Что значит качество медицинской помощи

Что значит качество медицинской помощи

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

С 01.01.2022 в п. 4 ст. 10 вносятся изменения (ФЗ от 25.12.2018 N 489-ФЗ). См. будущую редакцию.

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

10) применением телемедицинских технологий.

(п. 10 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

Источник

Качественные услуги здравоохранения

Основные факты

  • В соответствии с Целями в области устойчивого развития одним из ключевых компонентов всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) является качество. В задаче 3.8 ЦУР содержится призыв к странам обеспечить ВОУЗ, в том числе защиту от финансовых рисков и доступ к качественным основным медико-санитарным услугам.
  • От 5,7 до 8,4 миллиона ежегодных случаев смерти в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) связаны с низким качеством медицинской помощи, что составляет до 15% от общего числа случаев смерти в этих странах.
  • Шестьдесят процентов случаев смерти от состояний, при которых требуется медицинская помощь, в СНСД связаны с низким качеством медицинской помощи, в то время как остальные случаи смерти происходят в результате неиспользования системы здравоохранения.
  • В СНСД низкое качество медицинской помощи влечет за собой расходы в размере 1,4-1,6 трлн долл. США в год в связи с потерей производительности.
  • В странах с высоким уровнем дохода каждому десятому пациенту наносится вред при оказании больничной помощи и можно ожидать, что 7 из каждых 100 госпитализированных пациентов будут инфицированы в связи с оказанием медицинской помощи.
  • Согласно оценкам, высококачественные системы здравоохранения могли бы ежегодно предотвращать 2,5 миллиона случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, 900 000 случаев смерти от туберкулеза, 1 миллион случаев смерти новорожденных и половину всех случаев материнской смерти.
  • Во всем мире основные структуры, необходимые для обеспечения качественной медицинской помощи, не соответствуют требованиям: в каждом восьмом медицинском учреждении отсутствуют службы водоснабжения, в каждом пятом – санитарно-гигиенические службы и в каждом шестом – средства для гигиены рук в местах оказания медицинской помощи.
  • По оценкам, 1,8 миллиарда человек, или 24% населения мира, живут в условиях нестабильности, которые затрудняют оказание качественных основных услуг здравоохранения. В этих условиях происходит значительная доля предотвратимых случаев материнской, детской и неонатальной смерти.

Что такое качество?

Качество медицинской помощи – это степень, в которой услуги здравоохранения, оказываемые отдельным лицам и группам населения, повышают вероятность достижения желаемых результатов в области здравоохранения и соответствуют профессиональным знаниям, основанным на фактических данных. Это определение качества медицинской помощи распространяется на укрепление здоровья, профилактику, лечение, реабилитацию и паллиативную помощь и исходит из того, что качество медицинской помощи может измеряться и постоянно повышаться благодаря тому, что медицинская помощь оказывается на основе фактических данных и с учетом потребностей и предпочтений пользователей услуг – пациентов, семей и местных сообществ.

За последние десятилетия сформулированы многочисленные элементы качества. На сегодняшний день существует четкий консенсус в отношении того, что качественные услуги здравоохранения должны быть:

  • эффективными путем предоставления основанных на фактических данных услуг здравоохранения нуждающимся в них лицам;
  • безопасными путем непричинения вреда лицам, для которых предназначается медицинская помощь;
  • ориентированными на потребности людей путем оказания медицинской помощи в соответствии с индивидуальными предпочтениями, потребностями и ценностями в рамках служб здравоохранения, организованных с учетом потребностей людей;
  • своевременными путем сокращения времени ожидания, а иногда и задержек, причиняющих вред как тем, кто получает медицинскую помощь, так и тем, кто ее оказывает;
  • справедливыми путем обеспечения одинакового качества медицинской помощи независимо от возраста, пола, гендера, расы, этнической принадлежности, географического местоположения, религии, социально-экономического статуса, а также языковой или политической принадлежности;
  • интегрированными путем предоставления медицинской помощи, скоординированной на всех уровнях и среди провайдеров услуг и обеспечивающей доступ ко всему комплексу услуг здравоохранения на протяжении всей жизни; и
  • действенными путем получения максимальных преимуществ от имеющихся ресурсов и недопущения потерь времени и средств.

Многие из вышеупомянутых проявлений качества тесно связаны с этическими принципами.

Всеобщий охват услугами здравоохранения и качество: глобальное обязательство

Главная цель ВОУЗ заключается в том, чтобы все люди, нуждающиеся в услугах здравоохранения, получали высококачественную медицинскую помощь, не испытывая при этом финансовых трудностей. Таким образом, качественные услуги здравоохранения (в области укрепления здоровья, профилактики, лечения, реабилитации и паллиативной помощи) являются неотъемлемой частью определения ВОУЗ. Даже при расширении доступа к услугам здравоохранения улучшения в области здравоохранения могут оставаться иллюзорными, если эти услуги не будут достаточно качественными, чтобы быть эффективными.

В Политической декларации ООН по ВОУЗ, принятой мировыми лидерами в сентябре 2019 г., было подтверждено обязательство постепенно обеспечить к 2023 г. охват качественными основными услугами здравоохранения дополнительно для одного миллиарда человек, с тем чтобы к 2030 г. охватить все население мира.

Принятие мер для обеспечения качества

Качественные услуги здравоохранения являются результатом как более широкого контекста систем здравоохранения, так и действий провайдеров услуг здравоохранения и отдельных лиц, работающих в системе. ВОЗ, ОЭСР и Всемирный банк предложили ряд мер для основных субъектов – правительств, систем здравоохранения, граждан и пациентов, а также работников здравоохранения, – которые должны работать сообща для достижения цели по оказанию качественных услуг здравоохранения на местах.

Национальная стратегическая направленность на качество. Национальная политика и стратегии, направленные на повышение качества медицинской помощи, обеспечивают прочную основу для повышения качества в рамках всей системы здравоохранения и должны быть тесно увязаны с более широкой национальной политикой и планированием в области здравоохранения. В основе национальной политики и стратегии обеспечения качества лежит прагматический пакет мер, отражающих действия, которые необходимо осуществить в рамках всей системы здравоохранения для формирования системной среды, уменьшения вреда, улучшения клинической помощи и взаимодействия с пациентами, семьями и местными сообществами. Разработан примерный перечень качественных мероприятий по каждой из этих областей для рассмотрения странами.

Качество в рамках всей системы здравоохранения. Помимо благоприятной политической среды для предоставления качественных услуг здравоохранения требуются надлежащее управление; квалифицированные и компетентные трудовые ресурсы здравоохранения, которые получают поддержку и преданы своему делу; механизмы финансирования, обеспечивающие возможности и поддержку для оказания качественной медицинской помощи; информационные системы, которые обеспечивают постоянный контроль и обучение в целях улучшения медицинской помощи; лекарственные средства, устройства и технологии, которые имеются в наличии, безопасны и надлежащим образом регулируются; и доступные и хорошо оборудованные медицинские учреждения.

Высококачественная первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь играет решающую роль в обеспечении всеобщего охвата высококачественными услугами здравоохранения. Для реализации трех взаимосвязанных компонентов первичной медико-санитарной помощи – расширения прав и возможностей людей и участия местных сообществ; осуществления многосекторальных действий в интересах здоровья; и создания служб здравоохранения, в рамках которых первоочередное внимание уделяется оказанию высококачественной первичной медико-санитарной помощи и выполнению основных функций общественного здравоохранения, – необходимо тщательно учитывать аспекты качества.

Мониторинг и оценка. Качество необходимо постоянно оценивать и контролировать в целях стимулирования улучшений. Это зависит от точных, своевременных и имеющих практическую ценность данных. Интеграция глобальных и национальных усилий в области оценки имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы страны собирали значимые данные и использовали их для преобразования и совершенствования своих систем предоставления услуг здравоохранения. Так, например, в этом контексте важное значение имеют системы отчетности о побочных эффектах и обучения.

Обмен опытом и обучение. Помимо оценки ключевых показателей улучшения имеется явная необходимость в сборе и распространении информации об извлеченных уроках и опыте в области обеспечения качества в странах и между странами в целях взаимного обогащения и активизации процесса обучения. Такие знания, поступающие из стран с разными уровнями систем здравоохранения, должны распространяться на глобальном уровне и в рамках местных систем здравоохранения.

Качественные устойчивые системы здравоохранения. Качество и устойчивость тесно связаны между собой. Для того чтобы системы здравоохранения были устойчивыми, необходимы качественные услуги здравоохранения, которые предоставляются до возникновения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, поддерживаются в течение таких ситуаций и совершенствуются после их завершения. Качественные услуги здравоохранения играют ключевую роль во время чрезвычайных ситуаций и служат связующим звеном между местными сообществами и системой здравоохранения.

И наконец, во всем мире необходимо коренным образом изменить систему предоставления услуг, с тем чтобы качественные услуги предоставлялись с чувством сострадания и с учетом потребностей людей и местных сообществ, поскольку предоставление услуг с чувством сострадания, как было продемонстрировано, улучшает результаты в ряде ситуаций.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ взаимодействует с государствами-членами и партнерами в целях обеспечения того, чтобы качество услуг здравоохранения было одним из ключевых компонентов воплощения ВОУЗ в жизнь.

В этой связи ВОЗ:

  • оказывает поддержку странам в разработке, совершенствовании и осуществлении национальной политики и стратегий обеспечения качества в целях применения комплексного подхода к предоставлению качественных услуг здравоохранения;
  • работает с партнерами и сетью стран в целях изучения возможностей повышения качества медицинской помощи для матерей, новорожденных и детей в широких масштабах и на устойчивой основе;
  • разрабатывает технические основы для повышения качества медицинской помощи в нестабильных, затронутых конфликтом и уязвимых условиях;
  • укрепляет потенциал в области профилактики инфекций и инфекционного контроля (ПИИК) и прилагает усилия по обеспечению водоснабжения, санитарии и гигиены (ВСГ), поскольку оба эти направления имеют важнейшее значение для оказания качественных услуг здравоохранения;
  • продвигает инициативы по обеспечению безопасности пациентов в целях уменьшения вреда, причиняемого пациентам при оказании качественных основных услуг здравоохранения;
  • руководит разработкой механизмов и показателей для оценки качества медицинской помощи, а также отчетности о достигнутом прогрессе;
  • поддерживает обмен информацией об извлеченных уроках и опыте в странах и между странами в рамках Глобальной учебной лаборатории ВОЗ по вопросам качества в рамках ВОУЗ и содействует формированию двусторонних партнерств в целях повышения качества медицинской помощи; и
  • оказывает поддержку странам в их работе по привлечению местных сообществ к созданию качественных, ориентированных на потребности людей и устойчивых служб здравоохранения.

Источник

Что значит качество медицинской помощи

/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /

Оказание медицинских услуг. Качество оказания услуг

Общие требования к качеству медицинских услуг

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан оказать потребителю услуг (выполнить работу), качество которой соответствует договору. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для использования в соответствии с этими целями. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге (работе), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), соответствующую этим требованиям.

Под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 Федерального «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Исполнитель обязан предоставлять медицинские услуги, качество, объем и сроки оказания которых должны соответствовать обязательным требованиям, условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Алгоритм действий потребителя

1. Выявление недостатков оказанной услуги

Недостаток услуги — несоответствие услуги предусмотренным законом обязательным требованиям или условиям договора, или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

Существенный недостаток услуги — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

2. Срок предъявления требований, связанных с недостатками оказанной услуги:

— в ходе оказания услуги,

— при принятии оказанной услуги,

— если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги — в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона исполнитель отвечает за недостатки услуги, на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении услуги, на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия услуги потребителем вследствие нарушения им правил использования результата услуги, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

3. Доказывание факта причинения вреда жизни или здоровью потребителя в результате недостатков услуг

Ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины (ст. 1064 ГК РФ).

Исполнитель услуг должен представить доказательства отсутствия его вины при оказании некачественных медицинских услуг.

Потребитель должен представить доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что исполнитель услуг является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1, Определение Верховного суда РФ от 11 марта 2019 г. N 18-КГ18-253).

4. Ответственность исполнителя

Исполнитель за некачественное оказание медицинских услуг несёт следующую имущественную ответственность:

— безвозмездно устраняет недостатки оказанной услуги;

— уменьшает цену оказанной платной медицинской услуги;

— повторно оказывает услугу;

— возмещает понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе предъявить требования о возмещении таких убытков, возникших в связи с некачественными медицинскими услугами, как: расходы на усиленное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, включая стоимость проезда (при необходимости не только пострадавшего, но и сопровождающего лица), приобретение специальных транспортных средств, расходы на обслуживание потерпевшего в быту (стирка, уборка жилья и т.п.). Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы на все виды помощи.

Возмещение вреда здоровью.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в полном объеме(часть 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, ст. 1064 ГК РФ). Исполнитель может быть освобожден от возмещения вреда в случае, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Компенсация морального вреда .

Право на компенсацию морального вреда имеет потребитель, которому оказаны некачественные медицинские услуги, а в случае его смерти – родственники. Определение Верховного суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 69-КГ18-22 — в случае причинения потребителю морального вреда (нравственных и физических страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, в числе которых право гражданина на охрану здоровья, право на семейную жизнь, потребитель вправе потребовать денежной компенсации указанного вред.

Способы восстановления нарушенных прав

1. Предъявление письменной претензии исполнителю в связи с выявленными недостатками оказанных услуг.

2. В случае спора о качестве медицинских услуг проведение независимой экспертизы качества оказанных услуг.

В случае оказания некачественной медицинской помощи, предоставленной по договору о платных медицинских услугах, потребитель вправе обратиться в независимую экспертную организацию, осуществляющую экспертизу медицинских услуг, до обращения в суд с обязательным уведомлением исполнителя услуг о проведении экспертизы. Также потребитель вправе заявить ходатайство о проведении независимой экспертизы платных медицинских услуг при рассмотрении дела в суде.

3.Обращение в суд с исковым заявлением.

В случае оказания некачественной медицинской помощи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС):

Потребитель вправе обратиться с жалобой на некачественную услугу в свою страховую организацию либо территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки (в том числе с использованием автоматизированной системы) соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике.

Экспертиза качества медицинской помощи в рамках ОМС проводится экспертом, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. В соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 33 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи ведет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Источник

Читайте также:  Vrm hs fan что это значит
Оцените статью

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 882 гостей онлайн