Что значит изучение нового

Содержание
  1. 5 распространенных ошибок при изучении чего-то нового
  2. 1. Отсутствие четкой конечной цели
  3. 2. Незнание всех этапов обучения
  4. 3. Наличие нереалистичных ожиданий
  5. 4. Использование неправильной стратегии
  6. 5. Попытка обучиться в одиночку
  7. Почему вы должны ежедневно учиться чему-то новому?
  8. Для общения с людьми
  9. Для более успешного разрешения проблем
  10. Чтобы мозг оставался молодым до старости
  11. Чтобы добиваться успеха в других областях жизни
  12. Чтобы улучшить качество внимания
  13. Для личностного развития
  14. Чтобы быть первым в своем деле
  15. Чтобы делать новые открытия
  16. Чтобы предотвратить болезнь Альцгеймера
  17. Пора начать учиться правильно
  18. Статья посвящается всем тем, кто:
  19. Что значит «научиться»?
  20. Главные принципы обучения
  21. 1 этап — кодирование
  22. 2 этап — консолидация
  23. 3 этап — припоминание
  24. Разрушаем мифы об «эффективном» обучении
  25. Метод 1. «Зарубки»
  26. Дидактические карточки
  27. Мнемотехника
  28. Генерация
  29. Разностороннее изучение

5 распространенных ошибок при изучении чего-то нового

Если ты похож на большинство людей, то, вероятно, переставал изучать что-то новое задолго до того момента, как твои старания начинали давать плоды. По какой-то причине ты не приобретал необходимого навыка так быстро, как ожидал, тебе надоедал изучаемый предмет или, может быть, у тебя просто не было достаточно времени для работы над собой.

Есть десятки ошибок, которые все мы совершаем, когда впервые изучаем что-то. Но сейчас мы разберем лишь пять самых частых из них, знание которых должно помочь тебе включиться в работу и избавиться от предрассудков.

1. Отсутствие четкой конечной цели

Без четкой конечной цели того, чего ты хочешь достичь, легко потерять мотивацию или сдаться при первых же сложностях. Давай рассмотрим разницу между плохой целью, хорошей и той, которая непременно заставит тебя добиваться впечатляющих результатов.

Плохая цель: «Я хочу выучить новый язык, чтобы поехать в Европу к следующему году».

Читайте также:  Что значит быть нескромным

Хорошая цель: «Я хочу научиться говорить по-испански, чтобы поехать в Испанию к следующему лету».

Четкая конечная цель: «У меня будет 15-минутная беседа с коренным испанцем на его родном языке за чашкой кофе в кафе в Мадриде в июле 2021 года».

Ты заметил разницу между первой и последней целями? Четкая цель всегда строится на «трех китах» — определенности, конкретности и измеримости. Только при соблюдении всех этих условий ты можешь быть уверен, что твоя цель действительно будет достигнута.

Слишком многие из нас ставят общие, неконкретизированные цели, которые лишают нас возможности визуализировать результат и фокусироваться на нём.

2. Незнание всех этапов обучения

Это ошибка, в которой может признаться любой из нас. Когда мы не знаем всех этапов обучения новому навыку, легко недооценить сложность этого процесса.

Несмотря на то, что есть способы сокращения кривой обучения во всем, также есть такое понятие, как прогресс. Чтобы получить устойчивые результаты, мы должны ему следовать. Например, ты не можешь перейти от нулевого знания испанского языка сразу же к свободному общению на нем, не достигнув вначале речевого владения языком. И ты не сможешь свободно говорить, не понимая основ грамматики, не имея словарного запаса и не зная структур предложений.

3. Наличие нереалистичных ожиданий

В быстро меняющемся мире, в котором мы живем, нелегко быть терпеливым. Кажется, что если мы не достигнем 10-кратного прогресса, то мы и вовсе не сдвинемся с места.

Нереалистичные ожидания могут причинить нам больше вреда, чем можно представить на первый взгляд. Вряд ли ты сможешь выучить иностранный язык за месяц или освоить новую профессию за пару месяцев. На смену твоей мотивации быстро придет разочарование.

4. Использование неправильной стратегии

Правильная стратегия может сэкономить сотни часов тяжелой работы. Обучение с умом так же важно, как и повторение, которое ты проводишь. Ты должен выработать привычку делать шаг назад, чтобы видеть, нет ли у тебя наиболее эффективной стратегии.

Ты также можешь применить закон Парето, чтобы понять, используешь ли ты правильную стратегию. Для этого лишь нужно честно ответить себе на вопрос: «Эти 20 % моего времени и энергии, которые я могу использовать, дадут 80 % моих желаемых результатов или нет?»

Например, если ты хочешь научиться говорить на иностранном языке, ты можешь просто пообщаться с носителем языка в интернете, а не учиться по книгам.

5. Попытка обучиться в одиночку

Когда мы решаем изучать всё в одиночку, не ища помощи со стороны профессионала, мы делаем процесс обучения намного сложнее для себя. Люди, у которых нет наставника или тренера, гораздо чаще бросают процесс обучения, нежели те, у кого есть поддержка и четкая стратегия, которой нужно следовать.

Практически в любом аспекте жизни у нас должен быть тренер, с которым мы работаем, будь то фитнес-инструктор, финансовый консультант, бизнес-наставник или преподаватель по иностранному языку.

Если ты хочешь, чтобы твои финансы были в норме, найми бухгалтера или финансового консультанта. Если хочешь прийти в форму — найми личного тренера. Если ты хочешь выучить новый язык — найди профессионального преподавателя.

Жизнь слишком коротка, чтобы разбираться во всех сложных аспектах в одиночку. Ты будешь приятно удивлен, насколько легче и быстрее сможешь двигаться к поставленной цели, если обретешь поддержку.

Источник

Почему вы должны ежедневно учиться чему-то новому?

Современный человек должен уметь адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. А это означает, что он непрестанно должен осваивать новые знания, умения и навыки.

Для общения с людьми

Новые знания нужны для того, чтобы при необходимости уметь обсудить любую тему – включая экономику, политику, погоду, спорт и многие другие. Развитый человек должен быть способным принимать участие в беседе на равных. И поэтому никому не стоит почивать на лаврах уже имеющихся знаний – ведь при любом раскладе они всегда далеки от идеала. Никогда нельзя угадать, где потребуются приобретенные знания — на важном собеседовании, во время общения с девушкой или же в компании новых друзей.

Для более успешного разрешения проблем

Именно посредством расширения имеющихся знаний человек становится способным подходить к трудностям с позиции творчества. Новые знания позволяют углубить понимание происходящих вокруг процессов. А это позволяет разрешать даже самые сложные трудности, используя творческий подход.

Чтобы мозг оставался молодым до старости

Американский профессор Майкл Мерцених много лет потратил на исследование нейропластичности мозга и разработку специальных упражнений, позволяющих сохранить и улучшить когнитивные функции. Исследователь считает, что одна из основных причин, по которым стареет мозг, заключается в снижении скорости обработки информации.

Происходит это по той причине, что мозг в зрелом возрасте не получает должной тренировки. «В детские годы, — поясняет Мерцених, — каждый человек проходит период интенсивного обучения. Он постоянно приобретает новые навыки и способности. Взрослый же человек продвигается вперед как пользователь тех способностей, которые он освоил в раннем возрасте. Основная причина старения мозга заключается в том, что человек редко берется за те дела, которые требуют высокого уровня концентрации внимания, напряжения его когнитивных способностей».

Например, такие действия, как чтение журнала, работа по известной специальности или использование родного языка, непосредственно связаны с использованием уже имеющихся навыков, а не с обучением. К тому времени, когда человек приближается к семидесятилетию, его мозговые структуры, отвечающие за нейропластичность, прозябают без регулярной тренировки уже порядка сорока-пятидесяти лет.

Любые тренировки меняют мозг. Когда же это происходит, в нем растет количество нервных связей. Серое и белое вещество начинают работать лучше. Вне зависимости от характера познавательной нагрузки, она позволяет тренировать мозг. И это актуально для любого возраста. Ведь мозг имеет способность меняться, которая не утрачивается даже в 90 лет.

Чтобы добиваться успеха в других областях жизни

Исследования показывают, что изучение одного предмета позволяет добиться успеха в других жизненных областях. Дело в том, что во время освоения новой информации в мозгу образуется множество уникальных связей с другими нынешними занятиями. В психологии этот феномен называется «косвенное обучение». Именно с его помощью Эйнштейн и другие лучшие изобретатели и художники добились успеха. Например, Эйнштейн осознал относительность времени во время своей работы в патентном бюро. «Битлз» занимались изучением зарубежной музыки и благодаря этому смогли стать легендами рок-н-ролла. Один из известнейших шеф-поваров мира Грант Акац исследовал абстрактное искусство, чтобы отыскать вдохновение для своего основного дела.

Чтобы улучшить качество внимания

Получение новой информации позволяет тренировать концентрацию внимания, память, а также умение решать нестандартные задачи. Ведь практически любой процесс обучения основан на визуальном и аудиовосприятии, которые требуют активности соответствующих зон коры головного мозга. Если эти области задействуются на регулярной основе, со временем они начинают функционировать все лучше и лучше. На уровне восприятия это проявляется в том, что человек становится более внимательным.

Для личностного развития

Познавать новое — значит осваивать нужную информацию, а затем и использовать ее в собственной жизни с целью саморазвития, достижения целей, получения определенных благ. Узнавать что-то новое – значит получать и теоретическую, и практическую информацию, которую можно использовать в решении необходимых вопросов как в профессиональной, так и в личной жизни. Поэтому получение новой информации часто является неотъемлемой частью повышения качества жизни. В данном отношении человек не может не учиться постоянно – за исключением тех случаев, если он не хочет развиваться.

Чтобы быть первым в своем деле

Человек, который каждый день узнает что-нибудь новое в своей профессиональной области, всегда будет оставаться на плаву. Его не сместят конкуренты, так как каждый день он приобретает новые знания и умения. Именно по этой причине по прошествии 1-2 лет простоя специалист теряет свою ценность.

Чтобы делать новые открытия

Всего знать невозможно, однако никогда нет предела совершенству. Новая информация позволяет каждый раз заново открывать человеку удивительный мир, в котором он живет. Всем известная пословица гласит: «Учение – свет, а неучение – тьма». Не стоит погружаться во тьму незнания. Ведь в противном случае можно упустить много интересного о нашем мире.

Новые знания позволяют иметь более широкую картину мира. Часто можно услышать, что многие области познания для человека не имеют практической ценности – например, зачем нужно исследовать историю Древнего мира, если все эти события происходили бог весть когда? Но все же эти знания могут принести пользу человеку – пусть она и не является сугубо практической. С помощью данной информации можно получить представление о том, как жили люди тех времен, расширить свое мировоззрение.

Чтобы предотвратить болезнь Альцгеймера

Исследования показывают, что люди, ежедневно тренирующие свои когнитивные способности, намного реже заболевают деменцией. Обучение новому позволяет мозгу формировать новые нейронные связи, которые несут ответственность за здоровье мозга. Но даже если случилось так, что у человека диагностируют болезнь Альцгеймера, то для него умственные тренировки будут не менее полезными, поскольку они значительно замедляют деменцию.

Источник

Пора начать учиться правильно

Статья посвящается всем тем, кто:

    до сих пор не может уснуть, после увиденной схемы паттернов из книги Банды Четырех

Что значит «научиться»?

Прежде, чем говорить о том, как эффективно учиться, не помешает дать определение слову «научиться».

Научиться — значит быть способным извлечь знание из головы тогда, когда это нужно.
Значит, неважно как много вы тратите время на обучение, если оно не позволяет вам пользоваться знаниями — оно бесполезно.

Вот основное, о чём мы поговорим ниже:

  • Знание без тестирования — не знание
  • Чем сложнее даётся обучение, тем надежнее знания
  • Зубрёжка — не работает, надо двигаться дальше 🙂
  • Вместо перепрочтение — вспоминайте!

Главные принципы обучения

Что стоит в основе эффективного обучения? Как бы парадоксально это не звучало, но основным двигателем в обучении является забывание. Именно забывание изучаемого материала способствует его освоению и запоминанию.

Давайте обсудим, как вообще происходит освоение нового материала.

Схема — «Этапы усвоения информации»

1 этап — кодирование

Это ваше ознакомление с материалом. Вы воспринимаете какую-то информацию через органы чувств, она интерпретируется в понятный для мозга вид. Теперь полученная информация хранится в вашей краткосрочной памяти и чтобы её закрепить, придется приложить усилия.

2 этап — консолидация

На этом этапе краткосрочные воспоминания закрепляются в долгосрочной памяти. Именно на текущем этапе мозг структурирует информацию, соотносит со старой, создаёт логические связи.

3 этап — припоминание

Припоминание — это усилие, которое вы делаете, когда пытаетесь вспомнить пройденный материал и именно при помощи припоминания мы лучше осваиваем и запоминаем информацию. Если же вы позволите себе немного забыть, что изучили, а потом постараетесь вспомнить — это даст большие результаты. Чем труднее нам даётся припоминание, тем сильнее эффект. Многократные припоминания способствуют лучшему усвоению материала — особенно, если это проходит через временные интервалы. Важно припоминать и то, что вы уже хорошо знаете. Ученые также выяснили, что чем проще вы что-то вспоминаете, тем хуже это откладывается в памяти. Если припоминание далось с трудом, то в памяти многое отложится. Именно поэтому стоит сначала попытаться вспомнить изученное, чем сразу получить готовый ответ.

Это наталкивает на мысль, что мозг ленив. Если мы никуда не подглядываем, когда пытаемся что-то вспомнить, мозг поймет, что информация важная и её следует закрепить. А если же вы сразу заглядываете в ответы… Тогда смысл её запоминать, если всегда можно подсмотреть?
Этот этап не является обязательным — можно обойтись и двумя. И в большинстве случаев мы так и поступаем — ознакомились с темой, что-то в нашу голову попало (это если тема нас реально интересовала и эмоционально затрагивала!), но большая часть бесследно забывается. То есть, время потрачено, тема «просмотрена», а знаний не остается.

Но перед тем как продолжить, нужно обсудить некоторые мифы, связанные с обучением.

Разрушаем мифы об «эффективном» обучении

Чтобы разобраться, как правильно учиться, нужно разобраться, как неправильно.

Итак, основой обучения, которое сейчас наиболее популярно являются следующие вещи:

  1. Интенсивное обучение
  2. Зубрёжка
  3. Перечитывание/Пересматривание

Интенсивное обучение
Интенсивное обучение — это такой тип обучения, когда вы полностью сосредоточены на одной теме, желая досконально в ней разобраться и, только после того, как у вас начало всё получаться, вы переходите к следующей теме. Казалось бы, что тут может быть неэффективным? Но исследования говорят об обратном.

Команду по бейсболу тренируют отбивать мячи. Один игрок бросает мяч, другой его отбивает при помощи биты. Мячи бросают разными способами, и задача того парня с битой — понять, какой же мяч к нему летит и отбить его. Группу спортсменов разделили на две части — одних тренировали так: сначала отрабатывается отбивания мяча одного типа броска, затем переходим к следующему типу броска. У спортсменов всё получается. Они легко приспосабливаются к каждому типу броска и довольны результатами.

Вторую группу тренируют иначе: типы бросков определяются случайно. Отбивающий не знает, какой тип броска будет следующим. Обучение сложнее и результаты во второй группе хуже, чем в первой. Вторая группа тренировками не довольна.

Проходит неделя. Всем спортсменам дают одно и то же задание — отбивать мячи определенного типа (раньше этим занималась только первая группа). Но происходит удивительное: справляются лучше те, кто тренировался во второй группе.

Делаем выводы.
Перемежающееся обучение казалось бы тормозило процесс научения. Но по итогам, процент усвоенных знаний по сравнению с обычным обучением был огромным. Знание, полученное разными способами, усваивается лучше и может применяться в разнообразных ситуациях, чего не скажешь об одностороннем знании.

Зубрёжка
Этот способ усвоения знаний знаком всем. Также всем известно, что после того, как мы что-то вызубрили, то с таким же успехом всё забудется спустя небольшой промежуток времени.

Метод зазубривания имеет следующие проблемы:

  1. Занимает много времени;
  2. Знания быстро забываются;
  3. Иллюзия понимания.

Третьей проблеме стоит уделить больше внимания — нашей оценке себя. Как известно, чаще всего мы не способны адекватно оценить свои способности. Часто случается, что мы приобретаем иллюзию понимания изучаемого предмета. Близкое знакомство с текстом после многократного перечитывания порождает иллюзию, будто вы знаете его смысл и уловили материал. Значит, нам нужны техники, которые позволят нам привести собственное суждение в соответствие с реальностью. В этом нам помогут разные методы по тестированию.

Перечитывание/Пересматривание
Что мы делаем, когда что-то подзабыли? Если нам неизвестны методы эффективного обучения, то скорее всего, мы не станем лишнего напрягаться и, вместо того, чтобы вспомнить, полезем в записи/конспекты, но в этом и заключается проблема. Если вы хотите запомнить материал, то нужно стараться припомнить всё самому.

Когда мы возвращаемся к пройденному материалу в виде конспекта, мы его быстро просматриваем. Создается ощущение, что всё элементарно и просто, что предмет нам понятен, ведь всё так легко вспоминается. К сожалению, это самообман.

Процесс припоминания — это тренировка перед реальной жизненной ситуацией, когда знание понадобиться здесь и сейчас. Если сейчас не будет попыток вспомнить информацию, то шанс, что вы когда-то воспользуетесь изученным материалом крайне мал. «Тренируйтесь, как будете играть, — и тогда сыграете, как тренировались».

Кратенько резюмируем:

  1. Давайте пытаться вспоминать
  2. Давайте будем проверять себя
  3. Давайте подходить к обучению с разных сторон и по-творчески

Теперь, когда мы рассмотрели основные проблемы при традиционном обучении, настало время ознакомиться с эффективными методами.

Метод 1. «Зарубки»

Вы читаете текст и встречаете фрагмент, который нужно запомнить. Что вы делаете? Сейчас вы должны оставить «зарубку». Зарубка — это составленный вами вопрос. Например, если мы читаем книгу про ООП и встречаем определение понятия «абстракция», мы ставим зарубку — заносим в отдельный документ вопрос «Что такое абстракция?» и записываем определение. Не обязательно записывать только одни лишь определения, вопросы можно задавать какие угодно — чем сложнее, тем лучше. Вообще практика составления вопросов очень важна. Поставьте себе вопрос: «какая главная мысль этой главы?» и после прочтения попробуйте дать ответ.

Дидактические карточки

Наверное уже многие слышали, что с помощью карточек удобно изучать английские слова. С одной стороны мы пишем слово, с другой — перевод слова на наш язык. Этот метод также эффективен и в нашем случае. Тем более, что оставляя «зарубки», о которых шла речь выше, у нас уже готовы вопросы и ответы (вот как удобно!). Конечно, все мы очень ленивые, поэтому привожу название замечательного приложения для этих целей — Anki, к тому же оно бесплатное. Кроме очевидного преимущества тестирования, Anki работает по принципу «интервального повторения». Если хотите узнать подробнее об этом способе обучения, то в интернете полно информации, я лишь кратко его опишу.

Интервальные повторения — это припоминание информации через некоторые промежутки времени, которые со временем необходимо увеличивать. Таким образом, в Anki у вас есть свой набор карточек с вопросами. После удачного ответа вы можете выбрать, что вспомнить это было легко и Anki не будет показывать эту карточку некоторое время. Если вы не можете вспомнить ответа как бы не старались, то укажите об этом Anki и теперь карточка станет появляться чаще.

Всё очень просто и эффективно — то, что хорошо известно будет появляться реже, а что известно плохо — чаще. Дидактические карточки — является одним из эффективных способов тестирования, так как не требует много времени на их составление. Но если у вас есть желание, то можете воспользоваться другими способами самопроверки.

Мнемотехника

Мнемотехника — это набор приемов, позволяющие вам вспомнить информацию. При помощи мнемотехники вы создаете своего рода зацепки, которые позволят вам добраться до какого-то знания. Наиболее известными мнемоническим правилом является стишок для запоминания последовательности цветов радуги. В интернете можно найти массу примеров, как применять мнемотехнику, но больше всего меня впечатлил особый метод — «дворец памяти», поэтому именно о нём я и расскажу.

Подбор ассоциаций — очень эффективный метод запоминания. Если мы потрудимся подобрать какую-то яркую ассоциацию к понятию, которое хотим запомнить, то после этого забыть его будет не просто. Но если мы хотим запомнить много связанных понятий, то их нужно где-то хранить. Дворец памяти — именно то место, где будут «жить» ваши ассоциации. Дворцом может быть всё что угодно: ваша квартира, подъезд, магазин, фильм(!) и так далее. Главное, чтобы «дворец» был вам знакомым. После того, как вы определитесь с дворцом, определите маршрут, по которому вы будете проходить дворец каждый раз. Это позволит вам разместить ассоциации так, чтобы всё не перепуталось. Таким образом, вы можете воспроизвести сложные понятие просто прогулявшись по своему дворцу.

Не сомневайтесь, что изложенный выше метод работает. Вся суть заключается в том, чтобы создать ту зацепку, которая вытащит из нашей головы необходимые знания и вышеизложенный метод — один из эффективных. Стоит добавить, что когда знания будут извлекаться из головы легко, надобность в зацепках пропадает.

Генерация

Идея данного метода заключается в том, что вы пытаетесь дать ответ ещё перед тем, как изучили тему. Это очень странно, но даже если вы совсем не знаете что вас ждёт, а всё же что-то попытались решить, то восприимчивость информации сильно возрастёт.

Разностороннее изучение

Если заметили, что с головой ушли в бесконечное повторение одной и той же темы — прервите эту тенденцию. Чередуйте изучение разных предметов, наработку разных навыков. Перемеживание однотипных задач развивает у вас способность различать их и выделять то общее, что есть между ними.

Вот и всё. Необязательно применять всё подряд — выберите хоть что-то, главное, чтобы вы перестали бесконечно подглядывать в ответы — вспоминайте!

Источник

Оцените статью