Что значит качественный продукт

КАЧЕСТВО ПРОДУКТА

КАЧЕСТВО ПРОДУКТА [англ. Product Quality] — в традиционном для маркетинга смысле — степень удовлетворения потребностей клиента, решения его проблем. Это состав и уровень потребительских свойств, потребительская ценность продукта, выража70 ющие его существенную определенность, благодаря чему продукт является именно этим, а не иным. Для покупателей «качественный товар» необязательно означает высокий комфорт и роскошь; но он должен улучшать качество жизни, доставлять удовольствие, т.е. соответствовать потребностям и ожиданиям определенной целевой группы. Потребитель воспринимает товары как совокупности свойств (атрибутов), выполняющих базовую функцию, а также другие, дополнительные функции и выгоды. Он, по мнению Д. Гарвина, особенно неравнодушен к следующим составляющим качества товара: — эффективность использования товара или услуги, способность товара выполнять свою основную функцию;

-уникальные особенности: совокупность других преимуществ, которые предлагает товар в дополнение к своей основной функции;

-конформность в смысле соответствия нормам и стандартам, отвечающим определенному уровню превосходства;

-надежность: отсутствие дефектов или перебоев в работе в течение установленного периода;

-долговечность: период нормальной эксплуатации (ресурс) товара или частота его использования до выхода из строя;

-сервис: масштаб, быстрота и эффективность сервисных услуг, предлагаемых до, во время и после покупки;

-эстетичность, или внешний вид: дизайн, облик, цвет, вкус товара и т.д. (это весьма субъективная составляющая);

-воспринимаемое качество: репутация или имидж товара или торговой марки. В XX в. понятие К. п. даже применительно только к потребителю прошло существенную эволюцию: от выполнения продуктом базовой функции соблюдения сугубо технических требований через требования безопасности, сервиса к статусным характеристикам, степени вклада в основные виды деятельности клиента и вплоть до влияния на его саморазвитие. Современный стандарт ISO 9000:2000 дает следующее определение: «Качество — степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования». На первый взгляд кажется, что определение неполное: остается неясным, ни чьи это характеристики, ни чьим требованиям они должны удовлетворять. На самом деле современный взгляд на качество, зафиксированный в международном стандарте, обращает внимание на два принципиальных момента, отмеченных ниже.

Читайте также:  Что значит восьмерка кубков

1. Понятие «К. п.» включает не только качество самого товара (услуги и др.) как степени удовлетворения потребности и разрешения проблем, но и комфортность его приобретения, сопутствующие услуги и товары и др. Компоненты К. п. различаются в зависимости от того, является продукт физическим товаром индивидуального потребления типа FMCG, товаром длительного пользования, предметом производственного потребления, услугой, идеей, территорией и др.

2. Требования к К. п. предъявляются не только потребителем, но и разработчиком, производителем, посредниками и другими участниками цепочки создания ценностей. Если, например, индивидуальные потребители интересуются потребительскими качествами товара: полезностью, относительной ценой, внешними данными, упаковкой, то для других участников цепочки радикально иным является само воплощение К. п. Это воплощение зависит от роли участника цепочки создания ценностей. Маркетолог прежде всего оценит: — четкость постановки финансовых и маркетинговых (по целевым аудиториям и долям рынка) целей разработки и продаж продукта;

-возможность реализовать в продукте устойчивое конкурентное преимущество фирмы и обеспечить ее длительное превосходство на рынке;

-адекватность идеи продукта реализуемой стратегии маркетинга, непротиворечивость в соотношении ее компонентов.

Проектировщик сочтет наиболее принципиальной концептуальную составляющую задач обеспечения К. п.: качество выбора общей идеи создания нового продукта и его перспективность, проработанность определяющих свойств продукта (маркетинговую составляющую качества), качество технического задания. Производственник обратит внимание на проектно-конструкторско-технологическое качество: существенные проектно-конструкторские основы, закладываемые в проект; тщательность и детальность проработки узлов и агрегатов; соблюдение конструкторскотехнологических требований и норм и внятность их контроля. Сборщики, наладчики, ремонтники по достоинству оценят универсальность, стандартность узлов и комплектующих (производственную составляющую качества); простоту инструкций по сборке и применению изделия; ремонтопригодность; качество упаковки; утилизируемость брака. Работники складского и транспортного хозяйств, логисты предпочтут легкость складирования и погрузки-выгрузки, компактность и т.п.; устойчивость к внешним механическим и температурным воздействиям (в т.ч. упаковки); длительный срок хранения. Снабженцам больше всего будут важны цена и качественные характеристики требуемого сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, оперативность поставок и невысокие транспортные расходы, полнота ассортимента у поставщиков, их репутация, квалификация персонала, возможности получения консультаций и справочной литературы, быстрота реакции на пожелания клиента, возможность получения кредита, рассрочки платежа или оформления необходимого оборудования в лизинг или на основе взаиморасчетов. Работники организации в целом заинтересованы в стабильном развитии коллектива организации, улучшении условий труда и отдыха, возможностей идентификации с фирмой. Владельцы фирмы, акционеры и другие стейкхолдеры больше всего оценят влияние продукта и его продаж на величину прибыли и в целом на уровень капитализации, рыночную стоимость фирмы. Посредники прежде всего обратят внимание на меновые характеристики продукта, среди которых спрос и его динамика, абсолютная цена, рентабельность, скорость обращения, транспортная упаковка, срок хранения и т.п.

Общество в лице государственных и общественных институтов демонстрирует свою заинтересованность в таких характеристиках продукта, его продаж и потребления, как: — позитивность влияния на решение актуальных социальных и других проблем, в т.ч. тех, для решения которых существуют эти институты; здесь вполне уместно процитировать тезис П. Диксона: «качество многих наших культурно значимых товаров и услуг — это важный символ национальной самооценки»;

-отсутствие опасности возникновения новых социальных проблем в связи с продажей и потреблением продукта. Качество — важнейшая характеристика конкурентоспособности (хотя оно может быть достаточно высоким и при отсутствии конкурентов). Сопоставление товаров по качеству корректно, если товары предназначены для удовлетворения одних и тех же потребностей и осуществляется с учетом цены. Прежде всего оцениваются т. наз. нормативные параметры на предмет соответствия их значений нормам, обязательным для соблюдения в отношении заданных целевых групп потребителей. Затем оценке подлежат другие, «жесткие» параметры («жестким» называется любой параметр, показатель, поддающийся объективной оценке); наконец, экспертным путем оцениваются «мягкие» (не формализуемые, «вкусовые») потребительские параметры. Оценка конкурентоспособности товаров предполагает сопоставление отдельно параметрических индексов потребительских свойств (часто кроме обязательных к выполнению нормативных) и отдельно ценовых индексов товаров. Оценка представляет собой процедуру, объединяющую определение значений объективных показателей с их субъективным взвешиванием, определением значимости показателей (параметров) для потребителей из конкретной целевой группы. Управление К. п. как раз и предполагает разбиение общего, или тотального, понятия качества на более мелкие составляющие с целью установления норм или стандартов для каждой из них. В современном мире управление К. п. воплощено в концепции всеобщего управления качеством и связано с именами Э. Деминга, Дж. М. Джурана, стандартизацией, метрологией и сертификацией продукции, защитой потребителя. Маркетинговая разработка стратегии в отношении К. п. предполагает прежде всего сегментационный анализ рынка. Учитывая многообразие потребностей, уровень конкурентоспособности каждого товара необходимо определять для каждого целевого сегмента в отдельности. Это означает, что конкретному уровню превосходства и диапазону приемлемых цен соответствуют свои выгоды или ценности. Можно утверждать, что качество и цена суть зеркальные отражения друг друга, причем именно в обе стороны. А.П. Панкрухин Короткий Ю.Г. Проблема качества в маркетинге на современном этапе // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2004. С. 538—541. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. 5-е изд. М.: Омега-Л, 2007. С. 238—240. Garvin D.A. Competing on the Eight Dimensions of Quality // Harvard Business Review, 65, November — December, 1987. Р. 101—109. Groocock J.M. The Chain of Quality, New York, John Wiley&Sons, 1986.

Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л . Под ред. А. П. Панкрухина . 2010 .

Источник

Что включает в себя определение «качественный продукт питания»

24 апр. 2019 г., 19:00

Показателями качества продовольственных товаров являются их внешний вид, запах, вкус, консистенция, содержание в них отдельных химических веществ (сахаров в кондитерских изделиях, жира в молоке и т. д.) и др.

В условиях рыночной экономики на насыщенном товарами рынке, производящими их разными предприятиями и фирмами, необходимо гарантированное подтверждение соответствия товара определенному уровню качества, указанного в стандартах.

Такое подтверждение соответствия дается в виде сертификата соответствия.

Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах для того, чтобы потребитель сделал правильный выбор.

Закон РФ «О защите прав потребителей», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» устанавливают объем обязательной информации на любом пищевом продукте отечественного или импортного производства, который реализуется в розничной торговле. Информация о товаре должна быть представлена на русском языке непосредственно с пищевым продуктом текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Перед покупкой пищевых продуктов необходимо тщательно осмотреть потребительскую упаковку. Если она повреждена, надписи на ней нечеткие, смазанные, невозможно определить дату изготовления и срок годности продукта, то существует большая вероятность того, что вы приобретете некачественный продукт, поэтому лучше его не покупать.

При отсутствии потребительской упаковки потребитель имеет право получить информацию о продукте и его изготовителе с транспортной тары, которая должна храниться в предприятии торговли до конца реализации товара.

Особое внимание при покупке продуктов питания необходимо обращать на дату изготовления продукта и срок его годности, который исчисляется либо временем, в течение которого продукт необходимо употребить, либо датой, до наступления которой продукт пригоден для употребления.

Каждый потребитель должен знать, что продажа товаров, срок годности на который истек, — запрещается.

При покупке товаров потребитель имеет право ознакомиться с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека (товарно-сопроводительные документы, удостоверения качества, декларация о соответствии).

Очень важно помнить, что скоропортящиеся продукты необходимо покупать только в предприятиях, которые оснащены холодильным оборудованием. Например, покупая замороженные полуфабрикаты, температура хранения которых должна быть – 18 °С, вы обнаружили, что полуфабрикаты слипшиеся, а упаковка деформирована, покупать такие продукты не стоит, поскольку они подвергались разморозке, а значит, потеряли свое качество.

При покупке продуктов обращайте внимание на условия хранения, указанные изготовителем на маркировке. Режим хранения продуктов оказывает существенное влияние на их качество.

При хранении пищевых продуктов в предприятии торговли должны соблюдаться правила товарного соседства. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами.

Клинский филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Качество продукта

Качество продукта (англ. Product Quality) — в традиционном для маркетинга смысле — степень удовлетворения потребностей клиента, решения его проблем. Это состав и уровень потребительских свойств, потребительская ценность продукта, выражающие его существенную определенность, благодаря чему продукт является именно этим, а не иным.

Качество продукта — результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Первые проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники, вторые — в силе и характере воздействия потребителей на производство, что в значительной мере проявляется в платежеспособном спросе на конкретные виды товаров. Применительно к конкретному виду продукта качество выражает собой результат целенаправленного роста и оптимального сбалансирования его полезных свойств на стадии разработки, производства и эксплуатации в пределах допустимых затрат.

Качество продукта — категория историческая. Повышение уровня производства делает возможным удовлетворение более высоких требований покупателей к продуктам определенного назначения. Показатели качества продукта — величины, зависящие от требований рынка, условий и методов их определения. Базовым является показатель качества такого продукта, который принят за исходный при сравнительной оценке качества.

Для покупателей «качественный товар» необязательно означает высокий комфорт и роскошь; но он должен улучшать качество жизни, доставлять удовольствие, т.е. соответствовать потребностям и ожиданиям определенной целевой группы. Потребитель воспринимает товары как совокупности свойств (атрибутов), выполняющих базовую функцию, а также другие, дополнительные функции и выгоды. Он, по мнению Д. Гарвина, особенно неравнодушен к следующим составляющим качества товара:

  • эффективность использования товара или услуги, способность товара выполнять свою основную функцию;
  • уникальные особенности: совокупность других преимуществ, которые предлагает товар в дополнение к своей основной функции;
  • конформность в смысле соответствия нормам и стандартам, отвечающим определенному уровню превосходства;
  • надежность: отсутствие дефектов или перебоев в работе в течение установленного периода;
  • долговечность: период нормальной эксплуатации (ресурс) товара или частота его использования до выхода из строя;
  • сервис: масштаб, быстрота и эффективность сервисных услуг, предлагаемых до, во время и после покупки;
  • эстетичность, или внешний вид: дизайн, облик, цвет, вкус товара и т.д. (это весьма субъективная составляющая);
  • воспринимаемое качество: репутация или имидж товара или торговой марки.

В XX в. понятие «качество продукта» даже применительно только к потребителю прошло существенную эволюцию: от выполнения продуктом базовой функции соблюдения сугубо технических требований через требования безопасности, сервиса к статусным характеристикам, степени вклада в основные виды деятельности клиента и вплоть до влияния на его саморазвитие.

Современный стандарт ISO 9000:2000 дает следующее определение:

«Качество — степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования».

На первый взгляд кажется, что определение неполное: остается неясным, ни чьи это характеристики, ни чьим требованиям они должны удовлетворять. На самом деле современный взгляд на качество, зафиксированный в международном стандарте, обращает внимание на два принципиальных момента, отмеченных ниже.

  1. Понятие «качество продукта» включает не только качество самого товара (услуги и др.) как степени удовлетворения потребности и разрешения проблем, но и комфортность его приобретения, сопутствующие услуги и товары и др. Компоненты качества продукта различаются в зависимости от того, является продукт физическим товаром индивидуального потребления типа FMCG, товаром длительного пользования, предметом производственного потребления, услугой, идеей, территорией и др.
  2. Требования к качеству продукта предъявляются не только потребителем, но и разработчиком, производителем, посредниками и другими участниками цепочки создания ценностей. Если, например, индивидуальные потребители интересуются потребительскими качествами товара: полезностью, относительной ценой, внешними данными, упаковкой, то для других участников цепочки радикально иным является само воплощение качества продукта. Это воплощение зависит от роли участника цепочки создания ценностей.

Маркетолог прежде всего оценит:

  • четкость постановки финансовых и маркетинговых (по целевым аудиториям и долям рынка) целей разработки и продаж продукта;
  • возможность реализовать в продукте устойчивое конкурентное преимущество фирмы и обеспечить ее длительное превосходство на рынке;
  • адекватность идеи продукта реализуемой стратегии маркетинга, непротиворечивость в соотношении ее компонентов.

Проектировщик сочтет наиболее принципиальной концептуальную составляющую задач обеспечения качества продукта:

  • качество выбора общей идеи создания нового продукта и его перспективность;
  • проработанность определяющих свойств продукта (маркетинговую составляющую качества);
  • качество технического задания.

Производственник обратит внимание на проектно-конструкторско-технологическое качество:

  • существенные проектно-конструкторские основы, закладываемые в проект;
  • тщательность и детальность проработки узлов и агрегатов;
  • соблюдение конструкторско-технологических требований и норм и внятность их контроля.

Сборщики, наладчики, ремонтники по достоинству оценят:

  • универсальность, стандартность узлов и комплектующих (производственную составляющую качества);
  • простоту инструкций по сборке и применению изделия;
  • ремонтопригодность;
  • качество упаковки;
  • утилизируемость брака.

Работники складского и транспортного хозяйств, логисты предпочтут:

  • легкость складирования и погрузки-выгрузки, компактность и т.п.;
  • устойчивость к внешним механическим и температурным воздействиям (в т.ч. упаковки);
  • длительный срок хранения.

Снабженцам больше всего будут важны:

  • цена и качественные характеристики требуемого сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
  • оперативность поставок и невысокие транспортные расходы;
  • полнота ассортимента у поставщиков, их репутация, квалификация персонала, возможности получения консультаций и справочной литературы;
  • быстрота реакции на пожелания клиента;
  • возможность получения кредита, рассрочки платежа или оформления необходимого оборудования в лизинг или на основе взаиморасчетов.

Работники организации в целом заинтересованы:

  • в стабильном развитии коллектива организации;
  • улучшении условий труда и отдыха;
  • возможностей идентификации с фирмой.

Владельцы фирмы, акционеры и другие стейкхолдеры больше всего оценят:

  • влияние продукта и его продаж на величину прибыли и в целом на уровень капитализации;
  • рыночную стоимость фирмы.

Посредники прежде всего обратят внимание на меновые характеристики продукта, среди которых спрос и его динамика, абсолютная цена, рентабельность, скорость обращения, транспортная упаковка, срок хранения и т.п.

Общество в лице государственных и общественных институтов демонстрирует свою заинтересованность в таких характеристиках продукта, его продаж и потребления, как:

  • позитивность влияния на решение актуальных социальных и других проблем, в т.ч. тех, для решения которых существуют эти институты; здесь вполне уместно процитировать тезис П. Диксона: «качество многих наших культурно значимых товаров и услуг — это важный символ национальной самооценки»;
  • отсутствие опасности возникновения новых социальных проблем в связи с продажей и потреблением продукта.

Качество — важнейшая характеристика конкурентоспособности (хотя оно может быть достаточно высоким и при отсутствии конкурентов). Сопоставление товаров по качеству корректно, если товары предназначены для удовлетворения одних и тех же потребностей и осуществляется с учетом цены. Прежде всего оцениваются так называемые нормативные параметры на предмет соответствия их значений нормам, обязательным для соблюдения в отношении заданных целевых групп потребителей. Затем оценке подлежат другие, «жесткие» параметры («жестким» называется любой параметр, показатель, поддающийся объективной оценке); наконец, экспертным путем оцениваются «мягкие» (не формализуемые, «вкусовые») потребительские параметры.

Оценка конкурентоспособности товаров предполагает сопоставление отдельно параметрических индексов потребительских свойств (часто кроме обязательных к выполнению нормативных) и отдельно ценовых индексов товаров. Оценка представляет собой процедуру, объединяющую определение значений объективных показателей с их субъективным взвешиванием, определением значимости показателей (параметров) для потребителей из конкретной целевой группы.

Управление качеством продукта как раз и предполагает разбиение общего, или тотального, понятия качества на более мелкие составляющие с целью установления норм или стандартов для каждой из них. В современном мире управление качеством продукта воплощено в концепции всеобщего управления качеством и связано с именами Э. Деминга, Дж. М. Джурана, стандартизацией, метрологией и сертификацией продукции, защитой потребителя.

Маркетинговая разработка стратегии в отношении качества продукта предполагает прежде всего сегментационный анализ рынка. Учитывая многообразие потребностей, уровень конкурентоспособности каждого товара необходимо определять для каждого целевого сегмента в отдельности. Это означает, что конкретному уровню превосходства и диапазону приемлемых цен соответствуют свои выгоды или ценности. Можно утверждать, что качество и цена — зеркальные отражения друг друга, причем именно в обе стороны.

Источник

Оцените статью