади́лись в авто́бус. Д. А. Гранин, «Месяц вверх ногами», 1966 г. (цитата из НКРЯ) ◆ К фабрике подъехал автобус, отравляя чистый воздух газами. Юрий Петкевич, «Явление ангела», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. спорт. жарг. осторожная, оборонительная тактика в футболе; использование почти всех полевых игроков на своей половине поля ◆ […] а теперь сядут в оборону, поставят на первых минутах «автобус» перед своими воротами. Александр Седов, «Теперь Египет поставит у своих ворот „автобус“», 2018 г. // «Газета.ru»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: помаленечку — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
По каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
В редакцию «АиФ» пришло сразу несколько писем с претензией: мол, наши скоростные автобусы не такие уж и скоростные, а экспресс-маршруты не настолько быстры, чтобы за них переплачивать. Кроме того, разобраться в обилии буквенных символов в обозначении маршрута не всегда легко.
Еженедельник выяснил, по каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
ПО ЗАКОНУ
Согласно Постановлению Совета министров «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» каждому маршруту внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении присваивается номер с указанием вида сообщения символами: «С» — для скоростного, «Э» — для экспрессного (за исключением перевозок автобусами категории М2), «Т» — для экспрессного при перевозках автобусами категории М2 (маршрутное такси), «Д» — для дополнительного маршрута. Номер маршрута при автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, которые не относятся к перевозкам транспортом общего пользования (иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении), дополняется символом «К». Поэтому часто «маршрутки» обозначают сразу двумя буквами — «ТК».
Стоит также отметить, что скоростные маршруты внутри города и в пригороде различаются по количеству остановок и стоимости проезда. Поэтому внутри города для обозначения скоростных маршрутов используется маленькая буква «с», в пригородном сообщении — большая «С».
Не допускается присвоение одинаковых номеров маршрутов в одном городе (населенном пункте), а также прохождение маршрутов пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров с одинаковыми номерами через один и тот же остановочный пункт.
«О» «Б» «А» «Н» «А»
При этом в названии маршрута автобусов часто встречаются и другие буквы. Так, литеры «А», «Б» и «В» обычно означают, что автобус — дополнительный. Его путь несколько отличается от основного маршрута. Автобус может идти сокращенным маршрутом, сворачивать на другую улицу, следовать параллельной дорогой, иметь иную конечную остановку или ходить только в часы пик. Для этих же целей служит и указанная в законе буква «Д», но иногда и ее попросту не хватает.
Индекс «В» также может означать, что маршрут работает только в вечернее время или в выходной день, а литера «Т» — что автобус следует по маршруту троллейбуса. Обычно это происходит, когда из-за дорожных работ «рогатые» не могут проехать.
Не стоит удивляться, увидев на табло автобуса букву «У». Обычно она означает, что транспорт едет по укороченному маршруту. Автобусный маршрут с буквой «М», как правило, дублирует часть маршрута ветки метро.
В некоторых городах буквенный индекс в названии маршрута для удобства обозначает первую букву названия конечной или начальной остановки маршрута. Например: 372П ст. м. «Пушкинская» — Хатежино, 372О ДС «Одоевского» — Хатежино.
Недавно по Минску начал курсировать новый вид транспорта, которому были присвоены маршруты №43эл и №59эл. В данном случае буквенный символ означает, что по троллейбусному маршруту двигается электробус.
Не исключено, что маршруты могут содержать и другие буквенные индексы. Поэтому во избежание недоразумений стоит уточнить путь следования незнакомого вам маршрута у диспетчера транспортного предприятия, выполняющего перевозку, или непосредственно у водителя.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
Обычный маршрут пролегает между основными пассажирообразующими пунктами города и имеет промежуточные остановки. Как правило, расстояние между остановками при многоэтажной застройке составляет 350-800 метров, при малоэтажной — 500-1000 метров.
На маршрутах со скоростным сообщением должно быть не более чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на обычном маршруте. Скоростные маршруты обычно связывают районы, находящиеся друг от друга на существенном отдалении. На практике они останавливаются в среднем на 2/3 остановок по сравнению с обычными автобусами.
Что касается экспресса, то здесь существуют два варианта. Либо на маршруте должно быть не менее чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на этом маршруте в обычном регулярном сообщении, либо расстояние между остановочными пунктами должно составлять более 2 км. Именно поэтому стоимость талона на проезд в экспресс-автобусе немного выше.
К примеру, в Минске стоимость билета на одну поездку в автобусе-экспрессе составляет 75 копеек, в то время как в обычном и скоростном городских автобусах — 60 копеек. За покупку билета непосредственно у водителя автобуса в обоих случаях нужно доплатить 5 копеек. Часто экспресс-маршруты используются для подвоза к крупным предприятиям и окраинным рынкам.
«Маршрутки» тоже осуществляют экспрессные перевозки. Но в Правилах оговорено, что в их случае остановки на промежуточных пунктах могут производиться только при необходимости высадки и посадки пассажиров.
Пригородные автомобильные перевозки пассажиров, как и городские, могут быть трех видов — в обычном регулярном, скоростном регулярном и экспрессном регулярном сообщениях. Но здесь свои правила. На обычных маршрутах расстояния между остановочными пунктами должны быть не более 6000 м (при наличии жилых строений) и не менее 1500 м (для вновь открываемых маршрутов).
На скоростных маршрутах должно быть меньше остановок по сравнению с обычными линиями, но, в отличие от города, здесь соотношение остановок не регламентируется. Автобусы-экспрессы (кроме «маршруток») останавливаются не менее чем в два раза реже подвижного состава, следующего в обычном регулярном сообщении, либо реже чем через 12 км. Для пригородных микроавтобусов правило такое же, как и в городе: остановки либо по требованию, либо для того, чтобы подобрать пассажиров.
КСТАТИ
В некоторых зарубежных городах существует сквозная нумерация всех маршрутов — и автобусов, и троллейбусов, и трамваев. Другими словами, если уже существует автобус №10, то троллейбуса с таким номером в этом городе не будет.
Источник
До центра доеду? Что означают буквы на световом табло городского транспорта
В редакцию «АиФ» пришло сразу несколько писем с претензией: мол, наши скоростные автобусы не такие уж и скоростные, а экспресс-маршруты не настолько быстры, чтобы за них переплачивать. Кроме того, разобраться в обилии буквенных символов в обозначении маршрута не всегда легко.
Еженедельник выяснил, по каким критериям маршруту присваивается статус «скоростного», как часто должны делать остановки водители экспресс-автобусов и что означают буквы «Т», «Д», «У», «О» и «К» на световом табло транспорта.
ПО ЗАКОНУ
Стоит также отметить, что скоростные маршруты внутри города и в пригороде различаются по количеству остановок и стоимости проезда. Поэтому внутри города для обозначения скоростных маршрутов используется маленькая буква «с», в пригородном сообщении — большая «С».
Не допускается присвоение одинаковых номеров маршрутов в одном городе (населенном пункте), а также прохождение маршрутов пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров с одинаковыми номерами через один и тот же остановочный пункт.
«О» «Б» «А» «Н» «А»
При этом в названии маршрута автобусов часто встречаются и другие буквы. Так, литеры «А», «Б» и «В» обычно означают, что автобус — дополнительный. Его путь несколько отличается от основного маршрута. Автобус может идти сокращенным маршрутом, сворачивать на другую улицу, следовать параллельной дорогой, иметь иную конечную остановку или ходить только в часы пик. Для этих же целей служит и указанная в законе буква «Д», но иногда и ее попросту не хватает.
Индекс «В» также может означать, что маршрут работает только в вечернее время или в выходной день, а литера «Т» — что автобус следует по маршруту троллейбуса. Обычно это происходит, когда из-за дорожных работ «рогатые» не могут проехать.
Не стоит удивляться, увидев на табло автобуса букву «У». Обычно она означает, что транспорт едет по укороченному маршруту. Автобусный маршрут с буквой «М», как правило, дублирует часть маршрута ветки метро.
В некоторых городах буквенный индекс в названии маршрута для удобства обозначает первую букву названия конечной или начальной остановки маршрута. Например: 372П ст. м. «Пушкинская» — Хатежино, 372О ДС «Одоевского» — Хатежино.
Недавно по Минску начал курсировать новый вид транспорта, которому были присвоены маршруты №43эл и №59эл. В данном случае буквенный символ означает, что по троллейбусному маршруту двигается электробус.
Не исключено, что маршруты могут содержать и другие буквенные индексы. Поэтому во избежание недоразумений стоит уточнить путь следования незнакомого вам маршрута у диспетчера транспортного предприятия, выполняющего перевозку, или непосредственно у водителя.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
Обычный маршрут пролегает между основными пассажирообразующими пунктами города и имеет промежуточные остановки. Как правило, расстояние между остановками при многоэтажной застройке составляет 350-800 метров, при малоэтажной — 500-1000 метров.
На маршрутах со скоростным сообщением должно быть не более чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на обычном маршруте. Скоростные маршруты обычно связывают районы, находящиеся друг от друга на существенном отдалении. На практике они останавливаются в среднем на 2/3 остановок по сравнению с обычными автобусами.
Что касается экспресса, то здесь существуют два варианта. Либо на маршруте должно быть не менее чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на этом маршруте в обычном регулярном сообщении, либо расстояние между остановочными пунктами должно составлять более 2 км. Именно поэтому стоимость талона на проезд в экспресс-автобусе немного выше.
К примеру, в Минске стоимость билета на одну поездку в автобусе-экспрессе составляет 75 копеек, в то время как в обычном и скоростном городских автобусах — 60 копеек. За покупку билета непосредственно у водителя автобуса в обоих случаях нужно доплатить 5 копеек. Часто экспресс-маршруты используются для подвоза к крупным предприятиям и окраинным рынкам.
«Маршрутки» тоже осуществляют экспрессные перевозки. Но в Правилах оговорено, что в их случае остановки на промежуточных пунктах могут производиться только при необходимости высадки и посадки пассажиров.
Пригородные автомобильные перевозки пассажиров, как и городские, могут быть трех видов — в обычном регулярном, скоростном регулярном и экспрессном регулярном сообщениях. Но здесь свои правила. На обычных маршрутах расстояния между остановочными пунктами должны быть не более 6000 м (при наличии жилых строений) и не менее 1500 м (для вновь открываемых маршрутов).
На скоростных маршрутах должно быть меньше остановок по сравнению с обычными линиями, но, в отличие от города, здесь соотношение остановок не регламентируется. Автобусы-экспрессы (кроме «маршруток») останавливаются не менее чем в два раза реже подвижного состава, следующего в обычном регулярном сообщении, либо реже чем через 12 км. Для пригородных микроавтобусов правило такое же, как и в городе: остановки либо по требованию, либо для того, чтобы подобрать пассажиров.
КСТАТИ
В некоторых зарубежных городах существует сквозная нумерация всех маршрутов — и автобусов, и троллейбусов, и трамваев. Другими словами, если уже существует автобус №10, то троллейбуса с таким номером в этом городе не будет.
Источник