Что значит изучать теорию коммуникации

Теория коммуникации

Теория коммуникации – наука, которая занимается изучением коммуникативных процессов, систем и методов, их развитием и функционированием. Роберт Т. Крейг выделил 7 основных функций теории коммуникации:

  • коммуникация является средством обработки и передачи информации;
  • происходит формирование отношений между людьми;
  • при помощи коммуникации происходит взаимодействие знаковых систем;
  • коммуникация является практическим искусством речи;
  • коммуникативный процесс, который допускает оспаривание предложений;
  • коммуникация является воспроизведением общественного порядка;
  • коммуникация, как способ воздействия на общество.

На сегодняшний день существует большое разнообразие теорий. Ниже вы сможете ознакомиться с основными.

Теория Шеннон-Уивера

Данная модель коммуникации является одной из наиболее популярных практик. Согласно теории Шеннона-Уивера, передача информации происходит посредством источника, кодировщика, канала передачи самого сигнала, ресивера, а также приемника. Для данной модели передачи информации характерны следующие проблемы:

  • эффективность;
  • смысловая передача;
  • технические проблемы.

В современном мире общество столкнулось с проблемой межкультурной коммуникации.

Теория межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация представляет собой общение между людьми разных культур. Развитие интернета сделало межкультурную коммуникацию проблемной из-за постоянных конфликтных ситуаций. В межкультурной коммуникации можно выделить 3 основных правила:

  • участники должны научиться слушать, чтобы достичь понимания;
  • информация, передаваемая посредством интернета, создает неудобства для собеседников другой культуры;
  • необходимо стараться не допускать ошибок, общаясь с людьми разных культур.
Читайте также:  Что значит не отправлять уведомления

Для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию при общении с иностранцами, необходимо изучать их язык и культуру, ведь основная проблема может заключаться в незнании элементарного, что приведет к конфликту с собеседником. Однако есть вещи, которые характерны для представителей всех культур. Это — микровыражения, которые появляются на лице, в то время, когда человек испытывает эмоции. Научиться читать их поможет курс «Профайлинг» от Викиум.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация являет собой процесс производства и распространения сообщений для массового познания. К массовой коммуникации можно смело отнести радио, телевидение, периодическую печать, а также интернет.

Теория волшебной пули

По мнению Гарольда Лассуэлла, человек является абсолютно беззащитным перед силой пропаганды. В таком состоянии человеком достаточно легко манипулировать, когда «пуля» из одного мозга попадает в другой, изменяя чувства, эмоции и мотивацию.

Теория социальной ответственности СМИ

Суть теории заключается в том, что СМИ обязаны нести ответственность перед обществом. Они обязаны предоставлять исключительно правдивую и проверенную информацию, избегать тем насилия и преступлений, а также — разбираться в вопросах, которые они передают в массы.

Теория зависимости

Сторонники данной теории пришли к выводу, что СМИ удовлетворяют потребности большинства. Именно от их профессионализма зависит влияние на общество в целом. Такая зависимость прямо пропорциональна пропаганде, о которой говорилось несколько ранее.

Источник

Теория коммуникации

Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.

В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией. Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.

Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

  • Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
  • Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
  • Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
  • Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
  • Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.
  • Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.
  • Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом. Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.

Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.

Теория Шеннон-Уивера

Модель коммуникации Шеннон-Уивера была названа «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, используют этот термин для интегрированной модели концепции источника информации, передатчика, сигнала, канала, приемника, сообщения, информационного адресата, вероятности ошибки, скорости передачи данных, пропускной способности канала, а также шума (энтропии).

В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:

  • Источник информации: тот, кто производит сообщение (Шеннон и Уивер изучали речь по телефону).
  • Кодировщик (передатчик): то, что преобразует сообщения в сигналы (поддающиеся передаче). Здесь имеется в виду преобразование звуков человеческой речи в электрический сигнал.
  • Канал как средство передачи сигнала: например, телефонный кабель.
  • Ресивер или декодер: то, что реконструирует сообщение из сигнала.
  • Приемник: к примеру, человек, получающий сообщение.

Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.

  • Источник: источник информации, который «производит сообщение или последовательность сообщений, что должны быть переданы принимающему терминалу».
  • Отправитель: Шеннон называет этот элемент трансмиттером (передатчиком), который «каким-то образом воздействует на сообщение, чтобы создать сигнал, подходящий для передачи по каналу».
  • Канал: по Шеннону канал является «просто средством, которое используется для передачи сигнала от передатчика к приемнику».
  • Приемник: для Шеннона приемник «выполняет обратную операцию, осуществляемую передатчиком, который восстанавливает сообщение».
  • Назначение: для Шеннона целью является «человек или предмет, для которого предназначено сообщение».
  • Сообщение: это концепция или информация, которая отправляется получателю в устной, письменной, записанной или визуальной форме.
  • Энтропия (шум): это внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:

  • Проблема эффективности: насколько эффективно значение сообщения влияет на поведение.
  • Семантическая проблема: как передается смысл.
  • Техническая проблема: насколько точно может передаваться сообщение.

В настоящее время к проблемам добавилась и острая проблема межкультурной коммуникации.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:

  • Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
  • Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Сначала это было радио, периодическая печать, телевидение, теперь к нему добавился Интернет и другие средства электронной коммуникации.

Современное общество с его политикой, экономикой и культурой неразрывно связано с массовой коммуникацией. А с появлением интернета и его возможностями (например, системой обратной связи) влияние СМК на социально-психологическую, производственную и культурно-идеологическую области жизни достигло поистине гигантских масштабов.

Это огромная сила, которая зачастую используется отнюдь не во благо цивилизации, поэтому сейчас особенно актуально развивать в себе критическое мышление, иметь собственное мнение и всегда искать источники информации.

В области массовых коммуникаций существует множество теорий. Вот некоторые из них.

Теория формирования общественного мнения

Это совокупность социологических, философских и политологических взглядов, имеющих своей целью изучить механизмы и закономерности возникновения такого феномена, как общественное мнение.

У. Липман ввел такое понятие как «стереотипы», то есть упрощенные представления, которые формируют СМИ в головах людей.

Также долгое время ведутся споры о том, кто имеет моральное право формировать общественное мнение. Многие (если не все) попытки сделать это провалились.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла

Гарольд Лассуэлл выдвинул тезис об уязвимости сознания среднего человека, а под пропагандой имел в виду «менеджмент коллективных мнений с помощью манипуляции значимыми символами».

Он также утверждал, что человек по своей воле обращается к пропаганде и видит в ней средство успокоения, особенно в трудные времена (финансовые, личные).

Лассуэлл считал, что управление СМИ должна на себя взять научная технократия, которая будет осуществлять отбор информации. На данный момент эти мечты являются утопическими.

Теория волшебной пули

Эту теорию также выдвинул Гарольд Лассуэлл. Он описал ее следующей метафорой: «Волшебная пуля попадает из мозга одного человека в мозг другого, меняет его чувства, идеи, мотивацию и знания».

Он настаивал на том, что человек оказывается беззащитным перед силой пропаганды и приводил в пример Германию времен Гитлера, когда вся страна стала психологически неуравновешенной и чрезвычайно податливой для любых (даже самых грубых и примитивных) форм манипуляции.

Теория социальной ответственности СМИ

Согласно этой теории, сформулированной в 1940-х годах, пресса обязана нести ответственность перед обществом. Помимо этого, она должна придерживаться следующих принципов:

  • Ответственность должна быть связана с соблюдением точности, правдивости и объективности.
  • СМИ обязаны избегать всего, что ведет к насилию, преступлениям, унижению меньшинств и беспорядкам.
  • Общество вправе ожидать от представителей СМИ профессионализма, то есть умения разбираться в вопросах, которые они поднимают.
  • СМИ обязаны быть плюралистичными, то есть отражать разные точки зрения и критику (чтобы избегать пропаганды).

Теория зависимости

Сторонники этой теории считают, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов большинства. И чем лучше они это делают, тем эффективнее влияют на общество.

Если так, значит СМИ пытаются угодить большинству, даже если оно хочет исключительно «хлеба и зрелищ». Такую зависимость можно назвать обратной стороной пропаганды.

Рассмотренных теорий коммуникации вполне достаточно, чтобы составить о данной теме более-менее внятное представление. Но, конечно же, мы опустили множество деталей и нюансов, поэтому если у вас есть интерес к какой-то конкретной теории, пишите свои пожелания в комментариях – мы обязательно учтем их при создании будущих материалов.

Источник

Давайте учиться говорить или теория коммуникации на практике

У многих людей (вполне возможно, что и у вас) слово «теория» ассоциируется с чем-то скучным и малоинтересным. Однако если к этому слову добавить что-то более занятное и увлекательное, к примеру, «коммуникации», то получится нечто интересное. К тому же, если мы с уверенностью заявляем, что правильное использование знаний из теории коммуникации приведет вас к наилучшему результату в какой-либо деятельности, достижению целей, а также возможности управления людьми, вы точно остановитесь на данной статье. Итак, располагайтесь поудобнее.

Зачем нам нужно говорить?

Почему мы вообще прибегаем к коммуникации? Первое, что нужно отметить, отвечая на данный вопрос, – это потребность. Наше социальное поведение обычно связано с реализацией потребности, что напрямую зависит от других людей. Какие же именно потребности побуждают нас говорить? Назовем основные:

  • Избегание одиночества. Как представители общества, мы связываем нашу жизнь с другими людьми, элементарно приветствуя их, прощаясь с ними, поздравляя их и проч. (так называемое бессмысленное или ритуальное речевое поведение).
  • Самопознание путем сопоставления. Только общаясь с людьми, мы можем изучить себя, сравнивая те или иные качества, которые открываются по ходу взаимодействия. Кстати, отличным помощником на пути познания самого себя может служить наша интересная программа «Самопознание», где за 4 недели вы откроете 50 характеристик своей личности, что, безусловно, поможет вам для эффективной коммуникации.
  • Использование других людей (имеется в виду в хорошем смысле). Зачастую мы прибегаем к общению в целях удовлетворения потребностей (вызов эмоций, намерений, действий). Даже ребенок, который еще не может выражать свои мысли с помощью слов, начинает кричать (акт коммуникации), чтобы удовлетворить потребность в еде.
  • Владение информацией. В целях получения каких-либо сведений, мы обращаемся с вопросами к другим людям в ожидании ответа, что может нам помочь на пути реализации потребности.

Как видно, все отношения предполагают вступление в коммуникацию, и даже те, которые направлены на изучения себя самого.

Разрабатываем систему, по которой будем говорить

Итак, мы разобрались с тем, каковы основные цели коммуникации. Как же систематизировать знания в данной области? Ах, погодите, кажется, за нас это уже сделали!

В 1999 г. американским учёным-философом Робертом Т. Крэйгом в его самой известной и примечательной статье «Теория коммуникации как область знаний» (Communication Theory as a Field) была предложена теория коммуникации. До того момента обсуждались вопросы, связанные с общением людей, их взаимодействием, но заслуга Крэйга заключалась в том, что он разработал именно теоретическую базу для изучения коммуникации, которая считалась неизмеримой и сложной научной сферой.

Учёный предложил семь различных подходов, которые, с одной стороны, являются самостоятельными, а с другой, взаимодействуют между собой в процессе общения. Приведем список этих подходов:

  • риторический;
  • семиотический;
  • феноменологический;
  • кибернетический;
  • социально-психологический;
  • социально-культурный;
  • критический.

Давайте рассмотрим сущность каждого подхода и его действие в процессе диалога.

Риторический подход заключается в том, что во время беседы мы пытаемся применить способы и техники убеждения, прибегая при этом к искусству спора. Подбирая аргументы, тщательно и четко обосновывая свою точку зрения, мы дискутируем, пытаясь выглядеть более убедительными. Классическим примером применения риторического подхода при коммуникации служат споры Сократа, который пытался найти истину именно через путь дебатов.

Семиотический подход определяет взаимодействие людей посредством знаковых систем. Если вы пишете письмо или набираете текстовое сообщение, здесь в работу включается именно система кодирования ваших мыслей и ощущений.

Феноменологический подход определяет формирование отношений между субъектами коммуникаций. Согласитесь, есть разница между тем, общаетесь вы с сестрой или преподавателем, родителями или коллегами по работе. Каждый из возможных вариантов накладывает особенности в виде специфической лексики, стиля речи, используемых речевых оборотов и т.д.

Кибернетический подход предполагает раскрытие информации, которую вы передаете, и способ её передачи. Каждая новая беседа это посыл определенных сведений, каких-то знаний, данных, будь то обсуждение новой книги либо вопрос о завтраке.

Социально-психологический подход по Крэйгу содержательно определяется в соответствии с вашей индивидуальностью. Безусловно, специфика разговора будет зависеть от того, какие у вас взгляды на жизнь, чем вы интересуетесь, кто составляет ваше окружение и т.п. Допустим, если вы спокойный человек, вряд ли вам будет присуща агрессивная манера подачи материала.

Социально-культурный подход является скорее влиянием внешнего порядка и устройства общества. Познавая социальное и культурное окружение, мы выстраиваем ход мыслей определенным образом, что откладывается в нашем сознании и прослеживается в том, как мы ведем беседу.

И последний, критический подход нацелен на поиск истины через оспаривание и критику предлагаемой информации. Главное здесь – это анализ того, что собеседник предлагает вам, выяснение того, улучшит это положение либо усугубит.

Все рассмотренные подходы вступают в игру, когда вы становитесь участником коммуникации.

Как говорить эффективно?

Отличным способом улучшить свои коммуникативные навыки и добиться более эффективного взаимодействия с людьми может служить наша двухмесячная онлайн программа «Лучшие техники коммуникации», где вы узнаете о 72 коммуникативных техниках, собранных из десятков книг и тренингов. Здесь хотелось бы указать на некоторые приемы и лайфхаки, применение которых позволит вам общаться более продуктивно и быть приятным собеседником.

Будьте эмпатом

Умейте подстраиваться под эмоциональный тон вашего партнёра, слушайте то, как он говорит (темп и громкость речи, степень уверенности, сопровождающие чувства и др.), смотрите в его глаза, улавливайте невербальные способы общения (жесты, язык тела, движения).

Придерживайтесь актуальной темы

Если вы начнете обсуждать особенности гормональной системы человека с музыкантом, его это вряд ли увлечет, и такой диалог будет обречён на провал (если только у него нет второго медицинского образования). Подстраивайтесь под контекст вашей беседы и следите за её содержанием.

Слушайте

Да, слушайте больше, чем говорите. Не всем порой удается удержаться от комментариев либо порыва рассказать свою аналогичную историю. Однако психологически ваш партнёр чувствует, что его слова актуальны и нужны, что его мысли ценны, как раз, когда вы его слушаете.

Слушайте активно

Конечно, важно сохранять молчание, но не в течение всего разговора. Помните, что от вас периодически должны поступать сигналы о том, что вы слушаете. К числу таких сигналов относятся кивание, периодическое «угу», вопросы-уточнения, проговаривания (повторение за говорящим ключевых слов из фразы), резюмирование (перефразирование).

Подтверждайте прием информации

Существует петля обратной связи, состоящая из трех составляющих:

  • запрос («Вы бывали в этом месте?»);
  • ответ («Нет, никогда»);
  • подтверждение («О, как жаль»).

Суть петли заключается в том, что если вы отправляете запрос (задаете вопрос), то, получив ответ, вам необходимо на него отреагировать (отправить подтверждение), иначе в ходе диалога возникнет характер незавершенности и неудовлетворённости. Особенно важно не забывать о данном приеме в письменной речи (деловая переписка, формальные переговоры).

Задавайте вопросы

Человеку всегда приятно видеть какую-то обратную реакцию, а ведь если вы задаете вопрос, это значит, что вы слушали и заинтересовались. К тому же, благодаря вопросам, вы можете раскрывать своего собеседника, а значит, в некоторой степени им управлять.

Следуя указанным советам, вы заметите, что люди будут тянуться к вам больше. Тем не менее, помимо советов, давайте рассмотрим три запрета, которых лучше избегать:

  • Не перебивайте. Это просто невежливо, нетактично и признак моветона.
  • Не критикуйте. Никому не нравится признавать ошибки и слушать чье-то «субъективное мнение».
  • Не спорьте. Даже если не согласны с точкой зрения, постарайтесь выразить это в очень аккуратной форме (к примеру, «один мой знакомый полагал иначе…»), прочувствуйте последующую реакцию (принятие, согласие либо агрессия, опровержение) и стройте дальнейшую стратегию.

Да, именно стратегию. Ведь вступление в коммуникативный процесс – это всегда следование определённой стратегии. Помните, что вы имеете конкретную цель коммуникации, и чтобы её достичь необходимо быть терпеливым, стойким и тактичным. Все мы любим, когда нам достается внимание в той или иной форме. Постарайтесь давать ощущение того, что ваш партнёр по диалогу заслуживает вашего внимания и рассказывает интересные вещи.

Если у вас остались какие-либо вопросы по советам эффективной коммуникации, предлагаем вашему вниманию видеоролик, где можно послушать более подробно вышеописанный материал:

Помимо этого, вы также можете ознакомиться с нашей интересной статьей, посвященной теме коммуникаций и содержащей ряд других исследований в данной сфере. Наличие такого большого количества теорий коммуникаций объясняется тем, что эта область человеческой активности является очень обширной, сложной и порой неуловимой, потому что диалоги, выстраиваемые нами, модели поведения во время беседы, та или иная реакция – всё это непредсказуемо и подвержено влиянию слишком большого количества факторов.

Несмотря на наличие такого объема исследований, есть одно действенное правило, которое поможет вам при построении коммуникации: важно оставаться приятным и искренним человеком. Не менее значимо уметь ставить себя на место собеседника, представлять, что бы он хотел услышать, оценивать, в какой степени это устраивает вас и находить компромисс. В таком случае ваш собеседник потянется за вами и будет искать новые поводы для общения.

Источник

Оцените статью