- Что такое обществознание?
- Содержание
- Зачем нам нужно обществознание?
- Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
- Что такое обществознание?
- Обществознание — это наука, изучающая всесторонне жизнь социума
- Сфера изучения обществознания
- Связь с другими науками
- Обществознание как школьный предмет
- Кому необходимо изучать эту дисциплину?
- А наука ли обществознание?
- Заключение
- Зачем и для чего мы изучаем общество?
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
В рамках вузовской социологии сложно интерпретировать понятие общества иначе. Его просто не существует в другом варианте. То же самое и с определениями в других сферах обществознания: без глубокого изучения невозможно понять и дать грамотный ответ. А самый простой способ глубоко изучить любой предмет — это курсы для детей, построенные на технологиях эффективного обучения.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Источник
Обществознание — это наука, изучающая всесторонне жизнь социума
Непосредственым предметом части научных изысканий стал человек и тот социум, который он формирует. Обществознание — одна из наук, центром изучения которой и стал социум. В нашей статье мы коснемся этого вопроса с целью вспомнить, что изучает обществознание и какие интересные данные она может предоставить.
Сфера изучения обществознания
Начнем с того, что дадим толкование понятию, дабы постепенно вникать в тему. Итак, обществознание – это наука, изучающая всесторонне жизнь общества и его значение для человека.
Как дисциплина, всецело направленная на изучение человеческого общества во всех его проявлениях. Ее связи с прочими науками очень широки, как и разнообразие рассматриваемых аспектов социальной жизни.
Связь с другими науками
Как самостоятельно развивающаяся наука, обществознание включает некие базисы прочих гуманитарных. Среди них философия, психология, в частности социальная, этика, социология, история, право, политология. Кроме того, в обществознании есть основы экономики.
Столько широкие междисциплинарные связи обсуловлены с тем, что каждая из наук оперирует собственным видением человеческого общества. Обществознание же дает целостную картину данного понятия, учитывая представление каждой из дисциплин.
Все общественные науки в современном исследовательском мире связаны в единый массив знаний и методов, объединенных в обществознании. На основе столь широкого охвата проблем социальной жизни человечества, оно способно дать ответы на многие интересующие общество актуальные вопросы. Проникает обществознание целями и результатами своих научных изысканий в различные сферы человеческой деятельности: от социальной до экономической, политической и духовной.
Таким образом, резюмируем уже сказанное: обществознание — это наука, изучающая человеческую жизнь в социуме, наиболее полно, в отличие от множества других гуманитарных дисциплин.
Обществознание как школьный предмет
В каждой школе России обществознание входит в список преподаваемых предметов. Ранее, во времена СССР, схожая дисциплина называлась обществоведением.
Сегодня изучение обществознания в школьных стенах завершается ЕГЭ. Практическое значение этой дисциплины заключается, прежде всего, в адаптации учеников к динамичности социальной жизни. Для нас это уже очевидно исходя из данных, что изучает дисциплина обществознание.
Происходит ознакамливание с различными сторонами этого процесса, расширяется кругозор. Это помогает в дальнейшем определиться с родом деятельности, выбором дальнейшей направленности обучения.
Отметим также формирущую роль современного обществознания со стороны гражданской позиции. Политическая, экономическая сторона человеческой деятельности приоткрываются и складываются в цельную картину.
Кому необходимо изучать эту дисциплину?
Мы уже выяснили на данном этапе, что обществознание — это наука, изучающая все аспекты жизни человеческого социума. В школе эта дисциплина является обязательной частью программы. А кому же стоит изучить ее глубже при получении специализированного образования?
Как мы помним, спектр исследований обществознания сегодня затрагивает все социальные и некоторые другие науки. Поэтому изучать его углубленно стоит студентам таких специальностей, как социология, что, пожалуй, самое очевидное, психология, политология, правоведения, юриспруденция, культурология, менеджмент, педагогика.
Иными словами, для всех специальностей, которые в дальнейшем предусматривают работу с людьми, акутальны сведения и выводы рассматриваемой дисциплины. Этот вывод исходит из того, что мы уже выяснили: что изучает предмет «обществознание».
А наука ли обществознание?
Развитие дисциплины, ставшей темой нашей статьи, продолжается активно и сегодня. В научных кругах ведутся дискусии на предмет того, является ли обществознание наукой как таковой. В пользу положительного вердикта говорят большинство признаков. Мы ведь уже знаем, что обществознание — это наука, изучающая все проявления жизни общества.
Так, данная дисциплина стремиться фиксировать факты и закономерности максимально обьективно, что присуще истинной науке. Проблемный момент в том, что предмет обществознания, человеческое общество и все проявления его деятельности, слишком широк и динамичен. Поэтому до конца познать его своими методами оно не может.
Рациональность обществознания также сближает его с наукой. Точным дисциплинам, таким, как математика, оно не противоречит, хотя и не имеет собственных столь четко выделенных выводов.
И, наконец, последнее — обществознание так же не приемлет суеверия, как и любая другая наука. Собирая отдельные, самые важные аспекты прочих социальных наук, оно так же придерживается принципа обоснованности фактов.
Заключение
В нашей статье мы коснулись вопроса, что изучает обществознание. Оно, по сути, является комплексом наук, затрагивающих все возможные проявления жизни общества. Отсюда можем сделать слежующий вывод: предмет изучения обществознания крайне широк, поэтому дать исчерпывающих точных данных о нем эта наука не может по объективным причинам.
Человеческое общество со своими закономерностями, специфическими фактами является особенным постоянно меняющимся предметом. Соответственно, постоянно происходит развитие обществознания. Оно имеет явные связи с остальными социальными науками, а также экономикой, правоведением.
Обществознание — это наука, изучающая общество во всех его проявлениях. Как школьный предмет оно обязательно к изучению. Практическое значение его также высоко.
Источник
Зачем и для чего мы изучаем общество?
Ответ: Познание общества – это и познание самого себя. Когда человек вступает в жизнь, общество уже существует. И вся система образования, воспитания, профессиональной подготовки, культура, общение, быт – всё готовит нас к тому, чтобы мы включились в общество, заняли там определённое место, выполняли необходимые функции. Мы усваиваем традиции и нормы, идеалы и ценности, схемы поведения и взаимоотношений. Социальное влияние на формирование личности неоспоримо. При всём разнообразии индивидуальных характеристик, нас объединяют какие-то черты, заложенные обществом. И всматриваясь в него, мы больше узнаём о себе.
В процессе общественной деятельности люди устанавливают друг с другом различные отношения. Иначе быть не может, ведь только общество в целом обладает свойством самодостаточности.
Каждый индивид своими силами может удовлетворить только часть потребностей. Для удовлетворения остальных он вынужден обращаться к другим индивидам и вступать с ними во взаимодействие.
Одним из базовых понятий социологии является социальная структура общества.
Социальная структура – это анатомический скелет общества. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Вместе с тем, следует отметить, что хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.
Социальный статус – это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу ученик, но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, человек средних лет, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери – сын.
Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой.
Статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Так бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином и наоборот.
Таким образом, именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений – и межличностных и социальных.
Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Например, от банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного – совсем иной.
Все наше человечество существует и развивается в соответствии с законом социальной дифференциации, т. е. постепенным увеличением количества и качества различных социальных общностей: классов, сословий, каст, групп, профессий, специальностей, партий и т. д.
Дифференциация – это деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий. Другими словами, социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.
Социальная дифференциация — эволюционный процесс расчленения социального целого, в ходе которого появляются:
— функционально специализированные институты;
— разделение труда;
— различные профессии, статусы, роли, группы и т.д.
Еще в древние времена люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества. Именно поэтому абсолютно во всех обществах существует разделение статусов и ролей. Все члены общества распределяются внутри социальной структуры таким образом, что все различные статусы заполняются и выполняются все соответствующие им роли.
В разные исторические промежутки времени существовали и разные критерии различия индивидов. Первоначально это были антропологические и демографические различия. Общество делилось по признакам пола, возраста, расы, этноса и т. д. Позже появились различия социального характера, т. е. деление общества на классы, касты, сословия, по принадлежности к той или иной профессии и т. д. Когда в различиях индивидов появились социальные черты, антропологические и демографические различия под их влиянием изменились, можно сказать, социализировались.
Расы разделились на «высшие» и «низшие» по социально-политическим признакам, этносы – на «господствующие» и «подчиненные», полы – на «суверенный» и «зависимый», поколения – на социально противостоящих «отцов» и «детей».
Современная социология выделяет четыре группы факторов, определяющих социальную дифференциацию людей:
Данные факторы подразумевают формирование рас, а в их границах – этносов, наций, национальностей, народов. Группы, на которые делится общество, объединяются по естественным признакам.
Здесь подразумевается деление людей по полу и возрасту, что также происходит естественным образом, т. к. в природе есть два различных пола: мужской и женский. Также естественно и возрастное разделение на группы: младенцев, детей, подростков, молодежь, зрелое поколение, пожилых людей и стариков.
Происходит общественное разделение труда (работники умственного и физического труда), возникновение разнообразных профессий, специальностей и специализаций. По этим основаниям люди делятся не только естественным образом, но и при помощи силы, влияния, благосостояния и т.п.
Общество разделяется на касты, сословия, классы и т. п. Здесь имеют место также и естественные, и социальные различия. Основания, по которым общество делится на группы, определяются богатством, доходом, социальным статусом каждого отдельного индивида. Все общество представляет собой как бы некую пирамиду, разделенную по горизонтали на части. Верхушка – это элита, как правило, самый малочисленный слой населения. Низ пирамиды – это люди (сословия, касты, классы и т. п.), живущие в нищете, за чертой бедности. Ну а середина – это, соответственно, средний класс населения.
Хотя социальная дифференциация и осуществляется по этим четырем доминирующим факторам, существуют еще множество различных оснований для ее осуществления. Так, социальная дифференциация может осуществляться по различиям между людьми, обусловленным их физиологическими и психическими особенностями. Например, можно разделить людей на группы по их росту, характеру, темпераменту, цвету волос, по их талантливости, одаренности и другим признакам, которые можно перечислять до бесконечности.
Причины неодинакового положения людей в обществе: К. Маркс– социальное неравенство порождено частной собственностью и эксплуатацией человека человеком.
Все эти статусы, образующие социальную структуру, различаются, но они не обязательно занимают определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы брюнетки и блондинки дифференцированы, но, ни один из них не считается выше другого – они просто разные.
Первое, что можно наблюдать в обществе – это социальная группа.
Социальная группа – это относительно устойчивое сообщество людей, взаимодействующих для достижения каких либо целей или потребностей.
Социальные группы бывают:
большими и малыми;
устойчивыми и неустойчивыми;
Принадлежность человека к той или иной социальной группе определяет статус личности.
Вообще, в социологии существует целый ряд классификаций социальных групп. Они могут различаться:
1.по значимости объединяющих критериев: номинальные и реальные;
2.по типу взаимосвязей: первичные и вторичные;
3.по количеству членов: малые и большие;
Самыми крупными социальными группами считаются классы.
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства которой они обладают. (В. И. Ленин)
Классы очерчивают группы людей, имеющих общий социально-экономический и политический статус.
Центральной темой социологии является социальная стратификация, которая объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Главными измерениями стратификации являются – доход, власть, образование и престиж. (П. Сорокин)
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения труда, т. е. социальных благ.
Термин «стратификация» пришёл из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Основанием для стратификации служит лестница доходов, бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые – верхнюю.
Степень социальной стратификации, т. е. расслоения и неравенства, может меняться с течением времени в одной и той же стране.
Высший класс – богатые – занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии. Они лучше оплачиваются и в большей степени связаны с умственным трудом. Вожди, короли, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, учёные составляют элиту общества. Обычно богатые не одиночки, а семьи и семейные кланы. Класс богатых разбивается на верхний (миллиардеров) и нижний (просто богатых миллионеров).
Средний класс – в индустриально развитых странах составляет 60 – 80%. Он появился лишь в ХХв. В обществе выполняет специфическую функцию – стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, не давая им столкнуться. Средний класс состоит из тех кто сделал судьбу своими руками и, следовательно, заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности.
Средний класс – самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес.
Костяк среднего класса составляют представители малого бизнеса, менеджеры, фермеры, кадровые военные, техническая интеллигенция и т. д. Выделяют 3 слоя среднего класса: верхний, переходный к высшему, средний, собственно средний класс, нижний.
Андеркласс «социальное дно».
Маргинал – человек покинувший одну страту и не адаптировавшийся к другой. Под маргинальностью понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих пограничное положение в обществе. Маргинальная группа отвергает определённые ценности той культуры, в которой возникает и утверждает собственную систему ценностей.
Маргинальные группы и общности формируются на границах социальных слоёв и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому. Процесс маргинализации на современном этапе рассматривается как процесс деклассирования. Причиной возникновения маргинальных групп служит ухудшение материального уровня населения, девальвация традиционных ценностей. К маргиналам также могут принадлежать и люди вполне благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.
Социальное действие. Данное понятие также считается одним из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей.
Впервые в социологию данное понятие было введено и научно обосновано М. Вебером. Он определял социальное действие как осознанное действие человека, ориентированное на поведение других и воздействующее на них.
Любое социальное действие должно включать в себя:
1.действующее лицо;
2.потребность в активизации поведения;
3. цель действия;
4.метод действия;
5. другое действующее лицо, на которое направлено действие;
6. результат действия;
Виды социального действия:
1.Разумные или целерациональные — когда просматривается определённая цель;
2. Ценностные — просматриваются эстетические, моральные, либо другие идеалы;
3.Эмоциональные или аффективные — вызванные психическим состоянием человека (любовь, радость, злость, гнев и т.д.);
4. Традиционные — основанные на традициях, обычаях или привычках;
Социальные действия бывают межличностными и совместными.
Впоследствии социальные действия перерастают в социальные отношения. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Так, предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, продавец – как в возможном покупателе.
Социальный институт. Социальные структуры, которые обеспечивают устойчивость связей и отношений в обществе, называются социальными институтами. Понятие «социальный институт» не абстракция, они предстают перед нами в качестве зримых объектов. Всего выделяют 5 основных социальных институтов:
• институт семьи и брака – потребность в воспроизводстве рода;
• политические институты – потребности в безопасности и социальном порядке;
• экономические институты – потребности в добывании средств к существованию;
• институты образования – потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров;
• институт религии – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;
Внутри основных институтов скрываются более мелкие образования. Общая черта социальных институтов – выполняемые ими функции. Функцией социального института называют ту пользу, которую он приносит обществу. Если пользы нет, то функция превращается в дисфункцию. Плюс в минус.
Как мы уже выяснили общество не однородно по своему составу. Исходя из этого, возникают различные социальные противоречия и конфликты. Противоречие зарождается, созревает и приводит к конфликту. Борьба противоречий является источником развития в природе. Социальные противоречия зарождаются стихийно, они отражаются в сознании людей, определяя тем самым отношение человека к человеку, группы к группе, государства к государству.
Конфликт – это особая сторона социальных противоречий. Конфликт – «столкновение» — это отсутствие согласия между двумя или более лицами; столкновение различных интересов, взглядов, мнений. 80% конфликтов возникают помимо желания его участников.
Психологический план выхода из конфликтной ситуации:
1.выслушать мнение оппонента;
2. не употреблять категоричных фраз во время конфликта;
3.не делать вывода за оппонента;
4. поставить себя на место собеседника;
5. молчание, пауза;
Социальные конфликты в зависимости от того, кто является их субъектами, можно подразделить1. внутриличностные;
2.межличностные;
3. внутригрупповые и межгрупповые;
4. этнонациональные;
5. международные;
По масштабам и распространённости выделяют конфликты: локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.
Источник