Формулы показателей успеваемости
Формулы показателей успеваемости
В отчётах об успеваемости используются следующие показатели:
% успеваемости = (количество «отл.» + количество «хор.» + количество «уд.») x 100% / (общее кол-во учащихся)
% качества знаний = (количество «отл.» + количество «хор.») х 100% / (общее количество учащихся)
Степень обученности учащихся (СОУ)
СОУ = (количество «5» х 100 + количество «4» х 64 + количество «3» х 36 +
+количество «2» х 16 + количество «н/а» х 7) / (общее количество учащихся)
Примечания:
Знаменатель (общее количество учащихся) определяется следующим образом:
(Общее количество учащихся) = (Все учащиеся) — (Освобождённые по данному предмету) — (Не получившие отметок по данному предмету)
Таким образом, не аттестованные ученики — «н/а» — учитываются в знаменателе, а ученики, освобождённые от занятий по данному предмету — «осв.» — не учитываются.
Всегда учитываются только учащиеся, не выбывшие на момент подсчёта (например, в показателе успеваемости за 2-ю четверть не будут учтены те, кто выбыл до конца 2-й четверти).
В случае не 5-балльной оценочной шкалы (например, 10- или 12-балльной шкалы) формулы сохраняют свой вид, только каждый «уровень» успеваемости включает несколько баллов, например:
для 5-балльной шкалы: «отл.»=5, «хор.»=4, «уд.»=3;
для 10-балльной шкалы: «отл.»=10, 9; «хор.»=8, 7; «уд.»=6, 5;
для 12-балльной шкалы: «отл.»=12, 11, 10; «хор.»=9, 8, 7; «уд.»=6, 5, 4.
Формулы для отчёта «Итоги успеваемости и качества знаний ученика»
Для отчёта Итоги успеваемости и качества знаний ученика показатели вычисляются по следующим формулам:
Качество знаний для ученика (в %) = (кол-во «5» + кол-во «4») х 100% / (общее кол-во оценок у ученика)
Качество знаний для класса (в %) = (кол-во «5» у всех учеников класса + кол-во «4» у всех учеников класса) х 100% / (общее кол-во оценок у всех учеников класса)
Качество знаний для параллели (в %) = (кол-во «5» у всех учеников параллели + кол-во «4» у всех учеников параллели) х 100% / (общее кол-во оценок у всех учеников параллели)
Источник
«Качество знаний: из чего оно складывается»
статья по теме
Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет и способном объяснить детям грамотно материал и организовать свою деятельность, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью школьников. Поиск наиболее оптимальных, эффективных форм работы с детьми, стремление создать авторитетное и престижное образовательное учреждение, имеющее возможность стать конкурентно способным на рынке образовательных услуг, служит основанием для повышения качества обучения и воспитания детей в школе. Для этого нужны знающие и творческие люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на заседании педагогического совета школы по теме «Качество знаний: из чего оно складывается» | 65.5 КБ |
kachestvo_znaniy.ppt | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание педагогического совета школы
по теме «Качество знаний: из чего оно складывается»
Пичугина Е.Г., учитель математики
МБОУ ПСОШ им. Н.А. Образцова
Современная школа – большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из нас, конечно же, по-разному несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает наша школа.
Бесспорно, что инновационные образовательные направления в системе образования требуют педагога нового типа. Возникает вопрос: «А где его заполучить?» Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет и способном объяснить детям грамотно материал и организовать свою деятельность, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью школьников. Поиск наиболее оптимальных, эффективных форм работы с детьми, стремление создать авторитетное и престижное образовательное учреждение, имеющее возможность стать конкурентно способным на рынке образовательных услуг, служит основанием для повышения качества обучения и воспитания детей в школе. Для этого нужны знающие и творческие люди. Наша школа отнюдь небедна на таких людей.
(слайд 2) Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема многих образовательных школ на современном этапе развития — «не потерять», «не упустить» обучающихся не только с низкими учебными возможностями, но и с высоким потенциалом.
Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание (слайд 3).
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необходим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.
2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.
Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.
Мы педагоги часто пытаемся организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.
3.Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.
4. Однообразие жизни и учебного процесса.
Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.
5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.
Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения. Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.
6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.
Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.
Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и, прежде всего стимулирование.
Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным. Очень важно рассмотреть вопрос о способах повышения уровня учебной мотивации и школьников.
Исследования показывают, что интерес к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Начиная с 5-го класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество детей, обучающихся на «хорошо» и «отлично», имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности падает. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Поэтому необходимо поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения, так как мотивация является источником активности и успешности в обучении.
Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника.
Способы стимулирования можно разделить на три группы (слайд 4 ).
- Первая группа – оптимальное удовлетворение врожденной потребности.
- Вторая группа – специальные стимулы.
- Третья группа – создание общих благоприятных условий для учебного процесса.
Рассматривая первую подгруппу стимулов, можно сказать следующее:
Первая группа – оптимальное удовлетворение врожденной потребности (слайд 10)
- Оценка.
- Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
- Словесная похвала.
- Разноуровневые задания.
- Усложненные задания.
- Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
- Анализ учебных результатов учащегося учителем.
- Положительный пример.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.
Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.
При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха — самый эффективный стимул познавательной деятельности.
Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.
Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.
Вторая группа – специальные стимулы (слайд 11).
- Контролируемое доверие.
- Задание практического характера.
- Юмористическая минутка.
- Запись благодарности в дневник.
- Взаимоконтроль.
- Учебная дискуссия.
- Выставка лучших работ.
- Решение задач и проблем профессиональной направленности.
- Рецензия товарища на результат «соседа».
Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.
Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю. Интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если учитель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, если рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков узнать больше и вообще — учиться.
У детей старшего школьного возраста развивается стремление разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.
Третья группа – создание общих благоприятных условий для учебного процесса (слайд 12).
- Занимательная ситуация.
- Дозированное домашнее задание.
- Познавательная игра.
- Использование элементов соревнования.
- Концентрация внимания на промежуточных успехах ребенка.
- Оценка достижения школьника на родительских собраниях.
- Громкая демонстрация итогов деятельности ученика.
- Проблемно-поисковая ситуация.
- Опора на анализ жизненных ситуаций.
Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом педагог опирается на природную любознательность, на желание все знать. Дети младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.
Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы и команды в классе для совместного изучения учебного материала, разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении и объединении, а в результате учебные достижения тоже заметно улучшаются.
Учителя часто включают «мнимые стимулы», не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказанием (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и т.д.)
И в заключение хочу привести рекомендации нейропсихофизиологов для педагогов, родителей (слайд 5).
- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? (слайд 6.1)
- Прежде чем ругать и обвинять ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений, помогите найти пути решения проблемы (слайд 6.2).
- Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения (слайд6.3).
- Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы (слайд 7.1).
- Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен (слайд 7.2).
- Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свои неудачи на него. Это вы педагог, а не он (слайд 8.1).
- Постарайтесь чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка (слайд8.2).
- Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди» (слайд 9.1).
Источник