- Что значит изъять милосердие
- РУСТЬЮТОРС
- Текст ЕГЭ Д. Гранина о милосердии. Проблемы
- Вариант 4
- Готовые сочинения к сожалению, наши обильные разговоры по тексту Д. А. Гранину
- ПОДЕЛИТЬСЯ
- Примерный круг проблем:
- Сочинение ЕГЭ №1
- Сочинение ЕГЭ №2
- Сочинение ЕГЭ №3
- Сочинение ЕГЭ №4
- Сочинение ЕГЭ №5
- Сочинение ЕГЭ №6
- Сочинение ЕГЭ №7
- Полный текст ЕГЭ Д.А Гранина о милосердии:
Что значит изъять милосердие
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту текста Д. А. Гранина.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Устарело ли в наше время понятие милосердия?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность. Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.
Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. И исчезает.
Упражняется ли милосердие в нашей жизни. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?
Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.
И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.
Первая часть работы – изложение.
1. Нравственность состоит из определённых чувств, свойств, понятий, одно из которых милосердие.
2. Изъять милосердие — значит, лишить человека проявлений нравственности.
3. В милосердии нужно упражняться.
4. Нужно с детства учить человека милосердию, как это делал отец писателя.
5. Без упражнений в милосердии это чувство не может жить.
Вторая часть работы – сочинение.
Приведём пример сочинения.
Мне кажется, что когда речь идет об общечеловеческих ценностях, нельзя вести речь о моде на них. Во все времена люди были разные. Были добрые и злые. Были отзывчивые и равнодушные. Были, и есть сейчас. И будут. Но хочется, чтобы добрых, отзывчивых, милосердных было больше.
При виде несчастья милосердный человек стремится оказать помощь советом, делом, сочувствием, а сделав это, даже не подозревает, как он множит добро вокруг себя. Мне кажется, что в наше время много милосердных людей. С их помощью собираются деньги на лекарства больным детям. Отзывчивость приводит их в волонтерские отряды по поиску пропавших людей. Милосердие проявляют люди, спешащие на помощь старикам.
Мне не раз приходилось видеть подростков, ведущих себя жестоко по отношению к животным. Останавливая их и спрашивая, зачем они это делают, почему не думают, что котёнку или щенку больно, страшно, я всегда поражалась их ответу: «Подумаешь, кошка. Это же не человек!» Они не задумываются, что от бездушия по отношению к слабым и беззащитным животным до агрессии к людям один шаг. В повести Л. Улицкой «Зелёный шатёр», в самом её начале, идёт речь о мальчике Сане, который вырвал из пасти собаки котёнка. А потом случилось так, что он, не задумываясь, пошёл на защиту друга, бросившись на нож и защитив тем самым человека.
Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, ваше сердце может называться милым, значит, в нём есть место милосердию. Совершайте добрые дела и помните: быть милосердным человеком, значит, быть настоящим человеком.
Источник
РУСТЬЮТОРС
Текст ЕГЭ Д. Гранина о милосердии. Проблемы
(1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность. (3)Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.
(4)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (5)Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (б)Нечто свойственное лишь прежним временам. (7)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия.
(9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.
(10)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.
(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает. (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)»Жалость к падшим» оказывали таясь и рискуя.
(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.
(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?
(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.
(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.
* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Примерный круг проблем:
1. Проблема утраты милосердия. (В чём состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожалось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)
Авторская позиция: Милосердие — это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека, поэтому утрата милосердия опасна. Милосердие намеренно вытравляли и уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости по отношению к тем, кто по каким-то причинам оказывался неугоден существующему режиму. Ещё одной причиной утраты милосердия является то, что милосердие не находит практики.
2. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)
Авторская позиция: Милосердие необходимо сохранить в сердцах людей, поскольку это органичное для человека чувство, с которым он рождается, это одно из важнейших действенных проявлений нравственности, которое препятствует совершению жестокости и несправедливости. Милосердие нуждается в постоянной практике, ведь если это чувство не используется, то оно слабеет и исчезает.
3. Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)
Авторская позиция: Милосердие — это чувство, которое даётся человеку с рождения вместе с инстинктами, с душой; способность человека откликаться на чужую боль является врождённой.
4. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)
Авторская позиция: Милосердие воспитывается практикой, реальными поступками.
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Источник
Вариант 4
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность. Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.
Актуальнейшую проблему поставил в своём проникновенном обращении к соотечественникам Даниил Александрович Гранин – проблему утраты милосердия! Тревога звучит в его словах.
Об этом можно судить по тем средствам, которые писатель использовал в своём тексте. Например, обратим внимание на риторический вопрос: «Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?» Тут мы слышим недоумение: ведь милосердие присуще всем живым существам, а у нас, называющих себя венцом творенья, оно атрофировалось, будто что-то устаревшее и ненужное.
Очень интересно использована автором парцелляция: «Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?» Здесь стоит задуматься: а ведь в нашей жизни действительно отсутствуют стимулы проявления милосердия. Наверное, в этом причина нелепейшего явления – утраты «древнего необходимого чувства».
Даниил Александрович Гранин считает, что милосердие исчезает из нашей жизни совсем не случайно. Во время классовой борьбы «милость к падшим» была наказуема, а в наше время она никак не реабилитирована, ведь в современном обществе нет «практики милосердия». Автор заявляет: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности».
Думаю, что писатель прав, ведь мир без милосердия превращается в хаос. Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить, например, произведение М.Шолохова «Тихий Дон», в котором упорядоченная мирная жизнь казаков вдруг сменилась чудовищной нелепицей войны. Люди понимают всю невероятность происходящего, но ничего сделать не могут: они словно все сошли с ума. Им хочется пахать, сеять, кормить хлебом народ, а они вынуждены убивать себе подобных. Всё странно и непонятно становится в мире, и вот Дарья убивает кума Котлярова, Мишка Кошевой начинает охоту на Григория – своего шурина, а Митька Коршунов стал палачом, чего сроду не бывало среди казаков. В отместку за гибель своего деда, этот изверг повесил старуху-мать Коршунова, детишек её шашкой порубил. Ужас и кошмар творится в мире, в котором нет места милосердию. А вот у Пушкина в повести «Капитанская дочка» даже в круговерти страшных исторических событий есть место для проявления милосердия, и люди могут говорить друг с другом, проявить сочувствие и благородство, спасти тех, кому грозит опасность, и помочь тем, кто в этом нуждается. И всё это нормально – так и должно быть.
Не зря тревожится Даниил Александрович Гранин, ведь сохранить мир на краю безумия – это первостепенная задача каждого из нас. Милосердие – это надежда на сохранение в себе нравственности. Если утратим это святое чувство – не будет для нас счастливой жизни.
Источник
Готовые сочинения к сожалению, наши обильные разговоры по тексту Д. А. Гранину
ПОДЕЛИТЬСЯ
7 готовых уникальных сочинений ЕГЭ по тексту Д. А. Гранину (К сожалению, наши обильные разговоры), для варианта №32 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.
Примерный круг проблем:
- Проблема утраты милосердия. (В чём состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожалось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)
- Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)
- Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)
- Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)
Сочинение ЕГЭ №1
Почему милосердие должно стать неотъемлемой частью нашей жизни? Почему важно сохранить милосердие? Как это нужно сделать? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского русского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему сохранения милосердия, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие доводы. Например, он приводит исторический пример, связанные с революционной и советской эпохой, когда милосердие считалось устаревшим. Но Гранин подчёркивает, что милосердие как древнее чувство свойственно всему живому, оно не должно быть «запущенным». Из этого следует, что человек рождается с чувством милосердия, в жизни есть много примеров трогательной отзывчивости, человечности. Кроме того, писатель обращается к детским воспоминаниям, когда на его глазах постоянно совершался акт милосердия. Его отец никогда не проходил мимо слепых, калек, которые просили подаяние в подъездах, на вокзалах и рынках. Он всегда подавал медную монетку. Этот факт говорит о том, что взрослые должны подавать детям пример сострадания, проявлять духовность, только тогда милосердие будут проявлять и их дети.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли о том, что каждый должен стремится проявлять милосердие, нельзя, чтобы оно исчезло из нашей жизни. Авторская позиция заключается в следующем: милосердие необходимо сохранять в сердцах людей, так как это естественное для каждого из нас чувство, с которым мы рождаемся и которое является основой духовности.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, милосердие не должно исчезнуть из нашей жизни. Чтобы это не произошло, необходимо проявлять его на практике ежедневно, нельзя быть равнодушным к чужому горю.
В рассказе А. П. Платонова «Юшка» главный герой, помощник кузнеца, проявляет милосердие по отношению к девочке-сироте. Он не тратит на себя средства, а каждое лето всю зарплату относит в город и отдаёт в семью, куда поместил девочку для воспитания.
Мы пришли к выводу, что долг каждого из нас – стремиться сохранить милосердие. Для этого нужно делать добрые дела, помогать тому, кто нуждается в нашей поддержке.
Сочинение ЕГЭ №2
Почему утрата милосердия губительно воздействует на духовную жизнь общества? Каковы причины того, что в определённые исторические периоды милосердие специально уничтожалось? Почему и в наши дни происходит утрата милосердия? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского и российского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему утраты милосердия, автор опирается на собственные рассуждения и приводит множество фактов, доказывающих, что милосердие «как будто отторгается нашей жизнью». Например, он пишет, что термин «милосердие» считается устаревшим и даже в словаре есть пометка «устар.». Второй пример связан с историей. В годы раскулачивания и репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных.
Оба эти примера дополняют друг друга и указывают на то, что основной причиной утраты милосердия является политика государства в период классовой борьбы, так как это чувство считали аполитичным. Автор стремится убедить своих читателей в том, что одним из самых главных проявлений нравственности человека является милосердие, и поэтому без этого высокого нравственного качества невозможно существование общества. В послереволюционный период милосердие считали пережитком прошлого и сознательно старались избавляться от этого чувства, потому что оно мешало проявлению беззакония и жестокости. В наши дни милосердие утрачивается, так как не находит практики.
Позиция автора мне понятна и близка. Несомненно, основой нравственности является милосердие. В тридцатые и сороковые годы слово «милосердие» исчезло совсем из лексикона, так как «милость к падшим» была запрещена официально, на государственном уровне.
В рассказе В. Г. Распутина милосердие по отношению к своему ученику проявляет учительница французского языка Лидия Михайловна, которая узнала, что пятиклассник голодает, и решила ему помочь. Мальчик отказывался садиться за стол после дополнительных занятий на квартире учительницы, не принял от неё посылку, и тогда она предложила играть в «пристенок» на деньги. Однажды за этим занятием их застал директор школы, и Лидии Михайловне пришлось уволиться, взяв вину на себя. События происходили в суровые послевоенные годы, в 1948 году, и директор вряд ли понял бы причины поступка учительницы.
В заключение подчеркнём, что общество тогда будет находиться на высокой ступени нравственного развития, когда в нём будет существовать милосердие, которое нужно воспитывать с раннего возраста в детях и самому быть в проявлении этого чувства примером для подрастающего поколения.
Сочинение ЕГЭ №3
Почему в наиболее сложные периоды истории нашей страны милосердие намеренно уничтожалось? Без него невозможно существование гуманного общества. Д.А. Гранин в предложенном тексте поднимает проблему утраты милосердия.
Автор размышляет о том, что в настоящее время это понятие считается устаревшим, как будто отживает сама способность к сочувствию. Несмотря ни на что без милосердия сложно оставаться человеком в полном смысле этого слова. Без такой «трогательной отзывчивости» не существует и настоящей нравственности. В страшные моменты нашей жизни было столько жестокости, что о милосердии начали забывать. Задача каждого из нас – возродить это чувство – сначала в себе, а потом и в других.
Д.А. Гранин считает, что человек рождается сострадательным, готовым любить. Как помочь ему не утратить эту способность? Многое зависит от воспитания, поэтому родители должны быть ответственными за будущее своих детей. Так, например, отец рассказчика научил его откликаться на чужую боль. Конкретизируя данную мысль, Д.А. Гранин подчёркивает, что одна из важных причин утраты милосердия заключается в том, что оно не находит практики.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: опасно забывать о милосердии, потому что это самое действенное проявление нравственности человека. Необходимо «упражняться» в способности понимать боль ближнего.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, милосердие – это то чувство, с которым мы рождаемся, поэтому так важно не потерять его. Вспомним, как многое делала ради других героиня рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Она никому не отказывала в помощи и совершенно не думала о себе. Именно поэтому первое название произведения представляло собой народную мудрость: «Не стоит село без праведника».
Таким образом, милосердие нуждается в постоянной практике, иначе оно может ослабнуть и исчезнуть. Его утрата – верный путь к деградации.
Сочинение ЕГЭ №4
Мы часто говорим о нравственности, о высоких душевных качествах. Но всегда ли эти качества на самом деле имеют значение для человека и общества в целом? Проблеме одного из таких несправедливо попавших в опалу качеств — милосердия- и посвящен, как мне кажется, текст Даниила Гранина.
Рассуждая о важности этого качества, писатель обращается к наблюдениям за природой. Он указывает на то, что милосердие свойственно птичьему сообществу. Встречается оно и у людей, но, по мнению Д. Гранина, редко.
Анализируя причины того, что милосердие не такое распространенное качество, как хотелось бы, автор текста находит их в истории нашего государства. Он уверен, что репрессии, раскулачивание требовали от людей не милосердия, а непримиримости. Поэтому была фактически объявлена война этому доброму качеству.
Автор уверен, что милосердие — важнейшее свойство человека. Его надо воспитывать и бережно взращивать. Это требует постоянного труда души.
Я согласен с писателем. Действительно, милосердие стало в какой-то момент «немодным» и даже опасным. Ведь оно требовало милости к врагу! А врага, который не сдается, полагалось безжалостно уничтожать.
Свою мысль я хотел бы проиллюстрировать, обратившись к рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». В этом произведении описан спор раскулаченного с партийным функционером. И восприятие этого спора мальчиком, героем-рассказчиком. В душе мальчика происходит настоящий взрыв. Герой понимает, что не должен жалеть врага (тот получил по заслугам), но не может не испытывать сострадания к мучительно умирающим людям.
Мне кажется, сейчас, когда многие обращаются к традиционным ценностям, милосердие тоже становится распространенным качеством. Я хотел бы верить, что вскоре оно снова станет нормой, а не чем-то уникальным, требующим восхищения и превознесения. И я думаю, что ради этого каждый должен начать с самого себя.
Сочинение ЕГЭ №5
Поднимая проблему сохранения милосердия, советский и российский писатель Д.А. Гранин отвечает на следующие вопросы: как можно сохранить милосердие и почему это нужно делать?
Отвечая на первый вопрос, автор текста выражает уверенность в том, что милосердие – чувство врожденное, однако его нужно постоянно упражнять, иначе оно будет слабеть до тех пор, пока вовсе не исчезнет. Рассуждая о необходимости практики милосердия, автор приводит конкретный пример из собственной жизни: в детстве отец всегда давал ему медяк, чтобы он подавал его нищим, и он, несмотря на страх перед нищенством и несмотря на желание оставить деньги себе, отдавал их нищим. Вспоминая это, писатель понимает, что отец упражнял в нем милосердие, так как без упражнения милосердие не может существовать.
Отвечая на второй вопрос, автор текста рассуждает о том, что милосердие нужно сохранять по той причине, что оно является «важнейшим действенным проявлением нравственности», свойственным не только человеку, но и всем животным и птицам.
Авторская позиция предельно ясна: каждый человек должен сохранять в себе милосердие, постоянно его практикуя и упражняя, поскольку оно является древнейшим проявлением нравственности, важным для человеческого существования.
С автором текста трудно не согласиться. Милосердие является чувством нравственного человека, оставаться которым помогает совершение конкретных милосердных поступков, которые не позволяют милосердию ослабеть и исчезнуть. Данная мысль находит отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показано, с какими испытаниями и препятствиями пришлось столкнуться главному герою Андрею Соколову на своем жизненном пути. Несмотря на участие в жестокой войне, которая разрушила его семейное счастье, поскольку жена и дети погибли во время военных действий, Андрей Соколов смог сохранить в себе милосердие. Главным упражнением милосердия в послевоенные годы стало то, что Андрей Соколов приютил мальчика-сироту Ванюшку, заботясь о нем как о родном сыне. Андрей Соколов не озлобился на мир, благодаря милосердию ему удавалось даже в тяжелых условиях оставаться нравственным человеком.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Равнодушное отношение большинства людей к трудному положению семейства Мерцаловых говорит о том, что у многих окружающих их людей полностью исчезло милосердие. Находясь в таких общественных условиях, доктор Пирогов мог подчиниться им, однако он сохраняет в себе милосердие, оставаясь нравственным человеком. Практика милосердия заключается в конкретных действиях доктора Пирогова: он осмотрел больную Машутку, выписал рецепт, помог семейству Мерцаловых материально и дал членам семьи совет никогда не падать духом. Поступок доктора Пирогова приводит к мысли о том, что милосердие никогда не исчезнет, если его постоянно упражнять.
Подводя итоги к сказанному, можно отметить: поскольку милосердие – это важнейшее проявление нравственности, его нужно сохранять, постоянно упражняясь в нем, совершая конкретные милосердные поступки.
Сочинение ЕГЭ №6
Что такое милосердие? В чём оно проявляется? Над этой проблемой предлагает задуматься Даниил Александрович Гранин — советский и российский писатель. Автор, рассуждая над вопросом, говорит о своём отце, который в детстве учил его помогать нуждающимся. Не смотря на то, что материальное положение не позволяло тратить деньги на других людей, отец мальчика учил его быть отзывчивым, воспитывал в нём «чувства добрые». Так читатель понимает, что умение откликнутся на проблемы ближнего — это признак милосердия. Писатель обращает наше внимание на то, что с самого рождения в нас заложена способность «откликаться на чужую боль», но, если долгое время человек сознательно приглушает этот порыв, перестаёт «упражняться» эта способность покидает его.
Действительно, необходимо проявлять свои светлые чувства, не давать им угаснуть. Оба примера, дополняя друг друга, показывают в чём проявляется милосердие.
По мнению автора, нам необходимо проявлять свою доброту. Нельзя допустить того, что бы это чувство «оказалось запущенным», поэтому нам необходимо ежедневно совершать жесты милосердия.
Мысли автора мне импонируют: человечность в наши дни уходит на второй план и постепенно становится забытым чувством. Читая текст, я вспоминаю роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения — Пётр Гринёв дарит заячий тулуп Пугачёву, не смотря на то, что Савельич против этого. Пугачёв, помня добрый поступок Гринева, после захвата крепости милует его и оставляет в живых. В этих поступках героев заключается их отзывчивость.
Таким образом, милосердие – это способность человека быть нравственным. Проявлять сочувствие и быть готовым жертвовать ради помощи ближнему, есть признак доброго человека.
Сочинение ЕГЭ №7
Почему происходит утрата милосердия? Этот вопрос волнует Д. Гранина, автора предложенного для анализа текста.
Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к размышлениям автора. Д. Гранин пишет о том, что во времена раскулачивания, тяжкие годы массовых репрессий милосердие и любые добрые поступки по отношению к нуждающимся были под запретом. Нельзя было приютить детей сосланных или даже посочувствовать арестованным. «Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные», — вспоминает автор. Такая политика привела к тому, что многие люди полностью утратили чувство милосердия. Оно было искоренено как незаконное, мешающее, опасное чувство. Даже само это слово, милосердие, перестало использоваться. Внешнее влияние на поведение и сознание людей, насильственное истребление милосердных порывов сильно покалечило общество, лишив людей способности сочувствовать.
Продолжая размышлять о том, почему происходит утрата милосердия, автор переключает свое внимание с внешних факторов, влияющих на человека, на поведение самого человека, которое также способно привести к утрате милосердия. Д. Гранин вспоминает своего отца, который в детстве заставлял его подавать милостыню нищим. Автор рассказывает, что ему приходилось преодолевать свой страх, а иногда и свою жадность. Это была «практика милосердия», так отец воспитывал в ребенке важное чувство. Этот эпизод из детства автора заставляет нас понять, что милосердие в человеке поддерживается практикой. Нужно помогать нуждающимся, сочувствовать им, только тогда ты сможешь сохранить искреннее желание делать это.
Эти два примера важны для понимания проблемы: автор показывает, что отсутствие практики милосердных поступков, для которого могут быть как внешние, так и внутренние причины, ведет к утрате чувства милосердия.
Проанализировав текст, я понял позицию автора. Д. Гранин уверен, что утрата милосердия происходит потому, что оно не находит практики. Если человек не помогает нуждающимся, из-за запретов общества или по собственному желанию, со временем он может и вовсе утратить чувство милосердия. Я согласен с мнением автора. Как и любая способность, данная нам природой, способность сочувствовать должна поддерживаться и развиваться.
Для подтверждения своих слов хочу вспомнить героиню романа Достоевского «Преступление и наказание» Соню Мармеладову. Ее милосердие по отношению к Родиону Раскольникову не было внезапным. Это лишь еще один ее милосердный поступок, которому предшествовали многие другие. Соня всегда сочувствовала нуждающимся. Она всегда стремилась помогать своему отцу, пожертвовала собой ради спасения детей, тем самым она поддерживала в себе чувство сострадания, не позволяя ему угаснуть. Таким образом, к утрате милосердия ведет отсутствие в жизни людей милосердных поступков.
Полный текст ЕГЭ Д.А Гранина о милосердии:
(1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность… (3)Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.
(4)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (5)Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (б)Нечто свойственное лишь прежним временам. (7)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия.
(9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.
(10)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…
(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)»Жалость к падшим» оказывали таясь и рискуя…
(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.
(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?
(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.
(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.
Источник