Что значит измеримость цели

Содержание
  1. Измеримость цели, как обязательный критерий правильности ее постановки
  2. Измеримость цели
  3. Почему так важна измеримость цели?
  4. Выводы
  5. Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:
  6. Цели SMART: 10 примеров + инструкция от ТОП-менеджера
  7. SMART критерии
  8. Критерий 1. S – Specific
  9. Критерий 2. M – Measurable
  10. Критерий 3. А – Achievable
  11. Критерий 4. R – Relevant
  12. Критерий 5. T – Time bound
  13. примеры
  14. Пример 1.
  15. Пример 2.
  16. Пример 3.
  17. Пример 4.
  18. Пример 5.
  19. неправильные примеры
  20. Пример 1.
  21. Пример 2.
  22. Особенности метода
  23. Измеримость цели
  24. Измеримость цели представляет собой наличие измерителей. Благодаря измерителям можно понять достигнута цель или нет. Желательно, что бы критерии были числовыми. Например, измеримость может выражаться во времени, в деньгах, килограммах, количестве и других параметрах. Многие ставя перед собой цель и не достигая ее опускают руки. Причин, почему она не достигнута может быть много. Но в большей степени все зависит от ее измеримости.
  25. Если цель не измерима, то и понять, что ее достигли не возможно. Не видя результатов человек теряет интерес, и не добивается чего он хочет. Как можно понять выполнил ли цель человек «заниматься спортом»? Разве цель будет считаться достигнутой если человек позанимался спортом только 1 раз в течение 5 минут? Это считается расплывчатой целью, и она труднодостижима. А вот когда ставим себе более конкретные указания «заниматься спортом три раза в неделю по 30 минут» это будет гораздо правильнее.
  26. SMART-цели: подробный обзор метода
  27. Что такое (коротко)
  28. История
  29. Достоинства метода
  30. Критерии
  31. Конкретная (S — Specific)
  32. Измеримая (M — Measurable)
  33. Достижимая (A — Attainable)
  34. Актуальная (R — Relevant)
  35. Ограниченная во времени (T — )
  36. Алгоритм постановки
  37. Шаг 1. Сформулируйте потребность
  38. Шаг 2. Проверьте ее на актуальность
  39. Шаг 3. Сделайте цель конкретной
  40. Шаг 4. Определите количественные показатели
  41. Шаг 5. Установите дедлайн
  42. Шаг 6. Проверьте достижимость цели
  43. Шаг 7. И еще раз актуальность
  44. Альтернативные варианты расшифровки SMART
  45. Недостатки метода
Читайте также:  Если алат выше чем асат что значит

Измеримость цели, как обязательный критерий правильности ее постановки

Чтобы правильно поставить цель, нужно помнить о нескольких обязательных признаках, которые должны быть у этой цели.

Одним из таких признаков является наличие измеримых критериев достижения цели. Без этого ни настоящей мотивации, ни объективности факта достижения вам не видать. Поговорим об этом важном признаке подробнее.

Измеримость цели

Можно сказать, что этот признак у цели есть, когда достижение цели будет определяться путем достижения неких числовых критериев. Проще говоря, «заниматься спортом», «похудеть», «увеличить доход» – это все не цели, а словоблудие. Правильные цели должны быть измеримы. Перефразируем идущие выше примеры в правильный вариант. «Заниматься спортом 3 раза в неделю по 40 минут», «похудеть до 70 кг», «увеличить доход на 30 тысяч рублей за 2 месяца». Вот это правильные измеримые цели.

Почему так важна измеримость цели?

По нескольким причинам. Во-первых, если цель не измерена, то, как вы поймете, что достигли ее? Как поймете, выполнили вы цель «заниматься спортом» или нет? К примеру, позанимались вы 5 минут 1 раз в неделю – это считается выполненной целью? А когда мы пишем «заниматься спортом 3 раза в неделю по 40 минут» – это уже более конкретно. Тут либо будет сделано как полагается, либо нет.

Вторая причина, почему надо делать цели измеримыми – это мотивация. Причем мотивация очень сильная.

Бывало у вас такое, что вы что-то запланировали, и вот уже почти сделали, но надо еще чуть поднажать и получится!? Еще 5 раз отжаться – и новый рекорд! Еще 1 гол забьет любимая команда и победа! Эти примеры хорошо иллюстрируют то, как повышается мотивация, когда цель измерима, и мы можем отслеживать свой прогресс на пути к ее достижению.

Читайте также:  Низкий уровень лептина у женщин что значит

Выводы

Подводя итог вышесказанному, скажу простую, но очень важную в постановке целей истину – цели должны быть измеримы. Всегда. Если цель не измерима и ее достижение не выражено в числе, то это не цель, а пустые слова.

А если вы хотите научиться правильно ставить цели и выработать в себе навык гарантированного достижения целей, то вам сюда, тут есть кое-что интересное.

Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:

🙂 Если вы оставите комментарий ниже – что вам понравилось, что не понравилось, какие вопросы есть? Мне будет приятно почитать

🙂 Если захотите поделиться ссылкой на эту заметку у себя в соц. сетях, то ниже есть кнопки, при помощи которых можно легко это сделать

Источник

Цели SMART: 10 примеров + инструкция от ТОП-менеджера

SMART – это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам.

И чтобы Вам было понятнее, я сразу перейду к примерам постановки целей по модели SMART. Они в таблице.

Неправильно Правильно (цель по SMART)
Открыть новый магазин Открыть новый магазин по адресу: Красногвардейский бульвар, к августу 2020 г. не превышая бюджет в 1 млн. руб.
Написать книгу Выпустить книгу на тему “Миграция Хомячков” объёмом не меньше 300 страниц, к августу 2020 г.
Увеличить продажи Увеличить годовой объём продаж на 10 % к декабрю 2019 г. за счёт увеличения среднего чека
Увеличить конверсию лидов Поднять конверсию (обработку) лидов до 15%, с помощью повышения профессионализма продажников
Увеличить количество сделок За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров на 20% от новых клиентов через внедрение CRM-системы

Цель – это понимание конечного результата Ваших действий. И чем подробнее Вы представляете этот результат, тем лучше и легче сможете достичь цель. Как раз в этом и помогает SMART технология.

SMART критерии

Аббревиатура из английских букв SMART (расшифровка ниже) ставит каждой букве одно из требований оценки цели. Далее подробнее о SMART критериях.

Критерий 1. S – Specific

В переводе: Конкретность и ясность

Цель по системе SMART должна быть ясной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу, бизнесу.

Вопросы: что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Наша ли это цель?

Пример: “Увеличить количество продаж”, “Выйти на новый рынок”, “Реанимировать клиентскую базу”.

Критерий 2. M – Measurable

В переводе: Измеримость

Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде.

Вопросы: Какие результаты покажут завершение цели? Сколько и чего мы хотим приобрести? Какие факты подтвердят, что цель по SMART оказалась достигнута?

Пример: “250 миллионов рублей”, “5 семинаров в месяц”, “15% конверсии”.

Критерий 3. А – Achievable

В переводе: Достижимость

Заявленные в подходе SMART цели должны быть одновременно и достижимы, и амбициозны. Даже несколько на грани возможностей. И не забывайте про имеющиеся ресурсы, а то их может попросту не хватить на Ваши амбиции…

Вопросы: Сможем ли мы достичь эту цель по SMART? Не слишком ли она сложная или лёгкая? Что может помешать, а что помочь?

Пример: “Наши конкуренты имеют 15% доли рынка, мы, обладая лучшими ресурсами, можем занять все 20%”.

Критерий 4. R – Relevant

В переводе: Согласованность, важность

Цель должна быть согласована с основными целями компании и планами. Действия цели по методу SMART должны помогать выполнению главной миссии предприятия. Важна также согласованность по ресурсам и сотрудникам.

Вопросы: Для чего нам нужен этот результат? Мы это делаем для того, чтобы что? Соответствует ли эта цель стратегическим целям и миссии компании? Не противоречит ли эта цель другим задачам?

Пример: ”Именно отдел сопровождения договоров способен помочь исследовать клиентов, чтобы повысить вторичные обращения в отдел продаж”.

Критерий 5. T – Time bound

В переводе: Определённость по срокам

Должен быть установлен конечный срок для промежуточных и для конечных итогов, по истечению которого будет ясно, насколько мы близки к запланированному.

Вопросы: Сколько времени нам нужно для того, чтобы прийти к успеху? Когда должен быть получен запланированный результат?

Пример: “К 31 декабря 2019 года”, “к дате экзамена”, “за 4 месяца”, “за 1 год”.

примеры

Теперь, когда Вы уже знаете, что такое SMART по буквам, разберём подробнее правильно структурированные цели по принципу СМАРТ и составим анализ на каждую букву.

Интересно. Получить максимум прибыли от рекламы проще с Roistat. Сервис поможет привлечь больше трафика, увеличить конверсию и повысить лояльность клиентов. Кликайте и тестируйте -> Roistat (Промокод “INSCALE1120” + 7500 руб на баланс)

Пример 1.

SMART формулировка для бизнес-тренера: “Записать два вебинара на тему “Постановка целей по системе SMART” до 31 марта 2019 г. для привлечения новых клиентов.”

  1. S (конкретность) – цель адекватная для бизнес-тренера;
  2. М (измеримость) – два вебинара в две недели;
  3. А (достижимость) – цель достижимая, есть наработки и аудитория;
  4. R (важность) – для привлечения новых клиентов;
  5. Т (срок) – это будет до конца марта.

Пример 2.

Техника постановки SMART для руководства отдела: “Внедрить CRM-систему “Мегаплан” в отдел продаж к 20 апреля 2020 г. для автоматизации процессов и контроля.”

  1. S (specific) – CRM система определена;
  2. М (measurable) – сотрудники вносят клиентов и план в CRM;
  3. А (achievable) – в феврале обучение, в марте перенос данных, в апреле аттестация персонала;
  4. R (relevant) – для автоматизации, аналитики и контроля;
  5. Т (time bound) – срок установлен.

Пример 3.

Технология SMART для отдела продаж: “За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров с новыми клиентами на 20% за счет внедрения скриптов продаж.”

  1. S (конкретность) – работа проводится с отделом продаж;
  2. М (измеримость) – 20 % от общего числа новых клиентов;
  3. А (достижимость) – скрипты готовы, осталось обучить сотрудников;
  4. R (важность) – увеличения прибыли компании;
  5. Т (срок) – точно установлен.

Так интересно!

Пример 4.

Глобальная цель предприятия по продаже чая в формате SMART: “По истечении 5 лет занимать 40% доли рынка г. Новосибирск по продаже чая.”

  1. S (specific) – увеличение доли рынка до конкретной цифры;
  2. М (measurable) – известна доля рынка текущая, известна цель;
  3. А (achievable) – ресурсы есть, компания развивается, открываются новые филиалы;
  4. R (relevant) – реализация миссии предприятия;
  5. Т (time bound) – срок пять лет.

Важно. Хотите оптимизировать продажи и повысить клиентоориентированность? Рекомендую использовать виртуальную АТС, с ней Вы сможете распределить входящие звонки, получить информацию о клиенте до начала разговора и отследить KPI продаж каждого сотрудника. Кликайте и тестируйте проверенный сервис -> UIS (Промокод “9912” +2000 руб на счёт)

Пример 5.

Для студента формат постановки такой: “Купить квартиру не дороже 3 млн.руб. в районе своего вуза к концу 4 курса, чтобы переехать от родителей.”

  1. S (конкретность) – покупка квартиры для молодого человека;
  2. М (измеримость) – договор купли-продажи подтвердит достижение цели;
  3. А (достижимость) – на 3 курсе можно найти работу для оплаты ипотеки;
  4. R (важность) – для построения личной жизни;
  5. Т (срок) – конкретный срок есть.

неправильные примеры

На практике часто цели и задачи компаний, даже будучи условно структурированными, формируются неправильно. И сейчас я Вам расскажу про самые типичные ошибки формулировок.

Пример 1.

Долго размусоливать не буду и сразу продемонстрирую Вам список целей, формулирование которых является неправильным:

  1. Ознакомиться с материалами по статье;
  2. Обеспечить конкурентных преимуществ на рынке;
  3. Развить понимание сотрудниками общих целей компании;
  4. Повысить эффективность подразделений к Новому Году;
  5. Максимизировать присутствие компании на рынке;
  6. Сделать сайт по продаже межрегиональной недвижимости;
  7. Изменить отношение подчинённых к работе;
  8. Улучшить качество нашего обслуживания клиентов.

Эти формулировки цели не отвечают ни одному из критериев SMART. И как бы утрировано это ни выглядело, но многое из перечисленного – это реальные примеры.

Пример 2.

И еще один пример (какой не должна быть цель), Вы можете увидеть на рисунке ниже.

Неправильная формулировка цели

Хорошо видны намерения компании стать лучше, чем она есть, но совершенно не понятно что, как и в какие сроки будет выполняться.

На основании этих планов сложно формировать инструкции к действию для конкретного сотрудника или всего отдела, и курс компании больше всего похож на “вырулить куда-то туда”.

Особенности метода

У метода SMART, как и у любого другого инструмента, есть свои правила, которым нужно соответствовать, а также плюсы и минусы. И далее расскажу о них подробнее.

Источник

Измеримость цели

Не все знают, как правильно ставить и достигать цель. Что бы правильно определить цель, необходимо знать несколько признаков, которыми должна обладать цель. Одним из таких признаков является наличие измеримости в достижении цели. Без этого нет мощной мотивации, да и вряд ли удастся достигнуть поставленной цели, и понять прогресс проделанных действий.

Измеримость цели представляет собой наличие измерителей. Благодаря измерителям можно понять достигнута цель или нет. Желательно, что бы критерии были числовыми. Например, измеримость может выражаться во времени, в деньгах, килограммах, количестве и других параметрах. Многие ставя перед собой цель и не достигая ее опускают руки. Причин, почему она не достигнута может быть много. Но в большей степени все зависит от ее измеримости.

У каждого человека есть цели, и они должны быть правильно поставлены. Например, заниматься спортом, стать богаче или похудеть-это не цель, а словоблудие (пустые слова). Все правильные цели должны обладать измеримостью. А вот если поставить себе цель заниматься спортом четыре раза в неделю, увеличить свой доход до 40 тысяч за месяц или похудеть за неделю на 5 кг, вот это и считаются измеримые цели.

Измеримость цели очень важна.

Если цель не измерима, то и понять, что ее достигли не возможно. Не видя результатов человек теряет интерес, и не добивается чего он хочет. Как можно понять выполнил ли цель человек «заниматься спортом»? Разве цель будет считаться достигнутой если человек позанимался спортом только 1 раз в течение 5 минут? Это считается расплывчатой целью, и она труднодостижима. А вот когда ставим себе более конкретные указания «заниматься спортом три раза в неделю по 30 минут» это будет гораздо правильнее.

Цели необходимо обязательно делать измеримыми, так как это мотивация при чем очень сильная. Когда цель измерима, можно с легкостью отслеживать свои достижения на пути к цели. У каждой цели должна быть своя мера, по которой можно будет определить промежуточный результат или итог. Так же человеку необходимо создать систему поощрений за достигнутый промежуточный результат. Когда человек регулярно измеряет степень достижения он не сворачивает с пути. Самостоятельно корректирует временные рамки, оптимизирует свои ресурсы и опирается на окружающую среду. Так же не стоит скрывать поставленных целей от своих близких. Зачастую они могут способствовать достижению цели. В таком случае и идти к своей цели будет гораздо легче.

Источник

SMART-цели: подробный обзор метода

Система постановки целей SMART появилась в годах прошлого века и очень быстро стала популярной. Сегодня она повсеместно используется в бизнесе, в управлении проектами, и, разумеется, в . Что не удивительно: эта методика значительно облегчает процесс планирования, а сами планы делает более понятными и осуществимыми.

В этой статье мы выясним, что представляют собой и как они формулируются, а также разберем их основные достоинства и недостатки.

Что такое (коротко)

— это максимально точные и конкретные цели, в которых нет никакой двусмысленности или неопределенности. Если, например, обычная цель может формулироваться как «повысить выручку магазина», то в формате SMART она будет звучать так:

  • Повысить выручку магазина на 30% до 1 декабря 2019 года.

Само слово smart (читается «смарт») переводится с английского как «умный». Термин представляет собой аббревиатуру, где каждая буква — это критерий, которому должна соответствовать цель. Чаще всего расшифровка аббревиатуры SMART выглядит так:

  • S — Specific (конкретная). Формулировка цели подразумевает конкретный и проверяемый результат.
  • M — Measurable (измеримая). Достижение цели можно измерить в количественных показателях.
  • A — Attainable (достижимая). На достижение цели хватает ресурсов (например, времени или денег).
  • R — Relevant (актуальная, уместная). Цель действительно важна и стоит усилий, затраченных на ее достижение.
  • T — (ограниченная во времени). Установлен крайний срок (дедлайн), к которому эта цель должна быть достигнута.

Считается, что правильно сформулированная цель должна отвечать всем этим требованиям или хотя бы большинству из них (более подробно мы разберем их в разделе «Критерии SMART»).

Вот примеры целей, сформулированных по принципам SMART:

  • Увеличить валовую прибыль компании на 10% за IV квартал.
  • В течение года сократить количество брака на 70%.
  • Открыть 30 филиалов компании в странах СНГ до 2024 года.
  • Сократить за лето время доставки нашей пиццы по городу до 30 минут.
  • Научиться подтягиваться на перекладине 20 раз до 1 сентября.
  • Выучить 3000 самых распространенных немецких слов к Новому году.

Такие предельно точные формулировки помогают создавать детальные планы и лучше контролировать процесс достижения цели. Используя технику SMART, мы словно разрабатываем алгоритм предстоящих действий: простой, понятный, исключающий какой бы то ни было элемент случайности. И чтобы достичь цели, достаточно следовать жестко заданным директивам этого алгоритма, не отклоняясь в сторону. Например:

Писатель запланировал «написать книгу объемом 240 тысяч слов за 4 месяца».
Следовательно, ему нужно каждый день писать по 2 тысячи слов,
не нарушая это правило.

хорошо подходят для краткосрочного планирования и для тех ситуаций, в которых более или менее можно прогнозировать результат.

плохо подходят для долгосрочного планирования и для планирования в условиях нестабильности и неопределенности. Например, вряд ли стоит планировать «рост продаж на 20% за три месяца», когда в мире разгорается экономический кризис.

История

Техника SMART стала применяться в примерно в конце годов прошлого века. Как и многие другие методики, она была позаимствована из бизнеса и управления предприятием (то есть обычного менеджмента).

Сама же технология SMART имеет долгую историю: ее идея «вызревала» фактически на протяжении всего XX века.

О том, что формулировка целей влияет на их достижение, говорилось давно. Особенно важную роль в этом вопросе сыграли исследования известного американского психолога Эдвина Локка. Например, в 1968 году он опубликовал статью «О теории мотивирования и стимулирования задачами» (Toward a Theory of Task Motivation and Incentives), где убедительно показал, что эффективность работы во многом зависит именно от правильной постановки целей.

Однако еще в первой половине XX века в бизнесе стала набирать популярность концепция «управления через цели». Ее разработкой, например, занимался такой видный теоретик менеджмента, как Питер Друкер (иногда ему ошибочно приписывают авторство самой системы SMART). При этом в деловой литературе все чаще упоминали важность отдельных : конкретности, измеримости, постановки дедлайнов

Все эти идеи обобщил американский Джордж Т. Доран. В 1981 году в журнале Management Review он опубликовал статью «Умный способ постановки целей и задач для менеджеров» (There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives), где впервые предложил использовать аббревиатуру SMART и описал основные критерии . Именно он официально и считается автором этого метода.

Заметим, что в отличие от популярной сегодня версии, у Дорана буква A означала не Attainable (достижимая), а Assignable (назначаемая). То есть, при постановке цели следовало сразу назначать того, кто будет отвечать за ее реализацию. Это требование остается актуальным для предприятий и государственного управления.

В 1985 году американский эксперт по менеджменту Кеннет Бланшар вместе с двумя соавторами выпустил книгу «Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство» (Leadership and the One Minute Manager). В ней упоминалась предложенная Дораном методика SMART, но уже немного в другой интерпретации.

Книга Бланшара стала бестселлером, что поспособствовало широкому распространению этой техники.

Достоинства метода

Популярность целеполагания по SMART во многом связана с тем, что эта техника очень облегчает процесс планирования и достижения цели. Вот только некоторые ее преимущества:

Рассмотрим их чуть более подробно.

1. Отсев неудачных вариантов. Оценка достижимости и актуальности помогает еще в самом начале исключить те цели, за которые не стоит даже браться. Это позволяет избежать напрасной траты времени и сил.

2. Преобразование желаний в план по их исполнению. цели — это, по сути, уже и есть план, только описанный в самом общем виде. Его остается лишь детализировать и выполнить.

3. Профилактика прокрастинации. Технология SMART обеспечивает естественный переход от планирования к действию. Установка крайнего срока достижения цели (дедлайна) уже как бы подразумевает необходимость как можно скорее приступать к работе. Если же дедлайна нет, работу можно бесконечно откладывать на потом.

4. Удобство декомпозиции и планирования. Временные рамки и количественные показатели помогают сразу понять, на какие этапы или подзадачи следует разделить цель.

Например, мы планируем «выучить 1000 новых английских слов за 4 месяца». Легко посчитать, что для этого нам каждый месяц нужно достигать одной и той же промежуточной цели: «в течение месяца выучить 250 новых слов».

5. Мониторинг движения к цели. Измеримость цели помогает отслеживать прогресс, что является отличным источником мотивации. А если в работе вдруг пойдет не так, мониторинг позволит сразу же это заметить.

6. Профилактика недобросовестной работы. Точная цель не позволяет «имитировать» работу. Если цель сформулирована как «писать статью», человек может написать одно предложение, а потом со спокойной совестью смотреть котиков на YouTube. Если же его цель «написать до вечера 2000 слов», он уже не сможет так легко себя обманывать.

7. Повышение шансов на успех. Все перечисленные выше факторы увеличивают вероятность того, что цель в итоге будет достигнута.

Критерии

Описанные выше преимущества возникают благодаря пяти критериям, под которые «подгоняется» каждая . В совокупности эти критерии делают цель максимально точной, понятной и выполнимой. Но даже если использовать их по отдельности, они все равно способны принести ощутимую пользу.

Рассмотрим критерии SMART по порядку.

Конкретная (S — Specific)

Конкретная цель — это цель, которая подразумевает конкретный, очевидный и проверяемый результат.

Например, формулировка «поработать в саду» не подразумевает никакого внятного результата. Если человек придет в сад и просто два раза махнет лопатой, то при желании он может засчитать это как достижение цели. Все формальности соблюдены: он действительно был в саду и действительно работал.

Если же цель сформулирована как «покрасить в саду изгородь», то результат у такой работы будет более очевидным. Изгородь не покрашена? Значит, цель еще не достигнута. И если со стороны вдруг захочет проконтролировать работу, он легко сможет это сделать.

Этот помогает понять две вещи:

1. Чего мы на самом деле хотим.
2. В каком случае цель будет достигнута.

Кроме того, необходимость получить конкретный результат заставляет более честно относиться к своей цели. Когда такой результат не предусмотрен, человек может просто тянуть время, создавая видимость работы.

Нет: Да:
Выучить английский Научиться свободно читать художественную литературу на английском
Создать свой бизнес Открыть магазин с чистой прибылью 400 тысяч в месяц
Соблюдать диету Исключить из рациона все сладкое и мучное
Совершить путешествие по Африке Побывать в Кении, Зимбабве и Камеруне
Посадить на даче что-нибудь полезное Посадить на даче лук, укроп и петрушку

Цель сформулирована правильно, если она понимается однозначно и не допускает разных интерпретаций. Например, формулировку «соблюдать диету» можно понимать как угодно: заменить эклеры круассанами, есть сладкое только по ночам (пока никто не видит) А вот формулировка «исключать сладкое и мучное» полностью перекрывает все эти лазейки.

Измеримая (M — Measurable)

Цель считается измеримой, если ожидаемый результат можно измерить и оценить. Чаще всего для этого используют количественные показатели: 30%, 100 тысяч рублей, 5 литров

Этот критерий делает цель еще более конкретной. Кроме того, он помогает отслеживать достижение цели и облегчает ее детальное планирование.

Предположим, мы решили «написать за месяц 30 заметок в корпоративный блог». Что нам дает это число? , выполнив несложную арифметическую операцию, мы сможем запланировать ежедневную повторяющуюся задачу: «написать в блог одну заметку». , теперь мы всегда будем точно знать, насколько уже приблизились к поставленной цели.

Нет: Да:
Повысить личный доход Зарабатывать 300 тысяч в месяц
Увеличить число подписчиков Увеличить число подписчиков в 3 раза
Научиться хорошо играть в Го Получить 1-й дан на KGS
Начать бегать по утрам Пробегать каждое утро по 3 километра
Похудеть Похудеть на 5 кг

Измерять цель можно не только в количественных, но и в качественных показателях. Например, для оценки знания английского языка больше подойдут уровни: Beginner, Elementary, Intermediate

Достижимая (A — Attainable)

Цель достижима, если для получения результата есть все необходимые ресурсы: время, силы, деньги, знания, социальные связи

Этот критерий помогает сразу выявить те цели, которые нам пока «не по плечу». Если не проверять цели на достижимость, можно потратить массу времени и сил, но так и не получить желаемого результата.

Это вовсе не означает, что нужно совсем отказываться от своих целей. Обычно достаточно их просто переформулировать и привести в соответствие со своими возможностями. Например:

Нет: Да:
Увеличить продажи на 50% к концу месяца Увеличить продажи на 20% к концу года
Похудеть на 15 кг за неделю Похудеть на 5 кг за месяц
Создать свой интернет-магазин Узнать, как создавать интернет-магазины
Свозить семью на отдых на Мальдивы Свозить семью на отдых в Геленджик
Купить замок в Шотландии Купить однокомнатную квартиру в Химках

Но тут нужно понимать, что «достижимость цели» понятие сугубо индивидуальное. Например, для бизнесмена из списка Forbes покупка замка в Шотландии может быть вполне рядовой задачей.

Актуальная (R — Relevant)

Актуальность цели означает, что эта цель действительно важна. А важной она будет в двух случаях:

  1. Мы действительно хотим ее достичь и готовы прикладывать для этого все усилия. Если, например, человек хочет «иметь атлетическое тело», но не готов ради этого тренироваться, значит, выбранная цель для него не так уж и важна.
  2. Если она нужна для достижения других важных целей. Например, цель «заработать денег» поможет достичь цели «построить дом».

Этот критерий играет примерно такую же роль, что и достижимость: помогает отсеять те варианты, за которые лучше не браться. Ведь даже если неактуальных целей и получится достичь, они не принесут ничего, кроме разочарования.

Если возникают сомнения в актуальности цели, можно поставить небольшую «проверочную цель». Например:

Нет: Да:
Внедрить «Крутую CRM» в своей компании Поработать с «Крутой CRM» две недели
Завести свою ферму Устроиться на время отпуска разнорабочим на ферму
Выучиться на программиста Месяц позаниматься на курсах программирования
Создать и раскрутить Youtube-канал о рыбалке Снять один ролик о рыбалке
Взять годовой абонемент в тренажерный зал Позаниматься две недели дома с гантелями

Проверять на актуальность можно не только саму цель, но и способы ее достижения. Например, цель «зарабатывать больше денег» достигается разными путями:

  • Найти более высокооплачиваемую работу
  • Добиться повышения на текущей работе
  • Открыть свой бизнес

Некоторые из этих способов будут для нас приемлемы, а другие — нет.

Ограниченная во времени (T — )

Этот критерий означает, что у цели должен быть дедлайн, то есть крайний срок ее достижения. Например: сделать до вечера, сделать к понедельнику, к концу года, к 25 октября

Для чего это нужно?

, для профилактики прокрастинации. Если у цели нет временных рамок, она воспринимается как необязательная. А это значит, что все мероприятия по ее достижению можно бесконечно откладывать и затягивать.

, временные рамки помогают грамотно распределять усилия и более точно планировать рабочий процесс. Если, например, нужно достичь цели в течение месяца, мы легко можем рассчитать тот объем работы, который должны выполнять за неделю или за день.

Нет: Да:
Похудеть на 10 кг Похудеть на 10 кг к лету
Сделать в квартире ремонт Сделать ремонт ко Дню рождения жены
Создать сайт Создать и запустить сайт до 11 февраля
Доделать иллюстрации для Олега Доделать иллюстрации для Олега к 18–00
Построить загородный дом Закончить строительства дома до 2021 года

Таковы вкратце критерии . Обратите внимание: в приведенных выше примерах мы для наглядности использовали не все критерии. На практике же очень желательно, чтобы цель соответствовала всем пяти требованиям.

Алгоритм постановки

Возникает закономерный вопрос: как сформулировать цель, чтобы одновременно учесть все перечисленные критерии?

В этом разделе мы рассмотрим простой алгоритм из семи шагов, который поможет быстро превратить любые желания или потребности в классические (этот процесс называется «смартированием»). В общем виде он выглядит так:

Хотим обратить ваше внимание на небольшой нюанс. При знакомстве с методикой у многих складывается впечатление, что формулировку цели нужно обязательно начинать с буквы S и обязательно заканчивать буквой T. На самом же деле порядок букв в слове SMART обусловлен исключительно удобством запоминания, а применять сами критерии можно в любом порядке. В нашем же алгоритме целеполагания порядок будет такой: RSMTAR.

Шаг 1. Сформулируйте потребность

Для начала сформулируйте свою потребность (желание, мечту, идею) в произвольном виде. Пока не нужно обращать внимания на сами формулировки целей. Просто спросите себя: чего я вообще хочу?

  • Увеличить прибыль
  • Повысить лояльность клиентов
  • Издать сборник своих стихов
  • Больше зарабатывать
  • Похудеть
  • Научиться играть на гитаре
  • Научиться программировать на Java

Это будет «исходный материал» для дальнейшей работы.

Шаг 2. Проверьте ее на актуальность

Теперь нужно разобраться, действительно ли эта цель так важна. Для ее анализа используйте следующие вопросы:

— Зачем мне это делать?
— Почему я собираюсь это делать?
— Я хочу это сделать, чтобы… что?

В некоторых случаях эти вопросы придется задать несколько раз, чтобы добраться до первопричины. Если в конце этой цепочки вопросов и ответов находятся ваши истинные желания, реальные потребности или глобальные жизненные ценности, то цель для вас действительно актуальна.

  • Почему я хочу похудеть? Чтобы лучше выглядеть. Почему? Мне хочется хорошо выглядеть (хорошая цель) .
  • Почему я собираюсь поступить в юридический институт? Потому что так хотят мои родители (плохая цель) .
  • Я хочу больше зарабатывать, чтобы… что? Чтобы обеспечивать свою семью. Почему? Потому что моя семья для меня очень важна (хорошая цель) .
  • Почему мы хотим издать ? Потому что так делают другие компании (плохая цель) .

Если нас терзают сомнения, мы можем создать небольшую «проверочную» цель.

Допустим, мы не уверены, что хотим «научиться хорошо рисовать». Для проверки создадим такую задачу: «позаниматься две недели по простой программе самообучения» (например, по книге Марка Кистлера). И если результат нам понравится, мы уже можем спокойно запланировать более амбициозное: платные курсы, занятия с педагогом

Шаг 3. Сделайте цель конкретной

Подумайте: по каким признакам вы поймете, что цель достигнута? Как будет выглядеть результат? Что вы готовы считать критерием качественно выполненной работы?

Цель: Ожидаемый результат:
Издать сборник своих стихов Твердая обложка, качественная бумага, красивые иллюстрации. Не стыдно подарить друзьям
Больше зарабатывать Денег хватает не только на жизнь, но и на путешествия
Похудеть Не испытываю комплексов на пляже и в спортзале
Научиться играть на гитаре Могу исполнять под гитару любимые песни

Представьте, что ваше желание будет исполнять Золотая Рыбка. Как сформулировать для нее задание, чтобы результат вас не разочаровал? Имейте в виду, что рыбка не умеет читать мысли: все нужно выразить с помощью слов.

Шаг 4. Определите количественные показатели

Можно ли в измерить тот результат, который вы сформулировали на предыдущем этапе? Какие показатели вам нужны, чтобы достичь этого результата?

Обычная цель: Измеримая цель:
Больше зарабатывать Зарабатывать не менее 300 тыс. в месяц
Похудеть Похудеть на 12 кг
Научиться играть на гитаре Разучить аккомпанемент к 50 самым любимым песням

Числа нельзя брать наугад: они должны быть обоснованы и непременно приводить к результату, который мы наметили на прошлом этапе. Здесь можно ориентировать на три вещи: математику, опыт (свой или чужой) и объективные факты об окружающем мире.

Например, чтобы узнать, на сколько именно килограммов нужно похудеть, следует предварительно рассчитать свой нормальный вес (скажем, по формуле ИМТ). А если мы хотим читать художественную литературу на английском, нам нужно выяснить, какой уровень знания языка соответствует этому результату.

Шаг 5. Установите дедлайн

Теперь нужно установить крайний срок достижения цели. Посчитайте, сколько времени потребуется для достижения тех показателей, которые вы нашли на прошлом этапе.

Обычная цель: Цель с дедлайном:
Больше зарабатывать Зарабатывать не менее 300 тыс. в месяц через полгода
Похудеть Похудеть на 12 кг к лету
Научиться играть на гитаре Разучить аккомпанемент к 50 самым любимым песням за 4 месяца

Опять же: все сроки желательно обосновать, а не брать их наугад. Например: почему я хочу похудеть именно к лету? Чтобы не стыдно было носить летнюю одежду и появляться на пляже.

Но чаще всего срок просто определяется тем временем, за которое можно достичь требуемых показателей. Здесь опять же следует опираться на математику, опыт и общеизвестные факты.

Например, если мы физически способны писать по 1000 слов в день, то на книгу объемом в 200 тысяч слов у нас уйдет примерно 6–7 месяцев. А если, например, мы собрались худеть, нам нужно уточнить у специалиста, с какой скоростью можно снижать вес без ущерба для здоровья (и какую диету для этого следует выбрать).

При постановке дедлайнов нельзя рассчитывать на «идеальный сценарий»: всегда может пойти не так. Рекомендуется добавлять к намеченным срокам небольшой запас времени (до 20–40%).

Шаг 6. Проверьте достижимость цели

Если на предыдущих этапах вы правильно рассчитали время и количественные показатели, этот этап вам может и не понадобиться. Но все же рекомендуем подумать над следующими вопросами:

  • Действительно ли можно достичь этих показателей за это время?
  • Хватит ли у меня знаний, навыков и опыта для достижения цели?
  • Не нужно ли мне предварительно поучиться?
  • Располагаю ли я всей необходимой информацией?
  • Хватит ли у меня на это времени? Денег? Здоровья? Самодисциплины?
  • Не требуются ли для достижения цели социальные связи (знакомства)?

Если ресурсов не хватает, потребуется сформулировать подготовительную цель, направленную на их получение. Например, если у нас недостаточно знаний, чтобы «создать сайт», мы можем «записаться на курсы » или «почитать статьи о создании сайтов».

Возможно, что после этого анализа вам придется изменить показатели для вашей . Например, цель «увеличить прибыль на 100% за 3 месяца» превратится в «увеличить прибыль на 50% за 4 месяца».

Шаг 7. И еще раз актуальность

Теперь вы примерно представляете, сколько времени и сил потребуется на достижение цели. Подумайте над следующими вопросами:

  • ли эта цель для вас важна?
  • Действительно ли она стоит тех усилий, которые нужны для ее достижения?
  • Готовы ли вы эти усилия прикладывать?

Если ответ на все эти вопросы положительный, то сформулирована. Можно смело переходить к ее детальному планированию.

Планирование , как правило, сводится к ее декомпозиции (то есть, к разделению на этапы или подзадачи) и определению первого шага.

Альтернативные варианты расшифровки SMART

Тот вариант метода SMART, который мы разобрали в этой статье, считается сегодня одним из самых популярных. Однако он не является единственным. В некоторых источниках аббревиатура SMART расшифровывается и строится из совсем других критериев.

В этой таблице мы собрали все самые распространенные варианты расшифровки:

Кроме того, некоторые авторы немного «дорабатывают» само слово SMART и получают другие аббревиатуры. Вот самые распространенные из них:

SMARTER. Добавлены критерии Evaluated (оцениваемая) и Reviewed (пересматриваемая). Это означает, что каждый этап достижения цели можно оценивать, а саму цель — периодически корректировать.

Другой известный вариант: Ecological (экологичная) и Recorder (записанная). Экологичность цели означает, что она не мешает другим целям и соответствует ценностям и характеру человека.

SMARTTA. Добавлены критерии Trackable (отслеживаемая) и Agreed (согласованная с другими целями).

SMARRT. Добавлен параметр Realistic (реалистичная).

Недостатки метода

В наши дни систему SMART очень часто идеализируют и преподносят как универсальное и безотказное средство достижения успеха. А в результате у читателя создается ложное впечатление, что каждую цель обязательно нужно смартировать, иначе ее не достичь.

На самом деле это не так: технологии SMART полезны далеко не во всех случаях. И несмотря на их достоинства, у них также есть и множество недостатков. Вот лишь некоторые из них:

1. Потеря гибкости. Следуя , мы словно превращаемся в живые компьютеры, выполняющие жестко заданную программу. На первый взгляд это удобно: мы избавляемся от ненужных раздумий, сомнений и рефлексий. Мы всегда хорошо знаем, что и когда следует делать, и просто делаем это.

Однако наш мир во многом построен на случайностях. И если обстоятельства вдруг меняются (а это происходит не так уж редко), все наши грандиозные планы по достижению «конкретных и измеримых целей» могут рассыпаться, как карточный домик.

2. Игнорирование благоприятных возможностей. Случайности в этом мире бывают двух типов: неприятности и благоприятные возможности. Неприятности искать не надо: они находят нас сами. А вот благоприятные возможности обычно нужно «высматривать», иначе мы рискуем их упустить.

Но целеполагание по SMART формирует у нас вроде «тоннельного зрения». Мы фокусируемся лишь на том результате, который наметили, и зачастую игнорируем все остальное.

3. Непригодность для долгосрочных целей. Чем больше времени проходит, тем сильнее меняется все вокруг: рынок, технологии, подходы к работе, законодательство

Чем больше срок достижения «умной цели», тем выше вероятность, что наши планы сорвутся. И тем выше вероятность, что к моменту достижения цель полностью потеряет свою актуальность.

4. Игнорирование более эффективных решений. Сосредоточившись на уже утвержденном плане работ, мы часто перестаем думать о том, как достичь своей цели более простыми и эффективными способами.

5. Предсказуемость. именно предсказуемость считается одним из достоинств модели SMART: мы точно знаем, что будем делать и на какой результат можем рассчитывать.

Но в условиях конкуренции это достоинство превращается в опасный недостаток: конкуренты легко могут просчитать наши дальнейшие действия и разработать эффективную контрстратегию.

6. Игнорирование человеческого фактора. Техника SMART относится к так называемому классическому . Она не делает поправку на психологию и исходит из того, что человек всегда действует рационально.

В действительности внутренний мир человека так же подвержен влиянию случайности, как и внешний. У нас регулярно бывают перепады настроения, периоды упадка сил и другие неприятности. В результате измеримость и конкретность легко может разбиться об приступ прокрастинации или какой-нибудь осенней хандры.

7. Стремление к упрощению. Человек, который постоянно использует принципы SMART, волей или неволей начинает упрощать свои цели. И это понятно: чем проще цель, тем легче подогнать ее под и тем легче ее достичь.

Очень показательная в этом плане история произошла в компании «General Electric», в которой была частью корпоративных стандартов.

Однажды у двух подразделений компании наметились серьезные проблемы. Тогда у этих подразделений спросили, какие они в настоящий момент перед собой ставят. Оказалось, что их цели были примерно такие:

  • Построить вокруг завода забор длиной 30 метров и высотой 2,5 метра к февралю.
  • Закупить до начала июня степлеры, ручки и настольные календари для канцелярии.

Проблем подобные цели, разумеется, не решали. Однако они легко формулировались и помогали быстро получить результат.

Итак, мы рассмотрели основные минусы . Важно отметить, что перечисленные недостатки метода вовсе не перечеркивают его достоинств. Метод SMART действительно дает отличные результаты для краткосрочных целей и для ситуаций, в которых можно прогнозировать результат. Если же ситуация требует гибкости, от использования лучше отказаться.

Источник

Оцените статью